Автор: Бажанов Антон Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 13"
Населённый пункт: город Миасс, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Эксцессы атавистического характера"
Раздел: среднее образование
Эксцессы атавистического характера
ВВЕДЕНИЕ
Наблюдая за поведением учащихся (школьников и младших школьников)
на уроках физической культуры можно заметить, что все их индивидуальные
особенности характера и темперамента проявляются наиболее точно и чётко
нежели на других предметах. Именно на уроках физической
культуры( вероятно, из-за осуществления школьниками самой примитивной
деятельности человека- физической) ярче всего видны их работа в команде,
эмпирическое познание мира, реакция на раздражители внешнего мира
(победа или поражение в командных играх).
Познание ребёнка и его психоанализ педагогом (согласно архетипам
Юнга) находят своё отражение в физической активности. Ведь именно
следование чётко установленным правилам игры и поведения на уроке, а
также разучивание простейших строевых команд и визуализированные
задачи позволяют ребёнку не только достичь обратной связи с учителем, но и
"подтянуть" рефлексию, а значит усвоить корректную для образования
модель поведения.
Однако, далеко не всегда и не сразу удаётся донести до ребёнка правила
корректного поведения, которым должен следовать учащийся переступив
порог школы для комфортной синхронизации с учебным процессом. Без
осознания и понимания ребёнком этих правил ему будет тяжелее
социализироваться. Всё это тормозит образовательный процесс и делает его
органичность невозможной.
Именно о девиантном и деструктивном поведении школьника и об
особенностях проведения урока физической культуры согласно
планированию, но при наличии в классе таких учеников, и пойдёт речь
далее.
I A. Коллективное бессознательное как причина деструктивного
поведения
Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре
личности, который он назвал коллективным бессознательным.
Коллективной бессознательное представляет собой хранилище латентных
следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем
отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и
являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как
говорил сам Юнг, “в коллективном бессознательном содержится все духовное
наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого
индивидуума”. Таким образом, содержание коллективного бессознательного
складывается благодаря наследственности и одинаково для всего
человечества.
Когда школьники со звонком заходят в спортзал, то в их глазах сразу же
можно наблюдать некое бессознательное и "животное" выражение.
Действительно, просидев весь день в аудиториях за партами и попав после
этого в спортивный зал их нервные центры головного мозга возбуждаются и
диктуют им иной поведенческий сценарий, которому они не могут следовать
по понятным причинам на других уроках. Так же, сюда добавляется фактор
смены обычной школьной формы на спортивную. Замена стесняющей
движения одежды на более тянущуюся дают психосаматический эффект-тело
начинает зависеть от эйфории, которые спровоцировал адреналин и
кортизол, выбросившийся в кровь в большом количестве.
Не стоит отрицать очевидность большой роли наследственности и
генетической предрасположенности к чему-либо. Многие психологи,
неврологи и генетики именно унаследованные гены и набор качеств и
особенностей характера ставят во главе угла опираясь на исследование
происхождения природы индивидуума и его наклонностей (склонностей) к
чему-либо.
Наблюдая за некоторыми своими воспитанниками, я с интересом отмечал,
что влияние "животного" , атавистического периода существования
человечества находит своё отражение в действиях и поступках отдельных
субъектов. Почему в отдельно взятом контингенте учащихся кто-то адекватно
ведёт себя и рационально располагает своим учебным временем, а кому-то
никогда не хватает времени, выделенное на перемену( что бы переодеться к
уроку, поесть и т.д.)? Почему одним достаточно только взгляда или
полуслова, а на других нужно повышать голос либо писать замечание в
дневник? Почему один уважает и прислушивается к педагогу, а второй
отличается фривольным поведением и ни во что его не ставит?
Ч. Ломброзо указывал на наследование гена "преступника". Причем
преступность эта была самая разнообразная, а 4 вида преступников, которые
он выделил до сих пор используются современной криминалистикой.
Убийца, вор, насильник и жулик. У всех них уже с самого раннего детства
проявлялись садистские и деструктивные наклонности.
Конечно, не вся роль в формировании личности отводится одной лишь
наследственности. От различных других факторов складывается
формирование мировоззрения и особенностей поведения индивида.
Существует, как мы помним, несколько институтов оказывающих влияние
на становление личности( семья, друзья, школа и т.д.) Почему-то сегодня
многие обыватели считают, что именно школа должна выполнять львиную
долю воспитания ребёнка. Я с этим суждением не вполне согласен. Вне
всякого сомнения, школа очень важный аспект в социализации и
формировании мировосприятия ребёнка, но если дома он не получает
должного внимания, не учится у родителей( а для обучения ребёнку
достаточно порой просто наблюдать за своими родителями), если в своей
семье он слышит бранные слова, то никакие знания, полученные им в
процессе обучения не покроют тех пагубных и негативных издержек
неверного влияния из семьи.
B Атавизм или особенности возраста?
Конечно же, на многие хулиганские поступки ребёнка можно закрыть
глаза, объяснив это издержками возраста, особенностями развития
-сославшись при этом на эмпирический и несколько своеобразный способ
познания мира. Однако, не всё так просто. Люди, как наиболее развитая
ступень приматов при рождении своём, равно как и при приближении смерти
наиболее всего близки к своему животному( "первородному" , если угодно)
состоянию. Маленький ребёнок кричит, плачет, сучит ногами. Успокаивается
лишь тогда, когда получает материнское молоко(пищу) либо когда получает
пустышку (сосательный рефлекс мы унаследовали от других
млекопитающих). У многих людей преклонного возраста так же наблюдается
"впадание в детство", а вернее сказать, что деменция, которую они приобрели
со временем имеет под собой действительно атавистические черты.
Причём атавизмы применимы к нам не только в книжном эпитете, но и в
биологическом (рудиментарный хвост, зубы мудрости, эпикантус и т.д.)
Из всего вышесказанного следует сам собой напрашивающийся вывод, что
если мы оставим маленького ребёнка без внимания и не дадим ему должного
воспитания и образования, то он вырастит неким "Маугли". Он останется
животным даже во взрослом возрасте. Подтверждением моих слов служат
наблюдения за племенами столь дикими и тёмными, что даже с трудом
верится в присутствие таковых в современном мире.
I.Сентинельцы (Это племя живёт на острове в Индийском океане. Они
обстреливают из лука всякого, кто осмелится приблизиться к их территории.
Это племя совершенно не контактирует с другими племенами, предпочитая
заключать внутриплеменные браки и поддерживать свою популяцию в
районе 400 человек. Однажды сотрудники National Geographic попытались
познакомиться с ними поближе, предварительно выложив на побережье
различные подношения. Из всех подарков сентинельцы оставили себе только
вёдра красного цвета, всё остальное было выброшено в море. Даже свиней,
которые тоже были среди подношений, они расстреляли из лука издалека, а
туши закопали в землю. Им даже не пришло в голову, что их можно съесть.
Когда же люди, решившие, что теперь можно и познакомиться, решили
приблизиться, то были вынуждены укрываться от стрел и спасаться
бегством.)
II.Пираха. Это племя является одним из самых примитивных, известных
человечеству. Язык этого племени не блещет многообразием. В нём нет,
например, названий различных цветовых оттенков, определения природных
явлений, — набор слов минимален. Жильё строят из веток в виде шалаша, из
предметов быта нет почти ничего. У них нет даже системы исчисления. В
этом племени запрещено заимствовать слова и традиции чужих племён, но
понятия своей культуры у них также не существует. У них нет никакого
представления о сотворении мира, они не верят ничему, что не испытано на
себе. При этом ведут они себя совсем не агрессивно.
III. Масаи. Это племя прирождённых воинов и скотоводов. Они не считают
зазорным отобрать скот у другого племени, так как уверены, что весь скот в
округе принадлежит им. Занимаются скотоводством и охотой. В то время,
когда мужчина дремлет в хижине с копьём в руках, его жена занимается всем
остальным хозяйством. Многожёнство в племени масаи — это традиция,
причём в наше время эта традиция вынужденная, так как мужчин в племени
не хватает.
Это лишь немногие представитель тех этнических групп, кто сохранил
свою атавистическую природу в наше время из-за отсутствия всяческих
контактов с внешним миром и без наличия в развитии их должного
образования.
C Эксцессы у школьников.
К сожалению, далеко не у всех в начальной школе удаётся притупить
это эксцессивное нарушение общественного порядка. Порой это явление
сохраняется и в более взрослом возрасте. Мы видим проекции его в образах
школьников среднего и старшего звена.
Осложнения психического и личностного развития ребенка
обусловлены, как правило, двумя факторами: 1) ошибками воспитания или 2)
определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы.
Зачастую оба эти фактора действуют одновременно, поскольку взрослые
нередко недооценивают или игнорируют (а иногда и вовсе не знают) те
особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей
поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными
воспитательными воздействиями.
Агрессивность
Многим детям свойственна агрессивность. Переживания и
разочарования, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, для
ребенка оказываются весьма острыми и труднопереносимыми именно в силу
незрелости его нервной системы. Поэтому наиболее удовлетворительным для
ребенка решением может оказаться и физическая реакция, особенно если у
него ограничена способность к самовыражению.
Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей. Во-первых,
боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению,
получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней
страх. Во-вторых, пережитая обида, или душевная травма, или само
нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными
отношениями ребенка и окружающих его взрослых.
Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме
разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и
крушат игрушки, ломают нужные вещи, поджигают. Иногда агрессивность и
разрушительность совпадают, и тогда ребенок швыряет игрушки в других
детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано
потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями.
Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях.
Некоторые дети склонны к так называемой вербальной агрессии (оскорбляют,
дразнят, ругаются), за которой часто стоит неудовлетворенная потребность
почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды. Иногда
дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов. В других
случаях ребенок, не понимая смысла бранного слова, использует его, желая
огорчить взрослых или досадить кому-либо. Бывает и так, что брань является
средством выражения эмоций в неожиданных неприятных ситуациях:
ребенок упал, расшибся, его поддразнили или задели. В этом случае ребенку
полезно дать альтернативу брани – слова, которые можно с чувством
произнести в качестве разрядки («елки-палки», «пропади пропадом»).
Вспыльчивость
Ребенка считают вспыльчивым, если он склонен по любому, даже
самому незначительному с точки зрения взрослых поводу устроить истерику,
расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляет. Вспыльчи-
вость – это скорее выражение отчаяния и беспомощности, чем проявление
характера. Тем не менее она причиняет и взрослым, и самому ребенку массу
неудобств, и поэтому требует преодоления.
Пассивность
Нередко взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении
ребенка, считают, что он просто «тихоня», отличается хорошим поведением.
Тем не менее это далеко не всегда так.
Тихие дети испытывают разнообразные и далеко не самые приятные
эмоции. Ребенок может быть несчастным, подавленным или застенчивым.
Подход к таким детям должен быть постепенным, ибо может пройти немало
времени, прежде чем появится ответная реакция.
Нередко тихое поведение ребенка – реакция на невнимание или
неурядицы дома. Таким поведением он изолируется в собственном мире.
Проявлениями этого являются посасывание пальца, царапанье кожи,
выдергивание у себя волос или ресниц, раскачивание и пр.
Гиперактивность
Если описанные выше виды нарушений поведения являются в большей
степени результатом погрешностей в воспитании и в меньшей – следствием
общей возрастной незрелости центральной нервной системы, то в основе
гипердинамического синдрома могут лежать микроорганические поражения
головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности и родов,
истощающие соматические заболевания раннего возраста (тяжелый диатез,
диспепсия), физические и психические травмы. Никакая другая детская
трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и
воспитателей детских садов как эта, весьма распространенная в дошкольном
возрасте (В.И. Гарбузов, 1990).
Основные признаки гипердинамического синдрома – отвлекаемость
внимания и двигательная расторможенность. Гипердинамичный ребенок
импульсивен и никто не рискнет предсказать, что он сделает в следующий
миг. Не знает этого и он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях,
хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия,
виновником которого становится. Он легко переносит наказания, не помнит
обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же
мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.
Самая большая проблема гипердинамичного ребенка – его
отвлекаемость. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем, и ни
одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, ибо
любознательность предполагает некоторое постоянство интереса.
Отставание в психическом развитии
Замедление темпа психического развития ребенка может быть вызвано
педагогической запущенностью, задержкой психического развития,
обусловленной определенной органической недостаточностью центральной
нервной системы, а также общим недоразвитием мозговых структур,
ведущим к различным формам умственной отсталости.
Педагогическая запущенность – это такое отставание в развитии
ребенка, которое обусловлено условиями его жизни и воспитания.
Длительный дефицит информации, отсутствие психической стимуляции в
сензитивные периоды может привести к резкому снижению потенциальных
возможностей психического развития ребенка. Тем не менее при правильном
и своевременном индивидуальном подходе к такому ребенку, достаточной
интенсификации развивающих занятий эти дети легко могут догнать своих
сверстников.
2 А Физкультура как условие нравственного воспитания учащихся
Петр Францевич Лесгафт - врач, педагог, создатель научной системы
физического воспитания, прогрессивный общественный деятель России, так
сформулировал свою основную педагогическую формулу: каждый ребенок
может вырасти в высоконравственную личность, если ему будут созданы
условия воспитания.
В наше время (также как и в предыдущие эпохи) воспитание остается
основной педагогической категорией, а нравственное воспитание, её
основным направлением.
На своих уроках я стараюсь найти индивидуальный подход к каждому
ребёнку, уделить каждому столько времени сколько могу. Очень важно, что
бы ребёнок чувствовал себя на уроке комфортно ведь от этого зависит его
прогресс в обучении. При занятиях спортом ребёнок может реализовать себя
как личность ничуть не хуже чем при написании сочинения. Физическая
активность и различные упражнения помогают также высвободить всю
энергию скопившуюся у него.
Общение с детьми на уроках физической культуры должно выходить за
тематические рамки. Можно рассказать какую-нибудь интересную, а может
даже забавную историю с моральной начинкой. Где-то дать совет в жизни и
всегда выслушать что у ребёнка творится на душе если он хочет поделиться с
тобой. Физкультура как никакой другой предмет должна учить солидарности
и человеколюбию, ведь здесь взаимодействие ребёнка с другими ребятами
наиболее сильно и заметно. Очень много тактильных контактов, эмоций,
жестикуляций, криков, движений и т.д. И именно они помогают лучше
познать себя и своего друга ведь при игре в баскетбол можно развить
незримые для других условные команды, которые существуют на
невербальном уровне для игроков одной команды (которая действует и
существует как единый организм). А при сдаче физический норматив ОФП
(ГТО, например) ребёнок узнает свои возможности доселе скрытые и
тренирует не только физическую силу и выносливость, но и силы воли (ещё
один раз подтянуться чтобы получить "отлично", ещё одно усилие и т.д.)
B Дозирование физической нагрузки исходя из особенностей
ребёнка.
Почти в каждом классе есть один-два ребёнка, которые требуют к себе
несколько иного отношения чем другие. Как правило, это те дети, которые
обделены должным вниманием со стороны родителей, возможно дети из
неполных семей, либо дети, окружающая обстановка которых пагубно влияла
на их психологическое развитие, а так же дети, которые предрасположены и,
в какой-то степени, обречены на подобное поведение из-за своей природной
сущности (об этом я говорил в первой части методической разработки).
Конечно, ни в коем случае нельзя судить о каком-то конкретном ребёнке по
какому-то конкретному вышеперечисленному фактору. Это лишь
статистически усреднённые данные. Однако , нельзя также и отрицать
существование атавистических эксцессов у детей. Достаточно вспомнить
лишь Дарвина, Ламарка, Уоллеса, Сеченова и даже Бюффона. Все они
доказали непрерывность цепи органических существ, пробелы которой
ежедневно пополняются новыми палеонтологическими открытиями.
В 1952 американский исследователь Пауль Мак-Лин впервые ввёл в
медицину такой термин как "лимбическая система". Позднее анатомы
доказали, что расстояние между амигдалой ( миндалиной) и гипоталамусом
головного мозга влияет на поведенческие и висцеральные реакции. Т.е.
человек рождается с УЖЕ ЗАЛОЖЕННЫМИ чертами характера,
темпераментом, вкусами и предпочтениями. Но окончательно модель его
поведения в будущем формирует именно общество и институты
мировоззрения.
Родителям следует знать, что дозирование нагрузки и паузы отдыха при
занятиях физическими упражнениями проводится с учетом функциональных
и двигательных возможностей ребенка, а также особенностей его
темперамента.
Подвижные дети любят выполнять большое количество разнообразных
упражнений в быстром темпе, но с частыми короткими паузами отдыха
между ними. Для них в комплексы занятий можно включать до 10—12
упражнений.
Спокойным, уравновешенным детям больше
импонирует выполнение физических упражнений в среднем и даже
медленном темпе, но с большим числом повторений —до 8—10 и более с
паузами от 30 с до 1 мин.
Нервным, неуравновешенным детям показаны простые
по координации упражнения, которые они могут без особых затруднений
выполнять до 6 раз и более с паузами отдыха от 30 с до 1 мин. Такие дети
чувствуют себя неуверенно, их следует почаще хвалить, даже если они не
всегда правильно выполняют движения. Это будет стимулировать их к
дальнейшим занятиям.
Дозировать величину нагрузки лучше всего, ориентируясь на уровень
развития физических качеств. Чем ниже уровень развития физического
качества, тем более постепенно увеличивают нагрузку.
На основании исследований установлены минимальные параметры
дозирования нагрузки, определяющие рост уровня двигательной
подготовленности детей при трех домашних занятиях в неделю (табл.1).
Таблица 1. Минимальные
параметры дозирования
физической нагрузки в домашних
условиях для детей с разным
уровнем физического состояния
Группа по
индексу
физическо
го
развития
Длительно
сть
нагрузки,
мин
Темп
выполнен
ия,
повторени
й в 1 мин
ЧСС
в 1
мин
I
25
80
130
—
140
II
20
100
145
—
155
III
15
120
155
—
165
IV
12
160
175
—
180
V
10
180
185
—
190
Иногда, нужно применить особый мудрый, педагогический поход к
некоторым детям. Например, если при игре в вышибалы задели мячом
ребёнка, требующего к себе повышенного внимания, то он наверняка либо
будет плакать либо сидеть в углу зала (а иногда и то, другое). Поэтому я
обычно подзываю его к себе и даю ему отдельный мяч чтобы он просто
поиграл с ним в стороне. Пусть это не совсем педагогический, но человечный
и хитрый подход к таким детям.
Заключение
В заключении хотелось бы сказать, что школа- очень важная ступень в
психическом, интеллектуальном, физическом, моральном и эстетическом
развитии ребёнка. И от нас, педагогов, зависит очень многое. Именно наши
действия или бездействия косвенно, а иногда напрямую определят кем станет
ребёнок в будущем. Как именно он будет смотреть на мир, как будет
относиться к окружающим и с какими словами будет вспоминать школу и
своих учителей.