Авторы: Галаганова Мария Александровна, Самсонова Вера Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №45
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНОМ ТИПЕ ОБУЧЕНИЯ
Раздел: начальное образование
М.А.Галаганова,
МБОУ г. Мурманска СОШ № 45, Россия,
В.М. Самсонова,
МБОУ г. Мурманска СОШ № 45, Россия
ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНОМ ТИПЕ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация.
Уже сейчас в Интернете можно найти электронные уроки
по
всем
предметам.
Курсы
дистанционного
обучения
становятся
всё
более
популярными. Мы сравнили психическое состояние обучающихся,
психологическую
атмосферу
и
усвоение
ими
учебной
информации,
эффективность
работы
при
классно-урочной
системе
и
электронном
обучении.
В педагогическом эксперименте приняли участие подростки
пятого и девятого класса.
Ключевые
слова: психическое состояние,
педагогический
эксперимент,
учащиеся, анализ, анкетирование.
M.A.Galaganova,
MBOU of Murmansk school № 45, Russia,
V.M. Samsonova,
MBOU of Murmansk school № 45, Russia
S
Annotation:.
Key words:.
С
целью
изучения состояния обучающихся 5, 9 классов МБОУ г.
Мурманска
СОШ
№
45 при
разном
типе
обучения по
показателям
психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и
комфортности
был
использован
опросник
САН «Методика диагностики
психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и
комфортности» Курганского-Немчина. Мы решили сравнить психическое
состояние
обучающихся,
психологическую
атмосферу
и
усвоение
ими
учебной информации, эффективность работы при классно-урочной системе
и
электронном
обучении.
В
педагогическом
эксперименте
приняли
участие
подростки
пятого
класса
(26
человек)
и
девятого
класса
в
количестве (22человек). Из предметов выбрали математику (точные науки),
биологию
(естественные
науки),
историю
(гуманитарные
науки).
Было
проведено 3 электронных урока по каждому из предметов один учебный
день. Виртуальные уроки были взяты с сайта infoурок. Далее проведены в
другой учебный день 3 урока при классно-урочном типе обучения. Перед
проведение уроков каждый день был проведен опрос с использованием
методики САН, далее после проведения 3 уроков проводился повторный
замер
с
использованием
данной
методики.
Для
обследования
психологической
атмосферы
в
5,9
классе
была
использована
методика
Ф.Филера,
адаптированная,
Ю.Л.
Ханиным.
Оценка
производится
с
помощью биполярной шкалы взаимоотношений в конце каждого дня. Для
определения обученности и качества знаний по предметам были проведены
контрольные срезы по пройденным темам.
Проанализируем
результаты
педагогического
эксперимента
в
5,9
классах МБОУ г. Мурманска СОШ № 45 при разном типе обучения с
использованием
опросника
САН
«Методика диагностики психической
активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности»
Курганского-Немчина.
Анализ данных в 5 классах при классно-урочном типе обучения
показывает, что при классно-урочном типе обучения количество учащихся
с высоким уровнем самочувствия, настроения повышается на 12% (с 69%-
18чел до 81%-21чел), количество учащихся с высоким эмоциональным
тонусом повышается на 4% (с 31%-8чел до 46%-12чел).
Повышается
количество учащихся с высоким уровнем интереса с 15% (4чел) до 23%
(6чел) и на 11% понизилось количество учащихся с низким уровнем с
10чел. до 7чел. Повысилось на 15% (4чел) количество учащихся с высоким
уровнем комфортности и понизилось на 16% (4чел) количество учащихся с
низким
уровнем
комфортности.
Так
же
наблюдается
повышение
на
8%(2чел)
количество
учащихся
с
высоким
уровнем
психической
активации, и так же понижение на 8% -с низким уровнем. Активность
учащихся незначительно снижается: высокий уровень с 65% (17чел) до
50%(13чел), низкий уровень повышается с 12%(3чел) до 19%(5чел). На
11%
(3чел)
снижается
количество
учащихся
с
высоким
уровнем
напряжения и на 8% (2чел) повышается - с низким уровнем напряжения.
Это может быть связано с усталость учащихся к концу третьего урока.
В девятом классе при классно-урочном типе обучения наблюдается
так же повышение на 9% число учащихся с высоким уровнем психической
активации, эмоционального тонуса и
самочувствия, на 18% -с высоким
уровнем настроения и интереса. А так же
идет понижение количества
учащихся с высоким уровнем активности на 23%, с высоким уровнем
напряжения - на 5%, на 18% понижается количество учащихся с низким
уровнем
комфортности,
количество
учащихся
с
высоким
уровнем
комфортности
не
изменяется.
Таким
образом,
классно-урочный
тип
обучения положительно влияет на самочувствие, психическую активацию,
настроение
учащихся
5
и
9
классов.
Снижается
уровень
активности,
повышается напряжение, что может быть связано с общей усталостью к
концу третьего урока.
При электронном типе обучения в пятом классе наблюдается так же
понижение на
42% (11чел) количества учащихся с высоким уровнем
самочувствия, на 43% (11чел) с высоким уровнем настроения, на 31%
(8чел) с высоким уровня активности, на 3% (1 чел) с высоким уровнем
комфорности. На 23% (6чел) повышается количество учащихся с высоким
уровнем психической активации, на 19% (5чел) увеличивается количество
учащихся
с
высоким
уровнем
интереса,
на
31%
с
высоким
уровнем
напряженности, количество учащихся с высоким уровнем эмоционального
тонуса остается без изменения 8чел (31%). А так же
идет повышение
количества учащихся с низким уровнем комфортности с 27% до 46%, а с
низким
уровнем
напряжения
-
на
19%(5чел).
Наблюдается
понижение
количества учащихся с низким уровнем активности на 36% (9чел).
В девятом классе при электронном типе обучения наблюдается так
же повышение на 28%(6чел) количество учащихся с высоким уровнем
настроения, на 22% (5чел) с высоким уровнем психической активации, на
18%(4чел)
с
высоким
уровнем
интереса.
Наблюдается
значительное
повышение количества обучающихся с высоким уровнем напряжения. А
так же
идет значительное понижение количества учащихся с высоким
уровнем активности на 54%,
с высоким уровнем самочувствия на 46%
(10чел), с высоким уровнем комфортности и эмоционального тонуса на 5%
Таким образом, электронный тип обучения положительно влияет на
повышение интереса, настроения, что может быть связано с новой формой
обучения,
особенно
это
отмечается
у
учащихся
9
класса.
Но
так
же,
отмечается
ухудшение
самочувствия,
снижение
комфортности
и
повышение
напряженности
у
обучающихся.
Учащиеся
жаловались
на
высокий темп урока, невозможность задать вопросы по теме, отсутствие
личного
контакта
с
учителем,
его
похвалы.
При
проведении
урока
математики, следует отметить на снижение общего объема выполненных
заданий учащимися за урок.
Средне групповой показатель шкалы психологической атмосферы
(при
максимуме
70)
у
пятиклассников
при
классно-урочной
системе
составил 65,15385,
а
при
электронном
типе
обучения
-
15,46154.
У
девятиклассников тот же показатель при классно-урочном типе обучения
составил-
57,22727, а при электронном типе обучения- 41,04545, что
незначительно
отклонено
от
нормы.
Это
говорит
о
лучшей
психологической
атмосфере
при
классно-урочной
системе,
при
чем,
в
пятом классе данный показатель выше, чем в девятом.
Результаты
средних
групповых
показателей
обследования
психологической атмосферы в 5 классе с помощью биполярной шкалы
взаимоотношений
показывают, что при электронном типе обучения все
показатели значительно ниже, дружелюбие -на 4,9, согласие - на 4,45,
удовлетворенность - на 4,5, увлеченность –на 4,47, продуктивность на 4,57,
теплота
на
5,
сотрудничество
на
4,8,
взаимная
поддержка
на
5,
занимательность на 4,5, успешность на 4,7 по сравнению классно-урочным
типом обучения. Результаты средних групповых показателей обследования
психологической атмосферы в 9 классе с помощью биполярной шкалы
взаимоотношений
показывают, что при электронном типе обучения все
показатели ниже, дружелюбие -на 1,5, согласие - на 1,2, удовлетворенность
- на 1,3, увлеченность –на 1,36, продуктивность на 1,26, теплота на 2,
сотрудничество на 1,8, взаимная поддержка на 2,05, занимательность на1,8,
успешность на 1,9 по сравнению классно-урочным типом обучения.
Таким
образом,
психологический
климат
в
классе
лучше
при
классно-урочном
типе
обучения.
В
пятом
классе
показатели
психологического климата в классе при электронном обучении значительно
ниже, а в 9 классе разница в средних показателях колеблется от 2 до 1,2 и
близка к норме. Следовательно, можно предположить, что электронное
обучение лучше использовать в старших (9-11классах).
Анализ обученности
и качества знаний по предметам показывает,
что при классно-урочном типе обучения, обученность варьируется от91%
до 100%, качество знаний от 68% до 76%. При электронном типе обучения
обученность колеблется от 82% до 96%, качество знаний от 52% до 65%.
(Табл.7) В пятом классе обученность и качество знаний при любом типе
обучения
выше,
по
сравнению,
с
девятым
классом.
Таким
образом,
классно-урочный тип обучения, по данным педагогического эксперимента,
дает
более
качественные
знания
учащимся,
на
данных
уроках
психологический
климат
лучше.
Электронный
тип
обучения
можно
использовать в старших классах.
Список литературы
1.Барканова О.В. (сост.) Методики диагностики эмоциональной сферы:
психологический практикум. [серия: Библиотека актуальной психологии]. –
Вып. 2 – Красноярск: Литера-принт, 2009. — 237 с.
2. Вараксин, В. Н. Психолого-педагогический практикум / В.Н. Вараксин,
Е.В. Казанцева. - М.: Феникс, 2012. - 288 c.
3. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо,
Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2016. -
512 c.