Автор: Рубцова Марина Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №74"
Населённый пункт: Город Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Презентация опыта работы
Тема: Реализация принципа индивидуализации детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Информационный
цикл
Реализация принципа
индивидуализации детей
дошкольного возраста
Подготовила: Рубцова М.В.
Одним из основных принципов дошкольного образования, провозглашенных в ФГОС ДО
является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования. (далее -
индивидуализация дошкольного образования).
Согласно примерной программе «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, с учетом которой
разработана основная общеобразовательная программа дошкольного образования
нашего учреждения «необходимо обогащенное развитие детей дошкольного
возраста, обеспечивающее единый процесс социализации – индивидуализации
личности дошкольника через осознание ребенком своих потребностей, возможностей
и способностей».
Пояснительная записка
Индивидуализация образования -
- это организация образовательного процесса, при котором выбор способов, приёмов, темпа
обучения обусловливается индивидуальными особенностями.
- это осуществление принципа индивидуального подхода.
Технология индивидуализированного обучения –организация процесса обучения, при которой
индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
•
Индивидуализация распространяется на каждого ребенка;
•
Ребенок субъект собственной деятельности
•
От педагога ожидается большая гибкость и открытость новым
идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению
происходящего.
•
Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может
быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно
одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные
знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.
Цель
:
содействие максимальному раскрытию и самораскрытию
потенциальных возможностей развития личности.
Условия организации жизнедеятельности детей в группе:
-
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей и способностей каждого ребёнка;
-
Создание безопасной предметно-пространственной развивающей среды для
реализации ребенком своих замыслов индивидуально или с вместе с другими;
-
Обеспечение продуктивной активности, гибкости в ходе осуществления
деятельности;
-
Условия для свободного выбора детьми содержания, вида деятельности,
материалов, места и способов действий, партнерств;
-
Недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы и
самостоятельности в разных видах деятельности;
-
Обеспечение времени для свободной игры.
-
Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка,
непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе
выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Методы планирования индивидуализации обучения
-Метод диагностики;
- Метод создания ситуации успеха ;
- Метод расширение спектра материалов;
- Презентации продуктов детской деятельности;
- Организация специальных образовательных ситуаций;
- Свободная деятельность детей творческого и продуктивного
характера;
- Совместная познавательная деятельность субъектов в системе
«взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок».
- Наблюдение за деятельностью детей,
анализ результатов этих
наблюдений.
- Составление индивидуальных образовательных маршрутов развития
детей
- Организация кружковой работы ребенка
Гендерная технология
Гендерная технология – это личностно - ориентированное
взаимодействие взрослого с ребёнком с учётом гендерного
подхода. Современные требования индивидуального подхода к
формированию личности не могут быть выполнены без учёта
специфики
гендерной
принадлежности,
а
социализация
ребёнка не может осуществиться без формирования гендерной
идентичности.
Принцип
индивидуализации
дошкольного
о б р а з о в а н и я
п р е д п о л а г а е т
в к л ю ч е н и я
гендерного компонента в развитии ребёнка.
Гендерным технологиям соответствуют все виды
детской деятельности и, прежде всего, игра.
Организация гендеронаправленной
предметно-развивающей среды
Содержание игровых и развивающих центров обеспечивает удовлетворение
интересов и свободу выбора деятельности для мальчиков и девочек.
В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного
поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и
женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о
детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, защищая Родину, строят
мосты, водят и ремонтируют автомобили.
Игровая
деятельность
В центре внимания
интересов и
потребностей
девочки с раннего
возраста
находится человек
и сфера его
непосредственного
бытия. Девочек
чаще привлекают
домашние дела.
В группе
созданы условия
для игр
девочек-«Семья
»,
«Поликлиника»,
«Парикмахерска
я», «Магазин»,
Столовая» со
всеми
необходимыми
атрибутами.
.
Сфера
интересов
мальчиков
связана с их
высокой
двигательной и
познавательной
активностью
В группе
созданы условия
для игр
мальчикам-«Вод
ители»,
«Строители»,
«Военные»,
«МЧС» со всеми
необходимыми
атрибутами.
Организация гендеронаправленной
предметно-развивающей среды
Трудовая
деятельность
Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой
деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же
распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют
работу, связанную с применением физической силы, девочки- с
аккуратностью.
Организация гендеронаправленной
предметно-развивающей среды
Коммуникативна
я деятельность
Гендерное воспитание осуществляется не только в игровой
деятельности, но и в образовательном процессе. Направлен на
обогащение представлений мальчиков и девочек об их настоящих и
будущих социальных ролях в обществе и семье. Формирование
взаимоотношений между мальчиками – будущими мужчинами и
девочками – будущими женщинами.
Организация гендеронаправленной
предметно-развивающей среды
Восприятие
художественной
литературы
Чтение и обсуждение художественных произведений, рассматривание
иллюстраций: всё это способствует формированию гендерной устойчивости. На
примере героев мальчики и девочки учатся строить доброжелательные
взаимоотношения, осознают свою социальную роль. Одни герои воспитывают в
мальчиках мужественность, смелость, трудолюбие, благородство, умение
преодолевать трудности, защитника своих близких и Отечества, а в девочках –
женственность, доброту, отзывчивость, мягкость, терпимость, заботу, любовь к
детям, мудрую женщину, мать, хранительницу семейного очага.
Организация гендеронаправленной
предметно-развивающей среды
Изобразительна
я деятельность
Дифференцированный подход к девочкам и мальчикам, обусловлен их
психофизическими особенностями. И продуктивная деятельность не
исключение. Девочки по ряду параметров опережают в развитии
мальчиков дошкольников. Они обладают большей ручной умелостью
(лучше развита мелкая моторика), они более усидчивы в работе, более
аккуратны, лучше удерживают в памяти алгоритм выполнения задания,
более внимательны и отзывчивы.
Организация гендеронаправленной
предметно-развивающей среды
Музыкальная
деятельность
На занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в
различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев
мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем
акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. Мальчики
разучивают движения требующие мужской силы, ловкости. У девочек
преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, танцы с цветами,
зонтиками, куклами). Всё это способствует развитию представлений
ребёнка о своём поле
.
Организация гендеронаправленной
предметно-развивающей среды
Двигательная
деятельность
Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек,
осуществляется дифференцированный подход к ним в процессе физического
воспитания. В процессе специально организованной деятельности развивают
физические качества, которые принято считать сугубо женскими или
мужскими. Различия в обучении сложным двигательным движениям (метание
на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке-
девочкам). Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи,
волки, а девочки-пчёлки, зайчики и т.д.)
Организация гендеронаправленной
предметно-развивающей среды
Театральная
деятельность
Один из приемов гендерного воспитания проявляется в театрализованной
деятельности. Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка
спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца,
позволяют овладеть традиционными свойствами личности –
женственности для девочек и мужественности для мальчиков.
Принцип индивидуализации обучения в
работе с детьми
С целью индивидуализации
педагогического процесса используются
следующие компоненты детской
субкультуры. В группе есть стенд «Уголок
именинника», зона развития «Мое
настроение», «Кто сегодня в группе…»
Материалы в группе могут также
воплощаться во временных
компонентах детской субкультуры, т. е.
присутствующих периодически,
например, коллекциях. В группе
прошел конкурс «Вторая жизнь
коробки», где родители изготовили
своими руками множество мобильных
игровых коробок.
Коллекционирование – доступный
детям вид деятельности, учитывающий
их индивидуальные интересы и
удовлетворяющий потребности в
«собирательстве сокровищ».
В процессе коллекционирования
ребенок учится систематизировать и
изучать собираемые предметы.
Представляя детям чью-либо
коллекцию, рассказывая о ней, он
вызывает у сверстников интерес к
созданию собственной. Коллекции
представлены пятёрками, открытками,
иллюстрациями, игрушками и др.
Применение ГРУППОВОГО СБОРА.
Применяем с целью, чтобы дети могли пообщаться, вместе поиграть в групповые игры, планируем
дела на день, распределяем обязанности. У каждого ребёнка своя подушка-думка. Проводится в
определённое время и место. Вводится элемент с игрушечным микрофоном, он создает эффект
игры. Всё о стимулирует детскую активность, позволяет сделать собственные выводы, придумать
свое новое решение.
Специфика организации индивидуального подхода в работе с детьми
Он нужен во всех видах детской деятельности и на протяжении
всего дня. Но особенно он хорош на занятии, так как на нем, в
основном, происходит организованное обучение и развитие.
Суть индивидуального подхода заключается в подборе средств
педагогического воздействия на каждого ребенка в отдельности с
учетом всех его особенностей.
Систематическое проведение
индивидуальной работы с детьми
является основным в педагогическом
процессе, он помогает формированию
характера, всестороннему развитию
личности ребёнка, способствует
организации и воспитанию дружного
детского коллектива.
Роль воспитателя в организации образовательной деятельности
1.Самостоятельная и
совместная деятельность в
центрах активности
Воспитатель может:
а) работать в одном из центров;
б) переходить от центра к центру
оказывая помощь;
в) переходить от центра к центру,
наблюдая за деятельностью детей;
г) наблюдать за конкретным ребенком
2. Организованная деятельность
Работу по подготовке детей к самоорганизации разных видов деятельности
целесообразно проводить на занятиях в качестве составной их части
Кружковая деятельность носит
систематичный характер. Работа
направлена на интеллектуальное,
речевое развитие (объединить
усилия семьи и детского сада в
подготовке детей к школе).
Родители участвуют в мастер-
классах, открытых занятиях.
Дополнительное образование
Систематическая, правильно организованная работа с детьми даёт положительные
результаты:
-
высокий уровень коммуникативных умений;
-
приобретение опыта взаимодействия с другими детьми;
-
развитие
у
детей
таких
жизненно
необходимых
социальных
навыков
как
инициативность, самостоятельность, творчество.
Формы работы с родителями
Анкетирование родителей
Показ опыта через организацию презентацией,
выставок
Родительские собрания
Проекты
Выставки творчества
Досуги, развлечения
Творческие мастерские
Сайт детского сада ( трансляция жизни группы)
Страничка группы в «Контакте
СМС почта (обратная связь)
Домашнее фото, видео проекты, задания
Индивидуальные формы работы: консультации, беседы, поручения родителям, изучение опыта семейного
воспитания (посещение семей); индивидуальные альбомы «домашних заданий» и др.) создают большие
возможности для укрепления связи между семьёй и детским садом, помогают найти индивидуальный стиль
взаимоотношений с каждым родителем; а родителям даёт возможность поделиться с педагогом своими мыслями,
сомнениями. Все это помогает лучше понять ребенка, найти оптимальные пути создания единой линии
воздействия на ребенка в детском саду и дома.
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности
каждого
ребенка
при
условии,
если
он
осуществляется
в
определенной
последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.
Осуществляется изучение проявлений ребенка, установление причины формирования
особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и
методов, четких организационных форм осуществления индивидуального подхода к
каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми.
Таким
образом,
образовательный
процесс
в
группе
мы
строим
с
учётом
индивидуальных
о с о б е н н о с т е й
к а ж д о г о
р е б ё н к а .
индивидуализация образовательного процесса
позволяет учитывать интересы, возможности и
социальную ситуацию развития воспитанников
дошкольной образовательной организации.
Индивидуализация
является
важнейшим
элементом
программы
,
ориентированной
на
ребёнка.
Заключение
1.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. -М.: Академия, 2002.
2.Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. Пособие для воспитателя детского сада. -
М.: Просвещение, 1995.
3.Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., К21 Марич Е.М. Организация
развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические
рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и
родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д.
Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
4."Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в
силу для СССР 15.09.1990)
5.Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность. – М, 1996 –78 с.
6.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в
Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
7.Свирская Л.М. Индивидуализация образов
ания детей дошкольного возраста. – М.:
Просвещение, 2015.
Список рекомендуемой литературы