Напоминание

"Формирование навыков социализации, через сюжетно - ролевую игру у дошкольников с ЗПР"


Автор: Щербакова Анна Эдуардовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ №30
Населённый пункт: г. Мончегорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование навыков социализации, через сюжетно - ролевую игру у дошкольников с ЗПР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему: «Формирование навыков социализации, через

сюжетно- ролевую игру у дошкольников с ЗПР.

»

Учитель – логопед:

Щербакова А.Э.

Формирование навыков социализации, через сюжетно- ролевую

игру у дошкольников с ЗПР.

Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих

образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение

ребенком

готовых

форм

и

способов

социальной

жизни,

способов

взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму,

но

и

выработку

(совместно

с

взрослыми

и

сверстниками)

собственного

социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни.

Сегодня, как никогда остро стала проблема социализации детей-инвалидов,

детей с ограниченными возможностями здоровья,куда и входят дети ЗПР.

Многие из них, конечно, посещают специальные коррекционные дошкольные

учреждения,

где

хорошо

разработана

и

налажена

методика

обучения и

воспитания,

но

слабо

развита

социальная

адаптация

такого

ребенка

в

реальном

мире.

Пагубно

отражается

на

становлении

игры

и

отсутствии

необходимых педагогических условий для развития ребёнка, так называемая

депривация,

возникающая

особенно

часто

в

тех

случаях,

когда

ребёнок

имеющий

отклонения

пребывает

в

преддошкольном

возрасте

в

учреждении

закрытого

типа,

не

имея

возможности

развиваться,

дружить,

играть

как

обычные

дети.

Будучи лишен необходимого притока свежих эмоциональных

впечатлений, дошкольник с нарушениями в развитии получает представление

лишь об узком круге лиц, предметов; его жизнь протекает в ограниченных

монотонных обстоятельствах. Так, на имеющийся у него органический дефект

наслаивается обеднённый и порой искажённый образ окружающего мира.

Именно

поэтому

дети

с

ограниченными

возможностями

здоровья

нуждаются

не

столько

в

особом

обращении

и

поддержке,

а

в

большей

степени, в реализации своих способностей и достижении успехов, причем не

в специализированном дошкольном учреждении, а в обычном. Именно в этом

и заключается задача инклюзивного воспитания и образования, социализации

таких детей.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется

взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным

действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок

развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых

впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой

деятельности, его отношения с людьми.

Нарушение психического развития детей с ЗПР обусловливает и своеобразие их

игровой деятельности - ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде

всего, у дошкольников со сниженным интеллектом отмечается запаздывание

появления игровой деятельности, отставание в сроках ее развития.

Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. Именно через

игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является

основой творческого развития ребенка, развития умения соотнесения творческих навыков

и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру

взрослых, где все переплетено и взаимосвязано. Мир взрослых влияет на мир детей (и

наоборот) игры часто подразумевают «исполнение» детьми определенных социальных

ролей взрослых, взрослые часто используют игры, для того, чтобы еще лучше познать

мир, повысить уровень «внутреннего Я», развить уровень интеллекта. Игра основана на

восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребенка на соблюдение

определенных правил взрослой жизни. Из всего сказанного ясно насколько важно

стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников.

Актуальность проблемы состоит в том, что дети приходят в детский сад с низкой

социальной компетентностью, неадекватной ориентировкой ребенка в социальных

отношениях в семье или во взаимоотношениях ребенка со сверстниками. Поэтому,

социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к

взрослой жизни. Оптимальной формой этих отношений является ролевая игра. Отсюда

важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии

ребенка.

У всех детей с проблемами в развитии наблюдается:

Снижение или отсутствие потребности и активности в

самостоятельной игровой деятельности;

Отсутствие или достаточно редкое проявление интереса к игрушкам;

Основным содержанием игры является предметно-игровые действия

или короткие цепочки игрового характера с сюжетными игрушками

(очень важным с точки зрения диагностики является тот факт, что

совершаемые действия детьми с ЗПР всегда адекватны свойствам

используемых предметов и игрушек);

Неумение обобщать цепочки игровых действий и заменять их словом;

Трудности в использовании действий замещения, предметов-

заместителей;

Трудности переноса значения с одного предмета на другой;

Трудности в формировании воображаемой ситуации как следствие

бедности образной сферы;

Неумение самостоятельно организовывать совместную деятельность в

рамках сюжетной игры (деятельность рядом или вместе);

Отсутствие ролевой речи.

Отсутствие действий, реализующих социальные отношения между

персонажами (роль и заключенное в ней правило не выступают в

качестве регулятора деятельности).

Среди множества причин, тормозящих самостоятельное, последовательное

становление игры умственно отсталого ребёнка следует, прежде всего, выделить

главное - это недоразвитие интегративной деятельности коры головного мозга.

Оно приводит к запаздыванию в сроках овладения статическими функциями,

речью, эмоционально-деловым общением с взрослым в ходе ориентировочной и

предметной деятельности. Пагубно отражается на становлении игры и

отсутствии необходимых педагогических условий для развития ребёнка, так

называемая депривация, возникающая особенно часто в тех случаях, когда

умственно отсталый ребёнок пребывает в преддошкольном возрасте в

учреждении закрытого типа. Будучи лишен необходимого притока свежих

эмоциональных впечатлений, дошкольник с нарушениями в развитии получает

представление лишь об узком круге лиц, предметов; его жизнь протекает в

ограниченных монотонных обстоятельствах. Так, на имеющийся у него

органический дефект наслаивается обеднённый и порой искажённый образ

окружающего мира.

1. Особенности действий с игрушками дошкольников с ЗПР.

Маленькие дети, поступающие в специальные дошкольные учреждения, как

правило, совсем не умеют играть. Они однообразно манипулируют игрушками

независимо от их функционального назначения. Так, ребенок совершенно

одинаково может длительно стучать кубиком, уткой, машинкой. Особо

примечательным в этом случае является отношение к кукле, которая обычно

воспринимается так же, как и все иные игрушки. Кукла не вызывает адекватных

радостных эмоций и не воспринимается в качестве заместителя человека. По

отношению к игрушкам-животным умственно отсталый дошкольник также не

выказывает сколько-нибудь заинтересованного эмоционального отношения. Его

действия с ними напоминают манипуляции с кубиками и машинами.

Важно отметить, что среди необученных дошкольников встречаются и такие

дети, которые любят попробовать игрушку "на вкус". Они пытаются отгрызть

кусочек от цветного кубика, облизывать матрешку, засунуть в рот колпачок

пирамиды. Несомненно, такие действия с игрушками в основном характерны

для детей, страдающих глубоким интеллектуальнымнарушением, однако в ряде

случаев они вызваны просто неумением действовать с игрушками, отсутствием

опыта их использования в соответствии с функциональным назначением.

У значительной части дошкольников наряду с манипуляциями встречаются и так

называемые процессуальные действия, когда ребенок беспрерывно повторяет

один и тот же игровой процесс: снимает одежду и надевает ее на куклу, создает

и разрушает постройку из кубиков, достает из буфета и ставит на место посуду.

Отличительной особенностью игр необученных дошкольников является наличие

так называемых неадекватных действий. Например, действуя с маленькой

машиной, ребенок ставит ее в ванну и пытается при этом двигать из стороны в

сторону; играя с мелкими матрешками, он складывает их в кастрюлю и кладет в

кузов машины; наполняет кузов грузовика посудой, не замечая строительного

материала. Такие действия не диктуются ни логикой игры, ни функциональным

назначением игрушки, их ни в коем случае нельзя путать с использованием

предметов-заместителей, которые часто наблюдаются в игре нормально

развивающихся детей. Обычный дошкольник охотно использует палочку вместо

ложки, кубик вместо мыла, шарик в качестве яблока для куклы. Такие действия

обусловлены потребностями игры и говорят о высоком уровне ее развития.

Важным условием для развития игры и социального сознания является роль

педагога. При общении с детьми, педагог помогает им овладевать

социальным опытом. Свои действия в игре мы сопровождали речью и

средствами выразительности: показом, мимикой, жестом. В ходе обучения

игре мы выполняли главные роли (врач, мама). Использовали прямые

указания ( разъяснения, оказание помощи, совет по ходу игры). Далее мы

переходили на второстепенные роли. Являясь участником игры, всегда

направляли действия детей. Учитывая индивидуальные особенности наших

детей при распределении ролей, давали советы по ходу игры.

Проводились игры на эмоциональное сближение детей: «Назови ласково»,

«Дрозд», «Мы любим друг друга». На развитие социальных способностей и

навыков: «Накроем стол куклам», «Помоги другу», «Мы помощники» и др.

При проведении игр мы занимали равную позицию ребенка (на диване, на

полу). Во время обучения игре, мы учили брать на себя роль, использовать

различные обращения друг к другу и тактильно-эмоциональные способы

воздействия. Работа была направлена на развитие социальной уверенности,

устранение тревожности, на повышение своей самооценки. Давали

представления о способах и нормах поведения в общественных местах.

Наши дети в силу своих особенностей требуют значительно большего

участия взрослых в их игровой деятельности, чем нормально развивающиеся

сверстники. Они не уступчивы, поэтому не могут играть коллективно.

Интерес к игре у них неустойчив. Таким образом, сюжетно-ролевая игра

содержит разносторонние условия для формирования наиболее ценных

качеств личности. В сюжетно-ролевой игре заложены огромные возможности

коррекции познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы,

произвольности поведения, развития само регуляции как общей способности,

речи, воображения, учения и т.д. Опыт работы в коррекционных группах для

детей с особенностями в развитии показал, что в данном виде игр у ребенка

формируется ориентация в социальных отношениях. Ребенок познает законы

общения, характеры, социальные роли людей, усваивает различные

комбинации их соподчинения.

Обучение сюжетно-ролевой игре, хотя и занимает важное место в

коррекционно-воспитательной работе, однако не является ее самоцелью,

поэтому нельзя считать время зря потерянным, если ребенок не научится

самостоятельно играть, и будет нуждаться в помощи взрослого. Главным

является то, что наши дети выходят из своего замкнутого мира. У него

появляется интерес к окружающему миру и деятельности, возникает

положительное эмоциональное отношение и желание налаживать контакты

со взрослыми и сверстниками. Посильное участие наших детей в игре

способствует их психическому и физическому развитию. Оказывает на них

стимулирующее воздействие.

В процессе сюжетно-ролевых игр дети с проблемами в развитии овладевают

жизненно необходимыми навыками общения, у них развивается

познавательная, эмоциональная и личностная сфера, формируются

способности выражать отношение к окружающей действительности. Таким

образом, осуществляется развитие детей, подготовка их к обучению в школе,

а в целом проходит их первичная социализация.



В раздел образования