Напоминание

Реализация принципа индивидуализации детей дошкольного возраста


Автор: Рубцова Марина Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №74"
Населённый пункт: Город Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Презентация опыта работы
Тема: Реализация принципа индивидуализации детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Информационный

цикл

Реализация принципа

индивидуализации детей

дошкольного возраста

Подготовила: Рубцова М.В.

Одним из основных принципов дошкольного образования, провозглашенных в ФГОС ДО

является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных

особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе

содержания своего образования, становится субъектом образования. (далее -

индивидуализация дошкольного образования).

Согласно примерной программе «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, с учетом которой

разработана основная общеобразовательная программа дошкольного образования

нашего учреждения «необходимо обогащенное развитие детей дошкольного

возраста, обеспечивающее единый процесс социализации – индивидуализации

личности дошкольника через осознание ребенком своих потребностей, возможностей

и способностей».

Пояснительная записка

Индивидуализация образования -

- это организация образовательного процесса, при котором выбор способов, приёмов, темпа

обучения обусловливается индивидуальными особенностями.

- это осуществление принципа индивидуального подхода.

Технология индивидуализированного обучения –организация процесса обучения, при которой

индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Индивидуализация распространяется на каждого ребенка;

Ребенок субъект собственной деятельности

От педагога ожидается большая гибкость и открытость новым

идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению

происходящего.

Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может

быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно

одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные

знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.

Цель

:

содействие максимальному раскрытию и самораскрытию

потенциальных возможностей развития личности.

Условия организации жизнедеятельности детей в группе:

-

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных

особенностей и способностей каждого ребёнка;

-

Создание безопасной предметно-пространственной развивающей среды для

реализации ребенком своих замыслов индивидуально или с вместе с другими;

-

Обеспечение продуктивной активности, гибкости в ходе осуществления

деятельности;

-

Условия для свободного выбора детьми содержания, вида деятельности,

материалов, места и способов действий, партнерств;

-

Недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы и

самостоятельности в разных видах деятельности;

-

Обеспечение времени для свободной игры.

-

Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка,

непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе

посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе

выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Методы планирования индивидуализации обучения

-Метод диагностики;

- Метод создания ситуации успеха ;

- Метод расширение спектра материалов;

- Презентации продуктов детской деятельности;

- Организация специальных образовательных ситуаций;

- Свободная деятельность детей творческого и продуктивного

характера;

- Совместная познавательная деятельность субъектов в системе

«взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок».

- Наблюдение за деятельностью детей,

анализ результатов этих

наблюдений.

- Составление индивидуальных образовательных маршрутов развития

детей

- Организация кружковой работы ребенка

Гендерная технология

Гендерная технология – это личностно - ориентированное

взаимодействие взрослого с ребёнком с учётом гендерного

подхода. Современные требования индивидуального подхода к

формированию личности не могут быть выполнены без учёта

специфики

гендерной

принадлежности,

а

социализация

ребёнка не может осуществиться без формирования гендерной

идентичности.

Принцип

индивидуализации

дошкольного

о б р а з о в а н и я

п р е д п о л а г а е т

в к л ю ч е н и я

гендерного компонента в развитии ребёнка.

Гендерным технологиям соответствуют все виды

детской деятельности и, прежде всего, игра.

Организация гендеронаправленной

предметно-развивающей среды

Содержание игровых и развивающих центров обеспечивает удовлетворение

интересов и свободу выбора деятельности для мальчиков и девочек.

В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного

поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и

женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о

детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, защищая Родину, строят

мосты, водят и ремонтируют автомобили.

Игровая

деятельность

В центре внимания

интересов и

потребностей

девочки с раннего

возраста

находится человек

и сфера его

непосредственного

бытия. Девочек

чаще привлекают

домашние дела.

В группе

созданы условия

для игр

девочек-«Семья

»,

«Поликлиника»,

«Парикмахерска

я», «Магазин»,

Столовая» со

всеми

необходимыми

атрибутами.

.

Сфера

интересов

мальчиков

связана с их

высокой

двигательной и

познавательной

активностью

В группе

созданы условия

для игр

мальчикам-«Вод

ители»,

«Строители»,

«Военные»,

«МЧС» со всеми

необходимыми

атрибутами.

Организация гендеронаправленной

предметно-развивающей среды

Трудовая

деятельность

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой

деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же

распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют

работу, связанную с применением физической силы, девочки- с

аккуратностью.

Организация гендеронаправленной

предметно-развивающей среды

Коммуникативна

я деятельность

Гендерное воспитание осуществляется не только в игровой

деятельности, но и в образовательном процессе. Направлен на

обогащение представлений мальчиков и девочек об их настоящих и

будущих социальных ролях в обществе и семье. Формирование

взаимоотношений между мальчиками – будущими мужчинами и

девочками – будущими женщинами.

Организация гендеронаправленной

предметно-развивающей среды

Восприятие

художественной

литературы

Чтение и обсуждение художественных произведений, рассматривание

иллюстраций: всё это способствует формированию гендерной устойчивости. На

примере героев мальчики и девочки учатся строить доброжелательные

взаимоотношения, осознают свою социальную роль. Одни герои воспитывают в

мальчиках мужественность, смелость, трудолюбие, благородство, умение

преодолевать трудности, защитника своих близких и Отечества, а в девочках –

женственность, доброту, отзывчивость, мягкость, терпимость, заботу, любовь к

детям, мудрую женщину, мать, хранительницу семейного очага.

Организация гендеронаправленной

предметно-развивающей среды

Изобразительна

я деятельность

Дифференцированный подход к девочкам и мальчикам, обусловлен их

психофизическими особенностями. И продуктивная деятельность не

исключение. Девочки по ряду параметров опережают в развитии

мальчиков дошкольников. Они обладают большей ручной умелостью

(лучше развита мелкая моторика), они более усидчивы в работе, более

аккуратны, лучше удерживают в памяти алгоритм выполнения задания,

более внимательны и отзывчивы.

Организация гендеронаправленной

предметно-развивающей среды

Музыкальная

деятельность

На занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в

различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев

мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем

акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. Мальчики

разучивают движения требующие мужской силы, ловкости. У девочек

преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, танцы с цветами,

зонтиками, куклами). Всё это способствует развитию представлений

ребёнка о своём поле

.

Организация гендеронаправленной

предметно-развивающей среды

Двигательная

деятельность

Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек,

осуществляется дифференцированный подход к ним в процессе физического

воспитания. В процессе специально организованной деятельности развивают

физические качества, которые принято считать сугубо женскими или

мужскими. Различия в обучении сложным двигательным движениям (метание

на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке-

девочкам). Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи,

волки, а девочки-пчёлки, зайчики и т.д.)

Организация гендеронаправленной

предметно-развивающей среды

Театральная

деятельность

Один из приемов гендерного воспитания проявляется в театрализованной

деятельности. Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка

спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца,

позволяют овладеть традиционными свойствами личности –

женственности для девочек и мужественности для мальчиков.

Принцип индивидуализации обучения в

работе с детьми

С целью индивидуализации

педагогического процесса используются

следующие компоненты детской

субкультуры. В группе есть стенд «Уголок

именинника», зона развития «Мое

настроение», «Кто сегодня в группе…»

Материалы в группе могут также

воплощаться во временных

компонентах детской субкультуры, т. е.

присутствующих периодически,

например, коллекциях. В группе

прошел конкурс «Вторая жизнь

коробки», где родители изготовили

своими руками множество мобильных

игровых коробок.

Коллекционирование – доступный

детям вид деятельности, учитывающий

их индивидуальные интересы и

удовлетворяющий потребности в

«собирательстве сокровищ».

В процессе коллекционирования

ребенок учится систематизировать и

изучать собираемые предметы.

Представляя детям чью-либо

коллекцию, рассказывая о ней, он

вызывает у сверстников интерес к

созданию собственной. Коллекции

представлены пятёрками, открытками,

иллюстрациями, игрушками и др.

Применение ГРУППОВОГО СБОРА.

Применяем с целью, чтобы дети могли пообщаться, вместе поиграть в групповые игры, планируем

дела на день, распределяем обязанности. У каждого ребёнка своя подушка-думка. Проводится в

определённое время и место. Вводится элемент с игрушечным микрофоном, он создает эффект

игры. Всё о стимулирует детскую активность, позволяет сделать собственные выводы, придумать

свое новое решение.

Специфика организации индивидуального подхода в работе с детьми

Он нужен во всех видах детской деятельности и на протяжении

всего дня. Но особенно он хорош на занятии, так как на нем, в

основном, происходит организованное обучение и развитие.

Суть индивидуального подхода заключается в подборе средств

педагогического воздействия на каждого ребенка в отдельности с

учетом всех его особенностей.

Систематическое проведение

индивидуальной работы с детьми

является основным в педагогическом

процессе, он помогает формированию

характера, всестороннему развитию

личности ребёнка, способствует

организации и воспитанию дружного

детского коллектива.

Роль воспитателя в организации образовательной деятельности

1.Самостоятельная и

совместная деятельность в

центрах активности

Воспитатель может:

а) работать в одном из центров;

б) переходить от центра к центру

оказывая помощь;

в) переходить от центра к центру,

наблюдая за деятельностью детей;

г) наблюдать за конкретным ребенком

2. Организованная деятельность

Работу по подготовке детей к самоорганизации разных видов деятельности

целесообразно проводить на занятиях в качестве составной их части

Кружковая деятельность носит

систематичный характер. Работа

направлена на интеллектуальное,

речевое развитие (объединить

усилия семьи и детского сада в

подготовке детей к школе).

Родители участвуют в мастер-

классах, открытых занятиях.

Дополнительное образование

Систематическая, правильно организованная работа с детьми даёт положительные

результаты:

-

высокий уровень коммуникативных умений;

-

приобретение опыта взаимодействия с другими детьми;

-

развитие

у

детей

таких

жизненно

необходимых

социальных

навыков

как

инициативность, самостоятельность, творчество.

Формы работы с родителями

Анкетирование родителей

Показ опыта через организацию презентацией,

выставок

Родительские собрания

Проекты

Выставки творчества

Досуги, развлечения

Творческие мастерские

Сайт детского сада ( трансляция жизни группы)

Страничка группы в «Контакте

СМС почта (обратная связь)

Домашнее фото, видео проекты, задания

Индивидуальные формы работы: консультации, беседы, поручения родителям, изучение опыта семейного

воспитания (посещение семей); индивидуальные альбомы «домашних заданий» и др.) создают большие

возможности для укрепления связи между семьёй и детским садом, помогают найти индивидуальный стиль

взаимоотношений с каждым родителем; а родителям даёт возможность поделиться с педагогом своими мыслями,

сомнениями. Все это помогает лучше понять ребенка, найти оптимальные пути создания единой линии

воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности

каждого

ребенка

при

условии,

если

он

осуществляется

в

определенной

последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.

Осуществляется изучение проявлений ребенка, установление причины формирования

особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и

методов, четких организационных форм осуществления индивидуального подхода к

каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми.

Таким

образом,

образовательный

процесс

в

группе

мы

строим

с

учётом

индивидуальных

о с о б е н н о с т е й

к а ж д о г о

р е б ё н к а .

индивидуализация образовательного процесса

позволяет учитывать интересы, возможности и

социальную ситуацию развития воспитанников

дошкольной образовательной организации.

Индивидуализация

является

важнейшим

элементом

программы

,

ориентированной

на

ребёнка.

Заключение

1.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. -М.: Академия, 2002.

2.Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. Пособие для воспитателя детского сада. -

М.: Просвещение, 1995.

3.Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., К21 Марич Е.М. Организация

развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным

государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические

рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и

родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д.

Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

4."Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в

силу для СССР 15.09.1990)

5.Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность. – М, 1996 –78 с.

6.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в

Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

7.Свирская Л.М. Индивидуализация образов

ания детей дошкольного возраста. – М.:

Просвещение, 2015.

Список рекомендуемой литературы



В раздел образования