Напоминание

ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Автор: Очирова Антонина Мироновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ Центр содействия семейному воспитанию "Кунцевский"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: полное образование





Назад




ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ КОММУНИКАЦИИ

В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитатель

ГКУ ЦССВ «Кунцевский»

Антонина Мироновна Очирова

Умение

общаться

является

очень

важным

условием

правильного

развития

ребенка.

Только

родившись,

малыш

уже

является

существом,

которому

необходимо

участие

другого

человека.

На развитие ребенка большое влияние оказывает окружающая

среда.

А если это ребенок с нарушениями речи, то - развивающая среда,

это та среда, в которой создаются условия для коррекции речи,

стимуляции речевой деятельности и речевого общения. Одним из

важных аспектов работы с детьми с тяжелыми множественными

нарушениями развития для нас является проектирование и создание

адаптивной

образовательной

среды,

поддерживающей

и

стимулирующей их развитие. Организация развивающей среды, по

мнению

наших

сотрудников,

определяет

эффективность

коррекционно-образовательного процесса и его результативность.

Чем

тяжелее

нарушения

развития

у

ребенка,

тем

более

значимым

становится

средовое

обеспечение

коррекционно-

образовательного процесса, при котором учитывается специфика

первичного нарушения.

Особую

значимость

для

наших

детей

приобретает

стабильность

компонентов

среды,

которая

обеспечивает

им

ощущение надежности и защищенности, вызывает чувство радости,

обогащает новыми впечатлениями и знаниями, коммуникативными

возможностями.

Мы

понимаем,

что

от

объема

и

качества

получаемой помощи напрямую зависят степень самостоятельности

ребенка и возможность приобретения базовых коммуникативных

навыков.

Для того, чтобы дети чувствовали себя в безопасности и могли

развиваться,

они

должны

понимать,

что

и

когда

с

ними

будет

происходить.

Все

взрослые,

занятые

уходом

или

проводящие

занятия

с

детьми,

озвучивают

каждое

свое

д е й с т в и е .

Предупреждение ребенка о том, что будет происходить дальше,

может прозвучать так: «Сейчас я посажу тебя в коляску», «Сейчас

будем мыться». Взрослые комментирует все, что они делают с

ребенком. Наш опыт показывает, что это необходимо даже для

ребенка, который не понимает речь. Мы обязательно обозначаем

начало

процесса

и

его

окончание.

Тем

самым

создается

предсказуемость

событий,

и

ребенок

постепенно

начинает

понимать и принимать правила общения.

Мы понимаем, что существует ряд факторов, затрудняющих

процесс общения и обучения: психо-эмоциональное (тревожность,

плаксивость, нервное напряжение) и физическое состояние ребенка.

На помощь приходит ведущий вид деятельности - игра.

Проведение занятий в форме игры способствует расширению

представлений, закреплению и применению знаний. Кроме того,

игра

создает условия для общения с взрослыми и сверстниками

доступными

ребенку

средствами

коммуникации,

обеспечивая

определенную

свободу

действий

в

ситуации

спокойной

доброжелательной обстановки, стабильного круга знакомых людей.

Прежде чем начать новую игру или занятие важно привлечь

внимание ребенка, установить зрительный контакт, надев например,

маску, яркие очки, шляпу. Установив контакт, сразу же поощрить

ребенка новой игрушкой или игрой, эмоциональный отклик, в свою

очередь, подкрепить взаимодействием.

Мы заметили, что наши воспитанники любят наблюдать за

действиями взрослых. Они живо реагируют на слова и движения

взрослых,

с

удовольствием

пытаются

им

подражать,

начинают

улыбаться

и

вокализировать,

выражая

свое

эмоциональное

состояние.

Очень

полезно

играть

с

ребенком

в

игры

с

имитацией

действия, сопровождая их песенками и стишками.

Во

время

игры

мы

стараемся

создать

правильный

эмоциональный

настрой.

Без

внимания

не

остается

ни

один

ребенок, все дети в силу своих возможностей участвуют в игре с

направляющей

помощью

взрослого.

Это

стимулирует

речевую

активность и звукоподражание, слуховое и зрительное восприятие,

первичные коммуникативные навыки.

Игра

с

сюжетной

игрушкой

позволяет

расширять

навыки

ребенка, его умения. К таким играм относятся сюжетные игры:

«Оденем куклу», «Кукла идет гулять», «Накормим куклу», которые

мы

систематически

используем

в

нашей

работе.

Обращение

с

игрушками тренирует мелкие мышцы рук, особенно кистей рук и

пальцев. Это является очень важным фактором развития речи у

детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Ребенку с ТМНР очень важен тактильный (телесный) контакт

с взрослыми, это дарит ему ничем незаменимую радость живого

общения. Играя с взрослыми в пальчиковые игры, дети впитывают

новые представления об окружающем их мире и расширяют свой

словарный запас.

Всем

известны

с

детства

игры:

«Идет

коза

рогатая»,

«Ладушки», «Сорока – белобока», другие несложные пальчиковые

игры.

Играя с детьми в потешки, мы развиваем внимание ребенка,

расширяем

горизонты

его

познания,

стимулируем

речевое

и

умственное развитие. Например, несильно пощипывая внешнюю и

внутреннюю поверхности кистей, проговариваем:

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки –

Жёлтые цыплятки

Такие игры - важная часть общения и начало общей игры с

взрослыми, они подготавливают ребенка к более сложным играм,

где требуется активное взаимодействие, усвоение игровых правил.

Во

время

занятия

или

общения

ребенок

вдруг

начинает

беспокоиться, плакать, иногда кричать, и мы понимаем, что он

устал, и прерываем общение или занятие. Чтобы избежать таких

проявлений, уменьшить их дальнейшее развитие, наши воспитатели

и

педагоги

ежедневно

стимулируют

звуковое

и

зрительное

восприятие ребенка, проводят занятия и игры с детьми, используя

сочетание музыкотерапии и изобразительного искусства.

Важным

является

подбор

игр

и

стихотворений.

Их

нужно

подбирать с учетом возраста и возможностей детей.

Ниже мы приведем примеры игр, которые активно используем

в своей практике.

Игра «Ты, веревочка, крутись»

Цель: развитие действия с предметом, развитие представлений

об очередности.

Описание игры:

Взрослые и дети держат связанную в кольцо веревочку, к

которой привязана интересная игрушка (вибрирующая, пищащая,

светящаяся и т.д.) Веревочку передвигают вправо или влево под

стишок:

Ты, веревочка, крутись,

Игрушка (погремушка или колокольчик), ты остановись,

Маше (имя ребенка) в ручки попадись!

Веревочка останавливается. Ребенок, около которого в этот

момент оказалась игрушка, рассматривает ее самостоятельно или с

помощью взрослого, играет с ней. Затем игра повторяется.

Необходимые

материалы:

веревочка,

привлекательная

игрушка.

Эта игра позволяет организовать групповое занятие, вовлечь

всех детей, следить за игрушкой, которая передвигается по кругу,

учит

их

ждать

своей

очереди.

С

помощью

взрослых

ребенок

удерживает игрушку в руках, рассматривает, ощупывает ее.

Игра «Туман».

Цель: развитие слухового и зрительного восприятия, развитие

сенсорных и тактильных ощущений, развитие подражания.

Описание

игры:

Дети

сидят

в

колясках,

расположенных

полукругом.

Воспитатель

читает

стихотворение

(медленно,

негромко,

выразительно):

Жил на свете Великан,

Под названием – Туман,

Был он серым, неприятным,

Да к тому же непроглядным!

Съел он речку и корову,

Съел Наташу, Рому, Вову,

Но ребята изловчились,

Из тумана появились!

Туманом служит белая прозрачная ткань, длиной 3 метра.

Во время чтения взрослые накрывают детей «туманом»,

в конце чтения предлагают детям «изловчиться и появиться из

тумана». Если кто-то из детей не может самостоятельно справиться

с заданием (а таковых пока, к сожалению, большинство), взрослые

приходят на помощь и «освобождают» детей из тумана.

Игры

в

кругу

помогают

повысить

эмоциональный

фон

ребенка,

позволяют

ему

увидеть

реакцию

других

детей

и,

следовательно, развивают

его коммуникативные возможности. В

процессе

таких

занятий

и

игр

у

детей

формируется

речевая

активность.

Комплексный

подход

дает

возможность

обучения,

развития и воспитания ребенка. Устанавливается эмоциональный

контакт,

снимается

напряжение,

происходит

корректировка

восприятия,

внимания,

памяти

через

использование

игровых

приемов.

Введение

игровых

моментов

в

индивидуальные

и

подгрупповые занятия с воспитанниками повышает эффективность

нашей работы по сопровождению детей с ТМНР.



В раздел образования