Автор: Лепетенко-Семенюта Светлана Георгиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: программа факультатива
Тема: Родное слово
Раздел: среднее образование
Методическая разработка
Тема разработки: «Родное слово»
Форма проведения дела: факультативные занятия
Адресат: учителя русского языка и литературы, педагоги дополнительного
образования
Автор- составитель: Лепетенко-Семенюта Светлана Георгиевна, учитель
русского языка и литературы высшей категории
г. Краснодар 2019
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Факультативный курс
«Родное слово» направлен на совершенствование
речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве
русского языка в целом, русского слова и особенностях его употребления.
Предметными результатами освоения учащимися курса являются:
понимание специфики курса «Русское слово», составляющего единое
целое с традиционными школьными предметами – русским языком и
литературой - и вместе с тем имеющей собственные задачи. Если
программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то
данная
программа
–
изучение
употребления
лексических
единиц
и
законов их сочетания. Если программа по литературе рассматривает
произведения
как
создания
определённых
писателей,
то
программа
«Русское слово» – прежде всего как явление искусства слова;
более
глубокое
представление
учеников
о
богатстве,
красоте
и
выразительности русского языка;
умение находить и создавать словесные образы;
восприятие
произведения
словесности
как
целостного
явления,
как
формы эстетического освоения действительности;
умение анализировать текст (и выразительные средства в нем) с учетом
поставленной
учебной
задачи
(акцентируя
внимание
на единство
формы и содержания художественного пространства);
понимание идейно-художественного значения и многообразия средств
художественной
изобразительности
языка;
умение
видеть
индивидуально-авторские
особенности
применения
средств
художественной изобразительности;
формирование
навыков
создания
собственного
текста,
осознанного,
точного, творчески верного употребления слов, несущих эмоционально
-экспрессивную нагрузку, служащих для наиболее яркого и верного
выражения чувств, настроения, целей высказывания;
выявление
личностного
смысла
произведений
словесности,
умение
передать
его
в
выразительном
чтении
произведения,
в
устных
и
письменных рассуждениях о нем;
использование
средств
художественной
изобразительности
языка
в
собственных устных и письменных высказываниях
умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринять
личностный
смысл
произведения
и
передать
его
в
выразительном
чтении, пересказе, в сочинении о произведении;
умение видеть и передать в выразительном чтении художественные
достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия
языка этих произведений;
приобретение умения воспринимать произведения, созданные в разные
эпохи.
Содержание
обучения
ориентировано
на
развитие
личности
ученика,
и
Личностными результатами освоения учащимися 9-го класса являются:
развитие
чувства
прекрасного
и
эстетических
чувств
на
основе
знакомства с образцами словесного творчества;
формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и
ориентации на словесную культуру как значимую сферу человеческой
жизни.
Метапредметными результатами освоения учащимися курса являются:
осуществление
поиска
необходимой
информации
для
выполнения
учебных
заданий
с
использованием
учебной
литературы,
энциклопедий,
справочников
(включая
электронные,
цифровые),
в
открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернета;
умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации;
построение
сообщений
в
устной
и
письменной
форме
( с
использованием основных понятий курса);
умение
анализировать
текст
с
точки
зрения
основных
аспектов
изучаемого курса; проводить сравнение и классификацию по заданным
критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом
круге
явлений;
устанавливать
аналогии;
обобщать,
выделять
существенные признаки и их синтез; владеть рядом общих приёмов
решения задач.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1.
Вводное
занятие.
«Родной
язык
есть
неистощимая
сокровищница
всего духовного бытия человеческого» (Ф. И. Буслаев) Как жили наши
предки – славяне (1 час).
Цели, задачи курса. История языка и история общества. Язык - средство
социализации
человека. Работа со словом «грамота». Язык и его роль в
обществе. Жизнь славянских племён. Образование праславянского языка. В
семье славянских языков. Древо славянских языков. Старославянские слова.
2.
«Из
древней
тьмы
на
мировом
погосте
звучат
лишь
письмена»
(И.Бунин) (1 час).
Источники
изучения
языка
и
его
история
(диалекты,
памятники
письменности и др.). Письмена славян дохристианского периода. Создание
славянского алфавита Кириллом и Мефодием. История письменности на
Руси. Важнейшие памятники письменности.
3. Развитие письменности на Руси (несколько историй из жизни букв).
Как учили грамоте на Руси. «Владимир посеял книжные слова, а мы
пожинаем...» (1 час).
Южнославянское влияние. Формирование принципов орфографии. История
ее
реформ.
Особенности
отдельных
написаний.
Роль
этимологического
анализа в работе по орфографии. Сравнение с современным алфавитом. Язык
«Повести
временных
лет...».
Аналитическое
наблюдение
-
исследование
текстов сборника «Повесть временных лет...».
4. Что? Как? Почему? (2 часа).
История
имён
существительных,
прилагательных,
числительных,
местоимений,
глаголов,
наречий,
предлогов,
союзов,
частиц.
Работа
с
текстом.
5.
Русский
язык
в
кругу
славянских
языков.
«Первородные
и
усыновлённые слова» (Я.Козловский) (1 час).
«Общеславянский язык – прародитель славянских языков». «Языки-братья».
«Слово
о
полку
Игореве»
как
один
из
древнейших текстов
славянской
письменной
речи.
«Первоучители
Кирилл
и
Мефодий».
«Славянский
праздник
в
нашей
стране».
«Первые
книги
на
Руси».
Самостоятельные
исследования, выводы. Исконно русская лексика. Старославянизмы в лексике
русского языка. Заимствованные слова
6. Тайны имён и прозвищ (1 час).
Антропонимия.
Антропонимика.
Ономастика
(ономатология).
Древние
русские имена. Имена-характеристики. Имена-метафоры. Имена-талисманы.
Знатные
(княжеские)
имена.
Женские
имена.
Старые
русские
имена
иноязычного происхождения. Происхождение отчеств. Отчества-именования.
Прозвища. Названия поселений и местностей твоего края.
7. «Огоньки крестьянской речи» (О. Шестинский) (1+1 час).
Диалект,
наречие,
говор.
Диалектология.
Диалекты
русского
языка.
Отношения между диалектами и литературным языком. Диалектологи, их
роль в создании словарей местных слов. Выявление своеобразия русской
речи родного края. Устаревшие слова. Архаизмы.
8. «Русской речи государь по прозванию Словарь» (Я. Козловский) (1+1
час).
Лексикография.
Типы
словарей.
Энциклопедические
и
лингвистические
словари.
Многоязычные
и
одноязычные
словари.
Тезаурусы.
Работа
с
текстом.
9. С какого времени начинается современный русский литературный
язык? (1+1 час)
Понятие нормы. Ее динамический характер. Формирование орфоэпических,
лексических, синтаксических и других норм. Изменения норм. Литературный
язык. Работа с текстом.
10. Средства художественной изобразительности (6+7 часов)
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка.
Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и
в
художественном
произведении.
Индивидуально-авторские
особенности
применения средств художественной изобразительности.
П о н я т и е
о б
э п и т е т е .
Э п и т е т
и
с т и л ь
п и с а т е л я .
Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.
Олицетворение. Аллегория и символ. Употребление в произведении этих
средств художественной изобразительности.
Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и
лирическом произведениях. Значение гиперболы.
Парадокс и алогизм, их роль в произведении.
Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска
гротеска.
Этимологизация и внутренняя форма слова.
Игра слов. Ассоциативность.
Явные и скрытые ассоциации.
Лингвистический анализ текста.
11. Историческая жизнь поэтического слова (2+1 часа)
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Изображение
действительности
и
поэтическое
слово
в
древнерусской
литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки.
Значение
этикета
и
канона.
Старославянский,
древнерусский
и
церковнославянский
языки.
Своеобразие
средств
художественной
изобразительности.
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIIIвека.
Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее
применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в
творчестве Г. Р. Державина.
Изображение
действительности
и
поэтическое
слово
в
произведениях
сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского.
Романтический стиль А. С. Пушкина.
Изображение
действительности
в
искусстве
реализма.
Авторская
индивидуально сть.
Проявление
художе ственной
од а р е н н о с т и ,
мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль
писателя как единство всех элементов художественной формы произведений,
своеобразие творчества писателя.
12. «Родной язык в реке времени (история языка и история общества)» (3
часа).
Подготовка и презентация устного журнала и\или проекта
13. «Кто хочет стать... отличником?» (2 часа).
Занятие обобщающего характера.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ
№
Тема\раздел
Кол-во часов
1
«Родной
язык
есть
неистощимая
сокровищница
всего
духовного
бытия
человеческого»
(Ф.
И.
Буслаев) Как жили наши предки – славяне
1
2
«Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь
письмена» (И.Бунин)
1
3
Развитие письменности на Руси (несколько историй
из
жизни
букв).
Как
учили
грамоте
на
Руси.
«Владимир
пос еял
книжные
слова,
а
мы
пожинаем...»
1
4
Что? Как? Почему?
1
5
Русский
язык
в
кругу
славянских
языков.
« П е р в о р о д н ы е
и
у с ы н о в л ё н н ы е
с л о в а »
(Я.Козловский)
1
6
Тайны имён и прозвищ
1
7
«Огоньки крестьянской речи» (О. Шестинский)
2
8
«Русской речи государь по прозванию Словарь» (Я.
Козловский)
2
9
С какого времени начинается современный русский
литературный язык?
2
10
Средства художественной изобразительности
13
11
Историческая жизнь поэтического слова
3
12
Родной
язык
в
реке
времени
(история
языка
и
история общества)
3
13
«Кто хочет стать... отличником?»
2
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема
Количество
часов
План\факт
Оборудование
1.
Язык
-
средство
социализации
человека.
Язык
и
его
роль
в
обществе.
1
Экранно-
звуковое
пособие
2.
Источники изучения языка и его
история
1
Печатное
пособие
3.
Развитие письменности на Руси
1
4.
И м е н а
с у щ е с т в и т е л ь н ы е ,
прилагательные, числительное,
местоимения.
1
ТСО
5.
Глагол
,
наречие.
Служебные
части речи.
1
Печатное
пособие
6.
Исконно
русская
лексика
и
заимствованные слова
1
Печатное
пособие
7.
Антропонимия. Ономастика
1
Экранно-
звуковое
пособие
8.
Д и а л е кт,
н а р еч и е ,
г о в о р .
Диалектология.
Отношения
м е ж д у
д и а л е к т а м и
и
литературным языком.
1
Печатное
пособие
9.
Диалектное и устаревшее слово.
Архаизм.
1
Печатное
пособие
10.
Лексикография. Типы словарей
1
Печатное
пособие
11.
Словарная статья.
1
Печатное
пособие
12.
Понятие нормы. Формирование
орфоэпических,
лексических,
синтаксических и других норм.
1
13.
Изменения норм. Современный
русский язык.
1
14.
Знач ение
и
м н о го о б р а з и е
с р е д с т в
х уд о ж е с т в е н н о й
изобразительности языка.
1
Таблица
15.
Понятие
об
эпитете.
Эпитет
и
с т и л ь
п и с а т е л я .
1
Экранно-
звуковое
пособие
16.
Сравнение и параллелизм.
1
17.
Развернутое сравнение, его роль
в произведении.
1
Печатное
пособие
18.
Олицетворение.
1
Экранно-
звуковое
пособие
19.
Аллегория и символ
1
20.
Г и п е р б о л а .
Г и п е р б о л а
в
разговорном
языке,
в
диалогах
п ь е с ы ,
в
э п и ч е с к о м
и
лирическом произведениях.
1
ТСО
21.
Парадокс и алогизм, их роль в
произведении
1
Печатное
пособие
22.
Гротеск
и
его
значение
в
произведении
1
Печатное
пособие
23.
Игра
слов.
Ассоциативность.
Явные и скрытые ассоциации.
1
Печатное
пособие
24.
У п о т р е б л е н и е
с р е д с т в
художественной
и з о б р а з и т е л ь н о с т и
в
р а з г о в о р н о м
я з ы к е
и
в
художественном произведении.
1
Печатное
пособие
25.
Индивидуально-авторские
о с о б е н н о с т и
п р и м е н е н и я
с р е д с т в
х уд о ж е с т в е н н о й
изобразительности.
1
Экранно-
звуковое
пособие
26.
Комплексный анализ текста.
1
Печатное
пособие
27.
Изображение
действительности
и
п о э т и ч е с к о е
с л о в о
в
древнерусской литературе.
1
Печатное
пособие
28.
Теория
трех
штилей
М.
В.
Ломоносова и ее применение в
произведениях
поэта.
Новое
отношение
к
поэтиче скому
с л о ву
в
т в о рч е с т в е
Г.
Р.
Державина.
1
Печатное
пособие
29.
Изображение
действительности
и
п о э т и ч е с к о е
с л о в о
в
произведениях
сентиментализма,
романтизма,
реализма
1
Печатное
пособие
30.
Подготовка и презентация
устного журнала и\или проекта
1
Экранно-
звуковое
пособие
31.
Подготовка и презентация
устного журнала и\или проекта
1
Экранно-
звуковое
пособие
32.
Подготовка и презентация
устного журнала и\или проекта
1
Экранно-
звуковое
пособие
33.
О б о б щ е н и е
п р о й д е н н о г о
материала
1
Экранно-
звуковое
пособие
34.
О б о б щ е н и е
п р о й д е н н о г о
материала
1
Экранно-
звуковое
пособие