Автор: Высиканец Марина Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Мурманска СОШ № 18
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка
Тема: "Парные согласные в корне слова"
Раздел: начальное образование
Урок русского языка во 2 классе
ОС «Школа 2100»
Учитель: Высиканец Марина Леонидовна
МБОУ г. Мурманска СОШ № 18
Тема урока: «Парные согласные в корне слова»
Тип урока: закрепление знаний и способов действий
Цель: Вспомнить различия между звонкими и глухими согласными звуками; продолжить
формирование представления детей о единообразном написании слова
Задачи урока:
Формирование познавательной мотивации, интереса к изучению русского языка через
открытие новых знаний, развитие доброжелательности, любви к природе, готовности к
сотрудничеству.
Регулятивные: формирование способности формулировать и удерживать учебную
задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей.
Познавательные: развитие умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать
гипотезы и выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные: развитие умения эффективно сотрудничать, грамотно излагать
собственную точку зрения и соблюдать правила общения.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок?
УРОК:
Интересный
Познавательный
Развивающий
Плодотворный
- Чтобы урок получился таким, недостаточно действий одного учителя,
необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики?
УЧЕНИКИ:
Активные
Думающие
Работоспособные
1
Внимательные
Дисциплинированные
- Сможете стать такими? В конце урока мы проанализируем, получился ли он
таким, каким мы его хотели видеть.
II. Подготовка к введению темы.
1. Словарно-орфографическая работа (выборочное письмо)
- Ребята, послушайте отрывок из известного произведения.
Угадайте название и его автора.
(К.И. Чуковскоий «Айболит»)
строки «Приходи ко мне лечиться …»
- Кто пришел лечиться к доктору Айболиту? Запишем:
корова, волчица, медведь, заяц, собака, лисица.
- Какое задание можно выполнить?
- Что объединяет все эти слова?
- На какие группы можно разделить?
- Найдите «лишнее» слово. Почему оно «лишнее»? (Парная согласная)
2.
Догадайтесь, какая будет тема нашего урока?
Попробуйте сформулировать тему урока.
Парные согласные в корне слова
В нашем русском языке
Ходят пары «налегке».
Часто «хитрые подружки»
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую –
Эту букву иль другую.
Предстоит сегодня вам
Всё расставить по местам.
3.
Цель.
Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Используйте для этого
запись:
Повторить … (что ранее учили о парных согласных)
Учиться … (находить парные согласные в словах, проверять при написании,
подбирать проверочные слова)
Познакомиться с … (новыми словами)
- Что знаете о парных согласных?
В алфавите пары есть
Их у нас всего лишь 6.
Верхний ряд всегда звенит.
2
Нижний – тихо говорит.
II. Основная часть
Сегодня мы не только повторим, но и побываем в Зоопарке.
1. - А что такое «Зоопарк»?
Зоопарк (сокр. зоологический парк)
Зоо (др. греч.) – живое существо
Парк (лат.) «загон, ограда»
Какое правило мы должны вспомнить, чтобы правильно написать
парные согласные? (подобрать проверочное слово, чтобы после парного
согласного стоял гласный).
Парные согласные – самые опасные!
В корне ты их проверяй –
Рядом гласный подставляй!
2. Работа в парах.
Алгоритм проверки парного согласного в корне слова:
Как вы должны действовать, чтобы не допустить ошибку при написании
диктанта с
орфограммой буквой парного согласного в корне слова?
(Мы должны воспользоваться алгоритмом)
Сегодня вы будете не составлять алгоритм, а восстанавливать его.
Алгоритм для проверки буквы парного согласного в конце слова.
Ребята, вспомним правила работы в группе.
Правила работы в группе.
• Умей выслушать другого.
• Уважай мнение других.
Самостоятельная работа – восстановление алгоритма.
Обсудите свои решения в парах.
Зачитайте
алгоритм
(обсуждение
алгоритма
в
том
случае,
если
алгоритмы
получились разные)
Алгоритм для проверки буквы парного согласного в конце слова (составленный)
1. Читаю слово …
2. В конце слова слышу парный звук …
3. Выделяю корень (если орфограмма в корне – надо проверить)
4. Изменяю слово (подбираю родственное) …
5. Проверяю …
6. Пишу букву…
3
7. Графически обозначаю орфограмму.
Физминутка для глаз
3. Самостоятельная работа.
На доске: … – верблю(д, т),
… – леопар(д, т),
… – дикобра(с, з),
… – мор(ж, ш),
… – жира(ф, в),
… – лоша..ь(т, д).
-Запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое. Выделите
корень.
4.
Специалисты, работающие в Зоопарке?
«Рабочий по уходу за животными» (по-другому
«кипер»
от англ. «keeper»)
Орнитолог – специалист, изучающий птиц.
- Что заметили? (Парная согласная)
- Как проверить? (Орнитологи)
Орнитология – наука, изучающая птиц.
Задание по рядам: Подобрать однокоренные слова, доказать графически. Найти
проверочное слово.
Голубь – голубок, голубка, голубиный
Лебедь – лебёдушка, лебединый, лебедка
Ястреб – ястребки, ястребок, ястребиный
Докажите, что слова однокоренные.
Найдите среди записанных слов проверочные
5. Работа с текстом.
- Какое животное появилось на слайде? (верблюд)
- Что вы знаете об этом животном?
Верблют – выносливое животное.
Ещё верблюды помогают людям перевозить грус.
Он помогает верблюду переносить жару и голот.
У него есть горп.
4
Задания по группам:
1 группа – исправить ошибки в предложениях. Списать предложения.
2 группа – исправить ошибки в предложениях, восстановить деформированный текст.
Списать текст.
3 группа – исправить ошибки, восстановить деформированный текст
и озаглавить
текст. Списать текст.
6. Работа в парах.
Следующее задание:
Вы должны
вставить в слова пропущенные буквы, правильно подобрав
проверочное слово. Не забывайте, пожалуйста, правила работы в парах.
Аист делает заря…ку –
То вприпры…ку, то вприся…ку.
Осьмино… надел перча…ки,
А тюлень удрал с площа…ки.
Пеликан играет ло…ко.
Вот что значит трениро…ка!
-
Что заметили?
(парные согласные в середине слова)
-
Как проверяли?
Физминутка «Хомка»
7. Творческая работа.
- Сейчас нас ждёт творческая работа. Вы попробуете составить
стихотворение о животных зоопарка.
- Что мы используем при составлении стихотворений? (рифму)
-
Подберите рифму к первой части стихотворения, запишите, вставляя
пропущенные буквы, объясните, почему вставили эти буквы.
На доске картинки с изображением животных: лев, осьминог, носорог, верблюд, ёж, крот.
Под ними надписи.
1. Это наш свирепый ле…
Отрастил он восемь ног.
2. В водоёме осьмино…,
Редко пить ему дают.
3. Вот могучий носоро...,
На клубочек он похож.
4. Вот двугорбый наш верблю…,
Очень страшен лёвин гнев.
5
5. Вот колючий умный ё...,
Под землёю роет ход.
6. Вот невидимый наш кро...,
Рог второй достать не смог.
III. Итог урока
Вернемся к целям нашего урока
- С чем вы сегодня познакомились?
- Какими знаниями по русскому языку вы сегодня поделитесь с родителями?
- Сможете ли вы рассказать своим друзьям что-то интересное и значимое по
теме урока?
- А какую роль играет тема сегодняшнего урока в вашей жизни? (грамотно
писать, красиво говорить, бережно относится к животным)
Самооцека.
Возьмите геометрические фигуры, соответствующие вашей работе на уроке:
Круг – «5»
Квадрат – «4»
Треугольник – «3»
Соответственно вы выбрали себе домашнее задание:
Круг – Составить текст о любом животном
Квадрат – Подобрать и записать 3 пословицы о животных
Треугольник - Найти 5 слов-названий необычных животных, подобрать
проверочные слова
6
7