Напоминание

Дополнтельная образовательная программа "Волшебный мир звуков и слов""


Автор: Лобова Оксана Борисовна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Д⁄с №63 "Калинка"
Населённый пункт: пгт. Нижняя Мактама, Альметьевского района, РТ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дополнтельная образовательная программа "Волшебный мир звуков и слов""
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 63 «Калинка» пгт.Нижняя Мактама»

Принят на педагогическом совете «Утверждаю»

«___»_________2016г. Заведующий МБДОУ «Д/с № 63 «Калинка»

протокол №___ _________/Н.А.Габитова/

введен Приказом заведующего

№___от «___»_________2016г.

Дополнительная образовательная программа

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида № 63 «Калинка» пгт.Нижняя Мактама»

на 2016-2017 годы

РТ, пгт.Нижняя Мактама, 2016г.

Содержание.

1. Пояснительная записка 3 стр

2. Цели и задачи программы 3- 4стр

3. Концептуальная основа дополнительного образования МБДОУ 4 стр

4. Функции дополнительного образования 4-5 стр

5. Характеристика кадрового состава 5 стр

6.Материально-техническая и учебно-методическая база 6 стр

7.Содержание дополнительного образования МБДОУ 7-8стр

7.1Художественно-эстетическая направленность 7-11стр

8.Нормативно-правовая база системы дополнительного образования 11 стр

9. Учебный план 12 стр

10. Ожидаемые результаты 12 стр

11.

Формы контроля умений и навыков, формируемых на занятиях блока

дополнительного образования 12 стр

12.Формы подведения итогов реализации 13 стр

13.Система представления результатов воспитанников 13стр

1.

Пояснительная записка.

Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком

освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных

на

удовлетворение

интересов

личности,

ее

склонностей,

способностей

и

2

содействующей самореализации, и культурной адаптации, выходящих за рамки

стандарта

дошкольного

образования.

В

Концепции

модернизации

российской

системы

образования

подчеркивается

важность

и

значение

системы

дополнительного

образования

детей,

способствующей

развитию

склонностей,

способностей и структура, которая

максимально

приспосабливается

к

запросам

и

потребностям

детей

дошкольного возраста,

обеспечивает

психологический

комфорт

для

всех

детей

и

их

личностную значимость,

предоставляет ребенку возможность творческого развития по силам,

интересам и в индивидуальном темпе,

налаживает

взаимоотношения

всех

субъектов

дополнительного

образования на принципах реального гуманизма,

активно

использует

возможности

окружающей социокультурной

и

духовной пищи,

Дополнительное образование обладает большими возможностями для

совершенствования дошкольного образования, его гуманизации; дает возможность

каждому

ребенку

удовлетворить

свои

индивидуальные

познавательные,

эстетические, творческие запросы.

Дополнительное

образование

детей —

необходимое

звено

в воспитании

многогранной личности. Ценность дополнительного образования детей состоит

в том, что оно усиливает вариативную составляющую дошкольного образования.

Дополнительное

образование

детей

создает

юному

человеку

условия,

чтобы

полноценно прожить пору детства.

Для системной и качественной реализации дополнительного образования в

МБДОУ создана целевая программа дополнительного образования. В Программе

отражены цели и

задачи, направленные на развитие системы дополнительного

образования

в

МБДОУ,

а

также

средства

и

механизмы,

обеспечивающие

их

практическую реализацию. Конечным результатом реализации программы должна

стать вариативная система дополнительного образования, которая будет создавать

условия для развития способностей каждого воспитанника.

2. Цели и задачи программы.

Цель

программы:

создание

оптимальных

педагогических

условий

для

всестороннего

удовлетворения

потребностей

воспитанников

и

развития

их

индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и

творчеству.

Задачи:

формирование условий для создания единого образовательного пространства;

3

изучение

интересов

и

потребностей

воспитанников

в

дополнительном

образовании;

расширение

различных

видов

деятельности

в

системе

дополнительного

образования

детей

для

наиболее

полного

удовлетворения

интересов

и

потребностей дошкольников;

создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного

образования детей большего числа воспитанников;

определение содержания дополнительного образования детей, его форм и

методов работы с воспитанниками с учетом их возраста и интересов;

сохранение психического и физического здоровья воспитанников.

3. Концептуальная основа дополнительного образования детского сада.

Основное назначение дополнительного образования – развитие мотиваций

личности к познанию

и творчеству, реализация дополнительных программ в

интересах личности. Дополнительное

образование – практико-ориентированная

форма

организации

культурно-созидательной

деятельности

ребенка.

Дополнительное образование – проектно-проблемный тип деятельности, который

является базовой сферой развивающего образования. Дополнительное образование

непрерывность,

системность

в

образовательной

системе.

Дополнительное

образование – форма реализации педагогического принципа природосообразности.

При организации дополнительного образования детей детский сад опирается на

следующие приоритетные принципы:

принцип непрерывности и преемственности,

принцип

системности

во

взаимодействии

и

взаимопроникновении

базового и дополнительного образования,

принцип вариативности,

принцип гуманизации и индивидуализации,

принцип добровольности,

принцип деятельностного подхода,

принцип творчества,

принцип разновозрастного единства,

принцип открытости системы.

4. Функции дополнительного образования:

образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным

программам, получение им новых знаний;

воспитательная – обогащение культурного слоя детского сада, формирование

культурной

среды,

определение

на

этой

основе

четких

нравственных

ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

информационная

передача

педагогом

ребенку

максимального

объема

информации (из которого последний берет столько, сколько хочет и может

усвоить);

4

коммуникативная

это

расширение

возможностей,

круга

делового

и

дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное

время;

рекреационная

организация

содержательного

досуга

как

сферы

восстановления психофизических сил ребенка;

интеграционная – создание единого образовательного пространства детского

сада.

5. Характеристика кадрового состава.

На сегодняшний день детский сад укомплектован кадрами на 100%. Работу с

детьми

по дополнительному образованию осуществляет квалифицированный

коллектив, состоящий из 3 педагогических работников.

N

п/п

Характеристика педагогических и научных работников

Число

педагогиче

ских

работников

1.

Численность педагогических работников - всего

3

из них:

1.1.

штатные педагогические работники

3

1.2.

педагогические работники, работающие на условиях внешнего

совместительства

-

2.

Из общей численности педагогических работников (из строки 1):

2.1.

лица, имеющие ученую степень доктора наук и (или) ученое звание

профессора

-

2.2.

лица, имеющие ученую степень кандидата наук и (или) ученое

звание доцента

-

2.3.

лица, имеющие почетное звание при отсутствии ученой степени и

ученого звания

-

2.4.

лица, имеющие высшую квалификационную категорию

3

2.5.

лица, имеющие первую квалификационную категорию

-

2.6.

лица, прошедшие подтверждение занимаемой должности

-

2.7.

лица, имеющие высшее профессиональное образование

3

В

МБДОУ

функционирует

профессиональный

стабильный

педагогический

коллектив.

Квалификация

педагогов,

готовность

к

постоянному

профессиональному

росту

позволяют

ставить

перед

коллективом

и

успешно

решать

любые

образовательные задачи.

6. Материально-техническая и учебно-методическая база.

В

целом

санитарно-гигиенические,

материально-технические

условия

соответствуют целям и задачам дополнительного образования. В образовательном

5

учреждении

созданы

условия,

в

соответствии

с

СанПиНом

2.4.1.3049-13.

Учреждение имеет лицензию на образовательную деятельность.

В ДОУ имеется:

- 8 групповых помещений с приёмными и туалетными комнатами;

- музыкальный зал (совмещенный с физкультурным залом)

- кабинет педагога-психолога;

- кабинет учителя-логопеда;

- кабинет по обучению детей татарскому языку;

- методический кабинет;

- медицинский кабинет;

- автокласс;

- экологическая гостиная;

- игровые площадки для прогулок;

- спортивная площадка.

Все эксплуатируемые помещения соответствуют требованиям СанПиН, охраны

труда,

пожарной

безопасности,

защиты

от

чрезвычайных

ситуаций,

антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования.

В дошкольном учреждении имеется современная информационно–техническая

база: электронная почта, доступ к сети Интернет стационарный,

технические

средства

обучения,

интерактивная

доска,

музыкальный

центр,

магнитофоны,

телевизор,

копировальная

техника.

В

МБДОУ

имеются

компьютер,

ноутбуки,

дающие возможность выполнения современных требований по делопроизводству,

документоведению,

организации

педагогической

деятельности.

Разносторонне

используются возможности мультимедиа и слайд проектирования.

п/п

Наименование оборудования

Кол-во

1

Персональный компьютер

1

2

Ноутбук

8

3

Сканер, принтер, копир

1

5

Факс

1

6

Мультимедийный проектор

4

7

Музыкальный центр

2

8

Телевизор

1

9

Фотоаппарат

1

7. Содержание дополнительного образования детского сада

Учебные занятия по дополнительному образованию в МБДОУ начинаются

не позднее 1 октября.

Комплектование групп 1-ого года обучения проводится до 1 октября.

Дополнительное образование (кружки) проводятся во второй половине дня

в

соответствии с расписанием, утверждённым заведующим ДОУ.

6

Продолжительность работы - в зависимости от возраста детей и в соответствии с

СанПиНом 2.4.1.3049-13.

Развитие системы дополнительного образования детей в МБДОУ становится по-

настоящему эффективным, так как дополнительные образовательные программы

соответствуют интересам и потребностям дошкольников, учитывают реальные

возможности их удовлетворения в конкретном учреждении.

Все педагоги дополнительного образования работают по программам, которые

отвечают потребностям и интересам детей, предлагаются родителям по выбору.

Программы

дополнительного

образования

в

МБДОУ

имеют

следующие

направленности:

художественно-эстетическая

социально-педагогическая

7.1.Художественно-эстетическая направленность.

1. Кружок «Задоринки» (танцевальный)

Цель программы: формировать

у детей творческие способности,

реализовывать и

совершенствовать их через развитие музыкально-ритмических и танцевальных

движений.

Задачи программы.

Образовательные:

- через образы дать возможность выразить собственное восприятие музыки;

- расширение музыкального кругозора, пополнение словарного запаса;

- умение отмечать в движении метр (сильную долю такта), простейший

ритмический рисунок;

- умение менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой, и

музыкальными фразами.

- создать условия для развития и реализации одаренных детей

Развивающие:

- развитие координации, гибкости, пластичности, выразительности и точности

движений;

- умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки,

динамикой;

- координация и укрепление опорно-двигательного аппарата;

- приобщение к совместному движению с педагогом.

Воспитательные:

- воспитание у детей интереса к танцевальным занятиям путем создания

положительного эмоционального настроя;

- психологическое раскрепощение ребенка;

- воспитание умения работать в паре, коллективе

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

7

Итогом детской деятельности могут служить выступления на концертах,

развлечениях, утренниках, конкурсах.

Организация деятельности

кружка:

Форма работы: сочетание коллективных и индивидуальных форм организации на

занятиях.

Программа рассчитана на один год обучения: для детей 6-7 лет

Количество занятий в неделю – 1, в месяц - 4, в год – 32.

Количество групп: 1

Предельная наполняемость кружка в течение учебного года – не более 20 человек.

Занятия проводятся во второй половине дня.

2.Социально-педагогическая направленность

Кружок «Веселый язычок» (логопедический)

Цель программы:

оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи

детям дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием речи

Задачи программы:

- овладение фонетической системой языка;

- подготовка к овладению грамотой;

- развитие речевого дыхания, голосового аппарата;

- совершенствование интонационно выразительности речи;

- развитие общей и мелкой моторики;

- формирование коммуникативной функции;

-

работа

над

дикцией,

совершенствование

отчетливого

произношения

слов

и

словосочетаний.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

Итогом может служить показ индивидуальных занятий для родителей

Организация деятельности

кружка:

Форма работы: индивидуальная форма организации на занятиях.

1.Программа рассчитана на один год обучения: для детей 6-7 лет

Количество занятий в неделю – 1, в месяц-4, в год – 32.

Количество групп: 1

Предельная наполняемость кружка в течение учебного года – не более 13 человек.

Занятия проводятся во второй половине дня.

3. Социально-педагогическая направленность

Кружок «Волшебный мир звуков и букв»

Цель программы: создание важнейших предпосылок для успешного обучения

грамоте детей в школе.

Задачи:

- Развитие речевого слуха (фонетического и фонематического).

8

- Овладение непосредственно механизмом чтения.

- Обогащение словарного запаса, активизация его в свободных высказываниях.

- Формирование грамматического строя устной речи.

- Совершенствование элементарных графических умений.

- Формирование коммуникативных умений и навыков.

- Развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания,

речи, воображения).

- Овладение навыками печатания букв, слогов, слов, предложений.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

Итогом могут служить открытые занятия для родителей.

Организация деятельности кружка:

Форма работы: сочетание коллективных и индивидуальных форм организации на

занятиях.

Программам рассчитана на один год обучения: для детей 6-7 лет.

Количество занятий в неделю – 1, в месяц – 4, в год – 32 (с октября) и 28 (с ноября).

Предельная наполняемость кружка в течение учебного года – не более 20 человек.

Занятия проводятся во второй половине дня.

8. Нормативно-правовая база системы

дополнительного образования

Закона Российской Федерации «Об образовании» от 01 сентября 2013 г.,

Федерального закона от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»,

Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав

ребенка в Российской Федерации»,

Федерального

закона

от

11.08.1995

№135-ФЗ

«О

благотворительной

деятельности и благотворительных организациях»,

Бюджетного Кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (статья

41,42)

Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994г. №51-ФЗ – часть

1 (глава 27-29),

«Об

утверждении

Правил

оказания

платных

образовательных

услуг»

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013г. № 706

Примерная

форма

договора

об

оказании

платных

дополнитель ных

о б р а з о в а т е л ь н ы х

у с л у г

го с уд а р с т в е н н ы м и

и

м у н и ц и п а л ь н ы м и

общеобразовательными

учреждениями,

утвержденная

приказом

Министерства

образования РФ от 10 июля 2003 г. № 2994 (Приложение 5),

Письмо

Министерства

образования

Российской

Федерации

от

01.10.2002

№31ю-31нн-40/31-09 «Методические рекомендации по заключению договоров для

оказания платных образовательных услуг в сфере образования»,

9

«Положение

об

оказании

платных

услуг

в муниципальном

бюджетном

дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида №

63 «Калинка»

Регламент

о

порядке

оказания

платных

услуг,

предоставляемых

муниципальным

бюджетным

дошкольным

образовательным

учреждением

«Детский сад комбинированного вида № 63 «Калинка»

Устава МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 63 «Калинка»

9.Учебный план.

Учебный план системы дополнительного образования МБДОУ сформирован на

основе

нормативно-правовой

основы,

упомянутой

выше,

а

так

же

соответствует требованиям, установленными СанПин 2.4.1.3049-13.

Занятия

проводятся

во

вторую

половину

учебного

дня,

распределение

часов

занятий

зависит

от

конкретной

программы,

наполняемость

групп

также

регламентирована соответствующими инструкциями.

Контингент воспитанников дополнительного образования: 6-7 лет

Учебный план по оказанию дополнительных платных образовательных услуг

Направленность

Дополнительные

образовательные

программы

Количе

ство

групп

возраст

Часы

в

неде

лю

Часы в

месяц

Часы

в

год

Художественно-

эстетическая

«Задоринки»

танцевальный

1

6-7

1

4

32

Социально-

педагогическая

«Веселый язычок»

(логопедический)

1

6-7

1

4

32

Социально-

педагогическая

Кружок

«Волшебный мир

звуков и букв»

1

6-7

1

4

32

10. Ожидаемые результаты:

- создание в МБДОУ единой системы дополнительного образования, которая будет

способствовать развитию способностей и интересов каждого ребенка;

-

расширение

различных

видов

деятельности

в

системе

дополнительного

образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей

детей дошкольного возраста;

-

внедрение

в

образовательный

процесс

современных

методик

обучения

и

воспитания.

11. Формы контроля умений и навыков,

формируемых на занятиях блока дополнительного образования:

10

- изучение и утверждение дополнительных образовательных программ,

тематического планирования;

- посещение и анализ занятий;

- посещение массовых мероприятий, творческих отчётов;

- организация выставок и презентаций.

12. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной

программы:

отчетные концерты,

конкурсы,

открытые мероприятия,

сбор и анализ результатов участия в соревнованиях различного уровня.

Преимущества блока дополнительного образования:

1.Система

дополнительного

образования

дает

возможность

каждому

ребенку

выбрать себе занятие по душе, создает условия для развития своих способностей.

2.Система дополнительного образования является серьезным звеном

воспитательной работы детского сада.

13. Система представления результатов воспитанников:

участие в творческих конкурсах, концертах, муниципального, регионального

и федерального уровня;

презентации итогов работы творческих объединений;

Реализуя

задачи

дополнительного

образования,

МБДОУ

пытается

разрешить

существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать

образовательный

стандарт

дошкольного

образования,

а

с

другой

создавать

условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации

образования,

провозглашенной

в

качестве

важнейшего

принципа

реформы

образования.

Гуманистическая

педагогика

отличается

направленностью

на

принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на

саморазвитие

и

самоопределение.

Оказалось,

что

именно

дополнительное

образование

наиболее

полно

отвечает

этим

критериям.

Только

органичное

сочетание в стенах ДОУ обоих видов образования может помочь развитию, как

отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения. Понимание этого —

основа преодоления педагогами психологического барьера на пути восприятия

дополнительного образования наравне с основным.

11



В раздел образования