Напоминание

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС


Автор: Суханова Лилия Январьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д⁄с Колокольчик
Населённый пункт: п.Витим, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Проектно – исследовательская деятельность
Тема: Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Описание опыта работы

Тема: «Проектно – исследовательская деятельность

по формированию основ безопасности жизнедеятельности

у детей старшего дошкольного возраста

в рамках реализации ФГОС»

Автор:

Суханова Лилия Январьевна – воспитатель

МБДОУ ЦРР д/с «Колокольчик»

Введение

Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его

обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких

предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления,

представители биологического мира. С течением времени стали появляться

опасности,

творцом

которых

стал

сам

человек.

В

третьем

тысячелетии

актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у

подрастающего

поколения

сознательного

отношения

к

вопросам

личной

безопасности

в

связи

с

проявлениями

разрушительных

сил

природы,

увеличения

количества

промышленных

аварий

и

катастроф,

опасности

социального

характера,

отсутствия

навыков

правильного

поведения

в

чрезвычайных ситуациях.

2

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Основная часть

Глава

1.

Теоретические

основы

формирования

основ

б е з о п а с н о с т и

ж и з н е д е я т е л ь н о с т и

в

п с и х о л о г о -

педагогической литературе

6

1.1.

Понятие о безопасности. Концептуальные подходы, этапы

работы.

6

1.2. Сущность проектной деятельности.

8

Глава

2.

Система

работы

по

формированию

основ

безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников

10

2.2. Организация педагогического процесса.

10-11

Заключение

19

Список использованных источников

20

Приложение

23

Актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной

сфере обусловлена растущей заболеваемостью, травматизмом. Именно этим

определяется

место

и

роль

обеспечения

безопасности

образовательных

учреждений в системе национальной безопасности России.

В

определении

понятия

«безопасность»

можно

выделить

базовые

элементы:

большая часть авторов (Н.А. Едимская, М.А. Котик, Р.Б. Стеркиной)

под

безопасностью

понимает

состояние

потенциальной

жертвы,

объекта опасности;

безопасность часто рассматривается как способность объекта, явления,

процесса

сохранить

свою

сущность

и

основную

характеристику

в

условиях целенаправленного, разрушающего воздействия извне или в

самом объекте, явлении, процессе;

безопасность

-

категория

системная,

это

свойство

системы,

построенной на принципах устойчивости, саморегуляции, целостности;

б е з о п а с н о с т ь

р а с с м ат р и ва е т с я

ка к

р е ш а ю щ е е

у с л о в и е

жизнедеятельности личности, общества, государства, что позволяет им

сохранять и умножать материальные и духовные ценности;

безопасность в абсолютном своем выражении - отсутствие опасностей

и угроз в материальной и духовной сферах;

угроза - реальный признак отсутствия безопасности.

В

Письме

Минобрнауки

РФ

«Об

обеспечении

безопасности

в

образовательных

учреждениях»

указывается,

что

решение

проблем

безопасности

возможно

только

путем

применения

комплексного

подхода,

сочетающего в себе меры по развитию общей культуры обучающихся в

области безопасной жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в

опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального

характера.

В

этом

письме

впервые

уделено

внимание

формированию

культуры

безопасности

воспитанников

и

сотрудников

образовательных

учреждений. Этот вопрос нашёл своё отражение и в ФГОС от 17.10.2013г.

№ 1155.

Специалистами

разных

научных

направлений

отмечается,

что

механизмом

формирования

ответственного

отношения

человека

к

своей

безопасности должно быть образование (Н.А. Едимская, М.А. Котик, Л.А.

Михайлов, С.А. Проскурин, Ю.В. Репин и др.). Данная подготовка должна

проходить

на

всех

этапах

жизни

человека,

а

начинать

ее

необходимо

с

дошкольного

возраста

(Н.Н.

Авдеева,

О.Л.

Князева,

Р.Б.

Стеркина,

Т.Г.

Хромцова и др.). Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой,

О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и

защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными

сложными,

а

порой

опасными

жизненными

ситуациями.

Ю.В.

Репин

призывает

педагогов

прививать

детям

дошкольного

возраста

нормы

безопасного поведения в окружающей обстановке.

3

Можно констатировать, что эту работу педагоги ДОУ осуществляют

через интеграцию образовательных областей «Социально – коммуникативное

развитие»,

«Познавательно

-

речевое»,

«Физическое»,

«Художественно

эстетическое».

Наиболее очевидные проблемы - слабость материально-

технической базы, отсутствие проектов образовательной среды, отсутствие

педагогического работника, ответственного по ОБЖ и т.д.

Для реализации в ДОУ предлагаются вариативные образовательные

программы, призванные решить проблему воспитания культуры безопасного

поведения

детей.

Проведенный

анализ

программ

«Развитие»,

«Детство»,

«Радуга»,

«От

рождения

до

школы»,

«Истоки»

и

др.

показал,

что

предлагаемые

содержание,

формы,

методы

и

приемы

работы

не

обеспечивают формирование у дошкольников опыта безопасного поведения в

полном объеме. Во всех указанных программах акцент делается на усвоение

знаний об источниках опасности и мерах предосторожности, а это лишь один

из

компонентов

культуры

безопасности

жизнедеятельности

детей.

Таким

образом,

проблема

формирования

основ

безопасности

жизнедеятельности

дошкольников является актуальной и недостаточно разработанной. Из этого

возникают противоречия между необходимостью формирования знаний и

навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста и отсутствием

системы

методической

работы

по

формированию

основ

безопасности

жизнедеятельности детей.

Цель работы: формирование основ безопасности жизнедеятельности у

детей старшего дошкольного возраста через проектно – исследовательскую

деятельность в рамках реализации ФГОС.

Задачи:

1.

Формировать представления об опасных для ребенка ситуациях в

окружающем мире и способах поведения в них.

2.

Обучать детей старшего дошкольного возраста осторожному и

осмотрительному

отношению

к

потенциально

опасным

для

ребенка

ситуациям через проектно – исследовательскую деятельность.

3.

Развивать

деятельность

и

умение

ориентироваться

в

информационном

пространстве

и

применять

знания

в

решении

исследовательских задач для познания окружающей действительности.

4.

Воспитывать

культуру

безопасного

поведения

человека

в

окружающем мире.

Одним

из

перспективных

методов,

способствующих

решению

этой

проблемы, является метод проектной деятельности.

4

Основная часть

Глава 1. Теоретические основы формирования основ безопасности

жизнедеятельности в психолого-педагогической литературе

1.1.

Понятие

о

безопасности.

Концептуальные

подходы,

этапы

работы

Безопасность

-

сложное

и

многоплановое

понятие.

Здесь

можно

говорить

о

таких

взаимодействующих

системах,

как

природа,

человек,

общество, результаты человеческой деятельности и др. Все эти системы

со стоят

из

объектов,

требующих

обе спечения

б е з о п а с н о с т и ,

взаимодействующих

между

собой

с

позитивными

и

негативными

последствиями.

При

этом

центральным

фактором,

влияющим

на

все

составляющие системы безопасности, является глобальное взаимодействие в

связке

«природа-человек-общество»,

поскольку

лишь

это

взаимодействие

5

определяет

в

решающей

степени

перспективы

существования

жизни

на

Земле, включая и самого человека.

Необходимость

формирования

знаний

о

безопасности

продиктована

современной ситуацией, именно поэтому, опираясь на разработки программы

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стёркиной, ФГОС,

опыта других специалистов в этой области, мы проводим по этим темам

досуговую деятельность в нашем детском саду.

Концепцией данной работы является:

основы

педагогического

проектирования

и

организации

образовательных пространств, изложенные в исследованиях В.П. Беспалько,

В.В. Гузеева, В.М. Монахова, В.С. Безруковой, Г.К. Селевко, В.В. Серикова,

М.В. Кларина и др;

антропоцентрические

концепции

естественнонаучного

и

гуманитарного образования и идеи ценностного понимания смысла жизни

(А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, В.А. Ядов и др.);

идеи

становления

личности

в

системе

воспитания

с

позиции

формирования здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности

(О.А. Александров, И.И. Брехман, О.В. Гринина, Г.К. Зайцев, Д.И. Кича, В.В.

Колбанов,

Ю.П.

Лисицин,

В.А.

Лищук,

Ю.В.

Репин,

А.В.

Сахно,

И.Н.

Смирнов, В Д Ширшов, Г И Царегородцев, Т Г Хромцова и др.);

современные

подходы

к

образованию

культурологический,

определяющий приоритет ценностей как средств приобщения к культуре и

становлению личностных смыслов у ребенка (К.А. Абульханова-Славская,

Б.Г.

Ананьев,

Е.В.

Бондаревская,

В.И.

Слободчиков

и

др.),

средовый,

означающий опосредованное управление процессом развития ребенка через

среду

(Ю.С.

Мануйлов,

С.Л.

Новоселова,

Р.Б.

Стеркина

и

др.),

деятельностный (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.).

Работа в данном направлении состоит из ряда этапов:

На

первом

этапе

поисковом,

производился

анализ

нормативных

документов,

философской,

психолого-педагогической

и

методической

литературы. Был разработан проект образовательной среды формирования

безопасного

поведения

у

дошкольников,

мобилизующий

потенциал

педагогиче ского

коллектива

по

формированию

б е з о п а с н о с т и

жизнедеятельности у детей;

На втором этапе – организационном, осуществлялся подбор учебного

пособия,

материала

и

оборудования

для

работы,

разрабатывались

функциональные

обязанности

участников

процесса,

научно-методическое

обеспечение,

актуализировались

перспективы

самообразования

и

профессионального взаимодействия;

6

На третьем этапе – формирующем, внедрен проект образовательной

среды

дошкольного

учреждения

по

формированию

основ

безопасности

жизнедеятельности у дошкольников;

На

четвертом

этапе

обобщающем,

проводилось

обобщение

материалов

по

результатам

творческой

работы,

статистическая

обработка

результатов, формулирование выводов, оформление работы.

1.2.Сущность проектной деятельности

Обучение

детей

основам

безопасности

целесообразно

начинать

в

дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А.Сохина, О.С.

Ушаковой,

дошкольный

возраст

это

период

наиболее

интенсивного

становления и развития личности. Именно в раннем возрасте закладывается

фундамент жизненных ориентиров в окружающем мире и все, что ребёнок

усвоит в детском саду (правила безопасного поведения) прочно останется у

него навсегда.

Одним

из

перспективных

методов,

способствующих

решению

этой

проблемы,

является

метод

проектной

деятельности.

Применительно

к

детскому саду проектная деятельность активно используется в экологическом

и

патриотическом

воспитании

по

познавательному

развитию,

однако

7

недостаточно

используется

в

образовательной

деятельности

по

формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей.

Метод

проектной

деятельности

это

педагогическая

технология,

стержнем

которой

является

самостоятельная

деятельность

детей

исследовательская,

познавательная,

продуктивная,

в

процессе

которой

ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные

продукты.

Старшие

дошкольники

характеризуются

более

устойчивым

вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза,

самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

Специфика метода проектов заключается в том, что педагогическое

взаимодействие

осуществляется

в

совместной

с

ребенком

деятельности,

открывает

возможность

формирования

собственного

жизненного

опыта

ребенка.

Метод проектной деятельности способствует:

1.

Развитию критического мышления и познавательных умений детей.

2.

Формированию

умения

ориентироваться

в

информационном

пространстве и применять свои знания для решения новых задач.

3.

Овладению

исследовательскими

методами

познания

окружающей

действительности.

4.

Приобретению

коммуникативных

навыков

умения

работать

в

группах, исполняя разные социальные роли.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование

субъектной

позиции

у

ребенка,

раскрывается

его

индивидуальность,

реализуются

интересы

и

потребности,

что

в

свою

очередь

способствует

личностному

развитию

детей

и открывает

возможность

формирования

собственного жизненного опыта ребенка.

В настоящее время для реализации и внедрения в образовательный

процесс

педагогическую

технологию

метода

проектной

деятельности

по

формированию

основ

безопасности

жизнедеятельности

у

старших

дошкольников я адаптировала авторскую программу «Основы безопасности

детей

дошкольного

возраста»

(авторы

Н.Н.Авдеева,

О.Л.

Князева

Р.Б.,

Стёркина).

Глава 2. Система работы по формированию основ безопасности

жизнедеятельности у старших дошкольников

С

целью

выявления

уровня

знаний

по

основам

безопасной

деятельности

провела

диагностическое

обследование

детей,

используя

рекомендации

и

диагностические

материалы

под

редакцией

авторов

Авдеевой Н.Н., Князевой, О.Л., Стёркиной Р.Б.

Диагностические

обследования

проводила

с

целью

определения

знаний об источниках опасности, о мерах предосторожности при обращении

с опасными предметами, правильно действовать в различных жизненных

ситуациях, о здоровом образе жизни, а также возможность скорректировать

дальнейшую работу по воспитанию безопасного поведения детей.

8

Основной целью моей педагогической деятельности считаю - помочь

детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении

знаний. Проектную деятельность я рассматриваю как один из перспективных

методов.

В проектную деятельность включала дошкольников постепенно.

Тему детских проектных работ выбирала из содержания образовательной

деятельности.

Учитывала,

что

проблема

проекта,

обеспечивающая

мотивацию

включения

дошкольников

в

самостоятельную

работу,

должна

быть

в

области

познавательных

интересов

детей

и

находиться

в

зоне

ближайшего развития.

На

этапе

разработки

содержания

образовательной

деятельности,

связанных с темами проектов по ОБЖ, продумала и организовала предметно -

пространственную развивающую образовательную

среду в группе, чтобы

она являлась «фоном» к поисковой деятельности. Образовательная среда в

группе

представляет

систему

условий

социализации

и

развития

детей,

включая:

про странственно

временные

условия

(гибко сть

и

трансформируемость предметного пространства);

социальные

(формы

сотрудничества

и

общения,

ролевые

и

межличностные отношения детей и педагогов),

деятельностные

(доступность

и

разнообразие

ви дов

деятельности, которые соответствуют возрастным особенностям

дошкольников, задачам развития и социализации) условия.

1.

«Центр

безопасности»

дополнила

и

систематизировала

материалами:

практический:

щит

безопасности,

макет

улицы

с

дорожными

знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор. Пособие для

сюжетных игр «Автобус», «Водитель», «Спасатели», «Скорая помощь» и др.

наглядный:

«Как

избежать

неприятности»,

«Если

малыш

поранился», «Не играй с огнем»; план – схема микрорайона, в котором

находится детский сад, с отметкой опасных участков; плакаты по ОБЖ по

темам

«Пожарная

безопасность

для

дошкольников»,

«Твоя

безопасность

малыш», «Один дома».

2.

«Игровой центр» дополнила содержанием следующих игр:

дидактические

игры:

«Опасно

-

не

опасно»,

«Продолжи

ряд»,

«Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Так - не так»

развивающие

настольные

игры:

«Азбука

безопасно сти»,

«Чрезвычайные

ситуации

в

доме»,

«Внимание!

Дорога!»,

«Пирамида

здоровья», «Дорожные знаки», «Лото осторожностей», «Час пик», «Лото

пешехода» и др.;

3.

В «Литературный центр» внесла познавательную и художественную

литературу

по

ОБЖ,

фотоальбомы,

иллюстрации

для

рассматривания

и

обсуждения

различных

ситуаций

безопасного

поведения

в

окружающем

мире.

Описание ресурсов

9

Особое

внимание

обращаю

на

безопасность

предметно

пространственной среды: соответствие всех её элементов по обеспечению

надёжности и безопасности их использования.

Разработала долгосрочный проект «Формула безопасности», который

состоит

из

шести

краткосрочных

проектов

по

воспитанию

основ

безопасности жизнедеятельности.

Рисунок 1

Проект представляет собой единую систему взаимосвязанных тем –

краткосрочных проектов, которые учитывают возрастные особенности

детей. Содержание, цели и задачи проектов различны, но все они направлены

на

формирование

у

дошкольников

опыта

безопасного

поведения

в

окружающей действительности (Приложение № 1).

Организовала работу с детьми через следующие формы:

10

Рисунок 2

В своей работе использовала различные виды проектов:

исследовательско-творческие

информационно - практико-ориентированные

творческие

игровые

С

целью

формирование

первичных

ценностей

представлений

о

здоровье

и

здоровом

образе

жизни с

детьми

защитили исследовательско-

творческие

проекты «Зимние

забавы», «Будь

здоров!».

Реализовала

поставленные

задачи

через беседы

«Как

работает

мой

организм»,

«Витамины

я

люблю

быть

здоровым

я

хочу»,

«Пирамида

здоровья»,

развлечение

«В

стране

болючки».

Чтобы

закрепить у

детей

правила

поведения

на

участке,

горке

зимой

внедрили

краткосрочный

проект

«Зимние забавы».

С целью формирования первичных представлений о себе, освоении

общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками в контексте

безопасного поведения внедрила информационно-практико-ориентированные

проекты:

«Осторожно:

незнакомец!»,

«О

самом

главном!».

Для

формирования целостной картины мира и расширения кругозора в части

представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах

11

сохранения

здоровья

и

жизни,

безопасности

окружающей

природы

в

реализацию проектов включила познавательные минутки, тренинги: «Чтоб

здоровым

быть

всегда,

нужно

заниматься!», «Осторожно: гололёд!», «Как

вести себя на горке?», «Ток бежит по проводам».

В

реализации

творческих

проектов

проводила конкурсы – выставок

рисунков: «Опасные предметы в доме», «Правила на всю жизнь»; «Дорожные

истории», «Виды спорта». С детьми разыгрывала тематические сценки «Если

ребёнок потерялся на улице», игру «Свой – чужой».

Использовала

игры,

игровые

упражнения,

импровизации

для

формирования

способности

наиболее

адекватно

использовать

имеющиеся

двигательные возможности в условиях, моделирующих сложных и опасные

жизненные ситуации. В реализации ролево - игрового проекта "Безопасное

дорожное движение - главное для детей умение!" использовала подвижные

игры:

«Воробышки

и

автомобиль»,

«Ловкий

пешеход»,

«Пешеходы

и

транспорт»,

«Красный

зеленый».

Проводила

спортивное

развлечение

«Дорожные истории», «В стране здоровья». Использовала художественные

произведения: Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой…»,

«Постовой», «Продуктовая машина», К.Чуковский «Мойдодыр», "Вовкина

победа" А. Кутафин.

Однако

есть

ограниченные

риски,

которые

нужно

минимизировать

посредством

организации профилактической работы с родителями. Круг

проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в

рамках детского сада. Нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо

правила поведения, если родители сами не всегда ему следуют. Их особая

родительская

ответственность

заключается

в

том,

чтобы

дома

было

как

можно

меньше

опасных

ситуаций.

Старалась

направлять

деятельность

родителей

в

то

русло,

которое

созвучно

задачам

и

содержанию

образовательной работы в группе. К организации поисковой и творческой

деятельности детей подключила родителей, так как один ребенок с этой

деятельностью

не

справится.

Проект

продукт

сотрудничества

и

сотворчества

воспитателей,

детей

и

родителей.

Для

выработки

единого

систематического

подхода

к

реализации

проектов,

связанных

с

безопасностью ребёнка, составила план работы с семьёй. (Приложение 2).

По темам краткосрочных проектов предлагала задания: приготовить

альбом

с

рисунками

«Опасности

дома»,

«Зимние

забавы»,

«Полезное

ядовитое», «Азбука безопасности».

Ребята вместе с родителями на свое

усмотрение выбирали задания. Старалась, чтобы задания были не слишком

трудоемкими

и

выполнялись

с

желанием

и

радостью.

В

процессе

совместной работы детей и взрослых над проектом создали книги-самоделки

«Зимние забавы», «01 предупреждает», «Разрешается – запрещается».

Хочется отметить, что такая работа сближает не только педагога и

ребенка, но и ребенка с родителями. А когда ребенок видит, что его родители

разделяют с ним его интересы, он счастлив вдвойне, и его стремление создать

проект интереснее.

12

Система работы по данному направлению позволила мне утвердиться во

мнении

о

необходимости

и

своевременности

проведения

такой

целенаправленной

работы

с

детьми

и

родителями.

Это

подтверждают

родители и разделяют коллеги позицию системы моей работы.

С целью

совершенствования образовательного процесса я участвовала в конкурсах

профессионального

мастерства

в

ДОУ

«Педагог

года

2012»,

приняла

участие в семинаре на темы «Организация работы в ДОУ по изучению ПДД и

снижению

ДДТТ»

и

«Формирование

безопасной

жизнедеятельности

дошкольников».

С

целью

формирования

общественного

сознания

и

гражданской

позиции

подрастающего

поколения

в

области

пожарной

безопасности

приняла

участие

в

городском

конкурсе

творческих

работ

«Современные средства тушения пожара».

Участвовала

в 2013 году в V

городской

научно-практической

конференции

молодых

педагогических

работников

муниципальных

образовательных

учреждений

города

Нижневартовска «Образование – будущее города» я награждена дипломом

III степени. В 2014 году получила диплом и благодарственное письмо за

подготовку

участников

Межрегионального

конкурса-викторины

для

воспитанников

5 – 7

лет «Это - Я!», а

6 воспитанников награждены

дипломами 1 и 2 степени.

В этом же году проявила себя как успешный

педагог в международном конкурсе «Пешеходный переход» и в конкурсе

«Наши

будни

и

праздники»

всероссийского

уровня,

з а

ч т о отмечена

сертификатами. В 2015 году приняла участие и награждена дипломом I

степени в конкурсе всероссийского уровня

«Наши будни и праздники в

ДОУ».

Заключение

Использование

в

работе

метода

проектной

д е я т е л ь н о с т и

способствовало

повышению

качества

образования

по

развитию

основ

безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Сравнительный

анализ

результатов

обследования

воспитанников

за

2011 - 2014 учебные года наглядно показывает положительную динамику

формирования у детей старшего возраста представлений об опасных для

ребенка ситуациях в окружающем мире и способах поведения в них.

Результатом внедрения проекта является стабильно высокий уровень

усвоения программы по образовательной области «Безопасность»: в 2012-

2013 учебном году – 91 %, 2013 -2014 учебном году – 100 %.

В

процессе

проектной

исследовательской

деятельности

на

32

%

повысился высокий уровень сформированности представлений о пожарной

безопасности. Дети имеют представления о профессиональной деятельности

пожарных, об истории создания пожарной службы, о правилах поведения при

пожаре.

Дети

уважительно

относятся

к

людям

опасных

профессий:

спасателям, работникам полиции и МЧС. Знают правила вызова пожарной

службы. Имеют представления о пожароопасных предметах и последствиях

пожара.

13

Уровень

сформированности

представлений

о

правилах

поведения

в

природе

повысился

на

26%.

Дети

знают

опасности,

которые

могут

их

подстерегать при общении с животными, на водоеме, при гололеде.

У

дошкольников

сформированы

природоведческие

знания:

о

животном

и

растительном мире родного края; представления о значении природы в жизни

людей, природоохранительной деятельности человека.

Дети совместно с

родителями

участвовали

в

природоохранных

акциях

«Марш

парков»

и

«Чистый город».

Воспитанники имеют представления о правилах безопасного поведения

в группе, на участке ДОУ, правилах обращения с опасными предметами дома.

На 24 % повысился высокий уровень сформированности представлений об

опасностях дома и на улице.

В

процессе

работы

на

28%

повысился

высокий

уровень

сформированности

представлений

о

правилах

дорожного

движения.

Воспитанники

соблюдают

правила

поведения

на

улице

и

в

транспорте,

элементарные правила дорожного движения. Способны применять знания в

игровой ситуации.

Дошкольники

имеют

начальные

представления

о

составляющих

важных

компонентах

и

факторах,

разрушающих

здоровье.

Воспитанники

умеют

определять

состояние

своего

здоровья,

высказываются

о

своем

самочувствии.

Различают

полезные

и

вредные

для

здоровья

продукты

питания.

Заключение

Изучив и обобщив опыт педагогов, психологов по формированию основ

безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

через проектную деятельность, сделан вывод, что работа над проектом имела

немаловажное

значение

для

развития

познавательных

интересов

детей.

Главной

идеей

являлось

сотрудничество

с

ребенком.

Ребенок

ставился

в

позицию организатора собственной познавательной деятельности, а педагог -

в позицию помощника, консультанта, советчика и наставника.

Данные результаты работы дают основания признать разработанный

проект

образовательной

среды

как

фактор

формирования

основы

безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников результативным,

получившим

достоверное

подтверждение.

Из

этого

следует,

что

задачи

решены, цель достигнута.

Литература

14

1.

Авдеева, Н.Н., Князева, О.Л., Стеркина, Р.Б. Безопасность. – СПб. 2002.

2.

Анастасова, Л.П., Иванова, И.В., Ижевский, П.В. Жизнь без опасностей.

Первые шаги к самостоятельности. – М.,1996.

3.

Белая, Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., 2000.

4.

Богданов, В.В., Попова, С.Н. История обыкновенных вещей. – М., 1992.

5.

Вацлавик, П. Как стать несчастным без посторонней помощи. – М., 1990.

6.

Все худшее, что может с вами случиться: Энциклопедия экстремальных

ситуаций. – М., 2001.

7.

Гаткин, Е.Я. Безопасность ребенка. М., 1997.

8.

Гостюшин, А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М., 1994.

9.

Григорьева, А.А., Сметанина, В.И. Социализация личности ребенка на

основе взаимодействия семьи и детского сада. – М., 2003.

10.

Детство:

Примерная

основная

общеобразовательная

программа

дошкольного

образования.

/Т.И.

Бабаева,

А.Г.

Гогоберидзе,

З.А.

Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб, 2011.

11. Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб. 1995.

12.

Истоки:

Базисная

программа

развития

ребенка-дошкольника.

/

JI.A.

Парамонова, А.Н. Давидчук и др. – М., 1997.

13.

Козлова,

С.А.

«Я

человек»:

Программа

приобщения

ребенка

к

социальному миру. – М., 1996.

14.

Козлова,

С.А.

Теория

и

методика

ознакомления

дошкольников

с

социальной действительностью. – М., 1998.

15.

Коломийченко,

Л.В.

Концепция

и

программа

социального

развития

дошкольников. // Детский сад от А до Я. – 2004, №4.

16. Маркова, Л.С. Управленческая деятельность руководителя. – М., 2003.

17.

Маркова,

С.М.

Методолого-теоретические

основы

педагогического

проектирования

в

условиях

многоуровневого

непрерывного

профессионального образования. – Н. Новгород, 1994.

18. Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. – М., 1988.

19.

Парамонова

Л.

Алиева

Т.

Примерная

общеразвивающая

программа

воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. //

Дошкольное воспитание. – 2003, №6.

20. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении.

– М., 2003.

21. Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М., 1993.

22. Стёркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений.

Основы

безопасности

детей

дошкольного

возраста.

//

Дошкольное

воспитание – 1997, №3.

23.Тельнова,

Ж.Н.

Развитие

познавательной

активности

детей

старшего

дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах

обучения. – Омск, 1997.

24.Фисенко

М.А.

ОБЖ.

Подготовительная

группа.

Разработки

занятий.

Волгоград. 2006

25. ФГОС

15

26. Усачев А., Березин А. Школа безопасности. – М., 1997.

27.

Хромцова

Т.Г.

Воспитание

безопасного

поведения

дошкольников

на

улице. – М., 2007.

28. Шарова О.Г. Основы пожаробезопасного поведения. – СПб, 1997.

29. Шаталин А.А. Правила пожарные без запинки знайте! Правила пожарные

строго соблюдайте! // После уроков. – 2002.

30. Шаталин А.А. Огонь – наш друг, огонь – наш враг. // После уроков. –

2003.

31.

Чермашенцева

О.В.

Основы

безопасного

поведения

дошкольников.

Волгоград, 2010.

Приложения

16

Методика проведения диагностики по разделам:

1.

«Ребёнок и другие люди».

Беседы:

«Кто

ты

незнакомец»,

«Однажды

на

улице»;

обсуждение

конкретных

ситуаций,

используя

дидактические

игры:

«Как

избежать

неприятностей», «Разложи по порядку».

2. «Ребёнок и природа».

Беседы по картинкам, плакатам; наблюдения

на участке во время прогулок и во время экскурсий; дидактические игры:

«Как

избежать

неприятностей

в

природе»,

«Кто,

где

живёт»

(про

насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы).

3.

«Ребёнок

один

дома». Занятие-практикум «Спешим на помощь»;

дидактические игры: «Как избежать неприятностей дома», «Кто поможет?»,

«Скорая помощь», «Помогите полиция!».

4. «Ребёнок на улицах города». Занятие-практикум «Мы пешеходы»;

сюжетно-ролевые

игры:

«Милиционер-регулировщик»,

«Водитель

и

пассажиры»;

дидактические

игры:

«Большая

безопасная

прогулка»,

«Дорожные знаки», «Найди ошибку».

5.

«Здоровье

ребёнка».

Беседа

«Что

вредно,

а

что

полезно».

Дидактические

игры:

«Загадай,

мы

отгадаем»

(об

органах

человека,

их

функции).

Обсуждение

ситуаций

«Пирамида

здоровья»

(культурно-

гигиенические навыки). Беседа «Малыши-крепыши» (закаливание, ЗОЖ).

Беседа: «Мои желания»; дидактические игры: «Что хорошо, что плохо».

Показатели уровня сформированности ОБЖ:

представлений о пожарной безопасности:

2012-2013 2013-2014

представлений об опасностях в быту:

17

2012 -2013 2013-2014

о правилах дорожного движения:

2012-2013 2013-2014

представлений по ЗОЖ

18

представлений о правилах поведения в природе:

Подпись участника

____________

Л.Я. Суханова

19



В раздел образования