Автор: Бабенышева Нина Викторовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Колокольчик"
Населённый пункт: Хакасия Таштыпский район с. Арбаты
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие учителя–логопеда и педагога – психолога в коррекционной работе с детьми ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога ДОУ в
коррекционной работе с детьми ОВЗ
Учитель-логопед: Бабенышева Н.В.
В нашем детском саду работает две логопедические группы. Их посещают
дети с ограниченными возможностями здоровья (речевыми нарушениями).
В ходе диагностического обследования у этих детей были выявлены
характерные недостатки в развитии познавательной сферы. Наблюдается
нарушение внимания, памяти, мышления, гиперактивное поведение. Так же у
данной категории детей отмечается низкий уровень эмоционально-волевой
сферы.
Всё это, в разной степени, оказывает негативное влияние на формировании
личности детей, влияет на их физическое и умственное развитие. Исходя из
этого возникла необходимость в тесном сотрудничестве специалистов
(учителя-логопеда, педагога-психолога) и других участников педагогического
процесса (воспитателей и родителей).
Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и
способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно
учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в
помощи обоих специалистов.
Цель совместной работы: оказание комплексной психолого-педагогической
помощи детям, имеющим речевые нарушения.
Задачи коррекционной работы:
1. Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
2. Развитие познавательной сферы дошкольника с нарушениями речи.
3. Адаптация и интеграция ребёнка, имеющего речевое нарушение, в среду
нормально развивающихся сверстников.
Принципы взаимодействия:
— Системность
— Комплексность
— Соответствие возрастным индивидуальным возможностям
— Адекватность требований и нагрузок
— Постепенность и системность
— Индивидуализация темпа работ
Основным направлением коррекционно-развивающей работы является
развитие эмоционально-волевой сферы, содействие полноценному
психическому и личностному росту каждого ребёнка.
Совместно с психологом в начале учебного года проводится обследование,
выявляются трудности в личностном развитии и интеллектуально-
познавательной деятельности.
Заполнение индивидуальных карт развития ребенка.
Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов
на эффективную коррекционную работу с детьми.
Проведение интегрированных занятий.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Оценка результативности коррекционной работы с детьми.
Отчет по проделанной работе.
Одной из форм совместной работы являются интегрированные занятия.
Интегрированное построение занятий дает возможность детям реализовать
свои творческие возможности, развить коммуникативные умения,
познавательную активность.
В результате взаимодействия учителя−логопеда и педагога-психолога
позволяет эффективно скорректировать имеющие нарушения развития речи,
что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно
развиваться.