Напоминание

Обществознание 10 класс


Автор: Живодёр Светлана Анатольевна
Должность: Учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Белоберезковская СОШ № 1
Населённый пункт: п.г.т. Белая Берёзка, Трубчевский район, Брянская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Обществознание 10 класс
Раздел: полное образование





Назад




МБОУ Белоберезковская СОШ № 1 Трубчевского района Брянской области

П Р И Н Я Т О на заседании

МО учителей______________

__________________________

№_____«____»__20 __г.

Руководитель

____________ А.М. Самоденко

С О Г Л А С О В А Н О

«____»________20____г.

Зам.директора по УВР

__________ Н.А.Шевцова

«У Т В Е Р Ж Д А Ю»

Приказ №________

«___»__20____ г.

Директор школы

_________ С.И.Буренкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию

10 класс

Живодёр Светлана Анатольевна,

учитель первой

квалификационной категории

п. Белая Березка, 2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторских программ общего образования по

обществознанию. Соответствует Федеральному образовательному стандарту среднего

(полного)

общего

образования

и

Примерной

государственной

программе

по

обществознанию.

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) согласно Учебному плану школы.

Учебно-методическое обеспечение курса:

Учебная программа:

Рабочие

программы

по

обществознанию,

экономике,

праву.

10-11классы

/

Авт.

Сост.

Т.А.Корнева.- М: Глобус, 2008.

Учебник:

1.Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. Учреждений.-М.:

«Просвещение», 2013.

Дополнительная литература:

1.Афонин И.А.. Обществознание: общество. Человек, природа. Серия: «Современное

лицейское образование». Учебно-методическое пособие.-Брянск: «Курсив», 2014

2. Обществознание. 10-11 классы: уроки учительского мастерства/ сост. Т.А.Корнева.-

Волгоград: Учитель, 2006

Цели

Изучение обществознания на ступени среднего общего образования направлено на

достижение следующих целей

Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию;

Формирования опыта применения полученных знаний и умений для решения

типичных задач в области социальных отношений:

Воспитание гражданской ответственности, правового самосознания;

Освоение системы знаний об обществе, его сферах

Требования к уровню подготовки учащихся:

знать/понимать:

социальные

свойства

человека,

его

место

в

системе

общественных

отношений;—

закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

— основные социальные институты и процессы;

— различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

— особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и

гуманитарного познания;

уметь:

— характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления,

процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

проблемы человека в современном обществе;

осуществлять

комплексный

поиск,

систематизацию

и

интерпретацию

социальной

информации

по

определенной

теме

из

оригинальных

неадаптированных

текстов

(философских, научных, правовых, политических, публицистических);

анализировать

и

классифицировать

социальную

информацию,

представленную

в

различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

переводить ее из одной знаковой системы в другую;

— сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать

соответствия

между

существенными

чертами

и

признаками

социальных

явлений

и

обществоведческими

терминами,

понятиями;

сопоставлять

различные

научные

подходы;

различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

— объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные)

изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и

природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы,

социальных качеств человека);

—раскрывать

на

примерах

важнейшие

теоретические

положения

и

понятия

социально-

экономических и гуманитарных наук;

— участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

— формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные

суждения и аргументы по определенным проблемам;

— оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных

наук;

— подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

осуществлять

индивидуальные

и

групповые

учебные

исследования

по

социальной

проблематике;

применять

социально-экономические

и

гуманитарные

знания

в

процессе

решения

познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и

общества;

--использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной

жизни .

Содержание

Раздел 1. Общество и человек- 15 часов

Глава 1. Общество-4 часа

Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма

совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная

часть мира. Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы.

Социальная система и ее среда.

Типология обществ. Уровни рассмотрения общества:

социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный. Восток и Запад.

Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.

Смысл и направленность

общественного

развития.

Формации

и

цивилизации.

Цивилизация

и

культура.

Понятие

культуры. Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы

изменения социума. Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов

общественного развития.

Глава 2. Человек -11часов

Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат

биологической и социокультурной эволюции. Сущность человека как проблема философии.

Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и

языка. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода

и ответственность. Свобода выбора.

Многообразие деятельности. Потребности и

интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности. Онтология и теория

познания.

Проблема

познаваемости

мира.

Понятие

об

агностицизме.

Познавательная

деятельность. Чувственное и рациональное познание.

Истина и ее критерии. Понятие

научной

истины.

Относительность

истины.

Истина

и

заблуждение.

Виды

и

уровни

человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт

и здравый смысл.

Научное познание. Основные особенности методологии научного

мышления. Самопознание и самооценка.

Раздел 2.Основные сферы общественной жизни- 40 часов

Глава 3. Духовная культура- 8 часов

Значение

слова

«культура».

Формы

и

разновидности

культуры.

Элементы

культуры

и

культурный комплекс. Культурное наследие и культурные универсалии.

Глава 4. Экономика-5 часов

Роль

экономики

в

жизни

общества.

Основные

ресурсы

экономики.

Понятие

структуры

экономики. Фирмы и рынок. Экономические отношения. Экономическая культура: сущность

и структура.

Глава 5. Социальная сфера-16 часов

Социальная структура. Статус и социальная роль. Социальная стратификация и социальное

неравенство. Социальная страта и критерии ее выделения. Классы как основа стратификации

современного общества Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Нации и межнациональные отношения.

Глава 6. Политическая сфера-11 часов

Формы проявления влияния. Становление власти как политического института общества.

Разделение властей. Структура и функции политической системы. Государство и его формы.

Функции государства. Гражданское общество. Правовое государство. Избирательная система

и

ее

типы.

Голосование

как

форма

участия

граждан

в

политической

жизни

страны.

Референдум.

Раздел 3. Право- 15 часов

Глава 7. Право как особая система норм-14 часов

Социальные нормы. Сущность и функции права. Источники права. Виды нормативных актов.

Правонарушение

и

его

виды.

Юридическая

ответственность.

Основные

отрасли

права.

Правосознание. Правовая культура.

Учебно-тематический план

1.

Общество и человек- 15 часов

2.

Основные сферы общественной жизни- 40 часов

3.

Право- 14 часов

Формы промежуточного контроля:

проверочная работа, тестирование, зачеты, защита презентаций, рефератов.

Формы итогового контроля

контрольная работа

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов, темы уроков, виды

контроля

Дата по

плану

Дата по

факту

Раздел 1.Общество и человек ( 15часов.)

Глава 1. Общество( 4 часа)

1

Что такое общество

2

Общество и природа. Общество и культура

3

Общество как сложная динамическая система

4

Повторение по теме «Общество»

Глава 2. Человек (11 часов)

5

Человек как продукт биологической, социальной и

культурной эволюции

6

Цель и смысл жизни человека

7

Духовный мир человека. Духовные ориентиры

личности

8

Категорический императив. Универсальные ценности

9

Деятельность как способ человеческого бытия.

Структура деятельности.

10

Мотивы деятельности. Виды деятельности

11

Познание и знание.

12

Виды познания. Истина

13

Личность и ее социализация

14

Единство свободы и ответственности личности

15

Контрольный урок по теме: «Общество и человек»

Раздел 2. Основные сферы общественной жизни (40

часов)

Глава 3. Духовная культура (8 часов)

16

Культура. Традиции и новаторство

17

Формы и разновидности культуры

18

Наука

19

Образование

20

Мораль

21

Религия

22

Искусство и духовная жизнь

23

Контрольный урок по теме: «Духовная культура»

Глава 4. Экономика (5 часов)

24

Экономика. Ресурсы и структура экономики

25

Фирмы и рынок

26

Экономическая культура: сущность и структура

27

Экономические отношения и интересы

28

Контрольный урок по теме: «Экономика»

Глава 5. Социальная сфера ( 16 часов)

29

Социальная структура. Статус

30

Социальная стратификация

31

Классы как основа современной стратификации

32

Социальные отношения и взаимодействия

33

Социальный конфликт

34

Неравенство, богатство и бедность

35

Социальные нормы

36

Отклоняющееся поведение

37

Социальный контроль

38

Нации

39

Межнациональные отношения

40

Семья как малая группа и институт общества

41

Эволюция форм семьи

42

Социальное развитие и молодежь

43

Повторение по теме: «Социальная сфера»

44

Контрольный урок по теме: «Социальная сфера»

Глава 6. Политическая сфера (11 часов)

45

Политика и власть

46

Разделение властей. Властные отношения

47

Структура и функции политической системы.

Государство

48

Формы государства

49

Гражданское общество и его признаки

50

Понятие о правовом государстве

51

Избирательная система и ее типы

52

Многопартийность и партийные системы

53

Формы участия граждан в политической жизни страны

54

Голосование и референдум

55

Контрольный урок по теме» Политическая система»

Раздел 3. Право (15 часов)

Глава 7. Право как особая система норм (15 часов)

56

Право в системе социальных норм

57

Основные отрасли права

58

Источники права

59

Правоотношения

60

Правонарушения

61

Юридическая ответственность

62

Конституционное право. Административное право.

Гражданское право

63

Трудовое, семейное, уголовное и экологическое право

64

Предпосылки правомерного поведения

65

Многовариантность обшественного развития

66

Проблема общественного прогресса

67

Повторение по теме: «Право»

68

Контрольный урок по теме: «Право»

69

Повторение пройденного

70

Итоговая контрольная работа

Всего

70

Список литературы:

1. Рабочие программы по обществознанию, экономике, праву. 10-11классы / Авт. Сост.

Т.А.Корнева.- М: Глобус, 2008.

2. Стандарт среднего общего образования по обществознанию.

3.Федеральный

перечень

учебников,

рекомендованных

Министерством

образования

Ро ссийской

Федерации

к

использованию

в

образовательном

проце сс е

в

общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год ( с изменениями в 2016г, 2017

г.)



В раздел образования