Автор: Смирнова Татьяна Михайловна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ Хмелитская СОШ
Населённый пункт: ул. Школьная 8 с. Хмелита Вяземского района Смоленской области
Наименование материала: Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5 класс
Тема: Урок 5 класс "Одежда "говорит" о человеке"
Раздел: среднее образование
КОНСПЕКТ УРОКА
по
изобразительному искусству
в 5 классе
Тема: «Одежда «говорит» о человеке»
Цель:
1.
познакомить учащихся с одеждой Древнего Китая и других стран;
2.
показать отличия в одежде разных сословий;
3.
сформировать понятие места и роли декоративного искусства в жизни человека;
4.
развивать творческую фантазию учащихся;
5.
воспитывать у учащихся интерес к искусству,
Тип урока
Комбинированный.
Планируемые результаты
(предметные ПР)
Учащиеся должны понимать роль одежды в жизни человека, знать различные стили и направления в одежде,
историческое наследие костюма. Творчески работать над предложенной темой.
Личностные (ЛР)
- Уважительно относиться к культуре народного искусства;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- уметь анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с точки зрения содержания и
средств его выражения
УУД Метапредметные (МПР)
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать,
выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих
результатов.
Коммуникативные УУД:
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в
процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий.
Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре;
Основное содержание темы,
понятия, термины.
Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком – знаком положения
человека в обществе, его роли в обществе. ДПИ Древнего Китая и Западной Европы XVII века. Строгая
регламентация в одежде у людей разных сословий.
Образовательные ресурсы.
Учебник. Рабочая тетрадь. Показ кукол в различной национальной одежде.
Ход урока.
Этап урока /
учебная ситуация
Результат этапа
Цель этапа
Взаимодействие в образовательном процессе
Действия педагога
Действия обучающихся
1.Самоопределени
е к деятельности.
Орг. момент.
Готовность к уроку.
(Контроль,
взаимоконтроль,
самоконтроль
Формирование и
развитие ЦО
(ценностных
ориентиров) к
умению оценивать
готовность к
предстоящей
деятельности на
уроке.
Организует ситуацию самооценки
обучающимися готовности к предстоящей
деятельности.
Сегодня у нас необычный урок: «Одежда
говорит о человеке».
Все посещали наш школьный музей «Русская
изба». Видели нашу национальную одежду. А
ведь у каждого народа своя одежда. (Приводят
примеры: одежда Севера и Африки)
Выполняет
оценку/самооценку
готовности по критериям:
-правильность выбора
учебных принадлежностей,
-правильность и
аккуратность расположения
предметов на парте,
-самостоятельность
подготовки,
-настрой на урок.
1.Мотивация.
Осознание
необходимости
получения новых
знаний.
Определение
границ знания и
незнания.
Определение проблемной ситуации. «Одежда в
Средневековой Европе», одежда людей разных
профессий и сословий. – Демонстрация
различных кукол.
Рассматривают кукол и
участвуют в диалоге.
2.Постановка
учебной задачи.
Представления
обучающихся о том,
что нового они
узнают на уроке,
чему научатся.
Формирование и
развитие ЦО к
умению определять
и формулировать
проблему,
познавательную
цель и тему урока.
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем
говорить на уроке? ...
- Какие вы знаете отличия в одежде высших и
низших сословий общества?
- - На этом уроке вы познакомитесь с ДПИ
народов Востока, в частности, Древнего Китая.
Египта и Средневековой Европы . Народы
Китая, Японии, а также Индии бережно хранят
национальные традиции.
Проговаривают тему,
отделяя знание от незнания.
Формулируют цель,
фиксируют учебную задачу,
предполагают свои
действия.
3.Решение учебной
задачи.
Новое знание: роль
одежды в жизни
человека, знать
различные стили и
направления в
одежде,
историческое
наследие костюма.
Формирование и
развитие ЦО к
совместной
познавательной
деятельности по
открытию нового
знания.
Беседа об одежде человека, её роли в жизни
людей.
Рассказать о соотношении строя одежды с
положением её владельца в обществе.
Участвуют в диалоге.
Объясняют смысл понятия
«одежда»,рассуждают о
роли одежды в жизни
людей.
Высказываются о
многообразии форм и декора
в одежде народов разных
стран и у людей разных
сословий.
4. Самостоятельная
работа. Оценка.
Умение применять
новые знания в
самостоятельной
деятельности,
определять уровень
овладения знанием,
способом
деятельности.
Формирование и
развитие ЦО к
закреплению знаний
и способов действий.
Простым карандашом сделайте набросок платья
королевы, её короны, а также короля.
Оцените результаты своей работы
Выполняют практическое
задание
Просмотр и анализ
выполненных работ.
5. Итог. Рефлексия
Умение соотносить
результаты
собственной
деятельности.
Формирование и
развитие ЦО к
умению
анализировать и
осмысливать свои
достижения.
А как вы думаете?
- Можно ли по одежде судить о месте и роли
человека в обществе? Приведите примеры.
- Что означают понятия «одежда» и «костюм»?
Одинаковый ли смысл в них заключён? Нет.
Почему?
Участвуют в диалоге.
Отвечают на вопросы,
высказывают своё мнение.
6 Домашнее задание.
Использование нового
знания в выполнении
творческого задания.
Формирование и
развитие ЦО к
обобщению знаний и
способов действий,
повторение раннее
усвоенных ЗУНов
Задание : собери вырезки с изображением
костюмов разных времён и народов Вы видите,
сколько у нас кукол в различных костюмах. Все это
работы учащихся, выполненных вместе с
родителями. Сшей вместе с мамой наряд русской
графини, боярыни, маркизы, помещиков и даже
можно сшить костюмы для крестьян.
Запись д/з в дневник.
Используемая литература:
1.
Н.А.Горяева О.В. Островская « Изобразительное искусство» 5 класс учебник
2. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - Н.А.Горяева (Уроки изобразительного искусства») 5 класс
3. Н.А.Горяева « Изобразительное искусство» (Творческая мастерская - рабочая тетрадь) 5 класс
Наглядный ряд: куклы разных стран из школьного музея, народные костюмы из музея
Ниже приведены примеры работ