Автор: Трошева Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №35
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Развитие речи при помощи мелкой моторики рук"
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы.
Тема: «Развитие речи при помощи мелкой моторики рук».
Великие педагоги писали: « Рука – это своего рода внешний мозг» - Э. Кант
« Рука – это инструмент всех инструментов» - Аристотель
« Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» - В. Сухомлинский.
Уважаемые коллеги и родители, хочу поделиться с вами своей работой.
Работаю я с детьми раннего возраста, приходят крошечные, некоторые даже
ложку не умеют держать. Дети не разговаривали, хотя среди них были пару
деток, которые разговаривали. Адаптация проходила у всех по-разному,
помогала нам психолог и родители. С детьми мы познакомились, и
становилось понятно, почему дети не разговаривали. У малышей не развита
мелкая моторика рук!
Первая работа на эту тему была проведена консультация для родителей
«Игры для развития мелкой моторики рук». На консультации обговаривали:
что такое мелкая моторика рук, как развивать пальцы рук, что можно
использовать в домашних условия для развития мелкой моторики рук. А
получается, что самые элементарные игры можно придумать, например: 1)
крупы, фасоль, горох – можно перебирать, фасоль собирать в одну ёмкость, а
горох в другую. 2) найти и манной крупы фасолинки.
Так же были предложена выставка игр для пальчиков.
Подробно беседовали о том, что развитие мелкой моторики рук очень важна,
поскольку через неё развивается: внимание, зрительная и двигательная
память, воображение, мышление и речь. Ребёнок, имеющий высокий уровень
развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развита
память, внимание, связная речь. И эту работу надо начинать с раннего
детства. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции.
Если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить, он научиться без
особого труда, речь будет развиваться правильно.
Слушая чужую речь, ребёнок получает возможность звукоподражания, а в
принципе звукоподражания он учится артикулировать слоги. И первые пол-
года у нас утренняя гимнастика была связана с подражание звуков животных:
«как разговаривает собака, корова, кошка ….?.
Тренировали пальцы рук, проговаривая игры-потешки, которые передаются
из поколения в поколение: «Сорока-сорока», «Ладушки- ладушки»,
«Пальчик- мальчик, где ты был?» и другие.
Так у нас возникла идея сделать уголок - игр для развития мелкой моторики
рук, куда входили: - шнуровки разных видов
- сортировка круп, зёрен
- игры с конструктором
- расстегивание и застёгивание пуговиц
- игры с резинками для волос маленькие
- массажёры для пальчиков
- вкладыши и рамки и т.д.
Через 6 месяцев у нас в группе началась работа по тестопластике. Для этого
мы собирались за «круглым столом», чтоб предложить родителям , что для
развития мелкой моторики рук мы будем использовать солёное тесто. Что
этот продукт - чистый, безвредный, эластичней, не пачкает одежду, чем
пластилин.
На следующий год работа была ещё обширно охвачена, родителям были
предложены: - сделать игры из подручного материала для развития мелкой
моторики рук
- был создан кружок по тестопластике и по нетрадиционному
рисованию (использовали зубные щётки, ватные палочки, фрукты и овощи,
ладошки и пальчики)
- создали картотеку пальчиковых игр
- 2 раза в год собирали родителей на мастер-класс.
И за 2 года, что дети ходили к нам, мы научились многому: одеваться-
раздеваться, лепит и рисовать, играть и подражать животных, птиц,
насекомых, самостоятельно кушать, самостоятельно выполнять КГН.
А главное, что из 25 детей научились разговаривать 22 ребёнка и это большая
работа. С родителями мы достигли многого. И хочется пожелать коллегам и
родителям терпения, общайтесь с детьми, творите, а главное любите детей!!!
Дети очень быстро всё схватывают, что происходить вокруг них.