Автор: Дроздова Наталья Филаретовна
Должность: Воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ Белоозерский детский сад "Семицветик"
Населённый пункт: село Белоозерск, Джидинский район, Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные подходы в условиях введения ФГОС в дошкольном образовании"
Раздел: дошкольное образование
Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среды
в условиях введения ФГОС в дошкольном образовании
Дроздова Н.Ф.,
воспитатель МБДОУ
Белоозерский детский
сад «Семицветик»
Формирование развивающей предметно-пространственной среды и игрового
пространства является необходимым для организации игровой и познавательной
деятельности ребенка. В задачи дошкольного учреждения входит создание такой
предметно-пространственной среды в группе, обеспечивающей детей всевозможным
материалом для их активного участия в разных видах деятельности. Решение этой
задачи невозможно без создания маркеров игрового пространства нового
типа.
Маркеры
(знаки)
игрового
пространства
–
игрушки
(игровой
материал),
указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (витрина
магазина, банкомат и т.д.)
В
результате
анализа
существующих
условий
для
создания
эффективной
предметно-пространственной
среды
в
нашей
группе
оказалось,
что
имеющаяся
предметно-развивающая
среда
отвечает
лишь
некоторым
требованиям
ФГОС:
некоторые
сюжетно-ролевые
игры
уже
не
актуальны,
современных
маркеров,
напротив, не хватает; приобрести их получается не всегда из-за их отсутствия в
продаже или высокой стоимости. В связи с этим, целью нашей работы стало создание
новых маркеров игрового пространства, оптимально соответствующих требованиям
ФГОС по организации предметно-пространственной развивающей среды.
Нами были созданы маркеры игрового пространства «Бюро путешествий»,
«Школа»,
«Ателье
мод»,
«Банкомат»
и
другие.
Предлагаю
краткое
описание
изготовленных своими силами игровых панелей.
Игровая панель "Набрось кольцо"
На игровой панели, изготовленной из фанеры, размещены 5 крючков разных
цветов, на каждый из которых нужно накинуть кольцо (можно использовать резинку
для волос) из цветного жгута с деревянным шариком, окрашенным в тот же цвет, что
и крючок. Панель тренирует и развивает мышцы, мелкую и крупную моторику,
ловкость.
Игровая панель "Музыкальная мишень"
Панель из фанеры прямоугольной формы с тремя вырезанными в нем круглыми
отверстиями диаметром 10 см. Внутри каждого из 3 прорезанных кругов подвешены
на недлинном шнурке по одному цветному колокольчику – мишени. Для сбивания /
попадания в колокольчики прилагаются 3 шарика для настольного тенниса. Игровая
задача – попасть в колокольчик шариком с определенного расстояния.
Настенный модуль «Волшебные мешочки»
Модуль представляет собой комплект из настенной деревянной полки, набора
мешочков
разных
цветов
и
крепеж.
В
нижней
части
полки
проделаны
круглые
отверстия, к которым крепятся мешочки. В ходе занятий дети, ощупывая пальцами
мешочки,
пытаются
угадать,
что
в
них
спрятано.
Модуль
развивает
навык
тактильного различения и умение распознавать и сортировать предметы на ощупь.
Многофункциональный развивающий тренажер
Тренажер изготовлен из фанеры с отверстиями для горлышек пластиковых
бутылок, на которые дети навинчивают крышки. Тренажер настенный используется
для
развития
у
детей
сенсорных
способностей,
формирования
познавательной
активности и зрительно-моторных координаций.
Созданные
нами
маркеры
игрового
пространства
отвечают
современным
требованиям организации среды, которая должна быть содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной
и
безопасной;
гарантируют охрану и укрепление здоровья детей, обеспечивают их эмоциональное
благополучие.
Результаты, полученные в ходе наблюдений за детскими играми, показали, что у
детей
сформировались
сенсорные
способности,
крупная
и
мелкая
моторика
развились до достаточного уровня; дети начали охотнее идти на контакт и активнее
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, самостоятельно организовывать
игры, выполняя все функции взятой на себя роли. Таким образом, можно утверждать,
что
такой
подход
к
организации
образовательной
среды
является
эффективным
средством реализации федерального государственного образовательного стандарта,
что
способствует
созданию
условий
для
гармоничного
развития
и
становления
личности ребенка.