Напоминание

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Автор: Глумина Нелля Леонидовна
Должность: Преподаватель резьбы по дереву
Учебное заведение: МКУДО "Вохомская детская школа искусств"
Населённый пункт: п.Вохма Костромской обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дата публикации: 13.03.2019
Раздел: дополнительное образование





Назад




МКУ ДО «Вохомская детская школа искусств»

Методическая разработка

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СФЕРЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Выполнила преподаватель резьбы по дереву

Глумина Нелля Леонидовна

Вохма

2019г

Дополнительное образование детей оказывает существенное влияние на процесс

творческого развития личности ребенка при наличии соответствующих педагогических

условий, основными из которых являются: вариативность образования; личностно-

деятельный характер организации образовательного процесса; личностно-

ориентированный подход к ребенку; особенности педагога дополнительного образования;

позитивное отношение самого ребенка и его семьи к дополнительному образованию. В

основе системы дополнительного образования детей лежат свободный выбор каждым

ребенком направления и вида деятельности; содержание и организационные формы

работы, отвечающие познавательной потребности ребенка. Многообразие

дополнительных образовательных программ, личностно-ориентированный, личностно-

деятельный подход в организации работы способствуют творческому развитию,

самоопределению ребенка.

Развитие творческих способностей детей –это целенаправленный процесс,

ориентированный на активность самих детей, которая должна быть связана с открытием

нового, приобретением новых знаний, что обеспечит интерес детей к деятельности.

Эффективность деятельности. обеспечивается соблюдением ряда педагогических условий.

С.Л. Левин в работе «Воспитание творчества» отмечал, что в системе дополнительного

образования творческий характер деятельности является одним из самых важных, так как

само предназначение образовательных программ дополнительного образования связано с

развитием творческого потенциала личности в процессе специально организованной

деятельности. В программах и планах преподавателей дополнительного образования

указано, что большая часть из них предполагает получение детьми новых знаний

(например, что дети обязательно знакомятся с жизнью и творчеством великих художников

прошлого и настоящего, с историей возникновения промыслов), освоение новых видов и

приемов деятельности, развитие и проявление собственного творческого потенциала

(например, изготовить поделку на любой сюжет или в самостоятельно выбранной технике

и.т.п.).На уроках резьбы по дереву дети приобретают навыки самостоятельной

деятельности, создают собственные образцы, совершенствуют умения, применяя

различные техники исполнения работ.

Мотивируя детей к деятельности, необходимо помнить о том, что они стремятся к

решению максимально трудных задач. Р.С. Немов говорил, что деятельность должна быть

максимально трудной, но выполнимой, или, иными словами, деятельность должна

находиться в зоне потенциального развития ребенка. При соблюдении этого условия

необходимо от раза к разу при постановке творческих задач увеличивать их сложность.

Это утверждение является вторым условием, предъявляемым к развивающей деятельности

детей.

Ещё одним важным условием для развития творческих способностей В.А. Левин

называл развитие именно творческой деятельности, а не обучение только техническим

навыкам и умениям.

Деятельность детей должна быть наполнена нравственным и художественно-эстетическим

содержанием –это четвертое условие развития творческих способностей детей в ДО. В.А.

Левин говорил, что за формой творчества, за его результатами всегда должно стоять

нравственно-духовное содержание, что результаты творчества должны отражать

отношение ребенка к миру, представления его о себе, о мире, о людях, окружающих его, и

т.д., а не служить безликим памятником умению владеть технологиями.

Использование разнообразных форм и методов организации деятельности детей в

дополнительном образовании -это следующее педагогическое условие развития

творческих способностей.

Особ значимым условием развития творческих способностей детей является уровень

развития творческих способностей самого педагога. Если педагог сам человек творческий,

то он стремится и умеет организовать творческую деятельность учеников. Это

утверждение является актуальным для системы дополнительного образования, важнейшей

целью которой является развитие творческого потенциала каждого ребенка.

Наряду с методами обучения в педагогике дополнительного образования активно

применяются методы воспитания.

Метод воспитания — способ взаимосвязанной деятельности воспитателей и

воспитанников, направленный на решение задач воспитания; совокупность способов и

приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и

сознания воспитанников, для выработки привычек поведения, его корректировки и

совершенствования (И. Ф. Харламов).

В современном дополнительном образовании применяется пять основных методов:

убеждение, упражнение, пример, поощрение, наказание.

Метод убеждения – это краткие, яркие и занимательные беседы, объяснения, рассказы о

нравственном поведении, использование литературных произведений, притч, сказок,

увлечение творческим поиском и добрым делом, встречи с авторитетными людьми и т. д.

Метод убеждения и самоубеждения предполагает разумное доказательство какого-либо

понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Беседа — обмен знаниями.

Диспут — спор по определенной теме, к которому участники приготовили свои

доказательства и аргументы. Притча — краткий иносказательный поучительный рассказ.

Метод упражнений способствует формированию опыта поведения, навыков и умений

детей в организации воспитательной деятельности педагога дополнительного

образования. Упражнение — многократное выполнение требуемых действий: доведение

их до автоматизма. Результат упражнения как метода воспитания — это устойчивые

качества личности — навыки и привычки.

Пример, как метод педагогического воздействия основывается на стремлении

обучающегося подражать человеку-педагогу, которого с ним связывает интересное дело,

который является для него авторитетным помощником. Общаясь с людьми, наблюдая и

анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия,

мастерства, верности долгу и т. д., воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность

и содержание социально-нравственных отношений

Метод поощрения помогает ребенку самоутвердиться, осознать, фиксировать собственный

успех. В дополнительном образовании ребенок зачастую может быть более успешен, чем в

основном образовании.

Метод наказания необходим и в дополнительном образовании, но применяется очень

редко, когда в результате безнравственных поступков или нарушения правил поведения

возникает угроза жизни ребенка и окружающих его людей. Еще А. С. Макаренко писал:

«Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает

оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности,

тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и

преодолевать их».

Метод мотивации — способствует созданию ситуации успеха обучающихся.

Метод коррекции поведения направлен на формирование у воспитанников навыков

психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных

ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей.

Соревнование — формирует качества конкурентоспособной личности и опирается на

естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству.

Рефлексия — как процесс размышления воспитанников о происходящем в его

собственном сознании предполагает не только познание человеком самого себя в

определенной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношения к нему

окружающих.

Существует классификация методов воспитания на основе связи со сферами личности

воспитанника М. И. Рожкова, Л. В. Байбородовой, представленная в таблице

Сферы личности

Методы

воспитания

Приемы, соответствующие методам

Интеллектуальная

Убеждение и

самоубеждение

Рассказ, беседа, разъяснение, диспут,

притча, анализ, инструктаж, дискуссия,

доклад, диалог, игра, ассоциация,

импровизация, театрализация

Эмоциональная

Внушение

Этическая беседа, рассказ, беседа,

разъяснение, притча, настрой, игра.

Речевые — слово, интонация, пауза.

Неречевые — мимика, жесты,

обстановка, художественный образ

Волевая

Требование

Совет, убеждение, намек, одобрение,

выражение доверия, приучение, игра,

рекомендация, инструктаж

Упражнение

Проблемное задание, поручение

Мотивационная

Стимулирование

Поощрение — похвала, одобрение,

благодарность, награда.

Наказание — замечание,

мотивированное лишение чего-либо,

порицание. Соревнование

Мотивация

Совет, доброжелательная критика,

авансирование, практическая помощь,

показ, просмотр, презентация, анализ

Саморегуляционная

Коррекция

поведения

Пример — реальный, литературный,

идеальный, личный. Самооценка,

взаимооценка, самоконтроль,

самоанализ, тренинг, взаимообучение,

игра

Анализ деятельности и

общения

КТД, рефлексия, презентация

Предметно

практическая

Метод воспитывающих

ситуаций (ситуаций

свободного выбора)

Дежурство, поручение,

самостоятельная работа творческая

работа, соревнования,социальные

пробы (поход), сочинение, игра

Сферы личности

Методы

воспитания

Приемы, соответствующие методам

Экзистенциальная

Метод дилемм

(совместное обсуждение

моральных дилемм: из

двух зол выбрать

меньшее)

Рефлексия, дискуссия

В практической деятельности педагог дополнительного образования, выбирая методы

воспитания, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из

конкретной педагогической задачи, педагог сам решает, какие методы взять себе на

вооружение.



В раздел образования