Напоминание

"Деятельностный подход в обучении учащихся на уроках ИЗО в условиях ФГОС ООО"


Автор: Клюшник Елена Викторовна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МКОУ "Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского"
Населённый пункт: Кабардино - Балкарская Республика, Майский район, с. Новоивановское
Наименование материала: статья
Тема: "Деятельностный подход в обучении учащихся на уроках ИЗО в условиях ФГОС ООО"
Раздел: среднее образование





Назад




Деятельностный подход в обучении учащихся на уроках ИЗО в

условиях ФГОС ООО

2 Слайд

Прошли столетия, прежде чем в педагогике сформировалось понимание

того,

что

передавать

молодому

поколению

надо

не

только

и

не

столько

знания, умения и навыки, сколько способы действия и систему ценностей,

которые не могут формироваться иначе, как через приобретенный детьми в

процессе обучения опыт собственный деятельности.

Поэтому главная цель педагогической деятельности заключается в развитии

самодеятельности

ученика,

благодаря

которой

он

станет

успешным

распорядителем

своей

судьбы,

продолжит

непрерывное

образование

в

течение всей своей жизни.

По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов,

которые

призваны

реализовать

развивающий

потенциал

общего

среднего

образования

.

3

Слайд

Теория

деятельностного

подхода

сформировалась

в

отечественной

психологии в 20−30-х годах 20 века в трудах Льва Семеновича Выготского,

Сергея Леонидовичем Рубинштейна.

4

Слайд

Она основана на концепции “учения через деятельность”, предложенной

американским

ученым

Джоном

Дьюи,

которая,

как

система,

имеет

следующие основные принципы:

-учет интересов учащихся;

-учение через обучение мысли и действию;

-познание и знание - следствие преодоления трудностей;

-свободная творческая работа и сотрудничество.

Методические основы этого подхода

сформировались в 60-е годы в

работах Леонида Владимировича Занкова, Василия Васильевича Давыдова и

Александра Николаевича Леонтьева других педагогов-ученых и практиков

развивающего обучения.

Каждый

из

вышеназванных

педагогов-новаторов

утверждает,

что

главной задачей учителя является организация учебной деятельности таким

образом, чтобы у учащихся сформировались потребность в осуществлении

творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми

знаниями.

Как это сделать? Вспомним китайскую мудрость, которая гласит: “Я

слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Для того,

чтобы

знания

учащихся

были

результатом

их

собственных

поисков,

необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их

познавательную деятельность.

5 Слайд

Что же значит "деятельность"? Деятельность - это всегда целеустремленная

система,

нацеленная

на результат.

Задача

образовательной

деятельности

учебных учреждений — не дать объем знаний, а научить детей учиться.

Структурная «единица» учебной деятельности – полный замкнутый цикл:

дети – самостоятельно или с помощью учителя – обнаруживают и исследуют

предмет деятельности, преобразуют его, частично – запоминают.

6

Слайд

Итак, деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок

не

получает

знания

в

готовом

виде,

а

добывает

их

сам

в

процессе

собственной учебно-познавательной деятельности.

Обучающиеся

становятся

маленькими

учеными,

делающими

свое

собственное

открытие.

Задача

педагога

при

введении

нового

материала

заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и

рассказать, а в организации исследовательской работы детей, причём она

должна быть организована таким образом, чтобы дети сами додумались до

решения

проблемы

и

сами

объяснили,

как

надо

действовать

в

новых

условиях.

7

Слайд

Деятельный подход строится на следующих принципах:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания

не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы

своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм,

активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному

успешному формированию его общекультурных и деятельностных

способностей, общеучебных умений.

2)

Принцип непрерывности

означает

преемственность

между

всеми

уровнями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с

учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3)

Принцип целостности

предполагает

формирование

учащимися

обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом

себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой

науки в системе.

4)

Принцип минимакса

заключается

в

следующем:

школа

должна

предложить

ученику

возможность

освоения

содержания

образования

на

максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития

возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально

безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5)

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех

стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на

уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей

педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6)

Принцип вариативности

предполагает

формирование

учащимися

способностей

к

систематическому

перебору

вариантов

и

адекватному

принятию решений в ситуациях выбора.

7)

Принцип творчества

означает

максимальную

ориентацию

на

творческое

начало

в

образовательном

процессе,

приобретение

учащимся

собственного опыта творческой деятельности.

8

Слайд

Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал:

"Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Но

мораль притчи гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт

нового поколения и есть тот стандарт, который помогает научить учиться,

научить "ловить рыбу", потому что именно в действии порождается знание.

9

Слайд

Учебным

действием является

лишь

то

действие,

которое

«цепляет»

ум

ученика

.

10 Слайд

Константина Дмитриевича Ушинского писал:

Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения,

убивает

в

ученике

охоту

к

знаниям. Приохотить

ученика

к

учению гораздо

более

достойная

задача ,

чем

приневолить.

11

Слайд

Основные

задачи

образования

не

просто

вооружить

выпускника

фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание

учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и

саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

12

Слайд

Основная цель изучения предметов ИЗО — развить в детях способность

эстетического

восприятия

действительности,

раскрыть

закономерности

развития

мировой

культуры,

научить

их

понимать

язык

художественных

образов.

Главная задача учителя искусства — помочь ребенку развить творческое

начало и самостоятельную продуктивную деятельность. Главным в методике

преподавания

становится

не

столько

информативная

основа

подачи

материала, сколько развитие способности к восприятию и пониманию языка

и с к у с с т в а ,

е г о

р о л и

в

ж и з н и

л ю д е й .

Это позволяет сформировать у школьников комплекс умений:

увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;

поставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую)

и разбить ее на тактические шаги;

оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время,

распределить их;

добывать

информацию,

критически

оценивать

ее,

ранжировать

по

значимости,

ограничивать

по

объему,

использовать

различные

источники

информации;

планировать свою работу;

выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было

заявлено в качестве цели работы;

увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем;

развивать

адекватную

самооценку,

формировать

позитивную

Я-

концепцию

(опыт

интересной

работы

и

публичной

демонстрации

ее

результатов);

развивать

коммуникативную

и

информационную

компетентность,

другие социальные навыки.

Учитель искусства должен уделять особое внимание художественно-

творческой деятельности, предлагать создавать творческие проекты в виде

х у д о ж е с т в е н н ы х

р а б о т ,

с о з д а н и я

м а к е т о в

и

т . д .

Метод творческих проектов позволяет организовать исследовательскую

деятельность,

используя

при

этом

все

многообразие

методов

и

форм

самостоятельной

познавательной,

и

художественно-творческой

работы.

Проектную деятельность можно рассматривать как один из немногих

видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания

в

ре а льный

жизненный

и

даже

житейский

опыт

у ч а щ и хс я .

Изобразительное искусство развивает необходимые в любых жизненных

ситуациях

«навыки

души»-

тренирует

чувства,

эмоционально-ценностные

отношения человека ко всем явлениям действительности. Давно замечено, что

если

учащиеся

действительно

стремятся

овладеть

знаниями ,

то

эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако

часто

учителя

сетуют

на

то,

что

дети,

даже

самые

любознательные,

с

широким кругозором, не хотят учиться. На мой взгляд, самая главная задача

учителя - создание условий для успешного учения школьников. Что же

касается

самих

учащихся,

то,

как

известно,

учение

-

ведущий

вид

их

деятельности, так что успех в овладении знаниями они ощущают как важное

жизненное достижение, это поднимает их в собственных глазах, повышает

престиж

в

семье

и

среди

окружающих

людей.

Все

эти

обстоятельства

способствуют

успешному

учению

школьников.

В

том

же

направлении

действует

и

природная

любознательность

человека:

познавательная

активность характерна для всех детей, поступающих в школу. Однако она

явно уменьшается по мере перехода из класса в класс. По моим наблюдениям,

примерно до 10 лет дети рисуют с удовольствием, независимо от их таланта, а

в более старшем возрасте число детей, рисующих по собственному желанию

(помимо

уроков

в

школе),

резко

сокращается.

Сложилось

неверное

отношение к предмету не только среди родителей, но и в педагогических

коллективах.

Многие

рассуждают,

что «ИЗО

несерьёзный,

да

и

совсем неважный предмет», «он не влияет на переход их ребёнка из класса в

класс, на окончание школы или поступление в вуз». Такая позиция многих

родителей

и

педагогов

приводит

к

тому,

что

их

отношение

неминуемо

передается

ребёнку.

Психологически

он

готов

к

тому,

что

не

будет

художником

ведь

об

этом

постоянно

твердят

родители,

-

а

значит, не

интересно,

можно

не

очень

стараться

и

на

уроке,

и

дома.

Школьный курс не ставит своей целью сделать всех профессиональными

художниками.

Уроки

ИЗО

должны

сформировать

у

детей

способность

нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие

и

самостоятельность

мышления,

научить

ребёнка

творчески

подходить

к

решению любых проблем, иными словами формировать индивидуальность

ребёнка и это возможно средствами деятельностного подхода.

Основной результат деятельностного подхода– развитие личности

ребенка на основе универсальных учебных действий

13 Слайд

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие

и

самосовершенствование

путем

сознательного

и

активного

присвоения

нового социального опыта.

В

более

узком

(собственно

психологическом

значении) «универсальные

у ч е б н ы е

д е й с т в и я »

это

совокупность

действий

учащего ся,

обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность,

толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и

умений, включая организацию этого процесса.

14 Слайд

Показателем успешности формирования УУД будет ориентация

школьника на выполнение действий, выраженных в категориях:

знаю/могу, хочу, делаю.

Психологическая

терминология

Педагогическая

терминология

Язык

ребенка

Педагогический ориентир

Личностные

универсальные

учебные действия.

Воспитание личности

(Нравственное

развитие и

формирование

познавательного

интереса)

«Я сам»

Что такое хорошо и что

такое плохо

«Хочу учиться»

«Учусь успеху»

«Живу в России»

«Расту хорошим

человеком»

«В здоровом теле здоровый

дух!»

Регулятивные

универсальные

учебные действия.

самоорганизация

«Я могу»

«Понимаю и действую»

«Контролирую ситуацию»

«Учусь оценивать»

«Думаю, пишу, говорю,

показываю и делаю»

Познавательные

универсальные

учебные действия.

исследовательская

культура

«Я учусь»

«Ищу и нахожу»

«Изображаю и фиксирую»

«Читаю, говорю, понимаю»

«Мыслю логически»

«Решаю проблему»

Коммуникативные

универсальные

учебные действия

культуры общения

«Мы вместе»«Всегда на связи»

«Я и Мы»

15 Слайд

Образовательные пространства деятельностной технологии

Урок (коллективное действие) – место решения системы учебных задач;

Учебное занятие - место групповой работы по поиску причин ошибок

и способов их устранения;

Урок

-

мастерская

место

индивидуальной

коррекции

действий

учащихся;

Урок - консультация – место «умных» вопросов (определения границы

знания и незнания ребенка по его запросу);

Урок – презентация – место предъявления достижений учащихся

(результат их самостоятельной домашней работы);

16 Слайд

Подход к организации учебного занятия, которое представляет собой

систему форм активного взаимодействия участников учебного процесса:

1. «Учитель-ученик» (используется для постановки проблемы).

2. Работа в паре – «ученик-ученик» (самоконтроль и самооценка).

3. Групповая работа (процесс поиска способа решения учебной задачи).

4.

Межгрупповое

взаимодействие

(при

общении,

введении

общих

закономерностей, формулировании фундаментальных для данного возраста

детей

оснований,

необходимых

для

последующего

этапа

работы

и

аргументированного

их

изложения,

самостоятельный

поиск,

решение

творческих задач, обобщение полученных результатов).

5. «Ученик-родители» (обсуждение той или иной задачи дома).

6. Индивидуальная работа (выполнение проектных и творческих работ).

17 Слайд

Неоднократно

высказывались

опасения,

что

урок

как

основная

организационная

форма

обучения

в

ближайшем

будущем

себя

изживёт.

Сегодня мы убеждаемся в несбыточности таких опасений. Урок живет и

побеждает и в 21 веке, хотя существует уже четвертое столетие. Огромное

число педагогов – теоретиков и практиков – размышляли, рассуждали, писали

об уроке: сомневались в нем, отказывались, но вновь возвращались к нему.

Появились новые цели и новые средства образования.

Необычность в требованиях к уроку

У урока должно быть творческое название (афоризм, крылатая фраза)

«Изюминка» урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление,

восторг учеников, то, что будет помниться, не забудется: интересный факт,

неожиданное открытие, нестандартный подход.

18 Слайд

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение

целей

и

задач

У ч и т е л ь

ф о р м у л и р у е т

и

сообщает

учащимся,

ч е му

должны научиться

Формулируют

сами

учащиеся,

определив

границы

знания

и

незнания

Планирование

Учитель

сообщает

учащимся,

какую

работу

они

должны

выполнить, чтобы достичь цели

Планирование

учащ имися

с п о с о б о в

д о с т и ж е н и я

намеченной цели

Практическая

деятельность учащихся

Под

руководством

учителя

уч а щие с я

в ы полня ют

р я д

практиче ских

задач

( ч а щ е

применяется

ф р о н т а л ь н ы й

м е т о д

о р г а н и з а ц и и

деятельности)

У ч а щ и е с я

о с у щ е с т в л я ю т

у ч е б н ы е

д е й с т в и я

п о

н а м е ч е н н о м у

п л а н у

(приме ня е т с я

г р у п п о в о й ,

индивидуальный методы)

Осуществление

контроля

Учитель осуществляет контроль

за

выполнением

учащимися

практической работы

У ч а щ и е с я

о с у щ е с т в л я ю т

контроль (применяются формы

самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление

коррекции

Учитель в ходе выполнения и по

итогам

выполненной

работы

у ч а щ и м и с я

о с у щ е с т в л я е т

коррекцию

У ч а щ и е с я

ф о р м у л и р у ю т

затруднения

и

осуществляют

коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

У ч и т е л ь

о с у щ е с т в л я е т

оценивание учащихся за работу

на уроке

У ч а щ и е с я

д а ю т

о ц е н к у

деятельности по её результатам

(самооценивание,

оценивание

результатов

д е я т е л ь н о с т и

товарищей)

Итог урока

Учитель

выясняет

у

учащихся,

что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

У ч и т е л ь

о б ъ я в л я е т

и

комментирует

(чаще

задание

одно для всех)

Учащиеся

могут

выбирать

задание

из

предложенных

у ч и т е л е м

с

у ч ё т о м

индивидуальных возможностей

Важность и необходимость своих предметов в школе знает каждый учитель,

но

часто

открытым

остаётся

вопрос,

«где

пригодятся

знания,

умения,

полученные

на

уроках

?

»

Разговоры же о том, что «каждый образованный человек должен быть

гармонично развит, обязан знать не только искусство своей страны, но и

культурное мировое наследие; уметь со вкусом украсить интерьер своего

дома; изготовить своими руками сувенир, открытку для своих друзей», -

иногда

для

учеников

не

являются

убедительными

.

Поэтому передо мной встал вопрос: как заинтересовать ребёнка, как сделать

обучение

в

школе

увлекательным

?

Для того чтобы поднять престиж предмета, я стараюсь как можно шире

применить

различные

художественные

техники

и

материалы

прикладной

деятельности, так как моя задача, как учителя, заключается в том, чтобы

обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника

положительного мотива к учебно-познавательной деятельности по предмету.

В

своей

работе

я

широко

использую

игровые

технологии

обучения,

физминутки. Активно использую систему накопительной оценки – жетоны

за правильные устные ответы. На уроках приветствую самооценивание и

взаимооценивание. Успешно использую рефлексию по окончании урока или

на одном из этапов с позиции деятельностного подхода.

Например,

на

уроке

через

решение

кроссворда,

в

котором

зашифрована тема урока: «Матрёшка», предлагаю ученикам предположить, о

чем пойдет речь на нашем уроке, здесь они могут приводить примеры из

ранее изученного материала в начальной школе по данной теме. Тут же перед

ними встает проблема: «А что нового мы узнаем на этом уроке о матрёшке?».

Отвечают на вопросы, что нужно сделать, чтобы решить проблему (это и

элемент проектной технологии: определяем план работы).

На уроках ИЗО метод проектного обучения возможен практически по всем

предлагаемым

программой

темам.

Метод

проектного

обучения

помогает

преодолеть пассивность учащихся. Школьники реализуют свой творческий

потенциал, выполняя творческие проекты по темам: «Витраж», «Мозаика»

(тема «Монументальная живопись»); «Дымковская игрушка», «Жостовский

поднос»

(тема

«Декоративное

-

прикладное

искусство»)

и

т.д.

Все

это

вызывали

живой

интерес

у

детей,

здесь

для

учителя

широкое

поле

деятельности:

прослушивание

песен,

работа

над

репродукциями,

масса

творческих

заданий:

составление

календаря

(здесь

хорошо

проходит

групповая

работа,

ребята

распределяют

роли:

одни

отбирают

нужную

информацию, загадки, другие подбирают иллюстративный материал, третьи

составляют вопросы командам-соперникам и пр.).

В конце урока группы

представляют свою работу. Оценка обучающихся проводится внутри группы

по определенным критериям, обязательно учитывается их вклад в общее

дело, а также итоги презентации.

19 Слайд

5 класс

Коллективная работа «Вот моя деревня».

Групповая работа «Проходите в избу».

Роспись собственной модели игрушки.

Проект символики класса.

6 класс

Правила линейной и воздушной перспективы. Эскиз фронтальной

перспективы комнаты.

Реальность и фантазия.

Выполнение тематического плаката.

Работа над макетом книги.

7 класс

Композиция «Моя будущая профессия».

Создание тематической картины «Жизнь моей семьи».

Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки.

«Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре».

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он

всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких,

которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное

приложение этих сведений».

Учитель,

его

отношение

к

учебному

процессу,

его

творчество

и

профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот

это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых

стандартов школьного образования.



В раздел образования