Напоминание

Альтернативная коммуникация в работе с детьми с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития)


Автор: Очирова Антонина Мироновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ Центр содействия семейному воспитанию "Кунцевский"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Альтернативная коммуникация в работе с детьми с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития)
Раздел: полное образование





Назад




Альтернативная коммуникация

в работе с детьми с ТМНР

(тяжелыми множественными

нарушениями развития)

Воспитатель ГКУ

ЦССВ

«Кунцевский»

Антонина

Мироновна

Очирова

г. Москва

2019 г.

Вначале было Слово…

Слово играет очень важную роль в жизни каждого из нас. Ведь слово

для человека является одним из главных средств общения. Без слова нет

речи, нет общения, нет развития.

Слово - это один из самых мощных

инструментов коммуникации.

Наряду с этим существует и альтернативная коммуникация.

В современном мире существует несколько систем альтернативной

коммуникации.

Из

нескольких

систем

необходимо

сделать

правильный

выбор,

учитывая

способности

и

возможности

каждого

конкретного

человека.

Коммуникация - это общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и

знаниями. Это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их

познавательно-трудовой деятельности. Но сейчас мы будем говорить о

поддерживающей

коммуникации,

которая

является

о с н о во й

жизнедеятельности

детей

с

тяжелыми

множественными

нарушениями

развития

(далее

ТМНР),

которая

позволяет

организовать

их

взаимодействие

и

передать

социальный

опыт.

Поддерживающая

коммуникация предполагает использование невербальных, мимических и

жестикуляционных средств, которые обеспечивают понимание речи, даже

если ребенок сам не может говорить.

Ты Хотеть Кушать

У детей с ТМНР, как правило, наблюдается грубое недоразвитие речи

и всех ее функций: коммуникативной, познавательной и регулирующей.

Отсутствует устная речь, мотивация к общению и играм, наблюдается

повышенная эмоциональная истощаемость, для них требуется постоянная

помощь и поддержка. У них наблюдается ярко выраженная истощаемость

центральной нервной системы, они не выносят длительного напряжения.

Как

помочь

таким

детям?

Каким

образом

дать

возможность

социализироваться

в

окружающем

их

мире?

Как

реабилитировать

«особого» ребенка и подарить ему этот мир? Из существующих способов,

разных методик, программ и направлений работы с детьми с ТМНР, мы

начали

работу

с

использованием

базовых

жестов

альтернативной

коммуникации. Мы считаем, что язык жестов очень близок и доступен для

восприятия и понимания наших детей.

Среди наших детей с ТМНР наблюдается достаточно большая группа

с особо выраженными нарушениями речи. Практически у всех этих детей

речь не возникает и почти не развивается в течение многих лет. Отсутствие

речи

они

компенсируют

жестами,

вокализациями.

Такие

аномалии

свидетельствуют о глубоких речевых нарушениях.

Формирование

речи

происходит

под

влиянием

кинестетических

(двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков.

Чем быстрее и активнее движения пальцев у маленького ребенка, тем

быстрее он начнет говорить. «Ум ребенка – на кончиках пальцев» это

высказывание принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому. В

нем содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Чем

больше

у

малыша

возможностей

для

самостоятельного

исследования

окружающих

предметов,

тем

быстрее

развивается

его

интеллект,

тем

скорее он начнет говорить, таким образом, наша задача привить ребенку,

по мере возможности, интерес к окружающему миру.

Особенности психического и речевого развития затрудняют общение

детей с тяжелой умственной отсталостью не только с ровесниками, но и со

значимыми взрослыми. У детей с проблемами в развитии наблюдаются

различные

нарушения,

которые

связаны

с

врожденными

или

приобретенными

заболеваниями.

В

связи

с

грубыми

нарушениями

интеллекта

у

детей

обнаруживается

глубокое

недоразвитие

речи,

что

приводит к изоляции последних от окружающего их мира.

Одним из наиболее важных составляющих принципа развивающего

ухода является принцип комплексного воздействия.

Это

организованное

и

согласованное

взаимодействие

команды

специалистов (воспитатели, логопеды, дефектологи, инструкторы АФК),

использующих разные методы. Каждый из них выполняет свои задачи для

достижения общей цели.

В работе с детьми специалистами успешно используется программа

коррекционных занятий «Альтернативная коммуникация с использованием

программы МАКАТОН» - это система упрощенных жестов, графических

символов, которые легко показать и, что самое главное, легко понять.

Программа успешно используется в случаях с аутизмом, синдромом Дауна,

для детей с различными психическими расстройствами, а также для детей

с нарушениями слуха и дополнительными проблемами.

Программа МАКАТОН, как показал наш опыт, наиболее доступна

для восприятия наших детей с ТМНР. Параллельно с использованием этой

программы всегда проводится интенсивная логопедическая работа.

Эта

программа

выгодно

отличается

от

многих

систем

альтернативной

коммуникации,

потому

что

обеспечивает

мульти

модальный

подход

в

обучении

коммуникации

и

речи,

когда

во

время

занятия или игры у детей задействованы многие органы чувств. Ребенок

получает разнообразные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные,

обонятельные,

осязательные.

Между

воспитателями

и

детьми

устанавливается

эмоциональный

контакт,

снимается

напряжение.

Через

использование

базовых

жестов

альтернативной

коммуникации

в

повседневной

работе

с

детьми

приходит

корректировка

восприятия,

внимания, памяти. При проведении занятий, мы наблюдаем постепенный

небольшой

прогресс

в

развитии

ребенка.

Он

становится

более

коммуникабельным, легче идет на контакт, наблюдается кратковременный

устойчивый интерес к общению, занятиям и играм.

Ежедневная

кропотливая

работа

с

использованием

элементов

альтернативной

коммуникации

и

(выборочно)

некоторых

элементов

языковой

системы

МАКАТОН

дает

определенные

результаты,

которые

обеспечивают полноценное взаимодействие ребенка с внешним миром.

Наблюдается

постепенное улучшение у детей ряда навыков (зрительный

контакт, внимание, концентрация), что способствует его социализации и

адаптации в обществе.

Мощным толчком для более осмысленной, более продуктивной и

результативной

работы

послужило

посещение

воспитателями

курсов

ПРОФЛАБ.

Мы

получили

бесценный

опыт

и

практические

навыки,

которые теперь систематически используем в нашей работе. Мы научились

правильно и грамотно позиционировать детей. Научились формировать и

развивать

у

детей

навыки

самостоятельного

приема

пищи,

подбирать

правильное,

оптимальное

положение

для

кормления

ребенка

и

многое

другое. Это заметно улучшило качество жизни наших детей. Еще два-три

года назад наши дети были другими. Сейчас они стали чаще улыбаться,

откликаться

на

свое

имя,

вокализировать,

следить

взглядом

за

происходящим в группе. Некоторые из наших детей, например, Маша Д. и

Руслан В.

научились требовать добавки после приема пищи громким

криком, чего раньше не наблюдалось. Андрей Х. и Вероника Б. научились

«разговаривать», выражая свое мнение и эмоциональное состояние. Для

наших детей с ТМНР улыбка, поворот головы или какой-то жест – это

наши маленькие, но очень значимые победы, из которых складываются

шаги к освоению азов альтернативной коммуникации. Сотрудники нашего

Центра (ГКУ ЦССВ «Кунцевский») делают все возможное для того, чтобы

облегчить жизнь детей, сделать ее более благоприятной и

комфортной

руководствуясь принципами развивающего ухода.

Тем не менее, в заключение хотелось бы отметить, что универсаль-

ных средств и форм обучения детей с ментальными нарушениями нет. Для

каждого конкретного ребенка набор средств индивидуален и должен выби-

раться с учетом всех его психофизических, психоэмоциональных особен-

ностей. В наших дальнейших планах - продолжать работать с детьми, но

более последовательно, медленно и постепенно наращивать степень слож-

ности только после полноценной отработки предыдущего этапа. В буду-

щем мы хотим попробовать применять другие варианты альтернативной

коммуникации, ведь правильный выбор и применение воспитателями раз-

нообразных приемов общения, гибкость используемых методик во многом

предопределит будущие первые шаги ребенка на пути к альтернативной

коммуникации.

Ведь это большое счастье для ребенка, не имеющего ранее возмож-

ности донести до окружающих что-либо – научиться общаться, обрести со-

беседников и иметь возможность высказать то, что хочешь.

Список литературы:

1.

Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. Введение в альтернативную

и дополнительную коммуникацию. - Москва Теревинф 2017

2.

Сара Ньюмен. Игры и занятия с особым ребенком. - Москва

Теревинф 2013

3.

Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными

нарушениями развития. - Под редакцией А.Л. Битовой,

О.С. Бояршиновой. -Москва Теревинф 2018

4.

Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с

тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-

методические материалы. - Москва ВЛАДОС 2007

5.

Профессиональное совершенствование сотрудников учреждений

социальной защиты. - МАО Москва 2017

6.

Постоева Л.Д., Лукина Г.А. - Интегрированные коррекционно-

развивающие занятия для детей 4-6 лет. - Москва 2006

7.

Новиковская О.А. - Ум на кончиках пальцев.- Москва АСТ Сова 2006



В раздел образования