Напоминание

Родное слово


Автор: Лепетенко-Семенюта Светлана Георгиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: программа факультатива
Тема: Родное слово
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка

Тема разработки: «Родное слово»

Форма проведения дела: факультативные занятия

Адресат: учителя русского языка и литературы, педагоги дополнительного

образования

Автор- составитель: Лепетенко-Семенюта Светлана Георгиевна, учитель

русского языка и литературы высшей категории

г. Краснодар 2019

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Факультативный курс

«Родное слово» направлен на совершенствование

речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве

русского языка в целом, русского слова и особенностях его употребления.

Предметными результатами освоения учащимися курса являются:

понимание специфики курса «Русское слово», составляющего единое

целое с традиционными школьными предметами – русским языком и

литературой - и вместе с тем имеющей собственные задачи. Если

программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то

данная

программа

изучение

употребления

лексических

единиц

и

законов их сочетания. Если программа по литературе рассматривает

произведения

как

создания

определённых

писателей,

то

программа

«Русское слово» – прежде всего как явление искусства слова;

более

глубокое

представление

учеников

о

богатстве,

красоте

и

выразительности русского языка;

умение находить и создавать словесные образы;

восприятие

произведения

словесности

как

целостного

явления,

как

формы эстетического освоения действительности;

умение анализировать текст (и выразительные средства в нем) с учетом

поставленной

учебной

задачи

(акцентируя

внимание

на единство

формы и содержания художественного пространства);

понимание идейно-художественного значения и многообразия средств

художественной

изобразительности

языка;

умение

видеть

индивидуально-авторские

особенности

применения

средств

художественной изобразительности;

формирование

навыков

создания

собственного

текста,

осознанного,

точного, творчески верного употребления слов, несущих эмоционально

-экспрессивную нагрузку, служащих для наиболее яркого и верного

выражения чувств, настроения, целей высказывания;

выявление

личностного

смысла

произведений

словесности,

умение

передать

его

в

выразительном

чтении

произведения,

в

устных

и

письменных рассуждениях о нем;

использование

средств

художественной

изобразительности

языка

в

собственных устных и письменных высказываниях

умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринять

личностный

смысл

произведения

и

передать

его

в

выразительном

чтении, пересказе, в сочинении о произведении;

умение видеть и передать в выразительном чтении художественные

достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия

языка этих произведений;

приобретение умения воспринимать произведения, созданные в разные

эпохи.

Содержание

обучения

ориентировано

на

развитие

личности

ученика,

и

Личностными результатами освоения учащимися 9-го класса являются:

развитие

чувства

прекрасного

и

эстетических

чувств

на

основе

знакомства с образцами словесного творчества;

формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и

ориентации на словесную культуру как значимую сферу человеческой

жизни.

Метапредметными результатами освоения учащимися курса являются:

осуществление

поиска

необходимой

информации

для

выполнения

учебных

заданий

с

использованием

учебной

литературы,

энциклопедий,

справочников

(включая

электронные,

цифровые),

в

открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом

пространстве Интернета;

умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации;

построение

сообщений

в

устной

и

письменной

форме

( с

использованием основных понятий курса);

умение

анализировать

текст

с

точки

зрения

основных

аспектов

изучаемого курса; проводить сравнение и классификацию по заданным

критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом

круге

явлений;

устанавливать

аналогии;

обобщать,

выделять

существенные признаки и их синтез; владеть рядом общих приёмов

решения задач.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

1.

Вводное

занятие.

«Родной

язык

есть

неистощимая

сокровищница

всего духовного бытия человеческого» (Ф. И. Буслаев) Как жили наши

предки – славяне (1 час).

Цели, задачи курса. История языка и история общества. Язык - средство

социализации

человека. Работа со словом «грамота». Язык и его роль в

обществе. Жизнь славянских племён. Образование праславянского языка. В

семье славянских языков. Древо славянских языков. Старославянские слова.

2.

«Из

древней

тьмы

на

мировом

погосте

звучат

лишь

письмена»

(И.Бунин) (1 час).

Источники

изучения

языка

и

его

история

(диалекты,

памятники

письменности и др.). Письмена славян дохристианского периода. Создание

славянского алфавита Кириллом и Мефодием. История письменности на

Руси. Важнейшие памятники письменности.

3. Развитие письменности на Руси (несколько историй из жизни букв).

Как учили грамоте на Руси. «Владимир посеял книжные слова, а мы

пожинаем...» (1 час).

Южнославянское влияние. Формирование принципов орфографии. История

ее

реформ.

Особенности

отдельных

написаний.

Роль

этимологического

анализа в работе по орфографии. Сравнение с современным алфавитом. Язык

«Повести

временных

лет...».

Аналитическое

наблюдение

-

исследование

текстов сборника «Повесть временных лет...».

4. Что? Как? Почему? (2 часа).

История

имён

существительных,

прилагательных,

числительных,

местоимений,

глаголов,

наречий,

предлогов,

союзов,

частиц.

Работа

с

текстом.

5.

Русский

язык

в

кругу

славянских

языков.

«Первородные

и

усыновлённые слова» (Я.Козловский) (1 час).

«Общеславянский язык – прародитель славянских языков». «Языки-братья».

«Слово

о

полку

Игореве»

как

один

из

древнейших текстов

славянской

письменной

речи.

«Первоучители

Кирилл

и

Мефодий».

«Славянский

праздник

в

нашей

стране».

«Первые

книги

на

Руси».

Самостоятельные

исследования, выводы. Исконно русская лексика. Старославянизмы в лексике

русского языка. Заимствованные слова

6. Тайны имён и прозвищ (1 час).

Антропонимия.

Антропонимика.

Ономастика

(ономатология).

Древние

русские имена. Имена-характеристики. Имена-метафоры. Имена-талисманы.

Знатные

(княжеские)

имена.

Женские

имена.

Старые

русские

имена

иноязычного происхождения. Происхождение отчеств. Отчества-именования.

Прозвища. Названия поселений и местностей твоего края.

7. «Огоньки крестьянской речи» (О. Шестинский) (1+1 час).

Диалект,

наречие,

говор.

Диалектология.

Диалекты

русского

языка.

Отношения между диалектами и литературным языком. Диалектологи, их

роль в создании словарей местных слов. Выявление своеобразия русской

речи родного края. Устаревшие слова. Архаизмы.

8. «Русской речи государь по прозванию Словарь» (Я. Козловский) (1+1

час).

Лексикография.

Типы

словарей.

Энциклопедические

и

лингвистические

словари.

Многоязычные

и

одноязычные

словари.

Тезаурусы.

Работа

с

текстом.

9. С какого времени начинается современный русский литературный

язык? (1+1 час)

Понятие нормы. Ее динамический характер. Формирование орфоэпических,

лексических, синтаксических и других норм. Изменения норм. Литературный

язык. Работа с текстом.

10. Средства художественной изобразительности (6+7 часов)

Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка.

Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и

в

художественном

произведении.

Индивидуально-авторские

особенности

применения средств художественной изобразительности.

П о н я т и е

о б

э п и т е т е .

Э п и т е т

и

с т и л ь

п и с а т е л я .

Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.

Олицетворение. Аллегория и символ. Употребление в произведении этих

средств художественной изобразительности.

Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и

лирическом произведениях. Значение гиперболы.

Парадокс и алогизм, их роль в произведении.

Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска

гротеска.

Этимологизация и внутренняя форма слова.

Игра слов. Ассоциативность.

Явные и скрытые ассоциации.

Лингвистический анализ текста.

11. Историческая жизнь поэтического слова (2+1 часа)

Принципы изображения действительности и поэтическое слово.

Изображение

действительности

и

поэтическое

слово

в

древнерусской

литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки.

Значение

этикета

и

канона.

Старославянский,

древнерусский

и

церковнославянский

языки.

Своеобразие

средств

художественной

изобразительности.

Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIIIвека.

Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее

применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в

творчестве Г. Р. Державина.

Изображение

действительности

и

поэтическое

слово

в

произведениях

сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского.

Романтический стиль А. С. Пушкина.

Изображение

действительности

в

искусстве

реализма.

Авторская

индивидуально сть.

Проявление

художе ственной

од а р е н н о с т и ,

мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль

писателя как единство всех элементов художественной формы произведений,

своеобразие творчества писателя.

12. «Родной язык в реке времени (история языка и история общества)» (3

часа).

Подготовка и презентация устного журнала и\или проекта

13. «Кто хочет стать... отличником?» (2 часа).

Занятие обобщающего характера.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ

Тема\раздел

Кол-во часов

1

«Родной

язык

есть

неистощимая

сокровищница

всего

духовного

бытия

человеческого»

(Ф.

И.

Буслаев) Как жили наши предки – славяне

1

2

«Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь

письмена» (И.Бунин)

1

3

Развитие письменности на Руси (несколько историй

из

жизни

букв).

Как

учили

грамоте

на

Руси.

«Владимир

пос еял

книжные

слова,

а

мы

пожинаем...»

1

4

Что? Как? Почему?

1

5

Русский

язык

в

кругу

славянских

языков.

« П е р в о р о д н ы е

и

у с ы н о в л ё н н ы е

с л о в а »

(Я.Козловский)

1

6

Тайны имён и прозвищ

1

7

«Огоньки крестьянской речи» (О. Шестинский)

2

8

«Русской речи государь по прозванию Словарь» (Я.

Козловский)

2

9

С какого времени начинается современный русский

литературный язык?

2

10

Средства художественной изобразительности

13

11

Историческая жизнь поэтического слова

3

12

Родной

язык

в

реке

времени

(история

языка

и

история общества)

3

13

«Кто хочет стать... отличником?»

2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Количество

часов

План\факт

Оборудование

1.

Язык

-

средство

социализации

человека.

Язык

и

его

роль

в

обществе.

1

Экранно-

звуковое

пособие

2.

Источники изучения языка и его

история

1

Печатное

пособие

3.

Развитие письменности на Руси

1

4.

И м е н а

с у щ е с т в и т е л ь н ы е ,

прилагательные, числительное,

местоимения.

1

ТСО

5.

Глагол

,

наречие.

Служебные

части речи.

1

Печатное

пособие

6.

Исконно

русская

лексика

и

заимствованные слова

1

Печатное

пособие

7.

Антропонимия. Ономастика

1

Экранно-

звуковое

пособие

8.

Д и а л е кт,

н а р еч и е ,

г о в о р .

Диалектология.

Отношения

м е ж д у

д и а л е к т а м и

и

литературным языком.

1

Печатное

пособие

9.

Диалектное и устаревшее слово.

Архаизм.

1

Печатное

пособие

10.

Лексикография. Типы словарей

1

Печатное

пособие

11.

Словарная статья.

1

Печатное

пособие

12.

Понятие нормы. Формирование

орфоэпических,

лексических,

синтаксических и других норм.

1

13.

Изменения норм. Современный

русский язык.

1

14.

Знач ение

и

м н о го о б р а з и е

с р е д с т в

х уд о ж е с т в е н н о й

изобразительности языка.

1

Таблица

15.

Понятие

об

эпитете.

Эпитет

и

с т и л ь

п и с а т е л я .

1

Экранно-

звуковое

пособие

16.

Сравнение и параллелизм.

1

17.

Развернутое сравнение, его роль

в произведении.

1

Печатное

пособие

18.

Олицетворение.

1

Экранно-

звуковое

пособие

19.

Аллегория и символ

1

20.

Г и п е р б о л а .

Г и п е р б о л а

в

разговорном

языке,

в

диалогах

п ь е с ы ,

в

э п и ч е с к о м

и

лирическом произведениях.

1

ТСО

21.

Парадокс и алогизм, их роль в

произведении

1

Печатное

пособие

22.

Гротеск

и

его

значение

в

произведении

1

Печатное

пособие

23.

Игра

слов.

Ассоциативность.

Явные и скрытые ассоциации.

1

Печатное

пособие

24.

У п о т р е б л е н и е

с р е д с т в

художественной

и з о б р а з и т е л ь н о с т и

в

р а з г о в о р н о м

я з ы к е

и

в

художественном произведении.

1

Печатное

пособие

25.

Индивидуально-авторские

о с о б е н н о с т и

п р и м е н е н и я

с р е д с т в

х уд о ж е с т в е н н о й

изобразительности.

1

Экранно-

звуковое

пособие

26.

Комплексный анализ текста.

1

Печатное

пособие

27.

Изображение

действительности

и

п о э т и ч е с к о е

с л о в о

в

древнерусской литературе.

1

Печатное

пособие

28.

Теория

трех

штилей

М.

В.

Ломоносова и ее применение в

произведениях

поэта.

Новое

отношение

к

поэтиче скому

с л о ву

в

т в о рч е с т в е

Г.

Р.

Державина.

1

Печатное

пособие

29.

Изображение

действительности

и

п о э т и ч е с к о е

с л о в о

в

произведениях

сентиментализма,

романтизма,

реализма

1

Печатное

пособие

30.

Подготовка и презентация

устного журнала и\или проекта

1

Экранно-

звуковое

пособие

31.

Подготовка и презентация

устного журнала и\или проекта

1

Экранно-

звуковое

пособие

32.

Подготовка и презентация

устного журнала и\или проекта

1

Экранно-

звуковое

пособие

33.

О б о б щ е н и е

п р о й д е н н о г о

материала

1

Экранно-

звуковое

пособие

34.

О б о б щ е н и е

п р о й д е н н о г о

материала

1

Экранно-

звуковое

пособие



В раздел образования