Автор: Желябовская Ольга Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Теремок"
Населённый пункт: НОЯБРЬСК мик. Вынгапуровский
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: ЛЕГО конструирование в старшей группе
Раздел: дошкольное образование
Игры с конструктором помогают развивать творческие и интеллектуальные способности детей, конструкторские навыки, развивают воображение,
способность предвидеть результат своих действий.
Большинство позволяет детям составлять новые варианты задания, то есть заниматься творческой деятельностью. Незаметно для ребенка эти игры
помогают приобрести очень важное умение –сдерживаться, не мешать друг другу, размышлять и принимать решение, не просить помощи, если не
попробовал сделать сам. Работа с ЛЕГО –деталями стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его
созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою
собственную постройку из ЛЕГО, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая
в роли творца. Таким образом, ЛЕГО–конструирование –это вид моделирующей творчески–продуктивной деятельности. С его помощью трудные
учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших
Цель: Развивать техническое творчество детей через конструирование, а именно через Лего.
Задачи: образовательные: Формировать у детей пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности,
основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
Формировать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;
Развивающие: Развивать у детей 3-4 лет интерес к моделированию и конструированию, познавательную активность детей, воображение, фантазию,
стимулировать детское научно-техническое творчество.
Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
Развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.
Воспитательные:Воспитывать у детей желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое
дело до конца, планировать будущую работу.
Воспитывать у детей желание самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения.
Мною было отмечено, что дети показывают высокую работоспособность, с удовольствием работают как в мини-группах, так и
индивидуально, берут инициативу в свои руки, проявляют креативность в принятии решений, не боятся делать ошибки при
выполнении заданий.
В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся
заниматься по карточкам.
«Чья команда быстрее построит?»
Цели:
∙
учить строить в команде, помогать друг другу;
∙
развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук;
Оборудование: набор-лего конструктора «Дупло», образец.
Ход: дети разбиваются на две команды. Каждой команде дается образец постройки, например, дом, машина с одинаковым
количеством деталей. Ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу, подбирают нужную
деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию.
«Таинственный мешочек»
Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь.
Оборудование: наборы деталей конструктора, мешочек.
Ход: педагог держит мешочек с деталями лего-конструктора. Дети по очереди берут из него одну деталь, отгадывают и всем
показывают.
«Разложи детали по местам»
Цель: закреплять названия деталей лего-конструктора.
Оборудование: коробочки, детали лего-конструктора (клювик, лапка, овал, полукруг).
Ход: детям даются коробочки и конструктор. На каждого ребенка распределяются детали по две. Дети должны за короткое время
собрать весь конструктор. Кто соберет без ошибок, тот и выиграл.
«Светофор»
Цель:
∙
закреплять значения сигналов светофора;
∙
развивать внимание, память;
Оборудование: кирпичики лего красного, зеленого, желтого цвета.
1-й вариант:
Педагог- «светофор», остальные дети- «автомобили». Педагог показывает красный свет, «автомобили» останавливаются, желтый-
приготавливаются, зеленый-едут.
2-й вариант:
Светофор и пешеходы переходят дорогу на зеленый свет.
3-й вариант:
На красный свет дети приседают, на желтый-поднимают руки вверх, на зеленый-прыгают на месте.
«Найди такую же деталь, как на карточке»
Цель: закреплять названия деталей лего-конструктора «Дупло».
Оборудование: карточки, детали лего-конструктора «Дупло», плата.
Ход: дети по очереди берут карточку с чертежом детали лего-конструктора «Дупло», находят такую же и прикрепляют ее на плату.
В конце игры дети придумывают название постройки.
В подготовительной к школе группе дети уже занимаются по карточкам, строят более сложные постройки. Цель игр-развивать
речь, уметь работать в коллективе, помогать товарищу, развивать мышление и память.
«Назови и построй»
Цели:
∙
закреплять названия деталей лего-конструктора «Дакта»;
∙
учить работать в коллективе;
Оборудование: набор лего-конструктора «Дакта».
Ход: Педагог дает каждому ребенку по очереди деталь конструктора. Ребенок называет ее и оставляет у себя. Когда каждый
ребенок соберет по две детали, педагог дает задание построить из всех деталей одну постройку, придумать ей название и
рассказать о ней.
«Лего-подарки»
Цель: развивать интерес к игре и внимание.
Оборудование: игровое поле, человечки по количеству игроков, игральный кубик (одна сторона с цифрой 1, вторая с цифрой 2,
третья с цифрой 3, четвертая-крестик (пропускаем ход)), лего-подарки.
Ход: дети распределяют человечков между собой. Ставят их на игровое поле, кидают по очереди кубик и двигают человечков по
часовой стрелке. Первый человечек, прошедший весь круг, выигрывает, и ребенок выбирает себе подарок. Игра продолжается,
пока все подарки не разберут.
«Не бери последний кубик»
Цель: развивать внимание, мышление.
Оборудование: плата с башней.
Ход: играют два ребенка, которые по очереди снимают один или два кирпичика с башни. Кто снимет последний, тот проиграл.
«Запомни расположение»
Цель: развивать внимание, память.
Оборудование: набор лего-конструктора «Дакта», платы у всех игроков.
Ход: педагог строит какую-нибудь постройку из восьми (не более) деталей. В течение короткого времени дети запоминают
конструкцию, потом педагог ее убирает, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот
выигрывает и становится ведущим.
«Построй, не открывая глаз»
Цели:
∙
учить строить с закрытыми глазами;
∙
развивать мелкую моторику рук, выдержку;
Оборудование: плата, наборы конструктора.
Ход: перед детьми лежат плата и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интересней
получится постройка, того поощряют.
«Рыба, зверь, птица»
Цель: развивать память, внимание.
Оборудование: кирпичик лего.
Ход: педагог держит в руках кирпичик лего. Дети стоят в кругу. Педагог ходит по кругу, дает по очереди всем детям кирпичик и
говорит: «рыба». Ребенок должен сказать название любой рыбы, затем дает другому и говорит: «птица» или «зверь». Кто
ошибается или повторяет, выбывает из игры.
Конструирование из строительного материала в старшей и подготовительной группе воспитатели стараются реже давать образец
постройки или поделки, а если дают, то примерный, чтобы показать основные части конструкции и помочь отобрать нужные
детали; в качестве образца часто используют фотографии, рисунки. Дети чаще придумывают свой вариант постройки, поделки,
перенимают друг у друга конструктивные решения.
Задание «Что изменилось?»
Перед ребенком расставляют строительные детали. Просят запомнить, сколько их и как они стоят. Затем предлагают отвернуться и
убирают какую-либо деталь (устанавливают детали в ином положении на плоскости стола, меняют их местами, добавляют новые).
Затем дошкольник отмечает, что изменилось.
Задание «Меняясь местами»
Играют двое детей. Ребят сажают спиной друг к другуи предлагают разместить на листе бумаги мелкие строительные детали,
поставленные плотно друг к другу так, чтобы каждая деталь соприкасалась с поверхностью листа одной из граней, и обвести
получившуюся фигуру фломастером. Затем снять с листа детали, поменяться местами и вновь установить их на листе бумаги
точно внутри контура. Задание тем сложнее, чем больше деталей предлагается.
Задание «Роботы»
На карте нарисованы роботы, собранные из строительных деталей. Детям предлагают ответить на вопросы:
∙
Сколько роботов изображено?
∙
Найди двух роботов, собранных из одинаковых по форме деталей.
∙
Покажи, у какого робота есть деталь, которой нет у других.
∙
Каких роботов можно построить из строительных деталей, а каких нельзя?
Задание «Схема по постройке товарища»
Дети придумывают и строят сооружения из строительного материала, а затем создают схемы по постройкам друг друга, изображая
вид спереди, выкладывая фигурами и обводя фломастерами.
Задание «Схема по условию»
Предлагать детям создавать схемы по условиям, используя способ, указанный в предыдущем задании («Нарисуй схему сельского
домика, двухэтажного, с плоской крышей и с крылечком, находящимся справа» и т.п.). Побуждайте детей самостоятельно
придумывать и рисовать схемы построек.
Задание «Построй и создай схему»
Предложить детям сделать элементарные постройки из трех, четырех деталей, а затем создать их чертежи, изображая конструкции
в трех проекциях (спереди, сбоку и сверху). Способы построения те же: выкладывание фигурами и обведение, либо рисование на
листочках в клетку.
Задание «Сделай план и построй»
Дети рисуют планы будущих построек (вид сверху внутренних сооружений): «Универсам», «Кафе», «Детский сад», «Парк». Затем
используют их при планировании последующей конструкторской деятельности.
Игра "Строительные детали"
Воспитатель разыгрывает с детьми сценку: раздает детям строительные детали и предлагает действовать с ними по ходу
стихотворения:
Как-то Кубик в лес пошел,
Там Кирпичика нашел.
Взялись за руки детали,
По тропинке побежали,
А навстречу –скок-поскок
-Подбежал к друзьям Брусок.
И спросил Брусок детали:
"Вы Цилиндра не видали?".
Повернулся Куб бочком:
"Я с Цилиндром не знаком",
А Кирпичик удивился:
"Нам навстречу он катился?
Ну, теперь пора идти,
Надо Призму нам найти.
Видел я ее –без дела
Она с Конусом сидела
У друзей пластин в гостях
С фотографией в руках".
Игра «Расставь детали по контуру»
Каждый ребенок расставляет детали на листе, создавая форму самолета, обводит фломастером контур получившейся модели,
снимает детали и передает лист и детали товарищу, чтобы тот собрал его самолет, в свою очередь берет лист и детали у товарища
и собирает его модель. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Игра «Дострой конструкцию»
Ребенок начинает собирать модель из строительного материала, затем «передает» ее другому ребенку; тот продолжает сборку и
«передает» модель следующему ребенку и т.д. Затем дети все вместе обсуждают, что у них получилось.
Игра «Построй здание»
Предложить детям придумать и нарисовать на листах бумаги в клетку любое здание, например, для планеты Марс, которое можно
построить из строительного материала. Например, здание, стоящее на горах (над водой, на песке, под песком, на глубине;
подводный дом; здание, часть которого находится под водой, а часть на воде; парящее в воздухе здание и др.).
Картотека игр по лего- конструированию .
1.
Где Матрешка?
Наглядный материал: постройки из лего ( домик, кровать, машина), игрушечная матрешка
Ход игры: воспитатель передвигает Матрешку в постройке: ставит на крышу, сажает на кровать, прячет за дом, за машину.
Дети объясняют, где Матрешка – Матрешка, стоит на крыше.
2.
Четвертый лишний
Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную
Ход игры: Посмотрите и скажите, какая деталь лишняя.
3.
«Опиши деталь»
Цель:
Ход игры: Перед ребенком находится несколько деталей конструктора Лего. Воспитатель показывает деталь, ребёнок должен описать
эту деталь. ( какая она? какого цвета? какой формы? на что похожа?)
4.
«Я строитель»
Цель:
Ход игры: Перед ребенком лежит схема постройки предмета. Ребенок строит постройку, проговаривая свои действия ( я беру
кирпичик 2*6 зеленого цвета, рядом с ним ставлю точно такой же кирпичик зелёного цвета 2*6,закрепляю эти два кирпичика- синим
кирпичиков 2*4, справа ставлю кубик жёлтого цвета 2*2,слева ставлю кубик жёлтого цвета 2*2 и.т.д)
5.
«Цветные детали»
Цель: Развитие сенсорики.
Ход: Детям предлагается конструктор разных цветов( красный, жёлтый, зелёный, синий) и корзинки, нужно разложить конструктор
одинакового цвета в корзинки.
6.
« Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.
Ход игры: на столе расположены лего- предметы в определенной последовательности.
Воспитатель: посмотрите внимательно на предметы, запомните как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю.
Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?
Усложнение:
Описать предмет, которого не стало
рассказать о месте, где он стоял
на какой звук начиналось название этого предмет
в названии каких еще предметов есть этот звук?
7. « Разноцветный сундучок»
Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход.
Воспитатель:
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.
Дети вынимают картинку и называют постройку, которая на ней изображена.
8. «Скажи, какой?»
Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
Ход.
Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»
9."Собери кирпичики- лего"
Цель: Закреплять знание основных цветов.
Оборудование: кирпичики лего 4 цветов.
Играет четверо детей. Воспитатель раскидывает на ковре кирпичики лего, ставит коробочки,распределяет, кирпичики какого цвета
нужно положить в коробочку. Дети выбирают цвет, который будут собирать. По команде "Начали!" дети собирают кирпичики.
Побеждает тот, кто соберёт быстрее.
10.«Собери модель по памяти»
Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и
сравнивают с образцом.
11. Дидактическая игра «Сосчитай и назови»
Цель: способствует закреплению грамматических конструкций.
Ход игры:- поиграем в игру, у меня одна лего-елка, а скажи как будет много ?Например : один кубик – а много будет – кубиков.
-у меня одна елка, сколько елок у вас?
-Сколько ёлок у Кати?(4)
-Катя подари одну ёлку Лизе. Сколько ёлок стало у Лизы?
-Посчитай, сколько всего у тебя елок?
12.Дидактическая игра «Башня»
Цель: закрепляем предлоги (на, под, между)
Ход игры: У вас на столе кирпичики разного цвета,
1.поставьте кирпичики на кирпичик, постройте башенку (НА)
2.внизу был красный а на верху желтый (предлог под)
2.постравьте кирпичик так, чтобы синий кирпичик, был между красным и зеленым кирпичиком
-Теперь мы с тобой расскажем о твоей конструкции: на столе лежит желтый кирпичик, продолжай.
-Под красным лежит желтый кирпичик
-Между красным и зеленым лежит синий кирпичик
13. Дидактическая игра «Мозаика»
Цель: способствует развитию сенсорных эталонов а именно закрепления величины, формы и цвета.
Ход игры: Собери змейку из лего деталей зеленого цвета, желтого цвета.
-построй башню, одну больше другой
-Собирая змейку, змейку можно сделать какой? ( извилистой, прямой, длинной, короткой)
-Расскажи мне про свою башню, какая она? Из каких геометрических фигур сделаны?
-Какие присутствуют цвета в твоей башне?
-Из скольких кубиков построена высокая башня и низкая?
14. «Вспомни и собери» (работа в команде)
Цель: способствует развитию высших психических функций, а именно памяти и внимания.
Ход игры: Внимательно посмотрите на мою фигуру, запомни и построй такую же.
-Какого цвета у вас первый ряд?
-На какую геометрическую фигуру похожа твоя деталь?
-Сколько окошек у дома?
-Какой геометрической фигуры крыша у дома?
Зевс с мыса Артемисион
Статуя, найденная ныряльщиками возле мыса Артемисион, выполнена из бронзы, и является одним из немногих предметов искусства
такого типа, дошедшего до наших дней в первозданном виде. Исследователи расходятся в суждениях о принадлежности скульптуры
конкретно Зевсу, полагая, что она может изображать и бога морей Посейдона.
Изваяние имеет высоту 2.09 м, и изображает верховного грецкого бога, который занес правую руку для того, чтобы метнуть молнию в
праведном гневе. Сама молния не сохранилась, но по многочисленным фигуркам меньшего размера можно судить, что она имела вид
плоского, сильно вытянутого бронзового диска.
От почти двух тысяч лет пребывания под водой, статуя почти не пострадала. Исчезли только глаза, которые, предположительно, были из
слоновой кости и инкрустированы драгоценными камнями. Увидеть это произведение искусства можно в Национальном археологическом
музее, который находится в Афинах.