Автор: Назарова Алёна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/с № 8 "Василёк"
Населённый пункт: Кемеровская обл. г.Мариинск
Наименование материала: Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Тема: Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Раздел: дошкольное образование
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного
возраста с нарушением зрения
Мариинск 2019
2
Содержание
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I.
Теоретические основы развития
коммуникативных навыков у дошкольников………………………………….5
Глава II.
Коммуникативная деятельность детей с нарушением зрения……8
Заключение ………………………………………………………………………10
Список литературы …………………………………………………………….. 12
3
Введение
Коммуникация – это взаимоотношения, а не
одностороннее движение информации. Вы не
можете
быть
учителем
без
учеников,
или
продавцом без покупателей, или адвокатом
без
подзащитных.
Поступать
искренне
и
мудро – значит оценивать взаимоотношения
и взаимодействия между собой и другими».
Джозеф О’Коннор,
Джон Сеймор
Коммуникативные навыки, способности, умение общаться – основное
условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один
из
главных
видов
деятельности
человека,
устремлённый
на
познание
и
оценку самого себя через посредство других людей.
Развитие
ребёнка
во
многом
зависит
от
общения
со
взрослыми
и
сверстниками, которое влияет не только на психическое, но и на физическое,
эмоциональное развитие ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются
основные
черты
личности
и
характера,
формы
поведения
в
различных
социальных
ситуациях,
способность
соотносить
собственные
желания
и
потребности
с
желаниями
и
потребностями
других
людей.
Неоценимую
помощь в этом оказывает включение детей в специально организованную
игровую
деятельность,
разнообразие
и
полифункциональность
которой
существенно обогащает процесс воспитания и обучения.
Для детей с нарушением зрения приобретает дополнительное значение,
так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации
вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих
на фоне
зрительного
дефекта.
Отсутствие
чётких
представлений
о
социальных
законах
бытия,
человеческого
общения,
недостаточное
развитие
эмоционально-выразительных
средств
осложняют
овладение
детьми
с
нарушениями зрения навыками коммуникативной деятельности. В процессе
создания
и
реализации
игрового
замысла
находят
своё
отражение
и
4
представления детей об окружающем мире, и их отношение к той или иной
проблемной
ситуации,
закладывается
умение
дисциплинировать
себя,
организовывать
как
личную,
так
и
групповую
деятельность,
понимание
ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.
В этой связи актуальной проблемой
современной тифлопсихологии и
тифлопедагогики является развитие коммуникативных навыков у детей с
нарушением
зрения
в
исторически
сложившейся,
основной
в
данном
возрастном периоде деятельности – игре.
Объектом
исследования
являются
межличностные
отношения
дошкольников с нарушением зрения.
Предметом
исследования
являются
особенности
процесса
общения
детей в игре.
Цель работы: развить коммуникативные навыки детей с нарушенным
зрением, используя игровую деятельность.
На основании цели работы поставлены следующие задачи:
1.
Изучить и проанализировать имеющуюся литературу по теме.
2.
Раскрыть
теоретические
основы
особенностей
общения
дошкольников со взрослыми, сверстниками.
3.
Охарактеризовать
психологические
особенности
общения
детей
без патологии и с нарушением зрения.
4.
Раскрыть
теоретические
аспекты
игровой
деятельности
детей
старшего дошкольного возраста.
5.
Обобщить и систематизировать результаты.
6.
Выявить
особенности
развития
коммуникативной
деятельности
детей с нарушением зрения, создать методические наработки для работы с
детьми старшего дошкольного возраста по данной проблеме.
Методы исследования:
1.
Наблюдение.
2.
Эксперимент.
3.
Анкетирование, диагностика
5
Глава I.
Теоретические
основы
развития
коммуникативных
навыков
у
дошкольников
Развитие
коммуникативной
деятельности
в
сфере
контактов
со
сверстниками
в
дошкольном
возрасте
сопровождается
изменением
содержания потребности в общении. Результаты исследования, проведённого
Р.А. Смирновой (1981), свидетельствуют, что дошкольники 3 – 7 лет отдают
наибольшее предпочтение ровеснику, удовлетворяющему их потребность в
доброжелательном
внимании.
Потребность
в
игровом
сотрудничестве
является второстепенной. К старшему дошкольному возрасту значительно
увеличивается
потребность
во
взаимопонимании
и
сопереживании
сверстника.
Очевидно, что общение со сверстниками занимает важное место в жизни
ребёнка: от того, насколько успешно складывается это общение, зависит темп
развития ребёнка, его самоощущения и самооценка, отношение к другим
людям.
Ребёнок, не имеющий разностороннего опыта общения со сверстниками,
выпадает из устоявшейся детской культурной среды с её ненаписанными
законами и правилами. Он не умеет «говорить» со сверстниками на их языке
и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные
расстройства
в
поведении
и
характере.
Ребёнок
проявляет
свою
неудовлетворённость в общении, раздражаясь, становясь агрессивным, либо
может «уйти в себя», замкнуться.
Дошкольник не может обойтись без сверстников, однако, его общение с
ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоэффективным.
Ребёнка нужно учить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и
помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации,
мириться, различать допустимое и недопустимое поведение. И замечательно,
когда такое обучение подкрепляется реальным примером взрослого – в семье
и в детском саду.
6
Иногда во взаимоотношениях ребёнка с другими детьми необходимо
вмешиваться напрямую: в детском сообществе достаточно жёсткие правила.
Неспособный вписаться в группу – безжалостно изгоняется. Трудно вывести
закономерность:
почему
одни
дети
чрезвычайно
притягательны
для
ровесников, а другие, ничем их не хуже, – нет. Избирательное отношение к
сверстнику
проявляется
у
детей
уже
в
течение
первого
года
жизни.
Психологи
полагают,
что
избирательные
отношения
основываются
на
способности
популярных
детей
максимально
откликаться
на
обращения
сверстников и удовлетворять потребность ровесников в общении.
Популярный ребёнок обычно инициативен в контактах, доброжелателен,
признаёт заслуги товарищей по игре и сопереживает им. На популярность
ребёнка оказывает влияние и взрослый, неприязнь или симпатия которого,
даже
не
демонстрируемые
явно,
передаются
группе
и
сказываются
на
отношениях
детей
друг
к
другу.
Поэтому
и
наладить
их,
и
ввести
отвергаемого
ребёнка
в
игровой
коллектив
может
именно
авторитетный
взрослый. Как показывает опыт, достаточно серии несложных занятий, в
которых взрослый выделяет в отвергаемом ребёнке положительные черты,
чтобы дети постепенно приняли его в свой круг.
В последнее время, как в зарубежной, так и в отечественной психологии
достижения
человека
в
сфере
отношений
с
другими
людьми
всё
чаще
отражаются в понятии «коммуникативной компетентности». Данное понятие
включает следующие компоненты:
1.
Эмоциональный
–
включающий
эмоциональную
отзывчивость,
эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию.
2.
Когнитивный
–
связанный
с
познанием
другого
человека.
Включает в себя способность встать на точку зрения другого, предвидеть
его поведение, эффективно решать различные проблемы.
3.
Поведенческий
–
отражающий
способность
к
сотрудничеству,
совместной деятельности, инициативности, адекватность в общении.
7
Таким образом, сферы общения со взрослыми и сверстниками связаны
между собой. Опыт общения ребёнка со взрослым является определяющим
фактором в развитии общения детей со сверстниками. Развитие общения со
сверстниками у дошкольников проходит ряд этапов, в основе которого лежит
изменение содержания коммуникативной потребности. К концу дошкольного
возраста преобладает ситуативно-деловая и внеситуативно-деловая формы
общения.
Последняя
наблюдается
у
немногих
детей,
но
тенденция
её
развития
намечается
у
всех
старших
дошкольников.
Мы
выяснили,
что
основной потребностью в старшем дошкольном возрасте в общении детей
является
потребность
в
сотрудничестве
с
ровесниками,
которая
рассматривается, как направленность ребёнка на совместную деятельность со
сверстником, потребность в признании, как утверждение себя среди равных.
А
также
потребность
во
взаимопонимании
и
сопереживании,
в
которой
ребёнок стремится разрядить свои эмоциональные состояния, отождествить
свои состояния с состоянием сверстника.
8
Глава II. Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста с
нарушением зрения
В процессе коммуникативной деятельности дети познают окружающий
мир,
присваивают
общественно-исторический
опыт,
накопленный
предшествующими поколениями человечества (А.В. Запорожец, 1996, Д.Б.
Эльконин, 1960).
Дети с нарушением зрения не могут воспринимать мир во всём его
качественном многообразии, т.к. искажается система сенсорных эталонов.
Вследствие
зрительной
патологии
значительно
снижается
двигательная
активность,
координация
движений,
что
негативно
влияет
на
развитие
предметной деятельности детей.
Именно
в
деятельности
выявляется
тот
ущерб,
который
наносит
зрительная
патология
общему
психическому
и
физическому
развитию
ребёнка.
Трудности,
испытываемые
детьми
с
нарушением
зрения,
оказывают
негативное влияние на:
оценивание
и
соизмерение
своих
действий
с
окружающим;
утверждение своего «я» среди других;
приобретение
социального
опыт а
( Д . И .
Фельдштейн, 1996).
Ребёнок с нарушением зрения испытывает затруднения в мыслительных
операциях сравнения, обобщения, классификации, которые формируются у
него
значительно
дольше
и
в
более
поздний
возрастной
период,
чем
у
нормально развивающихся детей (М.И. Земцова, 1973, В.А. Лонина, 1995).
У детей с нарушением зрения относительно лучшее развитие и владение
речью, по сравнению с развитием других психических процессов, позволяет
активно общаться со взрослыми и сверстниками, совершенствуя развитие
практической деятельности и ориентировку в пространстве (Л.И. Солнцева,
9
1978).
Речь
детей
при
зрительной
неполноценности
развивается
и
усваивается в процессе коммуникативной деятельности, но имеет некоторые
особенности:
изменяется темп развития;
нарушается словарно-семантическая сторона речи;
появляется
«вербализм»,
из-за
от сут ствия
зрительных
впечатлений
в
речи
редко
используются
развёрнутые
высказывания.
Причинами недоразвития речи являются отсутствие образов восприятия
вследствие
зрительной
патологии,
а
также
нарушение
общения
детей
с
микросоциальной средой (Л.С. Волкова, 1984, Л.И. Плаксина, 1998, Л.И.
Солнцева, 1997).
В
процессе
формирования
новых
потребностей,
в
числе
которых
важнейшие социальные, и в общении с окружающими людьми ребёнок с
нарушением
зрения
постепенно
овладевает
всё
более
правильным
произношением слов. Это является основой развития его коммуникативной
деятельности, так как именно слово, живая речь позволяют ему вступить в
сферу познания социальных взаимосвязей окружающего мира. Прежде всего,
речь даёт возможность совершенствовать процесс воспитания, что позволяет
ребёнку усваивать систему норм поведения и нравственного отношения к
окружающим людям. Реализация их происходит в деятельности, ведущей для
данного возраста, а именно – в игре.
10
Заключение
В
данной
работе
изучена
проблема
развития
коммуникативных
способностей у детей с нарушениями зрения .
На
основе
анализа
отечественной
и
зарубежной
психолого-
педагогической
литературы
раскрыты
теоретические
основы
развития
коммуникативных способностей дошкольников; изучена проблема общения
дошкольников с нарушением зрения в игровой деятельности.
На основании анализа психолого-педагогической литературы сделаны
выводы:
1.
Главное условие психического развития детей дошкольного возраста –
общение со взрослыми и сверстниками.
2.
Важнейшее содержание общения – совместная игровая деятельность.
3.
Существующее недоразвитие сенсорной сферы, вследствие зрительной
патологии
и
вызванные
ей
отклонения
в
психическом
развитии,
существенно затрудняют процесс коммуникации детей с нарушением
зрения.
4.
Для
развития
и
коррекции
недостатков
общения
дошкольников
необходимо
опираться
на
потенциальные
возможности
игровой
деятельности, создающие благоприятные условия для реализации в
практической
коммуникативной
деятельности
знаний
и
умений,
полученных в процессе коррекционных игр и упражнений.
Основываясь на выводах, результатах экспериментального исследования
проведена
работа
по
созданию
условий,
разработке
перспективного
планирования, подбору игр и упражнений, разработке методов и приёмов
работы
с
детьми,
способствующих
развитию
коммуникативных
способностей, учитывая индивидуальные особенности, характеры, возраст,
зрительные диагнозы.
11
После проведённой работы полученные результаты позволяют говорить
о
несомненно
положительной
роли
разных
видов
игр,
включаемых
в
педагогический процесс, в развитии общения детей с нарушениями зрения.
Таким
образом,
развитие
коммуникативных
способностей
у
детей
с
нарушением зрения происходит успешнее и легче в игровой деятельности,
опираясь
на
собственный
опыт
детей
с
коррекцией
взаимоотношений
взро слыми,
которые
раскрывают
возможно сти
иного,
б о л е е
доброжелательного, социально одобряемого общения.
12
Список литературы
1.
Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со
сверстниками:
Семинар-практикум
для
воспитателей
//
Дошкольное
воспитание. – 2001. - №5. – С. 51 – 61.
2.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. – М.: Педагогическое
общество России, 2000 – 144с.
3.
Диагностика
в
детском
саду.
Содержание
и
организация
диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении.
Методическое пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 288с.
4.
Ермаков
В.П.,
Якунин
Г.А.
Основы
тифлопедагогики:
Развитие,
обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – М.: изд. Центр
Владос, 2000. – 240с.
5.
Клюева Н.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996.
6.
Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учеб.
пособие для вузов. – М.: Сфера, 200. – 448с.
7.
Островская
Л.Ф.
Почему
ребёнок
не
слушается:
Пособие
для
воспитателей детского сада. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1982. –
111с.
8.
Психология
детей
дошкольного
возраста
/
АПН
РСФСР,
Инст-т
психологии;
Под
ред.
А.В.
Запорожца,
Д.Б.
Эльконина.
–
М.:
Просвещение, 1964. – 352с.
9.
Урунтаева
Г.А.
Дошкольная
психология:
Учебное
пособие
для
учащихся средних педагогических учебных заведений. – М., 1996. –
336с.
10.
Учимся общаться с ребёнком: Руководство для воспитателя детского
сада / Авт. В.А. Петровский и др. – М.: Просвещение, 1993. – 191с.