Автор: Баркова Ольга Станиславовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУСОШ №36
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по внеурочной деятельности" Спешите делать добро" для 1–4 классов
Раздел: начальное образование
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36 г. ТОМСК
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Общественно полезная деятельность. Спешите делать добро».
(Направление: Социокультурная деятельность).
Для начального уровня образования
(1 -4 классы)
Количество часов в неделю 2 часа
Всего в год:
1 класс -66 часов
2 класс – 68 часов
3 класс 68 часов
4 класс -68 часов
Автор: Баркова Ольга Станиславовна, учитель
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Спешите делать добро» составлена в
соответствии
с
нормативно-правовой
базой: Федеральный
Закон
«Об
образовании
в
Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп.,
вступ. в силу с 01.07.2016); Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями от 26.11.2010 № 1241,
22.09.2011
№
2357,
18.12.2012
№
1060,
29.12.2014
№
1643,
31.12.2015
№
1576)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об
утверждении
СанПиН
2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №
189,
зарегистрировано
в
Минюсте
Российской
Федерации
03.03.2011
№
19993
(с
изменениями от 24.11.2015 № 81); Постановление Главного государственного санитарного
врача
РФ
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.2.3286-15
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
условиям
и
организации
обучения
и
воспитания
в
организациях,
1
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья"от
10.07.2015
№
26
(вместе
с
"СанПиН
2.4.2.3286-15.
Санитарно-
эпидемиологические
правила
и
нормативы...",
зарегистрировано
в
Минюсте
России
14.08.2015 № 38528); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года; Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской
Федерации.
Цель
программы:
Социализировать
личность
младшего
школьника
через
выполнение общественно полезной деятельности.
Задачи программы:
Передача социального опыта взрослых людей ученикам. Для этого широко
используется механизм
социально-педагогического, массово-коммуникативного
общения.
Под
передачей
опыта
взрослых
понимаются
не
только
рассказы
родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере
деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч
специалистов с детьми. Это и экскурсии в музеи, на действующие предприятия;
Осознание
собственного
статуса
и
многообразие
социальных
ролей;
понимание своей социальной роли и готовность ее выполнять;
Воспитание готовности к созидательной деятельности;
Развивать умение соотносить свои интересы с интересами других людей и
оценивать свое поведение с точки зрения людей и групп;
Формирование самосознания и коррекция самооценки; умение адекватно
оценивать личностное участие в жизни коллектива;
Формирование умения соблюдать правила и договариваться между собой;
работать и осуществлять совместную деятельность;
Развитие творческого потенциала детей. Каждое занятие погружает ребенка
в атмосферу творчества. Школа признает за каждым ребенком творческое начало,
которое должно быть реализовано в любой деятельности. Творческая деятельность
учащихся направляется в позитивную созидательную сферу деятельности. Свой
творческий потенциал учащиеся могут реализовать на всех этапах становления
личности. Задача учителя – не разрушать творческие способности школьника, а
поощрять его способности, которые способствуют развитию коллектива и тем
самым развитию его личности. Но на первых этапах ребенок может реализовать
творческое начало через проявление своего мнения, своего отношения к тому, что
он делает, т.е. выполнять любую деятельность, любую работу с вниманием и
любовью;
Формирование интереса и любви к труду.
В различных видах труда детей (хозяйственно-бытовой, ручной, труд в природе)
содержатся
истоки
раннего
выявления
способностей,
дарований
личности,
правильного выбора в дальнейшем профессии;
Воспитание целеустремленности и настойчивости, воспитание характера.
Общественно полезная деятельность требует определенных волевых усилий: когда
ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно разрешить их или
с помощью группы детей, или с помощью учителя. Ребенок учится устанавливать
причины
неудач,
преодолевать
их.
При
этом
у
него
формирует ся
целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца;
Формирование
потребности
к
общественно
полезной
деятельности,
в
которой
проявляется
забота
каждого
участника
этой
деятельности
об
окружающих, о школе, о природе.
Одной из наиболее важных характеристик
2
общественно
полезной
деятельности
является
то,
что
она
позволяет
решать
различные индивидуальные проблемы и задачи развития в условиях совместной
приятной, естественной для детей деятельности.
Содержание программы обеспечивает преемственность с программами предметов:
окружающий
мир,
технология,
физическая
культура,
литературное
чтение,
изобразительное
искусство,
является
продолжением
и
дополнением
содержания
образования.
Потребность социальной адаптации личности и развитие общества в целом,
определяемые
объективными
параметрами
современного
уровня
развития
производственных
отношений,
выдвигают
на
первый
план
новые
требования
к
результатам образования.
Конкурентоспособность и безопасность личности и нации
определяются сегодня в первую очередь не тем или иным уровнем сформированности у
учащихся знаний, умений и навыков по различным предметам,
а их надпредметными
умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и
проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
В последние годы педагоги все чаще отмечают, что здоровье младших школьников
ослаблено,
отмечается
низкий
уровень
их
физической
активности,
развития
пространственных
представлений,
дефицит
внимания,
расторможенность
и
гиперактивность, неадекватность самооценки, отсутствие личностных границ и другие
проблемы
общения.
Эти
наблюдения
свидетельствуют
о
трудностях
процесса
социализации младших школьников. Еще 20-30 лет назад овладение навыками общения,
становление самосознания, формирование картины мира проходило более естественно,
чему
способствовали
игры
во
дворах,
достаточно
свободное
самостоятельное
перемещение детей по городу, посещение кружков, секций, творческих коллективов и т.п.
для
жизнедеятельности
современных
детей
характерна
ограниченность
общения
со
сверстниками. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со сверстниками часть
оказываются
недоступны
для
младших
школьников.
Это
обстоятельство
значительно
затрудняет
усвоение
детьми
системы
моральных
норм
и
нравственных
принципов,
препятствуют
формированию
коммуникативной
компетентности,
эмоциональной
отзывчивости.
Естественно,
что
учителя
стремятся
создать
положительную
психологическую атмосферу
в классе, облегчить и разнообразить школьную жизнь
учащихся.
Однако,
в
реальности,
учитывая
все
объективные
трудности
современной
школьной
системы,
большой
объем
содержания
большинства
предметных
программ,
нехватку времени и элементарную неприспособленность школьных классов к активному
отдыху детей, мы видим, что общение младших школьников зачастую сводится к игре в
электронные
игры.
Большинство
современных
детей,
не
участвуют
в
деятельности
детских
и
подростковых
общественных
организаций
и
соответственно
лишены
возможности
приобрести
опыт
лидерства
и
работы
в
команде,
сотрудничества
и
взаимопомощи, работы на социальное благо и благо своего товарища, близких людей.
Альтруисты
вырождаются,
нормы
помощи
нуждающемуся,
щедрости
зачастую
оказываются неосвоенными современными детьми.
В настоящее время основную роль в социальном развитии учащихся вынуждена взять
на себя школа.
Общественно-полезная деятельность - это целенаправленная, планомерная,
сознательная, добровольная деятельность, имеющая четко выраженную общественную
значимость.
В
общественно-полезную
деятельность
можно
вовлечь
всех
школьников.
Содержание деятельности определяется с учетом возрастных возможностей учащихся. К
определению направлений общественно полезной деятельности учитель привлекает детей,
он учит их находить для себя посильные полезные дела.
Работа организуется по четырем направлениям:
1.
Человек и природа
3
2.
Человек и общество
3.
Человек и его здоровье
4.
Я учусь дружить и находить друзей.
Все занятия имеют общую направленность и обладают структурным единством, которое
может наполняться различным содержанием в зависимости от целей, состава и даже от
настроения, с которым пришли дети.
Программа
ориентирована
на
достижение
результатов
ФГОС:
личностных,
регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Программа разработана для параллелей 1-4 классов, рассчитана на 66 часов в 1-ом классе,
68 часов в год 2,3,4 классы 2 часа в неделю.
1.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные:
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить;
Ценить и принимать базовые ценности: родина, семья, природа;
Уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям;
Принятие ценности природного мира, готовность к природоохранной деятельности;
Приобретать
основы
экологической
культуры:
принятие
ценности
природного
мира,
готовность
следовать
в
своей
деятельности
природоохранного,
нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
Установка на здоровый образ жизни.
4
Регулятивные:
Определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий на занятии;
Учиться высказывать своё предположение (версию);
Учиться работать по предложенному учителем плану;
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности группы на занятии;
Организовывать своё рабочее место;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и др.
людей.
Познавательные:
Делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
Ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного
с
помощью учителя;
Делать предварительный отбор источников информации;
Добывать
новые
знания:
находить
ответы
на
вопросы,
используя
различные
источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
занятиях;
Чтение. Работа с текстом;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы;
Строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные:
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Слушать и понимать речь других;
Договариваться с одногруппниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения и следовать им;
Учиться работать в паре, группе (выполнять различные роли: лидера, исполнителя);
Участвовать в диалоге на занятиях;
Использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
Формировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Задавать вопросы;
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Человек и природа (51 ч)
В этом разделе предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий.
Дети
учатся
распознавать
обитателей
живого
уголка,
растения
и
животных
своей
местности,
комнатные
растения.
Вместе
с
тем
целенаправленно
и
последовательно
раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание
которых необходимо для развитий у учащихся современного экологического мышления.
Большое
внимание
уделяется
воспитанию
гуманного
отношения
к
живому,
чувства
милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу
экологической
культуры
личности.
Изучение
вопросов
охраны
природы
является
стержнем
для
всего
этого
раздела.
Содержание
направлено
на
создание
условий
непосредственного участия младших школьников в природоохранительной деятельности.
С этой целью дети знакомятся с мероприятиями по охране природы, привлекаются к
посильному
участию
в
этой
работе.
Содержание
данного
раздела
направлено
на
5
воспитание бережного отношения к природе, ответственности за любое живое существо и
за тех, с кем он сосуществует. В ходе этой работы у детей формируется активная гуманная
позиция по отношению
к природе, ответственность за судьбу своего общего дома –
планета Земля.
Формы работы:
Практическая
работа:
выращивание
и
уход
за
комнатными
растениями;
сбор
семян
цветочно-декоративных
растений;
озеленение
школьного
двора
и
уход
за
зелеными
насаждениями в школьном дворе. Удаление мусора; сбор природных материалов для
уроков
труда;
сбор
макулатуры;
заготовка
корма
для
птиц
и
их
подкармливание;
выращивание
продукции
для
школьной
столовой;
изготовление
условных
знаков
к
правильному поведению в природе.
Подготовка
и
проведение бесед,
утренников,
КВН
экологического
содержания,
адресованных учащимся других классов или дошкольникам.
Экскурсии: на экологическую тропу, ботанический сад, в зоопарк, к местным водоемам.
Групповая, парная работа.
Виды деятельности:
Слушание объяснений учителя; слушание и анализ выступлений своих товарищей,
работа с научно-популярной литературой; просмотр учебных фильмов;
анализ проблемных ситуаций; работа с раздаточным материалом;
выполнение практических работ;
отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
Раздел 2. Человек и общество (87ч)
В данном разделе предусмотрены темы, которые дают важнейшие представления детям
об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом. Умение видеть
и
понимать
окружающих
взрослых
формируется
в
первую
очередь
в
семье,
где
закладываются основы уважения к старшим. В этом разделе рассматриваются вопросы о
правах и обязанностях ребенка в школе и семье. Один из способов взаимодействия людей
в обществе труд и общение. Общение со старшими это один из источников получения
новых
знаний,
а
трудовая
деятельность-
особенность
жизни
человека.
Воспитание
уважения к своему труду и труду работников школы, родителей. Оказание посильной
помощи, стремление доставить радость родным людям, уважение к старшим членам семьи
- это основные задачи данного раздела.
Формы работы:
Игровая
Индивидуальная работа (общение с родителями и родственниками);
Групповая
работа
(проведение
совместных
праздников,
изготовление
сувениров,
подарков близким людям);
Практическая
работа:
посильное
участие
в
общественно-
полезной
деятельности
(обязанности в семье, классе)
Экскурсии: на предприятия города, села с целью ознакомления с трудом людей,
знакомство с профессиями.
Виды деятельности:
Игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество,
социальное творчество.
Слушание объяснений учителя; слушание и анализ выступлений своих товарищей,
работа с научно-популярной литературой; просмотр учебных фильмов;
анализ проблемных ситуаций; работа с раздаточным материалом;
выполнение практических работ;
отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
6
Раздел 3. Человек и его здоровье (62ч)
Этот раздел в программе нацелен на формирование представлений о человеке, как части
живой
природы.
Уделяется
внимание
вопросам
гигиены,
рассматривается
понятия
«здорового
образа
жизни».
Раскрыть
понятие
о
здоровье
(стойкость
к
болезням,
закаленность, выносливость, сила, жизнерадостность). Научить детей самим заботиться о
своем здоровье, сформировать установки на поддержание здорового образа жизни. Дать
понятия и знания о здоровом питании, необходимости витаминов в пище. Занятия в
данном разделе направлены на воспитание чувства ответственности за свое здоровье,
потребности вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил
сохранения и укрепления здоровья.
Одной из задач этого раздела является научить детей пользоваться полученными знаниями
в жизни, а также вести профилактическую работу с дошкольниками, другими учащимися.
Дети должны научиться рассказывать, убеждать других в необходимости вести здоровый
образ жизни, правильно питаться, вести подвижный образ жизни, отказаться от вредных
привычек, соблюдать правила дорожного движения для своей безопасности.
Форма работы:
Групповая работа;
Парная работа;
Праздники, викторины, спортивные соревнования;
Практическая работа:
Изготовление листков здоровья для школьной столовой;
Выставки рисунков, подготовка и проведение праздников, кругосветок о здоровье.
Создание карты здоровья, встречи со школьным врачом.
Разучивание физминуток и проведение их в классах,
Экскурсии: в медицинский кабинет школы.
Виды деятельности :
игровая, спортивно-оздоровительная, досугово- развлекательная, социально- творческая
анализ проблемных ситуаций; работа с раздаточным материалом;
выполнение практических работ.
Раздел 4. Я учусь дружить и находить друзей (74ч)
Работа в этом разделе направлена формирование у детей этических норм, в основе
которых
лежат
такие
понятия
и
принципы,
как
деликатность,
доброта,
внимание
к
окружающим. Эта работа должна дать возможность каждому ученику без перегрузки и с
учетом его индивидуальных особенностей развить коммуникативные способности, т.е.
умение общаться и слушать собеседника, соблюдать правила поведения.
Занятия: «Давайте познакомимся!», «Школа вежливых», «Здравствуй, друг!», «Кто такой
я?» направлены на развитие самооценки.
Самовосприятие осуществляется через восприятие своего внешнего вида, собственных
норм и ценностей, результатов собственной деятельности, соотнесение себя с другими и
восприятие себя окружающими. Знакомство с правилами этикета. В данном случае этикет
определяет формы, технику общения в разных жизненных ситуациях.
Форма работа:
Ролевые игры;
Проведение «Школы вежливости» для дошкольников;
Концерты, праздники, творческие мастерские, спектакли, встречи с интересными
людьми, выставки, викторины.
Виды деятельности:
7
Игровая, познавательная, досугово- развлекательная, отбор и сравнение материала по
нескольким источникам, работа с литературой, систематизация материала, моделирование
и конструирование, анализ проблемных ситуаций.
3. Тематическое планирование
1 год
2 год
3 год
4 год
1
Раздел 1.
Человек и природа
15 ч
12 ч
14 ч
10 ч
2
Раздел 2.
Человек и
общество
12 ч
20 ч
27 ч
28 ч
3
Раздел 3.
Человек и его
здоровье
17 ч
18 ч
15 ч
12 ч
4
Раздел 4.
Я учусь дружить и
находить друзей.
24 ч
18 ч
14 ч
18 ч
Итого
68 ч
68 ч
68 ч
68 ч
8
Приложение к программе
Ресурсное обеспечение программы
Кадровое:
Программу
реализуют
учителя
начальных
классов,
школьный
врач,
школьный
библиотекарь.
Материально-техническое обеспечение
Печатные пособия:
Комплекты тематических таблиц.
Демонстрационный и раздаточный материал.
Информационно-коммуникативные средства.
CD «Развивашка». Делаем игрушки с дизайнером Поделкиным. Выпуск 2. Карнавальные
костюмы мистера Маски.
9
CD. «Смешарики». Подарок для мамы. Выпуск 8.
CD. «Мышка Мия. Юный дизайнер».
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы
DVD «Маски, шляпы, карнавальные костюмы своими руками». «Театр кукол своими
руками», «Оригами».
Слайд – комплект с методическим пособием: «Плодовые культуры и цветы сада», «Огород
и поле».
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления
Магнитная доска
Телевизор
Проектор для демонстрационных слайдов
Учебно-практическое оборудование
Набор инструментов для работы с различными материалами
Наборы цветной бумаги, картона, бархатной, крепированной, крафт-бумаги и др.
Заготовки природного материала.
Оборудование класса
Ученические столы одно и двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного
оборудования и пр.
Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий).
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Использованная литература
Агамова Н.С., Морозов И.А., Слепцова И.С. Народные игры для детей: организация,
методика, репертуар. М.:1995.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотические праздники в школе. М.: 2000.
Анисимова Т.Б., Дьяченко Л.П. Продлёнка: игры и занятия для школьников. Ростов-на-
Дону. 2005 (серия «Мир вашего ребёнка).
Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Детские частушки, шутки, прибаутки. Ярославль:
Академия развития, 2000.
Видякин В.М. Спортивные праздники и мероприятия в школе. Спортивные и подвижные
игры. Волгоград: Учитель, 2007.
10
Егорова Т.Г.Логическое и образное в познавательной деятельности младших школьников:
Стихотворный материал на экскурсиях в природу // Начальная школа. 2004 №4 с.66-68
Коваленко В.И. Школа физминуток (1-4 классы): Практические разработки
физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.
М.:Вако, 2005.
Липатникова Т.Н. Праздник начинается. Ярославль: Академия развития, 2004.
Николкина Т.А., Гулезева Т.С. Уроки труда в начальной школе 1-2 классы. Волгоград:
2006.
11
12