Автор: Подольская Ирина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Сиверская гимназия" структурное подразделение "Центр развития ребенка"
Населённый пункт: п.Сиверский Ленинградская область
Наименование материала: Дополнительная образовательная программа
Тема: "Театрализованная деятельность"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР Детский сад № 53»
Дополнительная образовательная
Программа по разделу:
«Театрализованная деятельность».
Разработала: Подольская Ирина Борисовна–
воспитатель высшей квалификационной категории
2019 г.
Актуальность программы :
1
Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди
молодежи — это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от
компьютера, занимаясь компьютерными играми и днем, и ночью, остальное их
не интересует. Кроме того, у молодых людей много комплексов. Они
безынициативны, несамостоятельны, малообщительны, скованны,
стеснительны вне виртуального мира. Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно
еще в дошкольном возрасте пробудить в детях какой-то интерес, развить
самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть
стеснительность, скованность. А самой благодатной почвой для этого является
театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не
самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает
стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у
него есть.
Направленность программы :
Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе
театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности,
инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также
в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической,
познавательной. Показ своего «Я» в рисовании, народно-прикладном искусстве,
в создании стихотворений, придумывании рассказов, выражении сценического
образа, в своем видении -какой-то познавательной проблемы, но в то же время
уважение к коллективу, умение идти на компромиссы - важные моменты этой
программы.
Новизна программы :
В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество
проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми
рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей
самостоятельности в художественном творчестве, активности. Я хочу научить
детей самому придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему
передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать,
фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей.
Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные
чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Данная программа
охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную,
художественно-эстетическую, коммуникативную. Дети проявляют творчество и
в изобразительной деятельности – самостоятельно выбирают материал для
изготовления различных видов театров, по-своему изображают героев сказки,
передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит
данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В
коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я
считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться
высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.
Пояснительная записка
2
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест
в
содержании
воспитательного
процесса
дошкольного
образовательного
учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического
развития
личности
ребенка
огромное
значение
имеет
разнообразная
художественная
деятельно сть
—
изобразительная,
м у з ы к а л ь н а я ,
художественно-речевая
и
др.
Важной
задачей
эстетического
воспитания
является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстети-
ческого
вкуса,
а
также
творческих
способностей.
Богатейшее
поле
для
эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей
представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены
дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит
педагог дополнительного образования.
Занятия
театральной
деятельностью
помогают
развить
интересы
и
способности
ребенка;
способствуют
общему
развитию;
проявлению
любознательности,
стремления
к
познанию
нового,
усвоению
новой
информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления;
настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций
при
проигрывании
ролей.
Кроме
того,
занятия
театральной
деятельностью
требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что
способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается
умение
комбинировать
образы,
интуиция,
смекалка
и
изобретательность,
способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые
выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих
сил
и
духовных
потребностей
ребенка,
раскрепощению
и
повышению
самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно
берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою
позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой
аппарат
ребенка. Выполнение игровых задан и й
в образах животных и
персонажей
из
сказок
помогает
лучше
овладеть
своим телом,
осознать
пластические
возможности
движений.
Театрализованные
игры
и
спектакли
позволяют
ребятам с
большим интересом
и
легкостью
погружаться
в
мир
фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся
более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои
мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий
мир.
3
Использование программы позволяет стимулировать способность детей к
образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных
ценностей,
природы),
которое,
развиваясь
параллельно
с
традиционным
рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает
чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что
прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не
существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть
терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя
фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной
деятельности детей дошкольного возраста 3—7 лет (младшая, средняя, старшая
и
подготовительная
группы).
Она
разработана
на
основе
обязательного
минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом
обновления содержания по различным программам, описанным в литературе.
Ц е л ь программы
—
развитие
творческих
способностей
детей
средствами
театрального
искусства,
формирование
у
детей
интереса
к
театрализованной деятельности.
Задачи
Создать условия для развития творческой активности детей,
участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного
освоения детьми различных видов творчества по возрастным
группам.
Создать условия для совместной театрализованной деятельности
детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием
детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений
детей старших групп перед младшими и пр.).
Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах раз-
личных видов.
Совершенствовать артистические навыки детей в плане пере-
живания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами
театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и
др.).
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный
опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных
профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
4
Задачи кружка :
1. Развивать у детей интонационную выразительность речи.
2. Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.
3. Развивать у детей выразительность жестов, мимики.
4. Развивать умение различать жанры: потешка, сказка, рассказ, выделять
положительные и отрицательные качества персонажей.
5. Развивать умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать юмор.
6. Развивать умение детей принимать участие в инсценировках по сюжетам
знакомых художественных произведений.
7. Поощрять инициативу, творчество.
8. Развивать умение чисто и чётко проговаривать все звуки; согласовывать
слова в предложениях.
9. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Формы работы.
1. Театрализованные игры.
2. Занятия в театральном кружке.
3. Рассказы воспитателя о театре.
4. Организация спектаклей.
5. Беседы-диалоги.
6. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
7. Чтение литературы.
8. Оформление альбома о театре.
9. Показ представлений.
Программа составлена с учетом связей по разделам:
1. Художественно – эстетическое :
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное
эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой;
слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее
5
содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер
героя, его образ.
«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями,
близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными
материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
«Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ
какого-либо героя, его характер, настроение.
2. «Речевое развитие», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция,
ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием
скороговорок, чистоговорок, потешек.
3. «Познавательное», где дети знакомятся с литературными произведениями,
которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм
организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной
деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и
развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной
деятельности детей).
4. «Социально - коммуникативная», где дети знакомятся с явлениями об-
щественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными
явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театра-
лизованных игр и упражнений.
Взаимодействие с родителями и специалистами :
Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии
специалистов ДОУ: к консультации педагога-психолога прибегаем для решения
социально-нравственных
проблем
у
детей.
Советы
логопеда
помогают
совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают
участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают
помощь
в
изготовлении
атрибутов,
костюмов
к
праздникам;
участвуют
в
качестве персонажей.
Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома
закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым,
достичь желаемых нами результатов.
Ожидаемые результаты :
Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета
общения со сверстниками и взрослыми.
Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
6
Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.
Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными
видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.
Установлен тесный контакт с родителями.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
2 младшая группа
Умеют действовать согласованно.
Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминают заданные позы.
Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
Знают 5-8 артикуляционных упражнений.
Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.
Умеют произносить скороговорки в разных темпах.
Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.
Умеют строить простейший диалог.
Умеют составлять предложения с заданными словами.
Средняя группа
Умеют действовать согласованно.
Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминают заданные позы.
Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
Знают 5-8 артикуляционных упражнений.
Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.
Умеют произносить скороговорки в разных темпах.
Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.
Умеют строить простейший диалог.
Умеют составлять предложения с заданными словами.
Старшая группа
7
Готовность
действовать
согласованно,
включаясь
одновременно
или
последовательно.
Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминают заданные позы.
Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
Знают 5—8 артикуляционных упражнений.
Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать
дыхание в середине фразы.
Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
Умеют
произносить
одну
и
ту
же
фразу
или
скороговорку
с
разными
интонациями.
Умеют выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст,
правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
Умеют составлять предложения с заданными словами.
Умеют строить простейший диалог.
Умеют сочинять этюды по сказкам.
Подготовительная группа
Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
Умеют двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары,
тройки, четверки.
Умеют коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или
цепочке.
Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Умеют запоминать заданные режиссером мизансцены.
На сцене выполняют свободно и естественно простейшие физические действия.
Умеют сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
Владеют комплексом артикуляционной гимнастики.
Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
8
Умеют произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных
позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное
четверостишие.
Знают и четко произносят в разных темпах 8—10 скороговорок.
Умеют
произносить
одну
и
ту
же
фразу
или
скороговорку
с
разными
интонациями.
Уметь
прочитать
наизусть
стихотворный
текст,
правильно
произнося слова и расставляя логические ударения.
Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
Умеют составлять предложение из 3—4 заданных слов.
Умеют подобрать рифму к заданному слову.
Умеют сочинить рассказ от имени героя.
Умеют составлять диалог между сказочными героями.
Знают наизусть 5—7 стихотворений русских и зарубежных авторов.
Содержание программы .
Содержание программы включает восемь основных блоков ,
представленных в таблице . Перечислим их .
Блок 1 – основы кукловождения .
Блок 2 – основы кукольного театра .
Блок 3 – основы актерского мастерства .
Блок 4 – основные принципы драматизации .
Блок 5 – самостоятельная театральная деятельность .
Блок 6 – театральная азбука .
Блок 7 – проведение праздников .
Блок 8 – проведение досугов и развлечений .
Следует отметить , что блоки 1 , 5 , 8 реализуются на одном – двух
занятиях в месяц ; блок 2 реализуется на двух занятиях в месяц ; блоки 3 , 4 – на
каждом занятии ; блок 6 – на тематических занятиях 2 раза в год (по три занятия
в октябре и в марте ) ; блок 1 реализуется 1 раз в квартал .
9
Таблица :
Программа 2 младшей группы ( сентябрь – май ) .
Блоки
Базовый
компонент
Компонент ДОУ
1
2
3
1 . Основы
кукловожден
ия
Приучать детей
использовать в
театрализованных
играх образные
игрушки
настольного
театра
Сентябрь . Задачи : формировать навыки
кукловождения резиновой , пластмассовой , мягкой
игрушки настольного театра .
Игра : «Театр двух актеров» .
Этюды : «Медведь и лиса» , «Встреча зайца и медведя»
, «Пляска Маши» .
Октябрь . Задачи : обучать детей приемам
кукловождения настольно – плоскостного театра.
Игра : «Театр двух актеров» .
Этюды : «В гости к Маше» , «Собака и медведь» ,
«Пляска деда и бабы» .
Ноябрь .Задачи : обучать детей приемам
кукловождения настольного театра конусной игрушки .
Игра : «Театр двух актеров» .
Этюды : «Встреча зайца и лисы» ,
«Пляска лисы и кота» , «Бабушка и внучка» .
Приучать детей
использовать в
театрализованных
играх образные
игрушки
стендового
театра , театра
верховых кукол .
Декабрь . Задачи : обучать детей приемам
последовательного накладывания картинок согласно
сюжету простых , знакомых сказок (стендовый театр на
фланелеграфе и магнитной доске) .
Этюды : «Встреча кошки с собакой» , «Пляска
мышей» .
Январь – февраль . Задачи : познакомить детей с
театральной ширмой , с приемами вождения верховых
кукол .
Игра : «Театр двух актеров» .
Этюды : «Мама гуляет» , «Девочка гуляет» , «Две
мышки», «Дед и репа» .
Март – май . Задачи : обучать детей приемам вождения
верховых кукол на ширме .
Игра : «Театр двух актеров» .
Этюды : « Встреча лисы и зайца» , «Встреча мышки с
лягушкой» , «Пляска зверей» .
2 . Основы
кукольного
театра .
Сентябрь – ноябрь . Задачи : формировать
эмоциональную выразительность речи детей ;
воспитывать умение следить за развитием действия в
сказке , развивать эмоциональный отклик на действия
персонажей кукольного спектакля , вызывать
сочувствие и желание помочь , обучать давать оценку
поступкам действующих лиц .
Сказки : «Заюшкина избушка» , р.н.с. . «Смоляной
бычок» , р.н.с.
Декабрь . Задачи : развивать умение давать оценку
поступкам действующих лиц в спектакле ; продолжать
формировать эмоциональную выразительность речи
10
детей .
Сказки : «Маша и медведь» , р.н.с.
Январь – февраль . Задачи : познакомить детей с
театральной ширмой , приемами вождения верховых
кукол .
Игра : «Театр двух актеров» .
Этюды : «Мама гуляет» , «Девочка гуляет» , «Две
мышки», «Дед и репа» .
Март – май . Задачи : продолжать воспитывать у детей
любовь к кукольному театру , вызывать желание
участвовать в кукольном спектакле .
Сказки : «Как собака себе друга искала» , мордовская
народная сказка .
3 . Основы
актерского
мастерства .
Сентябрь – ноябрь . Задачи : формировать у детей
характерные жесты отталкивания , притягивания ,
раскрытия , закрытия ; развивать способность детей
понимать эмоциональное состояние другого человека и
обучать адекватно выразить свое . Познакомить с
пиктограммами (карточками – символами ,
изображающими разные эмоции человека – веселье ,
грусть ) ; воспитывать внимательность , развивать
фантазию , воображение детей .
Этюды : М.Чистяковой на выразительность жеста :
«Тише» , «Иди ко мне» , «Уходи» , «До свидания» ; на
выражение основных эмоций : «Лисичка
подслушивает» , «Вкусные конфеты» , «Новая кукла» ,
«Лисенок боится» , «Ваське стыдно» , «Молчок» ;
М.Чехова на внимание , веру , наивность и фантазию .
Декабрь – февраль . Задачи : активизировать детей ,
развивать их память , внимание .
Игры : «Будь внимателен» , «Канон для малышей» ,
«Запомни свое место» , «Запомни свою позу» ,
«Флажок» М.Чистяковой .
Март – май . Задачи : развивать у детей способность
правильно понимать эмоционально – выразительное
движение рук и адекватно пользоваться жестами.
Этюды : «Это я !» , «Это мое !» , «Отдай !» ,
«Сосульки» , «Шалтай Болтай» , «Петрушка прыгает»
М.Чистяковой .
4 . Основные
принципы
драматизации
.
Обучать
разыгрывать
несложные
представления по
знакомым
литературным
сюжетам ,
используя при
этом
выразительные
средства
(интонацию ,
мимику , жест ) .
Сентябрь – ноябрь . Задачи : совершенствовать
импровизационные способности детей ; формировать
положительное отношение к играм драматизациям ;
поощрять стремление детей участвовать в играх –
драматизациях по собственному желанию .
Сказки : «Теремок» , «Колобок» , р.н.с.
Сценка : «Еж и лиса» (по стихотворению Фетисова В. )
Декабрь – февраль . Задачи : формировать у детей
эмоционально насыщенную речь , активизировать
словарь ; поддерживать заинтересованное отношение к
играм – драматизациям , стремление участвовать в
этом виде деятельности .
Сказки : «Рукавичка» , украинская народная сказка .
11
Сценки : «Медведь» (по стихотворению Г.Виеру «На
праздник» ) .
Март – май . Задачи : совершенствовать
импровизационные способности детей ; продолжать
воспитывать заинтересованное отношение к играм –
драматизациям .
Сказки : «Волк и семеро козлят» р.н.с. ; «Аленушка и
лиса » р.н.с. ; «Красная шапочка» французская сказка .
Сценки «Кот» (по стихотворению Г.Виеру ) .
5 .
Самостоятель
ная
театральная
деятельность
Сентябрь – ноябрь . Задачи : побуждать детей играть с
куклами настольного театра , разыгрывать знакомые
сказки , стихотворения .
Декабрь – февраль . Задачи : привлекать детей к
самостоятельным играм со стендовыми видами театров
(фланелеграф , магнитная доска ) и с театром верховых
кукол .
Март – май . Задачи : поощрять стремление детей
участвовать в играх – драматизациях .
6 .
Театральная
азбука .
Сентябрь – ноябрь . Задачи : формировать
представления детей о театре ( артисты – волшебники
театра , куклы – маленькие помощники артистов) ;
познакомить детей с правилами поведения в театре ;
пополнять и активизировать словарь детей , вводя
специальную терминологию , связанную с театральной
деятельностью – названия разнообразных кукол
(отдельных видов кукольных театров ) ; названия
театральных персонажей , предметов , декораций .
7 .
Проведение
праздников .
Воспитывать у
детей чувство
радости , желание
выступать на
утреннике : читать
стихи ,
разыгрывать
сценки .
Поощрять участие
детей в
подготовке к
праздникам ,
поддерживать
радостное чувство
от совместных
действий ,
успешно
выполненных
заданий .
Сентябрь – ноябрь . Задачи : развивать способность
свободно и раскрепощено держаться перед зрителями в
соответствии с индивидуальными особенностями
детей ; воспитывать и поддерживать желание
доставить удовольствие своим выступлением
родителям , воспитателям детского сада , малышам .
Мероприятия : «Праздник осени» .
Декабрь – февраль . Задачи : продолжать развивать
устойчивый интерес к выступлениям перед
родителями , сотрудниками детского сада , малышами .
Мероприятия : «Новогодняя елка» .
Март – май . Задачи : продолжать развивать
устойчивый интерес к выступлениям перед
12
родителями , сотрудниками детского сада , малышами .
Мероприятия : «В гости к коту Леопольду» (праздник
посвященный 8 марта ) .
8 .
Проведение
досугов и
развлечений .
Развивать у детей
интерес к
различным
формам
представлений ,
подготовленных
старшими детьми
и взрослыми , и
желание
участвовать в
них .
Сентябрь .
1 . «1 сентября – День знаний» - кукольный спектакль
«Три поросенка» (исполняют педагоги детского сада ) .
2 . Кукольный спектакль «Машенька и медведь»
( исполняют педагоги ) .
Октябрь .
1 . Инсценировки : «Спор овощей» , «Осенний
листочек» (исполняют дети подготовительных групп) .
2 . «Веселая ярмарка» - театрализованное
представление (педагоги ) .
Ноябрь .
1 . «Кукушка» - кукольный спектакль в исполнении
детей старшей группы .
2 . «Дом который построил Джек» - кукольный
спектакль в исполнении детей подготовительной
группы .
Декабрь – февраль . Задачи : развивать умение
понимать содержание сказок , инсценировок ,
оценивать поступки действующих лиц , давать им
объективную оценку .
1 . «Морозко» - р.н.с . в исполнении детей подг. Группы
.
2 . «Твой носовой платок» - кукольный спектакль в
исполнении сотрудников .
3 . «Кто петух и лиса» ; «Жихарка» - кукольные
спектакли в исполнении детей старших групп .
Март – май . Задачи : обучать детей правильно
выражать свои чувства и переживания ; поддерживать
интерес к происходящему на сцене .
1 . «Шалунишки – котятки потеряли перчатки » ,
инсценировка по английской народной песенке
(исполняют дети подготовительной группы )
2 . «Красная шапочка» - сказка в исполнении детей
старших групп.
3 . «День смеха» - театрализованное представление к 1
апреля .
4 . «Как на Пасху куличи» - ярмарка .
5 . «1 июня – праздник лета» - театрализованное
представление .
Программа средней группы ( сентябрь – май ) .
Блоки
Базовый
компонент
Компонент ДОУ
1
2
3
1 . Основы
кукловожден
ия
Приучать детей
использовать в
театрализованных
Сентябрь . Задачи : формировать навыки
кукловождения резиновой , пластмассовой , мягкой
игрушки настольного театра .
13
играх образные
игрушки
настольного
театра
Игра : «Театр двух актеров» .
Этюды : «Медведь и лиса» , «Встреча зайца и медведя»
, «Пляска Маши» .
Октябрь . Задачи : обучать детей приемам
кукловождения настольно – плоскостного театра.
Игра : «Театр двух актеров» .
Этюды : «В гости к Маше» , «Собака и медведь» ,
«Пляска деда и бабы» .
Ноябрь .Задачи : обучать детей приемам
кукловождения настольного театра конусной игрушки .
Игра : «Театр двух актеров» .
Этюды : «Встреча зайца и лисы» ,
«Пляска лисы и кота» , «Бабушка и внучка» .
Приучать детей
использовать в
театрализованных
играх образные
игрушки
стендового
театра , театра
верховых кукол .
Декабрь . Задачи : обучать детей приемам
последовательного накладывания картинок согласно
сюжету простых , знакомых сказок (стендовый театр на
фланелеграфе и магнитной доске) .
Этюды : «Встреча кошки с собакой» , «Пляска
мышей» .
Январь – февраль . Задачи : познакомить детей с
театральной ширмой , с приемами вождения верховых
кукол .
Игра : «Театр двух актеров» .
Этюды : «Мама гуляет» , «Девочка гуляет» , «Две
мышки», «Дед и репа» .
Март – май . Задачи : обучать детей приемам вождения
верховых кукол на ширме .
Игра : «Театр двух актеров» .
Этюды : « Встреча лисы и зайца» , «Встреча мышки с
лягушкой» , «Пляска зверей» .
2 . Основы
кукольного
театра .
Сентябрь – ноябрь . Задачи : формировать
эмоциональную выразительность речи детей ;
воспитывать умение следить за развитием действия в
сказке , развивать эмоциональный отклик на действия
персонажей кукольного спектакля , вызывать
сочувствие и желание помочь , обучать давать оценку
поступкам действующих лиц .
Сказки : «Заюшкина избушка» , р.н.с. . «Смоляной
бычок» , р.н.с.
Декабрь . Задачи : развивать умение давать оценку
поступкам действующих лиц в спектакле ; продолжать
формировать эмоциональную выразительность речи
детей .
Сказки : «Маша и медведь» , р.н.с.
Январь – февраль . Задачи : познакомить детей с
театральной ширмой , приемами вождения верховых
кукол .
Игра : «Театр двух актеров» .
Этюды : «Мама гуляет» , «Девочка гуляет» , «Две
мышки», «Дед и репа» .
Март – май . Задачи : продолжать воспитывать у детей
14
любовь к кукольному театру , вызывать желание
участвовать в кукольном спектакле .
Сказки : «Как собака себе друга искала» , мордовская
народная сказка .
3 . Основы
актерского
мастерства .
Сентябрь – ноябрь . Задачи : формировать у детей
характерные жесты отталкивания , притягивания ,
раскрытия , закрытия ; развивать способность детей
понимать эмоциональное состояние другого человека и
обучать адекватно выразить свое . Познакомить с
пиктограммами (карточками – символами ,
изображающими разные эмоции человека – веселье ,
грусть ) ; воспитывать внимательность , развивать
фантазию , воображение детей .
Этюды : М.Чистяковой на выразительность жеста :
«Тише» , «Иди ко мне» , «Уходи» , «До свидания» ; на
выражение основных эмоций : «Лисичка
подслушивает» , «Вкусные конфеты» , «Новая кукла» ,
«Лисенок боится» , «Ваське стыдно» , «Молчок» ;
М.Чехова на внимание , веру , наивность и фантазию .
Декабрь – февраль . Задачи : активизировать детей ,
развивать их память , внимание .
Игры : «Будь внимателен» , «Канон для малышей» ,
«Запомни свое место» , «Запомни свою позу» ,
«Флажок» М.Чистяковой .
Март – май . Задачи : развивать у детей способность
правильно понимать эмоционально – выразительное
движение рук и адекватно пользоваться жестами.
Этюды : «Это я !» , «Это мое !» , «Отдай !» ,
«Сосульки» , «Шалтай Болтай» , «Петрушка прыгает»
М.Чистяковой .
4 . Основные
принципы
драматизации
.
Обучать
разыгрывать
несложные
представления по
знакомым
литературным
сюжетам ,
используя при
этом
выразительные
средства
(интонацию ,
мимику , жест ) .
Сентябрь – ноябрь . Задачи : совершенствовать
импровизационные способности детей ; формировать
положительное отношение к играм драматизациям ;
поощрять стремление детей участвовать в играх –
драматизациях по собственному желанию .
Сказки : «Теремок» , «Колобок» , р.н.с.
Сценка : «Еж и лиса» (по стихотворению Фетисова В. )
Декабрь – февраль . Задачи : формировать у детей
эмоционально насыщенную речь , активизировать
словарь ; поддерживать заинтересованное отношение к
играм – драматизациям , стремление участвовать в
этом виде деятельности .
Сказки : «Рукавичка» , украинская народная сказка .
Сценки : «Медведь» (по стихотворению Г.Виеру «На
праздник» ) .
Март – май . Задачи : совершенствовать
импровизационные способности детей ; продолжать
воспитывать заинтересованное отношение к играм –
драматизациям .
Сказки : «Волк и семеро козлят» р.н.с. ; «Аленушка и
лиса » р.н.с. ; «Красная шапочка» французская сказка .
Сценки «Кот» (по стихотворению Г.Виеру ) .
15
5 .
Самостоятель
ная
театральная
деятельность
Сентябрь – ноябрь . Задачи : побуждать детей играть с
куклами настольного театра , разыгрывать знакомые
сказки , стихотворения .
Декабрь – февраль . Задачи : привлекать детей к
самостоятельным играм со стендовыми видами театров
(фланелеграф , магнитная доска ) и с театром верховых
кукол .
Март – май . Задачи : поощрять стремление детей
участвовать в играх – драматизациях .
6 .
Театральная
азбука .
Сентябрь – ноябрь . Задачи : формировать
представления детей о театре ( артисты – волшебники
театра , куклы – маленькие помощники артистов) ;
познакомить детей с правилами поведения в театре ;
пополнять и активизировать словарь детей , вводя
специальную терминологию , связанную с театральной
деятельностью – названия разнообразных кукол
(отдельных видов кукольных театров ) ; названия
театральных персонажей , предметов , декораций .
7 .
Проведение
праздников .
Воспитывать у
детей чувство
радости , желание
выступать на
утреннике : читать
стихи ,
разыгрывать
сценки .
Поощрять участие
детей в
подготовке к
праздникам ,
поддерживать
радостное чувство
от совместных
действий ,
успешно
выполненных
заданий .
Сентябрь – ноябрь . Задачи : развивать способность
свободно и раскрепощено держаться перед зрителями в
соответствии с индивидуальными особенностями
детей ; воспитывать и поддерживать желание
доставить удовольствие своим выступлением
родителям , воспитателям детского сада , малышам .
Мероприятия : «Праздник осени» .
Декабрь – февраль . Задачи : продолжать развивать
устойчивый интерес к выступлениям перед
родителями , сотрудниками детского сада , малышами .
Мероприятия : «Новогодняя елка» .
Март – май . Задачи : продолжать развивать
устойчивый интерес к выступлениям перед
родителями , сотрудниками детского сада , малышами .
Мероприятия : «В гости к коту Леопольду» (праздник
посвященный 8 марта ) .
8 .
Проведение
досугов и
развлечений .
Развивать у детей
интерес к
различным
формам
представлений ,
подготовленных
Сентябрь .
1 . «1 сентября – День знаний» - кукольный спектакль
«Три поросенка» (исполняют педагоги детского сада ) .
2 . Кукольный спектакль «Машенька и медведь»
( исполняют педагоги ) .
Октябрь .
16
старшими детьми
и взрослыми , и
желание
участвовать в
них .
1 . Инсценировки : «Спор овощей» , «Осенний
листочек» (исполняют дети подготовительных групп) .
2 . «Веселая ярмарка» - театрализованное
представление (педагоги ) .
Ноябрь .
1 . «Кукушка» - кукольный спектакль в исполнении
детей старшей группы .
2 . «Дом который построил Джек» - кукольный
спектакль в исполнении детей подготовительной
группы .
Декабрь – февраль . Задачи : развивать умение
понимать содержание сказок , инсценировок ,
оценивать поступки действующих лиц , давать им
объективную оценку .
1 . «Морозко» - р.н.с . в исполнении детей подг. Группы
.
2 . «Твой носовой платок» - кукольный спектакль в
исполнении сотрудников .
3 . «Кто петух и лиса» ; «Жихарка» - кукольные
спектакли в исполнении детей старших групп .
Март – май . Задачи : обучать детей правильно
выражать свои чувства и переживания ; поддерживать
интерес к происходящему на сцене .
1 . «Шалунишки – котятки потеряли перчатки » ,
инсценировка по английской народной песенке
(исполняют дети подготовительной группы )
2 . «Красная шапочка» - сказка в исполнении детей
старших групп.
3 . «День смеха» - театрализованное представление к 1
апреля .
4 . «Как на Пасху куличи» - ярмарка .
5 . «1 июня – праздник лета» - театрализованное
представление .
Программа старшей группы ( сентябрь – май ) .
Блоки
Основной
компонент
Компонент ДОУ
1
2
3
1 . Основы
кукловож
дения
Сентябрь – ноябрь . Задачи : продолжать обучать
детей приемам вождения верховых кукол .
Игра : «Театр двух актеров» .
Этюды : «Радостная встреча деда с Жучкой» ,
«Неприятный разговор» , «Игра в жмурки» .
Декабрь – январь . Задачи : закрепление навыка
кукловождения пальчикового театра .
Игра : «Театр двух актеров» .
Этюды : «К нам пришел зайчик» , «Цыпленок и
петушок» , «Кот и петушок» .
17
Февраль . Задачи : обучение детей приемам
кукловождения театра Бибабо .
Игра : «Театр двух актеров» .
Март – апрель . Задачи : продолжать формировать
у детей навык вождения кукол театра Бибабо ,
побуждать их создавать танцевальные композиции
и игровые импровизации с куклами этого театра .
«Русский хоровод» - танцевальная композиция .
Май . Задачи : познакомить детей с приемами
кукловождения марионеток , кукол с «живой
рукой» .
Этюды : «К нам в гости страус пришел» , «Танец
Аленушки» .
2 . Основы
кукольного
театра .
Продолжать
развивать умение
использовать куклы
разных театров в
разыгрывании
сценок по знакомым
сказкам ,
стихотворениям .
Сентябрь – ноябрь . Задачи : прививать
устойчивый интерес к кукольному театру ;
поощрять активное участие детей в кукольном
спектакле .
Сказки : «Кукушка» , ненецкая сказка .
Декабрь – февраль . Задачи : обучать детей
правильному речевому дыханию , умению менять
темп , силу звука , добиваться четкой дикции ;
формировать интонационную выразительность
речи ; вызывать интерес к пальчиковому театру ,
театру Бибабо , желание участвовать в спектакле с
куклами этих театров ; развивать интерес к театру
марионеток , к кукле с «живой рукой» .
Сказки : «Кот , петух и лиса» р.н.с. (пальчиковый
театр ) .
«Жихарка» р.н.с. (театр Бибабо )
«Гуси лебеди» р.н.с.
«Хозяйка» - П.Синявский (Бибабо , кукла
Аленушка из театра кукол с «живой рукой» ) .
3 . Основы
актерского
мастерства .
Сентябрь – ноябрь . Задачи : развивать
способность понимать эмоциональное состояние
человека и уметь адекватно выразить свое
настроение .
Этюды : «Удивление» , «Цветок» , «Северный
полюс» , «Сердитый дедушка» ,
«Провинившийся» (М.Чистяковой ) .
Игры с пиктограммами : «Подбери фразу» ,
«придумай и скажи фразу с интонацией карточки
– пиктограммы »
Декабрь – февраль . Задачи : развивать память и
фантазию детей .
Этюды : М.Чехова : на внимание , веру ,
наивность , фантазию .
Март – май . Задачи : развивать выразительность
жеста .
Этюды : М.Чехова : «Вот он какой» , «Игра с
камушками» , «Спать хочется» , «Карлсон» ,
«Золушка» .
4 . Основные
Продолжать
Сентябрь – ноябрь . Задачи : продолжать обучать
18
принципы
драматизации
развивать умения
детей разыгрывать
сценки по знакомым
сказкам ,
стихотворениям с
использованием
атрибутов ,
элементов
костюмов ,
декораций .
Совершенствовать
исполнительские
умения
детей самостоятельно выбирать средства для
передачи образов , передачи диалогов , действий
героев ; совершенствовать импровизационные
способности , стимулировать желание изменять
действия , вводить свои реплики ; обучать
чувствовать своего партнера , стремиться
подыграть ему ; продолжать воспитывать
заинтересованное отношение к играм –
драматизациям .
Сказки : «Три поросенка» , сказка в переводе
С.Маршака .
Инсценировка : «Кто сказал «МЯУ» ?» (по
В.Сутееву ).
Сценки : «Еж» , «Спор туч» (по стихотворению
Л.Корчагина )
Декабрь – февраль . Задачи : продолжать
развивать умение детей разыгрывать спектакль по
знакомой сказке .
Сказки : «Лисичка – сестричка и серый волк» ,
р.н.с.
«Путаница» , К.И.Чуковский .
Март – май . Задачи : развивать инициативу и
самостоятельность детей в разыгрывании
спектакля по знакомой сказке .
Сказки : «Красная шапочка» , Ш.Перро .
Инсценировка : «Кто колечко найдет ?» по
стихотворению С.Я.Маршака .
5 .
Самостоятельная
театральная
деятельность .
Сентябрь – ноябрь . Задачи : привлекать детей к
самостоятельным играм с верховыми куклами на
ширме .
Декабрь – февраль . Задачи : побуждать детей
придумывать сказки , используя кукол
пальчикового театра , театра Бибабо .
Март – май . Задачи : развивать желание
импровизировать с куклами бибабо ,
марионетками , куклами с «живой рукой» .
6 . Театральная
азбука .
Сентябрь – май . Задачи : продолжать
формировать представления детей о театре ,
приобщать к театральной культуре ; познакомить с
театром , его историей , устройством ; рассказать
о театральных профессиях и видах театров ,
научить правилам поведения в театре .
7 . Проведение
праздников .
Приучать детей к
активному участию
в подготовке и
проведении
праздников , в
изготовлении
атрибутов .
Воспитывать
эмоционально –
положительное
Сентябрь – май . Задачи : развивать способность
свободно и раскрепощено держаться при
выступлении перед взрослыми , сверстниками и
малышами ; воспитывать любовь и интерес к
театральному искусству .
Мероприятия : «Лесная ярмарка» (праздник осени
) ; «Новогодняя елка» ; «Красная шапочка» -
утренник , посвященный 8 марта .
19
отношение к
праздникам .
8 . Проведение
досугов и
развлечений .
Организовывать
просмотр
спектаклей ,
концертов ,
постановок
кукольного театра .
Обучать
внимательно
смотреть и слушать
выступления
взрослых , детей ,
малышей ,
эмоционально
откликаться на них .
Воспитывать
доброжелательность
, умение правильно
оценивать действия
персонажей .
Приучать активно
участвовать в
различных
развлечениях ,
используя умения и
навыки ,
полученные на
занятиях .
Сентябрь – ноябрь .
1 . «1 сентября – День Знаний» с кукольным
спектаклем «Три поросенка» в исполнении
педагогов детского сада .
2 . «Кот и лиса» , кукольный спектакль в
исполнении педагогов .
3 . «Веселая ярмарка» - театрализованное
представление (педагоги) .
4 . «Кеша и Иришка приглашают в гости» -
театрализованное представление .
5 . «Дом , который построил Джек» - кукольный
спектакль в исполнении детей подготовительной
группы .
Декабрь – февраль .
Задачи : обучать детей правильно оценивать
поступки действующих лиц , воспитывать добрые
чувства .
1 . «Морозко» - р.н.с . в исполнении детей подг.
Группы .
2 . «Твой носовой платок» - кукольный спектакль
в исполнении сотрудников .
3 . «Мороз Иванович» - кукольный спектакль в
исполнении детей подготовительной группы .
Март – май . Задачи : вызывать устойчивый
интерес к происходящему на сцене , желание
активно участвовать в различных развлечениях .
1 . «Шалунишки – котятки потеряли перчатки » ,
инсценировка по английской народной песенке
(исполняют дети подготовительной группы )
2 . «День театра » - театрализованное
представление ко Дню театра (последняя неделя
марта ) .
3 . «День смеха» - театрализованное
представление к 1 апреля .
4 . «Чистота – для здоровья нам нужна» -
театрализованное представление ко дню здоровья
(7 апреля ) .
5 . «Как на Пасху куличи» - ярмарка .
6 . « Как на пасху куличи» - кукольный спектакль
в исполнении педагогов .
7 . «1 июня – праздник лета» - театрализованное
представление .
Программа подготовительной группы ( сентябрь – май ) .
Блоки
Основной
компонент
Компонент ДОУ
1
2
3
1 . Основы
Сентябрь – ноябрь . Задачи : познакомить детей с
20
кукловождения
приемами вождения кукол – вертушек .
Игра : «Театр двух актеров»
Этюды : «Девочка и мальчик» , «Пляска кота и мыши» .
Декабрь – январь : Задачи : познакомить детей с
различными приемами вождения тростевых кукол .
Игра : «Театр двух актеров»
Этюды : «Веселая зарядка» , «попугай умывается» ,
«Неожиданная встреча» .
Февраль . Задачи : познакомить детей с напольным
видом театра – конусным , приемами вождения этих
кукол .
Игра : «Театр двух актеров»
Этюды : «Прогулка в лес» , «Встреча друзей» ,
«Веселый перепляс» .
Март – май . Задачи : закреплять навыки кукловождения
различных видов кукольных театров .
Этюды : по одному этюду для каждого вида кукольного
театра по программам разных возрастных групп .
2 . Основы
кукольного
театра .
Шире
использовать в
театральной
деятельности
детей разные виды
театров .
Сентябрь – ноябрь . Задачи : формировать интерес к
театру кукол – вертушек , желание участвовать в
кукольном спектакле .
Инсценировка : «Дом , который построил Джек» - по
английской песенке в переводе С.Я.Маршака.
Декабрь – февраль . Задачи : прививать детям
устойчивый интерес к новым видам театров : тростевых
и напольных кукол , развивать творческую
самостоятельность в передаче образа .
Сказки : «Мороз Иванович» .
В . Одоевский .
Март – май . Задачи : формировать устойчивый интерес
к кукольному театру , желание управлять куклами
различных систем .
Инсценировка «Карнавал кукол»
3 . Основы
актерского
мастерства .
Сентябрь – ноябрь . Задачи : способствовать
расширению диапазона эмоционального восприятия и
выражения различных эмоций (радость , горе ,
удивление , испуг ) ; обучать выражению различных
эмоций и воспроизведению отдельных черт характера .
Этюды : М.Чехова «Потерялся» , «Котята» , «Маленький
скульптор» , «Часовой» , «Робкий ребенок» , «Повар
лгун» .
Игры с карточками – пиктограммами : «Передавалки» ,
«Нарисуй и скажи» .
Декабрь – февраль . Задачи : обучать детей интуитивно
распознавать атмосферу человека , события , места ,
времени года , дня и уметь вживаться в эту атмосферу ;
развивать память и фантазию .
Этюды : М.Чехова : на внимание , веру , наивность ,
фантазию , атмосферу
Март . Задачи : развивать умение выражать основные
21
эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих
людей .
Этюды : М.Чистяковой : на выражение основных
эмоций – «Любопытный» , «Круглые глаза» , «Старый
гриб» , «Гадкий утенок» , «Гневная гиена» .
Игры с карточками – пиктограммами .
Апрель – май . Задачи : развивать у детей
выразительность жеста , умение воспроизводить
отдельные черты характера .
Этюды : М.Чистяковой : «Я не знаю» , «Дружная
семья» , «Насос и мяч» , «Карабас – Барабас» , «Три
характера» , «Вредное колечко» .
Игры с карточками – пиктограммами .
4 . Основные
принципы
драматизации
Сентябрь – ноябрь . Задачи : совершенствовать
импровизационные возможности детей , побуждать к
поиску выразительных средств для передачи
характерных особенностей персонажей спектакля .
Сказки : «Сказка про храброго зайца» Д.Мамин –
Сибиряк .
Инсценировки : по стихотворениям Ю.Копотова –
«Волнушки» ; В.И.Митясова – «Осенний листок» ;
Ю.Тувима – «Спор овощей» .
Декабрь – февраль . Задачи : совершенствовать
импровизационные возможности детей , развивать
инициативу и самостоятельность в создании образов
различных персонажей .
Сказки : «Морозко» , р.н.с.
Март – май . Задачи : совершенствовать
импровизационные возможности детей , развивать
инициативу и самостоятельность в создании образов
различных персонажей .
Инсценировки : «Воробушки» (по стихотворению
В.Берестова ) ; «Лось» (по стихотворению Н.Кордо ) ;
«Шалунишки – котятки потеряли перчатки» ( по
английской народной песенке в переводе И.Родина ) ;
«Три мамы» .
5 .
Самостоятель-
Ная
театральная
деятельность
Развивать
самостоятельность
в организации
театрализованных
игр : умение
самостоятельно
выбирать сказку ,
стихотворение ,
готовить
необходимые
атрибуты и
декорации к
будущему
спектаклю ,
распределять
между собой
Сентябрь – ноябрь . Задачи : побуждать детей
самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие
сказки , используя кукол – вертушек .
Декабрь – февраль . Задачи : побуждать детей
придумывать небольшие сказки и разыгрывать их с
помощью тростевых и напольных кукол .
Март – май . Задачи : побуждать детей использовать в
творческих играх различные знакомые им виды
кукольных театров .
22
обязанности и
роли . Развивать
творческую
самостоятельность
в передаче образа.
6 . Театральная
азбука .
Сентябрь – февраль . Задачи :
1 . Углублять знания детей о театре как виде искусства .
Формировать устойчивый интерес к театральному
искусству , потребность каждого ребенка обращаться к
театру как к источнику особой радости , эмоциональных
переживаний , творческого сочувствия .
2 . Уточнять сведения об основных средствах
выразительности .
3 . Закреплять представления детей об особенностях
различных театров (опера , балет , драматический театр ,
кукольный , детский , театр зверей ) .
4 . Расширять диапазон сведений о том , кто работает в
театре (капельдинер , постановщик танцев ) .
5 . Закреплять навык поведения во время посещения
театра , просмотра спектакля .
6 . Определять и называть разновидности знакомых
кукольных театров (настольный , стендовый , бибабо ,
верховых кукол , марионетки , кукол с «живой рукой» ,
пальчиковый ) .
Март – май . Задачи : уточнять и обобщать знания детей
о театре , его истории , разновидностях , устройстве ,
театральных профессиях , костюмах , атрибутах ,
правилах поведения в театре , видах кукольных театров ,
театральной терминологии , средствах художественной
выразительности .
7 . Проведение
праздников .
Привлекать детей
к активному
участию в
подготовке
праздников .
Воспитывать
чувство
удовлетворения от
совместной
работы . Развивать
желание
принимать
активное участие
в утренниках .
Сентябрь – февраль . Задачи : продолжать работу над
способностью детей свободно и раскрепощено
держаться при выступлении перед взрослыми ,
сверстниками и младшими детьми ; поощрять желание
детей принимать активное участие в праздниках ,
используя импровизационные умения , приобретенные
на занятиях и в самостоятельной театральной
деятельности .
Мероприятия : праздник «Золотая осень» ;
«Морозко» - новогодний утренник .
Март – май . Задачи : поощрять проявление творческой
активности детей , желание доставить радость
зрителям .
Мероприятия : весенний утренник посвященный 8
марта ; «Выпускной вечер» - выпуск детей в школу .
8 . Проведение
досугов ,
развлечений .
Организовывать
для детей
представления
Сентябрь – ноябрь . Задачи : вызывать устойчивый
интерес к происходящему на сцене .
1 . «1 сентября – День Знаний» - театрализованное
23
кукольного
театра , слушание
сказок. Приучать
всех детей
активно
участвовать в
развлечениях .
представление с кукольным спектаклем «Три
поросенка» в исполнении педагогов детского сада .
2 . «Кот и лиса » - кукольный спектакль в исполнении
педагогов детского сада .
3 . «Веселая ярмарка» - театрализованное представление
(педагоги ) .
4 . «Кеша и Иришка приглашают в гости» -
театрализованное представление .
5 . «Кукушка» - кукольный спектакль в исполнении
детей старших групп .
Декабрь – февраль . Задачи : вызывать устойчивый
интерес к происходящему на сцене .
1 . «Твой носовой платок» - кукольный спектакль в
исполнении педагогов .
2 . «Кот , петух и лиса» - кукольный спектакль в
исполнении детей старшей группы .
3 . «Жихарка» - кукольный спектакль в исполнении
детей старшей группы .
Март – май . Задачи : воспитывать доброе отношение к
сверстникам , побуждать каждого ребенка активно
участвовать в развлечениях .
1 . «День театра» - театрализованное представление ко
Дню Театра (последняя неделя марта ) .
2 . «День смеха» - театрализованное представление к 1
апреля .
3 . «Чистота – для здоровья нам нужна» - ко дню
здоровья ( 7 апреля ) .
4 . «Как на Пасху куличи» - ярмарка .
5 . «Как на Пасху куличи» - кукольный спектакль в
исполнении педагогов .
Требования к уровню подготовки воспитанников .
Группа
Базовый
Компонент
Национальный
24
компонент
ДОУ
региональный
компонент
1
2
3
4
2
младшая
группа
Должен уметь :
1 .
Заинтересованно
заниматься
театрально –
игровой
деятельностью .
2 . Разыгрывать
несложные
представления по
знакомым
литературным
сюжетам ,
используя
выразительные
средства
(интонацию ,
мимику , жест ) .
3 . Использовать в
театрализованны
х играх образные
игрушки и бибабо
, самостоятельно
изготовленные
игрушки из
разных
материалов .
Должен знать :
1 . Некоторые виды
театров
(кукольный ,
драматический ,
музыкальный ,
детский , театр
зверей и др. ) .
2 . Некоторый
приемы и
манипуляции ,
применяемые в
знакомых видах
театров :
резиновой ,
пластмассовой ,
мягкой игрушки
(кукольный ) ,
настольном ,
настольно –
плоскостном ,
конусной игрушки ,
стендовом на
фланелеграфе и
магнитной доске ,
верховых кукол .
Должен иметь
представления :
1 . О театре ,
театральной
культуре ;
2 . Роли артистов ,
кукол .
3 . Имеющихся
правилах поведения
в театре .
4 . Азбуке театра
(название
отдельных видов
театров ,
театральных
Должен уметь :
1 . Разыгрывать
сценки по
стихотворениям
коми поэтов
(П.Образцова,
С.Попова ,
Д.Сережина ) ,
коми писателей
(Е.Козловой ) ,
используя
выразительные
средства
(мимику , жесты
, интонацию ) и
музыкальные
фонограммы
коми
композиторов .
2 . Изображать
отгадки к коми
загадкам ,
используя
выразительные
средства и
музыкальные
фонограммы
коми
композиторов .
3 . Выступать
перед
малышами ,
родителями с
инсценировками
и сказками коми
писателей .
25
персонажей ,
предметов ,
декораций ) .
Группа
Базовый
компонент
Компонент
ДОУ
Национальный
региональный
компонент
1
2
3
4
Средняя
Должен уметь :
1 .
Заинтересованно
заниматься
театрально –
игровой
деятельностью .
2 . Разыгрывать
несложные
представления по
знакомым
литературным
сюжетам ,
используя
выразительные
средства
(интонацию ,
мимику , жест ) .
3 . Использовать в
театрализованны
х играх образные
игрушки и бибабо
, самостоятельно
изготовленные
игрушки из
разных
материалов .
Должен знать :
1 . Некоторые виды
театров
(кукольный ,
драматический ,
музыкальный ,
детский , театр
зверей и др. ) .
2 . Некоторый
приемы и
манипуляции ,
применяемые в
знакомых видах
театров :
резиновой ,
пластмассовой ,
мягкой игрушки
(кукольный ) ,
настольном ,
настольно –
плоскостном ,
конусной игрушки ,
стендовом на
фланелеграфе и
магнитной доске ,
верховых кукол .
Должен иметь
представления :
1 . О театре ,
театральной
культуре ;
2 . Роли артистов ,
кукол .
3 . Имеющихся
правилах поведения
в театре .
Должен уметь :
1 . Разыгрывать
сценки по
стихотворениям
коми поэтов
(П.Образцова,
С.Попова ,
Д.Сережина ) ,
коми писателей
(Е.Козловой ) ,
используя
выразительные
средства
(мимику , жесты
, интонацию ) и
музыкальные
фонограммы
коми
композиторов .
2 . Изображать
отгадки к коми
загадкам ,
используя
выразительные
средства и
музыкальные
фонограммы
коми
композиторов .
3 . Выступать
перед
малышами ,
родителями с
инсценировками
и сказками коми
писателей .
26
4 . Азбуке театра
(название
отдельных видов
театров ,
театральных
персонажей ,
предметов ,
декораций ) .
Старшая
Должен уметь :
1 . Разыгрывать
сценки по
знакомым сказкам
,
стихотворениям ,
песням с
использованием
кукол знакомых
видов театров ,
элементов
костюмов ,
декораций .
2 . Чувствовать и
понимать
эмоциональное
состояние
героев , вступать
в ролевое
взаимодействие с
другими
персонажами .
3 . Выступать
перед
сверстниками ,
детьми младших
групп ,
родителями ,
иной аудиторией .
Должен знать :
1 . Некоторые виды
театров
(кукольный ,
драматический ,
музыкальный ,
детский , театр
зверей и т.д. ) .
2 . Некоторые
приемы и
манипуляции ,
применяемые в
знакомых видах
театров ; верховых
кукол ,
пальчиковом ,
бибабо .
Должен иметь
представления :
1 . О театре ,
театральной
культуре .
2 . Истории театра .
3 . Устройстве
театра (зрительный
зал , фойе , гардероб
) .
4 . Театральных
профессиях ( актер ,
гример , костюмер ,
режиссер ,
звукорежиссер ,
декоратор ,
осветитель ,
суфлер ) .
Должен знать :
Театры г.
Ставрополя , их
устройство ,
театральные
профессии .
Подготови
Должен уметь :
Должен знать :
27
тельная
1 .
Самостоятельно
организовывать
театрализованные
игры (выбирать
сказку ,
стихотворения ,
песню для
постановки ,
готовить
необходимые
атрибуты ,
распределять
между собой
обязанности и
роли )
2 . Разыгрывать
представления ,
инсценировки ,
использовать
средства
выразительности
(поза , жесты ,
мимика , голос ,
движение ) .
3 . Широко
использовать в
театрализованной
деятельности
различные виды
театров .
1 . Некоторые виды
театров
(кукольный ,
драматический ,
музыкальный ,
детский , театр
зверей и т.д. )
2 . Некоторые
приемы и
манипуляции ,
применяемые в
знакомых видах
театров : кукол –
вертушек ,
тростевых кукол ,
напольном
конусном .
Должен иметь
представления :
1 . О театре ,
театральной
культуре .
2 . Театральных
профессиях
(капельдинер ,
постановщик танцев
и т.д. ) .
28
Оборудование детской театральной студии
1.Настольный театр игрушек.
2.Настольный театр картинок.
3.Стенд-книжка.
4.Фланелеграф.
5.Теневой театр.
6.Пальчиковый театр.
7.Театр Би-ба-бо.
8.Театр Петрушки.
9.Детские костюмы для спектаклей.
10.Взрослые костюмы для спектаклей.
11.Элементы костюмов для детей и взрослых.
12.Атрибуты для занятий и для спектаклей.
13.Ширма для кукольного театра.
14.Музыкальный центр, видеоаппаратура
15.Медиотека (аудио- и CD диски).
16.Декорации к спектаклям
17. Методическая литература
29
Список литературы
1 . Куревина О.А. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей
дошкольного и школьного возраста» . М.,2003 .
2 . Куцакова Л.В. , Мерзляков С.И. «Воспитание ребенка – дошкольника :
развитого , образованного , самостоятельного , инициативного , неповторимого,
культурного , активно – творческого» . М.,2003 .
3 . Ледяйкина Е.Г. , Топникова Л.А. «Праздники для современных малышей» .
Ярославль , 2002 .
4 . Медведева И.Я. «Улыбка судьбы . Роли и характеры .» М. , 2002.
5 . Мирясова В.И. «Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных .»
М., 2000 .
6 . Михайлова М.А. «Праздники в детском саду . Сценарии , игры ,
аттракционы.» Ярославль , 2002 .
7 . Науменко Г.М. «Фольклорный праздник в детском саду и школе .» М.,2000.
8 . Петрова Т.И. , Сергеева Е.А. , Петрова Е.С. «Театрализованные игры в
детском саду» М.,2000 .
9 . Поляк Л. «Театр сказок» СПб . , 2001 .
10 . Праздник каждый день . (Сценарии , пьесы , инсценировки , развлечения
для детских садов ) . Ростов н\Д. , 2002 .
11 . Сорокина Н.Ф. , Миланович Л.Г. «Театр – творчество – дети» . М., 1995 .
12 . Царенко Л.И. «От потешек к пушкинскому балу» . М. , 1999 .
30