Автор: Попова Татьяна Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Росиночка"
Населённый пункт: Город Тамбов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Безопасность на дороге
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад «Росиночка»
Методическая разработка по
ПДД.
Выполнила :Попова Т.Н.
Тема: «Безопасность на дороге».
Делаем ребятам предостережение:
Выучите срочно правила движения,
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались улицей водители.
Возрастная группа:
подготовительная
Данный конспект может использоваться самостоятельно после определенной
работы с детьми.
Игровая мотивация: играя и соревнуясь между собой, дети закрепят знания о
правилах безопасности на дорогах и дорожных знаках
Цель:
формирование знаний, умений и практических навыков безопасного
поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного
движения.
Задачи:
-
расширять представления детей о правилах поведения на улице;
- способствовать развитию внимания, осмотрительности;
- воспитывать умение правильно вести себя на дороге.
Предварительная работа с детьми:
- беседа «Для чего нам нужен светофор?», «Помощники на дороге»,
«Безопасный переход»;
- рассматривание иллюстраций по теме «Правила дорожного движения»
- целевая прогулка к знаку «Осторожно, дети»,
- целевая прогулка к перекрестку, оборудованному светофорами.
- дидактические игры: «Собери светофор», «Я - водитель», «Цветные
автомобили»
- чтение художественной литературы: С.Михалков «Если свет зажёгся красный»,
Б.Житков «Светофор»,Я. Пишумов «Машины», Б. Заходер «Шофёр».
- просмотр цикла мультфильмов «Уроки тетушки Совы»
- продуктивные виды деятельности: рисование «Веселый трамвай», лепка
«Светофор», аппликация «Пешеходный переход»
Ожидаемые результаты:
- умение предвидеть и называть опасные ситуации на дороге;
- проявление эмоциональной отзывчивости;
- развитие свободного общения со взрослым и со сверстниками;
- активизация мыслительной деятельности детей;
- развитие способности создавать задуманные продукты.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация»,
«Художественно-эстетическое развитие», «Физическая культура»
Методы: словесные, наглядные, практические
Ход занятия:
Организационный момент: (Дети входят в группу. Воспитатель обращает
внимание детей на гостей, предлагает поздороваться с ними).
Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята!
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл в гости!
(Воспитатель показывает детям куклу – Незнайка).
Незнайка хочет познакомиться с вами и получше узнать наш город. А ещё
Незнайка хочет прогуляться по городу, но он не знает правил поведения на
улице. А вот, о каких правилах идёт речь, вы узнаете из стихотворения:
По городу, по улице не ходят просто так
Когда не знаешь правила, легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным и помни наперёд.
Свои имеют правила
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.
Скажите, о каких правилах идёт речь в стихотворении?
Дети: Правила, дорожного движения.
Воспитатель:
Верно!
Ребята,
поможем
Незнайке
разобраться
в
Правилах
дорожного движения?
Дети: Поможем.
Воспитатель: Не переживай, Незнайка, ребята наши тебе помогут. Дорогие
знатоки дорожных правил! Давайте сегодня поможем Незнайке, разобраться в
Правилах дорожного движения. Вспомним правила поведения на дороге,
сигналы светофора, дорожные знаки. Ребята, нам нужно убедить Незнайку в
том, что
Очень важная наука –
Правила движения.
И должны их соблюдать
Все без исключения.
Мы, сегодня будем играть, читать стихи, отгадывать загадки, кроссворд.
Будем отвечать на вопросы, ответы будем показывать на картинках.
У нас сегодня будут разные задания и серьёзные испытания.
Вам, всё понятно, друзья? (Ответы детей).
Ну, вот и хорошо!
Итак, мы начинаем!
И в путь мы тотчас отправляемся
По главной дороге навстречу мечте
Только вниманье пригодиться везде.
Вижу, вы все в ожидании
И первое ваше задание!
Задание 1: "Отгадай загадку и покажи отгадку"
1. Для этого коня еда –
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасётся.
По дорогам он несётся.
(Автомобиль)
2. Маленькие домики по улицам бегут,
Взрослых и детишек домики везут.
(Автобус)
3. Спозаранку за окошком
Стук и звон и кутерьма
Ходят красные дома
По прямым стальным дорожкам.
(Трамвай)
4. Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(Троллейбус)
5. Глаз зелёный загорится
Значит, можно нам садится.
(Такси)
Воспитатель: Догадайтесь, о каких видах транспорта идёт речь в загадках?
Дети: О наземном общественном виде транспорта.
Воспитатель: Верно. Когда мы едем в автобусе, трамвае, мы – кто?...
(Пассажиры)
- Когда мы едем по улице, мы – кто?...
(Пешеходы).
Молодцы! Итак, представьте, вы пассажиры! Какие правила пользования
общественного транспорта вы знаете? Нашему Карлсону тяжело будет сразу
запомнить правила поведения, поэтому мы будем учить его с помощью
моделей подсказок.
Дети: В общественном транспорте, пассажиры ведут себя спокойно.
Разговаривают тихим голосом. Нельзя кричать, шуметь. Пассажиры должны
пройти внутрь салона. Крепко держаться за поручни. Оплачивать за проезд.
Уступают место старшим, пожилым людям, пассажирам с маленькими
детьми. Нельзя высовываться из окна, пить напитки, кушать сладости и
мороженое.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо знаете правила для пассажиров. А сейчас
расскажите Незнайке обязательное правило дорожной безопасности: как
нужно обходить стоящий на остановке автобус, троллейбус и трамвай.
Дети: Стоящий на дороге или остановке автобус и троллейбус нужно
обходить сзади, а трамвай – спереди.
Воспитатель: Верно, ребята!
Ну, а если правила нарушишь
Травмы разные получишь,
И вдруг случится беда,
Что надо делать нам тогда?
Дети: Звонить в "03", скорую помощь.
Воспитатель: Напомните, Незнайке, что же это за машина скорая помощь?
Дети: Это специальный транспорт.
Воспитатель: Правильно! А вот знаете ли вы ещё машины специального
транспорта, мы сейчас с Незнайкой и узнаем из следующего задания:
"Разделить картинки на 2 группы: Первая группа с изображением -
общественного транспорта; Вторая группа с изображением - специального
транспорта".
Назвать и показать отобранные картинки.
Воспитатель: Молодцы! Отлично справились с заданием. А теперь, давайте
познакомим Незнайку с верным другом и помощником водителей и
пешеходов. Отгадайте загадку и узнаете его имя:
Он существует, чтобы тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день и ночь –
Зелёный, жёлтый, красный.
Воспитатель: Что это?
Дети: Светофор.
Воспитатель: Верно! Я не буду вас спрашивать, что такое светофор и зачем он
нужен, потому что уверена, что вы его знаете, а вот как вы усвоили сигналы
светофора, мы с Незнайкой, сейчас проверим.
Подберите нужную рифму к стихотворению (Игра "Доскажи словечко").
1. Все водителю расскажет
Скорость верную укажет
У дороги как маяк.
Добрый друг…… (дорожный знак)
2. Если ты спешишь в пути
Через улицу пройти
Там иди, где весь народ,
Там, где знак есть…..(переход).
3. Чтоб тебя не раздавили,
Словно хрупкого жучка,-
Под дорогой, словно грот,
Есть……………….(подземный переход).
4. Знает как уладить спор
Разноцветный ……(светофор).
5. Желтый свет- предупреждение,
Жди сигнала для……(движения).
6. Зеленый свет открыл дорогу,
Переходить ребята……(могут).
7. Красный свет нам говорит,
Стой, опасно, путь…..(закрыт).
Воспитатель: Молодцы..
Пришло время и отдохнуть.
Физкультминутка:
"Светофор"
–
с
использованием
знаков
дорожного
движения.
(Дети встают в круг, воспитатель в центре круга).
Я буду читать стихотворение, и показывать сигналы светофора.
Если горит зелёный свет – вы идёте по кругу; загорелся жёлтый – нужно
остановиться, ну, а если зажёгся красный свет – вы сидите на корточках и
грозите друг другу пальчиком.
- Внимание!
Для тебя горят они
Светофорные огни
Красный стой!
Жёлтый жди!
А, зелёный свет иди!
Викторина "Будь внимательным"
А теперь я вас проверю,
И игру для вас затею.
Я задам сейчас вопросы –
Отвечать на них не просто.
Если вы поступаете согласно Правилам дорожного движения, то дружно
отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!» А если вы услышите загадку,
так не поступайте, то просто молчите.
1. Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход?
2. Кто летит вперёд так скоро
Что не видит светофора?
3. Знает кто, что свет зелёный
Означает – путь открыт
А что жёлтый свет всегда нам
О вниманье говорит?
4. Знает кто, что красный свет –
Это значит, когда нет?
5. Кто, из вас идя домой
Держит путь по мостовой?
6. Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место?
7. Кто вблизи проезжей части
Весело гоняет мячик?
Воспитатель: Молодцы дети! Вы очень хорошо знаете Правила дорожного
движения. А знаете ли вы дорожные знаки?
Дети: И дорожные знаки знаем.
Воспитатель: Сейчас, Незнайка, мы познакомим тебя с дорожными знаками.
Я
буду
задавать
вопросы,
а
вы,
ребята
называйте
правильный
ответ
и
показывайте картинку.
Поиграем в дидактическую игру "Какой это знак?"
Внимание! Слушайте вопрос!
(Дети отгадывают какой нужен знак и показывают картинку)
1. Воспитатель: Я хочу перейти улицу:
Какой дорожный знак я должна найти, чтобы определить место перехода?
(Пешеходный переход)
2. Воспитатель: Мы поехали отдыхать за город.
Какой знак мы должны взять с собой?
(Осторожно, дети!)
3. Воспитатель: Если мы захотим кушать:
Какой знак нам поможет найти столовую или кафе?
(Пункт питания)
4. Воспитатель: Нам нужно сесть в автобус, по какому знаку мы узнаем, что
это остановка? (Остановка общественного транспорта – автобуса)
5.
Воспитатель:
Если
понадобилось
срочно
позвонить?
Какой
знак
нам
поможет найти, телефон?
(Телефон)
Хорошо, молодцы! И закончим разговор заданием:
9. Смоделируй дорожный знак
(Задание Смоделируй дорожный знак)
(На
столе
лежат
8
карт
основ
с
жёлтыми
рамками
и
9
частей
для
моделирования знаков).
- Вам необходимо собрать дорожные знаки, назвать и объяснить значение
этого
дорожного
знака.
Вам,
всё
понятно?
Приступайте,
к
выполнению
задания!
Молодцы! Я вижу, что и дорожные знаки вы усвоили хорошо. Незнайка,
прежде чем выйти на улицу, надо знать не только, дорожные знаки и сигналы
светофора, но и другие правила пешехода. Сейчас тебе ребята о них
расскажут, прочитав стихотворения о Правилах дорожного движения.
Знает каждый из детей,
Нет правила мудрей:
«Правила дорожные
Соблюдать положено!»
Каждый юный пешеход
Пешеходный переход
Или «зебру» должен знать
И по ней только шагать.
Есть подземный переход
И надземный переход.
По нему идем мы смело
От машин он сбережет!
Светофор — дорожный друг-
Управляет всем вокруг.
Красный свет — грозный вид.
Он опасности таит.
Если свет горит такой,
Значит, как солдатик, стой!
Желтый — словно солнышко
Теплое, весеннее.
Предлагает подождать,
Дарит настроение.
А зеленый — не зевай
И вперед смелей шагай!
Красный - «Стой!» «Готовься!» - желтый.
А зеленый свет - «Иди!»
Будь внимательным и стойким,
Не беги — сигнала жди!
Итог мероприятия
Воспитатель: Молодцы,
ребята!
Вы
отлично
усвоили
Правила
дорожного
движения. И в заключение я хочу спросить:
-
Как
вы
считаете,
смогли
ли
мы
выполнить
важную
задачу
-
научить
Незнайку безопасному поведению на дороге, на улице, в транспорте?
Дети: - Смогли!
Воспитатель: Давайте
вместе
с
Незнайкой
ещё
раз
повторим
основные
Правила
дорожного
движения
и
сыграем
в
игру:
"Запрещается
–
разрешается".
(Воспитатель
задаёт
вопросы,
а
дети
отвечают
"Разрешается"
или
"Запрещается").
Идти толпой по тротуару …
Перебегать улицу на красный свет …
Переходить улицу на зелёный свет …
Уступать место старшим в общественном транспорте …
Обходить стоящий трамвай спереди …
Играть возле проезжей части …
Уважать Правила дорожного движения …
Ну, что, ребята вы успешно справились со всеми заданиями. Вы, сегодня
показали прекрасные знания законов улиц и дорог! Всё это вам и Незнайке
поможет в жизни быть примерными пешеходами. Будьте внимательны на
дорогах и улицах города. И чтобы в жизни для вас всегда горел зелёный свет!
Воспитатель: Мы с Незнайкой благодарим вас за хорошее знание по ПДД.
Спасибо, вам, ребята, спасибо всем гостям!