Автор: Ворончихина Светлана Геннадьевна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Тогурская СОШ"
Населённый пункт: Томская область, Колпашевский район, село Тогур
Наименование материала: Семинар–практикум
Тема: "Основные задачи деятельности по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в сельской школе"
Раздел: среднее образование
Основными задачами деятельности по профилактике
безнадзорности несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений
и
антиобщественных
действий
несовершеннолетних,
выявление
и
устранение причин и условий, способствующих этому;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних
в совершение преступлений и антиобщественных действий
о б е с п е ч е н и е
з а щ и т ы
п р а в
и
з а к о н н ы х
и н т е р е с о в
несовершеннолетних;
социально-педагогическая
реабилитация
несовершеннолетних,
находящихся в социально опасном положении;
1.
В нашей школе обучаются дети разных категорий. Среди них
дети, оставшиеся без попечения родителей по причине
-смерти родителей,
-лишения родительских прав,
-временного ограничения родительских прав.
Дети
из
этих
семей
помещаются
в
государственные
учреждения, в нашем районе это - детский дом («Центр помощи
д е т я м ,
о с т а в ш и м с я
б е з
п о п е ч е н и я
р о д и т е л е й
им.М.И.Никульшина»)
и
ЦСПСД
Колпашевского
района
или
определяются под опеку в семьи.
В
этот
период
над
детьми
устанавливается
надзор
сотрудников
и
опекунов.
Они
выполняют
функции
по
содержанию, воспитанию, лечения, контроля успеваемости детей
в школе, посещаемости занятий, организацией занятости и отдыха
своих несовершеннолетних подопечных.
С
этими
учреждениями
и
опекунами
в
нашей
школе
выработана схема взаимодействия:
-по
итогам
четвертей
или
по
договоренности
проводятся
совместные совещания, советы профилактики по вопросам:
- адаптации и реабилитации несовершеннолетних,
-трудностей в освоении учебного материала,
-
выбора
или
коррекции
образовательного
маршрута
учащегося.
- коррекции поведения учащихся,
- профилактике правонарушений и преступлений,
-
профориентации
и
определения
в
профессиональные
учреждения,
Так же воспитатели организовывают дежурство в школе для
сопровождения воспитанников.
2.
Еще одна категория несовершеннолетних, которые живут в
семьях с родителями или с одним родителем, но находятся в
социально-опасном положении без надзора взрослых.
Дети в этих семьях, как правило, не научены подчиняться
правилам
и
условиям
учреждений,
для
них
не
существует
авторитетов, запретов, норм и обязанностей. Родители этих детей в
основном
(есть
исключения)
злоупотребляют
спиртными
напитками, нигде не работают, ведут анти общественный образ
жизни. У таких родителей отсутствуют понятия ответственности,
у них низкий уровень правовой грамотности, они деградированы
от общества или ведут закрытый образ жизни.
Первыми сигналами неблагополучия в семье или возникших
проблем
является
спад
успеваемости
учащегося,
появляются
пропуски
без
уважительных
причин,
у
подростков
заметны
изменения в поведении.
На
первых
этапах
(когда
появляются
первые
попытки
бродяжничества
или
ухода
из
семьи
несовершеннолетними)
зачастую
родители умалчивают эту проблему, затем пытаются
искать оправдания себе и поступкам своих детей.
Часто
родители
не
признают
свою
несостоятельность
в
организации контроля над своими детьми, они не желают менять
свой
привычный
образ
жизни,
им
трудно
отказаться
от
употребления, пройти лечение, в доме создать условия ребенку и
т.д.
Когда
в
семейную
ситуацию
вмешиваются
посторонние
(кл.руководитель,
социальный
педагог,
администрация
школы)
чаще родители отказываются сотрудничать,
обвиняя нас в том,
что
наша
задача
учить,
но
и
как
итог
сами
не
могут
ничего
сделать.
Работая в этом направлении, из опыта работы у нас имеются
случаи, как с положительным результатом, так и с отрицательным.
Приведу несколько примеров:
**** В доме для подростка были созданы все условия, дочка
обожаемая и любимая в семье, но конфликт с матерью привел к
тому, что девушка ушла из дома «в никуда». Определенного места
жительства не имела (одну ночь у одной подруги, другие ночи у
следующих).
В
этот
период
подросток
вела
разгульный
образ
жизни. Появились пропуски занятий.
Мать активно участвовала в поисках дочери, сотрудничала со
школой по вопросам дополнительных консультаций по предметам,
принимала различные советы по коррекции своего поведения для
общения с дочерью. Школа так же обращалась за помощью в
органы
и
учреждения
системы
профилактики,
нами
написаны
ходатайства
в
опеку,
в
полицию,
собирались
совещания
с
представителями опеки. И всем вместе нам удалось переломить
эту ситуацию, девушка вернулась в семью, ей удалось успешно
закончить 9 классов и получить аттестат.
Другой случай:
**** Классным руководителем было замечено, что учащийся
пришел в школу с опозданием, внешний вид его не соответствовал
школьному. В тот же день классному рук. не удалось связаться с
матерью, тут же мы выехали по месту жительства. Там оказалось,
что мать находиться в состоянии опьянения, где её сын она не
могла пояснить, ночевал ли он дома тоже. Я начала выяснять о
наличии родственников подростка,
и оказалось, что бабушка в
данный период тоже находиться в неадекватном состоянии. В этот
же день с Администрацией школы приняли решение, обратиться в
службы и органы системы профилактики. В этот же день нами
были направлены ходатайства в ОДН, опеку и ЦСПСД. Уже в
конце рабочего дня подростка определили в центр, через 3 дня
мать пришла в нормальное состояние,
и ребенок вернулся в
семью. Мать в этот период сотрудничала со службами, прошла
лечение,
реабилитацию,
выполняла
все
необходимые
рекомендации специалистов. После этого, мы уже 2 года за семьей
продолжаем наблюдение и пока все нормально.
****
Объединю
еще
два
случая,
так
как
результат
в
обоих
одинаковый.
1-ый подросток воспитывается отцом, 2-ой родителями. В том
и другом случае родители злоупотребляют спиртными напитками,
нигде не работают. С прошлого учебного года у ребят возникли
трудности в обучении, появились итоговые неудовлетворительные
оценки,
пропуски
без
уважительных
причин,
далее
вовсе
перестали ходить в школу.
С
р о д и т е л я м и
э т и х
п о д р о с т ко в
т р уд н о
н а й т и
взаимопонимание,
один
родитель
сотрудничает
только
после
вмешательства
полиции,
другие
вовсе
кат е го р и ч е с к и
отказываются
сотрудничать
как
со
школой,
так
и
с
другими
органами.
Прошло полгода, и эти подростки превратились в реальных
правонарушителей и преступников. За это время у каждого уже по
3-4 отказа от возбуждения уголовного дела (по статьям - побои,
вооруженный
грабеж,
кража,
порча
имущества,
хулиганские
поступки, сексуальное развращение), один из них уже находиться
на условном наказании.
Подростки
в
тот
период
времени
часто
находились
без
надзора родителей, проживали отдельно (то у бабушки, то у мамы,
то
возвращались
обратно).
Родители
самостоятельно
не
принимали никаких мер по возвращению детей в семьи (только
после вмешательства полиции).
С о т р уд н и к а м и
ш ко л ы
п р о в о д и л и с ь
р а з л и ч н ы е
профилактические мероприятия: это и индивидуальные беседы,
как с подростками, так и с родителями,
они приглашались на Советы по профилактики,
мы выезжали с рейдами в семьи,
обращались с ходатайствами в ОДН, в опеку, КДН и ЗП –20 раз на
одного и 10 раз на другого - по изъятию подростков из семей, по
лишению родительских прав, по определению постоянного места
жительства и контроля над подростками.
В
отношении
родителей
неоднократно
были
составлены
протоколы об административном наказании по ст.5.35.
К сожалению, в настоящее время к этим подросткам и их
родителям мы не можем применить никаких других мер.
К сожалению в настоящее время ситуация не меняется. На
протяжении этого учебного года (периодами) они находились вне
образования, учебный материал не усвоен, по итогам года один
подросток будет не допущен к сдаче ОГЭ, другой третий раз будет
обучаться в 8 классе.
В ходе работы с разными категориями детей и их семьями, у
нас выработался
определенный план действий в части раннего
выявления
семейного
неблагополучия,
бродяжничества
и
т.д.
Опираясь на свой опыт и на утвержденный порядок выявления
детей и семей, находящихся в социально опасном положении нами
был
разработан
«Алгоритм
действий
сотрудников
школы
по
раннему выявлению детей и семей, находящихся в СОП» в нем
прописаны
действия
сотрудников
школы
в
части
раннего
выявления.
На педагогическом совете алгоритм был принят и
Администрацией школы утвержден.
И в завершении своего выступления хотелось бы выразить
свое мнение:
На каких бы этапах мы не выявляли случаи, какие бы условия
не создавала школа без родительского участия и без реальной
родительской ответственности,
к сожалению, в нашей работе
будут встречаться отрицательные результаты.
Спасибо за внимание!!!