Напоминание

Приёмы обучения рассказыванию детей дошкольного возраста


Автор: Миронова Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Зеленогорский детский сад №6
Населённый пункт: пгт Зеленогорский, Кемеровской области
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Приёмы обучения рассказыванию детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Зеленогорский детский сад № 6 «Улыбка»

Консультация для педагогов по теме:

«Приёмы обучения рассказыванию детей дошкольного возраста»

Воспитатель:

Миронова Ольга Юрьевна

2018

Приёмы обучения рассказыванию детей дошкольного возраста.

Каждый

ребёнок

в

детском

саду

должен

научиться

содержательно,

грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Какие же требования предъявляются к качеству любого рассказа детей?

1.

рассказ должен быть связным и понятным слушателям;

2.

рассказ,

особенно

у детей

старшей

группы,

должен

быть

коротким.

Важна

лаконичная передача наиболее характерного и важного.

3.

рассказ должен быть самостоятельным, в полном смысле монологом, т. е. не

прерываться.

Какими же методами можно обучать рассказыванию детей?

1.Образец рассказа – краткое, живое описание, доступное для заимствования

детьми

по

содержанию

и

по

форме.

Для

лучшего

использования

образца рассказадетьми

в

нём

лучше

использовать

короткие

предложения.

Образец рассказа более других приёмов облегчает процесс обучения, так как

детям показывается результат, которого они должны достичь.

Чтобы грамотно составить рассказ – образец, педагог должен в первую

очередь,

учитывать

речевую

задачу,

которую

он

ставит

перед

детьми.

Объём рассказа

образца,

его

содержание

и

сюжет,

словарный

запас,

стиль

повествования определяются речевой задачей.

Образец рассказа применяют на первых ступенях обучения или в качестве

помощи детям, слабо владеющих связной речью.

Образец рассказа вслед за педагогом могут повторить 1-2 ребёнка, однако не

следует требовать дословного повторения образца, наоборот, нужно поощрять

элементы самостоятельности. На первых порах образец лучше сопровождать его

разбором или планом.

2. План рассказа – это 2-3 основных вопроса (пункта, определяющих содержание

и последовательность изложения. На первых занятиях в группе детей 5 лет можно

не прерывать речь детей ребёнка в случае отступления от плана. Постепенно

нужно

указывать

на

непоследовательность рассказа,

привлекать

группу

к

дополнению.

Детей 6 лет нужно приучать прислушиваться к плану и следовать ему.

Образец рассказа – самый лёгкий приём обучения, план рассказа – более

трудный. Этот приём используется в большинстве занятий по рассказыванию.

Чтобы

облегчить

детям

составление рассказов

по

плану,

рекомендуется

коллективный разбор плана.

Л.

Н.

Ефименкова

рекомендует

использовать

картинные

планы

для

составления некоторых видов рассказов, например, о природе. Т. А. Ткаченко

использует

наглядные

планы

в

виде «опорных

сигналов» -

схематичных

изображений, которыми педагог иллюстрирует каждый пункт плана. Такая опора

на наглядность облегчает детям задачу последовательного изложения текста, что

особенно

важно

для детей с

нарушенными

вниманием

и

памятью,

которых

в

речевых группах бывает большинство.

При

составлении рассказов по

серии

сюжетных

картин

роль

наглядного

плана выполняют сами картинки.

3. Коллективное составление рассказа – своеобразный приём, используемый на

первых

ступенях обучения

творческому

рассказыванию.

Педагог

и

дети

выслушивают отдельные ответы, обсуждают, какие из них удачнее, соединяют в

целое повествование. Затем педагог повторяет весь рассказ, после чего рассказ

повторяется детьми. Преимущество этого приёма в том, что активны все дети.

Этот приём часто используют логопеды.

4. Оценка – тоже обучающий приём. Смысл её применения в том, чтобы дети

подражали тому рассказу, который похвалили педагог. Поэтому надо оценивать

каждый рассказ,

а

не

давать

оценку

в

конце

занятия.

Непременно

надо

во

всех рассказах выделить что – то ценное, отметить достоинства: словарь, сила

голоса,

поза

и

др.В

группе

6-летних детей можно

привлечь

их

самих

к

оценке рассказов.

Согласно

основному

принципу

дидактики

от

простого

к

сложному

– обучение

рассказыванию начинается

с

наиболее

простых

и

понятных

детям

видов рассказов, затем идёт постепенное усложнение: уменьшение наглядности.

повышение самостоятельности.

Приемы обучения рассказыванию

В обучении рассказыванию применяются специфичные приемы, назначение

которых — получить от ребенка связное высказывание, монолог (а не ответ

словом, жестом, фразой). На первоначальном этапе занятия употребляются такие

приемы,

с

помощью

которых

детям

показывают

примерный

результат

предстоящей им речевой деятельности (что от них требуется) и пути достижения

этого результата (как это делается).

Разберем основные приемы.

Образец рассказа— это краткое, живое описание какого-либо предмета или

события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме.

Нужно отличать познавательный рассказ воспитателя, предназначенный для

слушания

детьми,

для

расширения

их

кругозора,

от

рассказа-образца

дидактического приема, который предназначен для подражания.

Образец рассказа более других приемов облегчает процесс обучения, так как

ребенку показывают результат, которого он должен достичь. Кроме того, образец

определяет

примерное

содержание

будущих

рассказов

детей,

их

объем

и

последовательность изложения, облегчает подбор словаря.Применяется образец

на первых ступенях обучения, а также в случаях постановки нового задания,

чтобы

помочь

не

умеющим

рассказывать.Образец

рассказа

педагога

могут

повторить 1—2 ребенка, рассказывающие плохо, при этом прямое подражание

играет положительную роль, вызывая речевую активность. Однако не следует

стремиться

к

дословному

повторению

образца,

наоборот,

нужно

поощрять

элементы

самостоятельности.Как

прямой

обучающий

прием

образец

рассказа

используется чаще всего в начале занятия.

Разновидность этого приема — частичный образец. Он употребляется в

процессе закрепления умения рассказывать, если детям трудно дается выполнение

какого-либо задания, например придумывание начала повествования.Весь рассказ

целиком или часть его воспитатель может повторить по мере надобности и по

ходу занятия, включить в развернутую оценку ответа (в средней группе это можно

сделать в игровой форме — от имени описываемой игрушки: «Как Наташа точно

рассказала про мои волосы — белые, мягкие, заплетены в толстые косы»).

Как

уже

отмечалось

выше,

детям

нужно

показать

не

только

результат

предстоящей им речевой деятельности, но и средства его достижения. Поэтому,

как правило, образец употребляется в совокупности с другими приемами, которые

его

поясняют,

не

допускают

механического

копирования

и

ведут

к

самостоятельной творческой работе мысли. Так, можно предложить детям второй

вариант рассказа — дублер образца, при сопоставлении которого с первым ярче

выявятся общие закономерности построения повествования. Например, педагог

последовательно

описывает

две

разные

игрушки

и

поясняет

обязательные

элементы этих описаний.

Осмысленному отбору речевых форм способствует такой прием, как разбор

образца рассказа, который подводит к вычленению плана высказывания. Он

широко описан в методической литературе.План рассказа — это 2—3 основных

вопроса (пункта), определяющих содержание и последовательность изложения.

Обычно

после

одного-двух

занятий

с

образцом

рассказа

план

становится

самостоятельным, ведущим приемом обучения. (Иногда план — в виде свободных

поясняющих указаний — может предшествовать образцу, в этом случае дети

более сознательно воспринимают правила построения высказывания.)

С

планом

воспитатель

знакомит

детей

после

сообщения

общей

темы

рассказов, а также их характера (говорить точно, как происходило в жизни, или

сочинять «не по правде» — придумывать рассказ или сказку и т. п.).Для того

чтобы

разнообразить

детские

рассказы,

педагогу

надо

заранее

подготовить

дополнительные, новые пункты плана. Смена вопросов в процессе одного занятия

активизирует

внимание

детей,

кроме

того,

это

средство

индивидуализации

заданий.Например,

при

описании

детьми подготовительной к школе группы

своих комнат может быть предложен такой примерный план: 1. На каком этаже

комната? 2. Какая она? 3. Что находится в комнате?Видя, что дети уверенно

справляются с данным содержанием, можно предложить новые, дополнительные

вопросы (на этом же занятии, после двух-трех ответов): 1. Кто поддерживает в

комнате чистоту? 2. Как ты помогаешь в уборке?

Надо

ли

добиваться

строгого

следования

плану?

В средней

группе

на

первых занятиях можно не прерывать речь ребенка в случае отступления от плана.

Однако впоследствии нужно постепенно начинать указывать детям на неполноту

или непоследовательность рассказа, привлекать их к дополнению ответов друг

друга.При этом педагог не только сам отмечает отступление рассказчика от темы

или плана, но и привлекает детей к контролю за рассказом товарища (О чем нужно

сейчас рассказывать? Что лучше рассказать сначала, чтобы всем было понятно?).

В подготовительной

к

школе

группе

полезен

такой

дополнительный

прием, как воспроизведение плана детьми (педагог, не употребляя термин «план»,

предлагает всем про себя повторить, о чем и как они сейчас будут рассказывать, и

вызывает одного-двух детей для ответа вслух). План следует сообщать четко,

отделяя смысловыми паузами один пункт от другого, подчеркивая ударениями

опорные слова в фразах.

Приведем пример плана творческого рассказа на тему «Сережа вывел на

прогулку своего щенка»: «Послушайте, о чем нужно говорить в начале рассказа, в

середине и в конце. Вначале надо подробно рассказать, какой щенок был у

Сережи, затем — что интересного было на прогулке, когда мальчик гулял со своим

щенком,

и

в

конце

рассказать,

чем

закончилась

Сережина

прогулка».В

подготовительной к школе группе наряду с готовым планом, предлагаемым

педагогом, можно подводить детей к самостоятельному обдумыванию и выбору

плана будущего повествования.

Образец рассказа — самый легкий прием обучения, план рассказа более

трудный. Это распространенный и важный прием, он используется в большинстве

занятий

по

рассказыванию.Чтобы

облегчить

детям

составление

рассказов

по

плану

и

заранее

обогатить

содержание

их

высказываний,

используется

коллективный разбор плана. Этот прием употребляется большей частью на

первых ступенях обучения детей придумыванию рассказов (придумывание по

картине или на заданную тему).В чем сущность данного приема? До начала

выполнения задания воспитатель обсуждает с детьми некоторые вопросы плана,

показывая возможное разнообразие содержания их будущих рассказов. На один и

тот

же

пункт

плана,

например

«Какого

щенка

нашел

мальчик?»,

педагог

предлагает нескольким детям ответить с места, побуждая каждого по-своему

описать щенка, вспомнить, какие бывают собаки. Этот прием помогает оживить

инициативу

детей,

заранее

активизировать

необходимый

словарь,

т.

е.

учит

дошкольников сложному процессу самостоятельного создания рассказа.

Готовясь к занятию, воспитатель должен продумать план рассказа, отобрать

для коллективного разбора с детьми те его пункты, которые могут оказаться

трудными, а также те, которые важны в воспитательном отношении.

Коллективное составление рассказа — своеобразный прием, используемый

в основном на самых первых ступенях обучения творческому рассказыванию.

Последовательно разбирая намеченный заранее план рассказа, воспитатель и дети

выслушивают отдельные ответы, обсуждают, какие из них наиболее удачны, и

педагог повторяет их как начало будущего рассказа. Затем выбирают лучшие

ответы

на

последующие

вопросы,

а

воспитатель

соединяет

фразы

в

целое

повествование,

включая

в

него

и

свои

предложения.

В

заключение

педагог

повторяет весь рассказ, а затем это делает кто-нибудь из детей.

Преимущество

этого

приема

заключается

в

том,

что

в

работе

активно

участвуют

все

дети.

В

процессе

совместной

деятельности

они

получают

наглядное

представление

о

том,

что

значит

придумать

рассказ,

постепенно

формируется их воображение. Но у данного приема есть и недостаток: речевая

деятельность дошкольников ограничена лишь составлением фраз, подбором слов,

они

мало

упражняются

в

монологической

речи.

Поэтому

употребление

вышеозначенного приема ограничено.

На

некоторых

занятиях

можно

использовать

составление рассказа

по

частям. Этот прием облегчает задачу рассказчиков, так как уменьшается объем

заданий. Благодаря ему занятие становится более разнообразным, интересным, а

содержание рассказов полнее и глубже; кроме того, удается спросить большее

количество детей.

По частям описываются картины, где легко выделить какие-то объекты и не

разрушить при этом общего замысла.

Целесообразно,

опираясь

на

имеющийся

у

детей

опыт,

поделить

тему

рассказа на подтемы, а затем предложить детям конкретные планы к каждой

подтеме. Например, педагог говорит: «Будем рассказывать о нашем еже, но не обо

всем

сразу,

а

по

порядку,

чтобы

все-все

подробно

припомнить.

Сначала

вспомните, чем покрыт еж, какая у него мордочка, как он передвигается». После

того как будет составлено описание внешнего вида животного, описываются его

повадки,

пища,

клетка.В

комплексе

приемов

существенное

место

занимают

указания относительно того, каким должен быть рассказ: рассказывать подробно

или кратко, обдумать весь рассказ от начала до конца, менять голос, когда говорят

разные герои, и др. Указания могут быть адресованы всем детям или одному

ребенку.

При обучении некоторым видам рассказывания находит место такой прием,

к а к окончание

детьми

рассказа,

начатого

воспитателем

(по

предложенному

плану, а затем и без него).

Развитию

у

детей

фантазии

способствует подсказ

вариантов

(сюжета,

обстоятельств действия и т. п.). Воспитатель прибегает к этому приему, встречая

однообразие, бедность детских ответов.

Вопросы

в

обучении

рассказыванию играют

второстепенную

роль.

Их

задают в основном после того, как рассказ бывает составлен, для уточнения или

дополнения

его.

В

процессе

же

рассказывания

в

случае

какой-либо

ошибки

ребенка лучше пользоваться подсказом слова или предложения, исправлением

допущенной ошибки, что менее нарушит связность рассказа, чем вопрос.

Оценка также обучающий прием. Она применяется для того, чтобы дети

подражали тому, что похвалил воспитатель, и избегали того, что он осудил.

Оценка должна повлиять не только на ребенка, рассказ которого оценивается, но и

на

последующие

рассказы

других

детей.

Поэтому

оценки,

даваемые

в

конце

занятия, по существу бесполезны; кроме того, детям трудно удержать в памяти

достоинства

и

недостатки

всех

прослушанных

рассказов;

следует

также

учитывать, что к концу занятия они утомлены и не могут воспринимать указания

воспитателя.

Применять

в

качестве

приема

обучения

развернутую

оценку

каждого

рассказа

не

обязательно,

но

все

же

в

некоторых

рассказах

непременно

надо

выделить какие-то достоинства. Так, можно отметить что-то новое или особо

ценное в содержании, в форме, в манере изложения (словарь, сила голоса, поза и т.

д.). Оценка бывает и косвенной — в виде сравнения рассказа ребенка с образцом,

с хорошим ответом товарища.

Иногда к

разбору

рассказа

товарища

привлекают

детей. Этот

прием

используется в подготовительной к школе группе, так как ребенок шести лет уже

способен оценить полноту, выразительность и другие качества рассказа.

Согласно

основному

принципу

дидактики

от

простого

к

сложному

– обучение

рассказыванию начинается

с

наиболее

простых

и

понятных

детям

видов рассказов, затем идёт постепенное усложнение: уменьшение наглядности.

повышение самостоятельности.

Итак, приемы обучения рассказыванию достаточно разнообразны.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ (составление рассказов по картине)

Виды и приемы рассказывания в детском саду

В

дошкольном

возрасте

ребенок

овладевает

двумя

основными

видами

монологической речи: пересказом и рассказом. Между ними есть не только общее,

но и существенные отличия.

Пересказ

связное

воспроизведение

прослушанного

художественного

произведения.

В

данном

случае

ребенок

передает

«чужое»

содержание

и

пользуется

готовой

речевой

формой.

Выразительность

речи

при

пересказе

характеризуется подражанием.

Рассказ

это

самостоятельно

составленное

связное,

развернутое

изложение

какого-нибудь

факта,

события.

Рассказ

отличается

самостоятельным

выбором

содержания и речевой формы. В рассказе всегда находит отражение личный опыт

ребенка, эмоции. Это делает его выразительным, причем выразительность носит

естественный, непосредственный характер. Существуют разные классификации

рассказов, которые используются в детском саду для развития монологической

речи детей.

Можно выделить следующие виды рассказывания:

Рассказывание по картине.

Во

второй

младшей

группе

осуществляется

лишь

подготовительный

этап

обучения

рассказыванию

по

картине.

Дети

этого

возраста

еще

не

могут

самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью

вопросов называть то, что нарисовано на картине.

В

средней

группецель

обучения

-

учить

детей

описывать

изображенное

на

картине, формировать навыки самостоятельного описания картины, которые будут

развиваться и совершенствоваться в старшей группе.

Ну

а в среднем возрасте на занятиях по рассматриванию картин дошкольники

упражняются

в

построении

высказываний,

состоящих

из

нескольких

предложений, объединенных единым содержанием. Также учатся сосредоточенно

выслушивать

рассказы

педагога

по

картинам,

так

что

их

опыт

восприятия

описательных рассказов постепенно обогащается. Все это - подготавливает детей

к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения — в

старшей и подготовительной группах.

В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь

совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления

рассказов по картинам. Дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно

подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или

менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.

В подготовительной к школе группена протяжении всего учебного года идет

работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При

постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их

речевого развития.Также повышаются требования к детским рассказам с точки

зрения

содержания,

логической

последовательности

изложения,

точности

описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая

место

и

время

действия;

самостоятельно

придумывают

с о б ы т и я ,

предшествовавшие изображенным на картине и последующие.

Рассказывание из личного опыта

Начиная со старшей группы в детском речевом творчестве значительное место

занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных

прогулках и играх, о трудовых делах. Рассказам на темы из детского игрового

опыта должно быть уделено большое внимание, так как при этом создаются

условия для возникновения живой непосредственной связи между занятиями и

игровым творчеством детей.Часто рассказы из опыта связаны с наблюдениями

природы.

В подготовительной к школе группе воспитатель продолжает упражнять детей в

рассказывании на темы из личного опыта. Учитывая приобретенные навыки,

педагог

повышает

требования

к

рассказам,

добивается

проявления

детьми

большей активности и самостоятельности.Рассказы детей седьмого года жизни

несколько сложнее по структуре и по грамматическому строю, в них передается

значительно

больше

фактического

материала.

Ребенок

все

чаще

сам,

без

дополнительных вопросов и указаний взрослого, поясняет события, о которых

рассказывает.

Творческое рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам)

Занятия

по

творческому

рассказыванию

являются

важным

звеном

в

системе

обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и

играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности.

Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию

является вопрос о выборе сюжетов. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает

у

детей

желание

придумать

рассказ,

сказку

с

четким

композиционным

построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует

опыту

ребенка,

уровню

его

речевого

развития,

затрагивает

нравственные

и

эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой

деятельности. Сюжеты для придумывания реалистических рассказов охватывают

область детских игр и развлечений.

Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях, придумывание

детьми сказок, небылиц, реалистических рассказов с самостоятельно созданными

образами, ситуациями.

Приемы рассказывания

Совместное рассказывание. Этот прием применяется в младших группах,

преимущественно

в

индивидуальной

работе,

а

в средней

со

всеми

детьми.

Воспитатель выполняет самую сложную функцию – планирует высказывание,

задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность,

способы связи («Жила-была девочка. Однажды она. А навстречу ей»). Совместное

рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети

подводятся к несложным импровизациям.

Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение

какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования.

Образец

подсказывает

ребенку

примерное

содержание,

последовательность

и

структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм,

способов

внутритекстовой

связи.

Образец

показывает

примерный

результат,

которого

должны

достичь

дети.

В

связи

с

этим

он

должен

быть

кратким,

доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным.

Как

разновидность

образца

рассказа

используется частичный

образец

начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного

создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать или

для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания.

Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности

и

структуре

рассказа.

Сначала

воспитатель

сам

поясняет,

с

чего

начинается

рассказ,

о

чем

говорится

потом

и

какова

концовка.

Постепенно

к

разбору

содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на

ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им

план будущих рассказов.План рассказа – это 2 – 3 вопроса, определяющие его

содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а

затем становится ведущим приемом обучения.

План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании:

игрушек,

предметов

он

помогает

последовательному

вычленению

и

характеристике их деталей, признаков и качеств

повествовании

отбору

фактов,

описанию

героев,

места

и

времени

действия, развитию сюжета

в рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и

воспроизвести события в определенном порядке.

В

творческом

рассказывании

план

облегчает

решение

творческой

задачи,

активизирует воображение и направляет мысль ребенка. Пункты плана можно

давать и в повествовательной форме.

В старшей

группе

дети

могут

допускать

отклонения

от

плана,

воспитатель

постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает

внимание

на

нарушение

логики,

неполноту

рассказа.

В подготовительной

к

школегруппе дети могут воспроизводить план (термин «план» не употребляется) и

контролировать

следование

ему

рассказчиками.

Здесь

используется

также

совместное

составление

плана

педагогом

и

детьми,

а

также

самостоятельное

продумывание детьми плана своих рассказов.

План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный

прием

особенно

необходим

в

творческом

рассказывании,

он

помогает

разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их

структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства.

Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых

этапах

обучения

рассказыванию.

Дети

продолжают

предложения,

начатые

воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения

плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и

объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель может повторить весь рассказ

целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Ценность этого

приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм

составления связного текста, активизировать всех детей.

Д р у г о й

р а з н о в и д н о с т ь ю

э т о г о

п р и е м а

я в л я е т с я

с о с т а в л е н и е

рассказа подгруппами

«командами». Например,

в

рассказывании

по

серии

сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать

по каждой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают

содержание

и

форму

рассказа,

вместе

составляют

его

текст

и

предлагают

вниманию всей группы.

Составление

рассказа

по

частям

по

существу

также

разновидность

коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть

текста, как в приведенном выше примере рассказывания по серии сюжетных

картинок.

Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах.

Используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг,

разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает

начало,

основную

часть

и

конец

рассказа.

Сначала

модель

выступает

как

изображение

структуры

воспринимаемого

текста,

а

затем

как

ориентир

для

самостоятельного составления рассказа.

Можно

использовать

также

абстрактные

символы

для

замещения

слов

и

словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения.

Например, это могут быть геометрические формы: кружок – начало рассказа,

прямоугольник – основная часть, треугольник – концовка; функции заместителей

детям объясняются. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на

готовых

известных

текстах,

затем

учатся

воспринимать,

анализировать

и

воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои

рассказы и рассуждения с опорой на картинки-заместители.

Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей

и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно-схематический план

смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных

произведений.

Затем

осуществляется

обучение

умениям

строить

модель

из

готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей,

которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и

сказки

по

предложенной

модели.

Постепенно

у

ребенка

формируются

обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые

он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

Оценка

детских монологов

направлена

на

анализ

раскрытия

ребенком

темы

рассказа,

его

последовательности,

связности,

выразительных

средств

языка.

Оценка

носит

обучающий

характер.

Прежде

всего

воспитатель

подчеркивает

достоинства

рассказа,

чтобы

все

дети

могли

на

них

учиться

(интересное

и

оригинальное содержание, необычный зачин, диалог героев, образные слова и

выражения).

В

младшей

и

средней

группах

оценка

носит

поощрительный

характер, а в старших указывает и на недостатки, чтобы дети знали, чему еще им

предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей и подготовительной группах

привлекаются дети.

Согласно

основному

принципу

дидактики

от

простого

к

сложному

– обучение

рассказыванию начинается

с

наиболее

простых

и

понятных

детям

видов рассказов, затем идёт постепенное усложнение: уменьшение наглядности.

повышение самостоятельности.

Итак, приемы обучения рассказыванию достаточно разнообразны.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ (составление рассказов по картине)

В обучении рассказыванию особое значение имеет обогащение мотивов речевой

деятельности

детей.

Мотивационные

установки

делают

процесс

обучения

интересным,

привлекательным,

повышают

активность

детей

и

качество

их

рассказов. В младшей и средней группах это, главным образом, игровые мотивы

(«Расскажем про зайчика, который хочет поиграть с ребятами»; «Незнайка просит

научить рассказывать сказки про»). В старших группах это социальные мотивы

(«Придумайте

сказки

для

малышей»;

«Запишем

самые

интересные

сказки

и

составим книгу»).

Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны.

Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от

вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности,

самостоятельности.



В раздел образования