Напоминание

"Основные задачи деятельности по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в сельской школе"


Автор: Ворончихина Светлана Геннадьевна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Тогурская СОШ"
Населённый пункт: Томская область, Колпашевский район, село Тогур
Наименование материала: Семинар–практикум
Тема: "Основные задачи деятельности по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в сельской школе"
Раздел: среднее образование





Назад




Основными задачами деятельности по профилактике

безнадзорности несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений

и

антиобщественных

действий

несовершеннолетних,

выявление

и

устранение причин и условий, способствующих этому;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних

в совершение преступлений и антиобщественных действий

о б е с п е ч е н и е

з а щ и т ы

п р а в

и

з а к о н н ы х

и н т е р е с о в

несовершеннолетних;

социально-педагогическая

реабилитация

несовершеннолетних,

находящихся в социально опасном положении;

1.

В нашей школе обучаются дети разных категорий. Среди них

дети, оставшиеся без попечения родителей по причине

-смерти родителей,

-лишения родительских прав,

-временного ограничения родительских прав.

Дети

из

этих

семей

помещаются

в

государственные

учреждения, в нашем районе это - детский дом («Центр помощи

д е т я м ,

о с т а в ш и м с я

б е з

п о п е ч е н и я

р о д и т е л е й

им.М.И.Никульшина»)

и

ЦСПСД

Колпашевского

района

или

определяются под опеку в семьи.

В

этот

период

над

детьми

устанавливается

надзор

сотрудников

и

опекунов.

Они

выполняют

функции

по

содержанию, воспитанию, лечения, контроля успеваемости детей

в школе, посещаемости занятий, организацией занятости и отдыха

своих несовершеннолетних подопечных.

С

этими

учреждениями

и

опекунами

в

нашей

школе

выработана схема взаимодействия:

-по

итогам

четвертей

или

по

договоренности

проводятся

совместные совещания, советы профилактики по вопросам:

- адаптации и реабилитации несовершеннолетних,

-трудностей в освоении учебного материала,

-

выбора

или

коррекции

образовательного

маршрута

учащегося.

- коррекции поведения учащихся,

- профилактике правонарушений и преступлений,

-

профориентации

и

определения

в

профессиональные

учреждения,

Так же воспитатели организовывают дежурство в школе для

сопровождения воспитанников.

2.

Еще одна категория несовершеннолетних, которые живут в

семьях с родителями или с одним родителем, но находятся в

социально-опасном положении без надзора взрослых.

Дети в этих семьях, как правило, не научены подчиняться

правилам

и

условиям

учреждений,

для

них

не

существует

авторитетов, запретов, норм и обязанностей. Родители этих детей в

основном

(есть

исключения)

злоупотребляют

спиртными

напитками, нигде не работают, ведут анти общественный образ

жизни. У таких родителей отсутствуют понятия ответственности,

у них низкий уровень правовой грамотности, они деградированы

от общества или ведут закрытый образ жизни.

Первыми сигналами неблагополучия в семье или возникших

проблем

является

спад

успеваемости

учащегося,

появляются

пропуски

без

уважительных

причин,

у

подростков

заметны

изменения в поведении.

На

первых

этапах

(когда

появляются

первые

попытки

бродяжничества

или

ухода

из

семьи

несовершеннолетними)

зачастую

родители умалчивают эту проблему, затем пытаются

искать оправдания себе и поступкам своих детей.

Часто

родители

не

признают

свою

несостоятельность

в

организации контроля над своими детьми, они не желают менять

свой

привычный

образ

жизни,

им

трудно

отказаться

от

употребления, пройти лечение, в доме создать условия ребенку и

т.д.

Когда

в

семейную

ситуацию

вмешиваются

посторонние

(кл.руководитель,

социальный

педагог,

администрация

школы)

чаще родители отказываются сотрудничать,

обвиняя нас в том,

что

наша

задача

учить,

но

и

как

итог

сами

не

могут

ничего

сделать.

Работая в этом направлении, из опыта работы у нас имеются

случаи, как с положительным результатом, так и с отрицательным.

Приведу несколько примеров:

**** В доме для подростка были созданы все условия, дочка

обожаемая и любимая в семье, но конфликт с матерью привел к

тому, что девушка ушла из дома «в никуда». Определенного места

жительства не имела (одну ночь у одной подруги, другие ночи у

следующих).

В

этот

период

подросток

вела

разгульный

образ

жизни. Появились пропуски занятий.

Мать активно участвовала в поисках дочери, сотрудничала со

школой по вопросам дополнительных консультаций по предметам,

принимала различные советы по коррекции своего поведения для

общения с дочерью. Школа так же обращалась за помощью в

органы

и

учреждения

системы

профилактики,

нами

написаны

ходатайства

в

опеку,

в

полицию,

собирались

совещания

с

представителями опеки. И всем вместе нам удалось переломить

эту ситуацию, девушка вернулась в семью, ей удалось успешно

закончить 9 классов и получить аттестат.

Другой случай:

**** Классным руководителем было замечено, что учащийся

пришел в школу с опозданием, внешний вид его не соответствовал

школьному. В тот же день классному рук. не удалось связаться с

матерью, тут же мы выехали по месту жительства. Там оказалось,

что мать находиться в состоянии опьянения, где её сын она не

могла пояснить, ночевал ли он дома тоже. Я начала выяснять о

наличии родственников подростка,

и оказалось, что бабушка в

данный период тоже находиться в неадекватном состоянии. В этот

же день с Администрацией школы приняли решение, обратиться в

службы и органы системы профилактики. В этот же день нами

были направлены ходатайства в ОДН, опеку и ЦСПСД. Уже в

конце рабочего дня подростка определили в центр, через 3 дня

мать пришла в нормальное состояние,

и ребенок вернулся в

семью. Мать в этот период сотрудничала со службами, прошла

лечение,

реабилитацию,

выполняла

все

необходимые

рекомендации специалистов. После этого, мы уже 2 года за семьей

продолжаем наблюдение и пока все нормально.

****

Объединю

еще

два

случая,

так

как

результат

в

обоих

одинаковый.

1-ый подросток воспитывается отцом, 2-ой родителями. В том

и другом случае родители злоупотребляют спиртными напитками,

нигде не работают. С прошлого учебного года у ребят возникли

трудности в обучении, появились итоговые неудовлетворительные

оценки,

пропуски

без

уважительных

причин,

далее

вовсе

перестали ходить в школу.

С

р о д и т е л я м и

э т и х

п о д р о с т ко в

т р уд н о

н а й т и

взаимопонимание,

один

родитель

сотрудничает

только

после

вмешательства

полиции,

другие

вовсе

кат е го р и ч е с к и

отказываются

сотрудничать

как

со

школой,

так

и

с

другими

органами.

Прошло полгода, и эти подростки превратились в реальных

правонарушителей и преступников. За это время у каждого уже по

3-4 отказа от возбуждения уголовного дела (по статьям - побои,

вооруженный

грабеж,

кража,

порча

имущества,

хулиганские

поступки, сексуальное развращение), один из них уже находиться

на условном наказании.

Подростки

в

тот

период

времени

часто

находились

без

надзора родителей, проживали отдельно (то у бабушки, то у мамы,

то

возвращались

обратно).

Родители

самостоятельно

не

принимали никаких мер по возвращению детей в семьи (только

после вмешательства полиции).

С о т р уд н и к а м и

ш ко л ы

п р о в о д и л и с ь

р а з л и ч н ы е

профилактические мероприятия: это и индивидуальные беседы,

как с подростками, так и с родителями,

они приглашались на Советы по профилактики,

мы выезжали с рейдами в семьи,

обращались с ходатайствами в ОДН, в опеку, КДН и ЗП –20 раз на

одного и 10 раз на другого - по изъятию подростков из семей, по

лишению родительских прав, по определению постоянного места

жительства и контроля над подростками.

В

отношении

родителей

неоднократно

были

составлены

протоколы об административном наказании по ст.5.35.

К сожалению, в настоящее время к этим подросткам и их

родителям мы не можем применить никаких других мер.

К сожалению в настоящее время ситуация не меняется. На

протяжении этого учебного года (периодами) они находились вне

образования, учебный материал не усвоен, по итогам года один

подросток будет не допущен к сдаче ОГЭ, другой третий раз будет

обучаться в 8 классе.

В ходе работы с разными категориями детей и их семьями, у

нас выработался

определенный план действий в части раннего

выявления

семейного

неблагополучия,

бродяжничества

и

т.д.

Опираясь на свой опыт и на утвержденный порядок выявления

детей и семей, находящихся в социально опасном положении нами

был

разработан

«Алгоритм

действий

сотрудников

школы

по

раннему выявлению детей и семей, находящихся в СОП» в нем

прописаны

действия

сотрудников

школы

в

части

раннего

выявления.

На педагогическом совете алгоритм был принят и

Администрацией школы утвержден.

И в завершении своего выступления хотелось бы выразить

свое мнение:

На каких бы этапах мы не выявляли случаи, какие бы условия

не создавала школа без родительского участия и без реальной

родительской ответственности,

к сожалению, в нашей работе

будут встречаться отрицательные результаты.

Спасибо за внимание!!!



В раздел образования