Напоминание

"Правописание суффиксов в глаголах"


Автор: Луценко Наталья Олеговна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ №72 имени Героя РФ Гануса Ф.Г.
Населённый пункт: Липецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Правописание суффиксов в глаголах"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: «Правописание суффиксов –ОВА-(ЕВА) –ЫВА –(ИВА) в глаголах»

Цели:

- познакомить учащихся с правописанием суффиксов –ОВА- (ЕВА)-ЫВА- (ИВА) в

глаголах;

-

формировать

умение

владеть

способом

действия

при

выборе

написания

суффиксов –ОВА-(ЕВА) –ЫАВ –(ИВА);

-развивать речь, пополнять словарный запас, воспитывать интерес к предмету.

Задачи урока:

-сформировать представление о правописании суффиксов –ОВА- (ЕВА)-ЫВА-

(ИВА);

-повторить суффиксы глаголов;

-актуализировать

знания

о

суффиксальном

способе

образования

глаголов,

мыслительные операции: анализ, синтез;

-развивать внимание, память, монологическую речь, познавательные процессы;

-воспитывать интерес к предмету, коллективизм.

Наглядный и раздаточный материал:

-иллюстрации с изображением глагола;

-карточки для работы по правописанию суффиксов.

Оборудование:

-учебник, тетрадь

Ход урока:

1.

Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

1)

Мотивировать учащихся к учебной деятельности;

2)

Определить содержательные рамки урока.

Формы работы:

–диалог;

–беседа.

Сегодня на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их, пожалуйста.

Садитесь. Я тоже желаю Вам удачи. Н.М. Карамзин – великий русский писатель

говорил: «Правила языка не изобретаются, а в нем уже существуют, надобно

только открыть и показать их.»

-Вы хотите сегодня на уроке открыть что-то НОВОЕ для себя? (Да)

-Сегодня необычный урок. К нам пришли Витя Перестукин и Катя Пятеркинаиз

повести Л. Гераскиной «В стране невыученных героев». А Витяеще и с карточкой

к нам пришел.

- А Вы хотите узнать, что в карточке?

-Улыбнитесь

друг

другу,

пожелайте

удачи.

Я

тоже

желаю

Вам

удачи,

и

мы

начинаем урок.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной

деятельности.

Цель:

1)

Актуализировать знания о суффиксах глаголов;

2)

Актуализировать мыслительные операции: обобщение, анализ;

3)

Зафиксировать

индивидуальные

затруднения

в

деятельности

в

ходе

групповой работы: учащиеся не знакомы с правописанием суффиксов –

ОВА- (ЕВА)-ЫВА- (ИВА).

Формы работы:

-коллективная;

-групповая;

-индивидуальная.

С чего начинается урок ОНЗ?

-С повторения.

- Все ли будем повторять?

-Нет, только необходимые правила для изучения нового материала.

-Какую часть речи мы сейчас изучаем?

-Что повторили о глаголе на последних уроках?

-Способы образования глагола.

- Расскажите о способах образования глагола.

- Какое правило изучили на прошлом уроке?

-Правописание гласной перед суффиксом –Л -.

- Вставьте пропущенные буквы в глаголах.

Карточка № 1

-увид…л, раскрас…л, кле…л, исполн…л, выл…л.

-Расскажите, пожалуйста правило

- Для чего мы повторяли правописание гласной перед суффиксом – Л-?

-Чтобы подготовиться к изучению нового.

Суффикс – удивительная морфема. Он образует новые слова. Чтобы правильно их

писать, нужно знать правила.

-Я Вам предложу НОВОЕ задание

-Как оно называется?

-ПРОБНОЕ

-Зачем Вы его будете выполнять?

-Чтобы понять, что мы не знаем.

-Перед

Вами

карточка,

где

пропущены

гласные

в

правописании

глаголов.

Попробуйте их написать и выделить морфему в которой они пропущены.

Карточка № 2

совет…вать,

гор…вать,

команд…вать,

отпляс…вать,

раскраш…вать,

наста…вать

-Кто не выполнил задание?

-Я пока не могу вставить пропущенные гласные в суффиксы глаголов.

-Кто справился с заданием?

-Обоснуйте научно написание суффиксов.

-Вы можете это сделать?

-Пока не можем обосновать правило написания.

-Вместе с Вами выполнял задание Витя Перестукин.

-Предлагаю выслушать его мнение.

Витя:

Сумею

ли

я

написать

правильно

слова

«советовать»,

«горевать»,

«командовать», «отплясывать», «раскрашивать», «настаивать»?

Отчего же не суметь! Подумаешь, хитрость какая. Совет… А Я не знаю,

что писать дальше: -овать-, ывать-? Как правильно: советОВАть или

советЫВАть? То же самое и с другими словами. Есть над чем подумать!

Почему так произошло?

-Не знаем, как писать это вызвало ЗАТРУДНЕНИЯ.

-Значит, что нам надо сделать?

-Надо

подумать

и

попробовать

узнать,

как

пишутся

гласные

в

суффиксах глаголов.

2.

Выявление места и причины затруднения

Цель:

1)

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется

и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в

учебной деятельности;

2)

Зафиксировать место и причину затруднения;

3)

Согласовать цель и тему урока.

Формы работы:

-беседа;

-диалог (подводящий).

-Мы должны были вставить пропущенные гласные в суффиксах глаголов.

-Какое задание выполняли?

-ПРОБНОЕ. -Узнавали, когда пишется суф.–ОВА-(ЕВА)-ЫВА (ИВА)-

-Где возникло ЗАТРУДНЕНИЕ?

-Пока не знаем, где вставить букву –Е- или –И- в суффиксы.

-Почему?

-Не хватает знаний, не знаем правила.

4. Постановка цели и построение плана выхода из затруднения.

Цель:

1)

Организовать

коммуникативное

взаимодействие

для

построения

нового

способа действия;

2)

Зафиксировать план действий.

Формы работы:

-побуждающий диалог

-Какая цель урока?

-Узнать условия написания суффикса –ОВА- (ЕВА)-ЫВА- (ИВА)-

- Научиться применять на письме это правило.

-Какова тема урока?

-Правописание суффиксов –ОВА- (ЕВА)-ЫВА- (ИВА) в глаголах.

-Что нам может помочь выйти из затруднения?

-План выхода из затруднения.

1. Я предлагаю проанализировать таблицу: какие формы глагола записаны?

-С какой целью?

2.

-Что потом?

-Сейчас поработаем в группах по 4 человека.

-Пользуясь вспомогательным материалом, составьте алгоритм.

-Старший группы представит свой вариант на доске.

-Проанализируйте данную таблицу, обратив внимание на суффиксы глаголов

1-ое лицо

настоящего времени

Неопределенная форма глагола

устраИВАЮ

устраИВАть

выделЫВАЮ

выделЫВАть

приветствУЮ

приветствОВАть

ночУЮ

ночЕВАть

-Сформулируйте правила правописания гласных в суффиксах глаголов ОВА-ЕВА-,

-ИВА- ЫВА-.

5. Реализация построенного плана

Цель:

1)

Организовать

коммуникативное

взаимодействие

с

целью

реализации

построенного плана;

2)

Организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и

зафиксировать преодоления затруднения;

3)

Уточнить общий характер нового задания.

Формы работы:

-коллективная;

-подводящий диалог;

-индивидуальная.

-Сейчас

поработаем

в

группах

по

4

человека.

Пользуясь

вспомогательным

материалом, составьте алгоритм.

Старший группы представит свой вариант.

Карточка № 3

1-ое лицо

настоящего времени

Неопределенная форма глагола

устраИВАЮ

устраИВАть

выделЫВАЮ

выделЫВАть

приветстВУЮ

приветствОВАть

ночУЮ

ночЕВАть

Карточка № 4

Алгоритм:

Суффиксы глаголов –ОВА- (ЕВА)-ЫВА- (ИВА)

Поставьте глагол в форму 1 лица един. числа (Я)

Глагол оканчивается

на – ЫВАЮ, -ИВАЮ на –УЮ, -ЮЮ-

не выпадают выпадает

-ЫВА- (-ИВА)- -ОВА- (-ЕВА)-

опаздЫВАть (опаздЫВАю) советОВАл (советУЮ)

-Сравним вывод с учебником стр. 130

-С какой новой орфограммой познакомились?

-Как обозначается орфограмма?

-Вернемся к нашему заданию. Выделите орфограммы в словах.

-Витя, а сейчас у тебя получится объяснить написание суффиксов?

(совет…вать, гор…вать, команд…вать)

-Может, еще кто-нибудь попробует по алгоритму объяснить написание слов.

(отпляс…вать, раскраш…вать, наста…вать)

-Мы хорошо поработали, а теперь пора отдохнуть.

Физкультминутка

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

1)

Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

Формы работы:

-фронтальная;

-в парах.

-Мы открыли новые знания, должны потренироваться.

-Выполним упр. № 569 (по «цепочке»)

По алгоритму

Во время комментирования каждый шепотом проговаривает алгоритм.

-Мы потренировались.

-Еще есть вопросы?

-Что мы должны сделать после тренировки?

-Проверить свои силы в самостоятельной работе.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Цель:

1)

Проверить на основе сопоставления с образцом (на доске) свое умение

применять

новое

учебное

содержание

(правописание

суффиксов

существительных –ОВА- (ЕВА)-ЫВА- (ИВА) в типовых условиях.

Формы работы:

-самостоятельная

Карточка № 5

Команд…вать (я команд….)

Шлиф…вать (я шлиф…)

Развыгр…вать (я разыгр…)

Тоск…вать (я тоск…)

Воспит…вать (я воспит…)

Гор…вать (я гор…)

Приказ…вать (я приказ…)

Отста…вать (я отста…)

Ноч…вать (я ноч…)

Танц…вать (я танц…)

Проветр…вать (я проветр…)

-Кто допустил ошибку? Какую?

-В чем причина?

-Кто выполнил без ошибок? Молодцы.

-Над чем надо поработать?

8. Включение в систему знаний.

Цель:

1)

Тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее

изученным;

2)

Повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках.

Формы работы:

-фронтальная

-Ребята, а где пригодятся полученные знания? (новое правило)?

При

написании

слов,

при

разборе

глагола

по

составу,

в

жизни:

правильное

написание слов – показатель грамотности человека.

Поработаем с карточкой №

-Спишите, текст. Выделите пропущенные орфограммы (1 ученик у доски)

Мы вышли к озеру. Вода (поплескивать) в корнях старых деревьев. Пробыли мы

(зс)десь два дня, слышали крики диких гусей и звуки ноч(?)ного дождя. Он

тихо (позван…вать) по озеру, будто (протяг…вать) между ч…рным небом и

водой тонкие, как паутинки, дрожащие струнки.

Если будеш(?) исслед…вать какой (нибудь) клочок нашей страны, то поймеш(?),

как она хороша.

-Приготовьте сигнальные карточки

-О- , -Е-

-Ы- , -И-

Завидовать, маршировать

Причёсывать, выкрикивать

Разбрасывать, следовать

Оборудовать

9. Рефлексия учебной деятельности

Цель:

1)

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2)

Оценить собственную деятельность на уроке;

3)

Оценить учебную деятельность всего класса и отдельных групп;

4)

Зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной

деятельности;

5)

Обсудить и записать домашнее задание.

Формы работы:

-фронтальная;

-индивидуальная.

-Какова тема урока?

-Какова была цель урока?

-Достигли Вы ее? Докажите.

-Что было трудным?

-Над чем надо поработать?

-Где пригодится новое знание?

-Вернемся к нашему эпиграфу? Какое правило узнали?

-Сейчас Вы будете работать с «лесенкой успеха».

-Что Вы можете оценить с помощью этой лесенки?

-Насколько мы ЗНАЕМ правила правописания –ОВА- (ЕВА)-ЫВА- (ИВА).

-Рисуем смайлики.

4 ступень – у меня все получилось.

3 ступень – я работал, хорошо, но допустил ошибки.

2,1 ступень - -мне было трудно, нужно еще работать.

-Молодцы ребята! Вы хорошо поработали! Спасибо Вам!

Домашнее задание –Нам есть еще над чем поработать.

1.

Упр. № 571 (ступень 1,2)

2.

Упр. № 572 (3 ступень)

3.

Упр. № 572 + сказка о суф. –ОВА- (ЕВА)-ЫВА- (ИВА) (4 ступень)

Проанализируете данную таблицу, обратив внимание на суффиксы

глаголов

1-ое лицо

настоящего времени

Неопределенная форма глагола

устраИВАЮ

устраИВАть

выделЫВАЮ

выделЫВАть

разыгрЫВАЮ

разыгрЫВАть

воспитЫВАЮ

воспитЫВАть

советУЮ

советОВАть

приветствУЮ

приветствОВАть

ночУЮ

ночЕВАть

рисУЮ

рисОВАть

Проанализируете данную таблицу, обратив внимание на суффиксы

глаголов

1-ое лицо

настоящего времени

Неопределенная форма глагола

устраИВАЮ

устраИВАть

выделЫВАЮ

выделЫВАть

разыгрЫВАЮ

разыгрЫВАть

воспитЫВАЮ

воспитЫВАть

советУЮ

советОВАть

приветствУЮ

приветствОВАть

ночУЮ

ночЕВАть

рисУЮ

рисОВАть



В раздел образования