Автор: Колпакова Марина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Сиверская гимназия" структурное подразделение "Центр развития ребенка"
Населённый пункт: п.Сиверский Ленинградская область
Наименование материала: проект для старшей группы
Тема: "Книга–самый лучший друг"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
«
Центр
развития
ребенка
детский
сад
№ 53»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО
–
РЕЧЕВОЙ
ПРОЕКТ
«
Книга
самый
лучший
друг
»
Воспитатель
:
Колпакова
Марина
Викторовна
п
.
Сиверский
2017
год
ВВЕДЕНИЕ
Мир
входит
в
жизнь
детей
постепенно
.
Сначала
ребенок
познает
то
,
что
окружает
его
дома
,
в
детском
саду
.
Со
временем
его
жизненный
опыт
обогащается
.
Он
стремится
к
активному
взаимодействию
с
окружающей
средой
.
Дети
начинают
задавать
взрослым
множество
вопросов
.
Удовлетворить
детскую
любознательность
,
вовлечь
ребенка
в
активное
усвоение
окружающего
мира
,
помочь
ему
овладеть
способами
связей
людьми
,
предметами
и
явлениями
позволит
–
книга
.
Необходимо
воспитать
стремление
к
знакомству
с
литературными
произведениями
,
духовную
потребность
и
желание
слушать
чтение
в
детском
возрасте
,
что
позволит
,
в
дальнейшем
,
развиться
стремлению
к
самостоятельному
чтению
книг
.
АКТУАЛЬНОСТЬ
ПРОЕКТА
Глобальная
компьютеризация
общества
привела
к
проблеме
снижения
потребности
читать
книги
в
их
первозданном
виде
.
Дети
мало
видят
,
как
читают
их
родители
,
редко
сидят
рядышком
с
ними
и
слушают
,
пока
что
очень
интересные
и
увлекательные
для
них
детские
книжки
.
Вступившие
в
силу
ФГОСы
ДО
обязывают
педагогов
не
просто
,
механически
читать
детям
,
а
формировать
восприятие
художественной
литературы
и
фольклора
.
Необходимость
целенаправленной
,
систематической
работы
в
этой
части
совместной
со
взрослыми
деятельности
,
привели
к
выбору
темы
проекта
.
ЦЕЛЬ
ПРОЕКТА
Формировать
знания
детей
о
технологии
создания
книги
,
познакомить
с
историей
ее
появления
,
вызвать
интерес
и
желание
сделать
книгу
своими
руками
.
ЗАДАЧИ
ПРОЕКТА
1.
Формировать
представления
об
издательской
деятельности
в
современных
условиях
,
2.
о
профессиях
в
данной
области
.
3.
Учить
детей
сочинять
сказки
о
различных
предметах
с
последовательно
развивающимся
действием
.
4.
Упражнять
в
творческом
выполнении
заданий
по
созданию
иллюстраций
к
сказкам
.
5.
Развивать
воображение
,
фантазию
,
творческое
мышление
.
6.
Развивать
связную
речь
,
расширять
пассивный
и
активный
словарь
.
7.
Воспитывать
у
детей
интерес
к
чтению
,
бережное
отношение
к
книгам
.
Название
проекта
: «
Книга
самый
лучший
друг
»
Тип
проекта
:
Познавательно
–
речевой
,
творческий
.
Проблема
:
Недостаточный
интерес
детей
к
книгам
,
к
чтению
художественной
литературы
.
Причины
:
Пониженный
интерес
к
чтению
в
семье
.
Участники
:
Дети
,
родители
,
педагоги
.
Сроки
реализации
:
Март
–
апрель
2017
года
.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1-й – подготовительный
Определение актуальности темы, цели и задач.
Разработка перспективного планирования проекта по образовательным
областям.
Подготовка методических, литературных, мультимедийных материалов по теме
проекта.
Организация предметно-развивающей среды: тематическое оформление
книжного уголка, оформление иллюстративно-информационного материала,
подготовка материалов для продуктивной деятельности.
Информация для родителей о предстоящей работе, их роли и деятельности в ходе
проекта.
2-й – практический
Реализация проекта через взаимодействие детей с участниками проекта.
Внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей.
Организация непосредственной тематической образовательной деятельности с
детьми.
Использование мультимедийных презентаций в целях расширения представлений
детей по теме проекта.
Организация исследовательской – опытнической деятельности.
Использование информационных, литературных, художественных материалов, в
совместной и самостоятельной деятельности детей.
Организация совместного творчества участников проекта, продуктивная
деятельность, непосредственное чтение больших литературных произведений
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Сформированность интереса детей к чтению художественной литературы,
сказок, поэзии.
Способность понимать тему и сюжет литературного произведения,
этические стороны поступков персонажей.
Способность передавать свои впечатления в художественно-творческой
деятельности.
Сформированность художественно-речевых исполнительских навыков при
чтении стихотворений, в драматизациях.
Получение опыта творческой деятельности ( речевой и
оформительской), творческого общения с участниками проекта.
Воспитание интереса и бережного отношения к книге, желание читать и
слушать чтение.
Воспитание читателя, способного сопереживать героям книги,
отождествлять себя с любимым персонажем.
Перспективный план специально-организованной деятельности
по проекту
«Вместе с книгой мы растём»
1.Речевое развитие
Беседы:
« Какие бывают книги», «Нужно ли книги беречь?», «Правила поведения в
библиотеке», «Моя любимая книга», рассказ воспитателя «Роль цвета в
иллюстрациях»
Чтение:
былина «Илья Муромец и Идолище»
В. Драгунский «Заколдованная буква»
Н.Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей»
Загадки, пословицы, поговорки о книге и чтении.
2.Познавательное развитие
Исследовательская деятельность: Путешествие в прошлое книги.
Что вредно для книг?
Презентация видеофильмов:
« Экскурсия в типографию»
«Корней Чуковский в гостях у детей читает свои стихи».
3.Социально – коммуникативное развитие
Экскурсия в детскую библиотеку.
Сюжетно – ролевые игры: «Библиотека».
Дидактические игры: « Из какой сказки слово», «Озвучь картинку»,
«Загадалки», «Отгадай сказку по фразе»
Настольные игры – ходилки, собирание пазлов на темы русских сказок.
Просмотр мультипликационных фильмов по авторским сказкам
Досуг «Сказочные герои в загадках и в кроссворде»
Выставка поделок «Мой любимый сказочный герой»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.
Знакомство родителей с темой и планом работы по проекту
«Вместе с книгой мы растём»
Привлечение родителей к участию в выставке «Страничка из книжки» (по
любимой книге своего детства) и к совместному созданию с детьми
поделок и рисунков по теме «Любимый сказочный герой»
Привлечение родителей к подбору материалов ( фотографии, рисунки,
стихи, загадки, пословицы, поговорки) для дополнения в познавательно-
иллюстрированный альбом
«Литературная коллекция стихов, загадок, пословиц о книге и чтении»
Рекомендации в родительском уголке:
«Читайте своим детям каждый день» (полезные советы для воспитания у
детей любви к книгам и чтению, тематические подборки литературы на
учебный год)
«Роль книги в жизни детей»
Анкетирование родителей по образовательной области «Чтение
художественной литературы»
Презентация результатов продуктивной деятельности родителям
ЦИКЛ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Чтение художественной литературы:
Тема « Былина «Илья Муромец и идолище».
Цель: Познакомить с особым видом устного народного творчества, его задачей.
Развитие речи:
Тема « Придумывание к сказке нового конца».
Цель: Формировать умение творчески использовать запас знаний для
придумывания нового сюжета окончания сказки.
Социально – коммуникативное:
Тема «Профессия – библиотекарь»
Цель: Продолжать знакомить с профессией библиотекаря, особенностями этой
работы, обязанностями, значением.
Тема: «Он рисовал сказки»
Цель: Рассматривание произведений В. М. Васнецова к сказкам и былинам.
Экология:
Тема «Путешествие в прошлое книги»
Цель: Закреплять знания о предшественниках бумаги, её природном
происхождении, свойствах, последствиях плохого обращения с книгами.
Художественное творчество:
Лепка: Тема «Сказочный герой»
Цель: Развивать умение использовать в работе полученные навыки лепки, для
создания сюжетного образа.
Рисование: Тема «Любимый герой сказок»
Цель: Формировать умение передавать в рисунке красочный образ
любимого литературного персонажа
Л И Т Е Р А Т У Р А
1.
Буренина А.И. Проектирование интегративной программы
предшкольного образования.
2.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом.
3.
Дыбина О.В. Рукотворный мир.
4.
Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников.
5.
Каушкаль О.Н.. и др. Формирование целостной картины мира.
6.
Королева Л.А. Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ.
7.
Нищева Н.В. Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ.
8.
Тимофеева Л.Л. Современные формы организации детских видов
деятельности.
9.
Интернет ресурсы : Maam. ru; moi –detsad. ry; panbia. ru.
СЦЕНАРИЙ
КУКОЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ ПО СКАЗКЕ
«ИМЕНИННЫЙ КОЛОБОК»
Действующие лица: бабушка, дедушка, Машенька , Колобок
,
зайка, волк,
медведь, лиса
Декорации: ширма украшена ёлочками и цветочками; домики: слева – бабушки
и дедушки, справа – Машеньки. Герои «двигаются» слева на право.
ДЕЙСТВИЕ 1.
Действие происходит в левой трети ширмы.
Дедушка: - бабка, а бабка, ты не забыла, что у нашей внученьки Машеньки день
рождения?
Бабушка: - что ты, что ты, дед, у меня уже и колобок готов, на окошке студиться.
Сейчас я его в платочек завяжу, он сам и покатиться. (показывается колобок,
весело поворачивается)
Дедушка:(колобку) – смотри, чтобы тебя не съели, ты не простой колобок, а
именинный, Машенькин!
Бабушка: - да не забудь поздравить от нас Машеньку.
Колобок: - не волнуйтесь, бабушка с дедушкой, всё будет хорошо. (колобок
медленно покатился, бабушка с дедушкой ему машут, говоря: - всего доброго,
будь осторожен и уходят)
ДЕЙСТВИЕ 2.
Действие происходит в центральной части ширмы.
(Колобок изображает движение тем, что просто поворачивается и слегка
приподнимается вверх и вниз. Навстречу выходит Зайка.)
Зайка: - Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок: - нельзя меня есть, Заинька, я именинный, я Машенькин.
Зайка: - Ой, как обидно! А можно я с тобой пойду, тоже Машеньку поздравлю?
Колобок: - конечно, ей будет очень приятно! (Зайка встаёт за Колобком,
делается вид, что двигаются вперёд. Навстречу выходит Волк)
Волк: - У-у-у, какая удача! Колобок, Колобок, я тебя съем! А зайцем закушу!
Колобок – нет, Волк, нельзя нас съесть. Мы с Зайкой на день рождение к
Машеньке идём. Я Колобок не простой – именинный, я Машенькин!
Волк: - У-у-у, какая неудача! Я такой голодный! Придётся другую добычу искать.
Колобок: - а пойдём с нами, к Машеньке, меня там съедите, на угощение
Волк: - У-у-у, если можно, я с удовольствием! (Волк встаёт за Зайцем, все делают
вид движения. Навстречу выходит Медведь)
Медведь: - здравствуй Колобок, а я думаю, откуда так вкусно пахнет! Давай
Колобок я тебя съем.
Зайка (выходит перед Колобком) – нельзя Михаил Иванович его съесть, он
Машенькин, именинный! (Заходит за Колобка)
Медведь: - ну, ладно, пойду тогда малинки поем, она тоже очень вкусная.
Колобок: - Михаил Иванович, пойдём с нами к Машеньке на день рождение.
Медведь: - с удовольствием, я люблю ходить в гости, там всегда бывает
угощение. (Медведь встаёт за Волком, все делают вид, что двигаются. На
встречу выходит Лиса).
Лиса: - А-а-а, какая встреча! Здравствуй Колобок, здравствуй румяненький! Ты
мне свою песенку споёшь? Или сразу на мой носик сядешь? Снимай платочек, я
тебя съем!
Волк: (загораживает Колобка) – ты что, Рыжая, не видишь! Мы все идём и
Колобка не трогаем!
Лиса: - может у вас сегодня аппетита нет, а мне всегда есть хочется. И в сказке
так написано – лиса, ам, и съела колобка. Отодвинься, Волк!
Волк: – Я тебе отодвинусь! Нельзя этого Колобка есть, он Машенькин,
именинный!
Лиса: - ой, простите, пожалуйста, я не знала, тогда конечно нельзя!
Колобок: (выходит перед Волком) – Лиса Патрикеевна, пойдём с нами, к
Машеньке на день рождение, там тебе от меня кусочек достанется.
Лиса: - спасибо за приглашение, я с большим удовольствием Машеньку
поздравлю! (Встаёт за медведем)
( Все двигаются в правую треть ширмы, навстречу из домика выходит
Машенька)
Все – здравствуй, Машенька! Поздравляем тебя с днём рождения! Желаем
здоровья, расти большая и умная!
Колобок: - бабушка с дедушкой тоже поздравляют тебя и прислали меня на
праздничное угощение.
Зайка – давайте тогда в «Каравай» играть, вставайте в кружок. (Звери и
Машенька образуют круг вокруг Колобка и поют – «Как на Машин день
рожденье испекли мы Колобок… , все звери начинают громко «плакать»)
Колобок: - что такое? Что случилось? Почему вы плачете?
Зайка: - ты такой хороши-и-и-й!
Волк: - ты такой добры-ы-ы-й!
Медведь: - ты такой вежливы-ы-ы-й!
Лиса – а мы тебя ам, и съедим-и-и-м!
Колобок :– ну и что же теперь делать, какой же день рождения без угощения?
Машенька: - почему, без угощения! Будет угощение! Я пирог спекла, с малиной!
Большой, большой! Всем хватит! И Колобок цел останется!
Все звери: - ай да Машенька, ай да умница!
ВОСПИТАТЕЛЬ: ВОТ И СКАЗКЕ КОНЕЦ, А КТО СЛУШАЛ МОЛОДЕЦ! (Кукловоды
выходят на поклон). Зрители аплодируют.
Небольшая беседа со зрителями по содержанию сказки. В корзиночке
выносятся конфеты для зрителей и кукловодов, от Машеньки и Колобка.