Напоминание

"Возрастные особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с ТНР."


Автор: Елясова Ольга Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ГКОУ ЛО "Павловский центр "Логос"
Населённый пункт: п.Павлово
Наименование материала: статья
Тема: "Возрастные особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с ТНР."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Возрастные особенности формирования грамматического строя речи у

дошкольников с ТНР.

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в

словосочетаниях

и

предложениях,

умение

владеть

приемами

словоизменения

и

словообразования,

а

так

же

умение

составлять

предложения,

грамматически

верно

сочетать

слова

в

предложении,

правильно использовать предлоги.

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается

самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его

формирования

является

повседневное

общение

ребенка

с

близкими

взрослыми,

совместная

деятельность

с

ними.

В

семье

такое

общение

возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны

благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря,

фонематического

слуха,

наличие

активной

речевой

практики,

состояние

нервной системы ребенка.

Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка

появляются

первые

фразы,

а

следовательно,

необходимость

смыслового

соподчинения слов внутри них.

К

трем годам

ребенок

активно

пользуется

такими

грамматическими

категориями

как

род,

число,

время,

лицо,

говорит

простыми

распространенными предложениями.

К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще

преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно

малыш начнет употреблять и другие части речи: местоимения, наречия,

числительные. Важным показателем правильности речи ребенка на данном

этапе

является

правильное

использование

предлогов

и

согласование

существительных

с

прилагательными.

Начинается

формирование

высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов).

У детей

этого возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до

4-6.Это

связано

с

постоянным

ростом

словарного

запаса,

расширением

сферы

общения

маленького

человека.

Как

следствие

этому

увеличение

числа грамматических ошибок в речи.

Пятый

год

жизни

знаменуется

становлением

произвольности

речи,

формированием фонематического восприятия.

Средний

дошкольный

возраст

5 - 6

л е т

- период

активного

словотворчества.

У

малыша

появляется

интерес

к

слову,

его

звучанию.

Ребенок

создает

собственные

слова

по

знакомым

ему

грамматическим

образцам. В результате появляются такие забавные слова как «рогаютс»

(бодаются),

«насупился»

(наелся

супа).

В

этом

проявляется

стремление

малыша усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение

к смысловому.

Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически

правильного

построения

развернутых

связных

высказываний,

активного

освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога,

этап

формирования

грамматически

и

фонетически

правильной

речи,

освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова,

звука.

Словарь

ребенка

этого

возраста

достигает

3-3.5

тысяч

слов.

Важнейшим показателем уровня речевого развития ребенка этого возраста

является

умение

легко

подобрать

нужные

слова,

умение

использовать

устойчивые

словосочетания,

употреблять

образные

слова

и

выражения.

Существует

большое

количество

речевых

игр,

помогающих

развивать

грамматическую сторону речи ребенка. Вот лишь некоторые из них:

Игра «Один-много»

Ц е л ь : совершенствовать

навыки

словоизменения

употребление

существительных во множественном числе именительном падеже.

Ход игры: Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное в

единственном числе, ребенок возвращает мяч, называя это существительное

во множественном числе.

Примерный лексический материал: мяч - мячи, машина – машины, кукла –

куклы, кубик- кубики и т.д.

Игра «Назови ласково»

Ц е л ь : совершенствовать

навыки

словообразования

образования

существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Ход игры: Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок должен

перекинуть мяч и назвать слово ласково.

Примерный лексический материал: мяч-мячик, машина - машинка, дом -

домик, кукла - куколка и т.д.

Игра «Чего не стало»

Ц е л ь : развивать

внимание,

память,

совершенствовать

навыки

словоизменения

-

употребление

существительных

в

родительном

падеже

множественном числе.

Ход игры:

Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов

– 4 – 7 штук.

Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться,

а сам в это время убирает один любой предмет.

Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало.

Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах,

названных ребенком.

Примерный

лексический

материал: Кукла,

мяч,

машина,

матрешка,

самолет.

(Нет матрешки, нет самолета, ит.д.)

Игра «Сосчитай до 5»

Ц е л ь : совершенствовать

навык

согласования

числительных

с

существительными. Упражнять детей в счете.

Ход игры: Детям предлагается сосчитать до пяти с заданным словом: один

мяч, два мяча…, пять мячей…

Примерный лексический материал: один карандаш, два карандаша, три

карандаша, четыре карандаша, пять карандашей; одна машина, две машины,

три машины, четыре машины, пять машин; один ключ, два ключа, три ключа,

четыре ключа, пять ключей и т.д.

Задание

можно

усложнить,

предложив

ребенку

сосчитать

до

пяти

со

словосочетаниями: один синий мяч, два синих мяча….

Игра «Жадина и щедрый».

Цель: упражнять

в

согласовании

существительных

с

притяжательными

местоимениями.

Ход игры: Предложите ребенку научиться распознавать жадин. Жадина всегда

говорит, что

все

игрушки

его. Попросите

ребенка

побыть

немножко

жадиной. Предложите ему образец ответа на ваш вопрос: «Чья корова? —

Корова моя. Чей поросенок? — Поросенок мой».

Спросите ребенка, понравилось ли ему быть жадиной. Предложите (ему)

стать щедрым ребенком. Проведите игру «наоборот»: «Чья корова? — Корова

твоя (или ваша)».

Примерный лексический материал: Чья кофта? — кофта моя. Чей шарф?

— Шарф мой и т.д.

Чья книга – твоя книга; чьи игрушки – твои игрушки и т.д.

Речевых игр, в которые вы могли бы поиграть со своим ребенком очень

много. Играя со своими детьми, придерживайтесь следующих рекомендаций:

Верьте в силы ребенка!

Обучайте в игре!

Умейте выслушать ребенка.

Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво

поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует

успешной и быстрой автоматизации звуков.

Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания

взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного

развития лексической, грамматической сторон детской речи.



В раздел образования