Автор: Додонова Галина Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №21 "Земляничка"
Населённый пункт: город Димитровград Ульяновской области
Наименование материала: педагогическое эссе
Тема: "Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад №21 «Земляничка»
Город Димитровград Ульяновская область
Воспитатель: Додонова Галина Валериевна
Эссе на тему:
«Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником образовательных отношений»
Детский сад - это важный этап в жизни каждого ребенка. Именно в нем
дети получают навыки социальной жизни, учатся взаимодействовать с
другими детьми, узнают много нового и готовятся к школе.
От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
Детский сад первое воспитательное учреждение, с которым вступают в
контакт родители и где начинается их педагогическое просвещение. От
совместной работы родителей и воспитателей зависит дальнейшее развитие
ребенка. Я считаю, что положительных результатов в воспитании ребенка
можно достичь, согласовывая действия воспитателя и семьи, конечно при
условии развития интереса родителей к вопросам воспитания своего
ребенка.
Я работаю в детском саду всего лишь три года и в своей работе
пробовала использовать разные формы взаимодействия с родителями. И
сделала вывод, что родителей очень интересует творческая деятельность их
детей. Они с особым вниманием рассматривают работы по рисованию,
лепке, аппликации.
У некоторых возникает чувство гордости за своего ребенка, у других
напротив, некоторое разочарование. Но никто не остается равнодушным.
Целью своей работы с родителями я поставила вовлечение их в единое
образовательное пространство; в чем мне очень помогают различные мастер
– классы, праздники, развлечения с участием родителей, совместное
оформление прогулочной площадки для детей (летом это тропа здоровья,
игровые сооружения, зимой – снежные фигуры, лабиринты, ледяная горка).
Любое мероприятие, организованное и проводимое совместно
с родителями, позволяет им увидеть изнутри все сложности, с которыми
приходится сталкиваться воспитателю, и немного пересмотреть свой взгляд
на нашу работу.
Согласно культурно-историческому подходу Л. С. Выготского, мир
ребенка – это взрослый человек. Только через общение с ним ребенок
приобретает собственный мир. Взрослый необходим ребенку, чтобы
почувствовать независимость.
Я хочу Вам рассказать о том, как важно совместно творить с детьми. Я
уверена, что эта информация будет полезна, интересна, для кого-то станет
открытием, для кого-то профессиональным подтверждением интуитивных
догадок.
В дошкольном возрасте очень часто родители не находят достаточно
времени для совместной деятельности с детьми. Многие думают, что дети
сами учатся, находясь рядом с взрослыми. На самом деле это не так.
Стандартный
подход
к
развитию
детей
у
некоторых
родителей
заключается в желании
отдать ребенка в группу детского сада, для того
чтобы его развивали воспитатели, люди профессионально подготовленные и
очень часто детским садом все и ограничивается.
Но
ведь
совместная
деятельность
детей
и
родителей
формирует
хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное
влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Так называемый
творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. У ребёнка
совершенствуются
моторные
навыки,
формируется
воображение,
раскрывается творческий потенциал.
Помимо
этого,
совместная
творческая
деятельность
–
интересное
и
увлекательное
времяпровождение.
Совместное
творчество
восполняет
недостаток
родительского
внимания,
ведь
родители
обычно
весь
день
проводят на работе. Совместная деятельность детей и родителей вызывает
массу положительных эмоций у ребёнка и создает особую атмосферу. Дети
обожают фантазировать и мастерить. Родители должны учиться понимать
своего
ребенка.
Ведь
главную
роль
играет
не
методика,
а
терпение,
понимание,
деликатность,
доброта
и
вера.
Родители,
приобщаясь
к
совместному
творчеству,
повышают
свою
педагогическую
компетенцию,
приобретают практические умения.
Самое главное условие совместной творческой деятельности – не нужно
заставлять ребенка, но и не нужно делать все за него! Творческий процесс я
организую
таким
образом,
чтобы
было
увлекательно
и
интересно
и
родителям
и
детям.
Сценарии
к
мероприятиям
подбираю
по
различной
тематике:
это
окружающий
мир,
путешествие
по
сказкам,
семейные
традиции, праздники.
Дети очень любят выполнять задания совместно с родителями, не важно
какие. Именно в совместной деятельности закладывается основа уважения к
людям,
поскольку
взрослый
демонстрирует
уважение
к
малышу
и
к
его
деятельности.
Так
же, в
процессе
совместной
деятельности
детей
и
родителей формируется умение понимать друг друга без слов, поддерживать
друг друга морально и развивать интерес к работе, даже если не получается.
Малыш получает уверенность, что все получиться, только надо научиться. А
взрослые, работая вместе с детьми, имеют возможность понять проблемы
ребенка,
его
внутренний
мир,
его
восприятие
окружающего
мира,
учат
малыша размышлять и принимать этот мир таким, каков он есть.
Надо
помнить,
что
поддержка
родителей
формирует
в
малыше
самостоятельность,
отсутствие
тревожности,
уверенность
в
себе
и
своих
силах. При выполнении заданий, поддержка родителей стимулирует желание
детей к активной деятельности, ребенок вырастает интересной личностью.
Теперь у нас в группе традиция постоянно привлекать родителей к
активному участию в проведении праздников, развлечений или досуговых
мероприятий.