Автор: Бердюгина Галина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Зеленогорский детский сад №6
Населённый пункт: пгт Зеленогорский, Кемеровской области
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Зеленогорский детский сад №6»
Консультация для педагогов на педагогическом часе по теме
«Инновационная деятельность в экологическом
воспитании дошкольников»
Подготовила воспитатель
Бердюгина Г.П.
2019
Актуальность экологического образования определяется тем, что сегодня
вопрос
бережного
отношения
к
природе
напрямую
связан
с
вопросом
о
будущем человечества, а такое бережное отношение к окружающему миру
нужно сформировать как можно раньше.
Цель экологического
образования — формирование
личности
нового
типа с особым экологическим мышлением, способной осознавать последствия
собственных действий в отношении окружающей среды и умеющей жить в
относительной гармонии с ней.
Задачи
экологического
образования: -
ознакомить ребенка с флорой и
фауной, с природой и с искусственно созданной средой обитания людей и
животных;
-
сформировать
у
подрастающего
поколения
ответственное
отношение к планете, к родной земле, к природе.
Экологическое
образование
детей
дошкольного
возраста
может
осуществляться по разным образовательным областям.
Так, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное
развитие»
нацелено
на
усвоение
норм
и
ценностей,
принятых
в
социуме;
развитие
эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания,
в
том
числе
и
в
отношении к объектам природы; формирование основ безопасного поведения в
быту, обществе, на природе
Содержание
образовательной
области
«Познание»
направлено
на
формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их
свойствах и отношениях (цвете, форме, размере, причинах и следствиях и др.);
о планете Земля нэк общем доме людей, о природных явлениях, о многообразии
стран и народов; расширение кругозора детей.
Содержание образовательной области о Речевое развитие» подразумевает
знакомство с детской литературой, в частности с природоведческой.
Образовательная
область
«Художественно-эстетическое
развитие»
подразумевает
становление
основ
ценностно-смыслового
восприятия
и
понимания окружающего мира; формирование эстетического отношения к миру
природы
Образовательная
область
«Физическое
развитие»
нацелена
на
становление ценностей здорового образа жизни у детей.
Инновационные формы экологического образования в современных ДОУ —
это разнообразные дидактические игры и экологические акции
Дидактические экологические игры
Дидактическая игра — активная форма обучения в которой одновременно
действуют два начала: познавательное и занимательное. Дидактическая игра
призвана смягчить переход от одной деятельности к другой, сделать более
легким процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире. В
дидактической
игре,
в
отличие
от
учебных
занятий,
учебные
цели
не
формулируются прямо, они завуалированы, на первом плане для играющего —
естественное стремление поиграть.
Выделяют следующие виды дидактических экологических игр: -
игры,
нацеленные
на
ознакомление
с
фауной
и
флорой;
-
игры,
нацеленные
на
ознакомление с окружающей средой, -
игры, нацеленные на ознакомление с
созданной человеком средой обитания для людей и животных
Примеры дидактических игр:
1.
Тема: «Чьи семена?»
Цель: научить детей дифференцировать овощи, фрукты и их семена; -
развивать сосредоточенность, память и наблюдательность.
Материал:
карточки
фруктов,
овощей,
плодовых
деревьев;
тарелка
с
различными семенами.
М е т о д и к а : дети
должны
соотне сти
с емена
с
к а р т оч к а м и
соответствующих фруктов, овощей или плодовых деревьев.
2.
Тема: «Вода, земля, воздух»
Цель:
закрепить
знания
детей
о
природных
объектах; -
развить
мышление, слуховое внимание и сообразительность.
Материал: мяч.
Методика: педагог бросает мяч ребенку и называет животное, которое
ребенок должен отнести к одной из стихий (сорока — воздух; воля — земля;
кит — вода) и бросить мяч обратно.
3.
Тема: «Кто чем питается?»
Цель:
закрепить
знания
детей
о
пищевых
пристрастиях
разных
животных; развить познавательный интерес.
Материал: мешочек.
Методика: дети достают из мешочка разную «пищу» (мед, сыр, орехи,
яблоко, пшено, морковь и т. д.) и угадывают, для кого она, кто ей питается.
4.
Тема: «Береги природу»
Цель: закрепить знания об охране объектов природы
Материал: карточки с объектами живой и неживой природы.
Методика:
на
столе
располагаются
картинки,
изображающие
зверей,
птиц, растения, человека, солнце, воду и т. д.; педагог убирает одну из картинок,
и дети должны рассказать, что случится с оставшимися живыми существами,
если н а Земле
не
окажется
спрятанного
объекта
(убирает
птицу — гибнут
деревья от червяков и т. д).
5.
Тема: «Летает, плавает, бегает, прыгает»
Цель: закрепить знания об объектах живой природы.
Материал: картинки с изображением разных животных.
Методика:
педагог
показывает
или
называет
детям
объект
живой
природы. Дети должны классифицировать животных по способу передвижения
(прыгающие, летающие, бегающие, плавающие}.
Экологические акции.
Одной
из
форм
экологического
образования
и
воспитания
являются
экологические
акции
—
это
комплекс
мероприятий,
действий,
который
помогает детям лучше узнать определенную экологическую проблему, проявить
свою гражданскую позицию, выразить свое отношение к чему- либо.
Экологические акции символизируют дружбу, единение, взаимопомощь,
культуру общения коллективов: детского, педагогического и родителей, а также
имеют
огромное
значение в
формировании
экологической
культуры
у
дошкольников.
Возможны следующие акции:
1.
«Земля — кормилица наша»
Цель:
сформировать
у
детей
представления
о
взаимодействии
людей
разных
профессий
в
процессе
выращивания
урожая,
о
последовательности
трудовых процессов земледельцев
2.
«Сохраним воду — чистой»
Цель:
привлечь
внимание
детей
к
необходимости
экономного
использования воды.
Возможные мероприятия:
придумывание сказки о воде «Королева вода»
оформление тематической ширмы «Давайте беречь воду»
экологические ширмы
экологический праздник «Берегите воду»
3. «День Земли»
Цель: развить стремление беречь Землю, заботиться о ней, относиться к
ней как к родному дому
На втором этапе дети должны осмыслить экологические акции. Для этого
проводится следующие мероприятия:
игры «Ручеек», «Заморозь»,
отгадывание загадок,
исполнение песен «Улыбка», «Кто пасется на лугу» «Ёжик»,
создание рисунков и панно
проведение субботника.
Одним
из
важнейших
условий
реализации
задач
экологического
образования дошкольников является правильная организация и экологизация
развивающей
предметно-пространственной
среды,
которая
способствует
познавательному
развитию
ребенка;
эколого-эстетическому
развитию;
формированию
экологически
грамотного
поведения;
экологизации
разных
видов деятельности.
Самое
главное
в
экологическом
воспитании
-
личная
убежденность
педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей
желание любить, беречь и охранять природу.