Автор: Пуговкина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель первой категории
Учебное заведение: МКДОУ №2 "Светлячок"
Населённый пункт: г. Вятские Поляны Кировской области
Наименование материала: Конспект НОД по познанию в подготовительной группе
Тема: «Откуда стол пришел?»
Раздел: дошкольное образование
12.12.2017год
Конспект НОД по познанию в подготовительной группе
«Откуда стол пришел?»
Цель: Расширить знания детей об основных предметах мебели (история
возникновения стола).
Задачи:
образовательные задачи:
Обогащать знания детей об основных предметах мебели.
Формировать представление о предметах, создающих комфорт и уют.
Побуждать
детей
к
пониманию
того,
что
человек
изменяет
предметы,
совершенствует их для себя и других людей, делая жизнь более удобной и
комфортной.
Расширять представления детей об истории создания предметов.
Углублять
представления
о
существенных
характеристиках
предметов,
о
свойствах и качествах различных материалов.
Продолжать расширять представление о людях разных профессий.
Совершенствовать выразительность речи.
развивающие задачи:
развивать мыслительную деятельность.
воспитательные
задачи:
Воспитывать
бережное
отношение
к
предметам
мебели,
формирование
навыков
сотрудничества,
взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Материалы и оборудование: ноутбук, картинки, карточки, модель стола из
бумаги.
Словарная работа:
Обогащение словаря ( столешница, ремесленник, столяр, плотник, художник,
маляр); уточнить понимание слов - учить подбирать признаки (стеклянный,
деревянный, металлический, пластмассовый, удобный и т.д.)
Предварительная
работа:
чтение
художественной
литературы
–
С.Я.
Маршак «Откуда стол пришёл?», В. Маяковский «Кем быть?» К.Чуковский .
Игры
и
задания:
«Назови
картинки»,
«Один
-
много»,
«Узнай
по
описанию».
Методические приёмы и методы.
Методы:
-наглядные показ предметов, картин, иллюстраций, показ образца.
-словесные беседа, пояснение, вопросы.
-игровые (дидактические игры)
Приёмы:
-игровые загадки
Формы организации: фронтальные, индивидуальные
Организационный момент
Доброе утро!
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим
Ход НОД:
Воспитатель: Вставайте в круг. Ребята, предлагаю поиграть. Быстро дайте
мне ответ. На кого из вас я
посмотрю, тот должен ответить на вопрос.
Готовы!
- на чем можно сидеть? (стул, кресло, диван)
- куда убирают одежду? (шкаф, шифоньер, комод)
- на чем можно лежать? (кровать, диван,..)
- куда можно положить книги? (полка, в стол, шкаф)
- куда можно поставить посуду? (буфет, шкаф, сервант, стенку)
Воспитатель: назовите одним словом все предметы, которые вы назвали –
это … (мебель)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Как вы думаете, человеку удобно? (ответы
детей). (слайды фотографий 3) Что бы вы посоветовали приобрести, чтобы
им было удобно. Если не ответят, то загадку
Воспитатель: послушайте загадку,
Воспитатель: Стоит Антошка на четырех ножках
На Антошке суп да ложки. (стол)
Воспитатель: Назовите части столапрямоугольная доска да четыре ножки
(столешница, ножки)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как давно появился стол? (выслушать
ответы детей)
Воспитатель: Мы с вами сейчас отправимся в далёкое прошлое. Узнать
откуда стол пришел.
Сядем на ковер и представим,
что в середине горит костер. Так древние
люди, обычно сидя на корточках ели, держа еду на коленях. (4)
Воспитатель: Со временем люди поняли, что кушать удобнее на ровной
плоскости. И столами стали служить большие камни с более-менее плоской
поверхностью. (5, 6)
Воспитатель: Они были довольно низкие, так как сидели за ними прямо на
земле. Потом плоские камни
уложили на три-четыре других небольших
камня.(7)
Воспитатель: Позднее уже появились столы из дерева. У людей первый стол
получился неуклюжий, он представлял собой грубую доску, прибитую к
одному или двум пням.(8)
Воспитатель: Постепенно столы становились все разнообразнее.(слайды 9)
Встаем
вокруг
стола:
за
такие
же
круглые
столы
собирались
рыцари,
которых
так
и
называли
Рыцари
круглых
столов,
они
решали
разные
рыцарские вопросы.
Воспитатель: За
такими
столами,
не
только
принимали
пищу,
но
и
обсуждали различные проблемы, беседовали на разные темы. Давайте
по рассуждаем………….
Воспитатель: - А что еще можно делать за столом? (ответы детей).
Воспитатель: На
Руси
стол
вошел
в
избу
самым
главным,
важным
предметом
мебели,
его
могли
делать
только
ремесленники.
Он
стоял
в
Красном углу, его берегли.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли было ноги класть на стол или
сидеть на столе? А ругаться за столом? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно.
Одним
из
серьезных
нарушений
за
столом
считалось дурное поведение (нельзя ругаться, спорить, и даже говорить).
Садиться на стол или класть на него ноги - такое нашим предкам даже в
голову прийти не могло! До сих пор правилами этикета соблюдается - локти
на стол ставить нельзя!
Воспитатель: Возвращаемся из прошлого. (идем на ковер)
Ребята скажите, пожалуйста, а где и как еще можно узнать или найти
информацию о возникновении стола или другой какой либо мебели? (ответы
детей)
Физкультминутка
Мы ребята-мастера
Стол сломали мы вчера
Молотком тук-тук стучали
Гвозди долго забивали
Получилось как-то криво,
Отпилили мы красиво
Зачищали шкуркой долго,
Покрывали лаком стойким.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, люди каких профессий создают
столы? (плотники, столяры, маляры, художники, ремесленники).
Воспитатель: Вот видите, не так уж и просто создать стол.
Дидактическая игра. «Найди себе пару»
- Нади себе пару по смыслу (взаимосвязь предметов). Почему вы встали
вместе? Какой нужен вам предмет чтобы игра состоялась?
- Каждая пара картинок должна найти свой стол
- Объяснить, почему вы выбрали этот стол?
- Что общего у всех столов?
Игра «Рассуждай-ка» (садитесь)
Воспитатель: Стол, повстречался с деревом, он стал какой? (деревянным).
Это хорошо, потому что …..деревянный стол: прочный, гладкий, удобный, не
намокает, и т.д., а плохо, потому что,…… деревянный стол может сгореть и
т.д. (10)
Воспитатель: Стол отправился в «гости» к пластмассе (каким он стал что
хорошо, а что плохо); (11)
Воспитатель: к «металлу» (каким он стал что хорошо, а что плохо); (12)
Воспитатель: к «стеклу» (каким он стал что хорошо, а что плохо); (13)
Воспитатель: к «бумаге» (каким он стал что хорошо, а что плохо); (14)
Ребята, а вы хотели бы стать мастерами столов? (ответы детей) (мастерят
стол из картона)
Рефлексия
- А вам было интересно узнать, откуда стол пришел?
- Что вы сможете рассказать интересного про стол своим родителям?
Трудно представить свой собственный дом без стола. Ведь он нужен для
стольких разных повседневных дел — за столом сидят во время обеда, на
него кладут бумагу, когда пишут письма, за столом можно играть в тысячи
разных игр, на него можно поставить лампу.
ТРИЗ: "Что было бы, если б не было мебели?"