Напоминание

Рабочая программа по внеурочной деятельности" Спешите делать добро" для 1–4 классов


Автор: Баркова Ольга Станиславовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУСОШ №36
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по внеурочной деятельности" Спешите делать добро" для 1–4 классов
Раздел: начальное образование





Назад




АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36 г. ТОМСК

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Общественно полезная деятельность. Спешите делать добро».

(Направление: Социокультурная деятельность).

Для начального уровня образования

(1 -4 классы)

Количество часов в неделю 2 часа

Всего в год:

1 класс -66 часов

2 класс – 68 часов

3 класс 68 часов

4 класс -68 часов

Автор: Баркова Ольга Станиславовна, учитель

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности «Спешите делать добро» составлена в

соответствии

с

нормативно-правовой

базой: Федеральный

Закон

«Об

образовании

в

Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп.,

вступ. в силу с 01.07.2016); Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и

науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями от 26.11.2010 № 1241,

22.09.2011

2357,

18.12.2012

1060,

29.12.2014

1643,

31.12.2015

1576)

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об

утверждении

СанПиН

2.4.2.2821-10

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №

189,

зарегистрировано

в

Минюсте

Российской

Федерации

03.03.2011

19993

изменениями от 24.11.2015 № 81); Постановление Главного государственного санитарного

врача

РФ

«Об

утверждении

СанПиН

2.4.2.3286-15

"Санитарно-эпидемиологические

требования

к

условиям

и

организации

обучения

и

воспитания

в

организациях,

1

осуществляющих

образовательную

деятельность

по

адаптированным

основным

общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья"от

10.07.2015

26

(вместе

с

"СанПиН

2.4.2.3286-15.

Санитарно-

эпидемиологические

правила

и

нормативы...",

зарегистрировано

в

Минюсте

России

14.08.2015 № 38528); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025

года; Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской

Федерации.

Цель

программы:

Социализировать

личность

младшего

школьника

через

выполнение общественно полезной деятельности.

Задачи программы:

Передача социального опыта взрослых людей ученикам. Для этого широко

используется механизм

социально-педагогического, массово-коммуникативного

общения.

Под

передачей

опыта

взрослых

понимаются

не

только

рассказы

родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере

деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч

специалистов с детьми. Это и экскурсии в музеи, на действующие предприятия;

Осознание

собственного

статуса

и

многообразие

социальных

ролей;

понимание своей социальной роли и готовность ее выполнять;

Воспитание готовности к созидательной деятельности;

Развивать умение соотносить свои интересы с интересами других людей и

оценивать свое поведение с точки зрения людей и групп;

Формирование самосознания и коррекция самооценки; умение адекватно

оценивать личностное участие в жизни коллектива;

Формирование умения соблюдать правила и договариваться между собой;

работать и осуществлять совместную деятельность;

Развитие творческого потенциала детей. Каждое занятие погружает ребенка

в атмосферу творчества. Школа признает за каждым ребенком творческое начало,

которое должно быть реализовано в любой деятельности. Творческая деятельность

учащихся направляется в позитивную созидательную сферу деятельности. Свой

творческий потенциал учащиеся могут реализовать на всех этапах становления

личности. Задача учителя – не разрушать творческие способности школьника, а

поощрять его способности, которые способствуют развитию коллектива и тем

самым развитию его личности. Но на первых этапах ребенок может реализовать

творческое начало через проявление своего мнения, своего отношения к тому, что

он делает, т.е. выполнять любую деятельность, любую работу с вниманием и

любовью;

Формирование интереса и любви к труду.

В различных видах труда детей (хозяйственно-бытовой, ручной, труд в природе)

содержатся

истоки

раннего

выявления

способностей,

дарований

личности,

правильного выбора в дальнейшем профессии;

Воспитание целеустремленности и настойчивости, воспитание характера.

Общественно полезная деятельность требует определенных волевых усилий: когда

ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно разрешить их или

с помощью группы детей, или с помощью учителя. Ребенок учится устанавливать

причины

неудач,

преодолевать

их.

При

этом

у

него

формирует ся

целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца;

Формирование

потребности

к

общественно

полезной

деятельности,

в

которой

проявляется

забота

каждого

участника

этой

деятельности

об

окружающих, о школе, о природе.

Одной из наиболее важных характеристик

2

общественно

полезной

деятельности

является

то,

что

она

позволяет

решать

различные индивидуальные проблемы и задачи развития в условиях совместной

приятной, естественной для детей деятельности.

Содержание программы обеспечивает преемственность с программами предметов:

окружающий

мир,

технология,

физическая

культура,

литературное

чтение,

изобразительное

искусство,

является

продолжением

и

дополнением

содержания

образования.

Потребность социальной адаптации личности и развитие общества в целом,

определяемые

объективными

параметрами

современного

уровня

развития

производственных

отношений,

выдвигают

на

первый

план

новые

требования

к

результатам образования.

Конкурентоспособность и безопасность личности и нации

определяются сегодня в первую очередь не тем или иным уровнем сформированности у

учащихся знаний, умений и навыков по различным предметам,

а их надпредметными

умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и

проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

В последние годы педагоги все чаще отмечают, что здоровье младших школьников

ослаблено,

отмечается

низкий

уровень

их

физической

активности,

развития

пространственных

представлений,

дефицит

внимания,

расторможенность

и

гиперактивность, неадекватность самооценки, отсутствие личностных границ и другие

проблемы

общения.

Эти

наблюдения

свидетельствуют

о

трудностях

процесса

социализации младших школьников. Еще 20-30 лет назад овладение навыками общения,

становление самосознания, формирование картины мира проходило более естественно,

чему

способствовали

игры

во

дворах,

достаточно

свободное

самостоятельное

перемещение детей по городу, посещение кружков, секций, творческих коллективов и т.п.

для

жизнедеятельности

современных

детей

характерна

ограниченность

общения

со

сверстниками. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со сверстниками часть

оказываются

недоступны

для

младших

школьников.

Это

обстоятельство

значительно

затрудняет

усвоение

детьми

системы

моральных

норм

и

нравственных

принципов,

препятствуют

формированию

коммуникативной

компетентности,

эмоциональной

отзывчивости.

Естественно,

что

учителя

стремятся

создать

положительную

психологическую атмосферу

в классе, облегчить и разнообразить школьную жизнь

учащихся.

Однако,

в

реальности,

учитывая

все

объективные

трудности

современной

школьной

системы,

большой

объем

содержания

большинства

предметных

программ,

нехватку времени и элементарную неприспособленность школьных классов к активному

отдыху детей, мы видим, что общение младших школьников зачастую сводится к игре в

электронные

игры.

Большинство

современных

детей,

не

участвуют

в

деятельности

детских

и

подростковых

общественных

организаций

и

соответственно

лишены

возможности

приобрести

опыт

лидерства

и

работы

в

команде,

сотрудничества

и

взаимопомощи, работы на социальное благо и благо своего товарища, близких людей.

Альтруисты

вырождаются,

нормы

помощи

нуждающемуся,

щедрости

зачастую

оказываются неосвоенными современными детьми.

В настоящее время основную роль в социальном развитии учащихся вынуждена взять

на себя школа.

Общественно-полезная деятельность - это целенаправленная, планомерная,

сознательная, добровольная деятельность, имеющая четко выраженную общественную

значимость.

В

общественно-полезную

деятельность

можно

вовлечь

всех

школьников.

Содержание деятельности определяется с учетом возрастных возможностей учащихся. К

определению направлений общественно полезной деятельности учитель привлекает детей,

он учит их находить для себя посильные полезные дела.

Работа организуется по четырем направлениям:

1.

Человек и природа

3

2.

Человек и общество

3.

Человек и его здоровье

4.

Я учусь дружить и находить друзей.

Все занятия имеют общую направленность и обладают структурным единством, которое

может наполняться различным содержанием в зависимости от целей, состава и даже от

настроения, с которым пришли дети.

Программа

ориентирована

на

достижение

результатов

ФГОС:

личностных,

регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Программа разработана для параллелей 1-4 классов, рассчитана на 66 часов в 1-ом классе,

68 часов в год 2,3,4 классы 2 часа в неделю.

1.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные:

Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для

всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на

общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других

участников группы и педагога, как поступить;

Ценить и принимать базовые ценности: родина, семья, природа;

Уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям;

Принятие ценности природного мира, готовность к природоохранной деятельности;

Приобретать

основы

экологической

культуры:

принятие

ценности

природного

мира,

готовность

следовать

в

своей

деятельности

природоохранного,

нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

Установка на здоровый образ жизни.

4

Регулятивные:

Определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

Проговаривать последовательность действий на занятии;

Учиться высказывать своё предположение (версию);

Учиться работать по предложенному учителем плану;

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку

деятельности группы на занятии;

Организовывать своё рабочее место;

Принимать и сохранять учебную задачу;

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и др.

людей.

Познавательные:

Делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;

Ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного

с

помощью учителя;

Делать предварительный отбор источников информации;

Добывать

новые

знания:

находить

ответы

на

вопросы,

используя

различные

источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на

занятиях;

Чтение. Работа с текстом;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной

работы;

Строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Слушать и понимать речь других;

Договариваться с одногруппниками совместно с учителем о правилах поведения и

общения и следовать им;

Учиться работать в паре, группе (выполнять различные роли: лидера, исполнителя);

Участвовать в диалоге на занятиях;

Использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Формировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Задавать вопросы;

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Человек и природа (51 ч)

В этом разделе предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий.

Дети

учатся

распознавать

обитателей

живого

уголка,

растения

и

животных

своей

местности,

комнатные

растения.

Вместе

с

тем

целенаправленно

и

последовательно

раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание

которых необходимо для развитий у учащихся современного экологического мышления.

Большое

внимание

уделяется

воспитанию

гуманного

отношения

к

живому,

чувства

милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу

экологической

культуры

личности.

Изучение

вопросов

охраны

природы

является

стержнем

для

всего

этого

раздела.

Содержание

направлено

на

создание

условий

непосредственного участия младших школьников в природоохранительной деятельности.

С этой целью дети знакомятся с мероприятиями по охране природы, привлекаются к

посильному

участию

в

этой

работе.

Содержание

данного

раздела

направлено

на

5

воспитание бережного отношения к природе, ответственности за любое живое существо и

за тех, с кем он сосуществует. В ходе этой работы у детей формируется активная гуманная

позиция по отношению

к природе, ответственность за судьбу своего общего дома –

планета Земля.

Формы работы:

Практическая

работа:

выращивание

и

уход

за

комнатными

растениями;

сбор

семян

цветочно-декоративных

растений;

озеленение

школьного

двора

и

уход

за

зелеными

насаждениями в школьном дворе. Удаление мусора; сбор природных материалов для

уроков

труда;

сбор

макулатуры;

заготовка

корма

для

птиц

и

их

подкармливание;

выращивание

продукции

для

школьной

столовой;

изготовление

условных

знаков

к

правильному поведению в природе.

Подготовка

и

проведение бесед,

утренников,

КВН

экологического

содержания,

адресованных учащимся других классов или дошкольникам.

Экскурсии: на экологическую тропу, ботанический сад, в зоопарк, к местным водоемам.

Групповая, парная работа.

Виды деятельности:

Слушание объяснений учителя; слушание и анализ выступлений своих товарищей,

работа с научно-популярной литературой; просмотр учебных фильмов;

анализ проблемных ситуаций; работа с раздаточным материалом;

выполнение практических работ;

отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Раздел 2. Человек и общество (87ч)

В данном разделе предусмотрены темы, которые дают важнейшие представления детям

об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом. Умение видеть

и

понимать

окружающих

взрослых

формируется

в

первую

очередь

в

семье,

где

закладываются основы уважения к старшим. В этом разделе рассматриваются вопросы о

правах и обязанностях ребенка в школе и семье. Один из способов взаимодействия людей

в обществе труд и общение. Общение со старшими это один из источников получения

новых

знаний,

а

трудовая

деятельность-

особенность

жизни

человека.

Воспитание

уважения к своему труду и труду работников школы, родителей. Оказание посильной

помощи, стремление доставить радость родным людям, уважение к старшим членам семьи

- это основные задачи данного раздела.

Формы работы:

Игровая

Индивидуальная работа (общение с родителями и родственниками);

Групповая

работа

(проведение

совместных

праздников,

изготовление

сувениров,

подарков близким людям);

Практическая

работа:

посильное

участие

в

общественно-

полезной

деятельности

(обязанности в семье, классе)

Экскурсии: на предприятия города, села с целью ознакомления с трудом людей,

знакомство с профессиями.

Виды деятельности:

Игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество,

социальное творчество.

Слушание объяснений учителя; слушание и анализ выступлений своих товарищей,

работа с научно-популярной литературой; просмотр учебных фильмов;

анализ проблемных ситуаций; работа с раздаточным материалом;

выполнение практических работ;

отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

6

Раздел 3. Человек и его здоровье (62ч)

Этот раздел в программе нацелен на формирование представлений о человеке, как части

живой

природы.

Уделяется

внимание

вопросам

гигиены,

рассматривается

понятия

«здорового

образа

жизни».

Раскрыть

понятие

о

здоровье

(стойкость

к

болезням,

закаленность, выносливость, сила, жизнерадостность). Научить детей самим заботиться о

своем здоровье, сформировать установки на поддержание здорового образа жизни. Дать

понятия и знания о здоровом питании, необходимости витаминов в пище. Занятия в

данном разделе направлены на воспитание чувства ответственности за свое здоровье,

потребности вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил

сохранения и укрепления здоровья.

Одной из задач этого раздела является научить детей пользоваться полученными знаниями

в жизни, а также вести профилактическую работу с дошкольниками, другими учащимися.

Дети должны научиться рассказывать, убеждать других в необходимости вести здоровый

образ жизни, правильно питаться, вести подвижный образ жизни, отказаться от вредных

привычек, соблюдать правила дорожного движения для своей безопасности.

Форма работы:

Групповая работа;

Парная работа;

Праздники, викторины, спортивные соревнования;

Практическая работа:

Изготовление листков здоровья для школьной столовой;

Выставки рисунков, подготовка и проведение праздников, кругосветок о здоровье.

Создание карты здоровья, встречи со школьным врачом.

Разучивание физминуток и проведение их в классах,

Экскурсии: в медицинский кабинет школы.

Виды деятельности :

игровая, спортивно-оздоровительная, досугово- развлекательная, социально- творческая

анализ проблемных ситуаций; работа с раздаточным материалом;

выполнение практических работ.

Раздел 4. Я учусь дружить и находить друзей (74ч)

Работа в этом разделе направлена формирование у детей этических норм, в основе

которых

лежат

такие

понятия

и

принципы,

как

деликатность,

доброта,

внимание

к

окружающим. Эта работа должна дать возможность каждому ученику без перегрузки и с

учетом его индивидуальных особенностей развить коммуникативные способности, т.е.

умение общаться и слушать собеседника, соблюдать правила поведения.

Занятия: «Давайте познакомимся!», «Школа вежливых», «Здравствуй, друг!», «Кто такой

я?» направлены на развитие самооценки.

Самовосприятие осуществляется через восприятие своего внешнего вида, собственных

норм и ценностей, результатов собственной деятельности, соотнесение себя с другими и

восприятие себя окружающими. Знакомство с правилами этикета. В данном случае этикет

определяет формы, технику общения в разных жизненных ситуациях.

Форма работа:

Ролевые игры;

Проведение «Школы вежливости» для дошкольников;

Концерты, праздники, творческие мастерские, спектакли, встречи с интересными

людьми, выставки, викторины.

Виды деятельности:

7

Игровая, познавательная, досугово- развлекательная, отбор и сравнение материала по

нескольким источникам, работа с литературой, систематизация материала, моделирование

и конструирование, анализ проблемных ситуаций.

3. Тематическое планирование

1 год

2 год

3 год

4 год

1

Раздел 1.

Человек и природа

15 ч

12 ч

14 ч

10 ч

2

Раздел 2.

Человек и

общество

12 ч

20 ч

27 ч

28 ч

3

Раздел 3.

Человек и его

здоровье

17 ч

18 ч

15 ч

12 ч

4

Раздел 4.

Я учусь дружить и

находить друзей.

24 ч

18 ч

14 ч

18 ч

Итого

68 ч

68 ч

68 ч

68 ч

8

Приложение к программе

Ресурсное обеспечение программы

Кадровое:

Программу

реализуют

учителя

начальных

классов,

школьный

врач,

школьный

библиотекарь.

Материально-техническое обеспечение

Печатные пособия:

Комплекты тематических таблиц.

Демонстрационный и раздаточный материал.

Информационно-коммуникативные средства.

CD «Развивашка». Делаем игрушки с дизайнером Поделкиным. Выпуск 2. Карнавальные

костюмы мистера Маски.

9

CD. «Смешарики». Подарок для мамы. Выпуск 8.

CD. «Мышка Мия. Юный дизайнер».

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы

DVD «Маски, шляпы, карнавальные костюмы своими руками». «Театр кукол своими

руками», «Оригами».

Слайд – комплект с методическим пособием: «Плодовые культуры и цветы сада», «Огород

и поле».

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления

Магнитная доска

Телевизор

Проектор для демонстрационных слайдов

Учебно-практическое оборудование

Набор инструментов для работы с различными материалами

Наборы цветной бумаги, картона, бархатной, крепированной, крафт-бумаги и др.

Заготовки природного материала.

Оборудование класса

Ученические столы одно и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного

оборудования и пр.

Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий).

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Использованная литература

Агамова Н.С., Морозов И.А., Слепцова И.С. Народные игры для детей: организация,

методика, репертуар. М.:1995.

Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотические праздники в школе. М.: 2000.

Анисимова Т.Б., Дьяченко Л.П. Продлёнка: игры и занятия для школьников. Ростов-на-

Дону. 2005 (серия «Мир вашего ребёнка).

Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Детские частушки, шутки, прибаутки. Ярославль:

Академия развития, 2000.

Видякин В.М. Спортивные праздники и мероприятия в школе. Спортивные и подвижные

игры. Волгоград: Учитель, 2007.

10

Егорова Т.Г.Логическое и образное в познавательной деятельности младших школьников:

Стихотворный материал на экскурсиях в природу // Начальная школа. 2004 №4 с.66-68

Коваленко В.И. Школа физминуток (1-4 классы): Практические разработки

физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.

М.:Вако, 2005.

Липатникова Т.Н. Праздник начинается. Ярославль: Академия развития, 2004.

Николкина Т.А., Гулезева Т.С. Уроки труда в начальной школе 1-2 классы. Волгоград:

2006.

11

12



В раздел образования