Напоминание

Особенности социометрического статуса детей старшего дошкольного возраста и факторы влияния на него


Автор: Маринина Жанна Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №59"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности социометрического статуса детей старшего дошкольного возраста и факторы влияния на него
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности социометрического статуса детей старшего

дошкольного возраста и факторы влияния на него

Социометрический статус детей старшего дошкольного возраста имеет

свои особенности и напрямую зависит от межличностных отношений внутри

детской

группы.

Проблема

становления

и

развития

межличностных

отношений детей привлекает внимание как психологов, так и педагогов. Этой

теме

посвящено

значительное

число

экспериментальных

и

теоретических

исследований, в том числе В.К. Котырло, Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина и др.

К старшему дошкольному возрасту происходит явная дифференциация

детей

по

их

положению

в

группе:

одни

дети

становятся

более

предпочитаемыми

для

большинства

сверстников,

другие

не

пользуются

особой популярностью — либо отвергаются, либо остаются незамеченными.

Обычно в детской группе выделяются 2—3 ребенка, обладающих наибольшей

привлекательностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом, охотно

выполняют их просьбы. Наряду с этим выделяются дети вовсе непопулярные

— их не принимают в игры, мало общаются, не хотят уступать им игрушки.

Остальная

часть

детей

располагается

между

этими

двумя

«полюсами».

Следует

отметить,

что

структура

детского

коллектива,

т.

е.

количество

предпочитаемых и отвергаемых детей и их личностные характеристики, во

многом зависит от конкретной группы и от стратегии воспитателя. Бывают

группы, в которых явно выделяются 2—3 предпочитаемых всеми ребенка, и

значительное число отвергаемых. В то же время в некоторых детских группах

такая жесткая дифференциация отсутствует: отвергаемых детей практически

нет, а число предпочтений детей распределяется примерно поровну среди

всех

членов

группы.

Такая

атмосфера

в

детской

группе,

когда

нет

изолированных

и

отвергаемых

и

когда

внимание

и

симпатии

других

достаются

всем

примерно

поровну,

более

благоприятна

для

развития

личности ребенка [3].

Я.Л.

Коломенский

утверждает,

что

свой

выбор

предпочитаемого

товарища

ребенок

осуществляет

путем

примеривания

сверстника

к

имеющемуся

у

него

идеалу.

М.И.

Лисина,

рассматривая

оценочные

отношения, определяет их как процессы сравнения, и оценивания, которые

возникают

при

восприятии

детьми

друг

друга.

Чтобы

оценить

другого

ребенка, надо его воспринять, увидеть и квалифицировать с точки зрения уже

существующих

в

этом

возрасте

оценочных

эталонов

и

ценностных

ориентаций

группы

детского

сада.

Эти

ценности,

определяющие

взаимооценки детей, формируются под влиянием окружающих взрослых [1].

Е.О. Смирнова указывает на черты, которые отличают популярных детей от

непопулярных, среди которых доброта, отзывчивость, способность помочь и

уступить, доброжелательность. В основе всех этих качеств лежит особое

отношение к сверстнику, которое можно охарактеризовать как личностное.

Поэтому такие дети легко уступают и помогают сверстникам, делятся с ними

и не воспринимают чужие успехи как свое поражение. Такое отношение к

сверстникам

складывается

у

некоторых

детей

уже

к

концу

дошкольного

возраста

и

именно

оно

делает

ребенка

популярным

и

предпочитаемым

сверстниками, успешным в сфере общения. У детей, которые отвергаются

сверстниками,

напротив,

преобладает

отчужденное

отношения

к

другим

детям

[4].

В

основе

популярности

дошкольников

лежит

эмоциональное

отношение к сверстнику, которое выражается в различных эмоциональных

проявлениях

и

в

реальной

помощи

другим

детям.

Популярные

дети,

в

отличие от непопулярных, практически никогда не безразличны к действиям

сверстника, сопереживают другим, радуются успехам сверстника, огорчаются

промахам [3]. В результате формирования в сознании у детей эталона-идеала

сверстника, а также черт характера, соответствующих этому эталону мы

сможем

формировать

благоприятный

социометрический

статус

у

большинства детей группы. Значимыми для дошкольников являются те дети,

с которыми они больше взаимодействуют.

А Коломенский считает, что

взаимоотношения

и

общение

неразрывно

взаимосвязаны,

отношения

возникают в общении и отражают его особенности [2]. Отсюда следует, что

чем чаще дети взаимодействуют, тем благоприятнее будут складываться их

взаимоотношения

и

повышаться

социометрический

статус.

Симпатии

ровесников к дошкольнику или его положение в группе связаны и с тем,

насколько он удовлетворяет имеющиеся у них потребности в общении [2].

Исследование О.О. Папир (под руководством Т.А. Репиной) обнаружило, что

популярные

дети

часто

сами

имеют

обостренную,

ярко

выраженную

потребность в общении и в признании, которую стремятся удовлетворить.

Если

взаимодействие

детей

будет

строиться

на

удовлетворении

их

потребности в общении, то оно будет более длительным, продуктивным,

сближающим детей. На популярность детей дошкольного возраста также

влияют

игровые

способности.

Характер

социальной

активности

и

инициативности

дошкольников

в

сюжетно-ролевых

играх

обсуждался

в

работах Т. В. Антоновой, В. С. Мухиной, Т. А. Репиной, А. А. Рояк и др.

Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре

неодинаково — одни выступают в роли ведущих, другие — в роли ведомых.

Положение ребенка в группе часто переносится на положение детей в играх,

то есть высокостатусные дети чаще занимают главные роли в игре. Возможно

и

обратное

влияние.

Давая

детям

возможность

занимать

лидирующие

позиции

в

игре,

мы

можем

стимулировать

тем

с амым

р о с т

социометрического статуса, влияя на реальные отношения через игровые. В

исследовании

Т.

А.

Репиной

позиция

и

положение

ребенка

в

группе

исследовались

в

связи

с

успешностью

ребенка

в

деятельности.

Было

показано, что повышение успешности в деятельности увеличивает число

положительных форм взаимодействия и повышает социометрический статус

ребенка. Этот фактор тесно связан с предыдущим. В игре необходимо ставить

низкостатусного ребенка в ситуацию успеха, оказывать ему всевозможную

поддержку

и

предлагать

ему

только

те

роли,

с

которыми

он

способен

справиться, где бы ребенок мог продемонстрировать успешность в какой-

либо деятельности. Признание других людей повышает активность детей в

общении [3].

С точки зрения вышеперечисленных исследований факторы, влияющие

на величину социометрического статуса, могут быть разные. Среди которых

можно

выделить:

соответствие

эталону-идеалу

ребенка,

частота

взаимодействия между собой, качества личности, игровые способности и

успешность в различных видах деятельности дошкольника, удовлетворение

коммуникативных

потребностей

друг

друга,

эмоциональное

отношение

к

сверстнику, признание со стороны окружающих.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Лисина,

Н.

И.

Общение,

личность

и

психика

ребенка

[Текст]

/

М.И.

Лисина; отв. ред. А. Г. Рузская. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 384 с.

2.

Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] : под ред. А.Г.

Рузской. – Москва : Педагогика, 1989. - 216 с.

3.

Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] : учебник для студ. высш. пед.

учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – Москва : ВЛАДОС, 2006. – 366 с.

4.

Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] : учебное

пособие / Е.О Смирнова. - Москва: Академия, 2000. - 160 с.



В раздел образования