Автор: Слепцова Прасковья Рефиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Казаченский детский сад "Кэнчээри"
Населённый пункт: Село Казачье Усть - Янский район РС(Я)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Кружок по робототехнике
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД
«Кэнчээри»
Рабочая программа
«Робототехника в детском саду»
на 2018-2019 уч.г.
дополнительная платная образовательная услуга
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направление программы: познавательно – исследовательское
Занятия LEGO - конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в
процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование
различных образовательных областей в рабочей программе «Робототехника в детском саду»
открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми
навыками и расширения круга интересов.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Моделирование логических отношений и объектов реального мира
для всех возрастных групп дошкольного возраста
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1. Познавательная задача: развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста к
робототехнике.
2. Образовательная задача: формирование умений и навыков конструирования, приобретения
первого
опыта
при
решении
конструкторских
задач,
знакомство
с
новыми
видами
конструкторов (LEGO WeDO и др.).
3. Развивающая задача: развитие творческой активности, самостоятельности в принятии
оптимальных
решений
в
различных
ситуациях,
развитие
внимания,
оперативной
памяти,
воображения, мышления (логического, творческого).
4.
Воспитывающая
задача:
воспитание
ответственности,
высокой
культуры,
дисциплины,
коммуникативных способностей.
Ожидаемые результаты:
- формирование устойчивого интереса к робототехнике;
- формирование умения работать по предложенным инструкциям; o формирование умения
творчески подходить к решению задачи;
- формирование умения довести решение задачи до готовности модели;
- формирование умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать
свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы
путем логических рассуждений;
-
формирование
умения
работать
над
проектом
в
команде,
эффективно
распределять
обязанности.
Формы подведения итогов реализации рабочей программы:
- конкурс детских построек на базе детского сада;
- совместная проектная деятельность детей и родителей;
- совместная проектная деятельность детей и воспитателей;
Данная программа направлена на:
- помощь детям в индивидуальном развитии;
- мотивацию к познанию и творчеству:
- к стимулированию творческой активности;
- развитию способностей к самообразованию; - приобщение к общечеловеческим ценностям;
- организацию детей в совместной деятельности с педагогом.
Основные образовательные цели -
Занятия
конструированием,
программированием,
исследованиями,
а
также
общение
в
процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование
различных образовательных областей в учебном курсе
LEGO открывает новые возможности
для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения
круга интересов.
Технология. Проектирование -
Создание действующих моделей. Воспроизведение иллюстраций и моделей. Понимание того,
что животные используют различные части своих тел. Демонстрация умения работать с
схемами и различными видами конструктора LEGO.
Технология. Реализация проекта -
Сборка и исследование моделей. Изменение модели путём модификации её конструкции .
Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной
работы и обмена идеями.
Математика -
Измерение
времени,
ориентирование
в
пространстве.
Оценка
и
измерение
расстояния.
Усвоение понятия случайного события. Использование чисел и числового ряда для задания
продолжительности работы. Использование чисел при измерениях и при оценке качественных
параметров.
Развитие речи -
Использование
в
устной
речи
специальных
терминов.
Подготовка
и
проведение
демонстрации модели. Использование интервью, чтобы получить информацию и составить
рассказ. Показ презентаций, полученной работы.
В своей образовательной модели мы выделяем этапы освоения детьми робототехнической
деятельности.
1 этап - подготовительный
2 этап - реализуется в рамках вариативной части основной общеобразовательной программы
детского сада
Возрастная категория: с 5 до 6 лет «Конструирование с использованием информационно-
коммуникативных
технологий».
В
образовательную
деятельность
по
конструированию
включены упражнения по освоению программы конструирования по робототехнике. Дети не
только
закрепляют
приобретенные
навыки
конструирования
объемных
моделей,
но
и
знакомятся с уникальными возможностями моделирования построек в данной программе.
3 этап - реализуется в рамках вариативной части основной общеобразовательной программы
детского
сада
Возрастная
категория:
с
6
до
7
лет
«Конструирование
с
использованием
робототехники»
На
данном
этапе
преобладает
познавательно
–
исследовательская
деятельность дошкольников.
Освоение навыков робото – конструирования дошкольников происходит в 4 этапа:
1.На первом этапе работы происходит знакомство с конструктором и инструкциями по сборке,
изучение технологии соединения деталей.
2. На втором этапе мы с детьми учимся собирать простые конструкции по образцу.
3. На третьем этапе перед нами стоит задача познакомить детей с языком программирования и
пиктограммами,
а
также
правилами
программирования
в
компьютерной
среде.
Усовершенствования предложенных разработчиками моделей, создание и программирование
моделей с более сложным поведением.
Юные
конструкторы
исследуют,
какое
влияние
на
поведение
модели
оказывает
изменение
ее
конструкции:
они
заменяют
детали,
проводят
испытания,
оценивают
ее
возможности, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, придумывают
сценарии и разыгрывают спектакли, за действуя в них свои модели.
Использование
робототехники
в
проектной
деятельности
ДОУ.
Работа
в
проектной
деятельности учит планировать и самостоятельно выполнять творческие задания. Например:
дети и педагоги создают проекты.
Материально-технические условия внедрения
LEGO конструирования и робототехники
в ДОУ. Освоение конструктора и его использование должно быть процессом направляемым, а
не спонтанным. Для этих целей обязательным элементом процесса обучения является наличие
у педагога четкой стратегии использования конструктора в учебно-воспитательном процессе.
Для эффективной организации занятий по LEGO конструированию необходимо обустроить
среду, где будут проводиться занятия с детьми. После первого занятия педагогу уже понятно,
как лучше дать ребенку детали конструктора — в коробке или россыпью. Ребенок должен
свободно
передвигаться
и
не
быть
ограниченным
рамками
стола.
Чтобы
в
дальнейшем
использовать
LEGO на занятиях, он должен пощупать, потрогать элементы, попробовать
варианты их скрепления, привыкнуть к пестроте и яркости этих волшебных кирпичиков,
просто поиграть с ними и начать свободно ориентироваться в элементах, лежащих в коробке.
Конструкторы LEGO - это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы
таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум
информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат
простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики.
Необычайная популярность LEGO объясняется просто — эта забава подходит для людей
самого разного возраста, склада ума, наклонностей, темперамента и интересов. Для тех, кто
любит
точность
и
расчет,
есть
подробные
инструкции,
для
творческих
личностей
–
неограниченные возможности для креатива (два самых простых кубика LEGO можно сложить
24−я
разными
способами).
Для
любознательных
–
обучающий
проект
LEGO,
д
ля
коллективных – возможность совместного строительства. Робототехника сегодня -одна из
самых
динамично
развивающихся
областей
промышленности.
Путь
развития
и
совершенствования у каждого человека свой. Задача образования при этом сводится к тому,
чтобы создать среду, облегчающую ребёнку возможность раскрытия собственного потенциала,
позволит ему свободно действовать, познавая эту среду, а через неё и окружающий мир. Роль
педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную
среду
и
побуждать
ребёнка
к
познанию,
к
деятельности.
Основными
формами
учебной
деятельности являются: свободное занятие, индивидуальное и занятие с группой детей.
Тематическое планирование
Месяц
№ занятий
Тема
Ноябрь
1
История возникновения LEGO
2
Безопасность. Работа на компьютере
3
Знакомство с конструктором LEGO WeDO 1
4,5
Состав конструктора LEGO WeDO 1
6
Программное обеспечение LEGO WeDO1.
7
Перечень терминов
8
Звуки, фоны экрана
9
Раздел комплекта заданий (12 заданий)
Декабрь
Январь
10
Забавные механизмы 1. «Умная вертушка»:
знакомство с «первыми шагами»; конструирование
модели
11
2. «Умная вертушка»: развитие (программирование
модели с более сложным поведением
12
3.
«Обезьянка-барабанщик»: знакомство с «первыми
шагами»; конструирование модели
13
4. «Обезьянка-барабанщик»: развитие
(программирование модели с более сложным
поведением
14
5.« Танцующая птица »: знакомство с «первыми
шагами»; конструирование
15
6. «Танцующая птица»: развитие (программирование
модели с более сложным поведением
16
Звери:
1. «Голодный аллигатор»: знакомство с «первыми
шагами»; конструирование» :
17
2. . «Голодный аллигатор»: развитие
(программирование модели с более сложным
поведением
18
3. «Рычащий лев»: знакомство с «первыми шагами»;
конструирование модели
19
4. «Рычащий лев»: развитие (программирование
модели с более сложным поведением
20
5. «Порхающая птица» : знакомство с «первыми
шагами»; конструирование модели
21
6. . «Порхающая птица» : развитие (программирование
модели с более сложным поведением
22
Футбол
1.«Нападающий»: знакомство с «первыми шагами»;
конструирование модели
23
2. «Нападающий»: развитие (программирование
модели с более сложным поведением
24
3. «Вратарь»: знакомство с «первыми шагами»;
конструирование модели
25
4. «Вратарь»: развитие (программирование модели с
более сложным поведением)
26
5. «Ликующие болельщики»: знакомство с «первыми
шагами»; конструирование модели
Февраль
27
6. «Ликующие болельщики»: развитие
(программирование модели с более сложным
поведением )
28
Приключения:
1.«Спасение самолета»: знакомство с «первыми
шагами»; конструирование модели
29
2. «Спасение самолета»: развитие (программирование
модели с более сложным поведением)
30
3. «Спасение от великана »: знакомство с «первыми
шагами»; конструирование модели
31
4. «Спасение от великана»: развитие
(программирование модели с более сложным
поведением)
32
5. «Непотопляемый парусник»: знакомство с «первыми
шагами»; конструирование модели
33
6. «Непотопляемый парусник»: развитие
(программирование модели с более сложным
поведением)
34
Закрепление LEGO WeDO1. (конструирование 2-х
разных моделей)
35
Конструирование 2-х разных моделей.
Март
36
Знакомство с конструктором LEGO WeDO 2
37
Состав конструктора LEGO WeDO 2
38
Программное обеспечение LEGO WeDO2.
39
40
41
42
43
44
45
Апрель
46
47
48
49
50
51
52
53
Итогом работы по освоению программирования в
среде
LEGO
WeDO выделены
следующие приобретаемые дошкольниками знания:
правила безопасной работы;
основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
основные приемы конструирования роботов;
конструктивные особенности различных роботов;
приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других
объектов и т.д.).
За
этой
технологией
-
большое
будущее.
Робототехника
прекрасно
развивает
техническое мышление, и техническую изобретательность у детей. Робототехника показала
высокую
эффективность
в
воспитательном
процессе,
она
успешно
решает
проблему
социальной
адаптации
детей
практически
всех
возрастных
групп.
Соревнования
по
робототехнике – это яркие воспитательные мероприятия, объединяющие детей и взрослых.
Расписание
Группа
День недели
Время
Дьукээбил (11) (старшая)
Понедельник
Вторник
11ч.30м
15ч.15м
Группа
День недели
Время
Чуоранчык (4) старшая группа
Сир симэхтэрэ (5) старшая группа
Дьукээбил (1) старшая группа
Понедельник
Вторник
12ч 05м
15ч.50м
Группа
День недели
Время
УУ-чу-ку-чук (12)
подготовительная группа
Вторник
16ч.30м
Группа
День недели
Время
Радуга (12) подготовительная
Кунчээн(14) подготовительная
группа
УУ-чу-ку-чук (12)
подготовительная группа
Среда
11ч.30м.
12ч.00м
12ч.30м
Группа
День недели
Время
Радуга (12) подготовительная
Кунчээн(14) подготовительная
Четверг
15ч.00м
15ч.35м
группа
Эрбэкэ - сэрбэкэ
(13)подготовительная
Антошка (2)
16ч.10м
Группа
День недели
Время
Эрбэкэ - сэрбэкэ
(13)подготовительная
Антошка (2)
Пятница
11ч30м