Напоминание

"Основа слова"


Автор: Зяблова Екатерина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Немецкая школа № 1212"
Населённый пункт: города Москвы
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Основа слова"
Раздел: начальное образование





Назад




КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ:

«ОСНОВА СЛОВА»

Цели урока:

1. Формирование представления об основе слова как части слова без окончания.

2.

Введение

в

познавательную

деятельность

и

активный

словарь

учащихся

терминов: основа слова, окончание, нулевое окончание, разные формы одного и того же

слова.

3. Формирование орфографическую зоркость, внимательность, память, мышление.

4. Развитие бережного и уважительного отношения к родному языку.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие гостей. Проверка готовности к уроку.

2. Запись числа и повторение словарных слов в словаре на буквы В – Г (с

последующей записью шести слов по выбору учащегося).

3. Актуализация знаний.

На прошлых уроках русского языка мы начали большую тему: «Состав слова».

О

какой

части

слова

мы

говорили

вчера?

(Об

окончании).

Какая

часть

слова

называется окончанием? (Окончание – изменяемая часть слова).

Выполнение упражнения 1.

Упр.1.

Измените

слова

по

падежам

(пользуясь

словами:

есть,

нет,

рад,

вижу,

доволен, думаю).

Пчела, петух.

Выделите окончания.

Обратите внимание, что слово петух в начальной форме имеет нулевое окончание.

Какое окончание мы называем нулевым? (Окончание, которое не выражено звуками).

Выполнение упражнения 2.

Упр. 2. Выпишите слова с нулевым окончанием.

Моряк, глаза, кормушка, крик, холмы, звонок, скрипучий, листок, гриб.

Выделите нулевое окончание.

4. Физкультминутка.

Я буду называть слова. Если в слове окончание –а, вы хлопаете в ладоши, если

другое – сидите тихо.

Город, берёза, земляника, деревня, морковь, малина, капуста, комната, овощи,

огород.

4. Работа по теме урока.

Выполнение упражнения 3.

Упр. 3. Напишите новую форму слова. Выделите окончания.

красота - … (красоты)

речная - … (речной)

глухарь - … (глухари)

грибные - … (грибной)

Прочитайте ту часть каждого слова, которая остаётся, если отделить окончание.

Часть слова, которая остаётся, если отделить окончание, называется основой. (Дети

повторяют определение хором).

Как же звучит тема нашего урока? (Основа слова). Дается образец выделения

основы слова.

5. Первичное закрепление.

Выполнение упражнения 4.

Упр. 4. Выпишите формы слов. Выделите окончание и основу.

Зимний, зимушка, о зимушке, зимушку.

О скворце, скворечник, скворцы, у скворца, скворушка.

Интересный, интерес, интересное, интересная.

Портфель, о портфеле, портфельчик, с портфелем.

Кто может сделать вывод, что надо сделать, чтобы найти основу слова? (Чтобы

найти основу слова, нужно отделить окончание).

6. Подведение итогов.

- С какой частью слова мы сегодня познакомились? (Основа слова).

- Что такое основа слова? (Основа – часть слова без окончания).

- Посмотрите на записанные слова и ответьте на вопрос: изменяется ли основа при

изменении формы слова? (Нет).

7. Дополнительный материал.

Запись текста под диктовку.

Белый медведь живёт на севере. Это очень крупное животное. Под кожей у

медведя толстый слой жира. Он защищает зверя от стужи.

Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи. Из третьего

предложения выписать в столбик имена существительные. К каждому слову записать его

формы.

8. Домашнее задание.

Учебник – с. 31 упр.21 (по заданию).

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Упр.1. Измените слова по падежам (пользуясь словами: есть, нет, рад, вижу, доволен,

думаю). Выделите окончания.

Пчела, петух.

Упр. 2. Выпишите слова с нулевым окончанием. Выделите нулевое окончание.

Моряк, глаза, кормушка, крик, холмы, звонок, скрипучий, листок, гриб.

Упр. 3. Напишите новую форму слова. Выделите окончания.

красота - …

речная - …

глухарь - …

грибные - …

Упр. 4. Выпишите формы слов. Выделите окончание и основу.

Зимний, зимушка, о зимушке, зимушку.

О скворце, скворечник, скворцы, у скворца, скворушка.

Интересный, интерес, интересное, интересная.

Портфель, о портфеле, портфельчик, с портфелем.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Упр.1. Измените слова по падежам (пользуясь словами: есть, нет, рад, вижу, доволен,

думаю). Выделите окончания.

Пчела, петух.

Упр. 2. Выпишите слова с нулевым окончанием. Выделите нулевое окончание.

Моряк, глаза, кормушка, крик, холмы, звонок, скрипучий, листок, гриб.

Упр. 3. Напишите новую форму слова. Выделите окончания.

красота - …

речная - …

глухарь - …

грибные - …

Упр. 4. Выпишите формы слов. Выделите окончание и основу.

Зимний, зимушка, о зимушке, зимушку.

О скворце, скворечник, скворцы, у скворца, скворушка.

Интересный, интерес, интересное, интересная.

Портфель, о портфеле, портфельчик, с портфелем.



В раздел образования