Напоминание

Использование моделирования при ознакомлении дошкольников с русскими народными сказками.


Автор: Ярославцева Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 46
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: Статья
Тема: Использование моделирования при ознакомлении дошкольников с русскими народными сказками.
Дата публикации: 14.03.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование моделирования при ознакомлении дошкольников с

русскими народными сказками.

Т.Ю. Ярославцева, воспитатель

МБДОУ № 46 г. Томск

Дошкольное образование является начальным звеном в системе общего

образования. Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от

уровня

развития

речи.

Восприятие

и

воспроизведение

текстовых

учебных

материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно

излагать

свои

суждения

все

эти

и

другие

учебные

действия

требуют

достаточного уровня развития связной речи.

В общении ребенка со сверстниками и взрослыми связная речь

отражает

логику

мышления

ребенка,

его

умение

осмысливать

воспринимаемую

информацию и правильно выражать ее.

В современный век высоких технологий большую часть свободного времени

дети проводят у компьютера, телевизора, телефона, планшета. Родители стали

реже читать детям книги и знакомить их с разными жанрами художественной

литературы. В связи с этим у детей возникают трудности при построении

связного

высказывания,

составлении

описательных

и

повествовательных

монологов,

наблюдается

нарушение

логики,

последовательности

изложения,

смысловые пропуски, недостаточность словарного запаса.

А

читать

важно

и

нужно.

Живая

речь,

интонация

оказывают

благотворное

влияние

на

развитие

речи,

обогащают

ее

крылатыми

выражениями, синонимами. Прислушиваясь к речи взрослого, ребенок учится

думать,

анализировать,

сопоставлять,

делать

выводы.

Самая

благоприятная

почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности

– это русская народная сказка.

Через сказку дети знакомятся с окружающим миром. Сказки динамичны и

в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно

сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в

нем

много

метких

сравнений,

образных

выражений,

диалогов,

песенок,

ритмичных повторов.

Знакомя детей со сказками, я обратила внимание на то, что значительная часть

детей затрудняется при пересказе или рассказывании уже знакомых сказок, в

последовательном

расположении

действий

сказки,

в

структурировании

высказываний, в их логическом оформлении.

Одним из эффективных средств решения этой проблемы является применение

метода наглядного моделирования.

"Наглядное моделирование" - это воспроизведение существенных свойств

изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

В основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет

ребёнок

замещает

другим

предметом,

его

изображением,

каким

либо

условным знаком. Особенность и значение моделирования заключается в том,

что

оно

за

счет

использования

моделей

делает

наглядным

скрытые

от

непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые

являются существенными для понимания конкретных фактов, явлений.

При

этом

используемые

наглядные

модели

(стилизованные

изображения

реальных

предметов,

схемы)

дают

возможность

оптимизировать

процесс

перехода

от

наглядно-действенного

мышления

к

образному,

формировать

словесно-логическое

мышление.

С

помощью

схем

и

моделей

дошкольники

учатся

преодолевать

различные

затруднения,

переживаемые

при

этом

положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность

в своих силах. Дети начинают осваивать знаки, которые выражены рисунком,

условным обозначением. Овладение подобными внешними формами ведёт к

способности употреблять заместители и модели «в уме», решать задачи «про

себя», то есть во внутреннем плане, что свидетельствует об определенном

уровне развития высших психических функций. Иными словами, предлагая

детям

наглядные

схемы,

модели,

мнемосхемы

и

т.д.,

педагог

дает

ребенку

шаблон,

используя

который

ребенок

учится

элементарному

исследованию.

Преимущество метода моделирования состоит в том, что в познавательно-

игровой форме идет развитие:

интеллектуальных качеств: анализ, синтез, сравнение и сопоставление,

классификация, умозаключение;

познавательных умений: наблюдать, видеть, слушать и слышать, думать,

владеть символами;

личностных

качеств:

самостоятельность,

общительность,

творческое

воображение, инициативность

психических процессов: внимание, память, мышление, речь

На начальном этапе обучения моделированию и пересказу сказок уместно

использовать предметную модель. Это предметные картинки, которые могут

быть представлены в виде серии сюжетных картин, книжных иллюстраций,

набора открыток, изображений на фланелеграфе или в плоскостном театре и

т.п., последовательно отражающих движение сюжета.

На следующем

этапе дети слушают сказку в исполнении воспитателя, с

одновременным

показом

схемы,

затем

словесно

выделяют

признаки

для

подбора заместителей (это может быть величина, цвет, форма или все эти

признаки одновременно) и учатся пересказывать сказку, используя заместители.

Например,

в

сказке

«Теремок»

таким

признаком

является

величина,

а

для

моделирования могут быть использованы кружки разной величины. Эта модель

наглядно демонстрирует детям известный принцип построения сюжета «от

малого к большому».

Сериационным рядом называется ряд, в котором предметы упорядочены по

определенному признаку. Она соответствует комулятивным сказкам, в которых

происходят многократные, нарастающие повторения по сути одних и тех же

действий,

и

представляет

собой

постепенно

увеличивающиеся

или

(уменьшающиеся)

полоски

или

кружки

разной

длины

и

величины,

что

соответствует

структуре

кумулятивной

сказки .

На

начальных

этапах

формирования

сериации

удобно

использовать

сказку

Л.Н.

Толстова

«Три

медведя».

Двигательное

моделирование.

Для

этого

вида

моделирования

характерна

следующая

особенность:

при

рассказывании

сказки,

дети

выполняют

все

нужные действия (ушёл, пришёл и так далее). Оно может быть использовано

при

ознакомлении

детей

с

бытовыми

сказками

и

сказками

о

животных

и

заключается в воспроизведении основной последовательности действий сказки.

Как

известно

в

сюжете

сказок

о

животных

основные

действия

как

бы

присоединяются

друг

к

другу,

следуя

одно

за

другим

(«Волк

и

лиса»,

«Зимовье», «Лиса, заяц и петух» и т.д.), а для бытовых сказок характерны

нечеткость

структуры

и

рядоположенность

отдельных

эпизодов.

Овладевая

двигательной моделью, дети учатся подбирать заместителей героев сказки по

заданному признаку (например, по цвету) и создавать схематическую модель по

ходу изложения сказочного сюжета. Так, для моделирования сказки «Лиса, заяц

и петух» каждому ребенку предлагаются кружки одинаковой величины, но

разного цвета (белого, оранжевого, серого, коричневого, красного). Ребенок

обозначает каждого героя сказки соответствующим кружком и объясняет свой

выбор. Затем сказка рассказывается взрослым, а дети с помощью кружков

разыгрывают

её

основные

действия. Эти

модели

учат

самостоятельно

разыгрывать

сказки,

пересказывать

их,

гибко

сочетая

«логику»

с

эмоциональной и художественной выразительностью.

Помогая ребенку, надо не просто играть с предметами-заместителями, но и

чётко

соблюдать

последовательность

действий

сказки,

что

помогает

ему

анализировать основные события и связь между ними. Ребёнок делает не то,

что ему хочется в данный момент, а то, что нужно для решения задачи -

показывает основные действия и события сказки.

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели

пересказов

и

рассказов

включаются творческие

элементы

ребенку

предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины

включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им

качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

Пиктогра́

мма -

знак,

отображающий

важнейшие

узнаваемые

черты

объекта,

предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом

виде. Использование

моделей

(пиктограмм)

лучше

начинать

со

знакомых

сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т. д. со временем дети

захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.

При использовании различных схем меняется характер деятельности детей:

дети

не

только

слышат

свою

или

обращенную

к

ним

речь,

но

и

имеют

возможность

ее

«видеть».

При

составлении

рассказов

по

картинкам

и

пиктограммам

дети

легче

запоминают

новые

слова

не

механически,

а

в

процессе активного использования.

Мнемотаблица

-

это

рисуночное

письмо,

схема

в

которую

заложена

определенная информация.

Содержание

мнемотаблиц

-

это

графическое

или

частично

графическое

изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем

выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют

сказки практически

на

любую

тему,

используя

лексику,

соблюдая

общие

принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих

темах,

как

добро,

дружба,

хитрость,

жадность.

В этих

сказках

отражается

собственные

переживания

ребенка,

его

понимание

окружающей

жизни. Намного быстрее и качественнее заучивают стихи, загадки, обогащают

свой словарный запас.

Таким

образом,

использование

приемов

и

методов

мнемотехники

позволяет

детям

старшего

дошкольного возраста

овладеть

конструктивными

способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; формирует

интерес и потребность в чтении восприятии стихов, загадок.



В раздел образования