Автор: Горбунова Елена Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №84
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Русская тряпичная кукла в развитии детского творчества"
Раздел: дошкольное образование
«Русская тряпичная кукла в развитии детского творчества».
Подготовила: Горбунова Е.О.
2019г.
Человек, утративший свои корни, становится
потерянным для общества. И ничто так не способствует
формированию и развитию личности, её творческой активности,
как обращение к народным традициям.
В. Н. Сорока - Российский
Наше неспокойное время, , когда привычными стали слова
«безнравственность», «бездуховность», мы всерьез
задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники.
Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не
имеющее никаких нравственных ценностей? Вопрос в том: «Как
и какими методами воспитывать нравственность?». А для этого
нет лучшего пути, чем знакомство детей с народным
творчеством России. Это позволит им почувствовать себя
частью русского народа, ощутить гордость за свою страну,
богатую славными традициями. Сегодня незаслуженно забыты
народные игры, традиционная русская кукла не привлекает
внимания малышей. Кукла известна с глубокой древности. Она
не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры
всего человечества, кукла сохраняет в своём облике
самобытность и характерные черты создающего её народа.
Целью моей статьи стало: познакомить детей с русской
тряпичной куклой, приобщать детей к народной культуре через
совместное творчество с взрослыми. В соответствии и целью
были поставлены
задачи:
1. Изучить народные традиции, связанные с историей русской
тряпичной
куклы, научить работать с тканью при создании выразительных
образов.
1.
Способствовать развитию ручной умелости,
конструктивных умений,
творчества и способности к преобразованию материалов.
2.
Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о
семье, семейных
ценностях, традициях и быте русского народа.
3.
Совершенствовать навыки самостоятельной и
коллективной работы.
4.
На народных традициях воспитывать чувство уважения к
обычаям нашего
народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
В основе сюжетно-ролевых игр у детей лежат боевики и
конкурсы красоты. Да и многие родители имеют недостаточно
знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А
это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего
народаЯ решила помочь своим воспитанникам на примере
народной игрушки расширить знания о традициях. Многое о
том, как жили люди в старину, детям могут рассказать книги,
мультфильмы, кинофильмы, но, к сожалению, не дадут стать
участником событий и проявить своё творчество. Именно
поэтому у нас в группе появился музей русской народной
игрушки. Сделанные мной куклы привлекли внимание детей, и
каждый ребёнок проявлял себя в умении разыгрывать сказки и
сценки с использованием тряпичных кукол. Более глубокое
изучение истории куклы продолжилось на занятиях на тему:
«Тряпичная кукла». Мною были разработаны конспекты ОД:
«Коллекция народных кукол», «В гостях у бабушки Арины»,
«Тряпичная кукла-желанница», «Масленица», «Кукла-
колокольчик», «Кукла Крупеничка», «Знакомство с русской
народной куклой Кувадкой», «Изготовление народной куклы:
Кубышка-травница».
Работа была посвящена освоению теоретической части
-куклы из бабушкиного сундука, история тряпичной куклы и её
назначение, когда появились куклы, кто и для чего создаёт их, и
из чего делают традиционную народную куклу, стали
осуществлять основные операции при работе с иглой и
ножницами.
В процессе работы с детьми мы совместными усилиями
превращали исторический опыт человечества в систему
открытых проблем, которые дети осмысливали. Чем раньше
ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее
он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей,
живших в далёкие времена, научится чтить память своих
предков.
Основным этапом стала непосредственная
При изготовлении кукол - «Закрутка», «Неразлучники»,
«Кубышка -травница», «Капустка» деятельность детей носила
уже не репродуктивный характер, а творческий. Каждая семья
хотела украсить куклу так, чтобы она стала самой красивой. Вот
где проявилось творчество. Они подбирали цветовую гамму,
использовали различную фурнитуру для украшения своей
куклы.
Я предложила детям организовать в группе совместный свой
мини -музей народной куклы. Им эта идея понравилась. После
каждого занятия по созданию кукол наш музей начал
пополняться «экспонатами». Конечно, дети не сразу делились
своими сделанными куклами. Сначала они их брали домой,
играли, а позднее приносили. Так день за днём наш музей
народной куклы увеличивался. Изготовление кукол приносило
радость. Работа с мягким (теплым) материалом давала
ощущение тепла, развивалась мелкая моторика пальцев у детей.
С готовыми игрушками дети играли. Это ещё одна
положительная сторона влияния народной куклы на ребёнка:
девочки перестали носить в группу таких кукол как «Винкс»,
«Брате», «Барби» заменяя их сделанной своими руками, что
очень радовало.
Чтобы процесс изготовления куклы проходил более наглядно,
мною был подобран материал и оформлен в виде презентаций. А
в свободной деятельности для того, чтобы дети могли ещё раз
сделать наиболее понравившуюся им куклу самостоятельно,
была составлена картотека по этапам изготовления каждой
куклы в отдельности.
Как приятно было видеть положительные результаты
проделанной работы, когда дети с восторгом показывали и
рассказывали своим родителям о той кукле, которую удалось им
сделать.
Работа с куклой носит не только воспитательный характер, но и
образовательный. В совместной деятельности с детьми
удалось интегрировать следующие образовательные
области:
- социально-коммуникативная: дидактические игры «Узнай
элемент
узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор» и
др.,
народные подвижные игры, хороводные игры, сюжетно-ролевая
игра
«Семья»;
- познавательное развитие: рассматривание иллюстраций с
народными
игрушками, «Путешествие в прошлое куклы», обследование
игрушек,
составление описательных рассказов;
- речевое: заучивание народных песенок, потешек, пословиц о
народной
игрушке, составление творческих рассказов «Моя любимая
игрушка», беседы
с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Знакомство с
бабушкиным
сундуком»;
чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле;
- художественно-эстетическое: подбор музыки для проведения
непосредственно образовательной деятельности;
рисование «Нарисуй тряпичную куклу», изготовление кукол,
создание детьми своих игрушек из разного материала; правила
работы с ножницами и иголкой;
- физическое развитие: знакомство с новыми подвижными
играми.
При работе с родителями были использованы такие формы
и методы как:
- беседы о важности, данной проблемы;
- консультация: «Народная кукла как средство приобщения
ребенка к
народной культуре», «Народная кукла в игре современных
детей»;
- мастер класс: «Изготовление народных кукол»;
- привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству
с русским
народным творчеством;
- участие в выставке музея «Старинная кукла».
Таким образом, я убедилась, что правильно организовала свою
работу. Ведь она помогла повысить мой профессиональный
уровень, а продуктивная деятельность, помогла у детей
развивать интегративные качества (творческое воображение,
коммуникативные навыки, любознательность, способность
принимать позицию другого человека, сблизить родителей и
детей и многие другие качества).
Формула успеха заключается во взаимной привязанности
детей, родителей и воспитателя - увлечённых любимым
делом.
Результат моей работы:
- собран материал по изготовлению и применению тряпичной
куклы в
непосредственно - образовательной и самостоятельной
деятельности
детей;
- составлены конспекты НОД по изучению и созданию
народной куклы;
- пополнена и обновлена предметно -развивающая среда
группы;
- созданы презентации по истории куклы;
- составлена картотека этапов изготовления кукол;
- создан мини-музей тряпичных, кукол в группе;
- оформлен альбом фотографий «моя любимая тряпичная
кукла»;
- записан музыкальный альбом (рисунки под музыку);
- оформлена выставка кукол сделанных руками детей и
родителей;
- удалось заинтересовать и вовлечь семьи воспитанников в
творческий
процесс.
Этой проделанной работой я довольна. При реализации
поставленной цели получила положительный опыт, который
смогла передать родителями, и, несомненно, самим детям.