Автор: Краснолобова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 7"
Населённый пункт: г.Исилькуль
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских
навыков у детей старшего дошкольного возраста»
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью
огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная
деятельность, которая представляет собой не только процесс усвоения
знаний, умений, навыков, но, главным образом, поиск знаний самостоятельно
или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества. Для
развития познавательно-исследовательских навыков в помощь воспитателю
ДОУ «приходят» различные формы работы. Наиболее оптимальный для себя
мы уже выбрали – это метод проектов. В ходе реализации проекта детям
представляется возможность проявить все ключевые компетенции. Выбрать
интересную тему, получить новые знания, создать продукт-изобретение, в
котором по максимуму можно проявить творчество и воображение, составить
яркую презентацию для родителей или сверстников. В нашей группе был
запущен познавательно -исследовательский проект «Зимующие птицы города
Исилькуля».Проект получился очень интересным и познавательным. Чтоб вся
эта информация и творчество надолго остались в группе и памяти детей,
было решено создать лэпбук. Лэпбук - это книжка-раскладушка с
кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в
которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить
определенную тему со школьниками и малышами, осмыслить содержание
книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок
участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Мы познакомились с
этим определением. Составили план оформления этой интересной и
«волшебной» папки. Обклеили её самоклеющейся бумагой. Приклеили
карманы под трафареты, раскраски, обводилки. Появились карманы с
загадками, стихами, интересной информацией. Разместили алгоритм
рисования птиц. А также вставили ранее нарисованные рисунки детей. Далее
с детьми украшаем по своему усмотрению. Например, мы украсили папку
снежинками, заодно это будет первое задание – сделать снежинки. Далее
работали над содержанием. Содержание может быть разнообразно, но оно
зависит от возраста детей. Т.к. лэпбук- это учебное пособие, поэтому надо
продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему
и затронуть все образовательные области. Содержание папки может быть в
виде информационного блока (например, тема «Птицы» Как выглядят птицы?
Где они обитают? Чем питаются? Какую пользу или вред они приносят
человеку?, «Кармашек новых слов»), наглядного блока (рисунков, картинок,
фотографий, схем, карт, иллюстраций, таблиц, пикторгамм. Все это
размещенов кармашках, в виде блокнотиков, книжках-гармошках,
конвертиках, вращающихся кругах, на карточках, фигурных кармашках и т.д.
В завершении вместе с детьми украсили его фигурками разных птиц. Ребята с
удовольствием включились в работу. Творили, придумывали, советовались
друг с другом как лучше сделать. С большим желание помогали воспитателю
в оформлении титульной обложки. Наклеивали буквы и иллюстрации. Когда
волшебная папка была готова, дети радовались и восхищались результатом
своей работы. Дети не могли не рассказать родителям о своем творении, и
подготовили презентацию лэпбука.
Зачем нужен лэпбук?
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по
изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш
ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное
время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное,
рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать
информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
4. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно
обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому
(для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например,
а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать
такую коллективную книжку.
5. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности
взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов
проекта или тематической недели.
Эта папка заняла достойное место в развивающей среде группы, которой дети
могут пользоваться в любой момент.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно – развивающей среде:
информативен;
полифункционален: способствует развитию творчества, воображения,
может использоваться одновременно группой детей;
обладает дидактическими свойствами;
является средством художественно-эстетического развития ребёнка,
приобщает его к миру искусства;
Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его
части);
его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников.