Автор: Трофимова Анна Камоевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №42 "Кораблик"
Населённый пункт: г.о.Коломна Московская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игровые приемы по развитию устной речи у детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Игровые приемы по развитию устной речи у детей раннего
возраста»
Раннее детство является важнейшим периодом жизни человека, во многом
определяющим все его дальнейшее развитие.
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся
на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания
дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные
образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из
приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации
специального образования становится работа с детьми раннего возраста по
активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению
возникновения различных речевых нарушений. Поэтому важно с раннего
возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и
предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать
отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие,
способствуя полноценному развитию ребенка.
Известные ученые Ф. А. Сохин, А. И. Максаков, Е. М. Струнина
установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при
условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение
речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью
зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления.
Основные задачи развития речи сформулированы в ФГОС ДО. Речевое
развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
[ФГОС ДО].
Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение
понимания речи взрослых и во-вторых, формирование активного словаря
ребенка. Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы,
направленные на развитие речевой активности дошкольников.
В качестве примера использования на занятиях различных игр и игровых
приемов можно использовать упражнения.
1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.
«Подуем на снежинку»
«Надуем щечки»
2. Игры по развитию общей моторики, двигательные упражнении, игры в
сочетании со стихотворным текстом. Мы заметили, что чем выше
двигательная активность, тем лучше результаты развития речи у детей.
«Мишка косолапый по лесу идет»
3. Подвижные игры с речевым и музыкальным сопровождением. Дети очень
любят играть.
«Зайка серенький сидит»
4. Проводим логоритмические игры с самомассажем. Во время игр
воспитатель читает стихотворение, сопровождающий слова движениями.
Здравствуйте, ладошки – хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте, ножки – топ, топ, топ! (и т.д.)
5. Игры – подражания с речевыми сопровождениями. Главные задачи в этих
играх – упражнять детей в отчетливом произношении звуков, слов, фраз.
Например, «Птичий двор»:
Наши уточки с утра «кря – кря - кря!»2 раза
Наши гуси у пруда: «га-га-га!» 2 раза ( и т.д)
Произношение гласных звуков:
Укачиваем куклу: аааааааа.
Заболел зуб: оооооооооо. (звуки произносим на выдохе)
6. Пальчиковые игры. Они способствуют развитию речи, развивают мелкую
моторику, повышают работоспособность головного мозга.
«Мошка»
7. Игры с различными материалами и предметами. Мы используем каштан,
катаем их в руке, мячики су-джок , карандаши.
Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.