Напоминание

"Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей"


Автор: Имерукова Лилия Рифкатовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №30 «Снегурочка» г. Альметьевска»
Населённый пункт: г. Альметьевск, Республика Татарстан
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 30 «Снегурочка» г. Альметьевска»

Выступление из опыта работы на тему:

«Детская художественная литература как средство формирования

нравственных представлений у детей»

(вторая младшая группа)

Воспитатель

I квалификационной категории

Имерукова Л.Р.

г.Альметьевск, 2017 г.

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге,

В годы отрочества душа подростка будет пустой,

На свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»

В.А. Сухомлинский

Духовно-нравственное

воспитание

это

формирование

ценностного

отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие

человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости,

ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам

и мыслям человека.

Поэтому

духовно

-

нравственное

воспитание

одна

из

актуальных

и

сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет

отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявиться

позднее, станет его и нашей жизнью.

Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования

нравственных

качеств,

так

как

в

этот

период

в

ребёнке

те

значимые

изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в

этом возрасте у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение,

нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять

на характер человека и на его дальнейшую жизнь.

Наш

детский

сад

работает

по

Основной

общеобразовательной

программе, которая направлена на решение трёх основных задач: укрепление

здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребёнка и обеспечение

радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания

выделяем, в частности, развитии дружелюбия и терпимости по отношению к

сверстникам. Поэтому стала работать над темой: «Воспитание нравственных

качеств дошкольника через художественную литературу». Определила цель и

задачи работы.

Цель – создать условия для формирования в детях доброты, заботы,

отзывчивости,

стремления

оказать

помощь,

культуры

поведения, через

художественную литературу.

Для реализации цели, мною были выделены следующие задачи:

1.Подобрать

и

изучить

научную

и

методическую

литературу

по

теме,

составить перечень русских народных сказок по возрастам.

2.Воспитать у детей доброжелательные отношения к окружающим людям и

друг другу, доброе чувство ко всему живому, любовь к своему краю.

3. Привлечь родителей к воспитанию у детей любви и интереса к русской

народной сказки в условиях семьи.

Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:

1.«Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией

В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой.

2.«Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л. И. Каплан

3.«Приобщение детей к художественной литературе» В. В. Гербова.

4.«Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольника» Л. Ф.

Островская .

5. Прочитала ряд статей по данной теме.

Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который

показался

мне

самым

верным

-

воспитывать

у

дошкольников

такие

нравственные

качества:

культура

поведения,

гуманные

отношения

(доброжелательность,

отзывчивость,

заботливое

отношение),

стремление

оказать помощь, через художественную литературу.

Наверное

вы

спросите

почему

я

выбрала

именно

эту

тему?

Ведь

влияние

художественной

литературы

на

нравственное

воспитание

дошкольников

многогранно.

Художественные

произведения

привлекают

ребенка

не

только

своей

яркой

образной

формой,

но

и

смысловым

содержанием.

Они,

раскрывая

внутренний

мир

героев,

заставляют

детей

волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Сказка — это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно

что-то

фантастическое,

неправдоподобное:

животные

разговаривают,

на

первый

взгляд

обыкновенные

предметы

оказываются

волшебными…

Недаром известная русская пословица гласит: «сказка — ложь, да в

ней

намек, добрым молодцам урок». Урок нравственности, доброты, честности,

ума и иной раз хитроумия. Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное,

не найдётся такого человека. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего

возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю

жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром

человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев,

оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность,

доброта,

человеколюбие),

ярко

представленные

в

образах

героев,

закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми,

превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и

поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и

зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы,

выразительный

язык,

динамика

событий,

особые

причинно-следственные

связи и явления, доступные пониманию ребёнка, — все это делает сказку

особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом

формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Не

для

забавы

созданы

русские

народные

сказки.

Они

являются

мудрым

воспитателем

ребенка.

Сказка

всегда

поучительна.

Она

впервые

знакомит ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями,

культурой.

Изучению русских народных сказок посвятили свои работы известные

педагоги, психологи, сказковеды: братья Б. и Ю. Соколовы, А.И. Никифоров,

Н.П.

Андреев,

А.Н.

Афанасьев,

К.Д.

Ушинский,

В.Я.

Пропп,

Э.В.

Померанцева, В.П. Аникин и многие другие.

Русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценил русскую народную

сказку,

считая

ее

рассказывание

замечательным

методом

воздействия

на

ребенка: «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики,

и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с

педагогическим гением народа».

А.М. Горький сказал, что сказки, как и некоторые

другие жанры

фольклора,

«выражают

мышление

народной

массы

в

полноте

особенно

поучительной».

Детский писатель сказочник Джанни Родари сказал — «Сказка для

ребенка такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для

того,

чтобы

определиться,

чтобы

изучить

себя,

измерить,

оценить

свои

возможности».

Работая с детьми не первый год , я увидела, что детей недостаточно

знакомят

с

русскими

народными

сказками,

в

основном

дети

смотрят

зарубежные мультфильмы. Дети стали проявлять агрессию, не терпимость

друг к другу, поэтому я и решила приобщить детей к миру русской народной

сказки.

Свою работу в этом направлении начала с первой младшей группы.

Наблюдая за детьми

в начале года я увидела что, дети не умеют дружно

играть , вежливо обращаться друг к другу, часто ссорятся, дерутся, спорят ,

конфликтуют,

многие

дети

стеснительны,

робкие,

не

общаются

со

сверстниками, не умеют делиться игрушками.

В начале своей работы, я подобрала сказки, которые соответствуют

данному возрасту по программе (Курочка ряба, Репка, Теремок, Колобок, Три

медведя, Зимовье, Маша и медведь, Заюшкина избушка,Волк и семеро козлят,

Гуси лебеди, и другие. Потешки, песенки, частушки, прибаутки, стихи). С

помощью родителей в театральном уголке сделали пальчиковый, теневой,

перчаточный,

настольный театр. Сделала подборку игрушек

по сказкам

(Коза рогатая, лисичка, петушок, заяц, колобок, внучка Машенька, бабушка,

дедушка, медведь, волк и другие.), полумаски животных, сюжетные картинки

по

сказкам,

иллюстрационный

материал

,оформила

альбомы

по

русским

народным сказкам.

В адаптационный период каждое утро , когда дети приходят в детский

сад, я встречала их стихами, потешками, сказочным персонажем со словами

«Я колобок румяный бок. Рад, что ты ко мне пришел»,

«Ребятушки –

козлятушки заходите ко мне в гости, будем петь, и играть, всех я буду

забавлять».

Все знают, что дети по утрам плохо кушают. И сказочные персонажи

помогали мне во время завтрака. Например, петушок золотой – гребешок

кушал кашу вместе с детьми, и дети тоже ели вместе с петушком.

Чтобы

детям

легче

было

освоить

навыки

самообслуживания,

я

использовала сказочный персонаж из сказки репка – внучку. Вместе с детьми

мы её назвали Машенька. Для этого я изготовила игру «Оденем куклу Машу

на прогулку» или «Кукла Маша умывается». С помощью этой наглядности

дети быстрее освоили приёмы одевания и раздевания, умывания, тем самым

я воспитывала у них навыки самообслуживания.

Знакомство

детей

с

художественной

литературой

я

начинала

с

миниатюр народного творчества: потешек, песенок, прибауток, частушек. В

потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту

привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких

ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга»), действуют животные

(кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие

персонажи).

Описание

их

не

только

поэтично,

но

и

образно:

курочка-

рябушечка

идет

на

реку

за

водичкой

-

цыпляток

поить;

кисонька

-

мурысонька

едет

на

мельницу,

чтобы

испечь

прянички;

сорока-белобока

кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок;

заинька горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы:

собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает

младенца и т.д.

В

течение

года

систематически

читала

и

рассказывала

русские

народные

сказки. Чтение

художественных

произведений

сопровождаю

показом

наглядного

материала.

Рассматривание

иллюстраций

и

важный

момент, рисунки художников помогают понять смысл произведения. Книги

подбирались выразительные, яркие - начиная с переплета, качества бумаги,

печати, иллюстраций; доступные по языку, образам, по силе выраженных

чувств. Это позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка,

способствует

запоминанию

текста.

В

этом

случае

помогает

улыбка,

спокойный,

слегка

игривый

тон.

Выразительная

речь,

эмоциональное

исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

Прочитав детям сказку я провожу беседу. В ходе беседы с детьми,

оцениваем поступок героя. Даже если герой поступил, например, плохо,

нужно постараться вызвать у детей сочувствие к нему, побуждаю детей

переживать вместе, для чего предложить поставить себя на место героя.

(Например сказка «Лубяная избушка». Где отрицательным героем является-

лисичка,

которая

выгнала

зайчика

из

дома.

А

положительным

героем

является –петушок, который помогает зайчику выгнать лисичку. В этой сказке

говорится о том, что нужно помогать тому, кого обидели.) Объясняю детям

мораль сказки (например сказка « Маша и медведь» предостерегает – в лес

одним ходить нельзя, можно попасть в беду. Сказка « Гуси лебеди» учит

слушаться родителей. Сказка «Репка» помогать родным и близким и т.д.

При рассказе сказки дети с каждым разом проявляли большой интерес

к ней и рассказывали вместе со мной, эмоционально передавая слова, песни,

движения героев сказки. Я обеспечивала их активность во время слушанья:

предлагала

выполнить

имитационные

движения

(дети

показывают,

какая

большая-пребольшая репка, как её тянут — потянут и т.д)

Могучим средством воспитания детей младшего возраста является игра.

Недаром

этот

возраст

называют

возрастом

игры.

В

работе

с

детьми

я

использовала

коллективные

игры-занятия,

игры-инсценировки,

игры-

упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. С помощью игр решались

самые разные задачи.

В

связи

с

этим

периодически

с

детьми

организовывала

игры

-

драматизации

по

литературным

сюжетам.

Драматизирую

сказку,

дети

проигрывают

её

сюжет,

овладевают

способами

исполнения

ролей

в

инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их

образе. Это доставляло малышам огромную радость. И хотя охотно взяв на

себя ту или иную роль, ребенок не редко забывал ее, не всегда согласовал

свои действия с действиями партнера, меня не смущали эти трудности. Я

помнила,

что

такие

упражнения

требуют

большого

такта,

терпения

и

значительно более частого одобрения действий детей, оценки их речи.

В работе с детьми так же использую дыхательную, артикуляционную,

пальчиковую

гимнастики,

упражнения

на

развитие

мимики,

жестов

и

движений. Прослушиваем аудио сказки, песни.

В течении года проводится работа с родителями:

Консультации на темы: « Роль книги в нравственном воспитании детей»,

«Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка», «Чтобы дети росли

добрыми». Анкетирование на тему: «Нравственное воспитание в семье»,

индивидуальные

консультации

и

беседы

с

родителями.

В

ходе

бесед

убеждала

родителей

больше

общаться,

разговаривать,

читать

сказки,

разучивать стихи, потешки, песенки т.е. больше внимания уделять своим

детям.

Я

стараюсь

работать

в

тесном

содружестве

с

родителями,

и

это

обеспечивает

положительные

результаты

для

всестороннего

развития

личности ребенка, а также стараюсь доброжелательно относиться к каждому

ребенку, т.к. только терпимость, доброжелательность, любовь к детям дадут

положительные результаты.

Подводя

итоги,

я

сделала

вывод,

что

приобщение

ребенка

к

художественной литературе способствует нравственному воспитанию. Дети

стали

общительными,

открытыми,

доброжелательными,

раскованными.

Стали внимательными друг к другу, к окружающим. Снизилось внутреннее

напряжение. Речь у детей стала лучше, обогатился словарный запас. Дети

общаются между собой, играют в сюжетные, подвижные, дидактические

игры.

В будущем планирую:

- Вести работу в этом направлении.

-

Разнообразить

методы

и

приемы

обучения

с

учетом

индивидуальных

особенностей детей.

- Работать над повышение своего профессионального и творческого уровня.



В раздел образования