Автор: Елясова Ольга Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ГКОУ ЛО "Павловский центр "Логос"
Населённый пункт: п.Павлово
Наименование материала: статья
Тема: "Возрастные особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с ТНР."
Раздел: дошкольное образование
Возрастные особенности формирования грамматического строя речи у
дошкольников с ТНР.
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в
словосочетаниях
и
предложениях,
умение
владеть
приемами
словоизменения
и
словообразования,
а
так
же
умение
составлять
предложения,
грамматически
верно
сочетать
слова
в
предложении,
правильно использовать предлоги.
Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается
самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его
формирования
является
повседневное
общение
ребенка
с
близкими
взрослыми,
совместная
деятельность
с
ними.
В
семье
такое
общение
возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны
благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря,
фонематического
слуха,
наличие
активной
речевой
практики,
состояние
нервной системы ребенка.
Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка
появляются
первые
фразы,
а
следовательно,
необходимость
смыслового
соподчинения слов внутри них.
К
трем годам
ребенок
активно
пользуется
такими
грамматическими
категориями
как
род,
число,
время,
лицо,
говорит
простыми
распространенными предложениями.
К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще
преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно
малыш начнет употреблять и другие части речи: местоимения, наречия,
числительные. Важным показателем правильности речи ребенка на данном
этапе
является
правильное
использование
предлогов
и
согласование
существительных
с
прилагательными.
Начинается
формирование
высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов).
У детей
этого возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до
4-6.Это
связано
с
постоянным
ростом
словарного
запаса,
расширением
сферы
общения
маленького
человека.
Как
следствие
этому
увеличение
числа грамматических ошибок в речи.
Пятый
год
жизни
знаменуется
становлением
произвольности
речи,
формированием фонематического восприятия.
Средний
дошкольный
возраст
– 5 - 6
л е т
- период
активного
словотворчества.
У
малыша
появляется
интерес
к
слову,
его
звучанию.
Ребенок
создает
собственные
слова
по
знакомым
ему
грамматическим
образцам. В результате появляются такие забавные слова как «рогаютс»
(бодаются),
«насупился»
(наелся
супа).
В
этом
проявляется
стремление
малыша усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение
к смысловому.
Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически
правильного
построения
развернутых
связных
высказываний,
активного
освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога,
этап
формирования
грамматически
и
фонетически
правильной
речи,
освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова,
звука.
Словарь
ребенка
этого
возраста
достигает
3-3.5
тысяч
слов.
Важнейшим показателем уровня речевого развития ребенка этого возраста
является
умение
легко
подобрать
нужные
слова,
умение
использовать
устойчивые
словосочетания,
употреблять
образные
слова
и
выражения.
Существует
большое
количество
речевых
игр,
помогающих
развивать
грамматическую сторону речи ребенка. Вот лишь некоторые из них:
Игра «Один-много»
Ц е л ь : совершенствовать
навыки
словоизменения
–
употребление
существительных во множественном числе именительном падеже.
Ход игры: Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное в
единственном числе, ребенок возвращает мяч, называя это существительное
во множественном числе.
Примерный лексический материал: мяч - мячи, машина – машины, кукла –
куклы, кубик- кубики и т.д.
Игра «Назови ласково»
Ц е л ь : совершенствовать
навыки
словообразования
–
образования
существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Ход игры: Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок должен
перекинуть мяч и назвать слово ласково.
Примерный лексический материал: мяч-мячик, машина - машинка, дом -
домик, кукла - куколка и т.д.
Игра «Чего не стало»
Ц е л ь : развивать
внимание,
память,
совершенствовать
навыки
словоизменения
-
употребление
существительных
в
родительном
падеже
множественном числе.
Ход игры:
Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов
– 4 – 7 штук.
Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться,
а сам в это время убирает один любой предмет.
Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало.
Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах,
названных ребенком.
Примерный
лексический
материал: Кукла,
мяч,
машина,
матрешка,
самолет.
(Нет матрешки, нет самолета, ит.д.)
Игра «Сосчитай до 5»
Ц е л ь : совершенствовать
навык
согласования
числительных
с
существительными. Упражнять детей в счете.
Ход игры: Детям предлагается сосчитать до пяти с заданным словом: один
мяч, два мяча…, пять мячей…
Примерный лексический материал: один карандаш, два карандаша, три
карандаша, четыре карандаша, пять карандашей; одна машина, две машины,
три машины, четыре машины, пять машин; один ключ, два ключа, три ключа,
четыре ключа, пять ключей и т.д.
Задание
можно
усложнить,
предложив
ребенку
сосчитать
до
пяти
со
словосочетаниями: один синий мяч, два синих мяча….
Игра «Жадина и щедрый».
Цель: упражнять
в
согласовании
существительных
с
притяжательными
местоимениями.
Ход игры: Предложите ребенку научиться распознавать жадин. Жадина всегда
говорит, что
все
игрушки
его. Попросите
ребенка
побыть
немножко
жадиной. Предложите ему образец ответа на ваш вопрос: «Чья корова? —
Корова моя. Чей поросенок? — Поросенок мой».
Спросите ребенка, понравилось ли ему быть жадиной. Предложите (ему)
стать щедрым ребенком. Проведите игру «наоборот»: «Чья корова? — Корова
твоя (или ваша)».
Примерный лексический материал: Чья кофта? — кофта моя. Чей шарф?
— Шарф мой и т.д.
Чья книга – твоя книга; чьи игрушки – твои игрушки и т.д.
Речевых игр, в которые вы могли бы поиграть со своим ребенком очень
много. Играя со своими детьми, придерживайтесь следующих рекомендаций:
Верьте в силы ребенка!
Обучайте в игре!
Умейте выслушать ребенка.
Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво
поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует
успешной и быстрой автоматизации звуков.
Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания
взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного
развития лексической, грамматической сторон детской речи.