Автор: Имерукова Лилия Рифкатовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №30 «Снегурочка» г. Альметьевска»
Населённый пункт: г. Альметьевск, Республика Татарстан
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 30 «Снегурочка» г. Альметьевска»
Выступление из опыта работы на тему:
«Детская художественная литература как средство формирования
нравственных представлений у детей»
(вторая младшая группа)
Воспитатель
I квалификационной категории
Имерукова Л.Р.
г.Альметьевск, 2017 г.
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге,
В годы отрочества душа подростка будет пустой,
На свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»
В.А. Сухомлинский
Духовно-нравственное
воспитание
–
это
формирование
ценностного
отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие
человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости,
ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам
и мыслям человека.
Поэтому
духовно
-
нравственное
воспитание
одна
из
актуальных
и
сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет
отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявиться
позднее, станет его и нашей жизнью.
Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования
нравственных
качеств,
так
как
в
этот
период
в
ребёнке
те
значимые
изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в
этом возрасте у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение,
нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять
на характер человека и на его дальнейшую жизнь.
Наш
детский
сад
работает
по
Основной
общеобразовательной
программе, которая направлена на решение трёх основных задач: укрепление
здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребёнка и обеспечение
радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания
выделяем, в частности, развитии дружелюбия и терпимости по отношению к
сверстникам. Поэтому стала работать над темой: «Воспитание нравственных
качеств дошкольника через художественную литературу». Определила цель и
задачи работы.
Цель – создать условия для формирования в детях доброты, заботы,
отзывчивости,
стремления
оказать
помощь,
культуры
поведения, через
художественную литературу.
Для реализации цели, мною были выделены следующие задачи:
1.Подобрать
и
изучить
научную
и
методическую
литературу
по
теме,
составить перечень русских народных сказок по возрастам.
2.Воспитать у детей доброжелательные отношения к окружающим людям и
друг другу, доброе чувство ко всему живому, любовь к своему краю.
3. Привлечь родителей к воспитанию у детей любви и интереса к русской
народной сказки в условиях семьи.
Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:
1.«Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией
В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой.
2.«Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л. И. Каплан
3.«Приобщение детей к художественной литературе» В. В. Гербова.
4.«Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольника» Л. Ф.
Островская .
5. Прочитала ряд статей по данной теме.
Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который
показался
мне
самым
верным
-
воспитывать
у
дошкольников
такие
нравственные
качества:
культура
поведения,
гуманные
отношения
(доброжелательность,
отзывчивость,
заботливое
отношение),
стремление
оказать помощь, через художественную литературу.
Наверное
вы
спросите
почему
я
выбрала
именно
эту
тему?
Ведь
влияние
художественной
литературы
на
нравственное
воспитание
дошкольников
многогранно.
Художественные
произведения
привлекают
ребенка
не
только
своей
яркой
образной
формой,
но
и
смысловым
содержанием.
Они,
раскрывая
внутренний
мир
героев,
заставляют
детей
волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Сказка — это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно
что-то
фантастическое,
неправдоподобное:
животные
разговаривают,
на
первый
взгляд
обыкновенные
предметы
оказываются
волшебными…
Недаром известная русская пословица гласит: «сказка — ложь, да в
ней
намек, добрым молодцам урок». Урок нравственности, доброты, честности,
ума и иной раз хитроумия. Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное,
не найдётся такого человека. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего
возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю
жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром
человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев,
оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность,
доброта,
человеколюбие),
ярко
представленные
в
образах
героев,
закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми,
превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и
поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и
зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы,
выразительный
язык,
динамика
событий,
особые
причинно-следственные
связи и явления, доступные пониманию ребёнка, — все это делает сказку
особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом
формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Не
для
забавы
созданы
русские
народные
сказки.
Они
являются
мудрым
воспитателем
ребенка.
Сказка
всегда
поучительна.
Она
впервые
знакомит ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями,
культурой.
Изучению русских народных сказок посвятили свои работы известные
педагоги, психологи, сказковеды: братья Б. и Ю. Соколовы, А.И. Никифоров,
Н.П.
Андреев,
А.Н.
Афанасьев,
К.Д.
Ушинский,
В.Я.
Пропп,
Э.В.
Померанцева, В.П. Аникин и многие другие.
Русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценил русскую народную
сказку,
считая
ее
рассказывание
замечательным
методом
воздействия
на
ребенка: «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики,
и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с
педагогическим гением народа».
А.М. Горький сказал, что сказки, как и некоторые
другие жанры
фольклора,
«выражают
мышление
народной
массы
в
полноте
особенно
поучительной».
Детский писатель сказочник Джанни Родари сказал — «Сказка для
ребенка такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для
того,
чтобы
определиться,
чтобы
изучить
себя,
измерить,
оценить
свои
возможности».
Работая с детьми не первый год , я увидела, что детей недостаточно
знакомят
с
русскими
народными
сказками,
в
основном
дети
смотрят
зарубежные мультфильмы. Дети стали проявлять агрессию, не терпимость
друг к другу, поэтому я и решила приобщить детей к миру русской народной
сказки.
Свою работу в этом направлении начала с первой младшей группы.
Наблюдая за детьми
в начале года я увидела что, дети не умеют дружно
играть , вежливо обращаться друг к другу, часто ссорятся, дерутся, спорят ,
конфликтуют,
многие
дети
стеснительны,
робкие,
не
общаются
со
сверстниками, не умеют делиться игрушками.
В начале своей работы, я подобрала сказки, которые соответствуют
данному возрасту по программе (Курочка ряба, Репка, Теремок, Колобок, Три
медведя, Зимовье, Маша и медведь, Заюшкина избушка,Волк и семеро козлят,
Гуси лебеди, и другие. Потешки, песенки, частушки, прибаутки, стихи). С
помощью родителей в театральном уголке сделали пальчиковый, теневой,
перчаточный,
настольный театр. Сделала подборку игрушек
по сказкам
(Коза рогатая, лисичка, петушок, заяц, колобок, внучка Машенька, бабушка,
дедушка, медведь, волк и другие.), полумаски животных, сюжетные картинки
по
сказкам,
иллюстрационный
материал
,оформила
альбомы
по
русским
народным сказкам.
В адаптационный период каждое утро , когда дети приходят в детский
сад, я встречала их стихами, потешками, сказочным персонажем со словами
«Я колобок румяный бок. Рад, что ты ко мне пришел»,
«Ребятушки –
козлятушки заходите ко мне в гости, будем петь, и играть, всех я буду
забавлять».
Все знают, что дети по утрам плохо кушают. И сказочные персонажи
помогали мне во время завтрака. Например, петушок золотой – гребешок
кушал кашу вместе с детьми, и дети тоже ели вместе с петушком.
Чтобы
детям
легче
было
освоить
навыки
самообслуживания,
я
использовала сказочный персонаж из сказки репка – внучку. Вместе с детьми
мы её назвали Машенька. Для этого я изготовила игру «Оденем куклу Машу
на прогулку» или «Кукла Маша умывается». С помощью этой наглядности
дети быстрее освоили приёмы одевания и раздевания, умывания, тем самым
я воспитывала у них навыки самообслуживания.
Знакомство
детей
с
художественной
литературой
я
начинала
с
миниатюр народного творчества: потешек, песенок, прибауток, частушек. В
потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту
привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких
ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга»), действуют животные
(кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие
персонажи).
Описание
их
не
только
поэтично,
но
и
образно:
курочка-
рябушечка
идет
на
реку
за
водичкой
-
цыпляток
поить;
кисонька
-
мурысонька
едет
на
мельницу,
чтобы
испечь
прянички;
сорока-белобока
кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок;
заинька горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы:
собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает
младенца и т.д.
В
течение
года
систематически
читала
и
рассказывала
русские
народные
сказки. Чтение
художественных
произведений
сопровождаю
показом
наглядного
материала.
Рассматривание
иллюстраций
и
важный
момент, рисунки художников помогают понять смысл произведения. Книги
подбирались выразительные, яркие - начиная с переплета, качества бумаги,
печати, иллюстраций; доступные по языку, образам, по силе выраженных
чувств. Это позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка,
способствует
запоминанию
текста.
В
этом
случае
помогает
улыбка,
спокойный,
слегка
игривый
тон.
Выразительная
речь,
эмоциональное
исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.
Прочитав детям сказку я провожу беседу. В ходе беседы с детьми,
оцениваем поступок героя. Даже если герой поступил, например, плохо,
нужно постараться вызвать у детей сочувствие к нему, побуждаю детей
переживать вместе, для чего предложить поставить себя на место героя.
(Например сказка «Лубяная избушка». Где отрицательным героем является-
лисичка,
которая
выгнала
зайчика
из
дома.
А
положительным
героем
является –петушок, который помогает зайчику выгнать лисичку. В этой сказке
говорится о том, что нужно помогать тому, кого обидели.) Объясняю детям
мораль сказки (например сказка « Маша и медведь» предостерегает – в лес
одним ходить нельзя, можно попасть в беду. Сказка « Гуси лебеди» учит
слушаться родителей. Сказка «Репка» помогать родным и близким и т.д.
При рассказе сказки дети с каждым разом проявляли большой интерес
к ней и рассказывали вместе со мной, эмоционально передавая слова, песни,
движения героев сказки. Я обеспечивала их активность во время слушанья:
предлагала
выполнить
имитационные
движения
(дети
показывают,
какая
большая-пребольшая репка, как её тянут — потянут и т.д)
Могучим средством воспитания детей младшего возраста является игра.
Недаром
этот
возраст
называют
возрастом
игры.
В
работе
с
детьми
я
использовала
коллективные
игры-занятия,
игры-инсценировки,
игры-
упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. С помощью игр решались
самые разные задачи.
В
связи
с
этим
периодически
с
детьми
организовывала
игры
-
драматизации
по
литературным
сюжетам.
Драматизирую
сказку,
дети
проигрывают
её
сюжет,
овладевают
способами
исполнения
ролей
в
инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их
образе. Это доставляло малышам огромную радость. И хотя охотно взяв на
себя ту или иную роль, ребенок не редко забывал ее, не всегда согласовал
свои действия с действиями партнера, меня не смущали эти трудности. Я
помнила,
что
такие
упражнения
требуют
большого
такта,
терпения
и
значительно более частого одобрения действий детей, оценки их речи.
В работе с детьми так же использую дыхательную, артикуляционную,
пальчиковую
гимнастики,
упражнения
на
развитие
мимики,
жестов
и
движений. Прослушиваем аудио сказки, песни.
В течении года проводится работа с родителями:
Консультации на темы: « Роль книги в нравственном воспитании детей»,
«Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка», «Чтобы дети росли
добрыми». Анкетирование на тему: «Нравственное воспитание в семье»,
индивидуальные
консультации
и
беседы
с
родителями.
В
ходе
бесед
убеждала
родителей
больше
общаться,
разговаривать,
читать
сказки,
разучивать стихи, потешки, песенки т.е. больше внимания уделять своим
детям.
Я
стараюсь
работать
в
тесном
содружестве
с
родителями,
и
это
обеспечивает
положительные
результаты
для
всестороннего
развития
личности ребенка, а также стараюсь доброжелательно относиться к каждому
ребенку, т.к. только терпимость, доброжелательность, любовь к детям дадут
положительные результаты.
Подводя
итоги,
я
сделала
вывод,
что
приобщение
ребенка
к
художественной литературе способствует нравственному воспитанию. Дети
стали
общительными,
открытыми,
доброжелательными,
раскованными.
Стали внимательными друг к другу, к окружающим. Снизилось внутреннее
напряжение. Речь у детей стала лучше, обогатился словарный запас. Дети
общаются между собой, играют в сюжетные, подвижные, дидактические
игры.
В будущем планирую:
- Вести работу в этом направлении.
-
Разнообразить
методы
и
приемы
обучения
с
учетом
индивидуальных
особенностей детей.
- Работать над повышение своего профессионального и творческого уровня.