Напоминание

"Зимующие птицы"


Автор: Бадяева Наталья Евгеньевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: детский дом "Гвоздика"
Населённый пункт: Кемеровская обл., г.Киселевск
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект

индивидуального логопедического занятия

с воспитанником старшей группы

Тема:

Развитие

лексико-грамматического

строя

речи

по

лексической

теме

«Зимующие птицы»

Цели:

Коррекционно-

образовательные: Закрепить

полученные

навыки

словоизменения,

словообразования,

повторить

пройденный

материал

по

лексическим

темам

«Зима»,

«Зимующие

птицы»,

закрепить

навыки

использования

простых

предлогов,

учить

образовывать сложные прилагательные.

Корррекционно-развивающие: Развивать лексико-грамматический строй, связную речь,

учить согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях. Развивать фонематические

процессы. Развивать мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать

положительный

эмоциональный

настрой,

чувство

сопереживания, любовь к природе родного края.

Здоровьесберегающие задачи:

Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: плоскостные изображения зимующих птиц, макет кормушки, корм для

птиц (зерна, семена подсолнуха, ягоды рябины, сало, хлебные крошки),

схема для

описания зимних примет, компьютер, интерактивная игра «Помоги птицам».

Ход занятия.

Логопед: Доброе утро, Дилшод ! занимай свое место, сегодня нам предстоит выполнить

много интересных заданий и стать настоящими спасателями.

Скажи, какое сейчас время года? А какой месяц? (Ответы ребенка)

Логопед: да, ты прав, сейчас зима, а месяц –февраль. Это последний зимний месяц.

Пожалуйста, вспомни, какие зимние приметы ты знаешь. Чтобы ничего не забыть, будем

работать с опорой на схему. Постарайся не просто перечислить зимние приметы, а сделать

это так, чтобы получился короткий рассказ о зиме. ( ребенок с опорой на схему и с

помощью логопеда составляет рассказ о зиме)

Логопед: Молодец, очень хороший получился рассказ! Ты сказал, что зимой мы кормим

птиц. А каких мы птиц кормим? (ребенок перечисляет: воробья, синицу, снегиря, голубя и

др.) А как одним словом сказать, какие это птицы? Правильно, зимующие. А почему они

так называются. Конечно, потому, что не улетают в теплые края, а остаются зимовать. И

люди помогают зимующим птицам пережить голодные и холодные зимние месяцы. А как

мы можем помочь нашим маленьким пернатым друзьям? (ответы ребенка)

Логопед: Да, конечно, люди делают кормушки, вешают их на деревья и подкармливают

птиц. Вот и у нас есть кормушка. Я буду загадывать загадки о зимующих птицах, а ты

постарайся отгадать, о какой птице идет речь

- Птичка-невеличка - Спинкою зеленовата,

Ножки имеет Животиком желтовата,

А ходить не умеет. Черненькая шапочка,

Хочет сделать шажок И полоска шарфика

Получается прыжок. (синица)

(воробей)

- Зимой на ветках яблоки! - Эта хищница болтлива,

Скорей же собери! Воровата, суетлива,

И вдруг вспорхнули яблоки – Стрекотунья- белобока,

ведь это...(снегири) А зовут ее ( сорока)

- Я по дереву стучу, - Эти птички с хохолком,

Ч е р в я ч к а

д о б ы т ь

хоч у,

И

к р а с и в ы е

п р и

т о м ,

Х о т ь

и

с к р ы л с я

п о д

к о р о й

Н а

р я б и н у

п р и л е т е л и ,

- Все равно он будет мой! Птички эти…..(свиристели)

(Дятел)

Ребенок отгадывает загадки, находит соответствующие картинки.

Логопед: Прежде чем мы начнем угощать зимующих птиц, нужно найти каждой из них

место. Слушай меня внимательно. Посади воробья НА кормушку. Посади сороку

В

кормушку. Посади свиристель ПОД кормушку. А ворона пусть сидит ОКОЛО кормушки.

(ребенок выполняет инструкции, рассаживает птиц) . Теперь ты скажи, где сидит воробей?

А где снегирь? А синица? (ребенок составляет предложение, упражняясь в употреблении

простых предлогов).

Логопед: Давай немного отдохнем, вспомним стихотворение и пальчиковую игру.

(Ребенок, с опорой на мнемотаблицу, произносит стихотворение, стараясь правильно

проговаривать

окончания

слов.

Стихотворение

сопровождается

соответствующими

движениями рук)

У кормушки много птиц: воробьев, ворон, синиц,

Сорок, дятлов, снегирей. Всех накормим поскорей.

Им насыплем хлебных крошек, семечек дадим немножко.

Прилетайте к нам сюда, ждет вас вкусная еда!

Логопед: Расскажи, какую птицу, каким кормом ты угостишь.

Ребенок произносит предложения: Я угощу синицу салом. Воробью я дам хлебных

крошек. Снегирь любит ягоды рябины и т.д.

Логопед:

Молодец,

Дилшод,

думаю,

зимующие

птицы

очень

довольны!

Скажи,

пожалуйста, как ты думаешь, почему снегиря называют красногрудый? (ответы ребенка).

Конечно, потому, что у него красная грудка. А у сороки длинный хвост, значит, как мы ее

можем назвать? Верно, длиннохвостая.

А еще у сороки белые бока. Как ее назовем?

Белобокая, верно.

А теперь давай посчитаем птиц. ( Ребенок, с опорой на картинку, считает птиц, стараясь

правильно проговаривать окончания: один воробей, два воробья, три воробья, четыре

воробья, пять воробьев. Аналогично- счет синиц, снегирей и т.д)

Логопед: Вспомни, пожалуйста, о ком мы сегодня говорим? Верно, о зимующих птицах.

Ты выполнил много интересных и сложных заданий, очень хорошо отвечал, старался. А

теперь я предлагаю сыграть в компьютерную игру.

( Интерактивная игра

«Помоги

птицам»)

Логопед:

Ты

правильно

определил,

какие

птицы

зимующие,

а

какие

перелетные.

Понравилось тебе помогать птичкам? Какое задание было для тебя самым легким и

интересным? А какое- трудным? Я видела, что на участке на дереве висит кормушка, а у

нас с тобой остался корм для птичек. Ты сейчас пойдешь в группу, оденешься, и мы вместе

с тобой выйдем на улицу и насыплем корм в кормушку.



В раздел образования