Автор: Бадяева Наталья Евгеньевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: детский дом "Гвоздика"
Населённый пункт: Кемеровская обл., г.Киселевск
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
индивидуального логопедического занятия
с воспитанником старшей группы
Тема:
Развитие
лексико-грамматического
строя
речи
по
лексической
теме
«Зимующие птицы»
Цели:
Коррекционно-
образовательные: Закрепить
полученные
навыки
словоизменения,
словообразования,
повторить
пройденный
материал
по
лексическим
темам
«Зима»,
«Зимующие
птицы»,
закрепить
навыки
использования
простых
предлогов,
учить
образовывать сложные прилагательные.
Корррекционно-развивающие: Развивать лексико-грамматический строй, связную речь,
учить согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях. Развивать фонематические
процессы. Развивать мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать
положительный
эмоциональный
настрой,
чувство
сопереживания, любовь к природе родного края.
Здоровьесберегающие задачи:
Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: плоскостные изображения зимующих птиц, макет кормушки, корм для
птиц (зерна, семена подсолнуха, ягоды рябины, сало, хлебные крошки),
схема для
описания зимних примет, компьютер, интерактивная игра «Помоги птицам».
Ход занятия.
Логопед: Доброе утро, Дилшод ! занимай свое место, сегодня нам предстоит выполнить
много интересных заданий и стать настоящими спасателями.
Скажи, какое сейчас время года? А какой месяц? (Ответы ребенка)
Логопед: да, ты прав, сейчас зима, а месяц –февраль. Это последний зимний месяц.
Пожалуйста, вспомни, какие зимние приметы ты знаешь. Чтобы ничего не забыть, будем
работать с опорой на схему. Постарайся не просто перечислить зимние приметы, а сделать
это так, чтобы получился короткий рассказ о зиме. ( ребенок с опорой на схему и с
помощью логопеда составляет рассказ о зиме)
Логопед: Молодец, очень хороший получился рассказ! Ты сказал, что зимой мы кормим
птиц. А каких мы птиц кормим? (ребенок перечисляет: воробья, синицу, снегиря, голубя и
др.) А как одним словом сказать, какие это птицы? Правильно, зимующие. А почему они
так называются. Конечно, потому, что не улетают в теплые края, а остаются зимовать. И
люди помогают зимующим птицам пережить голодные и холодные зимние месяцы. А как
мы можем помочь нашим маленьким пернатым друзьям? (ответы ребенка)
Логопед: Да, конечно, люди делают кормушки, вешают их на деревья и подкармливают
птиц. Вот и у нас есть кормушка. Я буду загадывать загадки о зимующих птицах, а ты
постарайся отгадать, о какой птице идет речь
- Птичка-невеличка - Спинкою зеленовата,
Ножки имеет Животиком желтовата,
А ходить не умеет. Черненькая шапочка,
Хочет сделать шажок И полоска шарфика
Получается прыжок. (синица)
(воробей)
- Зимой на ветках яблоки! - Эта хищница болтлива,
Скорей же собери! Воровата, суетлива,
И вдруг вспорхнули яблоки – Стрекотунья- белобока,
ведь это...(снегири) А зовут ее ( сорока)
- Я по дереву стучу, - Эти птички с хохолком,
Ч е р в я ч к а
д о б ы т ь
хоч у,
И
к р а с и в ы е
п р и
т о м ,
Х о т ь
и
с к р ы л с я
п о д
к о р о й
Н а
р я б и н у
п р и л е т е л и ,
- Все равно он будет мой! Птички эти…..(свиристели)
(Дятел)
Ребенок отгадывает загадки, находит соответствующие картинки.
Логопед: Прежде чем мы начнем угощать зимующих птиц, нужно найти каждой из них
место. Слушай меня внимательно. Посади воробья НА кормушку. Посади сороку
В
кормушку. Посади свиристель ПОД кормушку. А ворона пусть сидит ОКОЛО кормушки.
(ребенок выполняет инструкции, рассаживает птиц) . Теперь ты скажи, где сидит воробей?
А где снегирь? А синица? (ребенок составляет предложение, упражняясь в употреблении
простых предлогов).
Логопед: Давай немного отдохнем, вспомним стихотворение и пальчиковую игру.
(Ребенок, с опорой на мнемотаблицу, произносит стихотворение, стараясь правильно
проговаривать
окончания
слов.
Стихотворение
сопровождается
соответствующими
движениями рук)
У кормушки много птиц: воробьев, ворон, синиц,
Сорок, дятлов, снегирей. Всех накормим поскорей.
Им насыплем хлебных крошек, семечек дадим немножко.
Прилетайте к нам сюда, ждет вас вкусная еда!
Логопед: Расскажи, какую птицу, каким кормом ты угостишь.
Ребенок произносит предложения: Я угощу синицу салом. Воробью я дам хлебных
крошек. Снегирь любит ягоды рябины и т.д.
Логопед:
Молодец,
Дилшод,
думаю,
зимующие
птицы
очень
довольны!
Скажи,
пожалуйста, как ты думаешь, почему снегиря называют красногрудый? (ответы ребенка).
Конечно, потому, что у него красная грудка. А у сороки длинный хвост, значит, как мы ее
можем назвать? Верно, длиннохвостая.
А еще у сороки белые бока. Как ее назовем?
Белобокая, верно.
А теперь давай посчитаем птиц. ( Ребенок, с опорой на картинку, считает птиц, стараясь
правильно проговаривать окончания: один воробей, два воробья, три воробья, четыре
воробья, пять воробьев. Аналогично- счет синиц, снегирей и т.д)
Логопед: Вспомни, пожалуйста, о ком мы сегодня говорим? Верно, о зимующих птицах.
Ты выполнил много интересных и сложных заданий, очень хорошо отвечал, старался. А
теперь я предлагаю сыграть в компьютерную игру.
( Интерактивная игра
«Помоги
птицам»)
Логопед:
Ты
правильно
определил,
какие
птицы
зимующие,
а
какие
перелетные.
Понравилось тебе помогать птичкам? Какое задание было для тебя самым легким и
интересным? А какое- трудным? Я видела, что на участке на дереве висит кормушка, а у
нас с тобой остался корм для птичек. Ты сейчас пойдешь в группу, оденешься, и мы вместе
с тобой выйдем на улицу и насыплем корм в кормушку.