Напоминание

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНОМ ТИПЕ ОБУЧЕНИЯ


Авторы: Галаганова Мария Александровна, Самсонова Вера Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №45
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНОМ ТИПЕ ОБУЧЕНИЯ
Раздел: начальное образование





Назад




М.А.Галаганова,

МБОУ г. Мурманска СОШ № 45, Россия,

В.М. Самсонова,

МБОУ г. Мурманска СОШ № 45, Россия

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНОМ ТИПЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация.

Уже сейчас в Интернете можно найти электронные уроки

по

всем

предметам.

Курсы

дистанционного

обучения

становятся

всё

более

популярными. Мы сравнили психическое состояние обучающихся,

психологическую

атмосферу

и

усвоение

ими

учебной

информации,

эффективность

работы

при

классно-урочной

системе

и

электронном

обучении.

В педагогическом эксперименте приняли участие подростки

пятого и девятого класса.

Ключевые

слова: психическое состояние,

педагогический

эксперимент,

учащиеся, анализ, анкетирование.

M.A.Galaganova,

MBOU of Murmansk school № 45, Russia,

V.M. Samsonova,

MBOU of Murmansk school № 45, Russia

S

Annotation:.

Key words:.

С

целью

изучения состояния обучающихся 5, 9 классов МБОУ г.

Мурманска

СОШ

45 при

разном

типе

обучения по

показателям

психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и

комфортности

был

использован

опросник

САН «Методика диагностики

психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и

комфортности» Курганского-Немчина. Мы решили сравнить психическое

состояние

обучающихся,

психологическую

атмосферу

и

усвоение

ими

учебной информации, эффективность работы при классно-урочной системе

и

электронном

обучении.

В

педагогическом

эксперименте

приняли

участие

подростки

пятого

класса

(26

человек)

и

девятого

класса

в

количестве (22человек). Из предметов выбрали математику (точные науки),

биологию

(естественные

науки),

историю

(гуманитарные

науки).

Было

проведено 3 электронных урока по каждому из предметов один учебный

день. Виртуальные уроки были взяты с сайта infoурок. Далее проведены в

другой учебный день 3 урока при классно-урочном типе обучения. Перед

проведение уроков каждый день был проведен опрос с использованием

методики САН, далее после проведения 3 уроков проводился повторный

замер

с

использованием

данной

методики.

Для

обследования

психологической

атмосферы

в

5,9

классе

была

использована

методика

Ф.Филера,

адаптированная,

Ю.Л.

Ханиным.

Оценка

производится

с

помощью биполярной шкалы взаимоотношений в конце каждого дня. Для

определения обученности и качества знаний по предметам были проведены

контрольные срезы по пройденным темам.

Проанализируем

результаты

педагогического

эксперимента

в

5,9

классах МБОУ г. Мурманска СОШ № 45 при разном типе обучения с

использованием

опросника

САН

«Методика диагностики психической

активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности»

Курганского-Немчина.

Анализ данных в 5 классах при классно-урочном типе обучения

показывает, что при классно-урочном типе обучения количество учащихся

с высоким уровнем самочувствия, настроения повышается на 12% (с 69%-

18чел до 81%-21чел), количество учащихся с высоким эмоциональным

тонусом повышается на 4% (с 31%-8чел до 46%-12чел).

Повышается

количество учащихся с высоким уровнем интереса с 15% (4чел) до 23%

(6чел) и на 11% понизилось количество учащихся с низким уровнем с

10чел. до 7чел. Повысилось на 15% (4чел) количество учащихся с высоким

уровнем комфортности и понизилось на 16% (4чел) количество учащихся с

низким

уровнем

комфортности.

Так

же

наблюдается

повышение

на

8%(2чел)

количество

учащихся

с

высоким

уровнем

психической

активации, и так же понижение на 8% -с низким уровнем. Активность

учащихся незначительно снижается: высокий уровень с 65% (17чел) до

50%(13чел), низкий уровень повышается с 12%(3чел) до 19%(5чел). На

11%

(3чел)

снижается

количество

учащихся

с

высоким

уровнем

напряжения и на 8% (2чел) повышается - с низким уровнем напряжения.

Это может быть связано с усталость учащихся к концу третьего урока.

В девятом классе при классно-урочном типе обучения наблюдается

так же повышение на 9% число учащихся с высоким уровнем психической

активации, эмоционального тонуса и

самочувствия, на 18% -с высоким

уровнем настроения и интереса. А так же

идет понижение количества

учащихся с высоким уровнем активности на 23%, с высоким уровнем

напряжения - на 5%, на 18% понижается количество учащихся с низким

уровнем

комфортности,

количество

учащихся

с

высоким

уровнем

комфортности

не

изменяется.

Таким

образом,

классно-урочный

тип

обучения положительно влияет на самочувствие, психическую активацию,

настроение

учащихся

5

и

9

классов.

Снижается

уровень

активности,

повышается напряжение, что может быть связано с общей усталостью к

концу третьего урока.

При электронном типе обучения в пятом классе наблюдается так же

понижение на

42% (11чел) количества учащихся с высоким уровнем

самочувствия, на 43% (11чел) с высоким уровнем настроения, на 31%

(8чел) с высоким уровня активности, на 3% (1 чел) с высоким уровнем

комфорности. На 23% (6чел) повышается количество учащихся с высоким

уровнем психической активации, на 19% (5чел) увеличивается количество

учащихся

с

высоким

уровнем

интереса,

на

31%

с

высоким

уровнем

напряженности, количество учащихся с высоким уровнем эмоционального

тонуса остается без изменения 8чел (31%). А так же

идет повышение

количества учащихся с низким уровнем комфортности с 27% до 46%, а с

низким

уровнем

напряжения

-

на

19%(5чел).

Наблюдается

понижение

количества учащихся с низким уровнем активности на 36% (9чел).

В девятом классе при электронном типе обучения наблюдается так

же повышение на 28%(6чел) количество учащихся с высоким уровнем

настроения, на 22% (5чел) с высоким уровнем психической активации, на

18%(4чел)

с

высоким

уровнем

интереса.

Наблюдается

значительное

повышение количества обучающихся с высоким уровнем напряжения. А

так же

идет значительное понижение количества учащихся с высоким

уровнем активности на 54%,

с высоким уровнем самочувствия на 46%

(10чел), с высоким уровнем комфортности и эмоционального тонуса на 5%

Таким образом, электронный тип обучения положительно влияет на

повышение интереса, настроения, что может быть связано с новой формой

обучения,

особенно

это

отмечается

у

учащихся

9

класса.

Но

так

же,

отмечается

ухудшение

самочувствия,

снижение

комфортности

и

повышение

напряженности

у

обучающихся.

Учащиеся

жаловались

на

высокий темп урока, невозможность задать вопросы по теме, отсутствие

личного

контакта

с

учителем,

его

похвалы.

При

проведении

урока

математики, следует отметить на снижение общего объема выполненных

заданий учащимися за урок.

Средне групповой показатель шкалы психологической атмосферы

(при

максимуме

70)

у

пятиклассников

при

классно-урочной

системе

составил 65,15385,

а

при

электронном

типе

обучения

-

15,46154.

У

девятиклассников тот же показатель при классно-урочном типе обучения

составил-

57,22727, а при электронном типе обучения- 41,04545, что

незначительно

отклонено

от

нормы.

Это

говорит

о

лучшей

психологической

атмосфере

при

классно-урочной

системе,

при

чем,

в

пятом классе данный показатель выше, чем в девятом.

Результаты

средних

групповых

показателей

обследования

психологической атмосферы в 5 классе с помощью биполярной шкалы

взаимоотношений

показывают, что при электронном типе обучения все

показатели значительно ниже, дружелюбие -на 4,9, согласие - на 4,45,

удовлетворенность - на 4,5, увлеченность –на 4,47, продуктивность на 4,57,

теплота

на

5,

сотрудничество

на

4,8,

взаимная

поддержка

на

5,

занимательность на 4,5, успешность на 4,7 по сравнению классно-урочным

типом обучения. Результаты средних групповых показателей обследования

психологической атмосферы в 9 классе с помощью биполярной шкалы

взаимоотношений

показывают, что при электронном типе обучения все

показатели ниже, дружелюбие -на 1,5, согласие - на 1,2, удовлетворенность

- на 1,3, увлеченность –на 1,36, продуктивность на 1,26, теплота на 2,

сотрудничество на 1,8, взаимная поддержка на 2,05, занимательность на1,8,

успешность на 1,9 по сравнению классно-урочным типом обучения.

Таким

образом,

психологический

климат

в

классе

лучше

при

классно-урочном

типе

обучения.

В

пятом

классе

показатели

психологического климата в классе при электронном обучении значительно

ниже, а в 9 классе разница в средних показателях колеблется от 2 до 1,2 и

близка к норме. Следовательно, можно предположить, что электронное

обучение лучше использовать в старших (9-11классах).

Анализ обученности

и качества знаний по предметам показывает,

что при классно-урочном типе обучения, обученность варьируется от91%

до 100%, качество знаний от 68% до 76%. При электронном типе обучения

обученность колеблется от 82% до 96%, качество знаний от 52% до 65%.

(Табл.7) В пятом классе обученность и качество знаний при любом типе

обучения

выше,

по

сравнению,

с

девятым

классом.

Таким

образом,

классно-урочный тип обучения, по данным педагогического эксперимента,

дает

более

качественные

знания

учащимся,

на

данных

уроках

психологический

климат

лучше.

Электронный

тип

обучения

можно

использовать в старших классах.

Список литературы

1.Барканова О.В. (сост.) Методики диагностики эмоциональной сферы:

психологический практикум. [серия: Библиотека актуальной психологии]. –

Вып. 2 – Красноярск: Литера-принт, 2009. — 237 с.

2. Вараксин, В. Н. Психолого-педагогический практикум / В.Н. Вараксин,

Е.В. Казанцева. - М.: Феникс, 2012. - 288 c.

3. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо,

Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2016. -

512 c.



В раздел образования