Авторы: Мамеева Галина Петровна, Ведерникова Любовь Ивановна
Должность: учитель–дефектолог (тифлопедагог)
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 120"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: консультация
Тема: Развитие сохранных анализаторов (слухового) у дошкольников с нарушением зрения
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 120»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для воспитателей
Развитие сохранных анализаторов
(слухового)
у дошкольников с нарушением зрения
учитель-дефектолог
(тифлопедагог)
Ведерникова Л.И.
г. Рязань
Компенсация – замещение, восполнение утраченных функций, а в
нашем
случае
–
восполнение
недостающей
зрительной
функции
за
счет
активизации сохранных анализаторов.
Какие это анализаторы?
тактильно-двигательный;
обонятельный;
вкусовой;
слуховой.
Подробнее остановимся на развитии слухового анализатора.
Восприятие звука.
Прислушивайтесь к окружающей среде. Что мы
слышим? Звук, который мы улавливаем, может быть тихим, как легкое
падение
слегка
слышимых
дождевых
капель.
Или
громким,
как
гудок
проезжающего автомобиля. Звуки окружают нас повсюду, а расслышать их
позволяют
уши,
которые
воспринимают
звуки,
обрабатывают
их
и
направляют сигналы в мозг.
Игры на распознавание разных звуков:
«Потрясём, постучим, похлопаем».
Ребёнок закрывает глаза и старается распознать звуки, которые слышит.
Взрослый может произвести следующие действия:
– похлопать в ладоши;
– постучать по столу карандашом или ручкой;
– поменять бумагу или фольгу;
– топнуть по полу;
– потрясти монетами;
– позвонить ключами и т.д.
«Узнай музыкальный инструмент по звуку» (барабан,
метал-
лофон, дудочка, бубен, гармошка и т.д.). Определить, громкий был звук или
слабый.
«Кто позвал?»
Узнать по голосу человека, позвавшего по имени ребёнка, который стоит в
середине круга.
«Звуки времён года». Обогащает словарный запас.
-
Каждое
из
времён
года
представляет
прекрасные
возможности
для
знакомства с различными звуками.
- Зимой можно услышать:
тихое падение снежинок;
потрескивание льдинок на ветвях деревьев;
хруст снега под ногами во время ходьбы.
- Весна радует нас:
чириканьем птиц;
бурлением потоков в реках и ручьях.
- Лето дарит нам такие звуки, как:
стрекотание сверчков и других шумливых насекомых;
плеск воды в бассейне или фонтане.
Попросите ребёнка послушать:
гудки от проезжающих автомобилей;
тихий шум дождя;
раскаты грома;
колебания воздуха;
шёпот;
спокойную музыку.
Восприятие ритма – отражение равномерного чередования звуков, их
размеренности при воздействии на слуховой анализатор.
Игры на развитие чувства ритма:
«Чувствуем ритм».
Прочитать любое знакомое четверостишие, отбивая ритм (хлопки в ладоши,
стук ногой по полу, стук карандашом). Нужное движение ребёнок должен
повторить. При повторном чтении ритм звуков изменить.
«Повтори».
Взрослый
называет
знакомые
слова
в
определённой
ритмической
последовательности. Ребёнок должен повторить. Например, гриб, грибок,
ёлка, ёлочка и т.д.
«Продолжи ритмический рисунок звуков».
Взрослый издаёт на любом музыкальном инструменте звуки в определённой
последовательности. Ребёнок должен повторить. Например, удары в бубен:
1 удар (пауза), 2 удара (пауза), 3 удара (пауза).
Восприятие темпа – отражение скорости звуков, с которой сменяют
друг друга, совершающиеся во время процесса воздействия на орган слуха.
Игры на развитие темпа.
«Прислушиваемся к воде».
Взрослый за ширмой переливает воду из одной ёмкости в другую с разной
скоростью, Ребёнок должен хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит капание
капель воды, т.е., когда вода переливается с меньшей скоростью.
«Быстро-медленно».
По
команде
взрослого
ребёнок
совершает
разные
по
скорости
действия:
хлопки в ладоши, стук по столу, удары музыкальных инструментов т.д.
Ориентировка
в
пространстве
–
сложный
вид
деятельности,
включающий
в
себя
синтез
двигательных,
зрительных,
осязательных,
слуховых ощущений, дающих возможность оценки расстояния, направления.
Игры на развитие ориентировки в пространстве
«Откуда звук?»
Ребёнок с закрытыми глазами слушает. Взрослый производит какой-то звук
(звон колокольчика или другого музыкального инструмента, топанье ногами
или
хлопанье
в
ладоши,
хлопанье
дверью
или
шуршание
бумаги
т.д.).
Ребёнок должен определить откуда исходит звук (из передней или задней
части комнаты, сверху или снизу, справа или слева, исходит ли звук из одного
места или перемещается).
«Найди игрушку».
Ребёнок идёт искать музыкальную игрушку (спрятанную) от исходной точки.
После того, как он её найдёт, должен назвать направление своего пути и
месторасположение найденного предмета.
Некоторые интересные факты об ушах, звуках и слухе.
Горбатые киты общаются с помощью высокой частоты и вызовов, которые
похожи на песню. Кит может услышать песню другого кита, находящегося от
него в нескольких километрах.
Домашняя
собака
может
быть
натренирована
реагировать
на
различные
звуки: сирену пожарной тревоги, телефонный звонок, стук или звонок в
дверь, сигнал таймера духовки и охранной сигнализации, какое-либо имя и
плач ребенка.
Сверчки
слушают
лапками;
звуковые
волны
вызывают
вибрацию
тонких
мембран на их передних лапках.
Люди, страдающие нарушениями слуха – как дети, так и взрослые, - носят
слуховые аппараты, закрепляемые внутри или снаружи уха.
Литература:
1. «Дошкольное образование». Словарь терминов М.-2005г.
2.
«Детские
игры
на
развитие
восприятия
и
ощущений».
Дж.
Силберг;
пер. с анг. В. В. Гуринович. - Минск, 2008г.
3. «Развитие речи в детском саду». Н. В. Рыжова. Ярославль 2007г.,