Напоминание

Тесты для определения сформированности устной речи ребенка и готовности к школе


Автор: Евдокимова Наталья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 50
Населённый пункт: г.Химки, Московская область
Наименование материала: Развитие устной речи дошкольников
Тема: Тесты для определения сформированности устной речи ребенка и готовности к школе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие устной речи дошкольников

Тесты для определения сформированности устной речи ребенка и готовности

его к школе

Для определения речевой готовности к школе я предлагаю использовать

следующие направления диагностики:

Исследование состояния фонематического восприятия.

Исследование языкового анализа и синтеза.

Исследование фонематического анализа.

Исследование фонематического синтеза.

Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.

Исследование словаря и навыков словообразования.

Исследование грамматического строя речи.

Исследование связной речи.

По каждому из этих направлений предполагается выполнение детьми одного

или нескольких тестовых заданий. Каждое задание имеет инструкцию,

комментарии и критерии оценки по трём уровням. Предлагаемый материал

предназначен для учителей-логопедов и воспитателей детских садов. Кроме

того, данная методика доступна и для родителей будущих школьников, так

как не требует дополнительного наглядного материала и имеет простые

критерии оценивания.

I.

Исследование состояния фонематического восприятия

а) повторение слоговых цепочек из двух — трёх слогов с оппозиционными

звуками.

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.

(предъявление — воспроизведение предъявление — воспроизведение)

ба — па — па — ба

са — ша- ша — са

ша — жа — ша — жа — ша — жа

ца — са — ца — са — ца — са

ра — ла — ра — ла — ра — ла

Вначале предъявляется первый член пары (ба — па), а затем второй (па —

ба). Оценивается воспроизведение пары в целом (ба — па — па — ба). Слоги

предъявляются до первого воспроизведения: точного повторения

добиваться не следует, т.к. задачей обследования является определение

актуального уровня развития речи.

Оценка: высокий уровень — правильное воспроизведение в темпе

предъявления;

средний уровень — первый член воспроизводится правильно, второй

уподобляется первому (ба — па — ба — па);

низкий уровень — неточное воспроизведение обоих членов пары с

перестановкой слогов, их заменой и пропусками.

б) воспроизведение и различение слов-паронимов.

( ложки — рожки, удочка — уточка)

Инструкция (даётся поэтапно):

— внимательно послушай и повтори за мной слова: ложки — рожки;

— что означают эти слова?

— какими звуками отличаются?

Оценка: высокий уровень — правильное воспроизведение пары слов,

понимание различия лексического значения, понимание различия звукового

состава;

средний уровень — правильное воспроизведение пары слов, трудности

определения лексического значения или звукового состава слов;

низкий уровень — неточное воспроизведение пары слов, трудности

определения лексического значения или звукового состава.

II. Исследование языкового анализа и синтеза

а) определение количества и последовательности слов в предложении.

Инструкция: внимательно послушай предложение.

Девочка читает книгу.

Сколько слов в предложении?

Назови 1, 2, 3… слово.

Аналогично разбираются предложения: На клумбе расцвели цветы.

Под деревом вырос большой гриб.

Оценка: высокий уровень — правильный ответ с первой попытки;

средний уровень — правильный ответ со второй попытки или после

стимулирующей помощи взрослого («Неверно, подумай ещё»).

низкий уровень — неверный ответ с третьей попытки, неэффективное

использование помощи взрослого.

III. Исследование фонематического анализа

а) выделение звука на фоне слова.

Инструкция: внимательно послушай слова, когда услышишь слово со звуком

С, подними руку (хлопни в ладоши).

Шум, зонтик, цветник, капуста самолёт, зубы, цапля, посуда, магазин, квас,

закат, сом, щётка, зайка, собака листок, птица, капуста.

б) выделение первого звука в слове.

Инструкция: внимательно послушай слова и назови первый звук в каждом

слове.

Улыбка, ковёр, магазин, щенок, трубы, стакан, куст.

в) выделение последнего звука в слове.

Инструкция: внимательно послушай слова и назови последний звук в

каждом слове. Улыбка, ковёр, магазин, щенок, трубы, стакан, куст.

г) определение места звука в слове (начало — середина — конец).

Инструкция: внимательно послушай слово и определи, на каком месте в нём

стоит звук…

Р — ракета, барабан, забор. К — капуста, макароны, мальчик. О — обруч,

дорога, кино.

д) определение количества звуков в слове (до 5 звуков).

Инструкция: послушай слово и сосчитай, сколько в нём звуков.

Шар, рука, бант, крот, банан, кошка.

е) определение общего звука в словах.

Инструкция :сейчас я назову тебе несколько слов, внимательно послушай

слова и определи, какой звук встречается в каждом из них.

Миска, коса, лиса.

Мыши, камыш, кушетка.

ж) придумывание слов с заданным звуком.

Инструкция: назови мне слова, в которых есть звук… Л, М, Д, Ш.

Оценка: высокий уровень — правильный ответ с первой попытки;

средний уровень — правильный ответ со второй попытки;

низкий уровень — правильный ответ с третьей попытки,

неэффективное использование помощи.

IV. Исследование фонематического синтеза

Инструкция: сейчас я буду произносить слово по звукам, внимательно

послушай звуки, соедини их, назови слово, которое получилось.

Д-о-м, п-а-р-к, к-о-ш-к-а.

Оценка: высокий уровень — правильный ответ с первой попытки;

средний уровень — правильный ответ со второй попытки;

низкий уровень — правильный ответ с третьей попытки,

неэффективное использование помощи.

V. Исследование сформированности звуко — слоговой структуры слова

а) Произнесение слов сложной слоговой структуры.

Инструкция: внимательно послушай и повтори за мной слова.

Земляника, пластилин, велосипедист, водопровод, сковорода, универмаг,

регулировщик, милиционер, температура.

б) Произнесение предложений со словами сложной слоговой структуры.

Инструкция: внимательно послушай и повтори за мной предложения.

Костя слепил из пластилина снеговика.

Регулировщик стоит на перекрёстке.

Водопроводчик отремонтировал водопроводный кран.

(слова и предложения предъявляются до первого воспроизведения).

Оценка: высокий уровень — правильное воспроизведение в темпе

предъявления,

средний уровень — замедленное послоговое воспроизведение,

низкий уровень — искажение звуко-слоговой структуры слова (замены,

пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова).

VI. Исследование словаря и навыков словообразования

а) названия детёнышей животных.

Инструкция: детёныши у лисы — лисята, а у …

Кошки — …, волка — …, овцы — …, коровы — …, льва — …, собаки —

…, курицы — …,

свиньи — …, лошади — …

б) подбор антонимов.

Инструкция: бывают предметы большие, а бывают наоборот — маленькие.

Я назову слово, а ты скажешь наоборот.

Светлый — …, высокий — …, старый — …, смелый — …, трудный — …,

грустный — …,

близкий — …, лёгкий — …, тихий — ….

в) образование существительных в уменьшительной форме.

Инструкция: большой мяч, а маленький — это мячик. Назови ласково

предметы, которые я буду перечислять.

Стул — …, стол — …, дом — …, снег — …, дерево — …, окно — …, ухо —

…, платье — …, трава — ….

г) образование прилагательных от существительных.

Относительных.

Инструкция: кораблик из бумаги — он бумажный.

Матрёшка из дерева -…, ручка из пластмассы — …, шуба из меха — …,

горка изо льда — …, салат из капусты — …, суп из овощей — …, лист

берёзы — …, шишка сосны — …, варенье из малины — …, варенье из

земляники — ….

Качественных.

Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а …

Волка за жадность — …, зайца за трусость — …, медведя за силу — …, льва

за смелость — ….

Инструкция: если днём жара, то день жаркий, а если …

Мороз — …, солнце — …, снег — …, дождь — …, ветер — …, холод -….

Притяжательных.

Инструкция: у кошки лапа кошачья, а у …

тигра — …, лисы — …, зайца — …, белки — …, собаки — …, медведя —

…, волка — …,

клюв птицы — …, перо орла — …, ружьё охотника — ….

Оценка: для всех заданий осуществляется по общим критериям:

высокий уровень — правильный ответ;

средний уровень — самокоррекция или правильный ответ после

стимулирующей помощи;

низкий уровень – форма образована неправильно.

VII. Исследование грамматического строя речи.

а) повторение предложений.

Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как

можно точнее.

(предложение читается до первого воспроизведения 1-2 раза)

Курица снесла яйцо.

Белые чайки кружились над морем.

Во дворе гуляет много детей.

Соня купила в магазине разноцветные карандаши.

Оценка: высокий уровень — правильное и точное воспроизведение;

средний уровень — пропуск отдельных слов без искажения смысла и

структуры предложения;

низкий уровень — пропуск частей предложения, искажение смысла и

структуры предложения.

б) составление предложений из слов в начальной форме.

Инструкция: я назову тебе несколько слов, а ты постарайся составить из

них предложение.

Мальчик, открывать, дверь.

Девочка, читать, книжка.

Лечить, доктор, больной.

Внучка, груша, бабушка, давать.

Витя, косить, трава, кролики, для.

Оценка: высокий уровень — предложение составлено правильно;

средний уровень — нарушен порядок слов;

низкий уровень — наблюдаются пропуски, перестановки или замены слов,

смысловые неточности, аграмматизмы.

в) добавление предлогов в предложение.

Инструкция: я сейчас назову предложение, в котором не хватает одного

слова, догадайся: что это за слово, вставь его в предложение.

Таня ходила … магазин.

Почки распустились … деревьях.

Лодка плывёт … озеру.

Вещи вынули … шкафа.

Мяч закатился … диван.

В связи с трудностью этого задания, используются два вида помощи: 1-й —

стимулирующая («неверно, подумай ещё!»); 2- ой — в виде вопроса к

пропущенному предлогу («Таня ходила куда?»).

Оценка: высокий уровень — правильный ответ;

средний уровень — правильный ответ после стимулирующей помощи;

низкий уровень — правильный ответ после помощи второго вида.

г) образование существительных множественного числа в именительном и

родительном падежах.

Инструкция: один — дом, а если их много, то это — дома. Один — стол, а

много — это ….

Кресло — …, платье — …, цветок — …, ухо — ….

Инструкция: один дом, а много чего? — Домов. Один стол, а много чего? —

….

Кресло — …, платье — …, цветок — …, ухо — ….

Оценка: высокий уровень — правильный ответ;

средний уровень — самокоррекция или правильный ответ после

стимулирующей помощи;

низкий уровень – форма образована неправильно.

VIII. Исследование связной речи

а) составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (Каше) или

по другой серии из 4-5 картинок.

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся определить: что было

сначала, а что – потом. Разложи картинки по порядку и составь рассказ.

Оценка: высокий уровень — самостоятельно разложены картинки и

составлен рассказ, рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые

звенья, расположенные в правильной последовательности, рассказ оформлен

грамматически правильно с адекватным использованием лексических

средств;

средний уровень — картинки разложены со стимулирующей помощью,

рассказ составлен самостоятельно, допускаются незначительные искажения

ситуации, неправильное воспроизведение причинно — следственных связей,

рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность

оформления, неточности словоупотребления;

низкий уровень — раскладывание картинок и составление рассказа по

наводящим вопросам, наблюдается выпадение смысловых звеньев,

существенное искажение смысла, аграмматизмы, стереотипность

оформления, неадекватное использование лексических средств.

б) пересказ прослушанного текста.

Инструкция: я прочитаю тебе небольшой рассказ, слушай внимательно,

запоминай и приготовься его пересказывать.

(рассказ предъявляется не более двух раз)

Горошины.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся.

Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом

ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали

голуби. Одна горошина закатилась в канаву и дала росток. Скоро он

зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

(по И. Н. Садовниковой)

Кроме данного текста, могут быть предложены небольшие по объёму

рассказы, имеющие скрытый смысл:

Горькое лекарство.

Заболела мать Тани. Доктор прописал больной горькое лекарство. Видит

девочка, что мать пьёт лекарство с трудом, и говорит: «Милая мамочка! Дай я

выпью лекарство за тебя!»

(по К. Ушинскому)

Голодный человек.

Один человек был очень голоден. Он пошёл в булочную, купил булку, съел,

но не наелся. Тогда он купил ещё одну булку, съел, но ему всё ещё хотелось

есть.

Он хотел купить третью булку, но денег у него хватило только на маленькую

баранку. Человек съел баранку и наелся. Тогда он ударил себя по голове и

сказал: «Какой же я глупый! Что ж я напрасно съел столько булок? Мне бы

надо сначала съесть одну баранку!»

(по Л. Толстому)

Оценка: высокий уровень — самостоятельный пересказ после первого

предъявления, воспроизведены все основные смысловые звенья, пересказ

составлен без нарушения лексических и грамматических норм;

средний уровень — пересказ после минимальной помощи (1 — 2 вопроса)

или после повторного прочтения, смысловые звенья воспроизведены с

незначительными сокращениями, аграмматизмов нет, но наблюдается

стереотипность оформления высказывания, отдельные близкие словесные

замены;

низкий уровень — пересказ по вопросам, имеются значительные сокращения,

или искажение смысла, или включение посторонней информации,

отмечаются повторы, аграмматизмы, неадекватные словесные замены.



В раздел образования