Автор: Очирова Антонина Мироновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ Центр содействия семейному воспитанию "Кунцевский"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Альтернативная коммуникация в работе с детьми с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития)
Раздел: полное образование
Альтернативная коммуникация
в работе с детьми с ТМНР
(тяжелыми множественными
нарушениями развития)
Воспитатель ГКУ
ЦССВ
«Кунцевский»
Антонина
Мироновна
Очирова
г. Москва
2019 г.
Вначале было Слово…
Слово играет очень важную роль в жизни каждого из нас. Ведь слово
для человека является одним из главных средств общения. Без слова нет
речи, нет общения, нет развития.
Слово - это один из самых мощных
инструментов коммуникации.
Наряду с этим существует и альтернативная коммуникация.
В современном мире существует несколько систем альтернативной
коммуникации.
Из
нескольких
систем
необходимо
сделать
правильный
выбор,
учитывая
способности
и
возможности
каждого
конкретного
человека.
Коммуникация - это общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и
знаниями. Это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их
познавательно-трудовой деятельности. Но сейчас мы будем говорить о
поддерживающей
коммуникации,
которая
является
о с н о во й
жизнедеятельности
детей
с
тяжелыми
множественными
нарушениями
развития
(далее
–
ТМНР),
которая
позволяет
организовать
их
взаимодействие
и
передать
социальный
опыт.
Поддерживающая
коммуникация предполагает использование невербальных, мимических и
жестикуляционных средств, которые обеспечивают понимание речи, даже
если ребенок сам не может говорить.
Ты Хотеть Кушать
У детей с ТМНР, как правило, наблюдается грубое недоразвитие речи
и всех ее функций: коммуникативной, познавательной и регулирующей.
Отсутствует устная речь, мотивация к общению и играм, наблюдается
повышенная эмоциональная истощаемость, для них требуется постоянная
помощь и поддержка. У них наблюдается ярко выраженная истощаемость
центральной нервной системы, они не выносят длительного напряжения.
Как
помочь
таким
детям?
Каким
образом
дать
возможность
социализироваться
в
окружающем
их
мире?
Как
реабилитировать
«особого» ребенка и подарить ему этот мир? Из существующих способов,
разных методик, программ и направлений работы с детьми с ТМНР, мы
начали
работу
с
использованием
базовых
жестов
альтернативной
коммуникации. Мы считаем, что язык жестов очень близок и доступен для
восприятия и понимания наших детей.
Среди наших детей с ТМНР наблюдается достаточно большая группа
с особо выраженными нарушениями речи. Практически у всех этих детей
речь не возникает и почти не развивается в течение многих лет. Отсутствие
речи
они
компенсируют
жестами,
вокализациями.
Такие
аномалии
свидетельствуют о глубоких речевых нарушениях.
Формирование
речи
происходит
под
влиянием
кинестетических
(двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков.
Чем быстрее и активнее движения пальцев у маленького ребенка, тем
быстрее он начнет говорить. «Ум ребенка – на кончиках пальцев» это
высказывание принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому. В
нем содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Чем
больше
у
малыша
возможностей
для
самостоятельного
исследования
окружающих
предметов,
тем
быстрее
развивается
его
интеллект,
тем
скорее он начнет говорить, таким образом, наша задача привить ребенку,
по мере возможности, интерес к окружающему миру.
Особенности психического и речевого развития затрудняют общение
детей с тяжелой умственной отсталостью не только с ровесниками, но и со
значимыми взрослыми. У детей с проблемами в развитии наблюдаются
различные
нарушения,
которые
связаны
с
врожденными
или
приобретенными
заболеваниями.
В
связи
с
грубыми
нарушениями
интеллекта
у
детей
обнаруживается
глубокое
недоразвитие
речи,
что
приводит к изоляции последних от окружающего их мира.
Одним из наиболее важных составляющих принципа развивающего
ухода является принцип комплексного воздействия.
Это
организованное
и
согласованное
взаимодействие
команды
специалистов (воспитатели, логопеды, дефектологи, инструкторы АФК),
использующих разные методы. Каждый из них выполняет свои задачи для
достижения общей цели.
В работе с детьми специалистами успешно используется программа
коррекционных занятий «Альтернативная коммуникация с использованием
программы МАКАТОН» - это система упрощенных жестов, графических
символов, которые легко показать и, что самое главное, легко понять.
Программа успешно используется в случаях с аутизмом, синдромом Дауна,
для детей с различными психическими расстройствами, а также для детей
с нарушениями слуха и дополнительными проблемами.
Программа МАКАТОН, как показал наш опыт, наиболее доступна
для восприятия наших детей с ТМНР. Параллельно с использованием этой
программы всегда проводится интенсивная логопедическая работа.
Эта
программа
выгодно
отличается
от
многих
систем
альтернативной
коммуникации,
потому
что
обеспечивает
мульти
модальный
подход
в
обучении
коммуникации
и
речи,
когда
во
время
занятия или игры у детей задействованы многие органы чувств. Ребенок
получает разнообразные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные,
обонятельные,
осязательные.
Между
воспитателями
и
детьми
устанавливается
эмоциональный
контакт,
снимается
напряжение.
Через
использование
базовых
жестов
альтернативной
коммуникации
в
повседневной
работе
с
детьми
приходит
корректировка
восприятия,
внимания, памяти. При проведении занятий, мы наблюдаем постепенный
небольшой
прогресс
в
развитии
ребенка.
Он
становится
более
коммуникабельным, легче идет на контакт, наблюдается кратковременный
устойчивый интерес к общению, занятиям и играм.
Ежедневная
кропотливая
работа
с
использованием
элементов
альтернативной
коммуникации
и
(выборочно)
некоторых
элементов
языковой
системы
МАКАТОН
дает
определенные
результаты,
которые
обеспечивают полноценное взаимодействие ребенка с внешним миром.
Наблюдается
постепенное улучшение у детей ряда навыков (зрительный
контакт, внимание, концентрация), что способствует его социализации и
адаптации в обществе.
Мощным толчком для более осмысленной, более продуктивной и
результативной
работы
послужило
посещение
воспитателями
курсов
ПРОФЛАБ.
Мы
получили
бесценный
опыт
и
практические
навыки,
которые теперь систематически используем в нашей работе. Мы научились
правильно и грамотно позиционировать детей. Научились формировать и
развивать
у
детей
навыки
самостоятельного
приема
пищи,
подбирать
правильное,
оптимальное
положение
для
кормления
ребенка
и
многое
другое. Это заметно улучшило качество жизни наших детей. Еще два-три
года назад наши дети были другими. Сейчас они стали чаще улыбаться,
откликаться
на
свое
имя,
вокализировать,
следить
взглядом
за
происходящим в группе. Некоторые из наших детей, например, Маша Д. и
Руслан В.
научились требовать добавки после приема пищи громким
криком, чего раньше не наблюдалось. Андрей Х. и Вероника Б. научились
«разговаривать», выражая свое мнение и эмоциональное состояние. Для
наших детей с ТМНР улыбка, поворот головы или какой-то жест – это
наши маленькие, но очень значимые победы, из которых складываются
шаги к освоению азов альтернативной коммуникации. Сотрудники нашего
Центра (ГКУ ЦССВ «Кунцевский») делают все возможное для того, чтобы
облегчить жизнь детей, сделать ее более благоприятной и
комфортной
руководствуясь принципами развивающего ухода.
Тем не менее, в заключение хотелось бы отметить, что универсаль-
ных средств и форм обучения детей с ментальными нарушениями нет. Для
каждого конкретного ребенка набор средств индивидуален и должен выби-
раться с учетом всех его психофизических, психоэмоциональных особен-
ностей. В наших дальнейших планах - продолжать работать с детьми, но
более последовательно, медленно и постепенно наращивать степень слож-
ности только после полноценной отработки предыдущего этапа. В буду-
щем мы хотим попробовать применять другие варианты альтернативной
коммуникации, ведь правильный выбор и применение воспитателями раз-
нообразных приемов общения, гибкость используемых методик во многом
предопределит будущие первые шаги ребенка на пути к альтернативной
коммуникации.
Ведь это большое счастье для ребенка, не имеющего ранее возмож-
ности донести до окружающих что-либо – научиться общаться, обрести со-
беседников и иметь возможность высказать то, что хочешь.
Список литературы:
1.
Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. Введение в альтернативную
и дополнительную коммуникацию. - Москва Теревинф 2017
2.
Сара Ньюмен. Игры и занятия с особым ребенком. - Москва
Теревинф 2013
3.
Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными
нарушениями развития. - Под редакцией А.Л. Битовой,
О.С. Бояршиновой. -Москва Теревинф 2018
4.
Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с
тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-
методические материалы. - Москва ВЛАДОС 2007
5.
Профессиональное совершенствование сотрудников учреждений
социальной защиты. - МАО Москва 2017
6.
Постоева Л.Д., Лукина Г.А. - Интегрированные коррекционно-
развивающие занятия для детей 4-6 лет. - Москва 2006
7.
Новиковская О.А. - Ум на кончиках пальцев.- Москва АСТ Сова 2006