Напоминание

Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио в младших классах


Автор: Макарова Елена Ивановна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО Школа искусств
Населённый пункт: п. Термальный, Камчатский край
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио в младших классах
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования

«Школа искусств п. Термальный»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

«РАЗВИТИЕ ГАРМОНИЧЕСКОГО СЛУХА

НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО

В МЛАДШИХ КЛАССАХ»

Составитель:

Макарова Елена Ивановна

I.

Введение.

Содержание.

I.

Введение.

II.

Проблемы развития гармонического слуха в младших классах и

пути их решения.

1.

Освещённость проблемы в музыкально – методической

литературе.

2.

Некоторые

приёмы

работы

с

детьми

на

начальном

этапе,

помогающие развитию гармонического слуха.

III.

Заключение.

1

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность

работы. На современном этапе развития общества всё

больше

осознаётся

важность

гуманитарной

сферы

образования.

Провозглашается приоритет культурных ценностей, ориентация на духовно –

нравственное развитие личности.

Большая роль в развитии культуры подрастающего поколения отводится

учреждениям дополнительного образования, призванным приобщать детей к

эстетическим

ценностям,

развивать

творческие

способности.

Огромным

духовно – нравственным потенциалом обладает музыка, как вид искусства,

который, являясь формой эстетического освоения бытия, отражает в звуковых

образах многообразие жизненных явлений и способствует художественному

познанию мира.

Музыкальная

деятельность

отличается

особой

спецификой

и

предполагает

наличие

целого

ряда

качеств,

необходимых

для

её

осуществления: природных музыкальных задатков, эмоциональной чуткости

и

восприимчивости,

развитой

психомоторной

сферы

и

пр.

По

мнения

большинства

музыкантов

педагогов,

успешность

музыкальной

деятельности во многом зависит от наличия музыкального слуха. Поэтому

изучение данного феномена уделяется пристальное внимание в музыкально –

педагогической литературе.

Цель работы. Поиск эффективной методики развития гармонического

мышления,

позволяющей

преодолевать

трудности

и

ориентироваться

в

многообразии аккордов и созвучий.

Задача работы. Развитие у детей гармонического восприятия музыки на

слух. Показать практическое применение методов работы.

2

Проблемы развития гармонического слуха в младших классах

ДМШ и пути их развития.

Освещённость проблемы в музыкально – методической литературе.

Проблеме

развития

музыкального

слуха

посвящены

труды

многих

отечественных

и

зарубежных

педагогов

исследователей,

психологов.

Особенности взаимодействия музыкального и речевого слуха рассматривали

Б.

Г.

Ананьев,

Ю.

В.

Гиппенрейтор,

А.

Н.

Леонтьев.

Многие

учёные

рассматривали

развитие

музыкального

слуха,

как

необходимое

условие

успешного

осуществления

музыкальной

деятельности,

интенсивного

развития

творческих

способностей

(С.

М.

Майкапар,

Н.

А.

Римский

Корсаков, Г. И. Шатковский).

Проблеме

развития

гармонического

слуха

(одного

из

видов

музыкального

слуха)

в

музыкально

педагогической

литературе

всегда

уделялось большое внимание, так как любая музыкальная деятельность тесно

связана с восприятием многоголосия, что осуществляется, прежде всего, с

помощью

гармонического

слуха.

Большая

часть

трудов

по

развитию

гармонического слуха относится либо к профессиональному образованию,

либо к обучению учащихся старших классов детских музыкальных школ и

школ искусств. Проблема рассматривается в различных аспектах: развитие

гармонического слуха в процессе певческих упражнений (С. Е. Максимов, К.

К. Пирогов); в процессе восприятия музыки (Ю. Б. Алиев, А. Н. Мясоедов);

через комплекс всех видов деятельности (Е. В. Давыдов, Т. А. Калужская, А.

Л. Островский).

Большинство педагогов считают, что последовательное развития сначала

мелодического,

а

затем

гармонического

слуха

учащихся

в

современной

музыкальной практике признаётся нецелесообразным, так как существенно

замедляет

формирование

внутренних

слуховых

предст авлений

многоголосной

музыки,

навыков

функционального

анализа

и

вокального

интонирования

многоголосия

(Е.

В.

Давыдова,

В.

В.

Кирюшин,

А.

Л.

Островский).

Объективно

существует

необходимость

развития

гармонического слуха в параллели с мелодическим с самого начала обучения

музыке,

так

как

уже

в

первом

классе

музыкальной

школы

учащимся

приходится исполнять многоголосную музыку в классе хора, музыкального

инструмента,

ансамбля,

что

требует

устойчивых

музыкально

слуховых

представлений,

понимания

строения

многоголосной

музыкальной

ткани,

слышания соотношения голосов в музыкальной фактуре и пр.

Вопросу развития гармонического слуха на начальном этапе обучения

музыке в музыкально – методической литературе внимания уделяется явно

недостаточно.

На

сегодняшний

день

частично

разработаны

следующие

аспекты проблемы: развитие гармонического слуха младших школьников на

3

основе

эмоционально

образного

восприятия

созвучий

и

их

ладово

функциональной зависимости (В. В. Кирюшин, С. И. Науменко); раннее

обучение основам гармонии, как условие развития детского творчества (Г. И.

Шатковский,

Ю.

В.

Фролова)

не

получили

широкого

распространения

в

музыкально

педагогической

практике,

что

обусловлено

рядом

причин:

необходимостью введения в учебный план детских музыкальных школ и

школ искусств подготовительного курса обучения (1 – 2 года) для освоения

основ музыкальной грамоты и игры на фортепиано, развития музыкальных

способностей,

приобретения

вокально

интонационных

навыков

(Ю.

В.

Фролова); введением дополнительных учебных предметов: импровизации,

композиции; переработкой курса фортепиано по специальной программе,

предусматривающий довольно высокий уровень владения инструментом (С.

М.

Мальцев);

необходимостью

обеспечения

учебно

воспитательного

процесса весьма обширным специализированным учебно – методическим

комплексом (В. В. Кирюшин), доступным далеко не всем преподавателям и

учащимся.

В

силу

вышеперечисленных

причин

развитие

гармонического

слуха

младших

школьников

(особенно

сельских

музыкальных

школ,

ориентированных

на

обучение

детей

с

разными

музыкальными

способностями)

в

настоящее

время

весьма

затруднено.

Таким

образом,

возникает противоречие между необходимостью развития гармонического

слуха

на

начальном

этапе

музыкального

обучения

и

отсутствием

педагогических

методов

и

средств,

обеспечивающих

эффективность

реализации этого процесса в условиях обычной детской школы искусств.

Некоторые приёмы работы с детьми на начальном этапе,

помогающие развитию гармонического слуха.

Развитие гармонического слуха следует начинать уже в первом классе.

Сначала

эта

работа

будет

осуществляться

на

уровне

метроритмического

восприятия.

Здесь можно использовать следующие формы работы:

1.

Звучит

произведение

в

исполнении

учителя

или

в

записи,

а

дети

выстукивают

доли

или

заданный

ритмический

рисунок.

Данное

упражнение преследует две цели:

а) навык примитивного многоголосия;

б) отрабатывание ритмической группы.

Количество таких ритмических рисунков может увеличиваться по мере

их

освоения.

Они

могут

исполняться

как

по

очереди,

так

и

одновременно,

таким

образом,

количество

голосов

по

вертикали

увеличивается.

4

2.

Ритмическое двухголосие:

а) одна группа детей выстукивает ритм, а другая доли;

б) правая рука отстукивает ритм, а левая рука – доли.

3.

Ритмическая партитура. Игра на инструментах шумового оркестра. Это

занятие

развивает

у

детей

чувство

ансамбля,

знакомит

с

тембрами

простейших

инструментов

и

делает

процесс

обучения

более

эмоциональным и творческим.

Подготовительной формой работы по развитию гармонического слуха

является достижение чистого унисона при исполнении попевок. На первых

порах учитель играет ту ноту, на высоте которой дети пропевают слова.

После того, как попевка выучена, учитель гармонизует попевку. Задача детей

«удержаться» на заданном звуке. Таким образом исполняются и попевки,

заданные на дом.

Интересные

гармонизации

попевок

и

прибауток

представлены

в

сборнике И. Корольковой «Крохе – музыканту» (вып. 1, 2).

После

того,

как

дети

хорошо

освоят

длительности

и

ноты,

можно

переходить к мелодическому двухголосию.

Например, учащиеся поют и играют попевку «Андрей – воробей» в

октаву, в терцию, в кварту. Трудность заключается в том, чтобы добиться не

только ритмического ансамбля, но и гармонического, т. е. интонировать на

заданном звуке, и не «перейти» на звук другого ученика. На начальном этапе

каждый голос исполняется группой учеников. Дети чувствуют поддержку

своему голосу и меньше теряются. При этом нужно постоянно напоминать

учащимся,

что

не

следует

перекрикивать

другой

голос,

а

наоборот,

постараться услышать его и подстроить свою партию к другой. При этом

нужно обязательно обговорить характер звучания. В терцию голоса звучат

мягко, нежно, весело, грустно. В кварту два звука получаются созвучия

твёрдого,

решительного

характера.

А

в

октаву

голоса

сливаются

(даётся

понятие

октавного

унисона).

В

этом

упражнении

следует

опираться

на

природные данные ученика. У одних детей развит нижний диапазон голоса, у

других – верхний. Поэтому, чтобы ребёнок справился с заданием, выбирается

удобная для него тесситура. Это непременное условие. Хорошо выполненное

задание стимулирует учащегося на дальнейшую работу. Дети очень любят

эти

задания,

с

удовольствием

играют

и

поют.

Сначала

дети

исполняют

попевки

на

предложенных

звуках,

затем

самостоятельно

подбирают

необходимый характер звучания. После изучения тем «Знаки альтерации»,

«Мажор,

минор»,

учащиеся

уже

не

методом

подбора,

а

теоретически,

повышая или понижая звук, находят требуемое созвучие. Домашнее задание

может быть следующим: к данной попевке, исполняемой на одном звуке,

подобрать

нижний

звук,

чтобы

голоса

звучали

мажорно,

минорно,

решительно и т. д.

5

В

классе

дети

проигрывают

варианты

заданий.

Правильно

выполненное задание выписывается на доске, затем исполняется попарно на

инструменте и голосом. Такие упражнения не только развивают чувство

ансамбля, но и подготавливают слух учащихся к восприятию интервалов.

В

первом

классе,

когда

ученики

освоят

ключ,

можно

использовать

новую форму работы, направленную уже на познание ладовых функций.

Например, дети исполняют песню под аккомпанемент педагога, а один

из учеников играет бас, предложенный педагогом. (это первая, четвёртая и

пятая

ступени).

Со

временем

задание

усложняется.

Педагог

записывает

нужные ноты, задача учеников выбрать ноты в нужном порядке. Когда дети

освоят

басовый

ключ,

можно

записывать

подобранный

аккомпанемент

и

исполнять произведение следующим образом:

а) Учитель играет мелодию, а ученик – бас;

б) Ученик играет мелодию, а другой ученик – бас;

в) Играется только бас, а все дети поют мелодию сольфеджио или со

словами.

Процесс развития гармонического слуха будет более эффективным,

если

на

уроках

сольфеджио

вышеуказанным

способом

исполнять

произведения по специальности.

Например,

ученик

играет

аккомпанемент

в

левой

руке,

мелодию

исполняет голосом.

Аналогичные

пьесы:

«Балалайка»,

«Считалка»,

«Помощница»,

«Слониха на прогулке», «Бабушкина сказка» и т. д. (сборник И. Корольковой

«Крохе музыканту» вып. 2)

Несложным

для

первоклассников

будут

и

упражнения

на

развитие

трёх- и четырёхголосного слуха. Практически с первых уроков дети могут

услышать сколько голосов звучит одновременно: два, три или четыре. Так же

для них не составляет труда отличить мажорное трезвучие от минорного по

окраске.

Большой

интерес

для

учащихся

представляет

следующее

задание.

Вначале

выучивается

песня

с

аккомпанементом.

Затем,

при

пропевании

песни,

педагог

играет

на

фортепиано

только

«сухие»

аккорды.

Наконец,

финальное задание: нужно определить песню по аккордам.

Такую

форму

работы

по

развитию

гармонического

слуха

полезно

продолжать и в следующих классах.

Во

втором

классе

на

уроках

сольфеджио

дети

осваивают

понятие

«канон», поэтому пьесы должны соответствовать программе по сольфеджио,

а в дальнейшем и по музыкальной литературе, т. к. только при комплексном

обучении можно добиться хороших результатов. На этом этапе обучения

можно предложить следующие пьесы: Русская народная песня «На речушке,

на Дунае», А. Гольденвейзер «Маленький канон», песни – каноны «Где ты

6

был, мой баран» венг. нар. п., Н. Ионеску «Дед Андрей», «Братец Яков» лит.

нар. п. и другие.

Двухголосные каноны выучиваются одноголосно сольфеджио, потом

исполняются двухголосно со словами. Пение со словами делает исполнение

более эмоциональным, а обучение увлекательным.

Основной задачей в работе над гармоническим слухом во втором классе

является

усвоение

интервалов.

Полезно

использовать

следующие

формы

работы:

Пропевание интервала от звука мелодически;

Пропевание интервала в тональности двухголосно (последовательность

из 3 – 4 интервалов);

Пение музыкальных примеров с эпизодическим двухголосием;

Пропевание в двухголосных примерах одного голоса проигрыванием

другого на фортепиано;

К

выученному

голосу

подписать

терцию

или

сексту

ниже,

даётся

понятие параллельного движения голосов;

Подписать

остинато

к

выученной

мелодии

и

исполнить,

с

проигрыванием второго голоса;

Сочинить мелодию на заданное остинато;

Слуховой

анализ

неотъемлемая

часть

в

работе

над

развитием

гармонического слуха.

При определении интервалов на слух, вопросу «что звучит?» должен

предшествовать вопрос «как звучит?». Дети должны научиться анализировать

гармоническое звучание интервалов, опираясь на слуховой опыт первого

класса. В первом классе учащиеся уже знакомились с мягкими, резкими,

мажорными и минорными созвучиями. Теперь это содержание облекается в

форму, которая обозначается понятием «интервал». К интересному результату

может

привести

задание

изобразить

знакомые

интервалы

и

аккорды

различными

цветами

или

картинками.

Это

может

придать

образности

интервалам, а у детей вызвать творческий потенциал.

После того, как дети освоят теоретическое понятие интервала, научатся

его строить, петь, определять на слух, можно переходить к более сложной

ступени

данного

интервала

музыкальному

двухголосному

диктанту.

Конечно же диктанты должны соответствовать изучаемой теме, и сначала

содержать эпизодическое двухголосие.

Простой формой двухголосия в диктанте является остинато. Дети легко

усваивают это понятие, и записать такой диктант не составляет труда.

Все

гармонические

интервалы,

встречающиеся

в

диктанте,

подписываются.

Затем

диктант

исполняется

разными

способами,

изложенными выше.

7

Заключение.

Так как практически все виды слуха взаимосвязаны между собой, то,

нередко, развивая один вид слуха у учащегося, развиваются в другие виды.

На практике встречаются дети с ярко выраженным каким-либо одним, двумя

видами слуха. Главной целью педагога теоретических дисциплин должно

быть

стремление

развивать

всесторонний,

музыкальный

слух,

то

есть

воспитание всех видов слуха.

Развитие

гармонического

слуха

является

важнейшим

условием

повышения

эффективности

начального

музыкального

обучения.

Развитый

гармонический

слух,

характеризующийся

наличием

ярких,

насыщенных

музыкально

слуховых

представлений,

позволяет

более

глубоко

и

эмоционально

воспринимать

музыку,

раскрывая

её

художественно

образный контекст. Развитый гармонический слух обеспечивает понимание

логики гармонического развёртывания музыки и, тем самым способствует

развитию

навыков

подбора

аккомпанемента,

сочинения,

творческого

музицирования.

Эффективное

развитие

гармонического

слуха

на

начальном

этапе

обучения

музыке

достигается

с

помощью

применения

специальных

педагогических

методов

и

приёмов,

предусматривающих

восприятие

многоголосия

в

синтезе

звукового

и

визуального

рядов,

обеспечивающее

возникновение ярких и красочных музыкально – звуковых представлений;

воспроизведение освоенного учебного материала в игровых и музыкально –

творческих видах деятельности, способствующее активизации музыкально –

звуковых представлений и их закреплению в памяти.

8

Список литературы.

1.

Барабошкина А. Сольфеджио 1 класс. – М., «Музыка», 2004 г.

2.

Берак О., Карасёва М. (сост.) «Как преподавать сольфеджио в XXI

веке». – М., «Классика – XXI», 2006 г.

3.

Бергер Н. А. «Современная концепция и методика обучения музыке». –

С.-П., «Каро», 2004 г.

4.

Боровик Т. А. «Изучение интервалов на уроках сольфеджио. – М.,

«Классика – XXI», 2006 г.

5.

Брайнинг В. «Развитие музыкального интеллекта у детей». – М.,

«Classica Nova», 2007 г.

6.

Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио 3 класс. – М., «Музыка», 1986

г.

7.

Ефремова Л. «Учиться интересно» пособие по сольфеджио. – С. – П.,

«Композитор», 2006 г.

8.

Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио I часть. Одноголосие. – М.,

«Музыка», 1998 г.

9.

Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио II часть.Двухголосие. – М.,

«Музыка», 1998 г.

10.Картавцева М. «Сольфеджио XXI века». – М., «Кифара», 1999 г.

11.Королькова И. «Крохе – музыканту» часть1, часть2. – Ростов – на –

Дону, «Феникс», 2006 г.

12.Луговская А. «Ритмические упражнения, игры и пляски». – М.,

«Советский композитор», 1991 г.

13.Лукомский В. «Слуховой гармонический анализ в курсе сольфеджио».

– Ленинград, «Музыка», 1983 г.

14.Ромм Р. Д. «Изучение тональностей в детской музыкальной школе». –

М., «Музыка», 1994 г.

15.Хромушин О. «Джазовое сольфеджио». – С.-П., «Северный олень»,

1998 г.

16.Шатковский Г. «Развитие музыкального слуха». – М., «Музыка», 1996 г.



В раздел образования