Автор: Суханова Лилия Январьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д⁄с Колокольчик
Населённый пункт: п.Витим, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Проектно – исследовательская деятельность
Тема: Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Описание опыта работы
Тема: «Проектно – исследовательская деятельность
по формированию основ безопасности жизнедеятельности
у детей старшего дошкольного возраста
в рамках реализации ФГОС»
Автор:
Суханова Лилия Январьевна – воспитатель
МБДОУ ЦРР д/с «Колокольчик»
Введение
Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его
обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких
предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления,
представители биологического мира. С течением времени стали появляться
опасности,
творцом
которых
стал
сам
человек.
В
третьем
тысячелетии
актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у
подрастающего
поколения
сознательного
отношения
к
вопросам
личной
безопасности
в
связи
с
проявлениями
разрушительных
сил
природы,
увеличения
количества
промышленных
аварий
и
катастроф,
опасности
социального
характера,
отсутствия
навыков
правильного
поведения
в
чрезвычайных ситуациях.
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
Основная часть
Глава
1.
Теоретические
основы
формирования
основ
б е з о п а с н о с т и
ж и з н е д е я т е л ь н о с т и
в
п с и х о л о г о -
педагогической литературе
6
1.1.
Понятие о безопасности. Концептуальные подходы, этапы
работы.
6
1.2. Сущность проектной деятельности.
8
Глава
2.
Система
работы
по
формированию
основ
безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников
10
2.2. Организация педагогического процесса.
10-11
Заключение
19
Список использованных источников
20
Приложение
23
Актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной
сфере обусловлена растущей заболеваемостью, травматизмом. Именно этим
определяется
место
и
роль
обеспечения
безопасности
образовательных
учреждений в системе национальной безопасности России.
В
определении
понятия
«безопасность»
можно
выделить
базовые
элементы:
большая часть авторов (Н.А. Едимская, М.А. Котик, Р.Б. Стеркиной)
под
безопасностью
понимает
состояние
потенциальной
жертвы,
объекта опасности;
безопасность часто рассматривается как способность объекта, явления,
процесса
сохранить
свою
сущность
и
основную
характеристику
в
условиях целенаправленного, разрушающего воздействия извне или в
самом объекте, явлении, процессе;
безопасность
-
категория
системная,
это
свойство
системы,
построенной на принципах устойчивости, саморегуляции, целостности;
б е з о п а с н о с т ь
р а с с м ат р и ва е т с я
ка к
р е ш а ю щ е е
у с л о в и е
жизнедеятельности личности, общества, государства, что позволяет им
сохранять и умножать материальные и духовные ценности;
безопасность в абсолютном своем выражении - отсутствие опасностей
и угроз в материальной и духовной сферах;
угроза - реальный признак отсутствия безопасности.
В
Письме
Минобрнауки
РФ
«Об
обеспечении
безопасности
в
образовательных
учреждениях»
указывается,
что
решение
проблем
безопасности
возможно
только
путем
применения
комплексного
подхода,
сочетающего в себе меры по развитию общей культуры обучающихся в
области безопасной жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в
опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера.
В
этом
письме
впервые
уделено
внимание
формированию
культуры
безопасности
воспитанников
и
сотрудников
образовательных
учреждений. Этот вопрос нашёл своё отражение и в ФГОС от 17.10.2013г.
№ 1155.
Специалистами
разных
научных
направлений
отмечается,
что
механизмом
формирования
ответственного
отношения
человека
к
своей
безопасности должно быть образование (Н.А. Едимская, М.А. Котик, Л.А.
Михайлов, С.А. Проскурин, Ю.В. Репин и др.). Данная подготовка должна
проходить
на
всех
этапах
жизни
человека,
а
начинать
ее
необходимо
с
дошкольного
возраста
(Н.Н.
Авдеева,
О.Л.
Князева,
Р.Б.
Стеркина,
Т.Г.
Хромцова и др.). Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой,
О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и
защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными
сложными,
а
порой
опасными
жизненными
ситуациями.
Ю.В.
Репин
призывает
педагогов
прививать
детям
дошкольного
возраста
нормы
безопасного поведения в окружающей обстановке.
3
Можно констатировать, что эту работу педагоги ДОУ осуществляют
через интеграцию образовательных областей «Социально – коммуникативное
развитие»,
«Познавательно
-
речевое»,
«Физическое»,
«Художественно
–
эстетическое».
Наиболее очевидные проблемы - слабость материально-
технической базы, отсутствие проектов образовательной среды, отсутствие
педагогического работника, ответственного по ОБЖ и т.д.
Для реализации в ДОУ предлагаются вариативные образовательные
программы, призванные решить проблему воспитания культуры безопасного
поведения
детей.
Проведенный
анализ
программ
«Развитие»,
«Детство»,
«Радуга»,
«От
рождения
до
школы»,
«Истоки»
и
др.
показал,
что
предлагаемые
содержание,
формы,
методы
и
приемы
работы
не
обеспечивают формирование у дошкольников опыта безопасного поведения в
полном объеме. Во всех указанных программах акцент делается на усвоение
знаний об источниках опасности и мерах предосторожности, а это лишь один
из
компонентов
культуры
безопасности
жизнедеятельности
детей.
Таким
образом,
проблема
формирования
основ
безопасности
жизнедеятельности
дошкольников является актуальной и недостаточно разработанной. Из этого
возникают противоречия между необходимостью формирования знаний и
навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста и отсутствием
системы
методической
работы
по
формированию
основ
безопасности
жизнедеятельности детей.
Цель работы: формирование основ безопасности жизнедеятельности у
детей старшего дошкольного возраста через проектно – исследовательскую
деятельность в рамках реализации ФГОС.
Задачи:
1.
Формировать представления об опасных для ребенка ситуациях в
окружающем мире и способах поведения в них.
2.
Обучать детей старшего дошкольного возраста осторожному и
осмотрительному
отношению
к
потенциально
опасным
для
ребенка
ситуациям через проектно – исследовательскую деятельность.
3.
Развивать
деятельность
и
умение
ориентироваться
в
информационном
пространстве
и
применять
знания
в
решении
исследовательских задач для познания окружающей действительности.
4.
Воспитывать
культуру
безопасного
поведения
человека
в
окружающем мире.
Одним
из
перспективных
методов,
способствующих
решению
этой
проблемы, является метод проектной деятельности.
4
Основная часть
Глава 1. Теоретические основы формирования основ безопасности
жизнедеятельности в психолого-педагогической литературе
1.1.
Понятие
о
безопасности.
Концептуальные
подходы,
этапы
работы
Безопасность
-
сложное
и
многоплановое
понятие.
Здесь
можно
говорить
о
таких
взаимодействующих
системах,
как
природа,
человек,
общество, результаты человеческой деятельности и др. Все эти системы
со стоят
из
объектов,
требующих
обе спечения
б е з о п а с н о с т и ,
взаимодействующих
между
собой
с
позитивными
и
негативными
последствиями.
При
этом
центральным
фактором,
влияющим
на
все
составляющие системы безопасности, является глобальное взаимодействие в
связке
«природа-человек-общество»,
поскольку
лишь
это
взаимодействие
5
определяет
в
решающей
степени
перспективы
существования
жизни
на
Земле, включая и самого человека.
Необходимость
формирования
знаний
о
безопасности
продиктована
современной ситуацией, именно поэтому, опираясь на разработки программы
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стёркиной, ФГОС,
опыта других специалистов в этой области, мы проводим по этим темам
досуговую деятельность в нашем детском саду.
Концепцией данной работы является:
основы
педагогического
проектирования
и
организации
образовательных пространств, изложенные в исследованиях В.П. Беспалько,
В.В. Гузеева, В.М. Монахова, В.С. Безруковой, Г.К. Селевко, В.В. Серикова,
М.В. Кларина и др;
антропоцентрические
концепции
естественнонаучного
и
гуманитарного образования и идеи ценностного понимания смысла жизни
(А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, В.А. Ядов и др.);
идеи
становления
личности
в
системе
воспитания
с
позиции
формирования здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности
(О.А. Александров, И.И. Брехман, О.В. Гринина, Г.К. Зайцев, Д.И. Кича, В.В.
Колбанов,
Ю.П.
Лисицин,
В.А.
Лищук,
Ю.В.
Репин,
А.В.
Сахно,
И.Н.
Смирнов, В Д Ширшов, Г И Царегородцев, Т Г Хромцова и др.);
современные
подходы
к
образованию
культурологический,
определяющий приоритет ценностей как средств приобщения к культуре и
становлению личностных смыслов у ребенка (К.А. Абульханова-Славская,
Б.Г.
Ананьев,
Е.В.
Бондаревская,
В.И.
Слободчиков
и
др.),
средовый,
означающий опосредованное управление процессом развития ребенка через
среду
(Ю.С.
Мануйлов,
С.Л.
Новоселова,
Р.Б.
Стеркина
и
др.),
деятельностный (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.).
Работа в данном направлении состоит из ряда этапов:
На
первом
этапе
–
поисковом,
производился
анализ
нормативных
документов,
философской,
психолого-педагогической
и
методической
литературы. Был разработан проект образовательной среды формирования
безопасного
поведения
у
дошкольников,
мобилизующий
потенциал
педагогиче ского
коллектива
по
формированию
б е з о п а с н о с т и
жизнедеятельности у детей;
На втором этапе – организационном, осуществлялся подбор учебного
пособия,
материала
и
оборудования
для
работы,
разрабатывались
функциональные
обязанности
участников
процесса,
научно-методическое
обеспечение,
актуализировались
перспективы
самообразования
и
профессионального взаимодействия;
6
На третьем этапе – формирующем, внедрен проект образовательной
среды
дошкольного
учреждения
по
формированию
основ
безопасности
жизнедеятельности у дошкольников;
На
четвертом
этапе
–
обобщающем,
проводилось
обобщение
материалов
по
результатам
творческой
работы,
статистическая
обработка
результатов, формулирование выводов, оформление работы.
1.2.Сущность проектной деятельности
Обучение
детей
основам
безопасности
целесообразно
начинать
в
дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А.Сохина, О.С.
Ушаковой,
дошкольный
возраст
–
это
период
наиболее
интенсивного
становления и развития личности. Именно в раннем возрасте закладывается
фундамент жизненных ориентиров в окружающем мире и все, что ребёнок
усвоит в детском саду (правила безопасного поведения) прочно останется у
него навсегда.
Одним
из
перспективных
методов,
способствующих
решению
этой
проблемы,
является
метод
проектной
деятельности.
Применительно
к
детскому саду проектная деятельность активно используется в экологическом
и
патриотическом
воспитании
по
познавательному
развитию,
однако
7
недостаточно
используется
в
образовательной
деятельности
по
формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей.
Метод
проектной
деятельности
– это
педагогическая
технология,
стержнем
которой
является
самостоятельная
деятельность
детей
–
исследовательская,
познавательная,
продуктивная,
в
процессе
которой
ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные
продукты.
Старшие
дошкольники
характеризуются
более
устойчивым
вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза,
самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Специфика метода проектов заключается в том, что педагогическое
взаимодействие
осуществляется
в
совместной
с
ребенком
деятельности,
открывает
возможность
формирования
собственного
жизненного
опыта
ребенка.
Метод проектной деятельности способствует:
1.
Развитию критического мышления и познавательных умений детей.
2.
Формированию
умения
ориентироваться
в
информационном
пространстве и применять свои знания для решения новых задач.
3.
Овладению
исследовательскими
методами
познания
окружающей
действительности.
4.
Приобретению
коммуникативных
навыков
умения
работать
в
группах, исполняя разные социальные роли.
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование
субъектной
позиции
у
ребенка,
раскрывается
его
индивидуальность,
реализуются
интересы
и
потребности,
что
в
свою
очередь
способствует
личностному
развитию
детей
и открывает
возможность
формирования
собственного жизненного опыта ребенка.
В настоящее время для реализации и внедрения в образовательный
процесс
педагогическую
технологию
метода
проектной
деятельности
по
формированию
основ
безопасности
жизнедеятельности
у
старших
дошкольников я адаптировала авторскую программу «Основы безопасности
детей
дошкольного
возраста»
(авторы
Н.Н.Авдеева,
О.Л.
Князева
Р.Б.,
Стёркина).
Глава 2. Система работы по формированию основ безопасности
жизнедеятельности у старших дошкольников
С
целью
выявления
уровня
знаний
по
основам
безопасной
деятельности
провела
диагностическое
обследование
детей,
используя
рекомендации
и
диагностические
материалы
под
редакцией
авторов
Авдеевой Н.Н., Князевой, О.Л., Стёркиной Р.Б.
Диагностические
обследования
проводила
с
целью
определения
знаний об источниках опасности, о мерах предосторожности при обращении
с опасными предметами, правильно действовать в различных жизненных
ситуациях, о здоровом образе жизни, а также возможность скорректировать
дальнейшую работу по воспитанию безопасного поведения детей.
8
Основной целью моей педагогической деятельности считаю - помочь
детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении
знаний. Проектную деятельность я рассматриваю как один из перспективных
методов.
В проектную деятельность включала дошкольников постепенно.
Тему детских проектных работ выбирала из содержания образовательной
деятельности.
Учитывала,
что
проблема
проекта,
обеспечивающая
мотивацию
включения
дошкольников
в
самостоятельную
работу,
должна
быть
в
области
познавательных
интересов
детей
и
находиться
в
зоне
ближайшего развития.
На
этапе
разработки
содержания
образовательной
деятельности,
связанных с темами проектов по ОБЖ, продумала и организовала предметно -
пространственную развивающую образовательную
среду в группе, чтобы
она являлась «фоном» к поисковой деятельности. Образовательная среда в
группе
представляет
систему
условий
социализации
и
развития
детей,
включая:
про странственно
–
временные
условия
(гибко сть
и
трансформируемость предметного пространства);
социальные
(формы
сотрудничества
и
общения,
ролевые
и
межличностные отношения детей и педагогов),
деятельностные
(доступность
и
разнообразие
ви дов
деятельности, которые соответствуют возрастным особенностям
дошкольников, задачам развития и социализации) условия.
1.
«Центр
безопасности»
дополнила
и
систематизировала
материалами:
практический:
щит
безопасности,
макет
улицы
с
дорожными
знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор. Пособие для
сюжетных игр «Автобус», «Водитель», «Спасатели», «Скорая помощь» и др.
наглядный:
«Как
избежать
неприятности»,
«Если
малыш
поранился», «Не играй с огнем»; план – схема микрорайона, в котором
находится детский сад, с отметкой опасных участков; плакаты по ОБЖ по
темам
«Пожарная
безопасность
для
дошкольников»,
«Твоя
безопасность
малыш», «Один дома».
2.
«Игровой центр» дополнила содержанием следующих игр:
дидактические
игры:
«Опасно
-
не
опасно»,
«Продолжи
ряд»,
«Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Так - не так»
развивающие
настольные
игры:
«Азбука
безопасно сти»,
«Чрезвычайные
ситуации
в
доме»,
«Внимание!
Дорога!»,
«Пирамида
здоровья», «Дорожные знаки», «Лото осторожностей», «Час пик», «Лото
пешехода» и др.;
3.
В «Литературный центр» внесла познавательную и художественную
литературу
по
ОБЖ,
фотоальбомы,
иллюстрации
для
рассматривания
и
обсуждения
различных
ситуаций
безопасного
поведения
в
окружающем
мире.
Описание ресурсов
9
Особое
внимание
обращаю
на
безопасность
предметно
–
пространственной среды: соответствие всех её элементов по обеспечению
надёжности и безопасности их использования.
Разработала долгосрочный проект «Формула безопасности», который
состоит
из
шести
краткосрочных
проектов
по
воспитанию
основ
безопасности жизнедеятельности.
Рисунок 1
Проект представляет собой единую систему взаимосвязанных тем –
краткосрочных проектов, которые учитывают возрастные особенности
детей. Содержание, цели и задачи проектов различны, но все они направлены
на
формирование
у
дошкольников
опыта
безопасного
поведения
в
окружающей действительности (Приложение № 1).
Организовала работу с детьми через следующие формы:
10
Рисунок 2
В своей работе использовала различные виды проектов:
исследовательско-творческие
информационно - практико-ориентированные
творческие
игровые
С
целью
формирование
первичных
ценностей
представлений
о
здоровье
и
здоровом
образе
жизни с
детьми
защитили исследовательско-
творческие
проекты «Зимние
забавы», «Будь
здоров!».
Реализовала
поставленные
задачи
через беседы
«Как
работает
мой
организм»,
«Витамины
я
люблю
–
быть
здоровым
я
хочу»,
«Пирамида
здоровья»,
развлечение
«В
стране
болючки».
Чтобы
закрепить у
детей
правила
поведения
на
участке,
горке
зимой
внедрили
краткосрочный
–
проект
«Зимние забавы».
С целью формирования первичных представлений о себе, освоении
общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками в контексте
безопасного поведения внедрила информационно-практико-ориентированные
проекты:
«Осторожно:
незнакомец!»,
«О
самом
главном!».
Для
формирования целостной картины мира и расширения кругозора в части
представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах
11
сохранения
здоровья
и
жизни,
безопасности
окружающей
природы
в
реализацию проектов включила познавательные минутки, тренинги: «Чтоб
здоровым
быть
всегда,
нужно
заниматься!», «Осторожно: гололёд!», «Как
вести себя на горке?», «Ток бежит по проводам».
В
реализации
творческих
проектов
проводила конкурсы – выставок
рисунков: «Опасные предметы в доме», «Правила на всю жизнь»; «Дорожные
истории», «Виды спорта». С детьми разыгрывала тематические сценки «Если
ребёнок потерялся на улице», игру «Свой – чужой».
Использовала
игры,
игровые
упражнения,
импровизации
для
формирования
способности
наиболее
адекватно
использовать
имеющиеся
двигательные возможности в условиях, моделирующих сложных и опасные
жизненные ситуации. В реализации ролево - игрового проекта "Безопасное
дорожное движение - главное для детей умение!" использовала подвижные
игры:
«Воробышки
и
автомобиль»,
«Ловкий
пешеход»,
«Пешеходы
и
транспорт»,
«Красный
–
зеленый».
Проводила
спортивное
развлечение
«Дорожные истории», «В стране здоровья». Использовала художественные
произведения: Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой…»,
«Постовой», «Продуктовая машина», К.Чуковский «Мойдодыр», "Вовкина
победа" А. Кутафин.
Однако
есть
ограниченные
риски,
которые
нужно
минимизировать
посредством
организации профилактической работы с родителями. Круг
проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в
рамках детского сада. Нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо
правила поведения, если родители сами не всегда ему следуют. Их особая
родительская
ответственность
заключается
в
том,
чтобы
дома
было
как
можно
меньше
опасных
ситуаций.
Старалась
направлять
деятельность
родителей
в
то
русло,
которое
созвучно
задачам
и
содержанию
образовательной работы в группе. К организации поисковой и творческой
деятельности детей подключила родителей, так как один ребенок с этой
деятельностью
не
справится.
Проект
–
продукт
сотрудничества
и
сотворчества
воспитателей,
детей
и
родителей.
Для
выработки
единого
систематического
подхода
к
реализации
проектов,
связанных
с
безопасностью ребёнка, составила план работы с семьёй. (Приложение 2).
По темам краткосрочных проектов предлагала задания: приготовить
альбом
с
рисунками
«Опасности
дома»,
«Зимние
забавы»,
«Полезное
–
ядовитое», «Азбука безопасности».
Ребята вместе с родителями на свое
усмотрение выбирали задания. Старалась, чтобы задания были не слишком
трудоемкими
и
выполнялись
с
желанием
и
радостью.
В
процессе
совместной работы детей и взрослых над проектом создали книги-самоделки
«Зимние забавы», «01 предупреждает», «Разрешается – запрещается».
Хочется отметить, что такая работа сближает не только педагога и
ребенка, но и ребенка с родителями. А когда ребенок видит, что его родители
разделяют с ним его интересы, он счастлив вдвойне, и его стремление создать
проект интереснее.
12
Система работы по данному направлению позволила мне утвердиться во
мнении
о
необходимости
и
своевременности
проведения
такой
целенаправленной
работы
с
детьми
и
родителями.
Это
подтверждают
родители и разделяют коллеги позицию системы моей работы.
С целью
совершенствования образовательного процесса я участвовала в конкурсах
профессионального
мастерства
в
ДОУ
«Педагог
года
–
2012»,
приняла
участие в семинаре на темы «Организация работы в ДОУ по изучению ПДД и
снижению
ДДТТ»
и
«Формирование
безопасной
жизнедеятельности
дошкольников».
С
целью
формирования
общественного
сознания
и
гражданской
позиции
подрастающего
поколения
в
области
пожарной
безопасности
приняла
участие
в
городском
конкурсе
творческих
работ
«Современные средства тушения пожара».
Участвовала
в 2013 году в V
городской
научно-практической
конференции
молодых
педагогических
работников
муниципальных
образовательных
учреждений
города
Нижневартовска «Образование – будущее города» я награждена дипломом
III степени. В 2014 году получила диплом и благодарственное письмо за
подготовку
участников
Межрегионального
конкурса-викторины
для
воспитанников
5 – 7
лет «Это - Я!», а
6 воспитанников награждены
дипломами 1 и 2 степени.
В этом же году проявила себя как успешный
педагог в международном конкурсе «Пешеходный переход» и в конкурсе
«Наши
будни
и
праздники»
всероссийского
уровня,
з а
ч т о отмечена
сертификатами. В 2015 году приняла участие и награждена дипломом I
степени в конкурсе всероссийского уровня
«Наши будни и праздники в
ДОУ».
Заключение
Использование
в
работе
метода
проектной
д е я т е л ь н о с т и
способствовало
повышению
качества
образования
по
развитию
основ
безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Сравнительный
анализ
результатов
обследования
воспитанников
за
2011 - 2014 учебные года наглядно показывает положительную динамику
формирования у детей старшего возраста представлений об опасных для
ребенка ситуациях в окружающем мире и способах поведения в них.
Результатом внедрения проекта является стабильно высокий уровень
усвоения программы по образовательной области «Безопасность»: в 2012-
2013 учебном году – 91 %, 2013 -2014 учебном году – 100 %.
В
процессе
проектной
исследовательской
деятельности
на
32
%
повысился высокий уровень сформированности представлений о пожарной
безопасности. Дети имеют представления о профессиональной деятельности
пожарных, об истории создания пожарной службы, о правилах поведения при
пожаре.
Дети
уважительно
относятся
к
людям
опасных
профессий:
спасателям, работникам полиции и МЧС. Знают правила вызова пожарной
службы. Имеют представления о пожароопасных предметах и последствиях
пожара.
13
Уровень
сформированности
представлений
о
правилах
поведения
в
природе
повысился
на
26%.
Дети
знают
опасности,
которые
могут
их
подстерегать при общении с животными, на водоеме, при гололеде.
У
дошкольников
сформированы
природоведческие
знания:
о
животном
и
растительном мире родного края; представления о значении природы в жизни
людей, природоохранительной деятельности человека.
Дети совместно с
родителями
участвовали
в
природоохранных
акциях
«Марш
парков»
и
«Чистый город».
Воспитанники имеют представления о правилах безопасного поведения
в группе, на участке ДОУ, правилах обращения с опасными предметами дома.
На 24 % повысился высокий уровень сформированности представлений об
опасностях дома и на улице.
В
процессе
работы
на
28%
повысился
высокий
уровень
сформированности
представлений
о
правилах
дорожного
движения.
Воспитанники
соблюдают
правила
поведения
на
улице
и
в
транспорте,
элементарные правила дорожного движения. Способны применять знания в
игровой ситуации.
Дошкольники
имеют
начальные
представления
о
составляющих
важных
компонентах
и
факторах,
разрушающих
здоровье.
Воспитанники
умеют
определять
состояние
своего
здоровья,
высказываются
о
своем
самочувствии.
Различают
полезные
и
вредные
для
здоровья
продукты
питания.
Заключение
Изучив и обобщив опыт педагогов, психологов по формированию основ
безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
через проектную деятельность, сделан вывод, что работа над проектом имела
немаловажное
значение
для
развития
познавательных
интересов
детей.
Главной
идеей
являлось
сотрудничество
с
ребенком.
Ребенок
ставился
в
позицию организатора собственной познавательной деятельности, а педагог -
в позицию помощника, консультанта, советчика и наставника.
Данные результаты работы дают основания признать разработанный
проект
образовательной
среды
как
фактор
формирования
основы
безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников результативным,
получившим
достоверное
подтверждение.
Из
этого
следует,
что
задачи
решены, цель достигнута.
Литература
14
1.
Авдеева, Н.Н., Князева, О.Л., Стеркина, Р.Б. Безопасность. – СПб. 2002.
2.
Анастасова, Л.П., Иванова, И.В., Ижевский, П.В. Жизнь без опасностей.
Первые шаги к самостоятельности. – М.,1996.
3.
Белая, Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., 2000.
4.
Богданов, В.В., Попова, С.Н. История обыкновенных вещей. – М., 1992.
5.
Вацлавик, П. Как стать несчастным без посторонней помощи. – М., 1990.
6.
Все худшее, что может с вами случиться: Энциклопедия экстремальных
ситуаций. – М., 2001.
7.
Гаткин, Е.Я. Безопасность ребенка. М., 1997.
8.
Гостюшин, А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М., 1994.
9.
Григорьева, А.А., Сметанина, В.И. Социализация личности ребенка на
основе взаимодействия семьи и детского сада. – М., 2003.
10.
Детство:
Примерная
основная
общеобразовательная
программа
дошкольного
образования.
/Т.И.
Бабаева,
А.Г.
Гогоберидзе,
З.А.
Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб, 2011.
11. Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб. 1995.
12.
Истоки:
Базисная
программа
развития
ребенка-дошкольника.
/
JI.A.
Парамонова, А.Н. Давидчук и др. – М., 1997.
13.
Козлова,
С.А.
«Я
–
человек»:
Программа
приобщения
ребенка
к
социальному миру. – М., 1996.
14.
Козлова,
С.А.
Теория
и
методика
ознакомления
дошкольников
с
социальной действительностью. – М., 1998.
15.
Коломийченко,
Л.В.
Концепция
и
программа
социального
развития
дошкольников. // Детский сад от А до Я. – 2004, №4.
16. Маркова, Л.С. Управленческая деятельность руководителя. – М., 2003.
17.
Маркова,
С.М.
Методолого-теоретические
основы
педагогического
проектирования
в
условиях
многоуровневого
непрерывного
профессионального образования. – Н. Новгород, 1994.
18. Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. – М., 1988.
19.
Парамонова
Л.
Алиева
Т.
Примерная
общеразвивающая
программа
воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. //
Дошкольное воспитание. – 2003, №6.
20. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении.
– М., 2003.
21. Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М., 1993.
22. Стёркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений.
Основы
безопасности
детей
дошкольного
возраста.
//
Дошкольное
воспитание – 1997, №3.
23.Тельнова,
Ж.Н.
Развитие
познавательной
активности
детей
старшего
дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах
обучения. – Омск, 1997.
24.Фисенко
М.А.
ОБЖ.
Подготовительная
группа.
Разработки
занятий.
–
Волгоград. 2006
25. ФГОС
15
26. Усачев А., Березин А. Школа безопасности. – М., 1997.
27.
Хромцова
Т.Г.
Воспитание
безопасного
поведения
дошкольников
на
улице. – М., 2007.
28. Шарова О.Г. Основы пожаробезопасного поведения. – СПб, 1997.
29. Шаталин А.А. Правила пожарные без запинки знайте! Правила пожарные
строго соблюдайте! // После уроков. – 2002.
30. Шаталин А.А. Огонь – наш друг, огонь – наш враг. // После уроков. –
2003.
31.
Чермашенцева
О.В.
Основы
безопасного
поведения
дошкольников.
–
Волгоград, 2010.
Приложения
16
Методика проведения диагностики по разделам:
1.
«Ребёнок и другие люди».
Беседы:
«Кто
ты
незнакомец»,
«Однажды
на
улице»;
обсуждение
конкретных
ситуаций,
используя
дидактические
игры:
«Как
избежать
неприятностей», «Разложи по порядку».
2. «Ребёнок и природа».
Беседы по картинкам, плакатам; наблюдения
на участке во время прогулок и во время экскурсий; дидактические игры:
«Как
избежать
неприятностей
в
природе»,
«Кто,
где
живёт»
(про
насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы).
3.
«Ребёнок
один
дома». Занятие-практикум «Спешим на помощь»;
дидактические игры: «Как избежать неприятностей дома», «Кто поможет?»,
«Скорая помощь», «Помогите полиция!».
4. «Ребёнок на улицах города». Занятие-практикум «Мы пешеходы»;
сюжетно-ролевые
игры:
«Милиционер-регулировщик»,
«Водитель
и
пассажиры»;
дидактические
игры:
«Большая
безопасная
прогулка»,
«Дорожные знаки», «Найди ошибку».
5.
«Здоровье
ребёнка».
Беседа
«Что
вредно,
а
что
полезно».
Дидактические
игры:
«Загадай,
мы
отгадаем»
(об
органах
человека,
их
функции).
Обсуждение
ситуаций
«Пирамида
здоровья»
(культурно-
гигиенические навыки). Беседа «Малыши-крепыши» (закаливание, ЗОЖ).
Беседа: «Мои желания»; дидактические игры: «Что хорошо, что плохо».
Показатели уровня сформированности ОБЖ:
представлений о пожарной безопасности:
2012-2013 2013-2014
представлений об опасностях в быту:
17
2012 -2013 2013-2014
о правилах дорожного движения:
2012-2013 2013-2014
представлений по ЗОЖ
18
представлений о правилах поведения в природе:
Подпись участника
____________
Л.Я. Суханова
19