Автор: Маринина Жанна Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №59"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности социометрического статуса детей старшего дошкольного возраста и факторы влияния на него
Раздел: дошкольное образование
Особенности социометрического статуса детей старшего
дошкольного возраста и факторы влияния на него
Социометрический статус детей старшего дошкольного возраста имеет
свои особенности и напрямую зависит от межличностных отношений внутри
детской
группы.
Проблема
становления
и
развития
межличностных
отношений детей привлекает внимание как психологов, так и педагогов. Этой
теме
посвящено
значительное
число
экспериментальных
и
теоретических
исследований, в том числе В.К. Котырло, Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина и др.
К старшему дошкольному возрасту происходит явная дифференциация
детей
по
их
положению
в
группе:
одни
дети
становятся
более
предпочитаемыми
для
большинства
сверстников,
другие
не
пользуются
особой популярностью — либо отвергаются, либо остаются незамеченными.
Обычно в детской группе выделяются 2—3 ребенка, обладающих наибольшей
привлекательностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом, охотно
выполняют их просьбы. Наряду с этим выделяются дети вовсе непопулярные
— их не принимают в игры, мало общаются, не хотят уступать им игрушки.
Остальная
часть
детей
располагается
между
этими
двумя
«полюсами».
Следует
отметить,
что
структура
детского
коллектива,
т.
е.
количество
предпочитаемых и отвергаемых детей и их личностные характеристики, во
многом зависит от конкретной группы и от стратегии воспитателя. Бывают
группы, в которых явно выделяются 2—3 предпочитаемых всеми ребенка, и
значительное число отвергаемых. В то же время в некоторых детских группах
такая жесткая дифференциация отсутствует: отвергаемых детей практически
нет, а число предпочтений детей распределяется примерно поровну среди
всех
членов
группы.
Такая
атмосфера
в
детской
группе,
когда
нет
изолированных
и
отвергаемых
и
когда
внимание
и
симпатии
других
достаются
всем
примерно
поровну,
более
благоприятна
для
развития
личности ребенка [3].
Я.Л.
Коломенский
утверждает,
что
свой
выбор
предпочитаемого
товарища
ребенок
осуществляет
путем
примеривания
сверстника
к
имеющемуся
у
него
идеалу.
М.И.
Лисина,
рассматривая
оценочные
отношения, определяет их как процессы сравнения, и оценивания, которые
возникают
при
восприятии
детьми
друг
друга.
Чтобы
оценить
другого
ребенка, надо его воспринять, увидеть и квалифицировать с точки зрения уже
существующих
в
этом
возрасте
оценочных
эталонов
и
ценностных
ориентаций
группы
детского
сада.
Эти
ценности,
определяющие
взаимооценки детей, формируются под влиянием окружающих взрослых [1].
Е.О. Смирнова указывает на черты, которые отличают популярных детей от
непопулярных, среди которых доброта, отзывчивость, способность помочь и
уступить, доброжелательность. В основе всех этих качеств лежит особое
отношение к сверстнику, которое можно охарактеризовать как личностное.
Поэтому такие дети легко уступают и помогают сверстникам, делятся с ними
и не воспринимают чужие успехи как свое поражение. Такое отношение к
сверстникам
складывается
у
некоторых
детей
уже
к
концу
дошкольного
возраста
и
именно
оно
делает
ребенка
популярным
и
предпочитаемым
сверстниками, успешным в сфере общения. У детей, которые отвергаются
сверстниками,
напротив,
преобладает
отчужденное
отношения
к
другим
детям
[4].
В
основе
популярности
дошкольников
лежит
эмоциональное
отношение к сверстнику, которое выражается в различных эмоциональных
проявлениях
и
в
реальной
помощи
другим
детям.
Популярные
дети,
в
отличие от непопулярных, практически никогда не безразличны к действиям
сверстника, сопереживают другим, радуются успехам сверстника, огорчаются
промахам [3]. В результате формирования в сознании у детей эталона-идеала
сверстника, а также черт характера, соответствующих этому эталону мы
сможем
формировать
благоприятный
социометрический
статус
у
большинства детей группы. Значимыми для дошкольников являются те дети,
с которыми они больше взаимодействуют.
А Коломенский считает, что
взаимоотношения
и
общение
неразрывно
взаимосвязаны,
отношения
возникают в общении и отражают его особенности [2]. Отсюда следует, что
чем чаще дети взаимодействуют, тем благоприятнее будут складываться их
взаимоотношения
и
повышаться
социометрический
статус.
Симпатии
ровесников к дошкольнику или его положение в группе связаны и с тем,
насколько он удовлетворяет имеющиеся у них потребности в общении [2].
Исследование О.О. Папир (под руководством Т.А. Репиной) обнаружило, что
популярные
дети
часто
сами
имеют
обостренную,
ярко
выраженную
потребность в общении и в признании, которую стремятся удовлетворить.
Если
взаимодействие
детей
будет
строиться
на
удовлетворении
их
потребности в общении, то оно будет более длительным, продуктивным,
сближающим детей. На популярность детей дошкольного возраста также
влияют
игровые
способности.
Характер
социальной
активности
и
инициативности
дошкольников
в
сюжетно-ролевых
играх
обсуждался
в
работах Т. В. Антоновой, В. С. Мухиной, Т. А. Репиной, А. А. Рояк и др.
Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре
неодинаково — одни выступают в роли ведущих, другие — в роли ведомых.
Положение ребенка в группе часто переносится на положение детей в играх,
то есть высокостатусные дети чаще занимают главные роли в игре. Возможно
и
обратное
влияние.
Давая
детям
возможность
занимать
лидирующие
позиции
в
игре,
мы
можем
стимулировать
тем
с амым
р о с т
социометрического статуса, влияя на реальные отношения через игровые. В
исследовании
Т.
А.
Репиной
позиция
и
положение
ребенка
в
группе
исследовались
в
связи
с
успешностью
ребенка
в
деятельности.
Было
показано, что повышение успешности в деятельности увеличивает число
положительных форм взаимодействия и повышает социометрический статус
ребенка. Этот фактор тесно связан с предыдущим. В игре необходимо ставить
низкостатусного ребенка в ситуацию успеха, оказывать ему всевозможную
поддержку
и
предлагать
ему
только
те
роли,
с
которыми
он
способен
справиться, где бы ребенок мог продемонстрировать успешность в какой-
либо деятельности. Признание других людей повышает активность детей в
общении [3].
С точки зрения вышеперечисленных исследований факторы, влияющие
на величину социометрического статуса, могут быть разные. Среди которых
можно
выделить:
соответствие
эталону-идеалу
ребенка,
частота
взаимодействия между собой, качества личности, игровые способности и
успешность в различных видах деятельности дошкольника, удовлетворение
коммуникативных
потребностей
друг
друга,
эмоциональное
отношение
к
сверстнику, признание со стороны окружающих.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Лисина,
Н.
И.
Общение,
личность
и
психика
ребенка
[Текст]
/
М.И.
Лисина; отв. ред. А. Г. Рузская. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 384 с.
2.
Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] : под ред. А.Г.
Рузской. – Москва : Педагогика, 1989. - 216 с.
3.
Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] : учебник для студ. высш. пед.
учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – Москва : ВЛАДОС, 2006. – 366 с.
4.
Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] : учебное
пособие / Е.О Смирнова. - Москва: Академия, 2000. - 160 с.