Напоминание

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников


Автор: Бердюгина Галина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Зеленогорский детский сад №6
Населённый пункт: пгт Зеленогорский, Кемеровской области
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Зеленогорский детский сад №6»

Консультация для педагогов на педагогическом часе по теме

«Инновационная деятельность в экологическом

воспитании дошкольников»

Подготовила воспитатель

Бердюгина Г.П.

2019

Актуальность экологического образования определяется тем, что сегодня

вопрос

бережного

отношения

к

природе

напрямую

связан

с

вопросом

о

будущем человечества, а такое бережное отношение к окружающему миру

нужно сформировать как можно раньше.

Цель экологического

образования — формирование

личности

нового

типа с особым экологическим мышлением, способной осознавать последствия

собственных действий в отношении окружающей среды и умеющей жить в

относительной гармонии с ней.

Задачи

экологического

образования: -

ознакомить ребенка с флорой и

фауной, с природой и с искусственно созданной средой обитания людей и

животных;

-

сформировать

у

подрастающего

поколения

ответственное

отношение к планете, к родной земле, к природе.

Экологическое

образование

детей

дошкольного

возраста

может

осуществляться по разным образовательным областям.

Так, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное

развитие»

нацелено

на

усвоение

норм

и

ценностей,

принятых

в

социуме;

развитие

эмоциональной

отзывчивости,

сопереживания,

в

том

числе

и

в

отношении к объектам природы; формирование основ безопасного поведения в

быту, обществе, на природе

Содержание

образовательной

области

«Познание»

направлено

на

формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их

свойствах и отношениях (цвете, форме, размере, причинах и следствиях и др.);

о планете Земля нэк общем доме людей, о природных явлениях, о многообразии

стран и народов; расширение кругозора детей.

Содержание образовательной области о Речевое развитие» подразумевает

знакомство с детской литературой, в частности с природоведческой.

Образовательная

область

«Художественно-эстетическое

развитие»

подразумевает

становление

основ

ценностно-смыслового

восприятия

и

понимания окружающего мира; формирование эстетического отношения к миру

природы

Образовательная

область

«Физическое

развитие»

нацелена

на

становление ценностей здорового образа жизни у детей.

Инновационные формы экологического образования в современных ДОУ —

это разнообразные дидактические игры и экологические акции

Дидактические экологические игры

Дидактическая игра — активная форма обучения в которой одновременно

действуют два начала: познавательное и занимательное. Дидактическая игра

призвана смягчить переход от одной деятельности к другой, сделать более

легким процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире. В

дидактической

игре,

в

отличие

от

учебных

занятий,

учебные

цели

не

формулируются прямо, они завуалированы, на первом плане для играющего —

естественное стремление поиграть.

Выделяют следующие виды дидактических экологических игр: -

игры,

нацеленные

на

ознакомление

с

фауной

и

флорой;

-

игры,

нацеленные

на

ознакомление с окружающей средой, -

игры, нацеленные на ознакомление с

созданной человеком средой обитания для людей и животных

Примеры дидактических игр:

1.

Тема: «Чьи семена?»

Цель: научить детей дифференцировать овощи, фрукты и их семена; -

развивать сосредоточенность, память и наблюдательность.

Материал:

карточки

фруктов,

овощей,

плодовых

деревьев;

тарелка

с

различными семенами.

М е т о д и к а : дети

должны

соотне сти

с емена

с

к а р т оч к а м и

соответствующих фруктов, овощей или плодовых деревьев.

2.

Тема: «Вода, земля, воздух»

Цель:

закрепить

знания

детей

о

природных

объектах; -

развить

мышление, слуховое внимание и сообразительность.

Материал: мяч.

Методика: педагог бросает мяч ребенку и называет животное, которое

ребенок должен отнести к одной из стихий (сорока — воздух; воля — земля;

кит — вода) и бросить мяч обратно.

3.

Тема: «Кто чем питается?»

Цель:

закрепить

знания

детей

о

пищевых

пристрастиях

разных

животных; развить познавательный интерес.

Материал: мешочек.

Методика: дети достают из мешочка разную «пищу» (мед, сыр, орехи,

яблоко, пшено, морковь и т. д.) и угадывают, для кого она, кто ей питается.

4.

Тема: «Береги природу»

Цель: закрепить знания об охране объектов природы

Материал: карточки с объектами живой и неживой природы.

Методика:

на

столе

располагаются

картинки,

изображающие

зверей,

птиц, растения, человека, солнце, воду и т. д.; педагог убирает одну из картинок,

и дети должны рассказать, что случится с оставшимися живыми существами,

если н а Земле

не

окажется

спрятанного

объекта

(убирает

птицу — гибнут

деревья от червяков и т. д).

5.

Тема: «Летает, плавает, бегает, прыгает»

Цель: закрепить знания об объектах живой природы.

Материал: картинки с изображением разных животных.

Методика:

педагог

показывает

или

называет

детям

объект

живой

природы. Дети должны классифицировать животных по способу передвижения

(прыгающие, летающие, бегающие, плавающие}.

Экологические акции.

Одной

из

форм

экологического

образования

и

воспитания

являются

экологические

акции

это

комплекс

мероприятий,

действий,

который

помогает детям лучше узнать определенную экологическую проблему, проявить

свою гражданскую позицию, выразить свое отношение к чему- либо.

Экологические акции символизируют дружбу, единение, взаимопомощь,

культуру общения коллективов: детского, педагогического и родителей, а также

имеют

огромное

значение в

формировании

экологической

культуры

у

дошкольников.

Возможны следующие акции:

1.

«Земля — кормилица наша»

Цель:

сформировать

у

детей

представления

о

взаимодействии

людей

разных

профессий

в

процессе

выращивания

урожая,

о

последовательности

трудовых процессов земледельцев

2.

«Сохраним воду — чистой»

Цель:

привлечь

внимание

детей

к

необходимости

экономного

использования воды.

Возможные мероприятия:

придумывание сказки о воде «Королева вода»

оформление тематической ширмы «Давайте беречь воду»

экологические ширмы

экологический праздник «Берегите воду»

3. «День Земли»

Цель: развить стремление беречь Землю, заботиться о ней, относиться к

ней как к родному дому

На втором этапе дети должны осмыслить экологические акции. Для этого

проводится следующие мероприятия:

игры «Ручеек», «Заморозь»,

отгадывание загадок,

исполнение песен «Улыбка», «Кто пасется на лугу» «Ёжик»,

создание рисунков и панно

проведение субботника.

Одним

из

важнейших

условий

реализации

задач

экологического

образования дошкольников является правильная организация и экологизация

развивающей

предметно-пространственной

среды,

которая

способствует

познавательному

развитию

ребенка;

эколого-эстетическому

развитию;

формированию

экологически

грамотного

поведения;

экологизации

разных

видов деятельности.

Самое

главное

в

экологическом

воспитании

-

личная

убежденность

педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей

желание любить, беречь и охранять природу.



В раздел образования