Автор: Мамеева Галина Петровна
Должность: учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 120"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: План-конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшей группы с нарушением зрения "Плоскостные и объемные фигуры"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД РЯЗАНЬ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 120»
План-конспект подгруппового
коррекционно-развивающего занятия
с детьми старшего дошкольного возраста
(5-6 лет) с нарушением зрения
Тема занятия: «Закрепление знаний
о плоскостных и объёмных
геометрических фигурах»
Учитель-дефектолог
Мамеева Г. П.
г. Рязань
2018 г.
Цель занятия:
Развитие
зрительно-тактильного
восприятия сенсорных эталонов формы у
детей с нарушением зрения.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
закреплять
умение
узнавать
и
называть
плоскостные
(круг,
квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и объёмные (шар,
куб, конус) фигуры, понимать их отличия;
формировать
умение
составлять
из
геометрических
фигур
изображение по образцу.
Коррекционно-развивающие:
развивать
осязательно-двигательные
умения
в
определении
геометрических фигур;
спо собствовать
развитию
мыслительных
п р о ц е с с о в ,
пространственной ориентировки детей.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать чувство эмпатии у детей;
воспитывать стремление достигать положительного результата в
своей деятельности.
Средства коррекции:
Демонстрационные:
воздушный
змей,
составленный
из
геометрических
фигур
разного цвета;
плоскостные и объёмные геометрические фигуры разного цвета;
песочные часы.
Индивидуальные:
«чудесный мешочек» с объёмными геометрическими фигурами;
индивидуальные карты с графическим упражнением;
дидактическая
игра
«Танграм»
(схематические
изображения
животных, птиц; плоскостные геометрические фигуры);
фланелеграфы;
карты с перепутанными треугольниками и четырёхугольниками;
цветные карандаши;
подставки
по
необходимости,
в
зависимости
от
зрительного
диагноза;
тёмные повязки.
2
Предварительная работа:
Составление
различных
изображений
с
помощью
дидактической
игры
«Танграм».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Учитель-дефектолог знакомит детей с воздушным змеем, который заблудился
и оказался в нашем детском саду. Он хочет подружиться с детьми и надеется,
что они помогут ему вспомнить, где находится его дом.
2. Дидактическая игра «Чем похожи, чем отличаются?».
Дети
определяют,
что
воздушный
змей
составлен
из
плоскостных
геометрических фигур разного цвета и величины, находят их количество. По
заданию тифлопедагога дети по очереди называют плоскостные и объёмные
геометрические
фигуры,
расположенные
на
демонстрационной
доске,
определяют их сходство и различие.
3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Дети садятся за столы и по заданию педагога на ощупь достают из мешочка
названные тифлопедагогом объёмные геометрические фигуры.
4. Дидактическая игра «Танграм».
Воздушный змей говорит, что вспомнил, какие животные живут рядом с ним,
и просит выложить их изображения. Дети выкладывают на фланелеграфах по
схемам изображения зайца, собаки, кошки, лебедя. (У каждого ребёнка своя
схема).
5. Физкультминутка.
Воздушный змей предлагает детям повеселиться и поиграть с мыльными
пузырями. Дети выдувают пузыри и ловят их.
3
6. Дидактическое упражнение «Зоркий глаз».
Воздушный змей говорит, что он вспомнил, где его дом, как он выглядит.
Дети могут выполнить задание и увидеть его.
Дети
на
индивидуальных
картах
раскрашивают
жёлтым
карандашом
все
треугольники, а синим – четырёхугольники. В итоге у них получается жёлтый
дом с трубой. Тифлопедагог использует песочные часы для контроля темпа
работы.
7. Гимнастика для глаз.
1. «Пальминг». Поставить локти на стол, пальцы одной ладони положить на
пальцы другой и наложить их на лоб. Ладонями накрыть закрытые глаза.
Посидеть в таком положении, представляя полёт воздушного змея (1 минута).
2. Крепкое зажмуривание глаз (5 раз по 5 секунд).
3. «Бабочка». Резкие взмахи ресницами (веками) (12 раз).
4. «Далеко - близко». Смотреть за окно, затем на кончик вытянутого перед
собой указательного пальца (3-4 раза).
5. «Вдох и выдох». Сделать глубокий вдох, выдохнуть при наклоне к столу (3-
4 раза, сидя).
8. Итог занятия. Сюрпризный момент.
Воздушный змей благодарит детей за помощь, приглашает их в гости и
угощает
печеньем
разной
геометрической
формы.
Дети
дарят
ему
свои
картинки
с
изображением
получившегося
дома,
чтобы
он
больше
не
заблудился.
4