Напоминание

"Составление рассказа по картинке"


Автор: Смирнова Марина Владимирована
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 435 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Педагогический семинар - практикум для воспитателей
Тема: "Составление рассказа по картинке"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический семинар-практикум для воспитателей

«Составление рассказа по картинке»

Смирнова М.В.

Воспитатель высшей квалификационной категории

В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимание своим

детям в плане общения. Дети разучились разговаривать на "богатом могучем" русском

языке. Родители никак не могут понять, почему беседу с ребенком не могут заменить

компьютерные игры или просмотр мультфильмов, пусть даже они носят обучающий

характер. Дети не умеют разговаривать потому, что дома им не уделяют должного

внимания - на это у родителей просто нет времени. Поэтому как никогда, актуальной,

сегодня является проблема развития речи ребенка со сверстниками и взрослыми.

Формируя разговорную речь, мы преследуем цель обучения детей рассказыванию,

описания картинок.

Традиционная

методика

обучения

рассказыванию

по

картине

рекомендует

использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя.

Опыт

показывает,

что

дети

фактически

воспроизводят

рассказ

воспитателя

с

незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами,

в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.

Тексты изобилуют словами-повторами ("ну", "потом", "вот"... и т.д.), длительными

паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам

не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. За

одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот

вид деятельности становится неинтересен. Благое намерение педагога воспитывать

волю

сводится

к

замечаниям

скучающим

дошкольникам:

"Ребята,

слушайте

внимательно!", "Сидите прямо, и глазки на Сашу, он рассказывает..." Этого требования

хватает

лишь

на

30-40

секунд

дисциплинированного

поведения.

Закономерно

возникают вопросы:

Действительно ли надо заставлять детей слушать однообразные рассказы?

Нужны ли примеры рассказов воспитателя до того, как ребенок сам составил

текст по картине? Верно ли выбрана форма обучения детей составлению рассказов?

Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на

занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине. Предлагаемая

технология развития связной речи дошкольников, разработанные на основе методов и

приемов ТРИЗ и РТВ рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов

по картине.

В данном случае ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – является

технологией обучения, а РТВ (развитие творческого воображения) будет одним из

методов ТРИЗ. Занятия по ознакомлению с картиной с использованием данного метода

проводится 2 раза в течение месяца (при первом знакомстве с картиной и как итоговое

занятие).

С

подгруппой

детей

в

свободное

время

проводятся

игры

по

картине

с

использованием 1-2 волшебников, в зависимости от возраста и заинтересованности

детей. Но каждая игра заканчивается мини-рассказом по картине каждым ребенком.

Для того, чтобы было понятно содержание данного метода я проведу с вами

занятие, но одновременно со всеми возрастными группами, а усложнение Вы увидите

сами.

Ход занятия.

1 часть

- Дети, сегодня мой знакомый художник принес мне картину

(вывешиваю

картину).

Она

мне

очень

нравится.

Давайте

ее

рассмотрим.

Меня

рассматривать эту картину научили волшебники. Хотите, чтобы я вас тоже научила?

- Волшебник «Дели» подарил Вам подзорные трубы, в которые виден

только один объект (предмет). Возьмите подзорные трубы и наведите их на картинку,

назовите, кто что видит. Настя, ты что видишь?… А я буду вывешивать схемы на

доске. (Вывешиваю на доске схемы-заготовки).

1. Курица. 2. Цыплята. 3.Девочка сыплет зерно (или кашу, можно задать вопрос

детям «Кто как считает: девочка кормит курочек зерном или кашей?»). 4.Мальчик

сыплет зерно. 5.Лес. 6.Елка. 7.Береза. 8.Небо. 9.Земля.

Младшие

дети

называют

4-5

объектов,

а

старшие

10-15

объектов,

включая

детали.

- Молодцы, дети, много объектов увидели, еще и детали одежды,

обуви, движения, цвет. Какой волшебник нам помогал в этом? Правильно, Дели.

2 часть

- А сейчас к нам пришел волшебник «Объединяй».

- Как вы думаете, чему он нас научит? Объединять. Но волшебник молчаливый.

Ему надо рассказать, как и почему связаны между собой предметы на картине. А я

буду соединять их в схеме.

3 часть

- А теперь поиграем с волшебником «Оживляй» (поиграем в живую картинку).

- Каждый из вас превратиться в какой-то объект на картине и объяснит свое

местонахождение относительно других объектов.

Воспитатель

помогает

принять

позу,

встать

младшим

детям,

а

старшие

объясняют «справа, слева, между, перед» и т.д.

-

А

теперь

все

замерли

как

на

картине.

Какая

получилась

чудесная

копия

картины!

4 часть

- А теперь с вами поиграет волшебник «Слушай». Представьте себе, что вы

вошли в картину. Закройте глаза и прислушайтесь внимательно, что происходит рядом

с вами? Что вы слышите?

Как перешептывается трава.

Шумит ель.

- Потихоньку поводите рукой по картине. Что вы почувствовали?

Цыпленок мягкий, легкий. Ель колючая….

- Как вы думаете , а сейчас какой волшебник с вами гулял по картине?

«Потрогай».

- А теперь с вами поиграет волшебник «Понюхай».

Как пахнет цыпленок? Мох в лесу? И т.д. Пройдите дальше в лес, поле,

чем пахнет в поле? В лесу?

- Давайте поиграем с волшебником «Попробуй на вкус». Но сначала подумайте,

что съедобное, а что нет.

Я попробовала веточку ели. Она горьковатая на вкус. А ягоды в лесу,

орехи, листочек?

5 часть

- На нашу картину пришел посмотреть волшебник «Прошлого и будущего».

Сейчас на картине все остановилось, объекты не двигаются. А

представьте, что было с цыпленком в прошлом? (Было яйцо). А что будет в будущем?

(Будет курицей).

Младшие дети: - Что было с курицей в прошлом? Она была цыпленком, а еще

раньше яйцом.

А что будет в будущем? ( Ляжет спать на насест. Будет спать. И т.д.)

Старшие дети: - Девочка Настя. Представьте, что она делала до появления на

картине? Что с ней было утром? Она спала, проснулась, умылась, поела кашу, набрала

в миску каши для цыплят и пошла их кормить.

А что будет потом, после того как она покормит кур? ( Будет играть

в мяч, пойдет в школу и т.д.

6 часть

Дети, хотите, я научу вас загадывать загадки по этой картине? Давайте о

цыпленке загадаем загадку.

По цвету цыпленок желтый. Как что? – как солнце, как одуванчик …

По форме цыпленок как что? – как яйцо, как лимон…

По размеру маленький как что? – как мячик, как клубок…

На ощупь мягкий как что? – как котенок, как шарф, как вата…

Для старших заменяем слово «как» на сочетание «но не».

А теперь отгадайте мою загадку:

Человек, но не взрослый,

Живет в доме, но не мышка,

Ходит, но не часы,

Говорит, но не радио,

Пьет молоко, но не котенок,

Дышит, но не жабрами,

Носит платье, но не мама. Кто это? (Девочка).

Часть 7

- Давайте пригласим волшебника «Превращай». И превратимся в кого-

нибудь или во что-нибудь. Это может быть целый объект или его часть. (Зачитать

рассказ ребенка о травке).

Младшие дети превращаются в курицу. Расскажите о себе с помощью

волшебников, а так же о вашем настроении и состоянии.

А старшие дети рассказывают от лица облака на небе.

- А теперь я вам даю минутку, чтобы придумать рассказ итоговый описательный

о картине или фантастический рассказ по этой картине.

Заслушиваем рассказы детей.

Рефлексия

-Понравилось

вам

занятие?

Что

вам

понравилось

больше

всего?

Какие

волшебники вам помогали? А можно играть с волшебниками на улице или в группе без

картины?

Вы

видите,

что

такое

занятие

отличается

от

традиционного

занятия

репродуктивностью. Какие волшебники, на ваш взгляд, наиболее интересны детям, тех

и можно использовать в работе. Именно по именам волшебников можно называть игры

по картине, которые можно проводить с подгруппой детей в свободном режиме, или

как индивидуальная работа.



В раздел образования