Напоминание

"Реализация оздоровительных программ в ДОУ: комплексные оздоровительные программы, индивидуальные коррекционно-оздоровительные программы"


Автор: Костюк Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 249
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация оздоровительных программ в ДОУ: комплексные оздоровительные программы, индивидуальные коррекционно-оздоровительные программы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема «Реализация оздоровительных программ в ДОУ: комплексные

оздоровительные программы, индивидуальные коррекционно-

оздоровительные программы»

Воспитатель МБДОУ №249

Костюк Елена Николаевна

г. Ростов-на-Дону

2019г

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных

стратегических задач развития страны.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с

детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно

наверстать. Поэтому важным направлением в дошкольном воспитании,

сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них

навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в

регулярных занятиях физическими упражнениями.

Главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются

формирование у них представлений о здоровье как одной из главных

ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье».

Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение: здоровье –

это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной

работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что

создает фундамент будущего благополучия личности.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для

формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я",

правильное отношение к миру, окружающим людям – все это зависит от того

насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою

работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка

потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность

поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.

Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль

жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в

неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является

развитие у них самостоятельности и ответственности.

Цель разработки – рассмотрение особенностей здоровьесберегающей

деятельности педагога ДОУ в работе с детьми и родителями.

Задачи:

1. рассмотреть сущность здоровьесберегающих технологий и их применения

в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;

2. охарактеризовать направления здоровьесберегающей деятельности

педагога в условиях ДОУ;

3. раскрыть особенности деятельности родителей и педагогов ДОУ по

формированию основ здорового образа жизни дошкольников.

«Здоровьесберегающие педагогические технологии»

Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой

ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного.

Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью,

чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем

создания целостной системы по сохранению физического, психического

и социального благополучия ребенка.

Одним из главных условий успешности работы в этом направлении

является грамотная организация здоровье сберегающего процесса в

детском саду.

Здоровье сберегающие образовательные технологии – системно

организованная совокупность программ, приемов, методов организации

образовательного процесса, направленная на укрепление и сохранение

здоровья детей; качественная характеристика педагогических технологий по

критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая

основа здоровье сберегающей педагогики.

Цель здоровье сберегающих технологий:

1.

Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику

детского сада и воспитание здоровье сберегающей культуры как

совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни

человека, здоровье сберегающей компетентности, позволяющей

дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового

образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием

элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

2.

Содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры

профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому

просвещению родителей.

Виды технологий:

1) Медико-профилактические технологии.

Задачи: сохранение и приумножение здоровья детей под руководством

медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями

и нормами, с использованием медицинских средств.

Компоненты:

мониторинг здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по

оптимизации детского здоровья;

рациональное питание;

рациональный режим дня;

закаливание;

организация профилактических мероприятий в детском саду;

контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

здоровье сберегающая среда в ДОУ

2) Физкультурно-оздоровительные технологии.

Задачи направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:

развитие физических качеств, двигательной активности и становление

физической культуры дошкольников;

профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,

воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе

о здоровье и др.

Компоненты:

двигательный режим дошкольников

оздоровительный режим дошкольников

динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут

включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику,

гимнастику для глаз и т.д.)

подвижные и спортивные игры

контрастная дорожка, тренажеры

утренняя гимнастика

физкультурные занятия

закаливание

спортивные развлечения, праздники

День здоровья

СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная

имитационная игра)

Ритмопластика

Гимнастика бодрящая

«

Модель здоровьесберегающей программы

»

1. ЦЕЛИ– сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их

двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и

способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников

ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

2. ЗАДАЧИ:

● Обеспечить условия для физического и психологического благополучия –

здоровья – всех участников воспитательно-образовательного процесса.

● Сформировать доступные представления и знания о ЗОЖ, пользе занятий

физическими упражнениями, об их основных гигиенических требованиях и

правилах.

● Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм

образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития

жизненно важных двигательных навыков и способностей детей.

● Формировать основы безопасности жизнедеятельности.

● Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и

приобщению их к здоровому образу жизни.

На основе базовой модели в детском саду создана модель

здоровьесберегающей педагогической системы, состоящая из 5 блоков.

Рассмотрим эти блоки подробнее:

1 блок – здоровьесберегающий воспитательно-образовательный процесс, в

него входят компоненты-модули:

1. Реализация здоровьесберегающего подхода в организации воспитательно-

образовательного процесса, внедрение здоровьесберегающих программ,

методик, технологий.

2. Реализация индивидуально-личностного подхода в образовании

дошкольников, в результате которого снижается закомплексованность и

тревожность детей – важнейшие составляющие их психического здоровья.

3. Терапевтические мероприятия, которые проводятся в организованных

формах обучения: Фольклоротерапия, изотерапия, музыкотерапия,

арттерапия, игротерапия и т.д. которые стабилизируют здоровье

дошкольников, создают гармонию разума и чувств детей.

5. Постоянный мониторинг состояния здоровья детей.

2 блок – физкультурно-оздоровительная работа

Компоненты-модули:

1. Физкультурно-оздоровительная работа с целью формирования культуры

здоровья детей.

2. Оптимизация двигательной деятельности детей.

3. Профилактическая работа, которая осуществляется в целях

предупреждения заболеваний, функциональных нарушений, вредных

привычек.

4. Коррекционная работа, которая представляет собой мероприятия,

направленные на снижение имеющихся у детей отклонений от нормы

(речевые отклонения)

3 блок – здоровьесберегающий методический процесс.

Компоненты-модули:

1. Методическая работа по здоровьесберегающему направлению.

2. Проектная деятельность, включающая разработку оздоровительных

программ и методических рекомендаций для детей и родителей.

3. Разработка и создание банка интерактивных форм методической работы по

здоровьесбережению.

4 блок – система работы с родителями.

Главными воспитателями ребенка являются родители. Здоровый образ жизни

ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или

находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не

находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для

ребенка.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа

жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся:

родительские собрания,

консультации,

конкурсы,

спортивные праздники,

праздники здоровья,

дни открытых дверей,

папки-передвижки,

беседы,

личный пример педагогов,

нетрадиционные формы работы с родителями,

практические показы (практикумы)

5 блок – здоровьесберегающее пространство.

Компоненты-модули:

1. Работа по организации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей

предметно-пространственной среды для максимальной самореализации детей

в области здоровьесбережения в каждой возрастной группе.

2. Создание в группах центров здоровья.

3. Оборудование тренажерного мини-зала.

В связи с модернизацией образования в нашей стране

совершенствование физического воспитания дошкольников приобрело

особую значимость.

Основой всестороннего развития ребенка в эти годы жизни является

физическое воспитание. Нормально развивающийся ребенок постоянно

стремится к движениям.

Через движения ребенок познает мир, развиваются его

психические процессы, воля, самостоятельность, дисциплинированность,

коллективизм.

Изменения физкультурно–оздоровительной работы на основе

индивидуально–дифференцированного подхода к детям

означает обеспечение разнолинейности, разноуровневости ее содержания и

организации по разным направлениям.

В качестве основных направлений реализации индивидуального

коррекционно-оздоровительного подхода можно выделить:

1. Достигнутый ребенком уровень физического развития, его

гармоничность;

2. Уровень иммунитета (частота и длительность инфекционных и

соматических заболеваний);

3. Проблемы со здоровьем (наличие или отсутствие приобретенной или

наследственной патологии);

4. Половые различия;

5. Уровень двигательной активности;

Первые три направления дифференциации являются на сегодняшний

день наиболее популярными в научно – методической литературе.

Учитывая состояние здоровья ребенка, уровень его физического развития и

состояние иммунитета авторы дают рекомендации по организации

физкультурно - оздоровительной работы, включающие:



изменение объема нагрузки;



регуляция интенсивности нагрузок;



адекватная замена физических упражнений;



подбор оптимальных методов обучения двигательным действиям;



использование специальных оздоровительных технологий в процессе

обучения детей движениям.

Воспитатели и специалисты должны хорошо ориентироваться в

физиологических и психологических особенностях дошкольников обоего

пола и учитывать их в образовательном процессе.

У девочек происходит интенсивное нарастание длины и замедление

прироста массы тела, а у мальчиков – спад функциональных возможностей за

счет снижения темпов прироста физиометрических показателей и

показателей

мышечной силы. Мальчики более подвержены инфекционным и простудным

заболеваниям, поэтому их следует оберегать от переохлаждения,

прилагать дополнительные усилия по повышению их иммунитета.

Существуют особенности овладения двигательной деятельностью детьми

разного пола. Так мальчики быстрее овладевают бегом, прыжками, метанием,

а девочкам лучше даются упражнения на гибкость, равновесие .По –

разному происходит и формирование скоростно-силовых и координационных

способностей мальчиков и девочек.

Основными направлениями дифференциации по половому

признаку являются:



дифференцированная нагрузка для мальчиков и девочек;



подбор упражнений в зависимости от физиологических особенностей

пола;



учет двигательных предпочтений мальчиков и девочек в планировании

этапов и отборе методов обучения движениям;



использование снарядов, физкультурных пособий и оборудования,

отвечающих полоролевым предпочтениям детей;



учет психологических особенностей мальчиков и девочек при оценке

результативности их двигательной деятельности, а также в процессе

решения воспитательных задач.

Еще один критерий дифференцированного подхода к детям в процессе

физического воспитания – это уровень двигательной активности.

Главной задачей дифференцированного подхода к детям по уровню

двигательной активности является вовлечение малоподвижных детей в

активную двигательную деятельность и переключение гиперактивных детей

на более спокойную деятельность, чаще всего требующую внимания и

сосредоточенности.

Для активации и повышения эмоционального тонуса дошкольников

осуществляется индивидуальный подход. А именно, объединяются дети

разных подгрупп в команды, где рядом с неуверенными детьми действуют

инициативные. Застенчивые дети назначаются на роль ведущего в вводной и

основной части, в подвижных играх.

Ежедневно во время утренней гимнастики провожу массаж стоп

(ходьба по ребристым доскам, дорожкам), самомассаж мячиками и руками.

В холодное время года использую точечный массаж. Обязательно включаю

несколько дыхательных упражнений и гимнастику для глаз. Эти методы

оздоровления рекомендую воспитателям для проведения минуток здоровья и

гимнастики после сна. В осеннее - весенний период при проведении

гимнастики на свежем воздухе включаю бег на выносливость, что

благотворно влияет на все системы организма.

Используем в своей работе разнообразные формы проведения занятий,

как традиционные, так и нетрадиционные, чтобы избежать однообразия и

развивать у детей физические способности.

- предметно-образные с целью объединения разнообразных движений на

одном снаряде или с целью развития интереса к данному снаряду;

- сюжетно-игровые, такие занятия сочетают в себе задачи и по спортивному

ориентированию, и по развитию речи, где учу детей ставить перед собой цель

и достигать ее, преодолевая различные проблемные ситуации;

- занятия на спортивных комплексах или тренажерах - развивают у детей

моторную память, ловкость и самостоятельность в выполнении движений;

- занятия обычного типа (традиционная структура);

- в форме соревнований;

- занятия - тренировки по общей физической подготовке, введения в занятия

приемов точечного массажа, релаксации;

- контрольные занятия - с целью определения уровня физической

подготовленности, состояния здоровья каждого ребенка для осуществления

индивидуального подхода.

Исходя из опыта работы с детьми, я убедилась, что в каждом

возрастном периоде, физкультурные занятия имеют разную направленность.

Главное для самых маленьких - доставить им как можно больше

удовольствия, учу их использовать все пространство зала и ориентироваться

в нем, правильно работать с оборудованием, обучаю приемам элементарной

страховки. В среднем дошкольном возрасте основное внимание при

организации занятий направляю на развитие физических качеств, прежде

всего выносливости и силы, которые станут основой качественной

физической подготовки. В старшем возрасте, уделяю большое внимание

физической подготовленности детей, основным считаю создание условий для

реализации и раскрытия их двигательных способностей и воспитания

самостоятельности.

Дети с большим удовольствием и без особого напряжения занимаются

физкультурой. Движения, связанные с каким - либо образом или сюжетом,

увлекают их, образ подталкивает к исполнению подражательных движений.

Частая смена двигательной деятельности на занятиях с разной физической

нагрузкой сосредотачивает внимание детей, дисциплинирует и снимает

напряжение. Одновременно на занятиях формирую у воспитанников

творческое воображение. Его развитию способствуют применяемые мною

специальные игровые задания, выполняя которые преодолевается стереотип

действия с каким-то предметом. При этом дети придумывают новые способы

применения предметов.

Здоровьесберегающая предметно-пространственная среда нашего

дошкольного учреждения строится на основе интеграции содержания и

видов детской деятельности.

В каждой возрастной группе оборудованы центры Здоровья, где

дошкольники занимаются самостоятельно и под наблюдением взрослых.

Подобранный физкультурный инвентарь предусматривает удовлетворение

потребности в движении детей разного уровня физической подготовленности

в движении, их двигательных предпочтений.

С интересом и с большим эмоциональным подъемом проходят

спортивные развлечения, досуги, праздники, дни здоровья. В младших и

средних группах развлечения провожу в сюжетной форме, где двигательные

навыки закрепляются по ходу действия сюжета. В старшем возрасте больше

использую соревновательный метод в виде эстафет. Запоминаются детям и

совместные досуги: «Один день в детском саду», «Зов джунглей», «Большие

гонки», «Малые Олимпийские игры». Очень радует и усиливает волю к

победе участие родителей в соревнованиях и присутствия болельщиков -

мам, пап, бабушек, сестренок и братишек.

Решая задачи, сохранения и укрепления здоровья детей, развития их

физических качеств, взаимодействую с педагогами и узкими специалистами

детского сада. Стараюсь не только проинформировать о каких-либо новых

нетрадиционных методах и формах в оздоровлении и физическом

совершенствовании детей, но и научить педагогов, чтобы они использовали в

своей работе. С этой целью были проведены консультаций «Организация

подвижных игр на прогулке», «Занятия по физической культуре с учетом

гендерного подхода» и семинара – практикума «Здоровье педагога ДОУ».

Для каждой возрастной группы разработаны памятки, где подробно

излагается техника выполнения различных приемов самооздоровления на

темы: «Методы повышения защитных сил организма», «Дыхательная

гимнастика и самомассаж», «Гимнастика после сна», «Воспитание

правильной осанки», «Минутки, берегущие здоровье».

Взаимодействуем в тесном контакте с родителями, разработан цикл

обучающих бесед и консультаций для родителей; совместных спортивных и

культурно-досуговых праздников; выступления на родительских собраниях

на темы: «Физическое развитие детей с учетом гендерного подхода»,

«Развитие физических качеств детей дошкольного возраста» и др.

Привлекаем родителей к активному участию в подготовке и

проведении спортивных праздников, развлечений, соревнований («Мамины

помощники», «Папа – лучший друг», и др.). Большую помощь оказывает

анкета для родителей, которая я проводится в начале каждого учебного года.

Анкетирование помогает больше узнать о ребенке, о его физическом

развитии в семье и наметить эффективные формы работы. Стоит отметить,

что по реультатам мониторинга улучшились показания метания и прыжков.

У гиподинамичных детей усовершенствовались физические качества.

Застенчивые, неактивные дети стали проявлять интерес к здоровому образу

жизни, брать на себя ведущие роли.

Таким образом, сложные задачи оздоровительной работы требуют от

специалистов и воспитателей мастерства, чуткого отношения к детям,

тщательного мониторинга, внедрения гибкого планирования, коррекционной

работы с учетом индивидуальных особенностей и взаимодействия с

родителями.__

Формы нетрадиционной физкультурно-оздоровительной работы с

детьми

Дыхательная гимнастика

Среди методов физического воспитания, имеющих хорошее

оздоровительное значение, в ДОУ в настоящее время все большее

распространение получают нетрадиционные формы коррекционно-

оздоровительной работы, Например, дыхательная гимнастика. Регулярные

занятия физическими упражнениями повышают силу межреберных

дыхательных мышц и диафрагмы, и тем самым повышают дыхательный

объем легких. Кроме того, в упражнениях заложены дополнительные резервы

тренировки дыхания и внимания.

Задачи такой гимнастики состоят в следующем:

-учить детей прислушиваться к своему дыханию;

-учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической

нагрузки и эмоционального возбуждения;

-учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и

дыхательных путей.

Психомышечная тренировка

В основе психомышечной тренировки лежит мышечная релаксация –

расслабление мышц. С помощью определенных приемов (контраст

напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание и использование

самовнушения) дети учатся произвольно расслаблять мышцы. У них часто

изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное

расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании со

стихами, или спокойной музыкой, звуками природы и т.д.

Самомассаж. Су-Джок терапия.

Самомассаж является важным средством физической культуры, он

способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови,

усиливает функции желез, что положительно влияет на обмен веществ.

Хорошим помощником в развитии мелкой моторики являются шарики –

массажёры с кольцами внутри Су Джок. Его можно катать по пальцам, по

ладошке, от подушечек пальцев до локтя. Прокатывая шарик, дети массируют

мышцы рук, что активизирует мозг, способствует развитию речи, внимания,

памяти и мелкой моторики рук. В своей работе во время фронтальных и

индивидуальных занятиях я применяю Су-Джок терапию. Дети любят играть

с колючим шариком и колечком, выполняя самомассаж с помощью шарика

Су-Джок в сопровождении легко запоминающихся стихов. Занятия по

развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5

минут ежедневно. (Приложение 2)

Фитбол – гимнастика

Фитбол – гимнастика – гимнастика на больших гимнастических мячах.

Упражнения с надувными мячами являются элементом аэробики. Фитбол

(fit – оздоровление, ball – мяч) - швейцарский чудо мяч великолепно решает

оздоровительные задачи, формирует осанку и отлично поднимает настроение.

Различные упражнения выполняются лежа или сидя на пружинящем мяче.

Большие, яркие мячи вызывают огромное желание заниматься, проявить

усердие в выполнении упражнений. По структуре фитбол – гимнастика

напоминает классические занятия по физическому воспитанию со строгой

трёхчастной формой, где есть: вводная часть, в задачи которой входит

развитие всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в

пространстве на материале основных движений; основная часть – освоение

общеразвивающих упражнений; заключительная – подвижная игра и

релаксация.

Корригирующая гимнастика

Особую роль в физическом воспитании детей играют общеразвивающие и

корригирующие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на

организм ребенка и могут быть использованы для профилактики и

исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформаций

опорно-двигательного аппарата.

Цель корригирующей гимнастики – формирование и укрепление сводов стоп.

Задачи корригирующей гимнастики:

-развитие основных функций стоп;

-обучение правильной постановке стоп при ходьбе;

-повышение тонуса мышц стоп;

-увеличение подвижности в суставах стоп;

-улучшение кровообращения стоп;

-улучшение координации движений.

Таким образом, использование в физкультурно-оздоровительной работе

детского сада нетрадиционных форм работы, закаливания и ряда других не

медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные

результаты.

Здоровьесберегающая среда, созданная в условиях детского сада,

способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации

потребностей детей в двигательной активности и более эффективному

развитию двигательных навыков.

Результатом эффективной работы педагогического коллектива является

снижение заболеваемости детей.

Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования

гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку

все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы

развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики

здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и

укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни

посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы

обучения здоровью.

Комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты

здоровья детей и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но

задачи формирования и укрепления здоровья дошкольников, воспитания у

них культуры здоровья, может быть назван здоровьесберегающей

педагогикой.

Здоровье ребенка в норме, если:

а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет

ему справляться с нагрузками;

б) в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

в) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и

восхищаться;

г) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности,

наблюдательность, воображение, самообучаемость;

д) в нравственном плане – честен, самокритичен.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения –

обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья , сформировать у

него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,

научить использовать знания в повседневной жизни.

Литература:

1.

«Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования» от 17 октября 2013 г.;

2.

«От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования». Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. –

М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 г.;

3.

«Физическая культура в детском саду». Средняя группа. М: МОЗАИКА

– СИНТЕЗ, 2016 г.;

4.

«Оздоровительная гимнастика». Комплексы упражнений. Л.И.

Пензулаева. М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 г.;

5.

«Оздоровление детей в условиях детского сада/под ред.

Л.В.Кочетковой. – М: ТЦ Сфера 2005 г.

6. «Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая

педагогическая система: модели, подходы, технологии.» И.В. Никишина,

Москва ООО «Планета» 2011г.

7. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в образовательном

учреждении. Москва – Скрипторий 2006 г.

8.

Голомидова С.Е. Физкультура, нестандартные занятия. Волгоград издательско-

торговый дом «Корифей» 2005 г.

9. Ефименко Н.Е. Театр физического развития и оздоровления детей

дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.

10. Чупаха И.В. Программа «Здоровый ребёнок» в рамках реализации

программы «Здоровьесберегающие технологии» / Научно – практический

сборник инновационного опыта. Ставрополь «Народное образование» 2003 г.

Приложение 1

«Нормативно-правовая база»

1. Международные акты

• «Декларация прав ребенка» (принцип 2,4,5) от 20.11.1959г.;

• «Конвенция о правах ребенка» (статья 6.2; 24.2; 33) от 15.09.1990 г.;

«Конвенция

содружества

независимых

государств

о

правах

и

основных

свободах

человека» (статья 15);

• Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» № 124 –Ф3 от 24.07.1998г (с

изменениями от 20.07. 2000 г., 22 августа, 21.12. 2004 г.).

2. Государственные акты

• Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.;

• Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 51) от 10.07.1992 г.;

• Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан № 5487-1

от 22.06.1993 г. (статья 1,3,3,7,24) (с изменениями и дополнениями от 24.12.93 г., 02.02.98

г., 20.12.99 г., 02.12.2000 г., 10.01, 27.02, 30.06.2003 г.);

• Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015г., утверждена

постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 61;

• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации

режима работы в дошкольных организациях от 22.07.2010 № 91, 22.12.2010 № 19342

(далее по тексту СанПин);

• Приказ

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации

(Минобрнауки

России) от 27 октября 2011 г. № 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о

дошкольном образовательном учреждении»;

Приказ

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации

(Минобрнауки

России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных

государственных

требований

к

структуре

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного образования»;

Приказ

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации

(Минобрнауки

России)

от

20

июля

2011

г.

2151

г.

Москва

«Об

утверждении федеральных

государственных

требований

к

условиям

реализации

основной

общеобразовательной

программы дошкольного образования»;

• Письмо Министерства образования и науки РФ «О реализации приказа Минобрнауки

России» от 17.10.2011 г. № 03-877 «О примерном перечне игрового оборудования для

учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений»;

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г № 2106 «Об утверждении

федеральных

требований

к

образовательным

учреждениям

в

части

охраны

здоровья

обучающихся, воспитанников»;

• Концепция долгосрочного социально-экономического развития ФР до 2020 г. (разделы 2,

3,4) утверждена Распоряжением Правительством РФ 17.10.2008 №1662-р;

• Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении федеральных требований к образовательным

учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» от 28 декабря 2010

г. № 2106;

• Приказ Министерства здравоохранения № 621 от 30.12.2003 г. «О комплексной оценке

состояния здоровья детей».

3. Методические рекомендации

• О действующих нормативных методических документах по гигиене детей и подростков

(письмо Министерства здравоохранения РФ от 21 января 2004г. № 2510/492-04-32);

• методические указания «Организация наблюдения и оздоровления детей группы риска в

дошкольных учреждениях и детских поликлиниках» (№ 11-14/27-6 от 30.12.1983);

санитарно

эпидемиологические

правила

«Профилактика

гриппа

и

ОРВИ»

(СП

3.1.2.1319 – от 25.06.03г.);

• методические указания «Неспецифическая профилактика гриппа и ОРЗ» Утверждены

приказом Министерства здравоохранения РФ от 27.01.98 № 25;

методические

рекомендации

«Профилактика

острых

респираторных

вирусных

инфекций в детских дошкольных учреждениях» от12.06.80 № 08-14/4-14.

методические

рекомендации

по

закаливанию

детей

в

дошкольных

учреждениях

от

16.06.80 № 911-49/6-29;

• методические рекомендации «Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с

детьми 5-7 лет в дошкольных учреждениях» Утв. Минздравом СССР 29.10. 1984 г № 17-

14/26-6;

«Профилактическая

витаминизация

детей

в

дошкольных,

школьных,

лечебно-

профилактических

и

в

домашних

условиях».

Информационное

письмо

и

инструкция

Министерства № 06-15\3 от 18.02.1994;

методические

рекомендации

«Медико-педагогический

контроль

за

физическим

состоянием

детей

дошкольного

возраста»

от

23.12.82

08-14/12

по

состоянию

на

25.09.2006;

• методические рекомендации «Оценка физического развития и состояния здоровья детей

и

подростков,

изучение

медико-социальных

причин

формирования

отклонений

в

здоровье» Утверждено Госкомсанэпиднадзором РФ 17.03.96 № 01 -19/31 -17 (Извлечения).

Приложение 2

Комплексы упражнений Су-Джок терапии в стихах

Наш волшебный мудрый ёжик

Не нашёл в лесу дорожек.

(Прокатываем по левой руке)

(прокатываем по правой руке)

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

(Катаем между ладоней вертикально)

Если будем с ним играть

Ручки будем развивать.

(Катаем между ладоней горизонтально)

Ловкими станут пальчики,

Умными — девочки, мальчики.

(Катаем между ладоней по кругу,

правая рука вверху)

Ежик нам ладошки колет,

Руки нам готовит к школе.

(Катаем между ладоней по кругу,

левая рука вверху)

Уходи, колючий ёж,

В тёмный лес, где ты живёшь!

(Убирают ёжика на край стола)

Ёж ушёл ук себе домой

Отдохнём и мы с тобой!

(Пальчики "шагают" по столу,

дети закрывают глаза и отдыхают, положив голову на свои ладони, а в это время

колючий шарик или ёжик «исчезает» и появляются что-то другое)

На поляне, на лужайке

Целый день скакали зайки.

И катались по траве,

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгались, устали.

Мимо змеи проползали,

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.

(катать шарик между ладонями)

(прыгать по ладошке шаром)

(катать вперед – назад)

(прыгать по ладошке шаром)

(положить шарик на ладошку)

(вести по ладошке)

(гладить шаром каждый палец)

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

(Дети катают Су Джок между ладонями)

(Дети гладят ладошку Су- Джоком)

Дети сжимают Су -Джок в кулак)

.( Су-Джоком прижимают каждый пальчик)

Вот помощники мои.

Их, как хочешь поверни.

По дорожке белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок, чок, чок,

Чок, чок, чок –

Скачет резвый табунок.

(показать пальцы)

(шариком провести по руке, до локтя)

(повторить с другой рукой)

Приложение 3

Приобщение детей к здоровому образу жизни через

создание развивающей среды

Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное

и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной

ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а

также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения,

формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться

формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека –

осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание

ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей

и природной среды. Люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то,

чтобы природа сохранилась везде на нашей планете: в лесу – куда мы ходим

отдыхать; в реке – где мы плаваем: в городе – где мы живём. Мы должны

заботиться и о себе, своём здоровье, окружающих людях, чистоте воздуха и

воды.

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет

быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на

велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое

самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на

занятиях, в играх, в спорте.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии

потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим

детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье,

если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то

можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым

не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Есть поговорка: “В здоровом теле – здоровый дух”. Но не ошибётся

тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.

В настоящее время в педагогике возникло особое направление:

“педагогика оздоровления”, в основе которой лежат представления о

развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически. Цель

педагогики оздоровления: сформировать у дошкольников основы здорового

образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил

здоровьесбережения. Для достижения целей здоровьесберегающих

технологий в дошкольном возрасте мы применяем следующие группы

средств:

1. Средства двигательной направленности:

● физические упражнения;

● физкультминутки и паузы;

● эмоциональные разрядки;

● гимнастика (оздоровительная после сна);

● пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;

● лечебная физкультура;

● подвижные и спортивные игры;

● массаж;

● самомассаж;

● психогимнастика;

● сухой бассейн и др.

Ежедневно в своей работе с детьми используйте такую форму, как

пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным

средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи

утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную

деятельность, память, внимание ребёнка. В группах создайте картотеку

стихов, сопровождающие упражнения, книги для развития мелкой моторики,

различные предметы для выполнения упражнений. Широко используйте

пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На

занятиях в утренний отрезок времени, в играх старайтесь выполнять

упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками,

пуговицами, мячами-ёжиками, платочками и т.д. Например: “Узловка”

(пальчиковая игра). Берём верёвку диаметром 4-6 мм и завязываем на ней 4-8

узлов. Подвешиваем её вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а

ладонью сжимает его (как при лазанье на канате), и так движется дальше (со

словами):

Лезет, лезет альпинист –

В этом деле он артист.

По скале и по верёвке

Он наверх залезет ловко!

Для укрепления зрения используйте следующие моменты: зрительные паузы,

в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать

пальчиком. Коррекционные физминутки – для укрепления зрения –

проводятся на занятиях, т.к. необходима полная раскованность детей в

движениях, что достигается развитием воображения, фантазии. (“Жук”,

“Прогулка в зимнем лесу”, “Самолёт”, “Ладошки”, “Цветы”). Массаж глаз –

проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает

детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.

Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной

зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуйтесь на занятиях рисования,

рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные

упражнения для глаз проводите несколько раз в день, в зависимости от

деятельности, вызывающие напряжение. Зрительные ориентиры (пятна) –

снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение

дня.

● Красный – стимулирует детей в работе. Это сила внимания.

● Оранжевый, жёлтый – соответствуют положительному рабочему

настроению. Это тепло, оптимизм, радость.

● Синий, голубой, зелёный – действуют успокаивающе. Это общение,

надежда, вдохновение.

Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности

детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает

напряжение во время занятий, игр. Детям нравятся эмоциональные разминки

(похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит

огромный, неведомый зверь и т.д.)

Чаще используйте минутки покоя:

- посидим молча с закрытыми глазами;

- посидим и полюбуемся на горящую свечу;

- ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;

- помечтаем под эту прекрасную музыку.

Наряду с традиционными формами работы проводите с детьми самомассаж

от простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле

имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних

органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом.

Самомассаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают

круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки.

В группе есть картотека схем этих точек, а также детей знакомим с

лечебными точками на утренней гимнастике и на занятиях. Массаж делайте

1-2 раза в день.

Ежедневно проводите закаливание. Мы знаем, что закалённый человек

быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым

изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание

повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и

совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем,

чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.

Для приобщения детей к здоровому образу жизни ежедневно используйте

“Гимнастику маленьких волшебников”. Дети здесь не просто “работают” -

они играют, лепят, мнут, разглаживают своё тело, видя в нём предмет заботы,

ласки, любви. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т.д.,

ребёнок воздействует на весь организм в целом. У него полная уверенность в

том, что он действительно творит что-то прекрасное, всё это развивает у

ребёнка позитивное ценностное отношение к собственному телу. Эту

гимнастику дети могут выполнят в любое свободное время от занятий.

Наши дети должны быть здоровыми, а для этого надо не так уж много:

систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении

упражнений.

В течение дня изыскивайте минутку, чтобы доставить детям удовольствие,

выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка,поваляться как

неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи

рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно - мышечной системы

ребёнка.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей,

доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества,

фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших

гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует

развитию культуры ребёнка. Используйте мелодии на занятиях, во время

принятия пищи, перед сном и во время сна. Так, прослушав запись

“Колыбельной мелодии”, дети успокаиваются, расслабляются, затихают и

засыпают. Ребёнка успокаивает ласковое обращение, монотонность пения.

Звуки флейты расслабляют детей, звуки “шелеста листьев”, “шума моря” и

других природных явлений заставляют детей вслушиваться в звуки природы

и погружаться в них. Для этого мы широко используем кассету “Волшебство

природы”.

Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья

детей:

● Регулярные прогулки на свежем воздухе;

● Экскурсии;

● Походы;

● Солнечные и воздушные ванны;

● Водные процедуры;

● Фитотерапия;

● Аромотерапия;

● Витаминотерапия

● Закаливание

● Бассейн и др.

Г.А. Сперанский писал: “День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян

для его здоровья”. Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно

находиться на улице не менее 3-х часов. С детьми старались как можно

больше находиться на свежем воздухе.

Через экскурсии в лес, прогулки, походы, занятия на свежем воздухе,

развлечения дети получают необходимый опыт, учатся исследовать,

наблюдать, заботятся о своём здоровье. В лесу дети получали солнечные и

воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает

тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к

простудным заболеваниям. Естественные ароматы леса благотворно влияют

на ребёнка, учат правильно пользоваться этими запахами. Дети узнают о

пользе чистого воздуха, о лечебных травах, цветах, о пользе деревьев.

Рассуждают: можно ли жечь мусор? Откуда появился плохой воздух?

Большой оздоровительный эффект имеет “Аромотерапия” - процесс дыхания

ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной

мозг. Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах

берёзы – улучшает работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы.

Запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт. Запах крапивы

уничтожает бациллы. Букеты из веток берёзы, сосны, кедра, можжевельника

родители приносят из леса, и сами ставят в приёмной, спальне для очищения

помещения. (Букеты и в сухом виде очищают воздух).

Еженедельно в группе, в спальне сжигайте небольшое количество кусочков

древесины, коры. Этим мы уничтожаем вирусы и микробы. Перед приходом

детей в детский сад опрыскивайте группу маслом ромашки, герани, что

действует на детей успокаивающе.

Предлагайте детям вдыхать кедровое, лимонное, камфорное масло –

организм стимулируется этими ароматами. Заведите в группе “Волшебный

колодец”. Родители принесут: свежую ягоду, морковь, яблоки. Всё это

рассмотреть, определить на запах, на вкус. Объяснить, что всё это полезно

для здоровья человека и заменить “конфетку” на стакан ягодного напитка, на

морковный сок, на ягоду. В течение дня дети получают удовольствие от ягод

смородины, от напитка из плодов шиповника, клюквы, облепихи, брусники.

Оздоровительные силы природы активизируют биологические процессы в

организме ребёнка, повышают общую работоспособность организма,

доставляют радость, замедляют процессы утомления.

Вместе с родителями создайте в группе “Уголок здоровья”. Расположите в

нём: осиновые плошки, грецкие орехи, разнообразные запахи

(аромотерапия), кора, бусы, чётки, бумага, схемы для выражения эмоций,

массажеры, схемы для точечного массажа и т.д. Все эти предметы хорошо

снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции. Дети, занимаясь этими

предметами незаметно для себя оздоравливаются.

- Цветные камушки, листочки – приготовлены для удовольствия, радости,

тепла.

- Губки, бумага – для снятия стресса.

- Шарики, массажеры – для развития мелкой моторики и т.д.

В уголке здоровья поместите книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы.

Рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью.

Оформите дидактические игры:

“Структура человеческого тела”

“Спорт – это здоровье”

“Чистим зубы правильно”

“Бережём уши” и т.д.

Все эти игры научат детей контролировать себя и своё поведение,

настроение, закрепят культурно – гигиенические навыки, заставят

задумываться о здоровье.

Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и

стимулируют развитие адаптивных свойств организма:

● личная гигиена;

● проветривание;

● влажная уборка;

● режим питания;

● сон;

● правильное мытьё рук;

● обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни;

● обучение простейшим навыкам оказания первой помощи при порезах,

укусах, ожогах и т.д.

● ограничение уровня учебной нагрузки во избежание утомления.

Все навыки, умения, привычки закрепляйте и используйте в работе с

детьми в валеологических и экологических проектах.

Работа по проектам: “Начни с зарядки”, “Чистые руки”, “Гигиена приёма

пищи”, “Для чего мы чистим зубы”, “Охрана здоровья”, “Если хочешь быть

здоров – закаляйся”, “Страна здоровья” - организует деятельность детей,

направляет на развитие и совершенствование умений, навыков. Дети,

составляя проекты, закрепят правила личной гигиены, культуры поведения.

Проекты: “Вдыхай бодрящий аромат”, “Мой дом – мой друг”, стимулируют

детей к здоровому образу жизни, формируют активное отношение к

окружающему миру, сопереживания и сопричастности к нему. Участие детей

в выполнении проектов, способствует установлению активной позиции, в

самосоздании экологически здоровой среды, а также к здоровому образу

жизни. Выполняя проекты, дети делают маленькие шаги к культуре здоровья,

приобретают навыки здоровьетворческой деятельности. В ходе реализации

проектов дети придумывают эмблемы, выбирают цели проектов, находят с

родителями книги, иллюстрации, пословицы, загадки, выполняют

интересные рисунки. Этот материал оформите в “уголке здоровья”, в

“книжках – раскладушках”, используйте в дидактических играх, на

непосредственно образовательной деятельности. НОД познавательного цикла

о здоровье стройте с учётом потребностей детей в саморазвитии, в

сотрудничестве, в подражании, в приобретении опыта:

На НОД “Правила поведения на воде” и “Воздух и здоровье” - даём понятия

об использовании воды и воздуха человеком, учим правилам, умениям жить и

заботиться об окружающей среде, о своём здоровье.

На НОД “Для чего мы чистим зубы” и “Гигиена приёма пищи” - дети

приобщаются к культуре поведения, личной гигиене.

На НОД “Земная аптека” дети познакомятся с лекарственными растениями

близкого окружения. Они много раз видели их вблизи дома, двора, города, в

лесу, но знаний о них не имели, не знали их пользы для человека. А теперь

прекрасно узнают ромашку, одуванчик, крапиву и рассказывают, как лечились

этими растениями. Лекарственные растения помогают человеку победить

болезнь, ими лечатся и животные и птицы. Знания детей, полученные на

познавательных занятиях, используйте в играх, дома при лечении

собственных недомоганий. Дети получат достаточно знаний, многому

научатся в дальнейшем, и будут опираться на свой опыт.

Мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, поэтому

создайте в группе “Фитомодели” из комнатных растений, которые станут не

только украшением интерьера, но и помощниками в оздоровлении детей. Все

растения подбирайте с учётом благотворительного влияния на самочувствие

и здоровье детей.

На НОД и в свободное время расскажите детям о пользе комнатных растений,

приучайте ухаживать за растениями. Расскажите детям, что растения

подавляют жизнедеятельность опасных микроорганизмов, повышающих

бактерицидную энергию воздуха, растения озонируют воздух, а мы знаем,

что свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие

заболевания.

Поможет в работе по воспитанию здорового образа жизни специальный

альбом: “Я, и моё здоровье”, в который записываются антропометрические

данные, обводятся кисти руки, стопы детей. Помещаются фотографии с

занятий по физкультуре, во время сна, во время закаливания и т.д., рисунки:

“Что я люблю больше всего?”, “Я на прогулке”, “Город и я”, “Моё

настроение”. Записываются воспитателями и родителями впечатления об

интересных походах, экскурсиях, играх, мысли детей о здоровье.

Пусть родители выполняют задание вместе с детьми. Помогая своим детям,

родители тем самым развивают у них познавательную активность,

показывают свою заинтересованность. Дети очень любят, когда мама, папа

помогают ему подготовить что-то по поручению воспитателя. На

родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях учите

оценивать здоровье ребёнка. Вместе составьте памятки здоровья (“паспорт

здоровья”). Родителям предложите картотеки различных гимнастик,

упражнений для занятий дома, литературу, брошюры, консультации.

Для родителей оформите в “Уголке здоровья” рекомендации, советы:

● папки – передвижки;

● приглашайте на открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий,

прогулок и т.д.;

● проводите анкетирования.

Все эти приёмы позволят вам постепенно стабилизировать здоровье детей,

снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей

и у нас одна цель – воспитывать здоровых детей.



В раздел образования