Автор: Евдокимова Наталья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 50
Населённый пункт: г.Химки, Московская область
Наименование материала: Развитие устной речи дошкольников
Тема: Тесты для определения сформированности устной речи ребенка и готовности к школе
Раздел: дошкольное образование
Развитие устной речи дошкольников
Тесты для определения сформированности устной речи ребенка и готовности
его к школе
Для определения речевой готовности к школе я предлагаю использовать
следующие направления диагностики:
Исследование состояния фонематического восприятия.
Исследование языкового анализа и синтеза.
Исследование фонематического анализа.
Исследование фонематического синтеза.
Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.
Исследование словаря и навыков словообразования.
Исследование грамматического строя речи.
Исследование связной речи.
По каждому из этих направлений предполагается выполнение детьми одного
или нескольких тестовых заданий. Каждое задание имеет инструкцию,
комментарии и критерии оценки по трём уровням. Предлагаемый материал
предназначен для учителей-логопедов и воспитателей детских садов. Кроме
того, данная методика доступна и для родителей будущих школьников, так
как не требует дополнительного наглядного материала и имеет простые
критерии оценивания.
I.
Исследование состояния фонематического восприятия
а) повторение слоговых цепочек из двух — трёх слогов с оппозиционными
звуками.
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.
(предъявление — воспроизведение предъявление — воспроизведение)
ба — па — па — ба
са — ша- ша — са
ша — жа — ша — жа — ша — жа
ца — са — ца — са — ца — са
ра — ла — ра — ла — ра — ла
Вначале предъявляется первый член пары (ба — па), а затем второй (па —
ба). Оценивается воспроизведение пары в целом (ба — па — па — ба). Слоги
предъявляются до первого воспроизведения: точного повторения
добиваться не следует, т.к. задачей обследования является определение
актуального уровня развития речи.
Оценка: высокий уровень — правильное воспроизведение в темпе
предъявления;
средний уровень — первый член воспроизводится правильно, второй
уподобляется первому (ба — па — ба — па);
низкий уровень — неточное воспроизведение обоих членов пары с
перестановкой слогов, их заменой и пропусками.
б) воспроизведение и различение слов-паронимов.
( ложки — рожки, удочка — уточка)
Инструкция (даётся поэтапно):
— внимательно послушай и повтори за мной слова: ложки — рожки;
— что означают эти слова?
— какими звуками отличаются?
Оценка: высокий уровень — правильное воспроизведение пары слов,
понимание различия лексического значения, понимание различия звукового
состава;
средний уровень — правильное воспроизведение пары слов, трудности
определения лексического значения или звукового состава слов;
низкий уровень — неточное воспроизведение пары слов, трудности
определения лексического значения или звукового состава.
II. Исследование языкового анализа и синтеза
а) определение количества и последовательности слов в предложении.
Инструкция: внимательно послушай предложение.
Девочка читает книгу.
Сколько слов в предложении?
Назови 1, 2, 3… слово.
Аналогично разбираются предложения: На клумбе расцвели цветы.
Под деревом вырос большой гриб.
Оценка: высокий уровень — правильный ответ с первой попытки;
средний уровень — правильный ответ со второй попытки или после
стимулирующей помощи взрослого («Неверно, подумай ещё»).
низкий уровень — неверный ответ с третьей попытки, неэффективное
использование помощи взрослого.
III. Исследование фонематического анализа
а) выделение звука на фоне слова.
Инструкция: внимательно послушай слова, когда услышишь слово со звуком
С, подними руку (хлопни в ладоши).
Шум, зонтик, цветник, капуста самолёт, зубы, цапля, посуда, магазин, квас,
закат, сом, щётка, зайка, собака листок, птица, капуста.
б) выделение первого звука в слове.
Инструкция: внимательно послушай слова и назови первый звук в каждом
слове.
Улыбка, ковёр, магазин, щенок, трубы, стакан, куст.
в) выделение последнего звука в слове.
Инструкция: внимательно послушай слова и назови последний звук в
каждом слове. Улыбка, ковёр, магазин, щенок, трубы, стакан, куст.
г) определение места звука в слове (начало — середина — конец).
Инструкция: внимательно послушай слово и определи, на каком месте в нём
стоит звук…
Р — ракета, барабан, забор. К — капуста, макароны, мальчик. О — обруч,
дорога, кино.
д) определение количества звуков в слове (до 5 звуков).
Инструкция: послушай слово и сосчитай, сколько в нём звуков.
Шар, рука, бант, крот, банан, кошка.
е) определение общего звука в словах.
Инструкция :сейчас я назову тебе несколько слов, внимательно послушай
слова и определи, какой звук встречается в каждом из них.
Миска, коса, лиса.
Мыши, камыш, кушетка.
ж) придумывание слов с заданным звуком.
Инструкция: назови мне слова, в которых есть звук… Л, М, Д, Ш.
Оценка: высокий уровень — правильный ответ с первой попытки;
средний уровень — правильный ответ со второй попытки;
низкий уровень — правильный ответ с третьей попытки,
неэффективное использование помощи.
IV. Исследование фонематического синтеза
Инструкция: сейчас я буду произносить слово по звукам, внимательно
послушай звуки, соедини их, назови слово, которое получилось.
Д-о-м, п-а-р-к, к-о-ш-к-а.
Оценка: высокий уровень — правильный ответ с первой попытки;
средний уровень — правильный ответ со второй попытки;
низкий уровень — правильный ответ с третьей попытки,
неэффективное использование помощи.
V. Исследование сформированности звуко — слоговой структуры слова
а) Произнесение слов сложной слоговой структуры.
Инструкция: внимательно послушай и повтори за мной слова.
Земляника, пластилин, велосипедист, водопровод, сковорода, универмаг,
регулировщик, милиционер, температура.
б) Произнесение предложений со словами сложной слоговой структуры.
Инструкция: внимательно послушай и повтори за мной предложения.
Костя слепил из пластилина снеговика.
Регулировщик стоит на перекрёстке.
Водопроводчик отремонтировал водопроводный кран.
(слова и предложения предъявляются до первого воспроизведения).
Оценка: высокий уровень — правильное воспроизведение в темпе
предъявления,
средний уровень — замедленное послоговое воспроизведение,
низкий уровень — искажение звуко-слоговой структуры слова (замены,
пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова).
VI. Исследование словаря и навыков словообразования
а) названия детёнышей животных.
Инструкция: детёныши у лисы — лисята, а у …
Кошки — …, волка — …, овцы — …, коровы — …, льва — …, собаки —
…, курицы — …,
свиньи — …, лошади — …
б) подбор антонимов.
Инструкция: бывают предметы большие, а бывают наоборот — маленькие.
Я назову слово, а ты скажешь наоборот.
Светлый — …, высокий — …, старый — …, смелый — …, трудный — …,
грустный — …,
близкий — …, лёгкий — …, тихий — ….
в) образование существительных в уменьшительной форме.
Инструкция: большой мяч, а маленький — это мячик. Назови ласково
предметы, которые я буду перечислять.
Стул — …, стол — …, дом — …, снег — …, дерево — …, окно — …, ухо —
…, платье — …, трава — ….
г) образование прилагательных от существительных.
Относительных.
Инструкция: кораблик из бумаги — он бумажный.
Матрёшка из дерева -…, ручка из пластмассы — …, шуба из меха — …,
горка изо льда — …, салат из капусты — …, суп из овощей — …, лист
берёзы — …, шишка сосны — …, варенье из малины — …, варенье из
земляники — ….
Качественных.
Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а …
Волка за жадность — …, зайца за трусость — …, медведя за силу — …, льва
за смелость — ….
Инструкция: если днём жара, то день жаркий, а если …
Мороз — …, солнце — …, снег — …, дождь — …, ветер — …, холод -….
Притяжательных.
Инструкция: у кошки лапа кошачья, а у …
тигра — …, лисы — …, зайца — …, белки — …, собаки — …, медведя —
…, волка — …,
клюв птицы — …, перо орла — …, ружьё охотника — ….
Оценка: для всех заданий осуществляется по общим критериям:
высокий уровень — правильный ответ;
средний уровень — самокоррекция или правильный ответ после
стимулирующей помощи;
низкий уровень – форма образована неправильно.
VII. Исследование грамматического строя речи.
а) повторение предложений.
Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как
можно точнее.
(предложение читается до первого воспроизведения 1-2 раза)
Курица снесла яйцо.
Белые чайки кружились над морем.
Во дворе гуляет много детей.
Соня купила в магазине разноцветные карандаши.
Оценка: высокий уровень — правильное и точное воспроизведение;
средний уровень — пропуск отдельных слов без искажения смысла и
структуры предложения;
низкий уровень — пропуск частей предложения, искажение смысла и
структуры предложения.
б) составление предложений из слов в начальной форме.
Инструкция: я назову тебе несколько слов, а ты постарайся составить из
них предложение.
Мальчик, открывать, дверь.
Девочка, читать, книжка.
Лечить, доктор, больной.
Внучка, груша, бабушка, давать.
Витя, косить, трава, кролики, для.
Оценка: высокий уровень — предложение составлено правильно;
средний уровень — нарушен порядок слов;
низкий уровень — наблюдаются пропуски, перестановки или замены слов,
смысловые неточности, аграмматизмы.
в) добавление предлогов в предложение.
Инструкция: я сейчас назову предложение, в котором не хватает одного
слова, догадайся: что это за слово, вставь его в предложение.
Таня ходила … магазин.
Почки распустились … деревьях.
Лодка плывёт … озеру.
Вещи вынули … шкафа.
Мяч закатился … диван.
В связи с трудностью этого задания, используются два вида помощи: 1-й —
стимулирующая («неверно, подумай ещё!»); 2- ой — в виде вопроса к
пропущенному предлогу («Таня ходила куда?»).
Оценка: высокий уровень — правильный ответ;
средний уровень — правильный ответ после стимулирующей помощи;
низкий уровень — правильный ответ после помощи второго вида.
г) образование существительных множественного числа в именительном и
родительном падежах.
Инструкция: один — дом, а если их много, то это — дома. Один — стол, а
много — это ….
Кресло — …, платье — …, цветок — …, ухо — ….
Инструкция: один дом, а много чего? — Домов. Один стол, а много чего? —
….
Кресло — …, платье — …, цветок — …, ухо — ….
Оценка: высокий уровень — правильный ответ;
средний уровень — самокоррекция или правильный ответ после
стимулирующей помощи;
низкий уровень – форма образована неправильно.
VIII. Исследование связной речи
а) составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (Каше) или
по другой серии из 4-5 картинок.
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся определить: что было
сначала, а что – потом. Разложи картинки по порядку и составь рассказ.
Оценка: высокий уровень — самостоятельно разложены картинки и
составлен рассказ, рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые
звенья, расположенные в правильной последовательности, рассказ оформлен
грамматически правильно с адекватным использованием лексических
средств;
средний уровень — картинки разложены со стимулирующей помощью,
рассказ составлен самостоятельно, допускаются незначительные искажения
ситуации, неправильное воспроизведение причинно — следственных связей,
рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность
оформления, неточности словоупотребления;
низкий уровень — раскладывание картинок и составление рассказа по
наводящим вопросам, наблюдается выпадение смысловых звеньев,
существенное искажение смысла, аграмматизмы, стереотипность
оформления, неадекватное использование лексических средств.
б) пересказ прослушанного текста.
Инструкция: я прочитаю тебе небольшой рассказ, слушай внимательно,
запоминай и приготовься его пересказывать.
(рассказ предъявляется не более двух раз)
Горошины.
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся.
Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом
ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали
голуби. Одна горошина закатилась в канаву и дала росток. Скоро он
зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
(по И. Н. Садовниковой)
Кроме данного текста, могут быть предложены небольшие по объёму
рассказы, имеющие скрытый смысл:
Горькое лекарство.
Заболела мать Тани. Доктор прописал больной горькое лекарство. Видит
девочка, что мать пьёт лекарство с трудом, и говорит: «Милая мамочка! Дай я
выпью лекарство за тебя!»
(по К. Ушинскому)
Голодный человек.
Один человек был очень голоден. Он пошёл в булочную, купил булку, съел,
но не наелся. Тогда он купил ещё одну булку, съел, но ему всё ещё хотелось
есть.
Он хотел купить третью булку, но денег у него хватило только на маленькую
баранку. Человек съел баранку и наелся. Тогда он ударил себя по голове и
сказал: «Какой же я глупый! Что ж я напрасно съел столько булок? Мне бы
надо сначала съесть одну баранку!»
(по Л. Толстому)
Оценка: высокий уровень — самостоятельный пересказ после первого
предъявления, воспроизведены все основные смысловые звенья, пересказ
составлен без нарушения лексических и грамматических норм;
средний уровень — пересказ после минимальной помощи (1 — 2 вопроса)
или после повторного прочтения, смысловые звенья воспроизведены с
незначительными сокращениями, аграмматизмов нет, но наблюдается
стереотипность оформления высказывания, отдельные близкие словесные
замены;
низкий уровень — пересказ по вопросам, имеются значительные сокращения,
или искажение смысла, или включение посторонней информации,
отмечаются повторы, аграмматизмы, неадекватные словесные замены.