Автор: Котцова Елизавета Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - детский сад №173 "Подснежник
Населённый пункт: город Архангельск, Архангельская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Деятельность учителя-логопеда по развитию психомоторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"
Раздел: дошкольное образование
Котцова Елизавета Ивановна,
учитель-логопед МБДОУ ЦРР - детский сад №173,
Архангельская область г. Архангельск, 2017 год
Методическая разработка «Деятельность учителя-логопеда
по развитию психомоторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»
1. Методы обследования состояния психомоторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы. С их помощью исследуются различные области
сенсорной, двигательной систем, некоторые психические процессы. Задания по логоритмическому обследованию можно использовать в целях
дифференциальной диагностики в случаях отклонений развития (алалия -олигофрения, алалия - задержка речевого развития)
1.Исследование двигательной
памяти, переключаемости
движений и самоконтроля при
выполнении двигательных проб
Прием: логопед показывает три движения для рук и предлагает их повторить.
Упражнение: руки вперед, в стороны, вниз
Прием: повторить за логопедом упражнения с отставанием на одно; повторить
движения за исключением одного, заранее обусловленного, "запретного".
Отметить: качество,
правильность,
последовательность
выполнения движений.
2. Исследование произвольного
торможения движений.
Прием: маршировать под музыку и остановиться внезапно по сигналу.
Отметить реакцию на
сигнал.
3. Исследование статической
координации движений.
Прием: стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге, руки вперед.
Время выполнения 5 сек.
Отметить удерживание
позы (свободно или с
напряжением).
4. Исследование динамической
координации движений.
Прием: маршировать, чередуя шаг и хлопок ладоней. Хлопок производить в
промежуток между шагами.
Прием: выполнить подряд три плавных приседания. Пола пятками не касаться,
выполнять только на носках.
Отметить: выполняет верно
с 1 раза; выполняет верно
со 2 -3 раза, становится на
всю ступню.
5. Исследование внимания
Прием для исследования распределения внимания: проделать одновременно два
движения одной рукой и одно движение другой. Правой - в сторону, вверх; левой -
вперед. Каждой рукой выполнить движение по два раза, затем соединить движения
обеих рук.
Отметить:
единовременность
выполнения, точность,
плавность.
6. Исследование координации
движений, переключаемости,
наличия или отсутствия
движения:
а) исследование координации движений.
Прием: выполнить движения: ноги в сторону на ширину плеч, руки вверх; левую
ногу выставить вперед на носок, руки на поясе;
б) исследование переключаемости движений.
Прием: поднять руки в стороны на уровне плеч, согнуть в локтях, коснуться плеч,
разогнуть руки в обратном порядке. Поставить руки на пояс, руки опустить вдоль
туловища. Пройти по кругу шагом, поскоками, бегом и вновь шагом (характер
движения менять по сигналу);
г) исследование наличия или отсутствия движений.
Отметить по всем
приемам раздела: наличие
движения; выполнение с
первого, второго, третьего
раза; невыполнение
задания.
Прием: поднять руки вверх, в стороны, поставить на пояс. Согнуть руку в локте,
сжать пальцы с кулак, раскрыть ладонь. Повернуться туловищем влево, вправо, не
отрывая ног от пола.
7. Исследование
пространственной организации
движения.
Приемы: по подражанию повторить за логопедом движения в ходьбе по кругу, в
обратном направлении. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг,
вернуться в центр слева. Пройти зал по диагонали, обойти зал вокруг и вернуться в
правый угол по диагонали через центр из противоположного угла. Повернуться на
месте вокруг себя и поскоками пробежать по залу.
Отметить ошибки в
пространственной
координации: незнание
сторон тела, ведущей руки,
неуверенность выполнения.
8. Исследование произвольной
моторики пальцев рук.
Приемы: по подражанию выполнить под счет: пальцы сжать в кулак - разжать (5-
6 раз); держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы - соединить вместе
(5-6раз); сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь (5-6 раз); игровое упражнение
"Здравствуй, пальчик": попеременно соединить все пальцы с большим пальцем
сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно и др.
Отметить: плавность,
точность, одновременность
выполнения;
напряженность, скованность
движений; нарушение
темпа; наличие леворукости.
9. Исследование орального
праксиса:
а) исследование объема и
качества движения губ;
б) исследование объема и
качества движений мышц щек;
в) исследование объема и
качества движений языка.
а) Приемы: вытянуть губы вперед ("трубочкой"), удержать позу. Растянуть губы в
"улыбке" (зубов не видно), удержать позу. Поднять верхнюю губу вверх (видны
верхние зубы). Опустить нижнюю губу вниз (видны нижние зубы). Одновременно
поднять верхнюю губу и опустить нижнюю.
б) Приемы: надуть левую щеку, надуть правую щеку, надуть обе щеки одновременно
в) Приемы: показать язык вперед "жалом", удержать на три счета. Показать широкий
язык "лопаточкой", удержать на три счета. Переводить кончик языка поочередно из
правого угла в левый угол рта. Показать язык, поднять его на верхнюю губу ("достать
кончик носа"). Пощелкать (поцокать) языком.
Отметить: выполнение
правильное; движения
языка недостаточного
диапазона; в мышцах
появляются другие
движения; язык движется
неуклюже, неточно, всей
массой, медленно;
движение не удается.
10. Исследование произвольной
мимической моторики:
а) исследование объема и качества движений мышц лба. Прием: нахмурить брови,
поднять брови вверх, наморщить лоб.
б) исследование объема и качества движений мышц глаз. Прием: легко сомкнуть
веки, плотно сомкнуть веки, прищурить глаза, закрыть поочередно глаза.
в) исследование возможности произвольного формирования определенных
мимических поз. Приём: выразить мимикой лица удивление, печаль, ужас, радостъ,
сомнение, подозрительность.
Отметить: выполнение
правильное; движение
выполняется с другими
движениями (щурятся
глаза, подергиваются щеки
и т.д.); движение не
удается;
11. Исследование слухового
внимания
Прием: показать, какой предмет прозвучал: барабан, флейта, гармоника и т.д.
Определить направление звучания предмета или игрушки. Определить, что слышится
из-за ширмы: звук льющейся воды из стакана в стакан, шуршание бумаги тонкой,
плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол карандаша и т д
Отметить ошибки в
восприятии услышанного:
неправильное называние
звучащего инструмента,
12. Исследование музыкального
слуха
Прием: спеть один куплет из знакомой песни без музыкального сопровождения,
затем повторить его с музыкальным сопровождением.
Отметить: музыкальный
слух абсолютный;
относительный; не развит.
13. Исследование восприятия
музыки.
Прием: прослушать и определить услышанное: марш, пляска, колыбельная.
Отметить: умение
определить контрастную
музыку.
14. Исследование
звуковысотного слуха.
Прием: определить, как "пел песенку" колокольчик — выше - ниже; определить
направление звукоряда на металлофоне: металлофон, поставленный наклонно,
становится " музыкальной лесенкой"; на конце молоточка укрепляется маленькая
куколка-матрешка. Взрослый ударяет молоточком, а дети определяют, куда по
ступенькам лесенки "идет" куколка: вверх, вниз или через ступе
Отметить: различают дети
направление звукоряда,
расстояние между звуками
или нет.
15. Исследование тембрового
слуха.
Прием: сравнить звучащие инструменты различных групп: ударной — барабан,
бубен; духовой — флейта, саксофон, кларнет, триола; струнной — цитра, домра,
балалайка и другие инструменты типа народных.
Отметить: правильно или с
ошибкой различают дети
звучащие инструменты.
16. Исследование динамического
слуха
Прием - прослушатъ звучание различных инструментов по типу "горячо-холодно".
Например, подать на инструменте сильный или слабый звук, ребенок называет
словом как звучит инструмент: сильно-слабо.
Отметить: различает или
нет ребенок сильное и
слабое звучание
инструмента.
17 Исследование ритмического
чувства.
Прием: простучать за логопедом карандашом ритмический рисунок: III И, III II III,
III I III
Прием: "музыкальное эхо": ударить в определенном ритме по ударному
инструменту, например, в бубен, треугольник, барабан и т.д., ребенок в этом же ритме
точно повторяет услышанное
Отметить: ошибки при
восприятии ритмического
рисунка.
18. Исследование
продолжительности и силы
выдоха.
Прием: сыграть на любом духовом инструменте, поддувать пушинки, листики
бумаги и т.п.
Отметить:
продолжительность выдоха,
укороченный выдох.
19. Исследование певческого
диапазона голоса (для детей с
достаточно развитым
музыкальным слухом).
Прием: при поддержке музыкального инструмента спеть гамму на гласный звук А,
сначала от ноты до первой октавы вверх, а затем до ноты "до" первой октавы вниз
Отметить: количество
тонов певческого
диапазона: до 6 тонов, 6-7,5
тонов, 8-9,5 тонов, 10-11,5 .
тонов, 12-13 тонов, 13
тонов и более.
20. Исследование темпа
Прием: в течение определенного отрезка времени удержать заданный темп в
движениях рук, показываемых логопедом. Затем по сигналу логопеда предлагается
выполнять движения медленно, а по следующему сигналу (хлопок) - показать, на
каком движении ребенок остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны, на
пояс, опустить.
Отметить: темп
нормальный, замедленный,
ускоренный.
2. Картотека упражнений для развития психомоторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Вводные упражнения
Ходьба по дорожке, обозначенной двумя канатами.
Ходьба «стайкой», т. е. вместе, группой.
Ходьба группой к противоположной стене зала.
Ходьба вдоль каната по кругу (пруд) друг за другом.
По дорожке вдоль пруда я гуляю иногда,
Но подальше от воды, чтобы не было беды!
Ходьба друг за другом, держась рукой за веревку: движение можно
сопровождать произношением звука у-у-у.
Ходьба друг за другом по канату боком приставными шагами.
«А теперь бочком, бочком, друг за другом мы идем. Ножка в сторону
шагает, а другая догоняет. Так шагают ножки по кривой дорожке:
Топ, топ, еще топ, А потом все вместе – стоп»
Ходьба друг за другом с попутным перешагиванием через 5—6
кубиков и рейки лестницы, положенной на пол (2—3 круга);
Ходьба вверх по наклонной доске, соскок (2 раза).
«Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем, - ходьба маршем
Кверху руки поднимаем. На носках мы все пойдем, - ходьба на носках.
Руки в стороны расставим и на пятках мы идём - ходьба на пятках.
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым
Поднимай повыше ногу, проложи себе дорогу,- ходьба — высоко
поднимая колени.
На коньках мы заскользили,- ходьба скользящим шагом.
Друг за другом покатились».
«Носом − вдох, а выдох – ртом. Дышим глубже, а потом − марш на
месте, не спеша, Коль погода хороша.- ходьба на месте.
А теперь шагаем вместе на одном и том же месте. Раз, два! Не зевай!
Ноги выше поднимай».
«Мыши водят хоровод на лежанке дремлет кот, - ходьба на носках
Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите».
Ходьба на внутренней, внешней сторонах ступни:
- «Лед да лед, скользкий лед. А по льду пингвин идет.
Лед да лед, скользкий лед, Но пингвин не упадет».
- «Вышел из лесу медведь, Очень громко стал реветь!
Косолапый, не реви, Лучше с нами ты дружи!»
Ходьба на носках: «Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу. Я ее не разбужу».
-«Мышки юркие идут, Спинки гордые несут.
На носочки выше, выше Поднимитесь, мыши, мыши!»
Ходьба на пятках: «Тук, тук, тук, тук, Моих пяток слышен стук.
Тук, тук, тук, тук, Мои пяточки идут, меня к мамочке ведут»
- «Слышен топот — топ-топ-топ. Это кто же там идет?
Это ежи колкие. Несут мешки с иголками».
Ходьба, взявшись за руки хороводным шагом:
«Вдоль по реченьке лебедушка плывет. Выше берега головушку несет.
Белым крылышком помахивает. На цветы водицу стряхивает».
Ходьба длинными прямыми шагами с перекатами с пятки на
носок. «Что за чудо, что за гам? К нам приехал великан!
У него шаги большие — преогромные такие»!
Топотушки: «В гости к нам пришли зверюшки, им покажем
топотушки. Постучим мы ножками, протопчем к ним дорожку мы».
Топотушки, топотушки, раз, два, три, четыре, пять.
Дружно, весело, задорно повторим мы все опять!
Упражнения на равновесие
- «Очень трудно так стоять, ножку на пол не спускать. И не падать, не
качаться, За соседа не держаться».
- «Цапля важная, носатая. Целый день стоит, как статуя».
- «Вперед − назад, вперед – назад маятник качается.
Влево − вправо, влево – вправо, детям очень нравится» (перенос тяжести
тела с ноги на ногу).
Упражнения регулирующие мышечный тонус.
Руки вверх мы поднимаем, а потом их опускаем,
Приседаем и встаем, и ничуть не устаем.
Штангу с пола поднимаем, крепче держим …. и бросаем.
Наши мышцы не устали и еще послушней стали!
Упражнения для развития мимики и орального праксиса
Цель: развитие мимических мышц лица, передача эмоций, развитие артикуляционного аппарата.
«Озорные обезьянки»
Все дети — обезьянки, стоят по кругу. Пока звучит музыка «Чунга-
Чанга», обезьянки передают друг другу «апельсин». Та обезьянка, у
которой окажется апельсин, когда музыка остановится, показывает
какую-либо гримасу, все за ней повторяют. Взрослый может
подсказывать обезьянке гримасы
-Надуть щеки
-Оскалить зубы
-Поцокать языком
-Вытянуть язык
- Вытянуть губы в трубочку
-подудеть, посвистеть.
Артикуляционное упражнение «Лошадка»
Скачут, скачут все лошадки.
Но, но, но!
Мчатся, мчатся без оглядки.
Но, но, но!
Скачут, скачут в город новый.
Цок, цок, цок!
Звонко цокают подковы.
Цок, цок, цок!
Едем-едем на лошадке.
Цок, цок, цок, цок!
По дорожке гладкой-гладкой.
Цок, цок, цок, цок!
В гости нас звала принцесса.
Цок, цок, цок, цок!
Кушать пудинг сладкий-сладкий.
Цок, цок, цок, цок!
Упражнения: «Передай эмоции»
Ход: показать: вы радуетесь покупке новой игрушки, удивляетесь
необычной машине или кукле, восхищаетесь новой игрушкой друга;
печалитесь, нечаянно сломав игрушку.
«Чья вода вкуснее?»
Я буду пить лимонную воду. Морщат нос
«Дятел» Дети, изображая стук дятла по дереву, ударяют правой рукой,
в форме клюва, по ладони левой руки. Движения выполняются на слова:
«Я по дереву стучу, червячка добыть хочу. Хоть и скрылся под корой, все
равно он будет мой». Затем дети выполняют это упражнение только
языком. В третий раз одновременно руками и языком.
“Маляр”. Дети медленно поднимают и опускают правую руку, (язык)
сначала раздельно, а затем одновременно, изображая движения маляра:
Я буду пить липовую воду,
Я буду пить медовую воду. Имитируют удовольствие
Фрукты
Представьте, что вы едите тот фрукт, который изображен на вашей
картинке. Выразите свое состояние мимикой. (Дети передают
эмоциональное состояние сладкое яблоко, сладкая груша, ароматный
апельсин, кислый лимон и т.д.). Но вдруг вы увидели в своем фрукте
червяка. Выразите свое состояние.
«Красить комнаты пора — пригласили маляра.
Он приходит в новый дом с яркой краской и ведром».
«Застегивание и расстегивание молнии».
Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под
счет до пяти (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).
«Большие пуговицы и маленькие пуговицы».
Максимально округлит губы (большая пуговица), вытянуть губы
“трубочкой” (маленькая пуговка).
Упражнение «Маска»
Ход: логопед предлагает выразить своё настроение:
Мы радуемся первому снегу;
Ёжимся от холодного ветра
Нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студёную погоду.
Гнев деда Мороза:
Дед мороз проспал в постели. Встал, сосульками звеня:
- Где вы вьюги и метели? Что не будите меня?
Зима - волшебница нарядила лес в белые одежды.
Сердитая зима-старуха заморозила птиц и зверей.
Упражнения на развитие артикуляторных мышц.
Для щек и губ:
Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щёки. Весёлое выражение
глаз.
Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать
печальный взгляд.
Для языка:
Сосулька. Высунуть острый язык как можно дальше изо рта и держать
его в таком положении под счёт до 6 – 8.
Санки – ледянки. Сделать язык «чашечкой».
Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть
спинку языка «горочкой
«Птицы»
1. Выразить состояние грусти и печали. Показать: вы прощаетесь с
улетающими птицами.
2. Изобразить птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой, как зябнут
ножки! »
3. Выразить мимикой состояние голодных и замерзающих птиц.
Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жалеете
их.
4. Изобразить радость аистов и других перелетных птиц, увидевших
родные края после возращения из дальних странствий.
5. Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке. Показать: вы
рассердились на кошку. Кошка отпустила воробья. Изобразить: вы
пожалели воробья.
6. Воробей расхвастался, испугался, приготовился к драке, нахохлился
(дети изображают названные педагогом эмоциональные состояния).
Артикуляционные упражнения
«Жуем твердую морковку» Производить медленные и быстрые
движения челюстями.
«Кувшин с узким и широким горлышком» Вытягивать губы то
узкой, то широкой «трубочкой»
«Подготовим чашечки для чая, кофе, сока» «Чья «чашечка» глубже?»
Язык «чашечкой» снаружи и внутри рта.
«Самовар» Надувать обе щеки одновременно.
«Острый ножик и глубокий ковшик» Чередование артикуляционной
позиции: «острый» язык и язык «чашечкой».
«Чашечка и блюдце на столе» Чередование позиции: язык
«чашечкой» и язык «на донышке»
«Пирожок» Рот открыт. Губы в улыбке. Положить «широкий» язык
на нижнюю губу. Поднять сверху язык в «трубочку».
«Обезьянки» банан за щекой у обезьяны. Надувать по очереди правую и
левую щеки.
Упражнения для развития слухового внимания и памяти
«Ослик».
Цель: развитие слуха, внимания.
Описание: дети сидят на полу по кругу. В каждой руке по палочке.
Четко положить обе палочки перед соседом, сидящим справа. Взять в
руки палочки, которые положил сосед, сидящий слева. Снова
положить палочки соседу справа и т.д. Выполнять упражнение под
счет «и-раз, и-два», повторить несколько раз. То же самое сделать
под речевое сопровождение.
Усложнение:
а) перекладывать палочки влево; б) перекладывать быстрей.
По узенькой дорожке
Стучат, стучат копытца стучать поочередно палочками по полу
Приехал старый ослик.
Хотите прокатиться? перекладывать палочки соседу и брать другие
Уселись мы в тележку,
Стучат, стучат копытца. стучать поочередно палочкой по полу
И у ребят веселых
Смеющиеся лица. перекладывать палочки соседу и брать другие
«Ты, мороз!»
Задача: развитие слухового внимания, памяти, ритмичности.
Ты, мороз, мороз, мороз, сужение круга.
Не показывай свой нос! расширение круга.
Уходи скорей домой, сужение круга
Стужу уноси с собой. расширение круга.
А мы саночки возьмём лёгкий бег по кругу на носочках, держась за
руки
И на улицу пойдём. Сядем в саночки-самокаточки,
С горки –Ух! присели
Упражнение: «Брать – не брать»
Цель: Развитие слухового внимания.
Дети стоят в кругу. Логопед объясняет, что будет произносить названия
лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они
должны присесть, а если услышат название садовой ягоды, потянуться,
подняв руки вверх. (Земляника, черника, крыжовник, клюква, красная
смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина).
«С чем будем играть?» (автор Е. Соковнина). Задачи. Слушать и узнавать
знакомую музыку и двигаться в характере этой музыки; закреплять умение
ходить с флажками энергично, бодро; упражнять в плясовых движениях;
выполнять топающий шаг свободно, уверенно.
«Прогулка и дождик» (А. Филиппенко).
Цель: воспитывать точную реакцию на слуховой раздражитель.
1-я часть музыки— дети спокойно гуляют по залу в свободном
направлении;
2-я часть — весело пляшут, включая в танец знакомые движения (по
показу воспитателя)
3-я часть — убегают от дождя, прячась под большим зонтом,
открытым педагогом.
«У кого колокольчик?»
Дети ходят по кругу звоня в колокольчик, который передают друг другу.
Ребёнок с завязанными глазами стоит в центре круга и внимательно слушает
от куда доносится звон колокольчика. Когда взрослый произносит фразу:
«Колокольчика не слышно», ребёнок, стоящий в центре круга, должен указать
рукой в ту сторону, откуда ему последний раз слышался звон.
«Найди игрушку».
Логопед одному ребёнку завязывает глаза. Одному из детей даёт
игрушку. Ребёнок называет детей. Если далеко, дети хлопают тихо,
а если близко – громко.
«Где звук?».
Дети закрывают глаза. Логопед играет на металлофоне, располагая
его в различных направлениях – вверху, внизу, справа, слева. Дети
отгадывают направление звука.
«Кукла ходит по лесенке».
В руках у детей куклы, а у логопеда металлофон.
Когда звучат низкие ноты – кукла идёт вниз, а когда высокие ноты –
Кукла идёт вверх
«Лягушка». Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри
круга и говорит: « Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки
Увидала комара, закричала: (Тот на кого он указал, в этот момент говорит:
«Ква-ква-ква»). По голосу водящий должен определить, кто лягушка.
Упражнения для развития зрительного внимания и памяти
«Запрещенное движение»
Цель: развитие зрительного внимания.
Педагог
встает
перед
участниками
игры.
Дети
следят
за
руками
педагога и повторяют его простые движения. Существует одно условие
– запрещается движение рук вниз. Как только руку ведущего будут
опущены вниз – дети должны поднять. Кто ошибется – выходит из
игры.
«Что пропало?»
Цель: Развитие внимания и зрительной памяти.
В центре круга разложить картинки с изображением листьев березы, клена,
дуба, рябины, ивы. Логопед просит запомнить их. Дети отворачиваются, а
взрослый убирает одну картинку. Спросить детей, какой лист убрали (ответ
на ушко педагогу).
«Поезд»
Дошкольники становятся по кругу и имитируют движение поезда,
взрослый показывает карточки, которая обозначает определённое
движение: жёлтая карточка – поезд рушился, красная – поезд
останавливается, синяя – поезд едет в обратную сторону, зелёная –
поезд едет быстрее.
«Овощи и фрукты»
Взрослый показывает картинки овощей и фруктов, дошкольникам даётся
команда: «Присесть – если увидите картинку овоща, подпрыгнуть – картинку
фрукта».
Упражнения для развития ритмических способностей
«Медведь»
Как на горке снег, снег (металлофон) ! !
И под горкой снег, снег, ! !
И на елке снег, снег, ! !
И под елкой снег, снег, ! !
А под елкой спит медведь, ! ! ! ! ! ! !
Тише, тише, не шуметь. ! ! ! ! ! ! !
«Лошадка»
Цок-цок-цок – лошадка скачет,
(сгибать в локтях и вытягивать руки со сжатыми кулачками)
Цок-цок-цок – копытцем бьет.
( правой ногой притопывать в ритм, руки в это время согнуты в локтях)
Цок-цок-цок – тележку тащит
(сгибать в локтях и вытягивать руки со сжатыми кулачками)
На тележке нас везет (шаги на месте с высоко поднятыми коленями.
«Учим палочку танцевать».
(Играем с одной палочкой)
Цель: учить детей передавать несложный ритмический рисунок.
Тише, тише, палка спит. (палочка лежит на полу).
Палка – палочка лежит указательный палец правой руки поднести к
А теперь пора вставать, губам
Будет палочка плясать хлопают в ладоши
Пляшет палка у меня – Ля-ля-ля, ля-ля-ля стучат торцом палочки по
столу, на заданный ритм
Примечание. Ритм задает ведущий игры: Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля,
«Зайка и мишка»
Скачет зайка скок-поскок, хлопки в ладоши
По тропинке скок-поскок , хлопки в ладоши
Ну, мишка идет Топ-топ-топ-топ. шлепки по коленкам
«Хлопаем в такт».
Задача: чувствовать и воспроизводить в хлопках метрический пульс речи
(стихов) и музыки.
Методика проведения: педагог читает стишок или исполняет музыкальную
пьесу, дети улавливают и воспроизводят хлопками метрическую пульсацию.
«Аты-баты» (Играем с двумя палочками)
Цель: учить детей передавать в движении ритм и темп стиха, развивать
внимание.
Аты-баты шли солдаты стучать торцом палочек поочередно
Аты-баты стучать торцом палочек поочередно
На базар стучать палочками друг о дружку - крест на крест
Аты-баты, что купили? стучать торцом палочек поочередно
«Помидоры».
Задача: чувствовать и воспроизводить в хлопках ритм стихов.
Методика проведения: педагог и дети читают стишок и воспроизводят
хлопками ритм.
В огороде за забором
Созревают помидоры.
Держатся за колышки,
Аты-баты стучать торцом палочек поочередно
Самовар. стучать палочками друг о дружку - крест накрест
Греются на солнышке.
Упражнения, направленные на развитие подвижности, координации и точности общих движений, рук, кистей, пальцев
«Снегирёк»
Сел на ветку снегирёк
(машут крылышками в ритм)
Брызнул дождик -
(сжатые кулачки разжимать, как бы стряхивая с их водичку)
– он промок (обнять себя, как бы ежась от холода)
Ветерок, подуй слегка! (качать руками над головой)
Обсуши нам снегирька! (помахать на себя ладошками).
«Лыжники»
Оборудование: по две пробки от пластиковых бутылок на каждого ребёнка.
Ход: две пробки от пластиковых бутылок кладём на столе резьбой вверх. Это
– лыжи. Указательный и средний пальцы встают в них «как ноги». Двигаемся
на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной поры!
«Зарядка». (Играем с двумя палочками)
Цель: развитие двигательной сферы, координации движений, внимания,
Ножками затопали: топ, топ, топ! (стучать торцом палочек
поочередно).
Ручками захлопали: хлоп, хлоп, хлоп! стучать палочками друг о
дружку
Сели! Встали! положить палочки, поднять
Снова сели! опять положить палочки на пол
А потом всю кашу съели! имитировать движение ложек
«Будем листья собирать».
Задача: развивать ритмичность, мелкую моторику.
Раз, два, три, четыре, пять, сжимают и разжимают кулачки
Будем листья собирать.
Листья берёзы, листья рябины, поочерёдно загибают пальцы
Листики тополя, листья осины.
Листики дуба мы соберём.
В садик осенний букет принесём. сжимают, разжимают кулачки
«Овощи»
Как-то вечером на грядке, (Дети «шагают» пальчиками по столу.)
Репка. Свекла, редька, лук
(дети разгибают по одному пальчику, начиная с большого пальца.)
Поиграть решили в прятки, (закрывают ладошками глаза.)
Но сначала встали в круг. (соединяют пальцы обеих рук друг с другом,
образовав руками круг.)
Рассчитались четко тут же:
Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальцы в кулачок, начиная с
большого пальца.)
Прячься лучше, прячься глубже, (Дети сжимают - разжимают
кулачки)
Ну а ты иди искать. (Дети «шагают» пальчиками по столу.)
«Кулачок»
Как сожму я кулачок, (сжать руки в кулачки)
Да поставлю на бочок. (поставить кулачки большими пальцами вверх)
Разожму ладошку, (распрямить кисть)
Положу на ножку.(положить руку на колено ладонью вверх)
Игра с пальчиками».
Логопед играет (хлопает в ладоши) быстро и медленно.
(Дети при быстром темпе крутят пальцами быстро, при медленном –
медленно).
Хлопать, стучать кулачком о кулачок, ладонью о стол, ребром
ладони, «бежать» пальчиками.
Упражнения, направленные на развитие глубины дыхания, длительности выдоха, сочетания выдоха и фонации;
развитие навыков рациональной голосоподачи.
Упражнение «Муха».
Упражнение «Эхо»
Представить ситуацию: как будто муха села на правое колено. Нужно
увидеть ее, всмотреться, поймать, почувствовать ее в кулаке, поднести
кулак к уху. Слушать, как звенит муха, петь на выдохе: з-з-з. Перед тем,
как вдохнуть вновь, раскрыть ладошку, выпустить муху, проследить
глазами ее полет.
Петь песенку и одновременно на ударные слоги соединять на обеих
руках 2-е, 3-е, 4-е, 5-е пальцы поочередно с первым пальцем руки. На
слова «в обморок упали» расслабить кисти, уронить их:
Петь эту же песенку на слогах зум, зу и одновременно дирижировать
кистью руки.
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания
Ход: Логопед показывает картинку: дети в лесу кричат «АУ!». Ребята делятся
на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричат: «АУ!».
Вторая команда (эхо) тихо отвечает: «АУ!» (повторяем 3-5 раз).
«Вьюга» Цель: Развитие силы голоса.
Логопед: Вьюга начинается.
Дети стоят, спины прямые; делают глубокий вдох, на выдохе тихо
начинают тянуть: у-у-у...
Логопед: Сильная вьюга. Дети усиливают силу голоса.
Логопед: Вьюга затихает. Дети уменьшают силу голоса.
Логопед: Вьюга кончилась. Дети затихают.
Упражнение на развитие дыхания «К солнышку»
Руки к солнцу поднимаем - поднимают руки через стороны
И вдыхаем , и вдыхаем . вверх, делая вдох через нос.
Ну, а руки опускаем , через стороны опускают руки
Воздух тихо выдыхаем . и тихо произносят на выдохе:
Это очень хорошо, «Ф-ф-ф...»
Что сегодня дождик шел!
«Осенние листочки»
Цель: Работа над силой голоса
Ход: Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у-у» (тихо)
Листочки (пальчики) едва шевелятся.
Подул сильный ветер; «У-у-у-у-у-у!» (Громко.)
Заблудились мы в лесу, закричали мы «Ау!» (Сначала громко, потом тихо).
Осенние листочки на веточках висят,
осенние листочки с нами говорят; «А-o-у-и»
Упражнение «Разговоры овощей», «Разговоры фруктов»
Цель: работа над речевым дыханием и силой голоса.
Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и
Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он
красный, красивый: «Па-пу, по-пы!» Огурец «Пы-бы, по-бо». Кабачок
говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту».
Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени
бабушки, дедушки и внучки.
Яблоко сердится на Гусеницу: «Фу-фа-фо!» Вишни просят Скворцов
не клевать их: «Пта-пты-пто, пта-пту-пты».
Яблоки падают на траву: «Бам-бом-бум!».
Упражнение «Эти разные звери»
Цель: Воспитание правильного речевого дыхания и голоса.
«Ежики принюхиваются» .дети выполняют характерные движения
губами.
Ежик пыхтит: «Пых – пых – пых».
«Волк воет» Предложить детям произносить громко и тихо звук: у – у -
у– у. (Воет волк в глухом лесу).
«Разговор Лисы и Зайца»
Предложить детям повторить фразы, изменяя силу голоса.
«Су – зу - су - зу, зу – су – зу – су, Зайка, где ты был?» - «В лесу».
За –са –за – са, ты не съешь меня, Лиса?»
Используемая литература: