Напоминание

"Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"


Автор: Долгополова Ангелина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №8 "Планета детства"
Населённый пункт: город Реутов Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент

являются

неотъемлемой

частью

современного

дошкольного

образования.

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и

его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях

введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества. Мы

видим, какие значительные перемены происходят сейчас в системе дошкольного

образования. И во многом это связано с обновлением научной, методической и

материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления

является использование новых информационных технологий. На сегодняшний день

воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Это

компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, DVD, различного рода

мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование. Воспитатели стали для ребенка

проводником в мир новых технологий.

Актуальность:

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно

новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано,

прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к

получению новых знаний,

ускорить процесс

усвоения знаний.

Одним из

инновационных

направлений

являются

компьютерные

и

мультимедийные

технологии.

Применение

информационно-коммуникационных

технологий

в

дошкольном

образовании

становится

все

более

актуальным,

так

как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной,

игровой

форме

развить

логическое

мышление

детей,

усилить

творческую

составляющую учебного процесса.

Цель проекта:

Повышение качества образования в ДОУ путем внедрения в образовательный

процесс информационно-коммуникационных технологий в соответствии с ФГОС.

Задачи проекта:

- создание единого информационного пространства ДОУ, в котором были бы

задействованы все участники образовательного процесса: администрация ДОУ,

педагоги, воспитанники и их родители.

- обобщение знаний требования ФГОС, регламентирующих профессиональную

педагогическую деятельность в условиях ИКТ.

-

разработка

технологий

мультимедийных

сопровождений

образовательного

процесса.

- создание общей сетевой мультимедийной базы, банка компьютерных обучающих

программ, дидактических и методических материалов, которыми могли бы

пользоваться в своей практике воспитатели ДОУ.

Значимость проекта:

Материал должен раскрыть педагогам преимущества использования ИКТ в своей

образовательной деятельности для обеспечения полноценного перехода ребенка на

следующий уровень системы непрерывного образования. А именно, воспитание

любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами

общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка.

Вопрос организации предметно-развивающей среды (ПРС) ДОУ на

сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки

деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-

пространственная

среда.

ПРС

должна

быть

вариативной

и

содержательно

насыщенной, т.е. оснащена средствами обучения и воспитания – техническим,

спортивным, игровым оборудованием. Поэтому основная задача ДОУ: совместить в

едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и

наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной

точкой для работы над целым направлением

— создание

интерактивной

образовательной среды.

Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является

использование

педагогами

ИКТ,

в

виде

инструмента

развития

мотивации

образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с

вербальных методов образования на методы поисковой и творческой деятельности

воспитателей и воспитанников. В связи с этим воспитатель, в большей степени,

становится соучастником, помощником. Использование компьютерных технологий

помогает:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- делать НОД более наглядными, интенсивными;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в

образовательной деятельности.

Основными формами использования ИКТ в моей практике являются:

- оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития,

планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов).

-

подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к

совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп, кабинетов.

-

создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint в различных

образовательных областях:

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое

развитие», «Познавательное развитие» и др. Мною созданы серии презентаций к

занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям. Для

большей эффективности презентации строю с учетом программы детского сада и

возрастных особенностей дошкольников, в них включаю занимательные вопросы,

анимационные

картинки,

игры,

просмотр

познавательных

мультфильмов.

Презентация помогает

объединить огромное

количество демонстрационного

материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц,

репродукций, аудио и видео аппаратуры.

- использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов.

Воспитанникам особенно нравится это направление: просмотр информационного

материала с наложением хорошо известным им аудиорядом, создание простеньких

клипов, наложение голоса на видео и т.п.

- использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет ребенку

как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети

привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир

один на один с компьютером.

- Помимо презентаций в своей работе использую обучающие программы.

Выполняя задания, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента

конкретных событий, представлений, у него развивается способность к

прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать.

Это означает начало овладения основами теоретического мышления.

- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и

для родителей.

- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы.

-

использование сети интернет в педагогической деятельности, с целью

информационного

и

научно-методического

сопровождения

образовательного

процесса.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального

развития

детей,

необходимо

помнить,

что

его

использование

в

учебно-

воспитательных

целях

в

дошкольных

учреждениях

требует

тщательной

организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с

возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Обычное занятие длится от

20 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут.

После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и

снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз.

Заключение.

Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя

позволяет

внедрять

инновационные

процессы

в

дошкольное

образование.

Информационные технологии значительно расширяют возможности воспитателей и

специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Использование ИКТ в

ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер

личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации

деятельности

воспитателя,

значительно

способствует

повышению

качества

образовательного процесса. Я выявляю следующие преимущества использования

ИКТ в дошкольном образовании:

1.

Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс,

способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей,

активизации

умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.

2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат своих

действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на

которых были допущены ошибки, для их исправления.

3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков работы с

ними позволяет педагогу намного эффективнее выполнять поставленные задачи.

4.

Использование

ИКТ

значительно

повысило

культуру

труда

педагога;

способствовало изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ в целом; повысило

качество

проводимых

организационно-методических

мероприятий,

а

также

качество

предоставляемых

сопроводительных

материалов;

мотивировало

и

стимулировало познавательную и творческую активность педагогов и детей;

расширило возможности для самореализации.

Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые

дидактические

возможности,

связанные

с

визуализацией

материала,

его

«оживлением»,

возможностью представить наглядно те явления и процессы,

которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и

собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности,

прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного

материала.

Появляется

возможность

для

концентрации

больших

объемов

демонстрационного материала из разных источников, представленных в разных

формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в зависимости от

потребностей детей и особенностей программы



В раздел образования