Напоминание

"Парные согласные в корне слова"


Автор: Высиканец Марина Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Мурманска СОШ № 18
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка
Тема: "Парные согласные в корне слова"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка во 2 классе

ОС «Школа 2100»

Учитель: Высиканец Марина Леонидовна

МБОУ г. Мурманска СОШ № 18

Тема урока: «Парные согласные в корне слова»

Тип урока: закрепление знаний и способов действий

Цель: Вспомнить различия между звонкими и глухими согласными звуками; продолжить

формирование представления детей о единообразном написании слова

Задачи урока:

Формирование познавательной мотивации, интереса к изучению русского языка через

открытие новых знаний, развитие доброжелательности, любви к природе, готовности к

сотрудничеству.

Регулятивные: формирование способности формулировать и удерживать учебную

задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей.

Познавательные: развитие умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать

гипотезы и выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные: развитие умения эффективно сотрудничать, грамотно излагать

собственную точку зрения и соблюдать правила общения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок?

УРОК:

Интересный

Познавательный

Развивающий

Плодотворный

- Чтобы урок получился таким, недостаточно действий одного учителя,

необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики?

УЧЕНИКИ:

Активные

Думающие

Работоспособные

1

Внимательные

Дисциплинированные

- Сможете стать такими? В конце урока мы проанализируем, получился ли он

таким, каким мы его хотели видеть.

II. Подготовка к введению темы.

1. Словарно-орфографическая работа (выборочное письмо)

- Ребята, послушайте отрывок из известного произведения.

Угадайте название и его автора.

(К.И. Чуковскоий «Айболит»)

строки «Приходи ко мне лечиться …»

- Кто пришел лечиться к доктору Айболиту? Запишем:

корова, волчица, медведь, заяц, собака, лисица.

- Какое задание можно выполнить?

- Что объединяет все эти слова?

- На какие группы можно разделить?

- Найдите «лишнее» слово. Почему оно «лишнее»? (Парная согласная)

2.

Догадайтесь, какая будет тема нашего урока?

Попробуйте сформулировать тему урока.

Парные согласные в корне слова

В нашем русском языке

Ходят пары «налегке».

Часто «хитрые подружки»

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать писать какую –

Эту букву иль другую.

Предстоит сегодня вам

Всё расставить по местам.

3.

Цель.

Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Используйте для этого

запись:

Повторить … (что ранее учили о парных согласных)

Учиться … (находить парные согласные в словах, проверять при написании,

подбирать проверочные слова)

Познакомиться с … (новыми словами)

- Что знаете о парных согласных?

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Верхний ряд всегда звенит.

2

Нижний – тихо говорит.

II. Основная часть

Сегодня мы не только повторим, но и побываем в Зоопарке.

1. - А что такое «Зоопарк»?

Зоопарк (сокр. зоологический парк)

Зоо (др. греч.) – живое существо

Парк (лат.) «загон, ограда»

Какое правило мы должны вспомнить, чтобы правильно написать

парные согласные? (подобрать проверочное слово, чтобы после парного

согласного стоял гласный).

Парные согласные – самые опасные!

В корне ты их проверяй –

Рядом гласный подставляй!

2. Работа в парах.

Алгоритм проверки парного согласного в корне слова:

Как вы должны действовать, чтобы не допустить ошибку при написании

диктанта с

орфограммой буквой парного согласного в корне слова?

(Мы должны воспользоваться алгоритмом)

Сегодня вы будете не составлять алгоритм, а восстанавливать его.

Алгоритм для проверки буквы парного согласного в конце слова.

Ребята, вспомним правила работы в группе.

Правила работы в группе.

• Умей выслушать другого.

• Уважай мнение других.

Самостоятельная работа – восстановление алгоритма.

Обсудите свои решения в парах.

Зачитайте

алгоритм

(обсуждение

алгоритма

в

том

случае,

если

алгоритмы

получились разные)

Алгоритм для проверки буквы парного согласного в конце слова (составленный)

1. Читаю слово …

2. В конце слова слышу парный звук …

3. Выделяю корень (если орфограмма в корне – надо проверить)

4. Изменяю слово (подбираю родственное) …

5. Проверяю …

6. Пишу букву…

3

7. Графически обозначаю орфограмму.

Физминутка для глаз

3. Самостоятельная работа.

На доске: … – верблю(д, т),

… – леопар(д, т),

… – дикобра(с, з),

… – мор(ж, ш),

… – жира(ф, в),

… – лоша..ь(т, д).

-Запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое. Выделите

корень.

4.

Специалисты, работающие в Зоопарке?

«Рабочий по уходу за животными» (по-другому

«кипер»

от англ. «keeper»)

Орнитолог – специалист, изучающий птиц.

- Что заметили? (Парная согласная)

- Как проверить? (Орнитологи)

Орнитология – наука, изучающая птиц.

Задание по рядам: Подобрать однокоренные слова, доказать графически. Найти

проверочное слово.

Голубь – голубок, голубка, голубиный

Лебедь – лебёдушка, лебединый, лебедка

Ястреб – ястребки, ястребок, ястребиный

Докажите, что слова однокоренные.

Найдите среди записанных слов проверочные

5. Работа с текстом.

- Какое животное появилось на слайде? (верблюд)

- Что вы знаете об этом животном?

Верблют – выносливое животное.

Ещё верблюды помогают людям перевозить грус.

Он помогает верблюду переносить жару и голот.

У него есть горп.

4

Задания по группам:

1 группа – исправить ошибки в предложениях. Списать предложения.

2 группа – исправить ошибки в предложениях, восстановить деформированный текст.

Списать текст.

3 группа – исправить ошибки, восстановить деформированный текст

и озаглавить

текст. Списать текст.

6. Работа в парах.

Следующее задание:

Вы должны

вставить в слова пропущенные буквы, правильно подобрав

проверочное слово. Не забывайте, пожалуйста, правила работы в парах.

Аист делает заря…ку –

То вприпры…ку, то вприся…ку.

Осьмино… надел перча…ки,

А тюлень удрал с площа…ки.

Пеликан играет ло…ко.

Вот что значит трениро…ка!

-

Что заметили?

(парные согласные в середине слова)

-

Как проверяли?

Физминутка «Хомка»

7. Творческая работа.

- Сейчас нас ждёт творческая работа. Вы попробуете составить

стихотворение о животных зоопарка.

- Что мы используем при составлении стихотворений? (рифму)

-

Подберите рифму к первой части стихотворения, запишите, вставляя

пропущенные буквы, объясните, почему вставили эти буквы.

На доске картинки с изображением животных: лев, осьминог, носорог, верблюд, ёж, крот.

Под ними надписи.

1. Это наш свирепый ле…

Отрастил он восемь ног.

2. В водоёме осьмино…,

Редко пить ему дают.

3. Вот могучий носоро...,

На клубочек он похож.

4. Вот двугорбый наш верблю…,

Очень страшен лёвин гнев.

5

5. Вот колючий умный ё...,

Под землёю роет ход.

6. Вот невидимый наш кро...,

Рог второй достать не смог.

III. Итог урока

Вернемся к целям нашего урока

- С чем вы сегодня познакомились?

- Какими знаниями по русскому языку вы сегодня поделитесь с родителями?

- Сможете ли вы рассказать своим друзьям что-то интересное и значимое по

теме урока?

- А какую роль играет тема сегодняшнего урока в вашей жизни? (грамотно

писать, красиво говорить, бережно относится к животным)

Самооцека.

Возьмите геометрические фигуры, соответствующие вашей работе на уроке:

Круг – «5»

Квадрат – «4»

Треугольник – «3»

Соответственно вы выбрали себе домашнее задание:

Круг – Составить текст о любом животном

Квадрат – Подобрать и записать 3 пословицы о животных

Треугольник - Найти 5 слов-названий необычных животных, подобрать

проверочные слова

6

7



В раздел образования