Автор: Собчук Надежда Алексеевна
Должность: Воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №20 "Белочка"
Населённый пункт: город Инта Республики Коми
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Учим говорить правильно"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей по развитию речи детей 5-6 лет. «
Учимся говорить правильно».
Подготовила: воспитатель старшей группы Собчук Н.А.
Слово - самое общее и самое точное обозначение любого предмета, действия, качества, явления.
Человек благодаря слову может проникать в тайны вещей и явлений. Дошкольный возраст –
важнейший период в развитии будущей личности. В 5 лет он свободно ориентируется в
понимании связей между предметами, явлениями, свойств и признаков. Слово становится
регулятором поведения, нравственности, морали. Связная речь тесно переплетена со многими
сторонами речи. Какой у ребёнка словарный запас? Если он достаточен, то ребёнок может
использовать слова- синонимы, слова- антонимы. *ПОИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ В
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ «СКАЖИ СЛОВО ПО- ДРУГОМУ». НАЗОВИТЕ ЛЮБОЕ СЛОВО, НАПРИМЕР:
КРАСИВЫЙ И ПРЕДЛОЖИТЕ РЕБЁНКУ НАЗВАТЬ ПОХОЖЕЕ СЛОВО (МИЛЫЙ, ПРЕКРАСНЫЙ,
ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ), ПОМОГИТЕ РЕБЁНКУ, ЕСЛИ ОН СРАЗУ НЕ МОЖЕТ ВСПОМНИТЬ.
*СЛОВЕСНАЯ ИГРА «СКАЖИ НАОБОРОТ». ВЫ НАЗОВЁТЕ ПЕРВОЕ СЛОВО, А РЕБЁНОК ПОДБЕРЁТ
ДРУГОЕ. (СВЕТЛО – ТЕМНО; ВЕСЕЛО – ГРУСТНО; МНОГО – МАЛО).
Усвоение смысла слов происходит в практической деятельности с предметами, знакомстве с
окружающей средой. Делая обобщение, выводы, расширяя свои представления об окружающем
мире, ребёнок этим совершенствует свою мыслительную деятельность.
*ИГРА «УГАДАЙ». ВЫ ОПИСЫВАЕТЕ ПРЕДМЕТ ( ЖЁЛТЫЙ, ОВАЛЬНЫЙ, КИСЛЫЙ) , А РЕБЁНОК
ОТГАДЫВАЕТ (ЛИМОН).
* ИГРА «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО» - ПРО ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ «ДЛИННЫЙ»?- НОС, ХАЛАТ, ВЕЧЕР,
СНЕГ, ДОМ. «ДЛИННАЯ»? - РЕКА, ЛЕНТОЧКА, ДОРОГА. «ДЛИННОЕ?» - ПАЛЬТО, КИНО, ЗДАНИЕ.
*ИГРЫ «ПУТАНИЦА», «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО», «ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ».
Связная речь является показателем того, насколько хорошо ребёнок овладел родным языком.
Речь – процесс сложный, многогранный, мы учим ребёнка и диалогу и связной речи. ДИАЛОГ
считают первой ступенькой в освоении связной речи. ДИАЛОГ- это разговор двух и более людей.
Диалог – это наши разговоры, обмен информацией, мнением. Ребёнок чаще слышит его и быстрее
усваивает. *ОДНИМ ИЗ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ НАШИ НАРОДНЫЕ
ИГРЫ, ГДЕ ДЕТИ, ИГРАЯ, ОБУЧАЮТСЯ ДИАЛОГУ. ЭТО «ГУСИ-ГУСИ», «КРАСНОЕ ЗНАМЯ», «ЗАРЯ-
ЗАРЯНИЦА», «ХИТРАЯ ЛИСА». Играйте с ребёнком. Это принесёт ребёнку пользу, а вам радость
общения с ним.
*ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ ПО ЗНАКОМЫМ СКАЗКАМ «ТЕРЕМОК», «КОЛОБОК», «КРАСНАЯ
ШАПОЧКА».
МОНОЛОГ – речь одного человека. Монологическая речь – показатель мышления.
Монологической речи надо учиться.
*ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ СКАЗКИ БЛИЗКО К ОРИГИНАЛУ, ОПИСЫВАТЬ КАРТИНУ.
*МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ ДЛЯ ОПИСАНИЯ ДВА ПРЕДМЕТА, НАЙТИ ОТЛИЧИЯ МЕЖДУ НИМИ. В итоге
получится короткий сюжетный рассказ. Ребёнок должен последовательно и логично строить свои
высказывания, свой рассказ, свои мысли. Почему придаётся такое большое значение овладению
устной речью? С монологической речью тесно связана письменная речь. ЛЕПКА, РИСОВАНИЕ,
АППЛИКАЦИЯ – ЭТО ВСЁ ГОТОВИТ РУКУ К ПРЕДСТЯЩЕМУ ПИСЬМУ.
*Дорогие родители! Старайтесь, чтобы ваша речь была эмоциональна.
*Читайте сказки вслух и включайте качественные аудиокниги.
*Играйте в пальчиковые игры, развивайте мелкую моторику. Это напрямую стимулирует развитие
речи.