Напоминание

"Театрализованная деятельность"


Автор: Подольская Ирина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Сиверская гимназия" структурное подразделение "Центр развития ребенка"
Населённый пункт: п.Сиверский Ленинградская область
Наименование материала: Дополнительная образовательная программа
Тема: "Театрализованная деятельность"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР Детский сад № 53»

Дополнительная образовательная

Программа по разделу:

«Театрализованная деятельность».

Разработала: Подольская Ирина Борисовна–

воспитатель высшей квалификационной категории

2019 г.

Актуальность программы :

1

Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди

молодежи — это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от

компьютера, занимаясь компьютерными играми и днем, и ночью, остальное их

не интересует. Кроме того, у молодых людей много комплексов. Они

безынициативны, несамостоятельны, малообщительны, скованны,

стеснительны вне виртуального мира. Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно

еще в дошкольном возрасте пробудить в детях какой-то интерес, развить

самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть

стеснительность, скованность. А самой благодатной почвой для этого является

театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не

самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает

стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у

него есть.

Направленность программы :

Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе

театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности,

инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также

в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической,

познавательной. Показ своего «Я» в рисовании, народно-прикладном искусстве,

в создании стихотворений, придумывании рассказов, выражении сценического

образа, в своем видении -какой-то познавательной проблемы, но в то же время

уважение к коллективу, умение идти на компромиссы - важные моменты этой

программы.

Новизна программы :

В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество

проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми

рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей

самостоятельности в художественном творчестве, активности. Я хочу научить

детей самому придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему

передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать,

фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей.

Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные

чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Данная программа

охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную,

художественно-эстетическую, коммуникативную. Дети проявляют творчество и

в изобразительной деятельности – самостоятельно выбирают материал для

изготовления различных видов театров, по-своему изображают героев сказки,

передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит

данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В

коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я

считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться

высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.

Пояснительная записка

2

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест

в

содержании

воспитательного

процесса

дошкольного

образовательного

учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического

развития

личности

ребенка

огромное

значение

имеет

разнообразная

художественная

деятельно сть

изобразительная,

м у з ы к а л ь н а я ,

художественно-речевая

и

др.

Важной

задачей

эстетического

воспитания

является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстети-

ческого

вкуса,

а

также

творческих

способностей.

Богатейшее

поле

для

эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей

представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены

дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит

педагог дополнительного образования.

Занятия

театральной

деятельностью

помогают

развить

интересы

и

способности

ребенка;

способствуют

общему

развитию;

проявлению

любознательности,

стремления

к

познанию

нового,

усвоению

новой

информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления;

настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций

при

проигрывании

ролей.

Кроме

того,

занятия

театральной

деятельностью

требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что

способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается

умение

комбинировать

образы,

интуиция,

смекалка

и

изобретательность,

способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые

выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих

сил

и

духовных

потребностей

ребенка,

раскрепощению

и

повышению

самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно

берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою

позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой

аппарат

ребенка. Выполнение игровых задан и й

в образах животных и

персонажей

из

сказок

помогает

лучше

овладеть

своим телом,

осознать

пластические

возможности

движений.

Театрализованные

игры

и

спектакли

позволяют

ребятам с

большим интересом

и

легкостью

погружаться

в

мир

фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся

более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои

мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий

мир.

3

Использование программы позволяет стимулировать способность детей к

образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных

ценностей,

природы),

которое,

развиваясь

параллельно

с

традиционным

рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает

чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что

прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не

существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть

терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя

фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной

деятельности детей дошкольного возраста 3—7 лет (младшая, средняя, старшая

и

подготовительная

группы).

Она

разработана

на

основе

обязательного

минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом

обновления содержания по различным программам, описанным в литературе.

Ц е л ь программы

развитие

творческих

способностей

детей

средствами

театрального

искусства,

формирование

у

детей

интереса

к

театрализованной деятельности.

Задачи

Создать условия для развития творческой активности детей,

участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного

освоения детьми различных видов творчества по возрастным

группам.

Создать условия для совместной театрализованной деятельности

детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием

детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений

детей старших групп перед младшими и пр.).

Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах раз-

личных видов.

Совершенствовать артистические навыки детей в плане пере-

живания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами

театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и

др.).

Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный

опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных

профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

4

Задачи кружка :

1. Развивать у детей интонационную выразительность речи.

2. Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.

3. Развивать у детей выразительность жестов, мимики.

4. Развивать умение различать жанры: потешка, сказка, рассказ, выделять

положительные и отрицательные качества персонажей.

5. Развивать умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать юмор.

6. Развивать умение детей принимать участие в инсценировках по сюжетам

знакомых художественных произведений.

7. Поощрять инициативу, творчество.

8. Развивать умение чисто и чётко проговаривать все звуки; согласовывать

слова в предложениях.

9. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Формы работы.

1. Театрализованные игры.

2. Занятия в театральном кружке.

3. Рассказы воспитателя о театре.

4. Организация спектаклей.

5. Беседы-диалоги.

6. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.

7. Чтение литературы.

8. Оформление альбома о театре.

9. Показ представлений.

Программа составлена с учетом связей по разделам:

1. Художественно – эстетическое :

«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное

эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой;

слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее

5

содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер

героя, его образ.

«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями,

близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными

материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.

«Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ

какого-либо героя, его характер, настроение.

2. «Речевое развитие», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция,

ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием

скороговорок, чистоговорок, потешек.

3. «Познавательное», где дети знакомятся с литературными произведениями,

которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм

организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной

деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и

развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной

деятельности детей).

4. «Социально - коммуникативная», где дети знакомятся с явлениями об-

щественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными

явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театра-

лизованных игр и упражнений.

Взаимодействие с родителями и специалистами :

Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии

специалистов ДОУ: к консультации педагога-психолога прибегаем для решения

социально-нравственных

проблем

у

детей.

Советы

логопеда

помогают

совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают

участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают

помощь

в

изготовлении

атрибутов,

костюмов

к

праздникам;

участвуют

в

качестве персонажей.

Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома

закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым,

достичь желаемых нами результатов.

Ожидаемые результаты :

Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета

общения со сверстниками и взрослыми.

Проявляют интерес, желание к театральному искусству.

Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.

Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.

6

Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.

Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными

видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.

Установлен тесный контакт с родителями.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

2 младшая группа

Умеют действовать согласованно.

Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Запоминают заданные позы.

Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.

Знают 5-8 артикуляционных упражнений.

Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.

Умеют произносить скороговорки в разных темпах.

Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.

Умеют строить простейший диалог.

Умеют составлять предложения с заданными словами.

Средняя группа

Умеют действовать согласованно.

Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Запоминают заданные позы.

Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.

Знают 5-8 артикуляционных упражнений.

Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.

Умеют произносить скороговорки в разных темпах.

Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.

Умеют строить простейший диалог.

Умеют составлять предложения с заданными словами.

Старшая группа

7

Готовность

действовать

согласованно,

включаясь

одновременно

или

последовательно.

Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Запоминают заданные позы.

Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.

Знают 5—8 артикуляционных упражнений.

Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать

дыхание в середине фразы.

Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.

Умеют

произносить

одну

и

ту

же

фразу

или

скороговорку

с

разными

интонациями.

Умеют выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст,

правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.

Умеют составлять предложения с заданными словами.

Умеют строить простейший диалог.

Умеют сочинять этюды по сказкам.

Подготовительная группа

Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

Умеют двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары,

тройки, четверки.

Умеют коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или

цепочке.

Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

Умеют запоминать заданные режиссером мизансцены.

На сцене выполняют свободно и естественно простейшие физические действия.

Умеют сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

Владеют комплексом артикуляционной гимнастики.

Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

8

Умеют произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных

позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное

четверостишие.

Знают и четко произносят в разных темпах 8—10 скороговорок.

Умеют

произносить

одну

и

ту

же

фразу

или

скороговорку

с

разными

интонациями.

Уметь

прочитать

наизусть

стихотворный

текст,

правильно

произнося слова и расставляя логические ударения.

Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.

Умеют составлять предложение из 3—4 заданных слов.

Умеют подобрать рифму к заданному слову.

Умеют сочинить рассказ от имени героя.

Умеют составлять диалог между сказочными героями.

Знают наизусть 5—7 стихотворений русских и зарубежных авторов.

Содержание программы .

Содержание программы включает восемь основных блоков ,

представленных в таблице . Перечислим их .

Блок 1 – основы кукловождения .

Блок 2 – основы кукольного театра .

Блок 3 – основы актерского мастерства .

Блок 4 – основные принципы драматизации .

Блок 5 – самостоятельная театральная деятельность .

Блок 6 – театральная азбука .

Блок 7 – проведение праздников .

Блок 8 – проведение досугов и развлечений .

Следует отметить , что блоки 1 , 5 , 8 реализуются на одном – двух

занятиях в месяц ; блок 2 реализуется на двух занятиях в месяц ; блоки 3 , 4 – на

каждом занятии ; блок 6 – на тематических занятиях 2 раза в год (по три занятия

в октябре и в марте ) ; блок 1 реализуется 1 раз в квартал .

9

Таблица :

Программа 2 младшей группы ( сентябрь – май ) .

Блоки

Базовый

компонент

Компонент ДОУ

1

2

3

1 . Основы

кукловожден

ия

Приучать детей

использовать в

театрализованных

играх образные

игрушки

настольного

театра

Сентябрь . Задачи : формировать навыки

кукловождения резиновой , пластмассовой , мягкой

игрушки настольного театра .

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : «Медведь и лиса» , «Встреча зайца и медведя»

, «Пляска Маши» .

Октябрь . Задачи : обучать детей приемам

кукловождения настольно – плоскостного театра.

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : «В гости к Маше» , «Собака и медведь» ,

«Пляска деда и бабы» .

Ноябрь .Задачи : обучать детей приемам

кукловождения настольного театра конусной игрушки .

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : «Встреча зайца и лисы» ,

«Пляска лисы и кота» , «Бабушка и внучка» .

Приучать детей

использовать в

театрализованных

играх образные

игрушки

стендового

театра , театра

верховых кукол .

Декабрь . Задачи : обучать детей приемам

последовательного накладывания картинок согласно

сюжету простых , знакомых сказок (стендовый театр на

фланелеграфе и магнитной доске) .

Этюды : «Встреча кошки с собакой» , «Пляска

мышей» .

Январь – февраль . Задачи : познакомить детей с

театральной ширмой , с приемами вождения верховых

кукол .

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : «Мама гуляет» , «Девочка гуляет» , «Две

мышки», «Дед и репа» .

Март – май . Задачи : обучать детей приемам вождения

верховых кукол на ширме .

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : « Встреча лисы и зайца» , «Встреча мышки с

лягушкой» , «Пляска зверей» .

2 . Основы

кукольного

театра .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : формировать

эмоциональную выразительность речи детей ;

воспитывать умение следить за развитием действия в

сказке , развивать эмоциональный отклик на действия

персонажей кукольного спектакля , вызывать

сочувствие и желание помочь , обучать давать оценку

поступкам действующих лиц .

Сказки : «Заюшкина избушка» , р.н.с. . «Смоляной

бычок» , р.н.с.

Декабрь . Задачи : развивать умение давать оценку

поступкам действующих лиц в спектакле ; продолжать

формировать эмоциональную выразительность речи

10

детей .

Сказки : «Маша и медведь» , р.н.с.

Январь – февраль . Задачи : познакомить детей с

театральной ширмой , приемами вождения верховых

кукол .

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : «Мама гуляет» , «Девочка гуляет» , «Две

мышки», «Дед и репа» .

Март – май . Задачи : продолжать воспитывать у детей

любовь к кукольному театру , вызывать желание

участвовать в кукольном спектакле .

Сказки : «Как собака себе друга искала» , мордовская

народная сказка .

3 . Основы

актерского

мастерства .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : формировать у детей

характерные жесты отталкивания , притягивания ,

раскрытия , закрытия ; развивать способность детей

понимать эмоциональное состояние другого человека и

обучать адекватно выразить свое . Познакомить с

пиктограммами (карточками – символами ,

изображающими разные эмоции человека – веселье ,

грусть ) ; воспитывать внимательность , развивать

фантазию , воображение детей .

Этюды : М.Чистяковой на выразительность жеста :

«Тише» , «Иди ко мне» , «Уходи» , «До свидания» ; на

выражение основных эмоций : «Лисичка

подслушивает» , «Вкусные конфеты» , «Новая кукла» ,

«Лисенок боится» , «Ваське стыдно» , «Молчок» ;

М.Чехова на внимание , веру , наивность и фантазию .

Декабрь – февраль . Задачи : активизировать детей ,

развивать их память , внимание .

Игры : «Будь внимателен» , «Канон для малышей» ,

«Запомни свое место» , «Запомни свою позу» ,

«Флажок» М.Чистяковой .

Март – май . Задачи : развивать у детей способность

правильно понимать эмоционально – выразительное

движение рук и адекватно пользоваться жестами.

Этюды : «Это я !» , «Это мое !» , «Отдай !» ,

«Сосульки» , «Шалтай Болтай» , «Петрушка прыгает»

М.Чистяковой .

4 . Основные

принципы

драматизации

.

Обучать

разыгрывать

несложные

представления по

знакомым

литературным

сюжетам ,

используя при

этом

выразительные

средства

(интонацию ,

мимику , жест ) .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : совершенствовать

импровизационные способности детей ; формировать

положительное отношение к играм драматизациям ;

поощрять стремление детей участвовать в играх –

драматизациях по собственному желанию .

Сказки : «Теремок» , «Колобок» , р.н.с.

Сценка : «Еж и лиса» (по стихотворению Фетисова В. )

Декабрь – февраль . Задачи : формировать у детей

эмоционально насыщенную речь , активизировать

словарь ; поддерживать заинтересованное отношение к

играм – драматизациям , стремление участвовать в

этом виде деятельности .

Сказки : «Рукавичка» , украинская народная сказка .

11

Сценки : «Медведь» (по стихотворению Г.Виеру «На

праздник» ) .

Март – май . Задачи : совершенствовать

импровизационные способности детей ; продолжать

воспитывать заинтересованное отношение к играм –

драматизациям .

Сказки : «Волк и семеро козлят» р.н.с. ; «Аленушка и

лиса » р.н.с. ; «Красная шапочка» французская сказка .

Сценки «Кот» (по стихотворению Г.Виеру ) .

5 .

Самостоятель

ная

театральная

деятельность

Сентябрь – ноябрь . Задачи : побуждать детей играть с

куклами настольного театра , разыгрывать знакомые

сказки , стихотворения .

Декабрь – февраль . Задачи : привлекать детей к

самостоятельным играм со стендовыми видами театров

(фланелеграф , магнитная доска ) и с театром верховых

кукол .

Март – май . Задачи : поощрять стремление детей

участвовать в играх – драматизациях .

6 .

Театральная

азбука .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : формировать

представления детей о театре ( артисты – волшебники

театра , куклы – маленькие помощники артистов) ;

познакомить детей с правилами поведения в театре ;

пополнять и активизировать словарь детей , вводя

специальную терминологию , связанную с театральной

деятельностью – названия разнообразных кукол

(отдельных видов кукольных театров ) ; названия

театральных персонажей , предметов , декораций .

7 .

Проведение

праздников .

Воспитывать у

детей чувство

радости , желание

выступать на

утреннике : читать

стихи ,

разыгрывать

сценки .

Поощрять участие

детей в

подготовке к

праздникам ,

поддерживать

радостное чувство

от совместных

действий ,

успешно

выполненных

заданий .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : развивать способность

свободно и раскрепощено держаться перед зрителями в

соответствии с индивидуальными особенностями

детей ; воспитывать и поддерживать желание

доставить удовольствие своим выступлением

родителям , воспитателям детского сада , малышам .

Мероприятия : «Праздник осени» .

Декабрь – февраль . Задачи : продолжать развивать

устойчивый интерес к выступлениям перед

родителями , сотрудниками детского сада , малышами .

Мероприятия : «Новогодняя елка» .

Март – май . Задачи : продолжать развивать

устойчивый интерес к выступлениям перед

12

родителями , сотрудниками детского сада , малышами .

Мероприятия : «В гости к коту Леопольду» (праздник

посвященный 8 марта ) .

8 .

Проведение

досугов и

развлечений .

Развивать у детей

интерес к

различным

формам

представлений ,

подготовленных

старшими детьми

и взрослыми , и

желание

участвовать в

них .

Сентябрь .

1 . «1 сентября – День знаний» - кукольный спектакль

«Три поросенка» (исполняют педагоги детского сада ) .

2 . Кукольный спектакль «Машенька и медведь»

( исполняют педагоги ) .

Октябрь .

1 . Инсценировки : «Спор овощей» , «Осенний

листочек» (исполняют дети подготовительных групп) .

2 . «Веселая ярмарка» - театрализованное

представление (педагоги ) .

Ноябрь .

1 . «Кукушка» - кукольный спектакль в исполнении

детей старшей группы .

2 . «Дом который построил Джек» - кукольный

спектакль в исполнении детей подготовительной

группы .

Декабрь – февраль . Задачи : развивать умение

понимать содержание сказок , инсценировок ,

оценивать поступки действующих лиц , давать им

объективную оценку .

1 . «Морозко» - р.н.с . в исполнении детей подг. Группы

.

2 . «Твой носовой платок» - кукольный спектакль в

исполнении сотрудников .

3 . «Кто петух и лиса» ; «Жихарка» - кукольные

спектакли в исполнении детей старших групп .

Март – май . Задачи : обучать детей правильно

выражать свои чувства и переживания ; поддерживать

интерес к происходящему на сцене .

1 . «Шалунишки – котятки потеряли перчатки » ,

инсценировка по английской народной песенке

(исполняют дети подготовительной группы )

2 . «Красная шапочка» - сказка в исполнении детей

старших групп.

3 . «День смеха» - театрализованное представление к 1

апреля .

4 . «Как на Пасху куличи» - ярмарка .

5 . «1 июня – праздник лета» - театрализованное

представление .

Программа средней группы ( сентябрь – май ) .

Блоки

Базовый

компонент

Компонент ДОУ

1

2

3

1 . Основы

кукловожден

ия

Приучать детей

использовать в

театрализованных

Сентябрь . Задачи : формировать навыки

кукловождения резиновой , пластмассовой , мягкой

игрушки настольного театра .

13

играх образные

игрушки

настольного

театра

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : «Медведь и лиса» , «Встреча зайца и медведя»

, «Пляска Маши» .

Октябрь . Задачи : обучать детей приемам

кукловождения настольно – плоскостного театра.

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : «В гости к Маше» , «Собака и медведь» ,

«Пляска деда и бабы» .

Ноябрь .Задачи : обучать детей приемам

кукловождения настольного театра конусной игрушки .

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : «Встреча зайца и лисы» ,

«Пляска лисы и кота» , «Бабушка и внучка» .

Приучать детей

использовать в

театрализованных

играх образные

игрушки

стендового

театра , театра

верховых кукол .

Декабрь . Задачи : обучать детей приемам

последовательного накладывания картинок согласно

сюжету простых , знакомых сказок (стендовый театр на

фланелеграфе и магнитной доске) .

Этюды : «Встреча кошки с собакой» , «Пляска

мышей» .

Январь – февраль . Задачи : познакомить детей с

театральной ширмой , с приемами вождения верховых

кукол .

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : «Мама гуляет» , «Девочка гуляет» , «Две

мышки», «Дед и репа» .

Март – май . Задачи : обучать детей приемам вождения

верховых кукол на ширме .

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : « Встреча лисы и зайца» , «Встреча мышки с

лягушкой» , «Пляска зверей» .

2 . Основы

кукольного

театра .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : формировать

эмоциональную выразительность речи детей ;

воспитывать умение следить за развитием действия в

сказке , развивать эмоциональный отклик на действия

персонажей кукольного спектакля , вызывать

сочувствие и желание помочь , обучать давать оценку

поступкам действующих лиц .

Сказки : «Заюшкина избушка» , р.н.с. . «Смоляной

бычок» , р.н.с.

Декабрь . Задачи : развивать умение давать оценку

поступкам действующих лиц в спектакле ; продолжать

формировать эмоциональную выразительность речи

детей .

Сказки : «Маша и медведь» , р.н.с.

Январь – февраль . Задачи : познакомить детей с

театральной ширмой , приемами вождения верховых

кукол .

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : «Мама гуляет» , «Девочка гуляет» , «Две

мышки», «Дед и репа» .

Март – май . Задачи : продолжать воспитывать у детей

14

любовь к кукольному театру , вызывать желание

участвовать в кукольном спектакле .

Сказки : «Как собака себе друга искала» , мордовская

народная сказка .

3 . Основы

актерского

мастерства .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : формировать у детей

характерные жесты отталкивания , притягивания ,

раскрытия , закрытия ; развивать способность детей

понимать эмоциональное состояние другого человека и

обучать адекватно выразить свое . Познакомить с

пиктограммами (карточками – символами ,

изображающими разные эмоции человека – веселье ,

грусть ) ; воспитывать внимательность , развивать

фантазию , воображение детей .

Этюды : М.Чистяковой на выразительность жеста :

«Тише» , «Иди ко мне» , «Уходи» , «До свидания» ; на

выражение основных эмоций : «Лисичка

подслушивает» , «Вкусные конфеты» , «Новая кукла» ,

«Лисенок боится» , «Ваське стыдно» , «Молчок» ;

М.Чехова на внимание , веру , наивность и фантазию .

Декабрь – февраль . Задачи : активизировать детей ,

развивать их память , внимание .

Игры : «Будь внимателен» , «Канон для малышей» ,

«Запомни свое место» , «Запомни свою позу» ,

«Флажок» М.Чистяковой .

Март – май . Задачи : развивать у детей способность

правильно понимать эмоционально – выразительное

движение рук и адекватно пользоваться жестами.

Этюды : «Это я !» , «Это мое !» , «Отдай !» ,

«Сосульки» , «Шалтай Болтай» , «Петрушка прыгает»

М.Чистяковой .

4 . Основные

принципы

драматизации

.

Обучать

разыгрывать

несложные

представления по

знакомым

литературным

сюжетам ,

используя при

этом

выразительные

средства

(интонацию ,

мимику , жест ) .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : совершенствовать

импровизационные способности детей ; формировать

положительное отношение к играм драматизациям ;

поощрять стремление детей участвовать в играх –

драматизациях по собственному желанию .

Сказки : «Теремок» , «Колобок» , р.н.с.

Сценка : «Еж и лиса» (по стихотворению Фетисова В. )

Декабрь – февраль . Задачи : формировать у детей

эмоционально насыщенную речь , активизировать

словарь ; поддерживать заинтересованное отношение к

играм – драматизациям , стремление участвовать в

этом виде деятельности .

Сказки : «Рукавичка» , украинская народная сказка .

Сценки : «Медведь» (по стихотворению Г.Виеру «На

праздник» ) .

Март – май . Задачи : совершенствовать

импровизационные способности детей ; продолжать

воспитывать заинтересованное отношение к играм –

драматизациям .

Сказки : «Волк и семеро козлят» р.н.с. ; «Аленушка и

лиса » р.н.с. ; «Красная шапочка» французская сказка .

Сценки «Кот» (по стихотворению Г.Виеру ) .

15

5 .

Самостоятель

ная

театральная

деятельность

Сентябрь – ноябрь . Задачи : побуждать детей играть с

куклами настольного театра , разыгрывать знакомые

сказки , стихотворения .

Декабрь – февраль . Задачи : привлекать детей к

самостоятельным играм со стендовыми видами театров

(фланелеграф , магнитная доска ) и с театром верховых

кукол .

Март – май . Задачи : поощрять стремление детей

участвовать в играх – драматизациях .

6 .

Театральная

азбука .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : формировать

представления детей о театре ( артисты – волшебники

театра , куклы – маленькие помощники артистов) ;

познакомить детей с правилами поведения в театре ;

пополнять и активизировать словарь детей , вводя

специальную терминологию , связанную с театральной

деятельностью – названия разнообразных кукол

(отдельных видов кукольных театров ) ; названия

театральных персонажей , предметов , декораций .

7 .

Проведение

праздников .

Воспитывать у

детей чувство

радости , желание

выступать на

утреннике : читать

стихи ,

разыгрывать

сценки .

Поощрять участие

детей в

подготовке к

праздникам ,

поддерживать

радостное чувство

от совместных

действий ,

успешно

выполненных

заданий .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : развивать способность

свободно и раскрепощено держаться перед зрителями в

соответствии с индивидуальными особенностями

детей ; воспитывать и поддерживать желание

доставить удовольствие своим выступлением

родителям , воспитателям детского сада , малышам .

Мероприятия : «Праздник осени» .

Декабрь – февраль . Задачи : продолжать развивать

устойчивый интерес к выступлениям перед

родителями , сотрудниками детского сада , малышами .

Мероприятия : «Новогодняя елка» .

Март – май . Задачи : продолжать развивать

устойчивый интерес к выступлениям перед

родителями , сотрудниками детского сада , малышами .

Мероприятия : «В гости к коту Леопольду» (праздник

посвященный 8 марта ) .

8 .

Проведение

досугов и

развлечений .

Развивать у детей

интерес к

различным

формам

представлений ,

подготовленных

Сентябрь .

1 . «1 сентября – День знаний» - кукольный спектакль

«Три поросенка» (исполняют педагоги детского сада ) .

2 . Кукольный спектакль «Машенька и медведь»

( исполняют педагоги ) .

Октябрь .

16

старшими детьми

и взрослыми , и

желание

участвовать в

них .

1 . Инсценировки : «Спор овощей» , «Осенний

листочек» (исполняют дети подготовительных групп) .

2 . «Веселая ярмарка» - театрализованное

представление (педагоги ) .

Ноябрь .

1 . «Кукушка» - кукольный спектакль в исполнении

детей старшей группы .

2 . «Дом который построил Джек» - кукольный

спектакль в исполнении детей подготовительной

группы .

Декабрь – февраль . Задачи : развивать умение

понимать содержание сказок , инсценировок ,

оценивать поступки действующих лиц , давать им

объективную оценку .

1 . «Морозко» - р.н.с . в исполнении детей подг. Группы

.

2 . «Твой носовой платок» - кукольный спектакль в

исполнении сотрудников .

3 . «Кто петух и лиса» ; «Жихарка» - кукольные

спектакли в исполнении детей старших групп .

Март – май . Задачи : обучать детей правильно

выражать свои чувства и переживания ; поддерживать

интерес к происходящему на сцене .

1 . «Шалунишки – котятки потеряли перчатки » ,

инсценировка по английской народной песенке

(исполняют дети подготовительной группы )

2 . «Красная шапочка» - сказка в исполнении детей

старших групп.

3 . «День смеха» - театрализованное представление к 1

апреля .

4 . «Как на Пасху куличи» - ярмарка .

5 . «1 июня – праздник лета» - театрализованное

представление .

Программа старшей группы ( сентябрь – май ) .

Блоки

Основной

компонент

Компонент ДОУ

1

2

3

1 . Основы

кукловож

дения

Сентябрь – ноябрь . Задачи : продолжать обучать

детей приемам вождения верховых кукол .

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : «Радостная встреча деда с Жучкой» ,

«Неприятный разговор» , «Игра в жмурки» .

Декабрь – январь . Задачи : закрепление навыка

кукловождения пальчикового театра .

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : «К нам пришел зайчик» , «Цыпленок и

петушок» , «Кот и петушок» .

17

Февраль . Задачи : обучение детей приемам

кукловождения театра Бибабо .

Игра : «Театр двух актеров» .

Март – апрель . Задачи : продолжать формировать

у детей навык вождения кукол театра Бибабо ,

побуждать их создавать танцевальные композиции

и игровые импровизации с куклами этого театра .

«Русский хоровод» - танцевальная композиция .

Май . Задачи : познакомить детей с приемами

кукловождения марионеток , кукол с «живой

рукой» .

Этюды : «К нам в гости страус пришел» , «Танец

Аленушки» .

2 . Основы

кукольного

театра .

Продолжать

развивать умение

использовать куклы

разных театров в

разыгрывании

сценок по знакомым

сказкам ,

стихотворениям .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : прививать

устойчивый интерес к кукольному театру ;

поощрять активное участие детей в кукольном

спектакле .

Сказки : «Кукушка» , ненецкая сказка .

Декабрь – февраль . Задачи : обучать детей

правильному речевому дыханию , умению менять

темп , силу звука , добиваться четкой дикции ;

формировать интонационную выразительность

речи ; вызывать интерес к пальчиковому театру ,

театру Бибабо , желание участвовать в спектакле с

куклами этих театров ; развивать интерес к театру

марионеток , к кукле с «живой рукой» .

Сказки : «Кот , петух и лиса» р.н.с. (пальчиковый

театр ) .

«Жихарка» р.н.с. (театр Бибабо )

«Гуси лебеди» р.н.с.

«Хозяйка» - П.Синявский (Бибабо , кукла

Аленушка из театра кукол с «живой рукой» ) .

3 . Основы

актерского

мастерства .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : развивать

способность понимать эмоциональное состояние

человека и уметь адекватно выразить свое

настроение .

Этюды : «Удивление» , «Цветок» , «Северный

полюс» , «Сердитый дедушка» ,

«Провинившийся» (М.Чистяковой ) .

Игры с пиктограммами : «Подбери фразу» ,

«придумай и скажи фразу с интонацией карточки

– пиктограммы »

Декабрь – февраль . Задачи : развивать память и

фантазию детей .

Этюды : М.Чехова : на внимание , веру ,

наивность , фантазию .

Март – май . Задачи : развивать выразительность

жеста .

Этюды : М.Чехова : «Вот он какой» , «Игра с

камушками» , «Спать хочется» , «Карлсон» ,

«Золушка» .

4 . Основные

Продолжать

Сентябрь – ноябрь . Задачи : продолжать обучать

18

принципы

драматизации

развивать умения

детей разыгрывать

сценки по знакомым

сказкам ,

стихотворениям с

использованием

атрибутов ,

элементов

костюмов ,

декораций .

Совершенствовать

исполнительские

умения

детей самостоятельно выбирать средства для

передачи образов , передачи диалогов , действий

героев ; совершенствовать импровизационные

способности , стимулировать желание изменять

действия , вводить свои реплики ; обучать

чувствовать своего партнера , стремиться

подыграть ему ; продолжать воспитывать

заинтересованное отношение к играм –

драматизациям .

Сказки : «Три поросенка» , сказка в переводе

С.Маршака .

Инсценировка : «Кто сказал «МЯУ» ?» (по

В.Сутееву ).

Сценки : «Еж» , «Спор туч» (по стихотворению

Л.Корчагина )

Декабрь – февраль . Задачи : продолжать

развивать умение детей разыгрывать спектакль по

знакомой сказке .

Сказки : «Лисичка – сестричка и серый волк» ,

р.н.с.

«Путаница» , К.И.Чуковский .

Март – май . Задачи : развивать инициативу и

самостоятельность детей в разыгрывании

спектакля по знакомой сказке .

Сказки : «Красная шапочка» , Ш.Перро .

Инсценировка : «Кто колечко найдет ?» по

стихотворению С.Я.Маршака .

5 .

Самостоятельная

театральная

деятельность .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : привлекать детей к

самостоятельным играм с верховыми куклами на

ширме .

Декабрь – февраль . Задачи : побуждать детей

придумывать сказки , используя кукол

пальчикового театра , театра Бибабо .

Март – май . Задачи : развивать желание

импровизировать с куклами бибабо ,

марионетками , куклами с «живой рукой» .

6 . Театральная

азбука .

Сентябрь – май . Задачи : продолжать

формировать представления детей о театре ,

приобщать к театральной культуре ; познакомить с

театром , его историей , устройством ; рассказать

о театральных профессиях и видах театров ,

научить правилам поведения в театре .

7 . Проведение

праздников .

Приучать детей к

активному участию

в подготовке и

проведении

праздников , в

изготовлении

атрибутов .

Воспитывать

эмоционально –

положительное

Сентябрь – май . Задачи : развивать способность

свободно и раскрепощено держаться при

выступлении перед взрослыми , сверстниками и

малышами ; воспитывать любовь и интерес к

театральному искусству .

Мероприятия : «Лесная ярмарка» (праздник осени

) ; «Новогодняя елка» ; «Красная шапочка» -

утренник , посвященный 8 марта .

19

отношение к

праздникам .

8 . Проведение

досугов и

развлечений .

Организовывать

просмотр

спектаклей ,

концертов ,

постановок

кукольного театра .

Обучать

внимательно

смотреть и слушать

выступления

взрослых , детей ,

малышей ,

эмоционально

откликаться на них .

Воспитывать

доброжелательность

, умение правильно

оценивать действия

персонажей .

Приучать активно

участвовать в

различных

развлечениях ,

используя умения и

навыки ,

полученные на

занятиях .

Сентябрь – ноябрь .

1 . «1 сентября – День Знаний» с кукольным

спектаклем «Три поросенка» в исполнении

педагогов детского сада .

2 . «Кот и лиса» , кукольный спектакль в

исполнении педагогов .

3 . «Веселая ярмарка» - театрализованное

представление (педагоги) .

4 . «Кеша и Иришка приглашают в гости» -

театрализованное представление .

5 . «Дом , который построил Джек» - кукольный

спектакль в исполнении детей подготовительной

группы .

Декабрь – февраль .

Задачи : обучать детей правильно оценивать

поступки действующих лиц , воспитывать добрые

чувства .

1 . «Морозко» - р.н.с . в исполнении детей подг.

Группы .

2 . «Твой носовой платок» - кукольный спектакль

в исполнении сотрудников .

3 . «Мороз Иванович» - кукольный спектакль в

исполнении детей подготовительной группы .

Март – май . Задачи : вызывать устойчивый

интерес к происходящему на сцене , желание

активно участвовать в различных развлечениях .

1 . «Шалунишки – котятки потеряли перчатки » ,

инсценировка по английской народной песенке

(исполняют дети подготовительной группы )

2 . «День театра » - театрализованное

представление ко Дню театра (последняя неделя

марта ) .

3 . «День смеха» - театрализованное

представление к 1 апреля .

4 . «Чистота – для здоровья нам нужна» -

театрализованное представление ко дню здоровья

(7 апреля ) .

5 . «Как на Пасху куличи» - ярмарка .

6 . « Как на пасху куличи» - кукольный спектакль

в исполнении педагогов .

7 . «1 июня – праздник лета» - театрализованное

представление .

Программа подготовительной группы ( сентябрь – май ) .

Блоки

Основной

компонент

Компонент ДОУ

1

2

3

1 . Основы

Сентябрь – ноябрь . Задачи : познакомить детей с

20

кукловождения

приемами вождения кукол – вертушек .

Игра : «Театр двух актеров»

Этюды : «Девочка и мальчик» , «Пляска кота и мыши» .

Декабрь – январь : Задачи : познакомить детей с

различными приемами вождения тростевых кукол .

Игра : «Театр двух актеров»

Этюды : «Веселая зарядка» , «попугай умывается» ,

«Неожиданная встреча» .

Февраль . Задачи : познакомить детей с напольным

видом театра – конусным , приемами вождения этих

кукол .

Игра : «Театр двух актеров»

Этюды : «Прогулка в лес» , «Встреча друзей» ,

«Веселый перепляс» .

Март – май . Задачи : закреплять навыки кукловождения

различных видов кукольных театров .

Этюды : по одному этюду для каждого вида кукольного

театра по программам разных возрастных групп .

2 . Основы

кукольного

театра .

Шире

использовать в

театральной

деятельности

детей разные виды

театров .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : формировать интерес к

театру кукол – вертушек , желание участвовать в

кукольном спектакле .

Инсценировка : «Дом , который построил Джек» - по

английской песенке в переводе С.Я.Маршака.

Декабрь – февраль . Задачи : прививать детям

устойчивый интерес к новым видам театров : тростевых

и напольных кукол , развивать творческую

самостоятельность в передаче образа .

Сказки : «Мороз Иванович» .

В . Одоевский .

Март – май . Задачи : формировать устойчивый интерес

к кукольному театру , желание управлять куклами

различных систем .

Инсценировка «Карнавал кукол»

3 . Основы

актерского

мастерства .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : способствовать

расширению диапазона эмоционального восприятия и

выражения различных эмоций (радость , горе ,

удивление , испуг ) ; обучать выражению различных

эмоций и воспроизведению отдельных черт характера .

Этюды : М.Чехова «Потерялся» , «Котята» , «Маленький

скульптор» , «Часовой» , «Робкий ребенок» , «Повар

лгун» .

Игры с карточками – пиктограммами : «Передавалки» ,

«Нарисуй и скажи» .

Декабрь – февраль . Задачи : обучать детей интуитивно

распознавать атмосферу человека , события , места ,

времени года , дня и уметь вживаться в эту атмосферу ;

развивать память и фантазию .

Этюды : М.Чехова : на внимание , веру , наивность ,

фантазию , атмосферу

Март . Задачи : развивать умение выражать основные

21

эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих

людей .

Этюды : М.Чистяковой : на выражение основных

эмоций – «Любопытный» , «Круглые глаза» , «Старый

гриб» , «Гадкий утенок» , «Гневная гиена» .

Игры с карточками – пиктограммами .

Апрель – май . Задачи : развивать у детей

выразительность жеста , умение воспроизводить

отдельные черты характера .

Этюды : М.Чистяковой : «Я не знаю» , «Дружная

семья» , «Насос и мяч» , «Карабас – Барабас» , «Три

характера» , «Вредное колечко» .

Игры с карточками – пиктограммами .

4 . Основные

принципы

драматизации

Сентябрь – ноябрь . Задачи : совершенствовать

импровизационные возможности детей , побуждать к

поиску выразительных средств для передачи

характерных особенностей персонажей спектакля .

Сказки : «Сказка про храброго зайца» Д.Мамин –

Сибиряк .

Инсценировки : по стихотворениям Ю.Копотова –

«Волнушки» ; В.И.Митясова – «Осенний листок» ;

Ю.Тувима – «Спор овощей» .

Декабрь – февраль . Задачи : совершенствовать

импровизационные возможности детей , развивать

инициативу и самостоятельность в создании образов

различных персонажей .

Сказки : «Морозко» , р.н.с.

Март – май . Задачи : совершенствовать

импровизационные возможности детей , развивать

инициативу и самостоятельность в создании образов

различных персонажей .

Инсценировки : «Воробушки» (по стихотворению

В.Берестова ) ; «Лось» (по стихотворению Н.Кордо ) ;

«Шалунишки – котятки потеряли перчатки» ( по

английской народной песенке в переводе И.Родина ) ;

«Три мамы» .

5 .

Самостоятель-

Ная

театральная

деятельность

Развивать

самостоятельность

в организации

театрализованных

игр : умение

самостоятельно

выбирать сказку ,

стихотворение ,

готовить

необходимые

атрибуты и

декорации к

будущему

спектаклю ,

распределять

между собой

Сентябрь – ноябрь . Задачи : побуждать детей

самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие

сказки , используя кукол – вертушек .

Декабрь – февраль . Задачи : побуждать детей

придумывать небольшие сказки и разыгрывать их с

помощью тростевых и напольных кукол .

Март – май . Задачи : побуждать детей использовать в

творческих играх различные знакомые им виды

кукольных театров .

22

обязанности и

роли . Развивать

творческую

самостоятельность

в передаче образа.

6 . Театральная

азбука .

Сентябрь – февраль . Задачи :

1 . Углублять знания детей о театре как виде искусства .

Формировать устойчивый интерес к театральному

искусству , потребность каждого ребенка обращаться к

театру как к источнику особой радости , эмоциональных

переживаний , творческого сочувствия .

2 . Уточнять сведения об основных средствах

выразительности .

3 . Закреплять представления детей об особенностях

различных театров (опера , балет , драматический театр ,

кукольный , детский , театр зверей ) .

4 . Расширять диапазон сведений о том , кто работает в

театре (капельдинер , постановщик танцев ) .

5 . Закреплять навык поведения во время посещения

театра , просмотра спектакля .

6 . Определять и называть разновидности знакомых

кукольных театров (настольный , стендовый , бибабо ,

верховых кукол , марионетки , кукол с «живой рукой» ,

пальчиковый ) .

Март – май . Задачи : уточнять и обобщать знания детей

о театре , его истории , разновидностях , устройстве ,

театральных профессиях , костюмах , атрибутах ,

правилах поведения в театре , видах кукольных театров ,

театральной терминологии , средствах художественной

выразительности .

7 . Проведение

праздников .

Привлекать детей

к активному

участию в

подготовке

праздников .

Воспитывать

чувство

удовлетворения от

совместной

работы . Развивать

желание

принимать

активное участие

в утренниках .

Сентябрь – февраль . Задачи : продолжать работу над

способностью детей свободно и раскрепощено

держаться при выступлении перед взрослыми ,

сверстниками и младшими детьми ; поощрять желание

детей принимать активное участие в праздниках ,

используя импровизационные умения , приобретенные

на занятиях и в самостоятельной театральной

деятельности .

Мероприятия : праздник «Золотая осень» ;

«Морозко» - новогодний утренник .

Март – май . Задачи : поощрять проявление творческой

активности детей , желание доставить радость

зрителям .

Мероприятия : весенний утренник посвященный 8

марта ; «Выпускной вечер» - выпуск детей в школу .

8 . Проведение

досугов ,

развлечений .

Организовывать

для детей

представления

Сентябрь – ноябрь . Задачи : вызывать устойчивый

интерес к происходящему на сцене .

1 . «1 сентября – День Знаний» - театрализованное

23

кукольного

театра , слушание

сказок. Приучать

всех детей

активно

участвовать в

развлечениях .

представление с кукольным спектаклем «Три

поросенка» в исполнении педагогов детского сада .

2 . «Кот и лиса » - кукольный спектакль в исполнении

педагогов детского сада .

3 . «Веселая ярмарка» - театрализованное представление

(педагоги ) .

4 . «Кеша и Иришка приглашают в гости» -

театрализованное представление .

5 . «Кукушка» - кукольный спектакль в исполнении

детей старших групп .

Декабрь – февраль . Задачи : вызывать устойчивый

интерес к происходящему на сцене .

1 . «Твой носовой платок» - кукольный спектакль в

исполнении педагогов .

2 . «Кот , петух и лиса» - кукольный спектакль в

исполнении детей старшей группы .

3 . «Жихарка» - кукольный спектакль в исполнении

детей старшей группы .

Март – май . Задачи : воспитывать доброе отношение к

сверстникам , побуждать каждого ребенка активно

участвовать в развлечениях .

1 . «День театра» - театрализованное представление ко

Дню Театра (последняя неделя марта ) .

2 . «День смеха» - театрализованное представление к 1

апреля .

3 . «Чистота – для здоровья нам нужна» - ко дню

здоровья ( 7 апреля ) .

4 . «Как на Пасху куличи» - ярмарка .

5 . «Как на Пасху куличи» - кукольный спектакль в

исполнении педагогов .

Требования к уровню подготовки воспитанников .

Группа

Базовый

Компонент

Национальный

24

компонент

ДОУ

региональный

компонент

1

2

3

4

2

младшая

группа

Должен уметь :

1 .

Заинтересованно

заниматься

театрально –

игровой

деятельностью .

2 . Разыгрывать

несложные

представления по

знакомым

литературным

сюжетам ,

используя

выразительные

средства

(интонацию ,

мимику , жест ) .

3 . Использовать в

театрализованны

х играх образные

игрушки и бибабо

, самостоятельно

изготовленные

игрушки из

разных

материалов .

Должен знать :

1 . Некоторые виды

театров

(кукольный ,

драматический ,

музыкальный ,

детский , театр

зверей и др. ) .

2 . Некоторый

приемы и

манипуляции ,

применяемые в

знакомых видах

театров :

резиновой ,

пластмассовой ,

мягкой игрушки

(кукольный ) ,

настольном ,

настольно –

плоскостном ,

конусной игрушки ,

стендовом на

фланелеграфе и

магнитной доске ,

верховых кукол .

Должен иметь

представления :

1 . О театре ,

театральной

культуре ;

2 . Роли артистов ,

кукол .

3 . Имеющихся

правилах поведения

в театре .

4 . Азбуке театра

(название

отдельных видов

театров ,

театральных

Должен уметь :

1 . Разыгрывать

сценки по

стихотворениям

коми поэтов

(П.Образцова,

С.Попова ,

Д.Сережина ) ,

коми писателей

(Е.Козловой ) ,

используя

выразительные

средства

(мимику , жесты

, интонацию ) и

музыкальные

фонограммы

коми

композиторов .

2 . Изображать

отгадки к коми

загадкам ,

используя

выразительные

средства и

музыкальные

фонограммы

коми

композиторов .

3 . Выступать

перед

малышами ,

родителями с

инсценировками

и сказками коми

писателей .

25

персонажей ,

предметов ,

декораций ) .

Группа

Базовый

компонент

Компонент

ДОУ

Национальный

региональный

компонент

1

2

3

4

Средняя

Должен уметь :

1 .

Заинтересованно

заниматься

театрально –

игровой

деятельностью .

2 . Разыгрывать

несложные

представления по

знакомым

литературным

сюжетам ,

используя

выразительные

средства

(интонацию ,

мимику , жест ) .

3 . Использовать в

театрализованны

х играх образные

игрушки и бибабо

, самостоятельно

изготовленные

игрушки из

разных

материалов .

Должен знать :

1 . Некоторые виды

театров

(кукольный ,

драматический ,

музыкальный ,

детский , театр

зверей и др. ) .

2 . Некоторый

приемы и

манипуляции ,

применяемые в

знакомых видах

театров :

резиновой ,

пластмассовой ,

мягкой игрушки

(кукольный ) ,

настольном ,

настольно –

плоскостном ,

конусной игрушки ,

стендовом на

фланелеграфе и

магнитной доске ,

верховых кукол .

Должен иметь

представления :

1 . О театре ,

театральной

культуре ;

2 . Роли артистов ,

кукол .

3 . Имеющихся

правилах поведения

в театре .

Должен уметь :

1 . Разыгрывать

сценки по

стихотворениям

коми поэтов

(П.Образцова,

С.Попова ,

Д.Сережина ) ,

коми писателей

(Е.Козловой ) ,

используя

выразительные

средства

(мимику , жесты

, интонацию ) и

музыкальные

фонограммы

коми

композиторов .

2 . Изображать

отгадки к коми

загадкам ,

используя

выразительные

средства и

музыкальные

фонограммы

коми

композиторов .

3 . Выступать

перед

малышами ,

родителями с

инсценировками

и сказками коми

писателей .

26

4 . Азбуке театра

(название

отдельных видов

театров ,

театральных

персонажей ,

предметов ,

декораций ) .

Старшая

Должен уметь :

1 . Разыгрывать

сценки по

знакомым сказкам

,

стихотворениям ,

песням с

использованием

кукол знакомых

видов театров ,

элементов

костюмов ,

декораций .

2 . Чувствовать и

понимать

эмоциональное

состояние

героев , вступать

в ролевое

взаимодействие с

другими

персонажами .

3 . Выступать

перед

сверстниками ,

детьми младших

групп ,

родителями ,

иной аудиторией .

Должен знать :

1 . Некоторые виды

театров

(кукольный ,

драматический ,

музыкальный ,

детский , театр

зверей и т.д. ) .

2 . Некоторые

приемы и

манипуляции ,

применяемые в

знакомых видах

театров ; верховых

кукол ,

пальчиковом ,

бибабо .

Должен иметь

представления :

1 . О театре ,

театральной

культуре .

2 . Истории театра .

3 . Устройстве

театра (зрительный

зал , фойе , гардероб

) .

4 . Театральных

профессиях ( актер ,

гример , костюмер ,

режиссер ,

звукорежиссер ,

декоратор ,

осветитель ,

суфлер ) .

Должен знать :

Театры г.

Ставрополя , их

устройство ,

театральные

профессии .

Подготови

Должен уметь :

Должен знать :

27

тельная

1 .

Самостоятельно

организовывать

театрализованные

игры (выбирать

сказку ,

стихотворения ,

песню для

постановки ,

готовить

необходимые

атрибуты ,

распределять

между собой

обязанности и

роли )

2 . Разыгрывать

представления ,

инсценировки ,

использовать

средства

выразительности

(поза , жесты ,

мимика , голос ,

движение ) .

3 . Широко

использовать в

театрализованной

деятельности

различные виды

театров .

1 . Некоторые виды

театров

(кукольный ,

драматический ,

музыкальный ,

детский , театр

зверей и т.д. )

2 . Некоторые

приемы и

манипуляции ,

применяемые в

знакомых видах

театров : кукол –

вертушек ,

тростевых кукол ,

напольном

конусном .

Должен иметь

представления :

1 . О театре ,

театральной

культуре .

2 . Театральных

профессиях

(капельдинер ,

постановщик танцев

и т.д. ) .

28

Оборудование детской театральной студии

1.Настольный театр игрушек.

2.Настольный театр картинок.

3.Стенд-книжка.

4.Фланелеграф.

5.Теневой театр.

6.Пальчиковый театр.

7.Театр Би-ба-бо.

8.Театр Петрушки.

9.Детские костюмы для спектаклей.

10.Взрослые костюмы для спектаклей.

11.Элементы костюмов для детей и взрослых.

12.Атрибуты для занятий и для спектаклей.

13.Ширма для кукольного театра.

14.Музыкальный центр, видеоаппаратура

15.Медиотека (аудио- и CD диски).

16.Декорации к спектаклям

17. Методическая литература

29

Список литературы

1 . Куревина О.А. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей

дошкольного и школьного возраста» . М.,2003 .

2 . Куцакова Л.В. , Мерзляков С.И. «Воспитание ребенка – дошкольника :

развитого , образованного , самостоятельного , инициативного , неповторимого,

культурного , активно – творческого» . М.,2003 .

3 . Ледяйкина Е.Г. , Топникова Л.А. «Праздники для современных малышей» .

Ярославль , 2002 .

4 . Медведева И.Я. «Улыбка судьбы . Роли и характеры .» М. , 2002.

5 . Мирясова В.И. «Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных .»

М., 2000 .

6 . Михайлова М.А. «Праздники в детском саду . Сценарии , игры ,

аттракционы.» Ярославль , 2002 .

7 . Науменко Г.М. «Фольклорный праздник в детском саду и школе .» М.,2000.

8 . Петрова Т.И. , Сергеева Е.А. , Петрова Е.С. «Театрализованные игры в

детском саду» М.,2000 .

9 . Поляк Л. «Театр сказок» СПб . , 2001 .

10 . Праздник каждый день . (Сценарии , пьесы , инсценировки , развлечения

для детских садов ) . Ростов н\Д. , 2002 .

11 . Сорокина Н.Ф. , Миланович Л.Г. «Театр – творчество – дети» . М., 1995 .

12 . Царенко Л.И. «От потешек к пушкинскому балу» . М. , 1999 .

30



В раздел образования