Автор: Шаповалова Нина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №1 "Аист"
Населённый пункт: г.Геленджик
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Математическое путешествие по сказке "Гуси – лебеди"
Раздел: дошкольное образование
Занятие по математике «Математическое путешествие по
сказке Гуси - лебеди»
Программное содержание: закрепить знания о составе чисел 6 и 7 из двух меньших чисел.
Учить детей решать обратные арифметические задачи, логические задачи на нахождение
недостающих фигур путем сочетания практических и мыслительных проб,воссоздать
фигуру по схеме, делать предположения и анализировать возможные пути решения,
закреплять названия геометрических фигур.
Цель: закрепить состав числа 7 из двух меньших( 5+2,2+5,3+4,4+3,6+1,1+6) с
использованием элементов игры - путешествие по сказке «Гуси- лебеди», закрепить
структуру задачи : условие ,вопрос, решение. Правильно записать решение задачи, из
многоугольников составить мост решить логическую задачу (увидев расположение шести
фигур , найти закономерность и расположить остальные три)
Демонстративный материал: цифры (от 1-10)-два комплекта, яблонька с яблоками
(плакат), для решения задачи схема моста, логическая задача(плакат),избушка на
пружинных ножках (плакат), пирожки(бумажные).
Раздаточный материал на каждого ребенка: цифры,знаки,пирожки(бумажные),наборы
геометрических фигур, лист с изображением трех избушек на пружинных ножках,
логическая задача , счетные палочки.
Ход занятия
Воспитатель: Дети ,вы, наверное знаете очень много сказок. Назовите , какие вы
знаете сказки.
Дети перечисляют
Воспитатель:А могли бы вы узнать сказку по иллюстрации? (показывает
иллюстрацию сказки Гуси- лебеди) Кто помнит, как называется эта сказка?
Дети называют
Воспитатель: Жили были мужик да баба. Была у них дочка да сынок маленький. Доченька
говорила мать, мы пойдем на работу, а ты береги братца. Не ходи со двора ,будь умницей.
Мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли,а дочка позабыла ,что ей приказывали
,посадила братца на травку под окошко,а сама побежала на улицу. Заигралась,загулялась.
А в какие игры играла девочка мы покажем.
Игра «Воротца»
Двое детей держат в руках цифру 6 это воротца. Остальные берут любую цифру (в
пределах 10) и становятся парами, чтобы в сумме получилось число, указанное на
воротцах (6). Через воротца проходят пары , которые правильно составили число 6.
Воспитатель: Когда наигралась девочка, вспомнила про братца . Побежала она домой…А
что же было дальше?
Дети продолжают: Налетели гуси- лебеди, подхватили мальчика и унесли его на крыльях.
Воспитатель: А кто знает,сколько было гусей?
Послушайте загадку и узнаете.
Два гуся летят над нами,
Два других за облаками
Три спустились на ручей,
Сколько было всех гусей?
(Воспитатель выкладывает на доске гусей, а дети у себя карточку с цифрой) Ответ:7
Воспитатель: Бросилась девочка догонять гусей. И увидела на своем пути ?
Дети: печку!
Воспитатель: Печка печка,скажи куда гуси- лебеди полетели?
-Съешь моего ржаного пирожка ,потом скажу. И не просто съешь , а поделись с мамой,
папой и братиком. На сколько частей нужно разделить пирожок?
Дети складывают ,затем разрезают.
Воспиататель: Сколько получилось частей? (4) (Далее детям предлагается настоящий
пирожок)
Воспитатель: А если бы у вас был настоящий пирожок, как его разделить на 4 части?
Дети: Разрезать
Воспитатель: Сколько нужно сделать разрезов?
Дети: Три
Воспитатель: Выполнила девочка задание и сказала ей печка, куда улетели гуси. А что
было дальше?
Дети: Бежит девочка, видит стоит яблонька и решила она спросить у яблоньки, куда гуси-
лебеди унесли братца. А яблонька ей ответит: - Я скажу если ты решишь мою задачу:
С яблоньки упало 2 яблока,а на яблоньке осталось 8 яблок. Сколько яблок было на
яблоньке? (Дети повторяют условие задачи, вопрос, выкладывают решение (2+8=10)
Воспитатель: А дальше встретилась девочке на пути река с кисельными берегами. Но она
не знает,как через нее перебраться. Давайте ей поможем! Что для этого нужно сделать? У
детей на столах лежат геометрические фигуры. Дети высказывают свои предложения -
построить мост через речку.
Воспитатель: Сколько вам понадобилось фигур для строительства моста?
Дети: Семь
Воспитатель: Какие именно фигуры?
Дети называют
Воспитатель: Решила девочка немного отдохнуть.
Физкультминутка
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише- тише,
Деревцо все выше - выше.
(посадить детей)
Воспитатель: А за рекой и лес. Там , наверное, и спрятали гуси- лебеди братца. В лесу из
-за кустов звери выглядывают, глазами поблескивают, зубами пощелкивают. Догадайся,
говорят девочке , за каким кустом какой зверь спрятался , тогда и пропустим. (логическая
задача)
Воспитатель: Показали звери дорогу в лесу. Что увидела девочка?
Дети:Избушку
Воспитатель: Избушка на пружинных ножках, с номером 7 на крыше. В окошко братец
выглядывает , а дверь не открывается. С секретом дверь. Посмотрите внимательно на
избушку. Может , вы догадаетесь , в чем секрет?
Дверь открывается хитро. Надо нажать на обе (педали) столько раз, сколько показывает
номер на избушке. Выложи возле избушки столько следов, сколько раз ты нажмешь
сначала на левую педаль, а затем на правую.Проверь ,готова ли дверь открыться?
Удетей на листах три избушки. Возле каждой из них дети показывают разные варианты
состава числа 7. Цвет следов избушки разный: (4+3,2+5,6+1,3+4,5+2 и т.д)
Итог занятия
1.Какое задание было самым интересным?
2.Какое задание было сложным?
3.Какое задание было легким?
4.Поблагодарить детей за активное участие в занятии.