Автор: Долгополова Ангелина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №8 "Планета детства"
Населённый пункт: город Реутов Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент
являются
неотъемлемой
частью
современного
дошкольного
образования.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и
его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях
введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества. Мы
видим, какие значительные перемены происходят сейчас в системе дошкольного
образования. И во многом это связано с обновлением научной, методической и
материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления
является использование новых информационных технологий. На сегодняшний день
воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Это
компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, DVD, различного рода
мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование. Воспитатели стали для ребенка
проводником в мир новых технологий.
Актуальность:
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно
новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано,
прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к
получению новых знаний,
ускорить процесс
усвоения знаний.
Одним из
инновационных
направлений
являются
компьютерные
и
мультимедийные
технологии.
Применение
информационно-коммуникационных
технологий
в
дошкольном
образовании
становится
все
более
актуальным,
так
как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной,
игровой
форме
развить
логическое
мышление
детей,
усилить
творческую
составляющую учебного процесса.
Цель проекта:
Повышение качества образования в ДОУ путем внедрения в образовательный
процесс информационно-коммуникационных технологий в соответствии с ФГОС.
Задачи проекта:
- создание единого информационного пространства ДОУ, в котором были бы
задействованы все участники образовательного процесса: администрация ДОУ,
педагоги, воспитанники и их родители.
- обобщение знаний требования ФГОС, регламентирующих профессиональную
педагогическую деятельность в условиях ИКТ.
-
разработка
технологий
мультимедийных
сопровождений
образовательного
процесса.
- создание общей сетевой мультимедийной базы, банка компьютерных обучающих
программ, дидактических и методических материалов, которыми могли бы
пользоваться в своей практике воспитатели ДОУ.
Значимость проекта:
Материал должен раскрыть педагогам преимущества использования ИКТ в своей
образовательной деятельности для обеспечения полноценного перехода ребенка на
следующий уровень системы непрерывного образования. А именно, воспитание
любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами
общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка.
Вопрос организации предметно-развивающей среды (ПРС) ДОУ на
сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки
деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-
пространственная
среда.
ПРС
должна
быть
вариативной
и
содержательно
насыщенной, т.е. оснащена средствами обучения и воспитания – техническим,
спортивным, игровым оборудованием. Поэтому основная задача ДОУ: совместить в
едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и
наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной
точкой для работы над целым направлением
— создание
интерактивной
образовательной среды.
Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является
использование
педагогами
ИКТ,
в
виде
инструмента
развития
мотивации
образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с
вербальных методов образования на методы поисковой и творческой деятельности
воспитателей и воспитанников. В связи с этим воспитатель, в большей степени,
становится соучастником, помощником. Использование компьютерных технологий
помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать НОД более наглядными, интенсивными;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в
образовательной деятельности.
Основными формами использования ИКТ в моей практике являются:
- оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития,
планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов).
-
подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к
совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп, кабинетов.
-
создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint в различных
образовательных областях:
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое
развитие», «Познавательное развитие» и др. Мною созданы серии презентаций к
занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям. Для
большей эффективности презентации строю с учетом программы детского сада и
возрастных особенностей дошкольников, в них включаю занимательные вопросы,
анимационные
картинки,
игры,
просмотр
познавательных
мультфильмов.
Презентация помогает
объединить огромное
количество демонстрационного
материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц,
репродукций, аудио и видео аппаратуры.
- использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов.
Воспитанникам особенно нравится это направление: просмотр информационного
материала с наложением хорошо известным им аудиорядом, создание простеньких
клипов, наложение голоса на видео и т.п.
- использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет ребенку
как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети
привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир
один на один с компьютером.
- Помимо презентаций в своей работе использую обучающие программы.
Выполняя задания, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента
конкретных событий, представлений, у него развивается способность к
прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать.
Это означает начало овладения основами теоретического мышления.
- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и
для родителей.
- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы.
-
использование сети интернет в педагогической деятельности, с целью
информационного
и
научно-методического
сопровождения
образовательного
процесса.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального
развития
детей,
необходимо
помнить,
что
его
использование
в
учебно-
воспитательных
целях
в
дошкольных
учреждениях
требует
тщательной
организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с
возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Обычное занятие длится от
20 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут.
После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и
снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз.
Заключение.
Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя
позволяет
внедрять
инновационные
процессы
в
дошкольное
образование.
Информационные технологии значительно расширяют возможности воспитателей и
специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Использование ИКТ в
ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер
личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации
деятельности
воспитателя,
значительно
способствует
повышению
качества
образовательного процесса. Я выявляю следующие преимущества использования
ИКТ в дошкольном образовании:
1.
Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс,
способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей,
активизации
умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.
2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат своих
действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на
которых были допущены ошибки, для их исправления.
3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков работы с
ними позволяет педагогу намного эффективнее выполнять поставленные задачи.
4.
Использование
ИКТ
значительно
повысило
культуру
труда
педагога;
способствовало изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ в целом; повысило
качество
проводимых
организационно-методических
мероприятий,
а
также
качество
предоставляемых
сопроводительных
материалов;
мотивировало
и
стимулировало познавательную и творческую активность педагогов и детей;
расширило возможности для самореализации.
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые
дидактические
возможности,
связанные
с
визуализацией
материала,
его
«оживлением»,
возможностью представить наглядно те явления и процессы,
которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и
собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности,
прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного
материала.
Появляется
возможность
для
концентрации
больших
объемов
демонстрационного материала из разных источников, представленных в разных
формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в зависимости от
потребностей детей и особенностей программы