Автор: Гусева Марина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Дс №22
Населённый пункт: Оренбургская область г БУгуруслан
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе посредством создания литературного мини–музея»
Раздел: дошкольное образование
1.
Информационный блок
1.1.
Актуальность опыта
1.2.
Ведущая идея опыта
1.3.
Условия формирования опыта
1.4.
Новизна опыта
1.5.
Адресность опыта
1.6.
Длительность работы над опытом
2.
Технология опыта
2.1.
Теоретическая база опыта
2.2.
Суть опыта работы
2.3.
Результативность опыта
3.
Заключение
Практическое приложение
Содержание
1.1.
Актуальность опыта
Одной
из
приоритетных
проблем
современного
общества
является
приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в век информатизации отношение
детей
к
книге
изменилось,
интерес
к
чтению
стал
падать.
По
данным
многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают
книге
просмотр
телевизора
и
видеопродукции,
компьютерные
игры.
Как
результат, школьники не любят, не хотят читать.
Художественная
литература
служит
могучим,
действенным
средством
умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает
огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Центральными
достижениями
психического
развития
в
дошкольном
возрасте следует считать образные формы познания и социальные эмоции.
Поэтому музейная форма представления материала обоснована, так как данная
форма
непосредственно
способствует
именно
образному
познанию,
а
уж
социальные эмоции – вопрос содержания музейных экспозиций. Фундаментом
музейной
педагогики
является
погружение
ребенка
в
специально
организованную среду, созданную при совместном участии детей, родителей и
педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из
дома экспонаты. В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в мини-музее
«Вгостях у сказки» не только можно, но и нужно. В обычноммузее ребенок -
лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.Причем
не только он сам, но и его родители.Именно музей становится источником
формирования интереса детей к художественной литературе.
Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что процесс приобщения
детей
дошкольного
возраста
к
художественной
литературе
посредством
создания
литературного
мини-музея
«В
гостях
у
сказки»
является
обоснованным и актуальным процессом.
1.
Информационный блок
1.2.
Ведущая идея опыта
Цель
опыта:Создание
условий
для
приобщения
детей
дошкольного
возраста к словесному искусству, формирования интереса и потребности в
чтении путём включения детей в многообразную деятельность литературного
мини - музея.
В процессе достижения цели решается ряд задач:
Образовательные:
-расширить представление детей о сказках;
-учить детей рассуждать;
-
формировать
умение
выразительно
читать
стихи,
инсценировать
эпизоды
сказок;
-обогащать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
-
развивать
умения
применять
свои
знания
в
беседе,
добиваться
связных
высказываний;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в
разных ситуациях.
Воспитательные:
- воспитывать личность ребенка на основе вечных нравственных ценностей.
1.3.
Условия формирования опыта
Для
успешного
приобщения
детей
к
художественной
литературе
и
решения поставленных задач необходимо создание мини-музея «В гостях у
сказки» в группе, включающего следующие разделы:
1 раздел: «Волшебный сундучок» с атрибутами из сказок: рукавичка для
сказки «Рукавичка», скалочка для сказки: «Лисичка со скалочкой», 3 стула
разных по высоте для сказки «три медведя» и т.д.
2 раздел: «Библиотека сказок».
3 раздел: «Волшебный театр», в котором имеются разнообразные виды
театров:
- Театр на фланелеграфе (сказки: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Маша
и медведь»).
- Магнитный театр («Курочка ряба»).
- Плоскостной театр («Смоляной бычок»).
- Пальчиковый («Рукавичка»).
- Театр Би-ба-бо («Теремок»).
- Настольный театр («Заюшкина избушка»).
4 раздел: «Угадай и поиграй».
Здесь
представлены
дидактические
игры,
пазлы
с
разными
сказками,
разрезанные картинки, с помощью которых дети составляют сказочных героев и
сюжеты из разных сказок.
5 раздел: «Галерея рисунков и картин по сказкам».
1.4.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в построении образовательного процесса и
приобщения дошкольников к художественной литературе при использовании
средств созданного в группе литературного мини-музея «В гостях у сказки».
1.5.
Адресность опыта
Полученные результаты будут иметь практическую ценность:
- для педагогов дошкольных образовательных учреждений;
- для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в
домашних условиях.
Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:
-
информационные
брошюры,
содержащие
описание
и
иллюстративный
материал методики проведения игр, организованных форм образовательной
деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми
в мини-музее «В гостях у сказки»;
- мастер-классы, мероприятия и ОД для педагогов города;
- консультации;
-
дни
открытых
дверей
для
родителей
и
педагогов
других
дошкольных
образовательных учреждений;
- сайт ДОУ.
1.6.
Длительность работы над опытом
С момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием и
действительной
заинтересованностью
художественной
литературой
у
дошкольников
до
момента
выявления
результативности
опыта
работы
по
использованию
музейной
педагогики
в
деятельности
дошкольного
образовательного
учреждения
как
средства
приобщения
детей
к
художественной литературе прошло 7 месяцев (май 2016г. – ноябрь 2016г.).
2.1.
Теоретическая база опыта
Слово «музей» п р о и с х о д и т
о т
г р е ч е с к о г о
с л о в а museion и
латинского museum - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.
Музей
–
это
учреждение,
которое
занимается
сбором,
изучением,
хранением
и
показом
предметов
и
документов,
характеризующих
развитие
природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную
или художественную ценность.
Теоретический
анализ
психолого-педагогической
литературы
позволил
констатировать тот факт, чтомузейная педагогика достаточно известное, хотя и
сравнительно
новое
направление
в
воспитании
дошкольников.
Изначально
музейная
педагогика
подразумевала,
прежде
всего,
сотрудничество
детских
садов
и
городских
музеев.
В
последние
десятилетия
музейная
педагогика
приобретает
большую
популярность
–
создаются
музейные
программы,
выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М.
Ю.
Коваль,
О.
В.
Дыбиной
Мини-музей
в
детском
саду
/
Рыжова
Н.
А.,
Логинова Л. В., Данюкова А. И. – М.: Линка-Пресс, 2008. 256 с.).
Основной
целью
музейной
педагогики
является
приобщение
подрастающего поколения к музеям, творческое развитие личности. Поэтому на
сегодняшний день музейная педагогика рассматривается, как инновационная
педагогическая технология.
В
условиях
детского
сада
невозможно
создать
экспозиции,
соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду
называют «мини-музеями».
Термин
«музейная
педагогика»
впервые
употребил
в
своей
книге
«Музей-образование- школа» в 1931 году немецкий ученый Г. Фройденталь,
занимавшийся проблемами взаимодействия музея и школы. Он сформулировал
совокупность требований к проведению занятий в музее:
- каждое посещение музея должно иметь определенную цель;
2. Технология опыта
- педагог и дети должны осознать, что посещение музея не развлечение,
а серьезная работа и поэтому к нему необходимо готовиться;
-
необходима
предварительная
подготовка
детей
перед
посещением
музея;
- обзорные экскурсии лучше не использовать для детей, так как они не
всегда
положительно
влияют
на
ребенка
и
трудно
принимаются
даже
взрослыми;
- при отборе экспонатов музея требуется учитывать возраст и интересы
детей;
- итогом посещения музея
должно быть самостоятельное творчество
детей – рисунок, сочинение, рассказ и пр.
В настоящее время в дошкольной музейной педагогике можно выделить
два крупных направления: сотрудничество детского сада с музеями, создание и
использование мини-музеев в дошкольном учреждении.
Огромную роль в решении проблем литературного образования детей
сыграли фундаментальные педагогические исследования Д. Б. Эльконина, А. Н.
Гвоздева, А. В. Захарова, посвященные роли художественной литературы в
словесной
деятельности
детей,
влиянию
восприятия
литературных
произведений
на
творческую
деятельность. Многие
педагоги
и
психологи
отмечают, что современные дошкольники все реже читают (и самостоятельно, и
со взрослыми). Несмотря на то, что во многих группах детских садов есть
книжные уголки для чтения и мини-библиотеки, сегодня речь идет о том, что и
сказка уходит из дошкольного детства, хотя без нее трудно представить детство.
К
сожалению,
современная
информационная среда меняет
жизнь
не
только
взрослых, но и детей. Как при этом развить у дошкольника интерес к чтению и
сформировать
любовь
к
книгам?
Именно
посредством
создания
в
группах
детского сада литературных мини-музеев.
2.2.
Суть опыта работы
Суть
опыта
работы
заключается
в
создании
в
группе
развивающей
предметно-пространственной среды по приобщению детей к художественной
литературе, а именно создание мини-музея «В гостях у сказки». Одной из
особенностей
которого
является
то,
что
каждый
экспонат
музея
доступен
ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать. Дошкольнику
свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно
лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется
до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается
полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети,
конечно,
с
помощью
воспитателя
имеют
возможность
взять
с
полки
заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть. Другими
словами нужно создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально
самореализоваться.
Можно
выделить
ряд
принципов,
которые
следует
учитывать
при
организации этих элементов развивающей среды:
Принцип
интеграции.
Мини-музей
создается
с
учетом
содержания
образовательной программы дошкольного учреждения и помогает реализовать
ее общие задачи и задачи отдельных разделов.
Принципы
деятельности
и
интерактивности.
При
подборе
экспонатов
необходимо помнить о том, что мини-музей должен предоставлять ребенку
возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать
детскую
инициативу.
Дети
могут
играть
с
экспонатами,
дополнять
музей
собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини-музее.
Принцип
природосообразности.
При
организации
мини-музеев
необходимо
учитывать
психо-физиологические
особенности
детей
разного
возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для
раскрытия личностного потенциала ребенка.
Принципы динамичности и вариативности. Эти принципы тесно связаны
с
принципами
интерактивности
и
деятельности.
Мини-музей
группы
периодически
меняется:
по
тематике,
экспонатам,
содержанию
уголков
для
самостоятельной
и
игровой
деятельности
и
т.д.
Содержание
мини-музея
обновляется каждый год с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Принцип разнообразия. Независимо от темы мини-музея, его экспонаты
должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и т.п.
Принцип
экологичности.
Важно,
чтобы
в
экспозиции
преобладали
экологически
безопасные
для
здоровья
ребенка
материалы,
в
том
числе
природного
происхождения.
В
оформлении
экспозиций
и
при
создании
некоторых экспонатов может использоваться бросовый, но чистый материал.
Принцип партнерства. Мини-музей детского сада является результатом
сотрудничества
взрослых
и
детей.
Этот
принцип
связан,
в
частности,
с
реализацией прав ребенка.
Методические формы работы с детьми дошкольного возраста в условиях
музея достаточно разнообразны:
- Обзорные и тематические экскурсии;
- познавательные беседы;
- викторины;
- образовательная деятельность с элементами игры;
- творческие задания;
- исследовательская деятельность;
- продуктивная деятельность;
- самостоятельная деятельность;
- дидактические игры;
- игры-развлечения;
- игры-путешествия;
-выставки.
2.3.
Результативность опыта
Исследование
уровня
сформированности
интереса
к
художественной
литературе у дошкольного проводилось на базе средней группы МАДОУ «Д/с
№22».
Для выявления уровня сформированности интереса к книге и чтению у
детей использовались следующие критерии:
интерес к слушанию чтения книг;
рассматривание иллюстраций;
понимание содержания литературного произведения;
пересказ прочитанного, беседа о произведении.
На основе выделенных критериев были определены следующие уровни:
Высокий
уровень
–
ребёнок
проявляет
стремление
к
постоянному
общению
с
книгой,
испытывает
явное
удовольствие
при
слушании
литературных
произведений.
Обнаруживает
избирательное
отношение
к
произведениям определённой тематики или жанра. Рассматривает иллюстрации
в книге. Может назвать любимую книгу. Может воспроизвести прочитанное из
книги,
пересказать
по
своему.
Демонстрирует
попытки
инсценировки
с
участием взрослого. Может слушать чтение более 20 минут.
Средний
уровень
–
ребёнок
с
интересом
слушает
чтение
книги,
но
испытывает затруднения при слушании более сложных видов произведений
(реалистические рассказы, лирическое стихотворение и так далее). Обращает
внимание
на
действия
и
поступки
героев,
но
игнорирует
их
внутренние
переживания.
Может
назвать
любимую
книгу.
Рассматривает
иллюстрации,
отождествляет
предмет
и
изображение.
Демонстрирует
интерес
к
тексту
произведения. Рассматривает и комментирует картинки в книге, совместно со
взрослым, иногда самостоятельно. Слушает чтение 15 минут.
Низкий
уровень
–
ребёнок
предпочитает
слушанию
чтения
другие
занятия.
Книга
в
основном
вызывает
интерес
в
качестве
игрушки.
Положительно откликается на предложение воспитателя послушать чтение или
рассказывание, но тяготения к общению с книгой не испытывает. Пассивен при
обсуждении книги. Эмоциональный отклик на прочитанное выражен слабо.
Для обработки полученных результатов, использовалась методика В.И.
Зверевой.
Диагностические
параметры
представляли
собой
вышеназванные
знания, которые оценивались по трёхбалльной шкале (1-3).
«1»
балл
выставлялся
тогда,
когда
знание
не
проявлялось
или
было
недостаточно сформировано.
«2» балла выставлялось тогда, когда знание проявлялось, и было достаточно
сформировано.
«3»
балла
выставлялось
тогда,
когда
знание
проявлялось
всегда,
и
было
достаточно полно сформировано.
Знания детей оценивались дважды. В начале работы над проектом «В
гостях у сказки» и в конце работы над проектом (Приложение 1). В диагностике
приняли участие 23 ребёнка.
Результаты оценки уровня сформированности интереса к книге и чтению
представлены в таблице.
Критерии
уровень
Интерес к
книге
Интерес к книге, к
рассматриванию
иллюстраций
Интерес к слушанию чтения книги,
понимание содержания
литературного произведения,
способность к проговариванию и
инсценировки
В
С
Н
В
С
Н
В
С
Н
Начало работы
14
5
4
14
4
5
12
7
4
Конец работы
16
6
1
16
6
1
14
7
2
Н а гл я д н о
у р о в н и с ф о рм и р о ва н н о с т и
и н т е р е с а
к
к н и ге
и
чтениюпредставлены в диаграммах.
Уровни сформированности интереса к книге и чтению
на начальном этапе
0
2
4
6
8
10
12
14
Высокий
Средний
Низкий
Уровни сформированности интереса к книге и чтению
на конечном этапе
0
2
4
6
8
10
12
14
16
Высокий
Средний
Низкий
Как видно, уровень сформированности интереса к книге и чтению у детей
среднего
дошкольного
возраста
вырос.
Наметилась
тенденция
повышения
количества детей с высоким и средним уровнями, в то время как количество
детей с низким уровнем уменьшилось по всем критериям.
Мини-музей «В гостях у сказки»представляет большие возможностине
только для приобщения детей к художественной литературе, но и для развития
личности
ребенка,
для
взаимодействия
с
семьей,
социумом
и
обогащение
предметно-пространственной
среды.
Главное
в
музее
–
не
ценность
самих
экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельности. Экспонаты
музея можно использовать в качестве пособий для проведения занятий, игровой
деятельности.
Поэтому разнообразие самостоятельной деятельности детей в мини-музее
«В гостях у сказки» способствует развитию творческой деятельности, сюжетно-
ролевых игр, интереса к читательской и даже исследовательской деятельности,
созданию детских проектов.
Итак, ознакомление детей с художественной литературой и каждодневное
использование экспонатов музея, как в режимных моментах, так и в игровой
деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение,
влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Мини-музей «В гостях у сказки», созданныйв средней группе «» МАДОУ
«Д/с №22», получился таким интересным, познавательным и ярким, благодаря
помощи детей, родителей и педагогов.
Перспектива развития мини-музея:
пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;
выставка детских работ по теме «Здравствуй, сказка!»;
оформление книжек – малышек родителями;
изготовление
театров
из
нестандартного
оборудования,
декораций
к
сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов;
3. Заключение
разработка
театрализованного
представления
«Вместе
со
сказкой»,
посвященного Международному дню музеев 18 мая.
Приложение 1 к опыту работы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципальное
образование «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида № 22»
ПРОЕКТ
на
тему
«
В
гостях
у
сказки
»
Подготовила:
Гусева М. С.
воспитатель первой
квалификационной категории
Бугуруслан - 2016
Оглавление
Пояснительная записка
Актуальность темы
Цель и задачи проекта
Условия реализации проекта
Методы и формы работы
Ожидаемые результаты
I.План-график мероприятий
II. Оценка результатов и отчетность
III. Приложения
Актуальность проблемы
Одной из важнейших задач современного образования России является
воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к
русской
культуре,
в
том
числе,
к
русской
литературе,
русским
народным
традициям и обычаям.
Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения чувство
патриотизма, сохранять традиции своей страны, формировать у дошкольников
чувство национального самосознания. С этими задачами прекрасно справляется
музейная педагогика.
Музейная педагогика является особым видом педагогической практики.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного
обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что
приобщение
к
культуре
следует
начинать
с
самого
раннего
детства,
когда
ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Социальная
значимость
музея
«В
гостях
у
сказки»
заключается
в
создании
развивающей
среды
-
совместном
участии
детей,
родителей
и
педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из
дома экспонаты. Общение – основное условие развития ребенка, важнейший
фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека,
направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.
Через сказку ребёнок может понять законы общества, в котором он родился и
живёт.
Опыт
показывает,
что
дети
лучше,
чем
взрослые,
чувствуют
притягательную силу сказки, однако, понять её мудрость самостоятельно им
удаётся не всегда, на помощь ребёнку должны прийти взрослые.
Наш опрос подтвердил, что родители редко читают детям книги – многие
дошкольники не знают названия, сюжета сказок, не могут по иллюстрации
узнать
её.
Анализ
ситуации
показал
необходимость
продумать
новые,
эффективные, нетрадиционные формы работы по ознакомлению дошкольников
с художественной литературой. Эта работа предполагала активное участие не
только педагогов, но и родителей.
Создание
мини-музея
в
детском
саду
является
одним
из
первых
источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.
Приоритетной
для
детского
сада
музея
решается
проблема
социализации
подрастающего поколения, музей является частью образовательного процесса.
Обязательным
является
сочетание
предметного
материала
с
программой,
ориентированной
на
проявление
творческой
активности
посетителя,
т.е.
ребёнка.
Цель и задачи проекта
Участники проекта: воспитатель, воспитанники средней группы и их родители.
Срок реализации: октябрь 2016 г. – ноябрь 2016 г.
Участники
проекта
Цель организации проекта
З а д а ч и
о р г а н и з а ц и и
проекта
Дети
Закрепить знания детей о
сказках, формировать
представление о сказочных
героях, совершенствовать
навыки и умения,
заинтересовать в совместном
творчестве детей и их
родителей.
- Воспитывать дружеские
отношения между детьми,
создать радостный
эмоциональный настрой,
воспитывать у детей любовь к
сказкам, поощрять
творческую инициативу.
- развивать представления
детей о сказках,
диалогическую и связную
речь, творческую
самостоятельность,
коммуникативные навыки,
традиции семейного чтения.
- знакомить с различными
видами сказочных
произведений, учить узнавать
персонажи сказок,
пересказывать содержание,
высказывать свое отношение
к героям сказки;
познакомить с новыми
сказками.
Педагоги
(воспитатели,
специалисты
ДОУ)
Создать условия для
воспитания у детей любви к
чтению художественной
литературы.
-Изучить информацию,
подобрать литературу,
иллюстрации клюбимым
сказкам;
-Создать РППС,
способствующую воспитанию
чувства любви к чтение
художественной литературы;
оформить выставку рисунков
« В гостях у сказки»;
выставку книг «Наши
любимые сказки»;
-Построение работы с
родителями по воспитанию у
детей любви к рисованию
иллюстраций к любимым
сказкам.
Родители
Повышать уровень
вовлеченности родителей в
деятельность ДОУ,
просвещать родителей в
вопросах воспитания у детей
любви к книге.
-Организовать совместно с
родителями фотовыставку;
-Привлечь родителей к
созданию проекта.
Условия реализации проекта
Для
успешной
реализации
проекта
и
решения
поставленных
задач,
следовательно, приобщения детей к художественной литературе необходимо
создание мини-музея «В гостях у сказки» в группе, включающего следующие
разделы:
1 раздел: «Волшебный сундучок» с атрибутами из сказок: рукавичка для
сказки «Рукавичка», скалочка для сказки: «Лисичка со скалочкой», 3 стула
разных по высоте для сказки «три медведя» и т.д.
2 раздел: «Библиотека сказок».
3 раздел: «Волшебный театр», в котором имеются разнообразные виды
театров:
- Театр на фланелеграфе (сказки:«Теремок», «Колобок», «Репка», «Маша
и медведь»).
- Магнитный театр («Курочка ряба»).
- Плоскостной театр («Смоляной бычок»).
- Пальчиковый («Рукавичка»).
- Театр Би-ба-бо («Теремок»).
- Настольный театр («Заюшкина избушка»).
4 раздел: «Угадай и поиграй».
Здесь
представлены
дидактические
игры,
пазлы
с
разными
сказками,
разрезанные картинки, с помощью которых дети составляют сказочных героев и
сюжеты из разных сказок.
5 раздел: «Галерея рисунков и картин по сказкам».
Методы и формы работы
Методические формы работы с детьми дошкольного возраста в условиях
музея достаточно разнообразны:
- Обзорные и тематические экскурсии;
- познавательные беседы;
- викторины;
- образовательная деятельность с элементами игры;
- творческие задания;
- исследовательская деятельность;
- продуктивная деятельность;
- самостоятельная деятельность;
- дидактические игры;
- игры-развлечения;
- игры-путешествия;
-выставки.
Ожидаемые результаты
Для детей:
-развитие интереса детей к сказкам;
-закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях;
-воспитание чувства дружбы и коллективизма;
-получить эмоциональный отклик от своей работы.
Для педагогов:
-оформление общей книги сказок по итогам творческого семейного конкурса
сказок собственного сочинения «Жили-были…»;
-изготовление совместных творческих работ с детьми и родителями;
-презентация проекта;
-формирование желания продолжить проектную деятельность;
-оформление проекта.
Для родителей:
-содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в
совместных мероприятиях, общие интересы;
-рост уровня информированности родителей о деятельности ДОО;
-укрепление детско-родительских отношений.
I.
План-график мероприятий
Этапы реализации проекта
№ этапа
Названиеблока
Сроки
1
Подготовительныйэтап
Октябрь
2
Основнойэтап (реализацияпроекта)
О к т я б р ь
-
Ноябрь
3
Организация
выставки
совместных
работ
детей и взрослых « В гостях у сказки»
Ноябрь
План реализации проекта
Этапы
проекта
Деятельность
детей
Деятельность
педагогов
Взаимодействие с
семьей
Подготовительный
Рассматривание
иллюстративного
материала по теме.
Участие в
обсуждении этапов
выполнения проекта
в зависимости от
желаний детей,
которые будут
осуществлять сбор
материала по
конкретной теме.
Вводное проведение
бесед с детьми (как
групповых, так и
индивидуальных)
Составление плана
работы над проектом,
распределение
заданий, обсуждение
с детьми пошагового
выполнения заданий
Обсуждение на
родительском
собрании
содержания
проекта.
Обсуждение
тематики
мероприятий в
русле выполнения
проекта
Основно
й
Сбор материала о
музее. Посильная
помощь в
оформлении,
Беседы при
осуществлении
режимных моментов,
проведение ОД
Заключ
ительны
й
Презентация детьми
мини-проектов
детей
Участие в ОД
Организация всех
видов детской
деятельности
(игровой,
Подведе
ние
итогов
Отражение своих
впечатлений в
рассказах, рисунках.
II. Оценка результатов и отчетность
Риски проекта: низкая заинтересованность и активность участников.
Способы фиксации и предъявления результатов
Фиксация результатов
Предъявление результатов
Изготовление сказок в рамках
творческого семейного конкурса
сказок собственного сочинения
«Жили-были…»
Выставка итоговой общей книги
сказок «Жили-были…»
Творческие театрализованные
Театрализованное представление
постановки «Парад сказок»
«Парад сказок»
Фотоотчеты
Трансляция опыта
Отзывы родителей и педагогов
Список литературы:
1.
Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2 – 5 лет. -
Издательство «Вако», 2011.
2.
Доронова, Т.Н. Играем в театр. – М.: Просвещение, 2004.
3.
Козлова,
С.А.
Дошкольная
педагогика.
-
М.:
Издательский
центр
«Академия», 2009.
4.
Петрова, Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова, Е.С. Подготовка и проведение
театрализованных игр в детском саду. – М.: Школьная Пресса, 2003.
5.
Русская народная сказка « Колобок». – М.: Оникс, 2000.
Смирнова
Е.И.
Современный
дошкольник:
особенности
игровой
деятельности // Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. - С. 7
Приложение№1
Подвижные игры и упражнения с ходьбой и бегом.
№ 1. Подвижная игра «Хитрая лиса».
Задачи:
Развивать
у
детей
выдержку,
наблюдательность.
Упражнять
в
быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.
Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от
друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим
закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе
хитрую
и
рыжую
лису!»,
дотрагивается
до
одного
из
играющих,
который
становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть
глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя
чем-нибудь.
Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем
громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая
лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я
здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного
лиса отводит домой в нору.
Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в
3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»
Если
лиса
выдала
себя
раньше,
воспитатель
назначает
новую
лису.
Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.
Варианты: Выбираются 2 лисы.
№ 2. Подвижная игра «Мышеловка».
Задачи: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со
словами, ловкость. Упражнять в беге, приседании, построении в круг, ходьбе по
кругу. Способствовать развитию речи.
Описание: Играющие делятся на 2 неравные группы. Меньшая, образует
круг – мышеловку. Остальные – мыши, они находятся вне круга. Играющие,
изображающие
мышеловку
берутся
за
руки
и
начинают
ходить
по
кругу,
приговаривая «Ах как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же
плутовки, доберемся мы до вас, вот поставим мышеловку – переловим всех
сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх образуя
ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее, по слову воспитателя
«Хлоп» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают – мышеловка
захлопнулась.
Играющие,
не
успевшие
выбежать
из
круга,
считаются
пойманными.
Пойманные
мыши
переходят
в
круг
и
увеличивают
размер
мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.
Правила: Опускать сцепленные руки по слову «хлоп». После того, как
мышеловка захлопнулась, нельзя подлезать под руки
Варианты:
Если
в
группе
много
детей,
то
можно
организовать
две
мышеловки и дети будут бегать в двух.
Дидактическая игра «Гуси-лебеди»
(с элементами мнемотехники)
Игра состоит из нескольких этапов.
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. После рассматривания таблиц осуществляется пересказ сказки с опорой
на образы, т.е. происходит отработка метода запоминания.
Цель.
Развитие
памяти,
мышления,
внимания,
а
именно
психических
процессов, тесно связанных с полноценным развитием речи.
Задачи.
1.
Расширять
представление
детей
в
умении
рассказывать
содержание
сказки с использованием мнемотаблиц.
2.
Развивать активную связную речь у детей в игре.
3.
Закреплять
умение
составлять
сказку
связно
в
логиче ской
последовательности.
4.
Активизировать
в
речи
слова
и
выражения,
позволяющие
начать
и
закончить сказку.
5.
Воспитывать любовь к сказке.
Материал. 3 мнемотаблицы.
Правила.
Участвуют
7–10
детей.Рассказывание
сказки
воспитателем.
Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено. Пересказ сказки
совместно воспитателя с детьми с опорой на образы (мнемотаблицы).
Игровые действия. Ответы детей на вопросы:
Из какой сказки? (Гуси-лебеди)
Чего не хватает на картинках? (Яблони)
Что было бы с Алёнушкой и Иванушкой, если на пути бы им не встретилась
«печка»?
Вариант 1. Рассматривание всех картинок по таблице.
Задание. В соответствии с опорой на образы в мнемотаблице (воспитатель
рассказывает, что она означает) в первом квадратике изображены Алёнушка и
братец Иванушка, во втором – Гуси-лебеди унесли Иванушку, в третьем –
встретилась печка; т. е. пересказ сказки.
Вариант 2. Показ мнемотаблицы без картинки – яблоня.
Задание. Какого героя не хватает из сказки?
Вариант 3. Рассматривание мнемотаблицы с вопросительным знаком.
Задание. Что было бы с Алёнушкой и Иванушкой, если на пути бы им не
встретилась «печка»?
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципальное
образование «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида № 22»
«
Приобщение
детей
дошкольного
возраста
к
художественной
литературе
посредством
создания
литературного
мини
-
музея
»
Опыт
работы
Подготовила:
Гусева М. С.
воспитатель первой
квалификационной категории
Бугуруслан - 2016